с 01.01.2018 по 01.01.2020
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Общие экономических науки, Аспирант)
с 01.01.2018 по 01.01.2020
Москва, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
ОКСО 38.06.01 Экономика
ОКСО 38.03.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
BISAC BUS000000 General
BISAC BUS004000 Banks & Banking
BISAC BUS007000 Business Communication / General
BISAC BUS020000 Development / Business Development
BISAC BUS068000 Development / Economic Development
BISAC BUS069000 Economics / General
Поддержка в Российской Федерации предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, несмотря на огромный потенциал в обеспечении экономического роста и благосостояния граждан, практически отсутствует, как и само такое предпринимательство. Имеются как некоторое сходство с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, так и существенные отличия, вызванные особенностями происхождения и порядком предоставления финансовых ресурсов, следования религиозным и идеологическим постулатам и догмам. Необходимо осуществить переход финансовой поддержки такого предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики, отслеживать источники происхождения средств, осуществить специальные меры законодательного регулирования предоставления поддержки. Цель исследования – определить в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приемлемые меры государственной поддержки предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики. Методы исследования – анализ статистической информации, нормативно-правовых документов, регламентирующих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, информации в сети Internet, синтез результатов и выводов исследования. Результаты исследования: уточнено понятие «предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики», показана возможность применимости мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства к предпринимательству, ориентирующемуся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики.
малое и среднее предпринимательство (МСП), государственная поддержка МСП, предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики
1. Введение
В Российской Федерации начиная с 1990 годов развитие малого и среднего предпринимательство (МСП) выступало приоритетом государственной поддержки на федеральном и регионалом уровнях власти [1,2]. В настоящее время эволюционировал механизм государственной поддержки МСП, что во многом связано с появлением новых форм и видов предпринимательства, таких как социальное предпринимательство [3,4,5], «исламское предпринимательство» или предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики [6].
Справедливости ради отметим, что государственная поддержка в Российской Федерации предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, несмотря на огромный потенциал в обеспечении экономического роста, повышении валового внутреннего продукта (ВВП) [7], практически отсутствует, как и само такое предпринимательство. Очевидно, что первоначально такое предпринимательство как по обороту своей финансово-хозяйственной деятельности, так и по количеству занятых работников будет иметь незначительные размеры и очень похоже на субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). При достаточном уровне поддержки МСП и с учетом особенностей предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, возможно увеличение ВВП и региональных валовых продуктов (РВП) в субъектах РФ со значительной долей населения, исповедующего мусульманские религиозные взгляды, обеспечение экономического роста, повышение благосостояния граждан.
Зарубежный опыт показывает, что имеются как некоторое сходство с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства, так и существенные отличия, вызванные особенностями происхождения и порядком предоставления финансовых ресурсов, следования религиозным и идеологическим постулатам и догмам [8]. Актуальность предмета исследования обусловлена, необходимость осуществления перехода финансовой поддержки «исламского» предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики, отслеживать источники происхождения средств, осуществить специальные меры законодательного регулирования предоставления поддержки.
Учитывая вышеизложенное, цель исследования – определить в рамках государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства приемлемые меры государственной поддержки предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики.
2. Материалы и методы
Получение нового научного знания о поддержке предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, осуществлено с использованием методов анализа статистической информации, нормативно-правовых документов, регламентирующих поддержку МСП, информации в сети Internet, последующей формулировкой (синтезом) результатов и выводов исследования.
3. Результаты
Предпринимательство в широком смысле определяется конституционно закрепленной свободой на ведение экономической деятельности, а совместно с правом частной собственности и запретом на государственную/корпоративную монополию относится к базовым понятиям, определяющим рыночную систему хозяйствования. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса РФ под предпринимательской деятельностью (предпринимательством как родом занятий) принято понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Среди всей многообразной предпринимательской деятельности обратим внимание на МСП, условно определяемое размером годовой выручки и среднесписочной численностью работников.
