Рязань, Рязанская область, Россия
Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ОКСО 38.07.02 Экономическая бехопасность
ББК 6523 Планирование. Экономическое прогнозирование
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
В статье представлены результаты исследования государственной политики в сфере импортозамещения и ее влияние на отдельные сферы экономической безопасности. Выявлена сферы экономической безопасности, которые являются объектами влияния государственной политики импортозамещения. В числе данных сфер были определены продовольственная, финансовая, инновационно-инвестиционная, социальная, энергетическая, производственно-технологическая и внешнеторговая безопасность. Обоснован характер влияния государственной политики импортозамещения на каждую из сфер национальной экономической безопасности.
экономическая безопасность, импортозамещение, государственная политика, санкции, развитие
Государственная политика импортозамещения первоначально была сформулирована, разработана и внедрена как ответ на внешнее санкционное давление после событий 2014 г. В дальнейшем, данная политика получила существенное развитие в связи с нестабильностью на мировых сырьевых и валютных рынках, которые существенным образом оказывали влияние на инфляцию и платежеспособность населения. Развитие отечественного производства с прозрачным и прогнозируемым ценообразованием было определено Правительством Российской Федерации, как перспективное направление развития экономики. Отметим также, что финансовые и персональные санкции, введенные в отношении российских государственных деятелей и корпораций расширились, и к 2019 – 2020 г. приобрели секторальный характер. Были заблокированы поставки отдельных комплектующих, сырьевых и товарных позиций, важных с точки зрения реализации крупных инновационных проектов в машиностроении, добывающей и обрабатывающей промышленности. Отдельно стоит отметить санкции в отношении компаний, принимающих участие в инфраструктурных проектах (строительство трубопроводов, мостов и др. стратегических объектов). В этих условиях, проблематика импортозамещения получила новое существенное развитие, связанное с потребностью освоения всего перечня компетенций, позволяющих самостоятельно выпускать конкурентоспособную продукцию и реализовывать крупные инфраструктурные проекты без участия мировых лидеров, владеющих наиболее уникальными компетенциями в своих сферах.
На наш взгляд, очевидной является связь между дальнейшей реализацией государственной политики импортозамещения и процессами обеспечения экономической безопасности на национальном и региональном уровнях. С научной точки зрения, важным является вопрос обоснования характера взаимосвязи и влияния государственной политики импортозамещения на отдельные сферы экономической безопасности.
В научной литературе уделяется существенное внимание вопросам структурирования экономической безопасности на отдельные сферы. Предлагаются различные варианты декомпозиции экономической безопасности на отдельные составляющие. Выделение отдельных элементов декомпозиции осуществляется на основе обоснования элементов структуры [1], сфер жизнедеятельности [2], видов (обоснование типологизации) [3], а также отдельных составляющих экономической безопасности [4].
В работе Лапшина В.Ю. и Дементьева Н.В. [1] предлагается структура экономической безопасности, элементы которой представлены уровнями (мировой, государственный, региональный, локальный уровни, а также уровни общества и личности) и составляющими (продовольственная, сырьевая, энергетическая). В работе Козицына А.А. и Шибина А.В. [2] экономическая безопасность анализируется по 12 сферам безопасности жизнедеятельности (инвестиционная, производственная, научно-техническая, внешнеэкономическая, энергетическая, демографичекая, продовольственная, и экологическая безопасность, а также сферы уровня жизни, рынка труда и правопорядка). По мнению Климоновой А.Н. [3] экономическая безопасность классифицирована по отдельным видам, в частности обосновуется наличие следующих видов экономической безопасности: валютно-кредитная, инфляционная, сырьевая, внешнеэкономическая, промышленная, производственно-техническая.
В работе Кислощаева П.А. и Бурова В.Ю. [4] предлагается декомпозировать экономическую безопасность без учета уровней и сфер жизнедеятельности с выделением ряда составляющих (сфер). В числе данных составляющих (сфер) выделяются: политическая, международная, социальная, научно-техническая, глобальная, региональная, демографическая, экологическая, техногенная, энергетическая, производственная, продовольственная, финансовая, криминальная, экономическая безопасность предприятия и отдельных индивидов.
