Россия
В последние годы особое значение как с точки зрения отечественной экономики, так и в рамках развития трансграничных хозяйственных связей придается корпорациям как основным, наиболее крупным субъектам экономической деятельности, обладающим характеристиками, отличающими их от иных организационных форм в правовом и экономическом аспектах. Проблему определения корпораций необходимо рассматривать сразу в нескольких контекстах, при изучении которых становятся очевидными особенности корпоративных структур. В статье приводится анализ понятия «корпорация» в формальном смысле и в практике складывающихся в Российской Федерации экономических отношений.
корпорация, корпоративные отношения, хозяйственное общество, товарищество, организационно-правовая форма
Введение. Корпоративные отношения и корпорации как формы организации экономических, хозяйственных и юридических единиц приобрели актуальное значение в современной российской экономической практике с начала формирования в России системы рыночных отношений. При этом долгое время отечественная экономическая архитектура находилась в состоянии своеобразного «мировоззренческого» поиска правильного понимания правовой и экономической сущности корпораций, возможности инкорпорации подобной организации в структуру экономических отношений, складывающихся на внутреннем рынке. Практически хаотичное развитие российской экономики в процессе перестройки и дальнейшего обособления отечественного рынка от союзной конъюнктуры привело к множественности в определении корпораций с точки зрения экономической теории и собственно практики хозяйственных отношений. Поиски наиболее точного определения корпораций и их значения в рамках российской экономической конъюнктуры все еще не завершены.
С учетом тенденции интенсификации глобализационных и интеграционных процессов, влияющих на международные экономические отношения, корпорации и их точная дефиниция становятся объектом пристального внимания в научном, правовом, экономическом и иных контекстах. Проблема определения корпораций в экономической теории разрабатывалась выдающимися зарубежными и отечественными учеными: П. Самуэльсон, В. Нордхаус, Дж. К. Лафта, Б.З. Мильнер, С.В. Авдашева, Н.М. Розанова, М.А. Эскиндаров, Н.Б. Сонькин, И.Ю. Храброва и другие исследователи.
Основная часть. Процесс формирования единого экономического пространства в международном и региональных измерениях стал прямым следствием достижения абсолютно нового уровня развития трансграничных экономических связей, рост и укрепление которых в преимущественной степени обусловлены прогрессивными завоеваниями научно-технического развития. В нынешних условиях происходят качественные изменения конфигурации рынков, в которых основными хозяйствующими субъектами становятся корпорации, по своим экономическим показателям способные конкурировать наравне с государствами.
При рассмотрении проблемы определения термина «корпорация» с точки зрения его содержания в американской экономической школе можно выделить несколько теорий. Высокая степень экономического развития США сопровождалась столь же бурным развитием теорий экономического характера о различных общностях, занимающихся коллективной, совместной предпринимательской деятельностью. Согласно исторически первой теории, корпорация – это фикция, создающаяся с дозволения государства для ведения коммерческой или некоммерческой деятельности. В соответствии с теорией корпоративного реализма, корпорации являются объединениями, которые существуют независимо от своих членов и государства. В более позднем понимании данная теория в качестве основообразующей характеристики корпорации называла рассредоточенность принадлежащей корпорации собственности, что приводит к усилению собственно корпоративных органов (менеджмент) в управлении и принятии экономически значимых решений. Агрегационная теория определяет корпорацию как объединение договаривающихся частных лиц, воедино складывающих инвестиционный капитал для достижения совместных целей.
Немецкая экономическая школа XIX века, следуя некоторым теоретическим установлениям древнеримского общества (согласно которым хозяйствующими субъектами могли быть частные союзы), понимала под корпорацией объединение индивидов, являющееся как бы коллективным лицом. С другой стороны, в качестве присущей корпорации особенности выделялась цель создания и деятельности, которая могла даже противоречить целям отдельных участников такого объединения. В современной Германии к корпорациям принято относить акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Сама корпорация понимается как объединение, характеризующееся очевидной самостоятельностью от своих участников. Сходные представления о значении и содержании термина «корпорация» бытуют во Франции, где корпорация все еще является скорее теоретическим инструментом, нежели реально регулируемой правом страны структурой. В дореволюционной России так же, как и в Германии, корпорация понималась как объединение физических или юридических лиц, обладающее самостоятельной волей.