Под предпринимательством в Российской Федерации, ориентирующимся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, будем понимать хозяйствующие субъекты, неукоснительно следующие основанным на исламских постулатах общим началам идеологического и методологического характера, различным прикладным теориям и концепциям в области права и экономики [9,10]. На наш взгляд, наиболее существенными отличиями от МСП выступают отказ от процентных сделок («риба»), отказ от реализации запрещенных Шариатом товаров и услуг («харам»), запрет определенных видов сделок («мухакаля», «мухадара», «мулямаса», «мунабаза» и «музабана»)[11]. Отсюда следует важность источника происхождения финансовых средств и порядок их предоставления.
В странах с развитой экономикой вклад в ВВП МСП составляет от 30 до 70% (в зависимости от отрасли). В Российской Федерации доля МСП в ВВП составляла 22% в 2017 году и 20,2% в 2018 году, данные по 2019 году официально еще не опубликованы. Доли регионов Российской Федерации, где в первую очередь могло бы осуществляться предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, в ВВП в 2015 году составляли: Республика Татарстан - 2,8%, Республика Башкортостан - 2,0%, Республика Дагестан - 0,9%, остальные регионы со значительной долей проживающего мусульманского населения в пределах 0,1-0,2% каждый [12].
Понимание необходимости и конкретных мер поддержки МСП осуществлено в период 1995-2000 годов, были выявлены основные проблемы в развитии МСП - отсутствие доступа к ресурсам (финансовым, имущественным, материальным), отсутствие правовой защиты и информационной поддержки. Начался процесс формирования нормативно - правовой базы, приняты федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», «О едином налоге на вмененный доход», введены льготы по налогам для субъектов МСП, создана система организаций и учреждений поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровне, образованы различные структуры поддержки (агентства, центры, бизнес-инкубаторы и т.п.) [13].
В последующие годы, сопровождавшиеся мировыми финансовыми и экономическими кризисами, введением санкций в отношении России пришло понимание того, что принимаемые меры по поддержке МСП не позволили в полной меры достичь поставленных целей, а предусмотренные на эти цели финансовые ресурсы недостаточны или используются неэффективно.
В 2016 году распоряжением Правительства РФ были утверждены «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г.» (далее Стратегия) и план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии. Цель Стратегии - развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, социального развития страны и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения. Базовыми индикаторами достижения указанной цели в 2030 году выступают:
- увеличение в 2,5 раза оборота МСП;
- увеличение в 2 раза производительности труда по отношению к 2014 году;
- увеличение доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) до 20 процентов;
- увеличение доли занятого населения в секторе МСП в общей численности занятого населения до 35 процентов.
Стратегическим ориентиром является увеличение доли МСП в ВВП в 2 раза (с 20 до 40 процентов). Одним из самых значимых мероприятий Стратегии стало доведение квоты на закупки у МСП до 25 процентов (начиная с 2018 года) товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, отдельных видов юридических лиц (рынок объемом не менее 25,0 трлн. рублей ежегодно).
Что касается поддержки МСП на региональном уровне. Так, в рамках реализации государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республики Башкортостан» оказывается информационно-консультационная, имущественная, правовая и финансовая поддержка, реализуется программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательство (Программа 6,5) [14,15]. Общий объем финансового обеспечения государственной программы Республики Башкортостан в 2019 -2024 годах планируется в размере 2 859 213,2 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств бюджета Республики Башкортостан 1 664 826,5 тыс. рублей, средств Федерального бюджета РФ - 827 826,2 тыс. рублей, средств местных бюджетов - 342 560,2 тыс. рублей, внебюджетных источников - 24 000,0 тыс. рублей.
Следует отметить наличие региональных особенностей в финансировании государственной поддержки МСП, вызванных экономическими, этническими, религиозными, возрастными и другими причинами [16].
