ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Авторами рассматривается вариант повышения качества подготовки выпускников экономических специальностей. Анализируя модель обеспечения эквивалентности межотраслевых отношений в АПК на основе кооперации, делается вывод о том, что потребительская кооперация является основой формирования гармоничных производственных и экономических отношений в АПК, что позволит будущим специалистам экономической направленности усвоить не только рыночные принципы, правовую основу функционирования организации, но и сформировать у себя ценз социальной ответственности за коллектив, местное сообщество, страну. Обобщённая характеристика экономико-психологических особенностей типов сельского поселения на основе экономического характера сельскохозяйственного производства авторами дополнена в части сущности кооперативных отношений, характеризующих основные направления работы. В статье предложена концептуальная практико-ориентированная модель экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации.

Ключевые слова:
экономическое образование, практико-ориентированный подход, модель, подход, потребительская кооперация
Текст

Введение.

Кооперация, как форма сотрудничества, является основополагающей в развитии человечества, являясь самой древней формой организации человеческой деятельности, в т.ч. трудовой и экономической.

В институционально оформленную организационно-экономическую форму кооперация исторически оформилась в 1836 г., с образованием в России ссыльными декабристами потребительского общества.

Принципы потребительской кооперации сочетают социальные и экономические подходы к организации жизни [5, с. 14], а также ведению совместной экономической деятельности.

Принципы кооперативного движения, в т.ч. принципы потребительской кооперации, носят социально-экономический характер. Он раскрывается через бинарность организационно-экономических отношений внутри кооператива – потребительского общества. Бинарность заключается: во-первых, в механизме распределения прибыли; во-вторых, в механизме управления.

Отличительными чертами кооперации от других форм хозяйствования являются условия:

- все члены потребительского общества должны участвовать в трудовой деятельности;

- независимо от величины пая, каждый пайщик имеет один голос;

- реализация демократических принципов управления и т.д.

С приходом советской власти система потребительской кооперации вначале была расформирована, т.к. не поддержала большевиков, позднее, восстановлена, с трансформацией принципов управления, формально остававшихся демократическими.

В новой России (с 1991 г. по н.в.) система потребительской кооперации остаётся крупнейшей организованной неправительственной структурой в сельской местности.

При различном государственном строе потребительская кооперация является востребованной формой организации экономических и социальных отношений. По нашему мнению, данный факт основан на функции потребительской кооперации как инструмента преодоления бедности. На современном этапе к этому можно добавить и функцию мягкого формирования предпринимателей.

Именно существенное сокращение, фактически полное отсутствие, личного предпринимательского риска, при осуществлении полноценной предпринимательской и производственной деятельности, позволяет потребительскому обществу выступать «инкубатором» предпринимательских кадров. При этом помощь и контроль за работой каждого осуществляет каждый, при этом находясь в обстановке общности трудовой деятельности и сотрудничества. Более полно эти уникальные условия реализуются при равном развитии в потребительском обществе трёх основных направлений работы потребительской кооперации: заготовительной, перерабатывающей (производственной) и сбытовой (торговой).

Потребительское общество выполняет в сельской местности социальную миссию, являясь, сегодня, зачастую, единственным источником социального развития сельских населённых пунктов, как за счёт расширения ассортимента предоставления бытовых услуг, номенклатуры товара, так и за счёт микрокредитования и т.д.

Использование описанных уникальных социальных и экономических условий работы потребительской кооперации в образовательном процессе подготовки бакалавров и магистров (специалистов) экономической направленности обеспечит, с одной стороны, новизну и практико-ориентированное обучение, с другой стороны, использование конкурентных преимуществ и повышение значимости потребительской кооперации.

Важным дополнением реализации практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов экономической направленности посредством организаций системы потребительской кооперации является наличие достаточно широкой образовательной и научной базы Центрального союза потребительских обществ России. Наличие системы образовательных учреждений потребительской кооперации открывает потенциал межвузовского сотрудничества, с организацией как региональных практико-образовательных комплексов, так и национального научно-методического.

 

Методология исследования.

Методология исследования основана на использовании комплекса общенаучных методов, среди которых основными стали: анализ, синтез, абстрактно-логический метод, моделирование, индукция, дедукция и другие.

Исследование является продолжением многолетней работы авторов по: изучению вопросов функционирования и развития системы потребительской кооперации России; совершенствованию методологии и разработки новых методов преподавания экономических дисциплин, в т.ч. в аспекте практико-ориентированной разноуровневой образовательной модели.

Одним из ключевых методов исследования стал метод комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений [7], разрабатываемый под руководством академика РАН А.Н. Сёмина.

 

Результаты исследования.

Формирование практико-ориентированной модели экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации предполагает формирование у обучающихся экономической культуры.