Гордиенко Д.В. [5] в своей работе предлагает структуру механизма обеспечения экономической безопасности, основными элементами которого определены следующие структурные элементы: сырьевая, информационная, технологическая, энергетическая, валютно-кредитная, экологическая, технико-производственная составляющие. Отметим, что нами также был проанализирован ряд работ со схожими подходами в которых предлагались различные функциональные зоны механизма обеспечения экономической безопасности [6; 7].
Анализ, систематизация и обобщение представленных выше подходов, позволяют нам обосновать следующий подход к определению сфер обеспечения экономической безопасности с точки зрения существенного влияния на них со стороны государственной политики импортозамещения (рис. 1)
Рис. 1. Сферы экономической безопасности – объекты влияния государственной политики импортозамещения
Реализация государственной политики импортозамещения в сфере продовольственной безопасности направлена прежде всего на локализацию всей цепочки создания потребительской ценности в производстве всех товаров потребительской корзины, которые могут производиться на территории страны. В данном случае следует сделать акцент на том, что производство конечного продукта из товаров, закупленных за рубежом не обеспечивает продовольственной безопасности, а наоборот создает более существенные угрозы и возможности возникновения неблагоприятных последствий в случае материализации рисков. В качестве примера следует отметить ситуацию, возникшую в I квартале 2021 г., когда наблюдался двукратный рост стоимости инкубационного яйца. По данной позиции наша страна импортозависима на 30% и с целью снижения напряженности на рынке, а также сдерживания цен на конечную продукцию (мясо птицы) рассматривался вариант снятия российских контрсанкций с некоторых стран Европейского союза для возобновления поставок данного товара и уменьшения его дефицита на нашем рынке.
К моменту начала политики контрсанкций в 2013 г. 74 российских птицефабрики находились в реестре банкротств. Начиная с 2014 г., несмотря на общий рост производства продукции птицеводства ряд негативных тенденций в деловой активности анализируемой отрасли сохранился. Зависимость от импорта оборудования птицеводческих хозяйств, ветеринарных препаратов, кормовых добавок и др. расходных материалов в условиях нестабильности курса национальной валюты оказывают существенное давление на отрасль (птицеводство), которая в период 2014 – 2020 г.г. рассматривалась, как один из наиболее удачных примеров импортозамещения. Как следствие, в профессиональной деловой прессе все чаще встречаются новые информационные сообщения о банкротствах птицеводческих предприятий. [8; 9; 10; 11]
Данная ситуация характерна и для растениеводства, где доля импортных поставок посевного материала, средств защиты растений и др. расходных материалов также сохраняется на высоком уровне. В гораздо более высокотехнологичных отраслях экономики (машиностроение, авиастроение, судостроение, микроэлектроника и т.д.) наблюдается еще более сложная ситуация с ростом уровня зависимости от импортных поставок комплектующих, расходных материалов, полуфабрикатов и т.д.
Инновационно-инвестиционная безопасность в значительной степени также зависит от реализации политики импортозамещения. Важной задачей является разработка, внедрение и коммерциализация результатов российских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также масштабирование их применения, основанное на внутренних инвестициях. Практика использования иностранных высокотехнологичных решений, закупка которых финансируются экспортной выручкой или иностранными кредитами фактически определяет долгосрочный тренд на технологическую деградацию российской экономики. Иностранные санкции способны в любой момент блокировать любую кооперацию или партнерство с зарубежными владельцами передовых технических компетенций, а санкционный запрет на иностранные инвестиции в российскую экономику вместе с неблагоприятной коньюнктурой сырьевых рынков (и соответствующим снижением валютной выручки) обеспечивают жесткий дефицит финансовых ресурсов для закупки готовых новаций (технических решений). В тоже время, приход на внутренний рынок транснациональных корпораций с готовыми технологическими платформенными решениями никак не влияет на трансфер технологий и овладение соответствующими компетенциями нашими предприятиями. Данное сотрудничество нацелено исключительно на вывоз заработанного на российском рынке капитала. Как следствие снижения объемов иностранного инвестирования и практически полного ухода финансовых инвесторов с российского фондового рынка после кризиса 2008 г., начиная с 2009 г. чистый отток капитала из России не прекращается уже более 10 лет, усиливаясь в моменты кризиса (рис. 2).
