Международные летние школы: анализ тенденций и перспективы развития в России
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проведен аналитический обзор факторов, оказывающих влияние на развитие международных летних школ и интернационализацию образования в целом, выявлены ключевые тренды, относящиеся к изменениям парадигм и моделей летних школ для иностранных граждан. Анализ проведен на основе обзора российских и зарубежных источников литературы по данной тематике, официальных сайтов университетов и образовательных порталов, а также опыта Сибирского Федерального университета по продвижению и организации международных летних школ. Факторы внешней среды, влияющие на международные летние школы в целом, проанализированы на основе модели анализа глобальных трендов – изменение парадигм и моделей обучения, а также изменение технологий и процессов обучения.

Ключевые слова:
Экспорт образования, интернационализация, международная летняя школа, академическая мобильность
Текст

Мировые тенденции развития высшего образования продиктованы стремительным изменением его ландшафта в условиях возрастающей международной конкуренции, роста информационных потоков,  цифровой трансформации экономики и всех сфер жизни, что в свою очередь оказывает влияние на локальные  преобразования на национальном и институциональном уровнях по всему миру и в России, в частности.  В связи с этим сегодня стратегической целью многих ведущих университетов мира является достижение лидирующих позиций в глобальном академическом сообществе через генерацию и распространение новых знаний и технологий, а также повышении авторитета и международной конкурентоспособности, в том числе и через обеспечение качества высшего образования, как наиболее важного элемента в интернационализации национальных систем образования и ключевого инструмента для реагирования на эти изменения (Altbach, 2013).

Развитие экспорта образовательных услуг является серьезной экономической задачей государства, а с учетом влияния этого фактора на конкурентоспособность России, одной из приоритетных задач. В этой связи вузы стремятся быть привлекательными для иностранных абитуриентов, полноценно участвуют в процессе повышения студенческой и преподавательской мобильности. Несмотря на понимание роли интернационализации образования в условиях глобализации, экспорт образовательных услуг в России невысок (Токарева, 2015). Именно поэтому государство разрабатывает различные механизмы стимулирования данного направления, такие как, федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование». Его цель определена как «увеличение численности иностранных граждан, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам высшего образования за счет развития инфраструктуры, реализации государственной поддержки развития экспорта российского образования, повышения востребованности и конкурентоспособности российского образования». В этой связи анализ тенденций и перспектив развития международных летних и зимних школ, как инструмента экспорта образования  в глобальном, национальном и региональном контексте, представляется актуальной и своевременной задачей.

Действительно в настоящее время трудно представить себе сферу жизнедеятельности, в которой в той или иной степени не происходило бы международное взаимодействие. Этот процесс идет особенно интенсивно в сфере высшего образования. Несмотря на то, что процесс интернационализации в разных странах развивается неодинаково, не подлежит сомнению, что его значение стремительно растет. Взаимодействие между странами осуществляется по таким направлениям как: индивидуальная мобильность, мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава в образовательных целях, мобильность образовательных программ и институциональная мобильность, формирование новых международных стандартов образовательных программ, институциональное партнерство и др. (Краснова Г., 2012).

В рамках стратегии интернационализации международная деятельность образовательных учреждений расширилась не только по объему, но и по сложности:  все больше университетов создают оффшорные спутниковые кампусы, программы двойных дипломов, образовательные программы на иностранных языках, меняют правила приема для иностранных студентов, предлагают онлайн-курсы и международные стажировки, разрабатывают великое многообразие краткосрочных образовательных программ, в том числе летние и зимние школы.

Международная летняя школа является одной из форм включённого обучения, практикуемая ведущими вузами мира, представляет собой академические предложения современного университета, где  обучение все чаще рассматривается как уникальная лаборатория для инновационного образования. Интенсивные короткие курсы создают для студентов и преподавателей новые возможности по сравнению традиционными семестрами.

