СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ РАЗИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследованы концепции конкуренции: поведенческая, структурная, функциональная и институциональная. Рассмотрен сравнительный анализ данных подходов и как они используются в реальности.

Ключевые слова:
теория конкуренции, конкурентные преимущества, рыночные структуры, конкурентная борьба, факторы конкурентоспособности, институты
Текст

Сущность рыночных отношений выражается основным понятием – конкуренция. В теории выделяются поведенческая, структурная, функциональная и институциональная концепции конкуренции. Рассмотрим их сравнение и как они используются в практике.

Впервые в исследовании конкуренции был выделен поведенческий подход в классической теории Адамом Смитом. От самого понятия «конкуренция – это соперничество, борьба» поведенческий подход отражает поведение самих продавцов и покупателей в «соперничестве за более выгодные условия продажи или покупки товаров». Конечно, больше поведенческий подход характеризует самого продавца, так как именно продавец демонстрирует свое поведение в борьбе за деньги клиента. Можно выделить основные методы поведения продавцов в конкурентной борьбе, которые чаще рассматриваются как конкурентное преимущество:

1) мероприятия по улучшению своей деятельности и своей продукции – «быть лучше всех»: качество продукта; уникальность продукта; имиджевая политика; хорошая, профессиональная команда специалистов; характерное для настоящего времени конкурентное преимущество – это влияние на общественное мнение путем использования разных авторитетов, т.е. формирование хороших отзывов о компании; высокий уровень сервиса; умение слушать и слышать клиента, и решать его проблемы.

2) мероприятия по ослаблению или устранение конкурентов:

 - тактические наступательные операции – за счет создания новой или модифицированной продукции, за счет цены, за счет навязывания своей марки, за счет эффективного продвижения продукта на рынок и др.

- фронтальные монопольные операции – за счет использования комплексной стратегии низких цен и неценовых методов: дифференциации продукции, дифференциации потребительских свойств продукции, различных каналов продвижения продукции и других методов полностью устраняют конкурентов.

3) мероприятия по изменению рыночной среды: расширение ассортимента продукции для внедрения на новые рынки, кооперация в совместные предприятия, интеграция с поставщиками и другие стратегии, связанные с кооперацией и консолидацией. 

Структурный подход исследования конкуренции основан на описании состояния рынка и отрасли, где выделяют четыре основных рыночных состояний или четыре типа рынка в зависимости от их характеристик. [1] Большой вклад в исследовании и представлении этого подхода отводится Майклу Портеру, который показал зависимость рынков от пяти сил конкуренции, приведено в таблице 1:

Таблица 1. Структурный подход к конкуренции [2]

Тип

рынка

Количество

продавцов

 и степень

дифференциации

продукции

Сфера экономической деятельности

Степень

 контроля

за ценами

 

Возможность

вступления

в отрасль

Совершенная (чистая) конкуренция

Много производителей

и продавцов однородной продукции

Аграрное производство, сфера услуг

Отсутствует

свободный вход, препятствия и ограничения отсутствуют

Несовершенная конкуренция:

Монополистическая конкуренция

 

 

 

 

 

Олигополия

 

 

Много производителей, продажа продукта в одной товарной группе

 

а) несколько производителей одного продукта;

б) несколько производителей различных моделей одного вида продукта.

 

 

Розничная торговля: продукты питания

 

 

 

Сотовые операторы

 

Автомобили, компьютеры, топливо

 

 

 

 

 

 

 

Средняя

 

 

Препятствия могут быть, но вход свободен

 

 

 

Наличие препятствий

Монополия

Один производитель однородного продукта, который обладает уникальностью

Электроснабжение, газоснабжение и прочие системы общественных услуг

 Значительная, имеется контроль со стороны государства

Блокировано

 

Данная таблица отражает не борьбу этих продавцов, а анализ формирования рыночных структур в процессе межотраслевого обмена и их характеристики. Каждый тип рыночных структур имеет свои особенности функционирования на рынке, кто имеет влияние на цены, кто подчиняется условиям рынка.[2]

 Третий подход – функциональная концепция конкуренции основана на выполнение определенных функций конкуренцией, особенно таких как, выявление более новых инновационных свойств товаров, продуктов и услуг для потребителя. Этот оригинальный подход связывают с Йозефом Шумпетером, основателем понятия, принципов «инновации», основоположником главной функции конкуренции как «созидательного разрушения», который говорил, что «конкурентный процесс является генератором рыночных изменений». В настоящее время можно увидеть, как нововведения активно воспринимаются рынком, большинство компаний устраивают конкурсы на получение многочисленных уникальных идей, чтобы подхватить и реализовать эту идею, и сам механизм конкуренции убирает с рынка предприятия, которые используют старую технологию. Конкурентным преимуществом для таких компаний является уникальность и инновационность продукта, но не все могут реализовать такой продукт, только крупные фирмы.

