О РОЛИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В ПРОЦЕССАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы продовольственного обеспечения населения Российской Федерации с учетом роли в этих процессах сельских территорий, в которых сосредоточено центральное звено системы продовольственной безопасности – сельское хозяйство. Отмечаются программно-целевые подходы как в развитии аграрного производства, так и сельской местности с ее многофункциональностью. Рассмотрены факторы, препятствующие достижению всех пороговых значений обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Установлено, что процессы развития сельских территорий, и, в первую очередь, в части создания эффективной социальной инфраструктуры, повышения привлекательности сельской местности, происходят значительно медленнее, чем планировалось. Рекомендован переход от федеральных и государственных программ, связанных с развитием сельских территорий, к национальному проекту ««Сельская местность – важнейшая составляющая пространственного развития Российской Федерации».

Ключевые слова:
сельские территории, продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности, государственная программа, государственная поддержка, инновационные технологии, потребление продуктов питания, агрогородки, национальный проект
Текст

Введение. Настоящая статья посвящена роли и особенностям развития сельских территорий Российской Федерации, так как в этих именно территориях производится сельскохозяйственная продукция, агропродовольствие и сельскохозяйственное сырье для пищевкусовых и перерабатывающих отраслей реального сектора экономики.  Именно население этих территорий (около 26% всего населения России [5]) обеспечивают продовольственную безопасность нашей страны.

Многие ученые, главы государств и политики считали и считают, что в мире не существует более важной проблемы, чем проблема продовольствия. Это безусловно справедливо, так как на планете и сегодня почти 1 млрд. чел. питаются неполноценно, испытывая голод.

Известный ученый и философ Жан Жак Руссо писал, что «Обладай вы хоть всеми богатствами мира, если вам нечем питаться – вы зависите от других… Торговля создает богатство, но сельское хозяйство обеспечивает свободу».

28-ой Президент США Вудро Вильсон, пожалуй, единственный, вышедший из академической среды, решая проблему продовольственной безопасности, нередко говорил, что «Не забывайте, что «Отче наш» начинается с просьбы о хлебе насущном. Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок».

Си Цзиньпин в рамках концепции – «Китайская мечта». Речь идет об осуществлении китайской мечты о великом возрождении китайской нации, а это значит сделать государство богатым и могучим, а народ счастливым, призвал усилить просвещение в вопросах питания и начать прививать «привычку умеренности и экономии в еде». «Необходимо укрепить законодательство, усилить надзор, принять эффективные меры, создать долгосрочный механизм и решительно пресекать излишние траты продовольствия» [3].

В Российской Федерации по Указу Президента В.В. Путина утверждена новая Доктрина продовольственной безопасности. В рамках Доктрины определены основные направления продовольственной безопасности и установлены пороговые значения самообеспечения основными видами продовольствия [1;4].

Основные результаты. Реализация базовых направлений и определенных задач в новой Доктрине продовольственной безопасности пока решаются через основную целевую государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Целевыми установками госпрограммы остаются:

- обеспечение продовольственной независимости страны;

- рациональное использование природных ресурсов и обеспечение воспроизводства земельных и иных ресурсов необходимых для эффективного сельскохозяйственного производства;

- устойчивое развитие сельских территорий как важнейший фактор сохранения продовольственной безопасности государства;

- повышение качества сельхозпродукции и продовольствия, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и др. направления.

Ресурсное обеспечение госпрограммы позволяет достигать достаточно высоких результатов в отечественном агропроме.  Несмотря (по ряду оценок) на сравнительно со странами ЕС и США недостаточно высокий уровень государственной поддержки (ежегодно 330-350 млрд. руб. в год, в рамках программы), России вот уже 6-ой год подряд удается получать урожай зерновых культур более 100 млн. тонн. А в нынешнем прогнозируется урожай в 120 млн. тонн.

В силу специфики сельское хозяйство не может эффективно функционировать без государственной поддержки, в сравнении с другими отраслями и видами деятельности реального сектора экономики. 

Субсидии из федерального бюджета предоставляются на развитие отраслей животноводства и растениеводства, субсидируются процентные ставки по инвестиционным и льготным кредитам, поддерживаются экономически значимые региональные программы и мероприятия, направленные на развитие малых форм хозяйствования сельских территорий.  