Обзор литературы по вопросам организации МЛШ показал достаточное количество публикаций, описывающих опыт проведения собственных университетских МЛШ. А.А. Зайцев отмечает, что, летние школы призваны моделировать научное сообщество и привлекать студентов к исследовательской работе (Зайцев А.А., 2015). А.О. Чамчиян характеризует летние школы как инструмент интернационализации образовательной деятельности вузов (Чамчиян А.О., 2012). Минькова Н.О. рассматривает летние школы через призму профориентационной работы, позволяющей улучшить все предметные результаты освоения основной образовательной программы, сформировать универсальные учебные действия (Минькова О.Н., 2014). Подобная форма обучения способствует развитию академической мобильности студентов, интернациональных связей, совершенствованию их языковых и коммуникативных навыков. Косарева Т.Н. рассматривает международные летние школы как инструмент публичной дипломатии России (Косарева Т.Н. и др., 2018).  Отметим высокую активность публикации результатов работы летних школ региональных вузов (Байкальская юридическая школа, МЛШ Томского государственного университета и Пермского государственного национального исследовательского университета), что объясняется большей, по сравнения с ведущими вузами центральной части России, необходимостью продвижения их образовательных программ (Бертовский Л.В.и др.,2018, Гармаев Ю.П., 2018, Поплюева К.А., 2018 и др.) Практически все авторы сходятся во мнении, что такая форма организации учебного процесса позволяет не только получать новые знания, но и наработать полезные в сфере своих научных интересов межрегиональные и интернациональные связи. Однако, несмотря на достаточно активно развитие в России летних школ, исследований, содержащих обобщение опыта, анализа тенденций развития, факторов, влияющих на данный процесс, описания концептуальных особенностей МЛШ и рекомендации для организаторов, практически нет.

Любая текущая или будущая карьера может быть улучшена путем инвестирования времени в летний курс, так как имеет много преимуществ: получать больше знаний и постоянно совершенствовать навыки, необходимые для карьерного роста, сохранить и преумножить ценные знания и навыки обучения, приобретенные ранее и др. Летняя школа - это программа одного или нескольких предметных курсов, предлагаемых университетом во время каникул, обычно продолжительностью от одной до четырех - восьми недель. Студенты заняты в очных интенсивных классах и внеклассных мероприятиях. Социальная программа обычно также включена. Летние школы помогают студентам пересмотреть предмет, изученный в течение предыдущего учебного года, продолжить изучение известного предмета или найти информацию, связанную с новым интересом. Часто курсы предоставляют кредиты, которые могут быть признаны в рамках официальных учебных программ учащихся. Целевой группой, как правило, являются студенты университета, иностранные студенты и даже широкая публика.

В целом МЛШ направлены на решение следующих задач:

  • увеличить контингент иностранных граждан, проходящих ежегодное обучения в летних и зимних школах, в том числе на базе летних оздоровительных лагерей;
  • повысить привлекательность краткосрочных и основных образовательных программ всех уровней (бакалавриата, магистратуры, подготовка кадров высшей квалификации) для иностранных граждан;
  • повысить узнаваемость и статус бренда университета и российского образования в целом на международном образовательном рынке;
  • увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг, так как летние школы становятся большим бизнесом для университетов во всем мире (не только в Соединенных Штатах, но также в Европе, Китае и Южной Африке);
  • повысить  уровень интернационализации институциональной среды и международной репутации вуза, особенно если летняя школа организована в сотрудничестве с международными партнерами;
  •  повысить качество образования;
  • способствовать распространению национального языка и культуры.

Существует множество моделей для летних школ и курсов, предназначенных для разных целей. Традиционными считаются реализуемые в США программы «третьего семестра» («third semester») и «под руководством преподавателей» («faculty-led») в кампусах за рубежом (Гарвард ввел эту форму летней программы в 1823 году). К началу 20-го века университеты Великобритании также начали открывать свои двери летом для широкой общественности с просветительскими программами  по литературе, искусству, культуре, изучению языков и др.  Оксфорд и Кембридж были лидерами этого рынка с самого начала.

В XXI веке феномен летней школы распространился на Азию. Сначала, особенно в Китае, летняя школа рассматривалась главным образом как источник дохода. В последнее время характер азиатской летней школы был в большей степени приведен в соответствие с европейскими аналогами, сосредоточив внимание на многочисленных аспектах стратегии интернационализации университетов.

Во всем мире летние и зимние школы для иностранцев  развиваются со стремительной скоростью. Сегодня наряду с традиционным третьим семестром все большее число американских университетов предлагают летние программы, очень похожие на программы летних школ в Европе и Азии. Они предлагают не только стандартные курсы с целью восполнения потерянных кредитов, но и дополнения к основным учебным программам для иностранных студентов на платной основе.

