Рязань, Рязанская область, Россия
Рязань, Рязанская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 654 Специальные и отраслевые экономики. Экономика межотраслевых комплексов
BISAC BUS092000 Development / General
В статье представлены результаты исследования современных тенденций, проблем и перспективных направлений инновационного развития российской экономики. Определены риски сохранения низких темпов инновационного развития российской экономики. Выявлены причины, определяющие сдерживание инновационного развития экономики. На примере Республики Татарстан показана целесообразность увеличения внутренней переработки сырья в рамках отечественных инновационных технологических процессов. Обозначены перспективные направления повышения темпов инновационного развития экономики.
инновации, инвестиции, развитие, экспорт, импортозамещение
Национальное экономическое развитие в современных условиях в значительной степени определяется уровнем развития инновационной сферы. Очевидно, что ориентированные на экспорт ресурсов экономики смогут в среднесрочной перспективе демонстрировать удовлетворительные показатели экономического роста и развития, однако в долгосрочной перспективе ресурсоемкие экономики с высокой степенью вероятности станут периферией мирового разделения труда. Опыт Австралии, Канады, Саудовской Аравии, Катара и др. стран, драйвером экономики которых является сырьевой экспорт подтверждает высокий потенциал моделей ресурсоемких экономик, однако, анализ динамики мировых цен на основные сырьевые товарные позиции подтверждает высокие риски при ориентации на экспорт сырья.
Проблематика инновационного развития российской экономики получила развитие в работах Скудаловой О.В. [1], Арсеньевой Н.В., Путятиной Л.М., Барсовой Т.Н. [2], Бабиковой А.В., Корсакова М.Н. [3], Дъяконовой И.Б. [4], Морозовой И.А. [5], Мурафы А.А. [6], Будо Д.А. [7], Кумехова К.К., Козловской Е.А., Суровой Н.Ю. [8], Сагдеевой А.А., Гусаровой И.А., Павловой И.В. [9], Королева В.Г. [10], Иовлева Г.А., Голдиной И.И. [11].
Несмотря на существенное внимание к данному комплексу вопросов, остается нерешенным широкий перечень аспектов исследуемой темы.
Отрицательные биржевые цены на нефть (один из основных экспортных российских товаров) весной 2020 г. – событие беспрецедентное и уникальное. Но следует учитывать тот факт, что резкое изменение конъюнктуры сырьевых рынков – реальность, которая может привести к существенным кризисным явлениям в отдельных национальных экономиках.
В этих условиях наиболее перспективным является определение в качестве приоритета – инновационного пути развития, направленного на создание принципиально новых продуктов, производственных процессов и т.д. Для нашей страны данное направление развития прежде всего означает увеличение объемов внутренней переработки сырья в рамках инновационных производственных процессов.
Удачным примером в данном случае является нефтехимическая отрасль Республики Татарстан, которая продемонстрировала устойчивость в кризисных условиях 2020 г. Используя высокие цены на нефть в период 2000-х г.г. в республике было осуществлено строительство и модернизация ряда крупных предприятий по переработке местной нефти, которая характеризуется высоким содержанием серы и др. примесей. К 2020 г. в республике перерабатывалось более 72% добываемой нефти. Тяжелые сорта татарстанской нефти относительно менее конкурентоспособны на мировом рынке и в условиях, когда для того, чтобы продать легкие сорта нефти в 2020 г. биржевым торговцам приходилось оплачивать премию покупателям (фактическое проявление отрицательных цен), вертикально интегрированные производственные комплексы Республики Татарстан осуществляли переработку своего сырья и выпускали конечную продукцию, ориентированную на внутренний и внешний рынок. Ценовые риски для них были гораздо менее существенными.
Таким образом, инновационное развитие российской экономики – прежде всего следует рассматривать, как направление по замещение экспортных объемов поставки сырья его направлением на внутреннюю переработку в рамках производственных процессов, основанных на российских технологиях и оборудовании. Закупка иностранных технологий и аутсорсинг услуг при организации производственных процессов позволяет на определенном этапе получить определенные результаты, однако, в дальнейшем возникают риски санкций и остановки реализуемых проектов.
Таким образом, актуальной задачей становится развитие внутреннего производства, основанного на использовании отечественной минерально-сырьевой базы в рамках инновационных технологических процессов, разработанных в России. При этом, принципиальным является то, что основой для всего вышеперечисленного должны стать внутренние российские инвестиции.
В тоже время, примечательна структура внешнеторгового оборота Республики Татарстан и Турецкой Республики в 2019 г. (рис. 1)
Рис. 1. Структура внешнеторгового оборота Республики Татарстан и Турецкой Республики в 2019 г.
Основные показатели и динамика товарооборота Республики Татарстан с Турецкой Республикой в период с 2014 по 2019 г., по данным Татарстанской таможни, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели и динамика товарооборота Республики Татарстан с Турецкой Республикой в период, тыс. долларов США (2014 – 2019 г.)
№ п.п. |
Показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
ВТО |
508644,0 |
356022,1 |
215530,1 |
303946,0 |
313949,5 |
481028,3 |
2 |
Экспорт из РТ |
183238,7 |
225943,6 |
111241,2 |
144303,7 |
119975,1 |
270775,3 |
3 |
Импорт в РТ |
325405,3 |
130078,5 |
104288,9 |
159642,3 |
193974,4 |
210253,0 |
Значительная часть экспорта Республики Татарстан – продукты нефтепереработки, в то время, как турецкий импорт – преимущественно машины и оборудование. Данная ситуация характерна для всей Российской экономики, зависимой от импорта высокотехнологичной продукции машиностроения, электроники и др. инновационноемких отраслей.
