с 01.01.2006 по 01.01.2019
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
Государственный университет управления (кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, доцент)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ББК 6505 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ
BISAC BUS001010 Accounting / Financial
В статье рассмотрены практические аспекты развития систем бухгалтерского, управленческого и налогового учетов с точки зрения совершенствования учетно-аналитического обеспечения инвестиционной деятельности российских организаций, достоверности и информативности формируемой отчетности, эффективности оценки деятельности. Определены проблемы и возможности сближения российских стандартов бухгалтерского учета и международных стандартов финансовой отчетности, бухгалтерского, управленческого и налогового учетов, а также выделены направления реорганизации системы учетно-аналитического обеспечения с точки зрения эффективности использования в инвестиционной деятельности. Сформулированы выводы о том, что в связи с серьезными финансовыми и структурными изменениями в организации в рамках инвестиционной деятельности необходимость развития системы учетно-аналитического обеспечения, разработка учетной политики для целей интегрированного учета и создания интегрированной системы учета, агрегирующей данные разных подсистем учетов организации, позволит использовать полную и сбалансированную информацию во взаимосвязи с будущими результатами в краткой и лаконичной форме. Перспектива развития учетно-аналитического обеспечения в форме интегрированного учета будет являться информационной платформой, объединяющей несколько направлений экономической науки, а именно учет, анализ, планирование, диагностирование и контроль для достижения перспективного развития экономической деятельности организаций в Российской Федерации.
система учетно-аналитического обеспечения, международные стандарты финансовой отчетности, инвестиционная деятельность, учетная политика, интегрированная система учета
В условиях цифровизации экономики, усложнения технологических процессов и усиления конкуренции эффективное управление организациями во многом зависит от качества используемой информации учетно-аналитической системы, являющейся результатом бухгалтерского, налогового и управленческого учетов. В современной экономической ситуации финансовые результаты деятельности организации имеют важное значение не только для собственников экономического субъекта, но и для национальной экономики в целом, поскольку в данном случае, он рассматривается и в качестве индикатора эффективности инвестиционной активности в масштабах государства.
Особенно актуальны вопросы формирования системы, с помощью которой определяются перспективы повышения рационального использования всех ресурсных и кадровых возможностей для достижения наиболее благоприятного уровня финансового результата. Совершенствование данной системы необходимо рассматривать в экономическом симбиозе трех видов учета, так как принятие инвестиционных управленческих решений следует осуществлять на основании полной и достоверной финансовой и нефинансовой информации в целях достижения благоприятных последствий. Исходя из этого, можно отметить, что финансовый результат, с точки зрения выхода организации на планируемый уровень доходности опирается на такую систему учетно-аналитической информации, которая в полной мере отражает все хозяйственные операции с точки зрения интеграции бухгалтерского, налогового и управленческого учетов [5].
Одной из особенностей повышения эффективности использования учетно-аналитической информации является создание оптимальной учетной политики для оценки реального финансового положения организаций, с целью формирования всеобъемлющего информационного пространства. Сведения, отражаемые в бухгалтерском, налоговом и управленческом учетах в рамках учетной политики, выстраиваются, принимая во внимание особенности и специфику деятельности организации. Так как учетная политика представляет собой утвержденную в организации систему принципов, правил и методов, посредством использования которых упорядочивается процесс ведения всех видов учетов, то от выбранных методических и организационных аспектов зависит полнота и целостность системы учетно-аналитического обеспечения всей организации.
В российской практике существующие стандарты бухгалтерского учета носят строго унифицированный характер, так как разрабатываются и регламентируются государственными органами власти [1]. В случае если предприятие планирует выход на мировой рынок инвестиций, оно вынуждено составлять отчетность на основе международных стандартов. Министерство Финансов РФ планомерно сближает российскую систему учета и международные стандарты финансовой отчетности, однако на данном этапе существует ряд нерешенных проблем, препятствующих применению международной системы в национальной системе бухгалтерского учета.
Одной из основных проблем российской системы бухгалтерского учета (далее РСБУ) продолжает оставаться формирование финансовой отчетности, ориентированной не на потенциальных инвесторов, а на налоговые органы. Важно понимать, что отчетность, представленная по российским стандартам, может искажать реальное финансовое положение организации, поскольку действующая система, нацеленная на органы государственной власти, как правило, демонстрирует более значительный результат, взамен отражения реального положения организации и результатов ее деятельности [2].