На основе изучения данных веб-сайтов StudyPortals,  Summer Schools  of Europe, и образовательных платформ, нами сделаны следующие выводы о тенденциях изменения количества и моделей МЛШ на международном рынке за последние 5 лет:

  • количество летних и зимних  школ, предлагаемых в Европе, выросло почти в два раза за последние  5 лет. Сегодня эта цифра составляет 6286 летних школ;
  • в лидеры по количеству летних школ  входят помимо США и Великобритании и сравнительно небольшие страны: Нидерланды (на третьем месте), Италия (на пятом месте), Дания (на восьмом). С этой же точки зрения интересна Ирландия, которая за последние 5 лет увеличила количество летних и зимних школ с 15 до 97. Франция, Германия и Россия также входят в десятку лидеров, появились летние школы в Китае, Новой Зеландии и Индии (рис. 1).
  •  

 

Рис. 1 - Количество летних школ по странам, предлагаемых платформой StudyPortals (составлено авторами по данным: StudyPortals: ShortCoursesportal, 2019, URL: www.shortcoursesportal.com)

 

  • структура мирового рынка высшего образования, с точки зрения основных лидеров – США, Великобритании, Австралии, Германии,  Франции и России –  остается приблизительно той же самой и в контексте летних и зимних школ для иностранных студентов, хотя их доли постоянно меняются. Так в 2019 г. на долю США приходилось наибольшее количество  - 2482 летних школы, Великобритании – 1431, Австралии – 475 и Канады –130, Германии -117, России – 103, Франции – 85, Китая – 29 .

Таким образом, в 2019 году количество летних школ в целом существенно возросло, но тенденция не изменилась, и в целом наблюдается корреляция между количеством академических предложения для летних и зимних школ и структурой лидерства мирового рынка высшего образования.

Анализа количества и моделей современных международных летних и зимних школ в Европе был проведен на основе данных Портала Study in Europe (https://ec.europa.eu/education/study-in-europe/country-profiles_en). На портале размещены  академические предложения европейских стран, включая летние и зимние школы. Главным образом это 34 страны, которые участвуют в программе Erasmus+.  Портал по сути является агрегатором, для получения информации об образовательных программах той или иной страны, нужно перейти на соответствующую национальную платформу. Национальные платформы чаще всего предоставляют  большее количество летних и зимних школ по сравнению с международной платформой  StudyPortals , например, Германия - 175 летних и зимних школ или Дания – 123 программы МЛШ, или же наоборот -  ограниченное количество школ, как Голландия. 

Таким образом, анализ разнообразия и количества современных международных летних и зимних школ в глобальном контексте, показал их бурный рост, как по количеству, так и по типологии и моделям организации. Однако, на наш взгляд, место, которое в настоящее время занимает Россия на мировом рынке образовательных услуг, не соответствует ее значительному образовательному потенциалу.

Согласно данным ЮНЕСКО, если в 2001 году Россия не входила в восьмерку лидеров образовательных услуг для иностранных студентов, то в 2013 году на долю нашей страны  приходилось около 3 % от общего числа иностранных студентов (6-е место среди стран – экспортеров образовательных услуг), в 2018 году – уже 6% (7-место) (рис. 2).

 

Рис.2 - Распределение иностранных студентов по странам пребывания, 2001 & 2018 (источник: Project ATLAS, 2018; UNESCO, 2018)

Анализ платформы StudyPortals: ShortCoursesportal показал, что Россия удерживает лидирующие позиции в мире по представлению летних и зимних школ на международном образовательном рынке. Так, в 2013 году 13 российских вузов предлагали 83 летние и зимние школы для иностранных граждан, что составляло 6%  от общего количество летних и зимних школ в Европейских странах, предлагаемых платформой StudyPortals. В 2019 году количество летних и зимних школ, представленных российскими вузами на платформе StudyPortals: ShortCoursesportal, увеличилось до 130, что составляет только 2 %  от общего количества летних и зимних школ в мире (рис. 1) и 8 %  от общего количество летних и зимних школ в Европе (рис. 3).

