Зеленодольск, Республика Татарстан, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.03 Экономические теории
ОКСО 38.03.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS044000 Economics / Microeconomics
В статье исследованы концепции конкуренции: поведенческая, структурная, функциональная и институциональная. Рассмотрен сравнительный анализ данных подходов и как они используются в реальности.
теория конкуренции, конкурентные преимущества, рыночные структуры, конкурентная борьба, факторы конкурентоспособности, институты
Сущность рыночных отношений выражается основным понятием – конкуренция. В теории выделяются поведенческая, структурная, функциональная и институциональная концепции конкуренции. Рассмотрим их сравнение и как они используются в практике.
Впервые в исследовании конкуренции был выделен поведенческий подход в классической теории Адамом Смитом. От самого понятия «конкуренция – это соперничество, борьба» поведенческий подход отражает поведение самих продавцов и покупателей в «соперничестве за более выгодные условия продажи или покупки товаров». Конечно, больше поведенческий подход характеризует самого продавца, так как именно продавец демонстрирует свое поведение в борьбе за деньги клиента. Можно выделить основные методы поведения продавцов в конкурентной борьбе, которые чаще рассматриваются как конкурентное преимущество:
1) мероприятия по улучшению своей деятельности и своей продукции – «быть лучше всех»: качество продукта; уникальность продукта; имиджевая политика; хорошая, профессиональная команда специалистов; характерное для настоящего времени конкурентное преимущество – это влияние на общественное мнение путем использования разных авторитетов, т.е. формирование хороших отзывов о компании; высокий уровень сервиса; умение слушать и слышать клиента, и решать его проблемы.
2) мероприятия по ослаблению или устранение конкурентов:
- тактические наступательные операции – за счет создания новой или модифицированной продукции, за счет цены, за счет навязывания своей марки, за счет эффективного продвижения продукта на рынок и др.
- фронтальные монопольные операции – за счет использования комплексной стратегии низких цен и неценовых методов: дифференциации продукции, дифференциации потребительских свойств продукции, различных каналов продвижения продукции и других методов полностью устраняют конкурентов.
3) мероприятия по изменению рыночной среды: расширение ассортимента продукции для внедрения на новые рынки, кооперация в совместные предприятия, интеграция с поставщиками и другие стратегии, связанные с кооперацией и консолидацией.
Структурный подход исследования конкуренции основан на описании состояния рынка и отрасли, где выделяют четыре основных рыночных состояний или четыре типа рынка в зависимости от их характеристик. [1] Большой вклад в исследовании и представлении этого подхода отводится Майклу Портеру, который показал зависимость рынков от пяти сил конкуренции, приведено в таблице 1:
Таблица 1. Структурный подход к конкуренции [2]
Тип рынка |
Количество продавцов и степень дифференциации продукции |
Сфера экономической деятельности |
Степень контроля за ценами
|
Возможность вступления в отрасль |
Совершенная (чистая) конкуренция |
Много производителей и продавцов однородной продукции |
Аграрное производство, сфера услуг |
Отсутствует |
свободный вход, препятствия и ограничения отсутствуют |
Несовершенная конкуренция: Монополистическая конкуренция
Олигополия |
Много производителей, продажа продукта в одной товарной группе
а) несколько производителей одного продукта; б) несколько производителей различных моделей одного вида продукта. |
Розничная торговля: продукты питания
Сотовые операторы
Автомобили, компьютеры, топливо |
Средняя |
Препятствия могут быть, но вход свободен
Наличие препятствий |
Монополия |
Один производитель однородного продукта, который обладает уникальностью |
Электроснабжение, газоснабжение и прочие системы общественных услуг |
Значительная, имеется контроль со стороны государства |
Блокировано |
Данная таблица отражает не борьбу этих продавцов, а анализ формирования рыночных структур в процессе межотраслевого обмена и их характеристики. Каждый тип рыночных структур имеет свои особенности функционирования на рынке, кто имеет влияние на цены, кто подчиняется условиям рынка.[2]
Третий подход – функциональная концепция конкуренции основана на выполнение определенных функций конкуренцией, особенно таких как, выявление более новых инновационных свойств товаров, продуктов и услуг для потребителя. Этот оригинальный подход связывают с Йозефом Шумпетером, основателем понятия, принципов «инновации», основоположником главной функции конкуренции как «созидательного разрушения», который говорил, что «конкурентный процесс является генератором рыночных изменений». В настоящее время можно увидеть, как нововведения активно воспринимаются рынком, большинство компаний устраивают конкурсы на получение многочисленных уникальных идей, чтобы подхватить и реализовать эту идею, и сам механизм конкуренции убирает с рынка предприятия, которые используют старую технологию. Конкурентным преимуществом для таких компаний является уникальность и инновационность продукта, но не все могут реализовать такой продукт, только крупные фирмы.