Одним из основных условий успешного формирования экономической культуры в части ее деятельного компонента – предпринимательской инициативы – выступает практика, включенность обучающихся в предпринимательство [4, с. 130].

Именно предпринимательская деятельность, связанная с пониманием и оценкой рисков, структуры затрат, стадий производственного и сбытового процесса, позволяет вызвать интерес у студентов и сформировать систему необходимых знаний для понимания категорий недостающей теоретической информации.

Современные рыночные принципы функционирования предприятий не позволяют студентам, в рамках различных видов практики, получить опыт ответственной работы по специальности. Организации, принимающие на практику студентов, не хотят тратить временные, трудовые и финансовые ресурсы на обеспечение полноценной, с точки зрения получения практикантом опыта, практики.

В аспекте данной проблемы, следует обозначить и игнорирование, а в какой-то части и социальную безответственность, российского бизнес-сообщества при отстранении от возможностей участия в формировании стандартов образования, рабочих программ подготовки специалистов экономических специальностей, программ практики и других документов, определяющих качество образовательного процесса и качество будущих трудовых ресурсов. Решая конъюнктурные утилитарные задачи, современные предприниматели, руководители организаций не просчитывают стратегические риски. Отчасти это вызвано институциональными условиями, в т.ч. и современными стресс-условиями пандемии.

И как один из передовых в этом актуальном вопросе, необходимо отметить опыт Республики Беларусь по формированию системы практико-ориентированной образовательной модели.

С учетом опыта советской педагогики по созданию школьных кооперативов - как формы воспитания трудовых и экономико-хозяйственных навыков учащихся - в Республике Беларусь практикуется создание ученических бизнес-компаний [3, с. 128]. В рамках сотрудничества авторов статьи с преподавателями Белорусского государственного экономического университета, изучен белорусский опыт создания школьного кооператива «Органика», функционирующего при поддержке студентов старшего курса и местного потребительского общества, на базе сельской школы. При реализации данного проекта решаются задачи качественной практики студентов, профориентации старшеклассников, организации проектной деятельности кафедры, пропаганды кооперативных ценностей, а также, и это главное, формирования экономической культуры и предпринимательской инициативы школьников и студентов. В конечном счёте, решается задача развития предпринимательских структур в сельских территориях.

Критерии оценки развития предпринимательства в сельских территориях основаны на определении уровня устойчивости развития предпринимательских структур сельских территорий, что предполагает: 1. оценку уровня экономической культуры (культуры в целом) и качества жизни на селе; 2. оценку уровня развития предпринимательской деятельности сельских территорий; 3. оценку эффективности использования ресурсов государства, бизнеса, домашних хозяйств; 4. оценку успешности создания уникальных социальных условий организации сельской жизни [10, с. 43].

В этом аспекте, интерес представляет модель обеспечения эквивалентности межотраслевых отношений в АПК на основе кооперации (рисунок 1).

 

Источник: [8, с. 115]

Рисунок 1 – Модель обеспечения эквивалентности межотраслевых отношений в АПК на основе кооперации

 

Анализируя рисунок 1, видно, что потребительская кооперация является основой формирования гармоничных производственных и экономических отношений в АПК, что связано с социально-рыночным уникальным механизмом и кооперативными принципами. Думается, что именно такой подход позволит будущим выпускникам экономических специальностей не только усвоить принципы рыночного хозяйствования, правовую основу функционирования организации, но и сформировать у себя ценз социальной ответственности как за коллектив, местное сообщество, так и за регион и страну в целом.

Важным направлением формирования практико-ориентированной модели экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации является участие студентов экономических направлений в подготовке и решении задач повышения эффективности деятельности потребительской кооперации.

В частности, как указывают эксперты, для повышения эффективности деятельности потребительского общества и региональной системы потребительской кооперации необходимо ввести в организационный механизм хозяйствования - звено наделенное функциями контроля, управления и имеющее при этом необходимый профессиональный уровень. Таким звеном, на наш взгляд, является консультационный центр (организационный отдел) [9, с. 64]. Предлагаемый консультационный центр может работать удалённо, по запросу, разрабатывая проекты решений, стоимость которых ниже стоимости аналогичных услуг консалтинговых компаний. При этом может быть задействован институциональный механизм по формированию малых предприятий при образовательных организациях высшего образования.

Практико-ориентированную модель экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации важно выстраивать в соответствии с социально-психологическими особенностями типов сельского поселения (таблица 1), в виду высокой степени влияния местного сообщества на функционирование всех субъектов деловой активности в сельском поселении.