Рис. 3 - Количество летних и зимних школ по странам Европы в 2019 г, предлагаемых платформой StudyPortals (Составлено авторами по: StudyPortals: ShortCoursesportal, 2019, URL: www.shortcoursesportal.com)

По данным портала Study in Russia российские университеты предлагают сегодня для иностранцев всего 157 коротких программ,  в разделе «Летние школы для иностранцев – 2019: от программирования до искусств» - 17 программ, а также 9 языковых летних школ.

Поскольку данные во всех проанализированных нами открытых источниках разнятся, иногда существенно, в процессе мониторинга данные о краткосрочных образовательных программах, проводимых вузами в формате летних и зимних школ, были объединены, а повторяющиеся элементы исключены.  Результаты по 21 университету представлены таблице 1.

Таблица 1. Количество летних и зимних школ в некоторых российских вузах*

Университет

количество летних и зимних школ

  1. Высшая школа экономики (ВШЭ)

57

  1. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ)

54

  1. Российский университет дружбы народов  (РУДН)

16

  1. Университет ИТМО

12

  1. Уральский федеральный университет (УрФУ)

10

  1. Томский государственный университет (ТГУ)

9

  1. Сибирский федеральный университет (СФУ)

9

  1. Балтийский федеральный университет им. И. Канта (БФУ)

7

  1. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» (ЛЭТИ)

7

  1. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ)

6

  1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева (Самарский университет)

6

  1. Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

5

  1. Московский физико-технический институт

5

  1. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

5

  1. Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ)

4

  1. Московский государственный строительный университет

4

  1. Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ)

2

  1. Южный федеральный университет (ЮФУ)

2

  1. Томский политехнический университет (ТПУ)

2

  1. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

2

  1. Национальный исследовательский технический университет «МИСиС» (НИТУ «МИСиС»)

1

  1. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ)

1

  1. Казанский федеральный университет  (КФУ)

1

сточник: составлено авторами по: StudyPortals: ShortCoursesportal, 2019, URL: www.ShortCoursesPortal.eu, Summer Schools in Europe (www.SummerSchoolsinEurope.eu), Study in Russia (https://studyinrussia.ru/ ), официальные сайты университетов

Одним из флагманов среди вузов России последние 6 лет неизменно является Российский университет дружбы народов  (РУДН), который в 2013 году предлагал 40 летних и зимних школ для иностранных граждан  (Jeroen Torenbeek  и Edwin van Rest. EAIE, 2014). Сегодня на сайте РУДН на международный образовательный рынок предлагает 16 летних и зимних школ (табл. 1).

Международная политехническая летняя и зимняя школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) предоставляет широкий выбор курсов в области инженерных и естественно научных дисциплин, физики, IT-технологий, экономики и бизнеса, а также изучения русского языка, культуры и российской цивилизации. В настоящее время в университете реализуется более 30 высококачественных модулей летней и зимней школы, преподаваемых на английском языке для иностранных студентов. По окончании обучения студенты получают ECTS кредиты и сертификаты о прохождении программы. Каждый год СПбПУ принимает более 500 студентов, которые приезжают более чем из 50 стран мира.

Высшая школа экономики (ВШЭ) предлагает наибольшее количество летних и зимних школ для иностранных граждан с очень широким диапазонам тематик, организационных форм  и моделей. Аналогично самому большому летнему университету Европы  (Утрехтский летний университет, Голландия)  создание Международного Летнего Университета ВШЭ (https://www.hse.ru/international/summer/)  – уникальное явление для Российской системы летних школ. Он отличается в первую очередь моделью организации, масштабом, а также территориальной распределенностью  по 4 городам России.

Сибирский федеральный университет (СФУ) по нашим оценкам открытых источников информации в ряду российских вузов разделяет 6 и 7 место вместе с Томским государственным университетом и предлагает иностранным студентам ряд международных летних программ, таких как международные летние школы, языковые летние школы, совместные с зарубежными университетами-партнерами летние школы и др. В 2017 году в СФУ было проведено 16 летних школ в рамках реализации программы 5-100. В 2020 году СФУ предлагает 9 МЛШ для обучения иностранных граждан. На сайте университета создан специальный раздел с актуальной информацией о летних школах на английском и китайском языках -  International Summer Programs at SibFU (http://www.sfu-kras.ru/en/education/courses). В вузе накоплен серьезный опыт подготовки, организации проведения летних школ, в том числе и совместно с зарубежными университетами-партнёрами. 