В настоящее время многие российские организации и организации с иностранным капиталом, функционирующие на российском рынке, в первую очередь формируют бухгалтерскую отчетность по российской системе бухгалтерского учета, маловостребованную инвесторами. Далее возникает необходимость трансформации документов по международным стандартам финансовой отчетности (далее МСФО), что влечет за собой возникновение существенных затрат в связи с необходимостью привлечения соответствующих высокооплачиваемых специалистов и программного обеспечения [3].
Поскольку, в современных экономических реалиях, степень проникновения международных моделей учета в российскую экономику довольно велика, то процесс реформирования российского учета по системе международных стандартов представляется как неизбежное, логичное и закономерное поступательное движение, являющееся результатом процесса интеграции российской и мировой экономики. Однако до сих пор имеют место определенные различия, невзирая на то, что зачастую РСБУ уже предусмотрена возможность представлять информацию в формате наиболее приближенном к стандартам МСФО. Представление статей отчетности, составленной по российским нормам, в отчетности, составленной по МСФО не всегда возможно, поскольку существуют различия в группировке статей, в их содержании и в способах раскрытия. Различия, обусловливаются тем, что применяются отличающиеся подходы при группировке данных, имеются отличия в расположении статей балансового отчета и др.
На сегодняшний день, трансформация отчетности из РСБУ в МСФО осуществляется посредством внесения корректировок на отчетную дату, которые и позволяют перевести отчетность, составленную по отечественным стандартам в формат МСФО [7]. При этом существуют некоторые модели, применяемые на сегодняшний день российскими организациями.
В частности, чтобы на практике применить модель внешней трансформации экономическому субъекту необходимо составить отчетность по российским стандартам, затем посредством применения табличных методов провести соответствующие корректировки. Единой системы внесения изменений для трансформации отчетности не существует, для каждой организации она разрабатывается с учетом специфики финансовых операций. Последним этапом является создание рабочего листа с конечными поправками, после чего и формируется отчетность по МСФО.
Модель внутренних корректировок также базируется на основе трансформации отчетности, но только корректировки происходят внутри учетной системы. Для этого применяют специальный встроенный модуль, который раскрывает алгоритм для отображения исправлений. Отметим, что получение конечных отчетных данных по международным стандартам возможно лишь при закрытых счетах отечественного учета [3].
Модель параллельного учета носит совершенно иной характер, который не зависит от российских правил учета. Она характерна для многофункциональных ERP-систем (Enterprise Resource Planning) зарубежных поставщиков для крупных организаций (Oracle, Microsoft, SAP) и для систем, ориентированных на средние организации, а также зарубежные компании. Учетно-аналитическая информация, необходимая для составления отчетности, составляется согласно МСФО. Основная сложность использования параллельного учета – необходимость полноценного внедрения учета по международным стандартам. Применение данной модели требует больших затрат на установление программного обеспечения, разработку методологии, а также обязывает вести учет как по российским, так и по международным стандартам, поэтому параллельный учет используется редко.
Выбор модели трансформации – самостоятельное решение экономического субъекта, при этом, какую бы модель ни предпочло предприятие для формирования отчетности по международным стандартам, в самом начале применения МСФО потребует разработки особых подходов, сбора дополнительных данных и выбора программного обеспечения [10]. Единая информационная база отражает данные следующих модулей: финансы, производство, трудовые ресурсы, информационное хранилище, управление связями с заказчиками и управление поставками. Вся отчетность воспроизводится на двух языках – русском и английском. Посредством применения данной конфигурации возможно формирование отчетности по МСФО, при условии подготовки информационной базы для модуля МСФО и разработки в организации учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета по РСБУ и МСФО. Это становится возможным путем перемещения бухгалтерских проводок из российских регистров учета (план счетов бухгалтерского учета) в международные (план счетов по МСФО). Разработанная подсистема для ведения учета по МСФО позволяет вести финансовый учет и подготовку консолидированной и индивидуальной финансовой отчетности в соответствии с международными нормами.