Такие меры, связанные с программно-целевым подходом и проектным управлением, позволили в последние годы не только стабилизировать экономику агропромышленного комплекса России, но и по отдельным важнейшим направлениям обеспечить экономический рост, темпы которого превосходят развитие отечественной промышленности.  

 Вместе с тем, в агропромышленном комплексе страны еще много проблем и резервов для его динамичного развития. Мы заметно отстаем от ведущих стран мира по использованию в сельском хозяйстве инновационных технологий (табл. 1). Судите сами, так, капельную систему орошения применяют лишь 4,7% от общего количества сельскохозяйственных организаций, биологические методы защиты растений от вредителей и болезней – 10,3%; возобновляемые источники энергоснабжения – 1,9%; систему точного вождения и дистанционного контроля качества выполнения технологических процессов – 7,1%.

 

Таблица 1

Удельный вес сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих инновационные технологии, %

Субъекты хозяйствования

Инновационные технологии

Капельная система орошения

Биологические методы защиты растений от вредителей и болезней

Очистные сооружения на животноводче-ских фермах

Возобновляемые источники энергоснабжения (биоэнергетика, солнечные батареи и т.п.)

Система точного вождения и дистанционного контроля качества выполнения технологических процессов

СХО

4,7

10,3

4,8

1,9

7,1

СХО не относящиеся к субъектам малого предпринима-тельства

5,9

12,9

10,1

2,0

15,6

МП

4,3

9,4

3,1

1,8

4,3

К(Ф)Х и ИП

3,7

9,3

1,2

1,8

0,8

Источник: составлено по: Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года: В 2 Т. Т.1/ Федеральная служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2017. С. 257. Справочно: СХО – сельскохозяйственные организации; МП – малые предприятия; К(Ф)Х и ИП – крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Низкой остается и обеспеченность России семенами отечественной селекции. Так, в 2019 году обеспеченность семенами основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции была на уровне 62,7%. Но по отдельным культурам Россия практически полностью зависит от импорта. Самая высокая зависимость сохраняется в сахарной свекле и картофеле. К 2025 году заявлена цель – достигнуть обеспеченности отечественными семенами основных сельхозкультур в среднем в 75%. При этом, наибольший рост запланирован в самых дефицитных сегментах – сахарной свеклы и овощных культурах [4].

Новые ориентиры для производства семян отечественной селекции – не единственное обновление в Доктрине продовольственной безопасности России. Новые цели поставлены и в обеспечении овощами и фруктами. Уникальное географическое положение России, включающее несколько климатических зон, дает ей возможность обеспечить своих граждан всеми необходимыми культурами, за исключением экзотических фруктов, в отсутствии которых, население не пострадает.

В настоящее время пороговые значения, обозначенные в новой Доктрине продовольственной безопасности, не достигнуты по уровню самообеспечения молоком и молокопродуктами, овощами и бахчевыми, а также фруктами и ягодами.

Нами выполнен анализ уровня потребления населением основных продуктов питания по регионам Российской Федерации (табл. 2;3). Приведенные показатели весьма различны, так если в Алтайском крае потребление хлеба и хлебобулочных изделий составляет 154 кг на человека в год (1 место в рейтинге), то в Свердловской области 122, а в среднем по России – 116 кг/чел. При медицинской норме – 96 кг.

По мясу и мясопродуктам лидером является Республика Калмыкия, здесь на душу населения потребляют по 103 кг на человека. В Свердловской области – 76 кг, а по России – 70 кг на человека в год. При рекомендованной норме Минздрава РФ – 73 килограмма.

Таблица 2            

Потребление хлебных продуктов; мяса и мясопродуктов

Хлебные продукты

Мясо и мясопродукты

Регионы

кг/чел.

Регионы

кг/чел

1

Алтайский край

154

1

Республика Калмыкия

103

2

Тамбовская обл.

153

2

Московская обл.

102

3

Курская обл.

146

3

Республика Алтай

99

4

Липецкая обл.

144

4

Псковская обл.

91

5

Белгородская обл.

139

5

Республика Марий Эл

86

6

Краснодарский край

139

6

Республика Саха (Якутия)

86

7

Астраханская обл.