Таким образом, на основе мониторинга открытых интернет-платформ, а также сайтов российских университетов нами обобщены характеристики летних и зимних школ для иностранных граждан, реализуемых университетами России:

  • количество летних и зимних школ для иностранных граждан, предлагаемых российскими вузами на международном образовательном рынке, выросло незначительно за последние пять лет: 83 школы было представлено на международных образовательных платформах в 2013 году, что составляло 6 % от летних и зимних школ в Европе, сегодня эта цифра составляет всего 103 школы, однако это лишь 2%;
  • наибольшее количество школ предлагают столичные университеты, более 50% рынка МЛШ находится в руках только 3 поставщиков: Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Российский университет дружбы народов  (РУДН);
  • только некоторые ведущие отечественные вузы могут продемонстрировать динамику увеличения количества и качества международных летних и зимних школ для иностранных граждан.

Рост количества летних школ происходит под воздействием ряда тенденций развития международных образовательных услуг в целом. Выделим основные из них.

Спрос на постоянное обновление знаний и навыков. Сегодня в связи с ускорением темпов жизни и обмена информацией, а также технологического прогресса в целом, люди как никогда чувствуют необходимость не просто получения образования, позволяющего адекватно реагировать на изменения в мире, но и постоянного обновления своих знаний и навыков. Несмотря на обилие и доступность информационных источников, пользователю очень важно уметь получать ее и обрабатывать, грамотно использовать для достижения поставленных целей. Важным транслятором таких умений и остается университет. Высшее образование остается не только источником знаний, но и формирует культуру и личность человека, влияет на его мировоззрение, открывает новые горизонты, развивает навыки и умения для успешной карьеры и жизни (Дериглазова и др., 2018).

Еще один немаловажный фактор – приход поколения Y (миллениалы – с 1983 по 2003 г.р.), которые в отличие от предыдущих поколений демонстрируют: более толерантное отношение к расам и меньшинствам; стремление к индивидуализму; активное использование Интернет и социальных сетей; мультизадачность (умение переключать внимание). Также это поколение ценит возможность параллельно работе использовать социальные сети, рассматривает вакансии с возможностью личного профессионального роста и вероятностью завести новые дружеские отношения, ищет возможности связать учебу, работу с путешествиями и получением новых эмоций и т.д.

В последние годы растет количество доступной информации, в т.ч. и учебного контента. В этой связи в образовании уже недостаточно просто давать энциклопедические знания, а значит, конкуренция за внимание обучающего значительно выше. Системе дополнительного образования приходится предлагать слушателю что-то потенциально интересное именно ему – предоставлять индивидуальный контент.

Цифровизация процесса обучения. Процесс организации современных летних школ складывается под влиянием появившихся цифровых технологий. Очевидно, что инновации могут стать определяющим фактором конкурентноспособности МЛШ. Причем, понятие «технологии» сегодня трактуется значительно шире и включает не только инновационные методы образования, которые стали возможны благодаря развитию Интернета, мобильной связи, виртуальной реальности, большим данным и т.п., но и инновационные управленческие технологии повышения эффективности такого обучения (Катькало В.С., 2018). Понятно, что данный тренд обеспечен тем, что развитие технологий в обучении открывает дополнительные возможности для более креативного и эффективного получения знаний, а также увеличения их базы.

Рост академической мобильности студентов. Важной тенденцией развития международных летних школ является рост мобильности студентов для достижении более высокого уровня образования. Так, доля иностранных студентов составляет только 4% от общего числа учащихся в программах бакалавриата, тогда как для аспирантов эта доля  составляет уже 22% от общего числа обучающихся в докторантуре (OECD, 2019).

По данным различных международных организаций - Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Институт образования ЮНЕСКО, так и национальных агентств ведущих стран мира (Британский Совет, Германская служба академических обменов (DAAD), Национальная ассоциация консультантов по международному рекрутингу (NAFSA), Нидерландская организация международного сотрудничества в высшем образовании (NUFFIC) и другие) доля мобильных студентов в целом по всему миру в ОЭСР увеличилась на 2 % в период между 2010 и 2017 годами. За этот период доля прибывающих студентов увеличилась почти во всех странах с имеющимися данными, и особенно в Эстонии, Венгрии, Латвии, Нидерландах и Новой Зеландии.