Помимо вышесказанного, существенным препятствием к внедрению международных стандартов продолжает оставаться выбранный вектор формирования учетно-аналитической информации, предоставляемой для налоговых органов, так как российская система налогового учета с момента ее формирования имеет свою специфику [11]. Помимо сближения РСБУ и МСФО, важным вопросом остается сближение бухгалтерского и налогового учетов. Система налогового учета в РФ получила юридическое обоснование, и была введена отдельная система определения налогооблагаемой прибыли, что позволило освободить бухгалтерский учет от пристального внимания фискальных органов [2]. Однако с вступлением в силу главы 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) особенно остро стал вопрос о сближении данных видов учетов, в связи с тем, что основной причиной возникшего отделения налогового учета от бухгалтерского явилось несовпадение конечных целей указанных видов учета. Целью бухгалтерского учета является предоставление полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта для принятия пользователями бухгалтерской отчетности эффективных финансовых (инвестиционных) решений. Основная цель налогового учета состоит в достоверности и правильности исчисления налогов и сборов в соответствии с требованиями НК РФ. При этом и бухгалтерский и налоговый учет имеют одну и ту же первичную документацию в качестве информационной базы и отражают одни и те же факты хозяйственной деятельности организации, но опираясь на различные законодательные базы. [6]
Применение инструментов налогового учета для прогнозирования финансового результата свидетельствует о том, что только комплексный подход к формированию учетно-аналитического обеспечения может привести к повышению рациональности использования источников финансовых средств. В частности, применение налоговых инструментов оптимизации помогает высвобождать денежные средства для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Грамотно выстроенная учетная политика за счет применения инструментов налогового учета позволяет направлять высвободившиеся ресурсы на развитие инвестиционной деятельности организации или улучшения показателей финансовых результатов.
Таким образом, несмотря на ряд некоторых расхождений, сближение бухгалтерского и налогового учета представляется возможным, поскольку они основываются на одной информационной базе. При этом, интеграцию бухгалтерского и налогового учетов необходимо строить с применением единых методик и методов исчисления, с целью получения результатов в рамках своей направленности. [8] В сложившихся условиях, полный синтез двух учетов не целесообразен, так как это может привести к экономической ситуации, характерной до принятия 25 главы НК РФ, а также по сравнению с использованием альтернативных вариантов ведения учетов, к росту налоговых платежей. Выбранный курс развития отношений налогового и бухгалтерского учетов можно охарактеризовать как англо-американскую модель, которая в большей степени ориентирована на введение принципов МСФО в России.
Организация системы управленческого учета в структуре формирования учетно-аналитической информации основывается на создании эффективной системы использования информации, получаемой как из внутренних, так и внешних структур, и предназначенной для анализа деятельности управленческим аппаратом с целью прогнозирования, планирования и контроля исполнения поставленных задач. Управленческий учет, как самостоятельная единица учета, выступает комплексной и фундаментальной базой управленческой (инвестиционной) деятельности, таким образом, посредством использования данных, формируемых при помощи управленческого учета, экономические субъекты реализуют стратегию и тактику своего экономического развития. Управленческий учет как отдельный вид учета претерпевает постоянные изменения – происходит расширение его функционального охвата, добавляются новые задачи и проблемы. По этой причине за последние годы увеличивается набор его инструментов, к примеру, в данном аспекте можно отметить появление международных стандартов управленческого учета. Однако в российской практике применение вышеуказанных стандартов весьма ограничено.