Активная конкурентная борьба подразумевает непрерывное внедрение новшеств в сфере проектирования, реализации и эксплуатации продукции. Такой процесс требует больших затрат и вложений, определенных сроков и не всегда проходит без проблем, но необходим для работы в режиме опережения конкурентов.

Институциональный подход исследования конкуренции основан на влиянии институтов, в целом государственное вмешательство, на конкуренцию с помощью создания базовых норм функционирования рыночной экономики, к примеру: антимонопольное законодательство и службы контроля, законодательство в сфере предпринимательства, налоги, льготы и субсидии и др.

В большинстве случаев все эти подходы рассматриваются не в чистом виде, а комплексно. Конкуренция изучает поведение продавцов в разработке определенных конкурентных преимуществ для достижения целей в удовлетворении потребностей клиентов и получении максимальной прибыли.

Но главным в цепочке этих следствий является клиент, и каждая структура рынка борется за своего клиента, независимо от того, является ли эта компания крупным монополистом «виолентом» или маленькой фирмой «коммутантом».

Сегодня в России каждая хозяйственная структура экономически заинтересована в использовании эффективных приемов конкуренции в своей практической деятельности. Они становятся важным средством выживания в условиях рыночных отношений. Реальность хозяйственной жизни свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. [4]

В современных условиях конкуренция перешла на другой уровень. В связи с оттоком целевой аудитории из офлайн в последний год конкуренция среди обычных ритейлеров перешла на другую платформу – Интернет пространство, конкуренция среди маркетплейсов. Если обычные торговые центры борются за пространство, «за размещение в «проходном» месте», то онлайн-магазины – за внимание потенциального потребителя. Почему же онлайн-ритейл сейчас стал популярен? Можно выделить следующие конкурентные преимущества онлайн-ритейлов.

Прежде всего для онлайн-магазинов характерен такой тип рынка, как рынок совершенной конкуренции. Здесь множество независимых продавцов, которые продают идентичные или похожие товары, так как чаще всего при выборе товара выходит целый список продавцов с указанными ценами на этот товар, покупатель выбирает товар подешевле, поэтому цены здесь дешевле, чем в обычных торговых центрах.

Также в онлайн-магазинах продавцы предлагают широкий ассортимент продукции или товаров, где обычный магазин не всегда может столько предложить.

Маркетплейсы также предлагают высокий уровень сервиса и безопасность сделки, т.е. бесплатная доставка, примерка и возможность возврата товара.

Специалисты по маркетингу подтверждают, что открыть такие онлайн-компании можно за месяц и без больших вложений.

Конечно, конкуренция между онлайн-магазинами и традиционными торговыми точками существует, но есть и прямая конкуренция между бизнесом в Интернете. Типы рыночных структур в зависимости от конкурентных отношений можно рассмотреть и среди онлайн-ритейлов, а также их конкурентные преимущества. 

 

Таблица 2. Варианты стратегии для каждого типа онлайн-рынка

Тип

рынка

Количество

продавцов

 

Примеры компаний

Основные стратегии в конкурентной борьбе

Совершенная конкуренция

Большое количество независимых продавцов, предлагающих идентичные товары

Онлайн-магазин одежды, товаров (Aliexpress, Ozon)

низкие цены,

широкий ассортимент продукции, высокий сервис

Несовершенная конкуренция:

Монополистическая конкуренция

 

 

 

 

 

Олигополия

 

 

Большое количество продавцов, продажа похожих, но не одинаковых товаров

 

 

 

Два и более игроков

 

 

Узкоспециализированные товары: товары для охоты, для рыбалки, для спорта. Например, «Мир охоты»

 

Сбербанк и «Яндекс»

 

 

Дифференциация сопутствующих услуг, качественный сервис, стимулирование сбыта через рекламу

 

 

Увеличение доли рынка, оптимизация затрат, блокирование атак-конкурентов

Монополия

Один лидер на рынке

Amazon

Защита своих лидерских позиций

 

По таблице 2 можно сравнить каждый тип рынка и применяемые стратегии для успешной конкурентной борьбы.

В настоящее время каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного бизнеса. [5] Без сравнительного анализа подходов конкуренции невозможно разработать стратегию для успешного ведения бизнеса.

Список литературы

1. Багадерова, М.В., Морозова, Н.В. Структура рынков и характер межотраслевой конкуренции/Финансовая экономика. 2019. №4 - С.788.

2. Урядникова, М.В. «Невидимая», но очень жесткая «рука» современного рынка/ Научное обозрение. 2017. № 18. С. 108-110.

3. Муртазина, О.С., Макарова, Е.С. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия / Сборник: Общество, государство, личность: модернизация системы взаимоотношений в России в условиях глобализации. Материалы XIV Межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (с международным участием). Под ред. Ф.Г. Мухаметзяновой. - Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ». 2014. С. 221-225.

4. Жилина, Н.Н., Шамсутдинова, М.Р. Систематизация подходов к понятию «Экономический потенциал организации» (Часть 1) /Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 3. № 2. С. 169-174.

5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга. 1996г. - 208с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?