При анализе основных потоков международной студенческой мобильности была использована онлайн-карта  данных по странам и регионам, разработанная  Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) (рис. 4). Карта позволяет увидеть подробные данные в разрезе каждой страны мира: кто и куда едет учиться из страны, кто хочет получить образование в учебных заведениях государства и т. д. По данным онлайн-карты наибольший поток иностранных студентов, в том числе и в летние и зимние школы, следует ожидать помимо Китая из стран ближнего зарубежья и Индии.

Рис.4. Онлайн-карта данных международной студенческой мобильности Института статистки ЮНЕСКО

В целом, объем международной студенческой мобильности находится на рекордно высоком уровне. По оценкам ОЭСР, за последние несколько десятилетий число иностранных студентов, участвующих в программах международной академической мобильности значительно возросло с 2,1 миллионов в 2001 году до 5 млн в 2018 году (см. рис. 2).

Рост конкуренции. Привлекательность страны и вуза. Одним из факторов, влияющих на международный престиж высшей школы и популярность российских вузов, а значит и летних школ в мире, является их узнаваемость. А.Л. Арефьев в социологическом исследовании «Российские вузы на рынке образовательных услуг» (Совместно с центром социального прогнозирования), отмечает, что престиж вуза на рынке образовательных услуг, особенно международном, формируется в течение многих лет и его основным индикатором является востребованность выпускников данного высшего образовательного учреждения со стороны российских и зарубежных  работодателей (Арефьев А.Л., 2007). Признание вуза и его МЛШ как современной, компетентной и развитой обучающей организации позволяет ему выстраивать долгосрочные партнерские отношения, направленные на обмен знаниями и опытом с лучшими профессиональными ассоциациями, представителями крупных компаний, другими университетами.

Основными мотивами обучения за границей являются следующие аспекты: возможность получить высококачественное образование, приобрести дополнительные навыки, которые нельзя получить в домашнем вузе или даже стране, желание познакомиться с культурой других стран и улучшить языковые навыки, особенно английского языка. Обучение за рубежом также рассматривается как способ улучшить возможности трудоустройства на все более глобализованных рынках труда. В условиях, когда  к традиционным (США, Великобритания, Германия и др.) добавились новые активные игроки на мировом рынке образовательных услуг (Австралия, Китай, Корея, Сингапур и др.), российские вузы находятся в условия ужесточения конкуренции на глобальном образовательном рынке и включают в свой арсенал образовательных услуг все более новые инструменты, например, создание совместных сетевых программ, «зеркальные» лаборатории, совместные программы двойных дипломов, привлекательные стипендиальные программы, продвигать международные летние и зимние школы и др. Ожидается, что желание получить образование за рубежом будет только возрастать в ближайшие годы, появятся новые потоки студентов.

Англоязычные страны остаются наиболее привлекательными для иностранных студентов: Австралия, Канада, Великобритания и США вместе получают более 32% всех мобильных студентов, причем в Соединенных Штатах обучается 22%  всех глобально мобильных студентов в мире, что более чем вдвое превышает число международных студентов, зачисленных в Великобританию, следующий по величине принимающей страны (см. рис.2). Как было отмечено ранее,  Россия в 2018 году занимала 7-е место, привлекая около 6 % от общего числа иностранных студентов в мире.

Студенты из Азии составляют самую большую группу иностранных студентов, обучающихся по программам высшего образования на всех уровнях, что составляет 56% всех мобильных студентов в ОЭСР. Две трети азиатских студентов приходится только на пять стран: Австралии, Канада, Япония, Великобритания и США. Европейские студенты  предпочитают оставаться в Евросоюзе (ЕС), на их долю приходится 24% мобильных студентов во всех странах ОЭСР, но 42% в странах ОЭСР и ЕС (Institute for International Education (IIE), 2018).

Глобализация и инновации в экономике способствуют спросу на международное образование во всем мире. Канада, Германия, Япония, Китай и Россия являются странами, которые не только начали реализацию государственной политики экспорта образования, но также предпринимают меры для набора высококвалифицированных соискателей и их дальнейшего сохранения на внутреннем рынке труда ((Project Atlas, 2017).

