Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования « Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина» (магистрант)
с 01.01.2018 по 01.01.2020
Вологда, Вологодская область, Россия
сотрудник
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 6532 Экономика агропромышленного комплекса. Экономика сельского хозяйства
BISAC POL023000 Political Economy
Статья посвящена изучению и развитию механизмов государственной поддержки инновационных проектов в сельском хозяйстве региона. Обозначены методы управления рисками для снижения степени риска сельскохозяйственными предприятиями. Предложены мероприятия по совершенствованию инновационной политики аграрного сектора экономики.
инновационный проект, инновационное развитие, государственно-частное партнерство
В сфере сельского хозяйства и АПК как и в любых других видах экономической деятельности крайне необходимы инновации. Инновационная активность и ее итоги, по мнению руководителей организаций сельского хозяйства, влияют в первую очередь на увеличение продуктивности птицы и скота, объектов аквакультуры, урожайности; повышении качества выпускаемой сельхозпродукции. Также, безусловно, огромное влияние инноваций на рост объемов производства, восстановление, сохранение и увеличение плодородия сельскохозяйственных угодий.
Господдержку инновационной и научно-технической деятельности в АПК предлагается реализовывать разнообразными фондами на основе концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и конкурсного отбора.
Одним из главных механизмов поддержки экономики на территории региона могут быть долгосрочные целевые программы развития инновационной деятельности предприятий АПК, малых инновационных предприятий и научных учреждений и т.д.
Государственная поддержка должна направляться напрямую при помощи финансовых вложений бюджета региона в первую очередь на образование новейших производств и технологий в научной сфере, которые реализуют самые значимые для отрасли сельского хозяйства быстро окупаемые проекты, а также направленные на реализацию перспективных научно-технологических разработок в сфере сельского хозяйства и АПК высокой степени готовности [7].
Для наиболее крупных предприятий сельского хозяйства предлагаются в основном меры косвенной помощи для инновационного развития, например, льготы по кредитам и налогам и т.д.
Для организаций малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства важно предусмотреть льготные меры при образовании организаций (компенсации по аренде помещения и оборудования, льготные ставки по банковским кредитам, налоговые льготы в части, зачисляемой в региональный бюджет и т.д.) [8].
Сельскохозяйственным организациям, ведущим инновационную деятельность, сначала нужно серьезно подойти к изучению базы инновационных проектов, чтобы правильно выбрать приоритетные проекты, которые будут окупаемыми и реализуемыми на рынке на сегодняшний день. Так как трудно предвидеть, какой проект не окупит даже затраты, а какой будет успешным, опираясь только на планирование [11].
Для уменьшения степени риска предприятиям сельского хозяйства региона рекомендуется использовать следующие методы управления рисками [4]:
– диверсификация инновационной предпринимательской деятельности, т.е. рассредоточение риска между участниками проекта;
–распределение риска;
– образование дополнительного фонда для покрытия непредвиденных затрат;
–страхование;
– хеджирование.
–лимитирование.
Важно отметить, что экономика инноваций большого количества регионов России сталкивается с недостатком высококвалифицированных специалистов во многих сферах производства. Для решения этой проблемы в первую очередь необходимо увеличивать подготовку таких специалистов, не забывая, что данная проблема носит комплексный характер [6].
Вологодская область всегда обладала большим научным потенциалом в разных сферах, в том числе и в сфере оптимизации промышленного производства продукции сельского хозяйства, и в разработке современного оборудования. Но даже в период экономического подъема внедрение и применение различных нововведений оставалось на очень низком уровне.
Достижение целей в сфере совершенствования инновационной политики аграрного сектора региона предлагается осуществлять за счет реализации следующих стратегических мероприятий (рис. 1).
Рисунок 1 – Стратегические мероприятия по совершенствованию деятельности региональных органов власти в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов в Вологодской области
Одной из главных причин невысокого уровня активности сельскохозяйственных предприятий в инновационной сфере являются недостаточное участие работодателей в развитии образовательного комплекса и подготовке (переподготовке) кадров необходимой квалификации, большие диспропорции между количеством и качеством подготовленных специалистов (отсутствии системности, навыков применения полученных знаний и специальностей, востребованных работодателями).
Для привлечения средств из внебюджетных источников к финансированию инноваций предприятий сельского хозяйства предлагается использовать систему льгот и гарантий, предоставляемых органами государственной власти Вологодской области инвесторам, участвующих в реализации перспективных инновационных сельскохозяйственных программ и проектов [1].