В частности, рассмотрим организации, отличающиеся высоким удельным весом внеоборотных активов в структуре всех активов экономического субъекта, что существенно влияет на его финансовую маневренность. Для дальнейшего устойчивого развития при разработке бюджета необходимо учитывать возможность приобретения нового оборудования и технического обслуживания уже имеющегося на балансе организации. В связи с этим, необходимо сказать о возможном внесении изменений в положение по бюджетированию и формировании новой модели инвестиционного бюджетного пакета в непосредственной взаимосвязи с разработками инвестиционной программы, программы технического перевооружения и реконструкции, программы капитального ремонта, программы диагностики, плана ремонтно-эксплуатационных нужд, плана закупки и поставки материально-технических ресурсов, плана поставок. В рамках проведения диверсификации основной деятельности можно говорить и о разработке новых форм отчетности для обеспечения внутреннего контроля целевого использования денежных средств и отражения данных мероприятий в учетной политике. Такая система бюджетирования в разрезе осуществления инвестиционной деятельности позволит управленческому персоналу располагать информацией, отражающей общую картину функционирования организации, улучшит систему внутреннего контроля использования целевых денежных средств, а также прогноз финансовых результатов. [9]
Таким образом, реализация функции контроля внутрифирменных процессов должна обеспечиваться путем внесения изменений в учетную политику. При осуществлении деятельности, сопряженной с риском, в случае привлечения инвестиций, как было отмечено выше, необходимо закрепить в учетной политике форму новых документов, призванных отслеживать целевое использование денежных средств. Осуществление контрольной функции управленческого учета через изменения учетной политики приводит к усовершенствованию форм отчетности, используемой для целей бухгалтерского учета, но главной целью всех изменений остается обеспечение процесса поступательного экономического развития экономического субъекта.
Эффективное развитие организации возможно только при взаимодействии разных подсистем учетно-аналитического обеспечения. Процесс сбора, анализа и интерпретации финансовой и нефинансовой информации допускает вероятность возникновения ошибок, недочетов и случайных или умышленных искажений информации, поэтому цель управленческого учета сводится к устранению возможных ошибок и уязвимых мест при подготовке информации о затратах, доходах и расходах. Построение эффективной системы учетно-аналитического обеспечения достигается за счет применения других внутрифирменных регламентов. Для достижения данной цели необходимо разработать внутренние стандарты отчётности, способные оценивать рациональность использования целевых денежных средств. В частности, при осуществлении инвестиционной деятельности особенное внимание уделяется инвестиционному бюджету организации, а также всей инвестиционной деятельности в целом. В данном случае, представляется целесообразным рассмотреть более детально затраты организации при осуществлении инвестиционной деятельности.
Усиление влияния управленческого учета при осуществлении инвестиционной деятельности оправдано тем, что интерпретация данных исключительно бухгалтерского учета не способствует росту эффективности управленческой политики и контролю за реализацией инвестиционных проектов. Данное обстоятельство обусловливается тем, что данные бухгалтерского учета отражаются после даты проводимых хозяйственных операций спустя несколько месяцев, т.е. постфактум, а также тем, что информация бухгалтерского учета не содержит прогнозных данных и ожидаемых проектов, количественных характеристик необходимых для принятия эффективных управленческих решений.
Однако на современном этапе развития подсистемы управленческого учета в рамках развития учетно-аналитического обеспечения наблюдается отсутствие развития целостной системы управленческого учета инвестиционной деятельности. Создание модели управленческого учета инвестиционной деятельности подразумевает определение целей учета и его внедрение в систему учетно-аналитического обеспечения организации. Основными целями внедрения вышеуказанной модели выступают:
– предоставление точной и своевременной информации для принятия эффективных управленческих решений;
– оценивание результатов деятельности организации в прошлом, настоящем и будущем.
Ввиду того, что одной из возможностей совершенствования экономического состояния организаций и увеличения финансовых результатов может стать освоение новых направлений деятельности, что требует вложения больших денежных средств, следующим шагом для создания эффективной системы учетно-аналитического обеспечения выступает внедрение подсистемы управленческого учета инвестиционной деятельности. Поскольку в российской практике данное направление является малоизученным, то на основании теоретического материала можно обозначить возможные пути закрепления управленческого учета инвестиционной деятельности.
В частности, в учетной политике необходимо более детально раскрыть основные элементы управленческого учета инвестиционной деятельности: организационно-технический раздел и методический раздел. В данных разделах раскрываются состав и взаимосвязи субъектов управленческого учета инвестиционной деятельности; нормативное обеспечение; выделение центров финансовой ответственности, бюджетирование, формы внутренней отчетности и др. Как отмечалось ранее, в российской практике отсутствует целостная и разработанная структура управленческого учета в инвестиционной деятельности. Однако на практике взаимосвязь субъектов управленческого учета и инвестиционной деятельности формируется за счет применения инструментов управленческого учета.