Сохранение такого рода тенденций создает риски для отечественной экономики. В значительной степени эти риски концентрируются в следующих сферах:
- Иностранные санкции. Целый ряд перспективных проектов в добыче и транспортировке полезных ископаемых, энергетике, транспортной сфере, машиностроении и др. отраслях были заморожены (или приостановлены) в результате иностранных санкций (прим. Северный поток-2, совместное производство высокоскоростных поездов Siemens, выход иностранных партнеров из проектов по шельфовой добыче нефти в Арктике и т.д.).
- Конъюнктура сырьевых рынков. Резкое изменение цен на мировых сырьевых рынках негативно влияет на российский сырьевой экспорт. Низкие цены – снижают объемы валютной выручки и поступлений в консолидированный бюджет, высокие цены – заставляют потребителей пересматривать стратегию своего ресурсного обеспечения в пользу отказа от использования сверхдорогого сырья.
- Накопление стратегического отставания в высокотехнологическом производстве определяет утрату компетенций и сложности в их освоении. Технологическое лидерство иностранных конкурентов определяет их присутствие на внутреннем рынке и затрудняет импортозамещение, не говоря об экспортных поставках продукции.
Таким образом, инновационное развитие российской экономики – единственный путь развития, который позволяет компенсировать вышеперечисленные риски и нейтрализовать угрозы, которые материализуются в мировой экономике.
Решение вопросов повышения инновационного потенциала российской экономики требует решения двух групп вопросов: финансовых и организационно-экономических. Финансовое обеспечение инновационного развития – предполагает мобилизацию значительных ресурсов, которые могут быть направлены в сферу исследований и разработок. Организационно-экономическое обеспечение направлено на создание модели эффективного использования ресурсов, создание соответствующей национальной экосистемы генерации и масштабирования инновационных технологий.
Решение каждой из вышеперечисленных групп вопросов очевидно требует изучения и использования иностранного опыта, однако простое его копирование в российских условиях очевидно следует оценить, как малоперспективное. Передовые зарубежные практики следует адаптировать с учетом всех особенностей российской экономики и деятельности научных организаций.
По данным Bloomberg в 2018 г. Россия заняла 25 место в мире по уровню инновационного развития. При этом целый ряд стран с преобладающим сырьевыми секторами экономики заняли более высокие места США (11 место), Норвегия (15 место), Австралия (18 место), Канада (22 место). Инфографика, представленная на рис. 2 демонстрирует распределение мест в топ-10 данного рейтинга.
Рис. 1. Топ-10 рейтинга инновационного развития стран по версии Bloomberg в 2018 г. [12]
Сохранение текущих тенденций, отсутствие эффективных мер по повышению инновационной активности российского бизнеса – определяют дальнейшее ухудшение данной ситуации и переход отечественной экономики в число отстающих. Дальнейшее накопление такого рода отставания в случае материализации перечисленных выше рисков может оказать крайне неблагоприятные последствия для нашей страны.
1. Скудалова О.В. Обоснование необходимости развития инклюзивной экономики в условиях инновационного развития общества (на примере Российской Федерации) // Управление в социальных и экономических системах. 2020. № 29. С. 30-31.
2. Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Барсова Т.Н. устойчивость развития научно-производственных организаций (НПО) в условиях инновационного развития экономики России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2019. № 2. С. 37-44.
3. Бабикова А.В., Корсаков М.Н. Становление и развитие форм организации промышленного производства в контексте инновационного развития экономики // Успехи современной науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 105-109.
4. Дъяконова И.Б. Концептуальные подходы к развитию стратегического взаимодействия образования и бизнеса в условиях инновационного развития экономики // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 13 (73). С. 67-72.
5. Морозова И.А. Развитие государственно-частного партнерства как необходимое условие инновационного развития экономики России // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2012. № 3. С. 91-96.
6. Мурафа А.А. Стимулирование развития икт-услуг в рамках инновационного развития отдельных отраслей экономики // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 3. С. 921-930.
7. Будо Д.А. Методы совершенствования развития малого бизнеса в инновационной сфере развития экономики РФ // Вестник науки и образования. 2020. № 1-2 (79). С. 16-18.
8. Кумехов К.К., Козловская Е.А., Сурова Н.Ю. Человеческий капитал как фактор развития инновационной экономики: содержание, проблемы, направления развития // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2019. № 2. С. 98-104.
9. Сагдеева А.А., Гусарова И.А., Павлова И.В. Тенденции развития подходов к формированию инновационной среды в условиях циклического развития экономики // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17. № 7. С. 387.
10. Королев В.Г. Проблемы развития электроэнергетики в условиях перехода на инновационный путь развития экономики // Инновации и инвестиции. 2020. № 9. С. 8-12.
11. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Инновационное развитие экономики России как одно из направлений развития экономической науки // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 3 (101). С. 112-125.
12. Рейтинг инновационных экономик-2018: США выпали из десятки лидеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://theworldonly.org/rejting-innovatsionnyh-ekonomik-2018/