137

7

Сахалинская обл.

84

8

Амурская обл.

137

8

Воронежская обл.

82

9

Республика Саха (Якутия)

134

9

Калининградская обл.

81

10

Воронежская обл.

133

10

г. Москва

80

27

Свердловская обл.

122

17

Свердловская обл.

76

 

В среднем по России

116

 

В среднем по России

70

81

Камчатский край

95

81

Еврейская автономная обл.

52

82

г. Севастополь

94

82

Республика Ингушетия

49

83

г. Санкт-Петербург

86

83

Республика Крым

48

84

Мурманская область

82

84

Республика Дагестан

48

85

Чукотский автономный округ

64

85

Чукотский автономный округ

43

Источник: составлено по: Статистический сборник «Потребление основных продуктов питания населением РФ». URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278. Данные по мясу и мясопродуктам без субпродуктов II категории и жира-сырца.

 

Население России отстает от медицинских норм по потреблению молока и молокопродуктов (табл. 3).  В среднем по стране этот показатель составляет 234 кг, при медицинской норме 325 кг на душу населения в год.

Лучшие показатели демонстрирует Республика Татарстан, здесь на одного жителя приходится по 359 кг молока и молокопродуктов в год. Свердловская область на 29 месте среди всех субъектов РФ.

Важнейшим направлением решения проблем отставания по ряду важнейших показателей, определяющих эффективность отрасли сельского хозяйства, является развитие сельских территорий, обеспечение их привлекательности для квалифицированных кадров и молодежи.

 

 

Таблица 3

Потребление молока и молочных продуктов; яиц и яйцепродуктов

Молоко и молочные продукты

Яйцо и яйцепродукты

Регионы

кг/чел.

Регионы

шт./чел

1

Республика Татарстан

359

1

Ярославская область

393

2

Республика Башкортостан

301

2

Московская область

375

3

Оренбургская область

301

3

Воронежская область

344

4

г.Санкт-Петербург

297

4

Костромская область

344

5

Кабардино-Балкарская Респ.

285

5

Ростовская область

338

6

Новосибирская область

285

6

Амурская область

333

7

Псковская область

281

7

г.Санкт-Петербург

332

8

Ленинградская область

279

8

Краснодарский край

330

9

Республика Саха (Якутия)

278

9

Белгородская область

326

10

Республика Дагестан

277

10

Вологодская область

324

29

Свердловская обл.

240

14

Свердловская обл.

318

 

В среднем по России

234

 

В среднем по России

285

81

Камчатский край

145

81

Республика Алтай

180

82

Сахалинская область

144

82

Республика Дагестан

179

83

г. Севастополь

141

83

Забайкальский край

162

84

Тульская область

129

84

Чукотский автономный округ

158

85

Чукотский автономный округ

106

85

Республика Тыва

112

Источник: составлено по: Статистический сборник «Потребление основных продуктов питания населением РФ». URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13278

 

Нельзя забывать, что сельская территория обладает многофункциональностью (рис. 1).  Функции весьма обширны – демографическая, производственная, экономическая, трудоресурсная, жилищная, экологическая, рекреационная, культурная и другие.   Выделяют 10 основных функций.

 

Рис. 1. Основные функции сельских территорий

 

Сельское хозяйство – это еще и большая кооперация науки, образования, промышленности, других отраслей реального сектора экономики. Известно, что создание одного рабочего места в сельском хозяйстве, позволяет открыть 5-6 новых рабочих мест в секторах промышленного производства.

Учитывая все это в задачи государства должно входить обеспечение уровня жизни сельского населения, как минимум, на уровне города, поскольку, в противном случае Россия столкнется с еще большим оттоком населения из сельской местности и потеряет возможность самостоятельно обеспечивать себя продовольствием. Невостребованными окажутся 16 млн. га пашни и дальнейшая промышленная переработка, что и вовсе приведет к экономической стагнации, считают отдельные специалисты.

На втором месте после проблем с кадровым обеспечением остро стоит вопрос нехватки тракторов и сельхозмашин. 300 млрд рублей в совокупности составляет российский рынок сельхозтехники в случае полной самообеспеченности российскими машинами.