При сопоставлении нескольких экономических направлений можно условно говорить о двух видах трактовки исследуемого понятия: широком и узком. В последнем корпорация скорее является отдельной разновидностью юридического лица, организационно-экономической формой, тогда как в более широком понимании корпорация – понятие более общее, включающее в себя несколько разновидностей организационных структур, видов предпринимательской деятельности и даже систем.
Российская Федерация, впервые столкнувшаяся с необходимостью более конкретного осмысления соответствующего термина в 1991 г., длительный период времени не имела точных юридических границ или очертаний, которые бы позволили определить их место в российской практике. Специфика понимания термина «корпорация» в российской экономической практике также связана с тем фактом, что возникновению отечественных корпораций предшествовал процесс приватизации государственных предприятий и народного хозяйства в условиях дефицитности денежного капитала. Динамичное развитие рыночных отношений привело к появлению различных концепций, определяющих корпорации.
В массиве экономических исследований достаточно часто упоминается мнение о тождественности корпораций и акционерных обществ. В соответствии с данной трактовкой, корпорациям характерно наличие лишь ограниченной ответственности владельцев или акционеров по обязательствам организации, возможности получения дивидендного дохода, способности привлекать дополнительные финансовые ресурсы на финансовых рынках, при этом особое место в деятельности корпораций занимают менеджеры, управляющие. В экономической практике 1990-х гг. российские корпорации функционировали в виде акционерных обществ, при этом основной, особенной характеристикой данной формы организации являлось объединение капиталов вкладчиков.
Углубляя такую тождественность, некоторые авторы утверждают о родовом характере понятия «акционерное общество», тогда как корпорацию они признаю в качестве одной из разновидностей акционерного общества, к числу основных признаков которой относятся: трансграничность экономической активности, значительная капитализация, а также доминирующее положение на рынке.
Т.В. Кашанина определяет корпорацию как объединение лиц или капиталов, нацеленное на осуществление общественно полезной деятельности.
Корпорация также рассматривается как коммерческая организация, существующая исключительно в виде хозяйственного общества или товарищества.
Н.Б. Сонькин понимает под корпорацией объединение юридических лиц, которое само по себе статусом юридического лица не обладает.
Согласно другому мнению, корпорация представляет собой трехмерную хозяйственную систему, в которой выделяются финансовое, промышленно-экономическое и управленческое звенья.
Дж. К. Лафта определяет корпоративную организацию с точки зрения наличия у такой единицы особой корпоративной культуры, характеризующейся централизацией и авторитарностью руководства, конкуренцией с иными объединениями в рамках экономической деятельности.
Современная экономическая литература также рассматривает корпорацию как коллективное объединение, союзное общество или совокупность юридических лиц.
Научные и практические изыскания, как показано выше, привели к достаточно широкому пониманию корпораций в российской экономической практике. Корпорациями в большинстве случаев признавались хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими или физическими лицами для совместного ведения бизнеса, достижения общих целей, связанные общностью имущественного комплекса, единой организационной структурой и идентичными интересами.
Примечательна в данном контексте и правовая судьба понятия корпорации. В 1999 г. в законодательство РФ вводится понятие государственной корпорации. Под последним понимается некоммерческая организация, не имеющая членства, учреждаемая федеральным законом РФ на основе имущественного взноса для осуществления общественно полезных функций. В следующие 15 лет российский законодатель не привносит каких-либо существенных изменений в правовое регулирование данной области экономических отношений, и лишь в 2014 г. в Гражданском кодексе появляются деление юридических лиц на корпоративные и унитарные. Под корпорациями закон в его современной формулировке подразумевает юридические лица, учредители или участники которых участвуют в них и формируют высший орган корпорации, то бишь общее собрание ее участников. К корпоративным юридическим лицам относятся: товарищества, хозяйственные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации и движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, а также общины коренных малочисленных народов РФ. Как видно из приведенных установлений российского законодательства, корпорация – это общее понятие, объединяющее как коммерческие, так и некоммерческие структуры, основополагающей характеристикой которого является право членства участников и формирование ими высшего органа подобного юридического лица. Данная широкая трактовка позволила создать единый правовой «зонтик», закрепляющий общие положения, регулирующие статус корпоративных юридических лиц. Более того, обновленное правовое регулирование привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (появляется даже норма о восстановлении корпоративного контроля, защищающая участников корпораций от неправомерных действий и злоупотреблений как со стороны инсайдеров, так и со стороны аутсайдеров).