Таблица 1

Обобщённая характеристика социально-психологических особенностей типов сельского поселения на основе экономического характера сельскохозяйственного производства и сущности кооперативных отношений

 

 

Тип сельского поселения

Социально-психологические характеристики

Кооперативные практико-ориентированные характеристики

Пригородный

индивидуализм; прагматизм в отношениях; закрытость общения; стремление коренного населения мигрировать на постоянное место проживания в город

интенсивная сбытовая деятельность; развитие логистических услуг и системы хранения продукции; ориентация на городского потребителя

Животноводческий и животноводческо-земледельческий

преобладание прагматического и рационалистического взглядов к оценке событий; общинный характер общественных отношений; низкий уровень общественного сотрудничества в рамках профессиональных местных сообществ

интенсивная заготовительная деятельность и переработка продукции; приоритет снабженческой работы, в рамках социальной миссии

Интенсивный земледельческо-животноводческий

функционирование местных сообществ по профессиональному признаку; конструктивный общественный диалог; консерватизм взглядов; открытость к инновациям

интенсивная заготовительная деятельность,  переработка и сбыт продукции; высокий уровень доверительности отношений: микрокредитование, микрострахование и т.д.

Интенсивный специализированный земледельческий

открытость к инновациям: техническим и социальным; ментальная широта взглядов; единение с природой; здоровый рационализм

интенсивная заготовительная деятельность и сбыт продукции; высокий уровень доверительности отношений: микрокредитование, микрострахование и т.д.

Экстенсивный земледельческо-животноводческий

консерватизм взглядов; наличие деления сообщества на более мелкие социальные группы на основе профессиональной деятельности (животноводы / растениеводы); широта взглядов, с сохранением устойчивого критического восприятия информации из внешней среды

интенсивная заготовительная деятельность; приоритет снабженческой работы, в рамках социальной миссии; высокий уровень доверительности отношений, в виду малой численности групп общения и проживания: микрокредитование, микрострахование и т.д.

Экстенсивный равнинный животноводческий пастбищный

преобладание прагматического и рационалистического взглядов к оценке событий; единение с природой; высокий уровень местного национализма

Экстенсивный горный животноводческий пастбищный

замкнутость круга социального взаимодействия; высокая степень иерархичности местного сообщества; единение с природой; высокий уровень местного национализма

Частное хозяйство при отсутствии или недееспособности предприятий

сельское население дезинтегрировано; имеет негативное отношение к общественным институтам; живёт воспоминаниями о былом благополучии

преобладание заготовительной и снабженческой деятельности

Северное оленеводство

кочевой образ жизни; высокий уровень сотрудничества; бережное отношение к природе; семейно-родовой характер общественных отношений. Экономический характер сельскохозяйственного производства является основой сохранения культуры малых народов Севера

интенсивная заготовительная и снабженческая деятельность

Источник: разработано авторами на основе [6, с. 122].

 

Как видно из данных таблицы 1, психологические аспекты имеют важнейшее значение при организации практико-ориентированного обучения в институциональной среде потребительской кооперации. Это выражается в необходимости проработки инструментов адаптации студентов в коллективе, в местном сообществе, для исключения негативной реакции на нового человека в традиционно консервативном сельском социуме, а также преобладании различных направлений работы потребительских обществ.

В ходе исследования была разработана концептуальная практико-ориентированная модель экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации (рисунок 2).

 

Принципиальная новизна предлагаемой концептуальной модели заключается в определении потребительских обществ, сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций системы потребительской кооперации в качестве площадок реализации практико-ориентированного экономического образования, в части реализации всех видов практики, предусмотренных образовательными стандартами и рабочими программами, реализации коммерческих и некоммерческих проектов,  реализации производственного обучения, с включением студентов в реальные бизнес-процессы в организации.

Предлагаемая практико-ориентированная модель экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации предполагает тесное взаимодействия образовательного учреждения высшего образования с образовательными организациями системы потребительской кооперации как в части научно-методологического сопровождения, так и в части сотрудничества в сфере науки, академических обменов студентов и преподавателей и т.д.

Практико-ориентированная модель экономического образования, представленная на рисунке 2, позволит потребительским обществам, сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям системы потребительской кооперации повысить уровень интенсификации применения цифровых технологи, за счёт цифрового энтузиазма (активного использования) молодого поколения. Применение совокупности элементов цифровой экономики (например, блокчейн и боль шие данных) позволяет формировать доверительную среду между предпринимателями, а также между бизнесом и обществом [11, с. 78].

 

Заключение.

В заключении необходимо отметить, что авторами ведётся на практике работа по апробации элементов представленной практико-ориентированной модели экономического образования на основе экономико-психологических особенностей потребительской кооперации инструментарием проектной деятельности.

На базе Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы (БГПУ, г.Уфа) реализуется проект стажировок и производственной практики студентов согласно программы профориентационной работы «Профнавигатор». Данный проект интегрирован с третьей волной всероссийского конкурса студенческих работ «Простажировки 2.0». Контроль за ходом проекта выполняет управление рекрутинга и карьерного развития БГПУ. Следует отметить, что в проекте участвуют коммерческие организации Республики Башкортостан различных направлений, в т.ч. аграрного профиля.