Так, правительство Канады поставило цель привлечь к 2022 году 450 000 иностранных студентов (рис. 5). В  2016 году в Канаде обучалось более 312 100 иностранных студентов (Project Atlas, 2017). В ноябре 2016 года Канада скорректировала свой иммиграционный процесс, чтобы удерживать иностранных студентов в качестве рабочей силы, предоставляя дополнительные баллы претендентам на постоянное место жительство (исследование, проведенное Канадским бюро международного образования (CBIE) показало, что 51 % международных студентов планируют подать такое заявление), которые имеют предложения о работе и чьи степени были получены в стране. Была также начата инициатива по привлечению иностранных исследователей, работающих над краткосрочными контрактами в государственных университетах, путем отмены требования о получении разрешения на работу (PIE Review, 2017).

Рис.5 – Целевые показатели приема иностранных студентов по странам (источник: Project ATLAS, 2017)

Сектор высшего образования Германии становится все более привлекательным, предлагая программы с получением дипломов с минимальной оплатой, карьерные стимулы и большое количество программ на английском языке. Эти согласованные усилия привлекли больше иностранных студентов в немецкие учебные заведения. В 2017 году 251 542 иностранных студентов были зачислены в немецкие учебные заведения, что на 7 % больше, чем в 2016 году. Цель страны по увеличению числа учащихся на международном уровне до 350 000 к 2020 году была превышена  уже в конце 2017 года (рис. 5). Иностранные выпускники вузов из стран, не входящих в ЕС, имеют возможность в течение 18 месяцев найти работу в Германии. По данным Немецкой службы академических обменов (DAAD), половина иностранных студентов, получающих ученую степень в Германии, предпочитают остаться, а 40 % планируют остаться как минимум на 10 лет.

Относительно новые игроки на международном рынке образовательных услуг  Китай и Япония, недавно активизировали инициативы по привлечению мировых талантов со всего мира. В Китае 442 773 международных мобильных студентов, принятых на обучение в 2016/17 году, пользуются новыми возможностями для прохождения стажировки, более мягкими правилами получения разрешений на проживание и различными программами, которые позволяют выпускникам получить работу в стране. К 2020 году планируется принять 500 000 иностранных студентов (рис. 5).

В Японии для достижения цели международных инициатив в области высшего образования  - увеличить к 2020 году число обучающихся до 300 000 (рис. 5), планируется предоставить выпускникам больше возможностей,  как для получения образования, так и для трудоустройства. Субсидирование стажировок в компаниях, помощь в поиске работы,  дополнительные курсы японского языка и более упорядоченный процесс получения рабочих виз являются существенными стимулами, как для выпускников, так и для работодателей (ICEF, 2019a).

На наш взгляд, развивая академические предложения для международного рынка образовательных услуг, в частности летние и зимние школы для иностранных граждан, необходимо большее внимание уделять укреплению позиций российских вузов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Китае и Вьетнаме. Выбор этих стран обусловлен тем, что КНР является крупнейшим поставщиком студентов для обучения в другие страны, Вьетнам превращается в страну с быстрорастущей экономикой и высоким спросом на зарубежное образование среди молодежи по данным Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).

Конкуренция за таланты становится все более острой и принимает глобальный характер, вовлекая практически все страны мира.  Увеличение потока иностранных студентов в другие страны обусловлено целым рядом внутренних и внешних факторов, как поощряющих внешнюю, так и стимулирующих внутреннюю мобильность. Возрастающие потребности экономики, основанной на знаниях и инновациях, в квалифицированных кадрах стимулируют спрос на высшее образование во всем мире, в то время как национальные и локальные образовательные возможности не всегда развиваются достаточно быстро, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос. Рост благосостояния в странах с развивающейся экономикой еще больше побудил средний класс искать возможности получения образования за рубежом. В то же время экономические факторы (например, стоимость международных рейсов), технологические факторы (например, распространение Интернета и социальных сетей для поддержания контактов через границы), а также культурные факторы (использование английского языка в качестве общего рабочего и академического языка) способствовали тому, что международная мобильность стала значительно более доступной и менее необратимой. В большинстве стран были проведены реформы, направленные на снижение барьеров на пути миграции высококвалифицированных специалистов, наиболее распространенными целевыми группами этих программ являются докторанты и постдоки.