В целом по стране только на компенсацию российским банкам недополученных доходов при кредитовании по льготным ставкам МСП - всего лишь одной из мер поддержки - из Федерального бюджета планировалось выделить в 2018 году 635,5 млн. рублей, в 2019 году - 7,2 млрд. рублей, общая сумма расходов на компенсацию до 2025 года - 190,9 млрд. рублей. При этом сам объем кредитного портфеля малого и среднего предпринимательства планируется увеличить с 4 трлн. рублей (на 31 декабря 2017 года) до 9 трлн. рублей (в 2024 году) .
Предпринимательство, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, в полной мере не может пользоваться существующими финансовыми инструментами, предусмотренными для МСП, так как имеет некоторые особенности по использованию финансовых ресурсов, связанные с их происхождением и предоставлением. Очевидна необходимость перехода финансовой поддержки такого предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики. Также сам процесс создания таких предприятий и организаций, их функционирование требует значительной проработки нормативно-правового характера и законодательного регулирования.
Вместе с тем остаются доступными наиболее действенные меры поддержки консультационного, информационного и образовательного характера.
Так, Фондом Президентских грантов выделено 2,1 млн. рублей на 2019-2020 годы Международной ассоциации исламского бизнеса на проведение образовательных семинаров для молодых исламских предпринимателей в городах Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Грозный, Черкеск [17], в Институте государственно-конфессиональных отношений Пятигорского государственного университета на факультете теологии, выпускающими кафедрами которого являются «кафедра исламской теологии» и «кафедра православной теологии», проводится изучение арабского языка, читаются лекции об исламской экономике, праве и многом другом [18].
4. Дискуссия
Несмотря на предпринимаемые меры по государственной поддержке МСП, создание различных структур и институтов, постоянно увеличивающиеся размеры финансирования, проблемы, стоящие перед МСП в 2001 году, не разрешены и в году 2020, а в отношении предпринимательства, ориентирующегося в своей деятельности на принципы исламской экономики, специальные меры даже не сформулированы.
Имеющиеся попытки оценить эффективность института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации как правило носят качественный характер, на основании которых делается вывод о недостаточности предпринимаемых усилий [19]. Особо остро встает вопрос об эффективности использования финансовых ресурсов и ее количественной оценке.
Оценка эффективности Программы поддержки МСП Минэкономразвития РФ, произведенная АО «KPMG» в 2015 году, показала влияние Программы на рост практически всех значимых показателей (увеличение выручки МСП - 859 млрд. рублей; рост ВВП - 607 млрд. рублей. Прирост на 1 рубль вложений - 27,6 рублей; рост доходов бюджета РФ - 153 млрд. рублей). Наиболее эффективной оказалась консультационная поддержка в рамках работы Центров поддержки предпринимательства и Центров поддержки экспорта, когда на 1 рубль затрат обеспечивался дополнительный прирост выручки МСП на 641 и 119 рублей соответственно. Финансовые виды поддержки показали меньшую эффективность[20].
В работе [21] представлен комплексный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, разработана система критериев эффективности, определены этапы реализации оценки, предложен интегральный критерий эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, связывающий уровни экономической, социальной, бюджетной и инновационной составляющих предприятия с уровнем предоставляемой государственной поддержки.
Однако такие оценки носят разрозненный характер, не позволяют оценить динамику изменения эффективности использования денежных средств, влияние поддержки МСП на достижение целей Стратегии, роль (вес) отдельных базовых индикаторов достижения цели. Для осуществления такой оценки целесообразно провести отдельное исследование, разработать специальную методику, выявить корреляционные связи (реальные и мнимые) между базовыми индикаторами достижения цели и стратегическим индикатором достижения цели Стратегии.
Для определения эффективности поддержки предпринимательства в Российской Федерации, ориентирующегося в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, целесообразно выделить их отдельно.
5. Заключение
Предпринимательство в Российской Федерации, ориентирующееся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики - совокупность хозяйствующих субъектов, неукоснительно следующих основанным на исламских постулатах общим началам идеологического и методологического характера, различным прикладным теориям и концепциям в области права и экономики. Специальные меры государственной поддержки такого предпринимательства, несмотря на огромный потенциал в обеспечении экономического роста и благосостояния граждан, практически отсутствует, как и само такое предпринимательство.