Таким образом очевидно, что иностранные инвестиции в российский производственный сектор, основанные на готовых платформенных технологических решениях в краткосрочной перспективе создают некоторую численность рабочих мест и улучшают структуру экономики, однако в среднесрочной и долгосрочной перспективе увеличивают зависимость от иностранных комплектующих и расходных материалов, а также предполагают вывоз за границу капитала, генерируемого на российском внутреннем рынке, что практически полностью нивелирует все успехи в реализации российских сырьевых товаров на международных рынках.
Рис. 2. Чистый отток капитала, внешний долг и международные резервы Российской Федерации (1997 – 2018 г.г.)
Энергетическая безопасность также существенным образом определяется политикой импортозамещения. Российский внутренний рынок моторного топлива является дефицитным в разрезе некоторых марок топлива и некоторых регионов страны. Рост внутреннего потребления не покрывается вводом в строй новых мощностей по переработке нефти. Россия в определенной мере зависит от импорта бензина из Белоруссии, а также не всегда оперативно решаются вопросы с поставками топлива в регионы Дальнего Востока. Существует зависимость от поставок продукции энергетического машиностроения, в частности газовых турбин и др. продукции. Отметим, что в сфере энергетической безопасности в большей мере следует говорить не об импортозамещении продукции энергетических отраслей, а о росте внутреннего потребления продукции российского топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) и углублении переработки отечественного углеводородного (минерального) сырья. События I-II квартала 2020 г. на энергетических рынках продемонстрировало то, что энергетические торговые площадки находятся в значительно большей рыночной власти потребителей, чем продавцов-производителей. Резкие диспропорции на рынке привели к массовым банкротствам операторов сланцевых проектов нефте- и газодобычи в США и Канаде, а также резкому снижению инвестиций в разработку новых месторождений во всех основных нефтедобывающих странах, что очевидно в перспективе грозит деградацией национальных ТЭК.
Финансовая безопасность в значительной степени определяется результатами реализации политики импортозамещения. Снижение зависимости от поставок иностранных товаров улучшает торговый и платежный баланс, повышает финансовую стабильность государства, дает возможность наращивать золотовалютные резервы. Финансовая независимость определяет влияние государства на международные политические процессы, формирует условия для выстраивания более конструктивных отношений с иностранными партнерами.
Обеспечение производственно-технологической безопасности в рамках государственной политики импортозамещения достигается путем повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей и создания условий для ее выхода на экспорт. Это в значительной мере зависит от количества и качества конкурентных преимуществ отечественных производителей готовой продукции, что в свою очередь определяется продуктовыми и технологическими новациями. Сохранение и наращивание преимуществ российской продукции является наиболее эффективным средством снижения импортных поставок со стороны иностранных конкурентов.
Социальная безопасность является производной от реализации государственной политики импортозамещения по целому ряду причин. Зависимость от импорта социально-значимых товаров связана с угрозами запрета на их поставку в нашу страну, а также их существенного подорожания в связи с неблагоприятной конъюнктурой валютного рынка. Все это провоцирует социальную напряженность и ряд неблагоприятных последствий в общественно-политической жизни страны. В качестве социально значимых и чувствительных для социальной стабильности товаров следует отметить лекарства, медицинскую технику, комплектующие и расходные материалы к ней, товары народного потребления, продукты питания и др. Отметим, что дефицит целого ряда товарных позиций из числа вышеперечисленных выступил существенным катализатором масштабных общественно-политических преобразования в конце 1980-х – начале 1990-х г.г.
Безопасность внешней торговли и международных финансовых отношений косвенно связана с политикой импортозамещения, так как она традиционно связывается с импортными поставками товаров. На наш взгляд, существенного внимания также требуют и ряд финансовых услуг, в т.ч. и торгового посредничества. В расчетах за большинство наших экспортных ресурсов используются иностранные резервные валюты, а торговые сделки осуществляются на иностранных товарно-сырьевых биржах. Ценообразования на данных рынках в значительной мере определяется не реальным спросом и предложением, а политикой транснациональных банковских структур и хэдж фондов.
Международные санкции лишают возможности продавцов ресурсов пользоваться услугами данных площадок и приводят к тому, что товары торгуются в рамках внебиржевых сделок с существенным дисконтом. В данном случае заслуживает внимания длительный период пребывания Ирана под международными санкциями.
