Стратегическое мышление как проявление интеллекта руководителя начало привлекать внимание практиков и исследователей еще в давние времена. При этом для них наиболее значимым был и остается ряд вопросов. Когда и каким образом начало проявляться это мышление? Каково его содержание или чем оно отличается от обычного? Каким образом можно приобрести и развить это своеобразное и необходимое стратегу мышление? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.
стратегия, классические китайские тратегические принципы, уровень стратегического мышления, стратегии межличностных коммуникаций, особенности стратегического мышления, «завихрения полноценности» руководителей-стратегов, развитие индивидуального стратегического мышления.
Посвящается академику Конраду Николаю Иосифовичу
Стратегмы – от древних времен до наших дней
Внимание людей к стратегии как важному инструменту практического управления и одновременно выражению своеобразного мышления начало проявляться очень давно.
В период с начала VII и до середины V в. до н.э. центральной фигурой на военно-политической арене Древнего Китая в эпоху «Пяти гегемонов» выступал князь-гегемон (ба). Сунь-цзы был военачальником у предпоследнего из этих гегемонов – князя Хо-Люя (514–495), который являлся одним из претендентов на роль главы союза князей. Обобщая опыт подготовки и ведения войн в ту эпоху, Суньцзы написал трактат о военном искусстве [1], ставший своеобразным учебником на все времена и отражающий стратегическое мышление полководца. В нем не описывается индивидуальный опыт как таковой, а в обобщенном виде представлены основные положения по таким проблемам, как ведение войны, стратегическое нападение, форма, мощь, полнота и пустота, борьба на войне, изменения, поход, местность, огневое нападение и использование шпионов. Всего трактат включает 13 глав.
Второй из прославленных полководцев Древнего Китая и основоположников стратегического искусства – У-цзы (IV в. до н.э.). Он начал свою службу у правителя царства Лу, в котором, кстати, одно время работал в качестве министра и сам «Совершенный» – Конфуций. Здесь проявился воинский талант У-цзы, в частности при подготовке и проведении боевых действий с соседним царством Ци. Слава полководца породила много завистников, которыми он был оклеветан. Поэтому У-цзы перешел на службу к другому князю в царство Вэй, где также оправдал возлагавшиеся на него надежды.
Трактат У-цзы [1] построен на основе двух схем. Первая – «что сказал и думает У-цзы по той или иной проблеме». Вторая – «князь У-хоу спросил, а У-цзы ответил». Поэтому местами трактат ситуативен, т.е. содержит ответы на конкретные вопросы князя с необходимыми рекомендациями. В обобщенном виде в нем рассматриваются такие проблемы, как забота о государстве, оценка противника, управление армией, качества, знания и умения полководца, изменения, поощрение воинов (всего шесть глав).
1. Сунь-цзы. Искусство стратегии. Древнекитайские трактаты, ставшие основой целого ряда управленческих теорий: Пер. с китайского, предисл. и коммент. Н.И. Конрада. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2006. 528 с.
2. Уэлч Д., Бирн Д. Джек. Мои годы в GE: Пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
3. Кови С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 216-227.
4. Заславская Т.И., Крылатых Э.Н., Шабанова М.А. Новое поколение деловых людей России. М.: Дело АНХ, 2007. С. 70.