Заключение. Формирование понятия «корпорация» в современной российской экономической трактовке происходило нелинейно, его дефиниция подвергалась множественным изменениям общего и специального характера, обусловленным параллельными процессами государственного строительства и перехода из командно-административной экономики к рыночным отношениям с сохранением контроля государства над отраслями и экономическими единицами, имеющими витальное значение для страны. Еще одним фактором, оказавшим немалое влияние на понятие корпораций в России, стала приватизация ранее принадлежавшего государству имущественного комплекса, послужившая основой появления первых корпоративных структур в России. Данные особенности становления корпоративных отношений в нашей стране значительно повлияли на сущность и формы самих корпораций, их понимание научным сообществом, закрепление юридического статуса оных и их реальное функционирование в собственно экономической практике в новых рыночных условиях.
В настоящее время термин «корпорация» получил свое окончательное значение в виде абстрактного понятия, охватывающего своим содержанием коммерческие и некоммерческие организации, участники которых имеют право членства в таких структурах и формируют общее собрание участников как высший руководящий орган. Расширительное толкование разрешило ряд ранее существовавших противоречий, обезопасило членов корпорации с точки зрения защиты их прав, позволило выстроить единственно определенную иерархию корпоративных структур, отвечающую интересам экономической практики. Тем не менее, постоянное развитие экономических отношений требует параллельной корректировки существующих концепций и определений. В настоящее время особый интерес в контексте экономической теории представляет развитие цифрового экономического пространства, в рамках которого появляются ранее не существовавшие субъекты хозяйственной деятельности, генерирующие значительные реальные и виртуальные денежные потоки, не поддающиеся классическому регулированию со стороны компетентных органов и привычной теоретизации, свойственной экономике как науке. В связи с этим, данное направление будет привлекать все большее внимание со стороны множества стейкхолдеров, в том числе со стороны ведущих научных кругов. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
1. Авдашева С.В., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. - М.: Магистр, 1998.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Горбунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. Т.1 - М.: Экономическая школа, 1996.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
4. Гражданское и торговое право зарубежных государств : Учебник : В 2 т. / Отв. ред. проф. А.С. Комаров, проф. А.А. Костин, проф. О.Н. Зименкова, доц. Е.В. Вершинина. Т. 1 : Общая часть. - Москва : Статут, 2019.
5. Кашанина Т.В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ). - М.: НОРМА - ИНФРАМ, 1999.
6. Коваленко Б.Б., Галабурда Г.С., Черток Л.Е. Институт корпоративного управления: особенности и основные тенденции развития российской модели: монография. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009.
7. Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов ; под ред. М.А. Эксиндарова, М.А. Федотовой. - М. : КНОРУС, 2016.
8. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации. - М.: Русская деловая литература, 1999.
9. Маслеченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансовопромышленные корпорации России. - М.: ДеКа, 1999.
10. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России. Правовой статус и основы деятельности. М.: Изд-во «Дело», 007.
12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.
13. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // Драчева Е.Л., Либман А.М. // Менеджмент в России и за рубежом > №4 2001.
14. Сонькин Н.Б. Корпорации: Теоретические и прикладные проблемы. - М.: Московская высшая языковая школа, 1999.
15. Страхова Л.П., Бартенев А.Е. Корпоративные образования в современной экономике.//Менеджмент в России и за рубежом. - 2000.
16. Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2000.
17. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
18. Хаматханова А.М. Роль российских корпораций в обеспечении экономического роста // Российское предпринимательство. 2014. №11 (257). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-rossiyskih-korporatsiy-v-obespechenii-ekonomicheskogo-rosta.
19. Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996.
20. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: Вопросы интеграции. М.: АЛЬПИНА, 2000.