В 2008 г. бал дан старт торгам на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (далее – СПБМТСБ), что следует считать существенным достижением, однако, на наш взгляд, следует активизировать рост доли отечественных сырьевых ресурсов (доминирующих в структуре нашего экспорта) реализуемых на спотовом и фьючерсном рынках нашей торговой площадки. Следует также учитывать, что расчеты на СПБМТСБ осуществляются в рублях, что существенно снижает все возможные риски и позитивно влияет на стабилизацию нашей финансовой системы.
Улучшение показателей деятельности СПБМТСБ (рис. 3) является позитивным фактором, определяющим увеличение объемов реализуемых через отечественную торговую инфраструктуру товаров, однако следует учитывать, что большая часть участников данного рынка являются российским резидентами.
Рис. 2. Основные показатели, характеризующие параметры Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, как региональной торговой площадки
Несмотря на все вышеуказанное отметим, что развитие собственной торговой инфраструктуры (рис. 4), представленной СПБМТСБ, клиринговыми организациями, расчетными банками, контролёрами поставок, брокерскими домами и др. организациями, позволяет снизить целый ряд рисков, связанных с потенциальным запретом на сделки с российскими энергетическими корпорациями, а также начать формирование крупного торгово-финансового центра в нашей стране. Данный центр способен обеспечить безопасность международных расчетов и импортозаместить ряд дорогостоящих финансовых услуг, которыми пользуются наши корпорации при выходе на экспортные рынки.
Рис. 3. Субъекты торгово-посреднической и финансовой инфраструктуры организованного биржевого сектора торговли сырьевыми товарами Российской Федерации
Таким образом, реализация государственной политики импортозамещения является одним из определяющих факторов обеспечения национальной экономической безопасности, в т.ч. таких ее сфер, как продовольственная, финансовая, инновационно-инвестиционная, социальная, энергетическая, производственно-технологическая и внешнеторговая безопасность. Государственная политика импортозамещения позволяет стабилизировать макроэкономическую политику, нивелировать ряд внешнеэкономических рисков, изолировать национальное хозяйство от кризисных явлений в мировой экономике и экономике соседних регионов.
Возникают предпосылки для создания и развития конкурентоспособного отечественного производства на территории регионов страны. Развитие внутренних производств и рынков готовой продукции позволяет противостоять монополии импорта и его деградирующего влияния на экономику и производственный сектор. В этой связи перспективной является финансовая и инфраструктурная поддержка инновационных производственных проектов, основанных на отечественных инвестициях и направленных на создание товаров для удовлетворения внутреннего спроса (на первичном этапе) и увеличения экспортного потенциала (в последующем). Актуальной задачей также является развитие отечественных финансовых и инвестиционных институтов развития, специализирующихся на проектах модернизации производственных предприятий, расширения их продуктового ассортимента и мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции, а также качественного улучшения внутреннего предложения товаров и услуг.
1. Лапшин В.Ю., Дементьев Н.В. Структура экономической безопасности: критериальный подход // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. 2013. 7 (123). С. 39 - 43.
2. Козицын А.А., Шибин А.В. Влияние интегрированных структур на экономическую безопасность территории // Экономика региона. 2008. № 3. С. 70 - 81.
3. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 8. С. 54-60.
4. Кислощаев П.А., Буров В.Ю. Структура экономической безопасности и проблема концептуального выбора развития экономики российской федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2012. № 2. С. 5-16.
5. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства: аналитический доклад / Д.В. Гордиенко. - М.: ЦСОП, 2009
6. Жеенчороев М.К., Сыдыгалиева Б.А. Экономическая безопасность: понятие, структура и риски // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2018. № 6. С. 73-76.
7. Райгородский В.Л. Субъектная структура экономической безопасности и национально-государственные интересы России // Юристъ-Правоведъ. 2003. № 2 (7). С. 26-30.
8. Куриная слепота. Банкротство некоторых птицефабрик вызывает вопросы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/01/27/slepota.html
9. Банкротство пришло на пустое место. Налоговики банкротят еще одну птицефабрику холдинга «МАПО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meatinfo.ru/news/bankrotstvo-prishlo-na-pustoe-mesto-nalogoviki-390775
10. Зуевская птицефабрика: история одного банкротства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kirov-portal.ru/news/podrobnosti/zuevskaya-ptitsefabrika-istoriya-odnogo-bankrotstva-17718/
11. Птицеводство в России столкнулось с трудностями впервые за 20 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/ptichka_s_podrezannym_krylom/