Необходимо отметить большое значение создания инновационных кластеров для совершенствования реализации инновационных проектов. Следующие задачи инновационного развития и совершенствования показывают важность открытия кластеров: [12]:
1. При создании инновационных кластеров повышается конкурентное преимущество за счет внедрения новейших разработок;
2. Усовершенствование законодательства России для скачка на путь инноваций.
3. Образование кластеров уменьшает проблемы при охране прав собственности;
4. Совершенствование госсектора с привлечением большого количества частных инвестиций в экономику РФ;
5. Создание системы инновационной привлекательности субъектов России, организаций промышленного сектора;
6. Совершенствование системы налогообложения с помощью создания и продвижения методов развития и стимулирования инноваций;
7. Создание наиболее благоприятных условий для внедрения в России мировых научных исследований и наработок в сфере инноваций.
Характерными преимуществами, которые могут иметь участники инновационного кластера, являются [2]:
1. Для органов власти России:
- с помощью эффекта синергии кластера возрастает налогооблагаемая база;
- увеличение конкурентоспособности и развитие в сфере инноваций в субъектах РФ;
- сокращение безработицы и снижение напряженности в регионе;
- рост привлекательности в сфере инноваций в регионе, в котором создан кластер.
- увеличение взаимодействия бизнеса и госорганов;
- подъем малого бизнеса в регионе;
- расширение международных отношений территории с зарубежными странами.
2. Для сельхозпредприятий, организаций, предприятий промышленного сектора:
- рост конкурентоспособности выпускаемых товаров;
- вероятность выхода на рынки сбыта зарубежных стран;
- улучшение экономических показателей;
- повышение производительности и снижение издержек;
- профессиональное развитие сотрудников;
- повышение заработной платы сотрудников.
3. Для вузов и других учебных заведений сферы АПК:
- подготовка системы взаимодействия образовательных организаций и возможных работодателей;
- решение трудностей трудоустройства студентов;
- участие сотрудников предприятий и организаций кластера в организации учебного и научного процессов;
- совместное проведение научных конференций, форумов;
- участие членов кластера в подготовке курсовых и дипломных работ;
- образование базовых кафедр на площадке образовательных организаций;
- участие работодателей к подготовке образовательных программ и учебных планов;
- подготовка специалистов под заказ работодателя.
4. Для научных организаций:
- превращение инновационного продукта в рыночный товар;
- повышение возможности продажи и сбыта готовых научных продуктов;
- образование инновационных структур с участием организаций малого бизнеса;
- образование эффективной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- образование единого координационного центра научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- управление процессом создания разрабатываемых систем на всех этапах жизненного цикла;
- образование центров трансферта научных разработок, сети бизнес-инкубаторов, различных технопарков;
- разработка программ дополнительного профобразования.
На сегодняшний день государственно-частное партнерство становится одним из эффективных инструментов поддержки и реализации инновационных проектов в сфере сельского хозяйства на региональном уровне.
Кроме того, государственно-частное партнерство способствует объединению интересов бизнеса и государства с целью прорывного развития инновационной сферы в аграрном секторе экономики [3].
Важно отметить, что развитие государственно-частного партнерства в сельскохозяйственной сфере является актуальным вопросом социально-экономической политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Для развития института государственно-частного партнерства на уровне региона необходимо определить конкретные механизмы развития данного направления, которые будут способствовать реализации инновационных сельскохозяйственных проектов [13].
В современных социально-экономических и политических условиях важно не только развивать нормативную базу для государственно-частного партнерства, но и своевременно доводить информацию до потенциальных инвесторов о возможностях государственно-частного взаимодействия в сфере инноваций [10].
В качестве факторов, определяющих успешность выработки комплекса мер по развитию механизма государственно-частного партнерства в сельскохозяйственной сфере региона, на основе анализа успешных практик реализации инновационных проектов государственно-частного партнерства, нами определены основные факторы (рис. 2).
Рисунок 2 – Факторы, влияющие на успешность выработки комплекса мер по развитию механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере региона
В качестве рекомендаций по развитию государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов на региональном уровне предлагаются следующие основные этапы.
1этап. Разместить на инвестиционном портале региона отдельный раздел, который будет посвящен государственно-частному партнерству в аграрном секторе. В нем будут представлены реализуемые проекты в сфере сельского хозяйства на предлагаемой основе, а также проекты, которые нуждаются в инновационной поддержке.
Данный раздел должен быть оформлен на английском и русском языках и включать в себя в визуально-графическом и текстовом формате блоки информации (рис. 3).