Таким образом, резюмируя представленные выше рассуждения, можно отметить, что на данном этапе развития подсистема управленческого учета способна обеспечить расширение инвестиционной деятельности. Посредством использования системы бюджетирования, а также определения центров финансовой ответственности в области инвестиций и использования современного программного обеспечения создаются необходимые условия для развития инвестиционной деятельности. Однако, для создания оптимальных условий, а также улучшения финансовых результатов в рамках реализации инвестиционной деятельности, использование исключительно финансовой отчетности для контроля рационального использования денежных средств становится недостаточным.
Другим важным элементом для обеспечения результативности процесса инвестирования денежных средств является использование современных технологий обработки учетной информации. Для успешного управления организацией необходимо иметь оперативную, полную и достоверную информацию о хозяйственных операциях и движениях денежных средств. Оптимальным вариантом для формирования единого информационного пространства учета финансово-хозяйственной деятельности является использование ERP-систем. Организация процесса деятельности организаций, как правило, осуществляется с помощью использования платформы SAP. После внедрения информационной программы КИС КХД (компьютерная информационная система корпоративного хранилища данных), увеличивается оперативность обмена информации и отчетности. Использование программного обеспечения в бухгалтерском, управленческом и налоговом учетах позволяет руководителям высшего звена и среднего уровня осуществлять управление организацией таким образом, чтобы по итогам ее деятельности достигались планируемые финансовые результаты. Однако выбор программного продукта экономическому субъекту необходимо делать исключительно исходя из особенностей экономической деятельности и организации внутреннего учета.
Подводя итог, можно сделать вывод, что необходимым условием для успешного внедрения учета по международным стандартам является качественный анализ существующих бизнес-процессов организации. Изучение данного вопроса невозможно рассматривать вне контекста информационно-аналитического обеспечения. Необходимость изменения существующей системы объясняется увеличившейся аналитической нагрузкой на первичные документы, наличием в последовательностях документов дополнительных звеньев или необходимости их утверждения.
Представляется, что развитие инвестиционной деятельности должно быть сопряжено с развитием системы учетно-аналитического обеспечения и использования информации, способной не только отразить совершившиеся хозяйственные операции, но и оценить последующие результаты при вложении денежных средств организации в инвестиционные проекты. С возрастающей ролью комплексной оценки детальности экономического субъекта, основанной не только на данных бухгалтерского учета, появляется необходимость создания интегрированной системы учета, в которую возможно внедрение данных разных подсистем учетов организации.
Для российской экономики данная проблема не является новой, однако в разрезе современных экономических реалий, она приобретает новый смысл, так как необходима переориентация учета экономического субъекта с контрольной функции на информативную.
Интегрированный учет в данном случае представляет собой информационную платформу, которая объединяет в себе несколько направлений экономической науки, а именно учет, анализ, планирование, диагностирование и контроль. Усовершенствованная модель учета основывается на информационной базе всех существующих корпоративных учетов, что позволит более точно давать оценку всех социально-экономических процессов. Основой для интегрированного учета выступает комплексная система бухгалтерского, управленческого и налогового учетов [4].
Интегрированный учет способен обеспечить возможность построения такой национальной системы учета, где показатели, характеризующие состояние внутренних бизнес-процессов, успешно сочетаются с внешними, что приводит к более быстрому достижению желаемых финансовых результатов. Применение интегрированной отчетности может стать оптимальным решением по совершенствованию системы учетно-аналитического обеспечения за счет использования полной и сбалансированной информации во взаимосвязи с будущими результатами в краткой и лаконичной форме.
Посредством введения системы интегрированной отчетности решается проблема взаимосвязи финансовой отчетности и управленческого учета, так как информационной базой такой отчетности служит и финансовый, и управленческий, и налоговый учет. Все мероприятия необходимо отразить с помощью внесения изменений в учетную политику организации.