Правительство Российской Федерации, понимая проблемы сельского населения, реализует в настоящее время меры и мероприятия, конкретные проекты, определенные государственной программой комплексного развития сельских территорий на долгосрочный период.

В целях привлекательности сельских территорий возводятся специальные поселки и агрогородки, «гелиополисы» [6;7]. К примеру, в таких населенных пунктах при застройке жилой зоны используют энергоэффективные материалы, солнечные батареи, гелиевые коллекторы, геотермальное отопление, диодное освещение, установки глубокой биологической очистки и другие инновации.

По опыту Республики Беларусь во многих субъектах РФ возводятся агрогородки (рис. 2; 3). В таких агрогородках создана вся социальная и коммунальная инфраструктура. Функционируют школы, детские сады, больницы, дома культуры, музеи, торговые центры и другие объекты социальной инфраструктуры. Имеет место центральное отопление и водоснабжение.

 

Источник: Агрогородки Белоруссии. Деревни будущего: шесть адресов для старта. URL: https://www.sb.by/articles/derevni-budushchego-shest-adresov-dlya-starta.html

Рис. 2. В агрогородке Копысь.

 

Источник: Агрогородки Белоруссии. Деревни будущего: шесть адресов для старта. URL: https://www.sb.by/articles/derevni-budushchego-shest-adresov-dlya-starta.html

Рис. 3. В агрогородке Лясковичи.

 

В сельских территориях с учетом различных потенциалов, климата и территориальных особенностей, агроландшафта, агробиоценозов возводят поселения различных типов и направленности. Создаются экопоселения и поселения кластерного типа (рис. 4).

Источник: Современные экопоселения как альтернатива урбанизации. URL: https://mentamore.com/eko-frendli/sovremennye-ekoposeleniya-kak-alternativa-urbanizacii.html

Рис. 4. Экопоселение.

 

К сожалению, процессы развития сельских территорий, и, в первую очередь, в части создания эффективной социальной инфраструктуры, решения задач повышения привлекательности сельской местности, происходят значительно медленнее, чем планировалось.

Заключение. Назрела объективная необходимость перехода от реализации программы федерального уровня, связанной с развитием сельских территорий, к разработке и реализации национального проекта «Сельская местность – важнейшая составляющая пространственного развития Российской Федерации», так как ранее принятые меры государственного характера не дали ожидаемых результатов. Одной из главных причин следует признать недостаточное финансирование, рассредоточение приоритетных мер и ответственности по различным ведомствам и министерствам (газификация, строительство дорог, объектов здравоохранения и культуры и др.).

Создание и реализация тринадцатого национального проекта «Сельская местность – важнейшая составляющая пространственного развития Российской Федерации» позволит охватить потребности всей сельской местности в соответствии со стратегическими задачами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, появляется возможность реализовать главное преимущество национального проекта перед другими формами проектной деятельности исполнительной власти – это приоритетное финансирование федеральным бюджетом, чего крайне не хватает для реализации мер, направленных на устойчивое развитие сельских территорий страны [2;6].

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 21 января 2020 года №20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

2. Лылов А.С. Программно-целевое развитие сельских территорий: диссертация … кандидата экономических наук / А.С. Лылов. - Екатеринбург, 2018. - 228 с.

3. Мечта Китая о великом возрождении китайской нации. Си Цзиньпин / Сборник высказываний, подготовленный Центром по изучению партийных документов при ЦК КПК. - Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2014. - 120 с.

4. Новая Доктрина продовольственной безопасности России: задачи и вызовы. [Электронный ресурс]. URL: http://vomo.tpprf.ru/ru/news/349446/ (дата обращения: 18.10. 2020).

5. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. - Вып. 6. - 224 с.

6. Сёмин А.Н., Третьяков А.П., Лылов А.С. Развитие инфраструктуры сельских территорий // Известия Международной академии аграрного образования. - 2016. - Выпуск №29. - С. 94-98.

7. Сёмин А.Н. Организация «Агрополисов» в сельских территориях России / А.Н. Сёмин, Ю.Р. Лутфуллин, М.М. Кислицкий, А.С. Лылов // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № S25. - С. 415-429.


Войти или Создать
* Забыли пароль?