Таким образом, отраженные выше информационные блоки с учетом визуализации имеющихся материалов позволят заинтересованным лицам ознакомиться с данной тематикой и оценить свои возможности и перспективы партнерства в сфере сельского хозяйства.
Рис. 3. Сведения, необходимые для представления в разделе государственно-частного партнерства на инвестиционном портале региона
2 этап. Регулярно организовывать курсы повышения квалификации сотрудников органов управления в сфере ГЧП.
Во всех субъектах РФ необходимо регулярно проводить обучение специалистов для органов управления в сфере ГЧП, включающая и переподготовку и повышение квалификации.
Основную образовательную программу могут проводить коммерческие организации, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Повышение квалификации могут организовать учебные территории в сфере ГЧП, а также привлеченные специалисты и эксперты [9].
3этап. Обеспечивать соответствие регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства с федеральными нормативно-правовыми актами. Это способствует расширению практики реализации инновационных проектов на основе государственно-частного партнерства.
Отдельно в данном пункте стоит отметить, что в региональном законе о государственно-частном партнерстве необходимо закрепить следующие нормы (рис. 4).
Рисунок 4 – Нормы, необходимые для закрепления в региональном законе о государственно-частном партнерстве
4 этап. Разработать систему стимулирования и меры поддержки для привлечения представителей бизнес сферы (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), планирующих реализовывать или уже реализующие инновационные сельскохозяйственные проекты с использованием механизма государственно-частного партнерства [5].
Для исполнения данной рекомендации на уровне органа исполнительной власти региона после принятия управленческого решения о приоритетных сферах и отраслях развития региона необходимо в данных сферах принимать специальные меры для создания благоприятных условий для частных партнеров. К таким мерам можно отнести следующие дополнительные меры поддержки частных партнеров на региональном уровне (рис. 5).
Рисунок 5 – Дополнительные меры поддержки частных партнеров на региональном уровне
В заключении необходимо отметить, что разработать универсальную для всех регионов модель совершенствования механизма государственно-частного партнерства в сфере реализации инновационных сельскохозяйственных проектов не представляется возможным, так как каждый регион имеет свои социально-экономические, политические и институциональные особенности. Но представленные выше рекомендации можно адаптировать и внедрить в деятельность любого субъекта РФ.
Поддержка инновационного предпринимательства в Вологодской области должна быть приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики.
При большом количестве современных механизмов государственной поддержки в дальнейшем для развития инноваций в сфере сельского хозяйства требуется постоянное усовершенствование и корректировка действующих финансовых инструментов на практике, а также создание новых средств.
1. Антонюк Г.А. Инновационное проектирование и управление общественным развитием. - Минск: Наука и техника, 2015. - 205 с.
2. Болоничева Т.В. Методика определения эффективности инновационно-инвестиционных проектов и экономических систем путем формирования групповых предпочтений заинтересованных сторон / Т.В.Болоничева, Н.В.Усов, М.А.Лукьянова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - № 86. -С.650-663.
3. Бусыгин А.М. Деловое проектирование и управление инновационным проектом. М.: МВШСЭН, 2015. - 515 с.
4. Крюкова, Т.М., Аверкин, М.Г. Анализ инновационного состояния промышленных предприятий региона с позиций инвестиционной привлекательности. / Малый бизнес в эпоху экономики знаний: сборник статей участников международной открытой научно-практической конференции. Дата проведения: 24-25 октября 2015 г. Нижний Новгород. - М.: «Научный консультант», 2015 г. - 112 с., С.50-53
5. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство: политика и механизм реализации//Проблемы формирования государственных политик в России. М., 2015. - С. 74-78
6. Научная и инновационная политика. Россия и Мир. 2011-2012 / под ред. Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2015. - 480 с.
7. Реймер В. Инновационная система России: проблемы управления и перспективы // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2016. - № 2. - С. 3-6.
8. Самсонова, В.А. Современный инновационный менеджмент. - М, 2015. - 344 с.
9. Соколов И.А. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций. - М.: Дело, 2015. - 632 c.
10. Ткаченко Н.И. Методология отбора и оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства с учетом интересов стейколхдеров // Журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2015. - 8(49). - С. 81-89
11. Туккель И.Л. Разработка и принятие решения в управлении инновациями. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015. - 342 с.
12. Юрлов Ф.Ф. Оценка эффективности инновационно-инвестиционных проектов с учетом многокритериальности и интересов заинтересованных сторон: монография / Ф.Ф. Юрлов, Н.Я. Леонтьев, Н.В. Усов; Нижегород. гос. техн. ун-т, Нижний Новгород, 2015. - 176 с.
13. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2017. - № 2. - С. 43-49.