Активная конкурентная борьба подразумевает непрерывное внедрение новшеств в сфере проектирования, реализации и эксплуатации продукции. Такой процесс требует больших затрат и вложений, определенных сроков и не всегда проходит без проблем, но необходим для работы в режиме опережения конкурентов.
Институциональный подход исследования конкуренции основан на влиянии институтов, в целом государственное вмешательство, на конкуренцию с помощью создания базовых норм функционирования рыночной экономики, к примеру: антимонопольное законодательство и службы контроля, законодательство в сфере предпринимательства, налоги, льготы и субсидии и др.
В большинстве случаев все эти подходы рассматриваются не в чистом виде, а комплексно. Конкуренция изучает поведение продавцов в разработке определенных конкурентных преимуществ для достижения целей в удовлетворении потребностей клиентов и получении максимальной прибыли.
Но главным в цепочке этих следствий является клиент, и каждая структура рынка борется за своего клиента, независимо от того, является ли эта компания крупным монополистом «виолентом» или маленькой фирмой «коммутантом».
Сегодня в России каждая хозяйственная структура экономически заинтересована в использовании эффективных приемов конкуренции в своей практической деятельности. Они становятся важным средством выживания в условиях рыночных отношений. Реальность хозяйственной жизни свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. [4]
В современных условиях конкуренция перешла на другой уровень. В связи с оттоком целевой аудитории из офлайн в последний год конкуренция среди обычных ритейлеров перешла на другую платформу – Интернет пространство, конкуренция среди маркетплейсов. Если обычные торговые центры борются за пространство, «за размещение в «проходном» месте», то онлайн-магазины – за внимание потенциального потребителя. Почему же онлайн-ритейл сейчас стал популярен? Можно выделить следующие конкурентные преимущества онлайн-ритейлов.
Прежде всего для онлайн-магазинов характерен такой тип рынка, как рынок совершенной конкуренции. Здесь множество независимых продавцов, которые продают идентичные или похожие товары, так как чаще всего при выборе товара выходит целый список продавцов с указанными ценами на этот товар, покупатель выбирает товар подешевле, поэтому цены здесь дешевле, чем в обычных торговых центрах.
Также в онлайн-магазинах продавцы предлагают широкий ассортимент продукции или товаров, где обычный магазин не всегда может столько предложить.
Маркетплейсы также предлагают высокий уровень сервиса и безопасность сделки, т.е. бесплатная доставка, примерка и возможность возврата товара.
Специалисты по маркетингу подтверждают, что открыть такие онлайн-компании можно за месяц и без больших вложений.
Конечно, конкуренция между онлайн-магазинами и традиционными торговыми точками существует, но есть и прямая конкуренция между бизнесом в Интернете. Типы рыночных структур в зависимости от конкурентных отношений можно рассмотреть и среди онлайн-ритейлов, а также их конкурентные преимущества.
Таблица 2. Варианты стратегии для каждого типа онлайн-рынка
Тип рынка |
Количество продавцов
|
Примеры компаний |
Основные стратегии в конкурентной борьбе |
Совершенная конкуренция |
Большое количество независимых продавцов, предлагающих идентичные товары |
Онлайн-магазин одежды, товаров (Aliexpress, Ozon) |
низкие цены, широкий ассортимент продукции, высокий сервис |
Несовершенная конкуренция: Монополистическая конкуренция
Олигополия |
Большое количество продавцов, продажа похожих, но не одинаковых товаров
Два и более игроков |
Узкоспециализированные товары: товары для охоты, для рыбалки, для спорта. Например, «Мир охоты»
Сбербанк и «Яндекс» |
Дифференциация сопутствующих услуг, качественный сервис, стимулирование сбыта через рекламу
Увеличение доли рынка, оптимизация затрат, блокирование атак-конкурентов |
Монополия |
Один лидер на рынке |
Amazon |
Защита своих лидерских позиций |
По таблице 2 можно сравнить каждый тип рынка и применяемые стратегии для успешной конкурентной борьбы.
В настоящее время каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного бизнеса. [5] Без сравнительного анализа подходов конкуренции невозможно разработать стратегию для успешного ведения бизнеса.
1. Багадерова, М.В., Морозова, Н.В. Структура рынков и характер межотраслевой конкуренции/Финансовая экономика. 2019. №4 - С.788.
2. Урядникова, М.В. «Невидимая», но очень жесткая «рука» современного рынка/ Научное обозрение. 2017. № 18. С. 108-110.
3. Муртазина, О.С., Макарова, Е.С. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия / Сборник: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации. Материалы XIV Межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ». 2014. С. 221-225.
4. Жилина, Н.Н., Шамсутдинова, М.Р. Систематизация подходов к понятию «Экономический потенциал организации» (Часть 1) /Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 2. С. 169-174.
5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга. 1996г. - 208с.