Тем не менее, для них доступны все меры государственной поддержки МСП, из которых наиболее действенными являются меры консультационного, информационного и образовательного характера, финансовой поддержки.
Особенности использования финансовых ресурсов предпринимательством, ориентирующимся в своей деятельности на реализацию принципов исламской экономики, связанные, связанные с происхождением и порядком предоставления финансовых ресурсов, не позволяет в полной мере использовать механизм государственной поддержки МСП. Очевидна необходимость перехода финансовой поддержки такого предпринимательства из банковского сектора в сектор реальной экономики.
1. Кулькова В.Ю., Суглобов А.Е. Этапы и региональная модель институтов развития малого предпринимательства // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 2. С. 86-90.;
2. Анненкова А.А., Петрищев В.И., Поздняков А.В. Развитие предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона // Транспортное дело России. 2008. № 6. С. 71-74.].
3. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство: сущность и основные характеристики // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 2. С. 119-122;
4. Кулькова В.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9 (354). С. 1592-1607.;
5. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство, некоммерческие организации и корпоративная социальная ответственность в построении межсекторного партнерства: обзор теоретических разработок //Научное обозрение. 2016. № 7. С. 183-187.]
6. Кулькова В.Ю., Хайтам Ю.А.М., Суглобов А.Е. Российское предпринимательство ориентирующееся в своей деятельности на принципы исламской экономики //Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 176-180.
7. Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса //Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4 (5). С. 26-31
8. Kulkova, V. (2019). The development of Islamic entrepreneurship in the service sector of cross-border regions of the Russian Federation. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, 54-58; DOI:https://doi.org/10.2991/icsdcbr-19.2019.12
9. Беккин Р.И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность. Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 2. с.79-89.
10. Гибадуллин М.З., Вахитова Т.М. Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Учебное пособие / М.З.Гибадуллин. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 195 с.
11. Правила ведения бизнеса в исламе [элeктpoнный pecypc] URL: https://islam.global/obshchestvo/ekonomika/pravila-vedeniya-biznesa-v-islame/ (Дата обращения 21.04.2020)
12. Институциональные преобразования в экономике [элeктpoнный pecypc] URL: https://www.gks.ru/folder/14036 (Дата обращения 21.04.2020)
13. «Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства». 19.12.2001 года. [элeктpoнный pecypc] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21923 (Дата обращения 21.04.2020)
14. Гадельшина Э.Н. О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан. Корпоративная экономика. 2018. №1 (13). С. 25-31.
15. Гадельшина Э.Н. Региональные аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства. В сборнике: Инновации, кластеризация, информационная трансформация и экономическое развитие: региональный аспект Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Н. Немцева, А.Г. Васильевой. 2018. С. 63-69.
16. Ибрагимов И.М.Х. Региональная политика поддержки малого и среднего предпринимательства молодежи в Северо - Кавказском Федеральном округе. В сборнике: Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал. Материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. С. 93-97.
17. Проекты. Школа молодого предпринимателя МАИБ [элeктpoнный pecypc] URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=B358F64A-E12F-4327-ABC5-E81B56FC633B (Дата обращения 21.04.2020)
18. Исламская теология в Пятигорске [элeктpoнный pecypc] URL: https://dumsk.com/novosti/kultura-i-obrazovanie/7315-islamskaya-teologiya-v-pyatigorske.html (Дата обращения 21.04.2020)
19. Богатырева М.С. Оценка эффективности института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. «Хроноэкономика» № 5 (13). Ноябрь 2018. с.18-21.
20. Оценка эффективности Программы поддержки МСП МЭР [элeктpoнный pecypc] URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/MSP_1r.pdf (Дата обращения 21.04.2020)
21. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки в России // Финансы: теория и практика. 2017. т.21. №6. с.50-59.