Представляется целесообразным оценить принципы, которые лежат в основе подготовки интегрированного учета. В Международных основах интегрированной отчетности закреплены основные принципы интегрированной отчетности: стратегическая направленность и ориентация на будущее; связанность информации; существенность; достоверность и полнота и др. Интегрированный учет в формате рассмотрения стратегии развития организации в увязке с инвестиционной деятельностью позволяет создавать отчетность, построенную вокруг бизнес-модели, в то время как финансовая отчетность ориентирована на представление отчетности о фактах хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений. В связи с этим, представляется целесообразным подчеркнуть, что в рамках совершенствования системы учетно-аналитического обеспечения для улучшения финансового результата посредством расширения инвестиционной деятельности предпочтительнее постепенно переходить на систему интегрированного учета.
Однако сложившаяся экономическая ситуация в РФ свидетельствует о том, что процесс внедрения и использования нефинансовой информации находится на недостаточном уровне развития. Другим препятствием к повсеместному применению интегрированного учета является отсутствие полной и проработанной методологической базы, которая смогла бы обеспечить процесс представления информации, соответствующей высоким стандартам качества. При этом опыт внедрения интегрированной отчетности в крупных международных компаниях свидетельствует о целесообразности его введения и в российских крупных и средних организациях.
Вместе с тем, стоит отметить, что реализация данного направления должна быть сопряжена с разработкой учетной политики для целей интегрированного учета, поскольку через закрепленные в ней инструменты и способы ведения предпринимательской деятельности раскрывается финансовая и нефинансовая информация, необходимая для реализации стратегического развития экономического субъекта. Интегрированный учет в данном случае представит собой информационную платформу, объединяющую в себе несколько направлений экономической науки, а именно учет, анализ, планирование, диагностирование и контроль. Усовершенствованная модель учета может основываться на информационной базе всех существующих корпоративных учетов, что позволит более точно давать оценку всех протекающих социально-экономических процессов.
Таким образом, формирование информационного пространства организации происходит за счет данных, используемых в бухгалтерском, налоговом и управленческом учетах. Связующим звеном трех подсистем учета выступает созданная на предприятии учетная политика, которая учитывает в себе все особенности организации и специфику ее деятельности. Учетная политика представляет собой закрепленную в организации систему принципов, правил и методов, посредством использования которых упорядочивается процесс ведения хозяйственной деятельности, поэтому от выбранных методических и организационных аспектов зависит полнота и целостность системы учетно-аналитического обеспечения всей организации. Грамотно сформированная учетная политика, выступая фундаментальной основой для формирования эффективной системы учетно-аналитического обеспечения, позволит повысить эффективность ведения комплексной системы учетов, что, несомненно, улучшит показатели финансового состояния организации и позволит расширить использование инвестиционных ресурсов.
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ www.consultant.ru Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 11.11.2019)
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // www.consultant.ru - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/eff17f204244dcb616945328e968a197f1f24844/ (дата обращения: 11.11.2019).
3. Арабян К.К. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности внешними пользователями: учебник / К.К. Арабян. - М.: КноРус, 2017. -304 c.
4. Боброва Е.А. Интегрированная и автономная системы организации управленческого учета / Е.А. Боброва // Экономический анализ: теория и практика. 2016. - №23. - С. 14-23.
5. Болдырев В.Н. Теоретические аспекты анализа финансовой устойчивости организации. / В.Н. Болдырев // Устойчивое развитие науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 17-26.
6. Герасименко В.А. Возможности сближения бухгалтерского и налогового учета в России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72963 (дата обращения: 11.12.2019).
7. Гнутова И.А. МСФО и РСБУ: основные отличия и пути сближения / И.А. Гнутова // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 453-455.
8. Ерофеева В.А. Проблема сближения налогового учета с бухгалтерским учетом // Экономика. Налоги. Право. 2014. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sblizheniya-nalogovogo-ucheta-s-buhgalterskim-uchetom (дата обращения: 13.12.2019).
9. Корзоватых Ж.М. Практические аспекты бюджетирования / Ж.М. Корзоватых// Материалы 33-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. Государственный университет управления. 2018 "Реформы в России и проблемы управления". - М., ГУУ, 2018. - С. 157-159.
10. Медведева И.А. Сближение РСБУ и МСФО: адаптация российского бухгалтерского учета к международным стандартам /И.А. Медведева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 486-490.
11. Носкова Ю.В. Налоговый учет в России и в международной практике /Ю.В. Носкова // Бухгалтер и закон. - 2018. - №4. - С.44-56.