Также в учебный процесс по профилю магистратуры «Экономика социальной сферы» включены экспериментальные курсы, развивающие у студентов предпринимательскую инициативу и навыки сотрудничества, такие как «Основы предпринимательства в социальной сфере» и «Разработка инновационных проектов  в социальной сфере».

Обучающиеся разрабатывают кейсы, формируют заявки для получения финансирования проекта некоммерческого характера, составляют бизнес-планы для развития малого и среднего бизнеса, в т.ч. и фермерских хозяйств в сельских территориях. Все материалы входят в перечень индивидуальных заданий и учитываются в отчетной документации студента-практиканта.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс: стратегические инициативы : монография / В.В. Милосердов, А.Н. Сёмин, Ю.Р. Лутфуллин, М.М. Кислицкий. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2016. - 630 с.

2. Агропродовольственный сектор России в условиях «больших вызовов»: проблемы, риски, новые возможности : монография / А.И. Алтухов, А.Н. Сёмин, Е.И. Семёнова, М.М. Кислицкий, А.Е. Бородкин. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - 416 с.

3. Бедулина Г.Ф. Роль ученических бизнес-компаний в формировании предпринимательских компетенций сельской молодёжи / Г.Ф. Бедулина, М.М. Кислицкий // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2020. - № 2. - С. 127-140. DOI:https://doi.org/10.24411/2071-6435-2020-10018.

4. Бедулина 2 Г.Ф. Развитие экономической компетентности и предпринимательской инициативы современных обучающихся как основная стратегия экономического поведения учащейся молодёжи / Г.Ф. Бедулина, М.М. Кислицкий // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2019. - № 4. - С. 119-129. DOI:https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10106.

5. Гехт И.А. «Дорожная карта» трансформации системы потребительской кооперации как института социального и экономического развития / И.А. Гехт, М.М. Кислицкий, М.И. Парфёнов // Агропродовольственная политика России. - 2015. - №3. - С. 14-16.

6. Кислицкий М.М. Трансформация социально-экономических практик сельского населения под воздействием цифровых структурно-технологических изменений в сельскохозяйственных организациях / М.М. Кислицкий, О.В. Логачева // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2019. - № 3. - С. 119-129. DOI:https://doi.org/10.24411/2071-6435-2019-10094.

7. Кислицкий М.М. Разработка и обоснование применения метода комплексной научно-методической оценки социально-экономических отношений при разработке управленческих решений / М.М. Кислицкий // Агропродовольственная политика России. - 2018. - №5. - С. 17-21.

8. Кислицкий М.М. Кооперативная модель обеспечения эквивалентности в развитии межотраслевых отношений в АПК / М.М. Кислицкий // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2018. - № 7. - С. 112-117. DOI:https://doi.org/10.33938/187-112.

9. Кислицкий М.М. Устойчивое функционирование потребительской кооперации как инновационная модель развития сельских территорий / М.М. Кислицкий, И.Т. Фазлаев, М.И. Парфёнов, А.С. Лылов // Агропродовольственная политика России. - 2013. - №6 (18). - С. 56-65.

10. Лутфуллин Ю.Р. Обоснование модели частно-государственного партнёрства в развитии предпринимательства на селе / Ю.Р. Лутфуллин, М.М. Кислицкий, Г.В. Авакумова // Агропродовольственная политика России. - 2016. - №9. - С. 38-44.

11. Сёмин А.Н. Отечественный опыт формирования локального уровня сельской экономики средствами цифровых технологий / А.Н. Сёмин, М.М. Кислицкий, И.Ю. Агнаева, В.Ю. Ворона // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. - 2018. - № 6. - С. 73-85.DOI:https://doi.org/10.24411/2071-6435-2018-10059.

12. Теория, методология и практика реализации эквивалентных межотраслевых отношений в АПК : монография / Под ред. проф. О.А. Родионовой. - М.: Фонд «Кадровый резерв», 2019. - 220 с.

13. Трансформационные процессы и адаптация хозяйствующих субъектов аграрной сферы : монография / Под науч. ред. проф. О.А. Родионовой. - М.: ООО «Сам Полиграфист», 2020. - 148 с.

14. Kulikov I. M., Semin A. N., Kislitskiy M. M., Strelka E. A. Digital solutions of management issues and strategic planning for the development of agriculture and rural areas // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. Volume 10, №.18 - URL: http://tuengr.com/V10A/10A18D.pdf. DOI:https://doi.org/10.14456/ITJEMAST.2019.248.

15. Kislitsky M., Rodionova O., Pertsev A. The digital model of developing economic relations of subjects of the agrarian sphere: research results and general trends. IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 274 (2019) 012034. - URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/274/1/012034/meta. DOI:https://doi.org/10.1088/1755-1315/274/1/012034.


Войти или Создать
* Забыли пароль?