22. Кулькова В.Ю., Суглобов А.Е. Этапы и региональная модель институтов развития малого предпринимательства // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 2. С. 86-90.;
23. Анненкова А.А., Петрищев В.И., Поздняков А.В. Развитие предпринимательского потенциала малых форм хозяйствования региона // Транспортное дело России. 2008. № 6. С. 71-74.].
24. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство: сущность и основные характеристики // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11. № 2. С. 119-122;
25. Кулькова В.Ю. Инфраструктурная поддержка социального предпринимательства в России //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 9 (354). С. 1592-1607.;
26. Кулькова В.Ю. Социальное предпринимательство, некоммерческие организации и корпоративная социальная ответственность в построении межсекторного партнерства: обзор теоретических разработок //Научное обозрение. 2016. № 7. С. 183-187.]
27. Кулькова В.Ю., Хайтам Ю.А.М., Суглобов А.Е. Российское предпринимательство ориентирующееся в своей деятельности на принципы исламской экономики //Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 176-180.
28. Петрище В.И. Активизация роста ВВП средствами предпринимательского ресурса //Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 4 (5). С. 26-31
29. Kulkova, V. (2019). The development of Islamic entrepreneurship in the service sector of cross-border regions of the Russian Federation. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 364, 54-58; DOI:https://doi.org/10.2991/icsdcbr-19.2019.12
30. Беккин Р.И. Исламская модель беспроцентной экономики и современность. Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2007. Вып. 2. с.79-89.
31. Гибадуллин М.З., Вахитова Т.М. Основы исламской экономики: теория и практика хозяйствования. Учебное пособие / М.З.Гибадуллин. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 195 с.
32. Правила ведения бизнеса в исламе [элeктpoнный pecypc] URL: https://islam.global/obshchestvo/ekonomika/pravila-vedeniya-biznesa-v-islame/ (Дата обращения 21.04.2020)
33. Институциональные преобразования в экономике [элeктpoнный pecypc] URL: https://www.gks.ru/folder/14036 (Дата обращения 21.04.2020)
34. «Состояние и основные проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации, анализ эффективности существующих механизмов государственной поддержки и развития малого предпринимательства». 19.12.2001 года. [элeктpoнный pecypc] URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/21923 (Дата обращения 21.04.2020)
35. Гадельшина Э.Н. О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан. Корпоративная экономика. 2018. №1 (13). С. 25-31.
36. Гадельшина Э.Н. Региональные аспекты поддержки малого и среднего предпринимательства. В сборнике: Инновации, кластеризация, информационная трансформация и экономическое развитие: региональный аспект Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под редакцией В.Н. Немцева, А.Г. Васильевой. 2018. С. 63-69.
37. Ибрагимов И.М.Х. Региональная политика поддержки малого и среднего предпринимательства молодежи в Северо - Кавказском Федеральном округе. В сборнике: Северный Кавказ: пространственное развитие и человеческий капитал. Материалы по итогам работы дискуссионных площадок Международного форума, проводимых для молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. 2018. С. 93-97.
38. Проекты. Школа молодого предпринимателя МАИБ [элeктpoнный pecypc] URL: https://президентскиегранты.рф/public/application/item?id=B358F64A-E12F-4327-ABC5-E81B56FC633B (Дата обращения 21.04.2020)
39. Исламская теология в Пятигорске [элeктpoнный pecypc] URL: https://dumsk.com/novosti/kultura-i-obrazovanie/7315-islamskaya-teologiya-v-pyatigorske.html (Дата обращения 21.04.2020)
40. Богатырева М.С. Оценка эффективности института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. «Хроноэкономика» № 5 (13). Ноябрь 2018. с.18-21.
41. Оценка эффективности Программы поддержки МСП МЭР [элeктpoнный pecypc] URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/pdf/2015/10/MSP_1r.pdf (Дата обращения 21.04.2020)
42. Кузнецов Ю.В., Быкова Н.В. Эффективность государственной поддержки в России // Финансы: теория и практика. 2017. т.21. №6. с.50-59.