К новым ключевым трендам привлечения иностранных студентов относится преимущество международное образование для карьерного роста в долгосрочной перспективе. Многолетние программы обмена, такие как Erasmus+ в Европе, также уловили растущий спрос на навыки трудоустройства, а также стажировки и профессиональное обучение, которые  включают в свои академические предложения. Эта тенденция характерная и для международных летних школ и краткосрочных программ. Среди европейских стран Россия находится на 5 месте по привлекательности, и качеству образовательных услуг, но не входит в десятку стран Европы с привлекательной стоимостью обучения, условиями жизни и карьерного роста (Study.EU Country Ranking 2018 (https://www.study.eu/).

Все перечисленные выше тенденции развития международных образовательных услуг коррелируют  и отражаются и в развитии международных  летних и зимних школ, которые университеты предлагают сегодня на глобальном образовательном рынке. Конкурируя за привлечение глобальных талантов необходимо следить за трендами глобальной академической мобильности, такими как появление новых игроков, за расширяющимся спектром благоприятных политических, экономических условий и академических приложений в большинстве странах мира, нацеленных на увеличения численности иностранных студентов.

Можно с уверенностью утверждать, что значение международных летних школ, как одного из направлений интернационализации (экспорта образования) со временем будет только расти.  В России имеется огромный культурно-образовательный потенциал, который позволит заявить о себе на международном образовательном пространстве. Поэтому, опыт международных летних школ требует более внимательного изучения со стороны отечественных вузов, а также государственных и муниципальных структур. Каждая международная летняя школа оригинальна и уникальна по-своему, служит прекрасной возможностью рассказать и продемонстрировать гражданам других стран национальный колорит, поделиться культурными ценностями и национальным наследием.

 

Список литературы

1. Паспорт национального проекта «Образование» п. 4.9. Федеральный проект «Экспорт образования» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16);

2. Публичная декларация целей и задач Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на 2019 год (утв. Минобрнауки России);

3. Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года»): Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р

4. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007.

5. Бертовский Л.В., Аналитический обзор работы международной летней байкальской юоидической школы / Л.В. Бертовский, С.М. Курбатова // ГлаголЪ правосудия. 2018. № 3 (17). С. 12-18.

6. Гармаев Ю.П. Международная байкальская летняя школа как научный, образовательский и просветительский проект / Ю.П.Гармаев // ГлаголЪ правосудия. 2018. № 3 (17). С. 3-11.

7. Дериглазова Л.В. Университет будущего: стратегия развития вуза / Дериглазова Л.В., Балякин А.А. и др. // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 52. С. 71-80.

8. Зайцев А. А. Опыт проведения международной летней школы «Геоэкологические проблемы Приуралья» / А. А. Зайцев // География и регион: материалы Международной научно-практической конференции (23-25 сентября 2015 г.). - Пермь, 2015. - Т.5: Экология и природопользование. - С. 72.

9. Катькало В.С. Корпоративное обучение для цифрового мира, 2-е изд., / В.С. Катькало, Д.Л. Волков Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018 г.,

10. Корпоративные университеты в современном мире. Аналитической отчет. М.: Корпоративный университет Сбербанка. 2017. 48 с.

11. Косарева Т.Н. Международная летняя школа «Глобальные вызовы - 2018» как инструмент публичной дипломатии России / Т.Н. Косарева, Д.А. Сидоров // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2018. № 4 (18) с. 178-183

12. Краснова Г. Московская летняя школа: третий семестр или образовательный туризм / Краснова Г., Мамедов Р. // Этнодиалоги . - 2012. № 2 (39) С. 72-80

13. Минькова Н. О. Летняя научно-исследовательская школа как форма профориентационной работы с учащимися / Н. О. Минькова // Биология в школе. - 2014. - № 5. - С. 64-68.

14. Поплюева К.А. Об опыте правовых летних школ и их просветительскй деятельности / А.К. Поплюева // ГлаголЪ правосудия. 2018. № 3 (17). С. 78-79.

15. Токарева Е.С. Международные иноязычные образовательные курсы и летние школы как механизм продвижения образовательных услуг на зарубежном рынке / Е.С. Токарева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 229-231.

16. Чамчиян А. О. Краткосрочные образовательные программы для иностранцев в формате летних школ как инструмент интернационализации вузов / А. О. Чамчиян // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - Т. 12, № 2 (105). - С. 109-112.

17. Global flow of tertiary education students [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (дата обращения: 21.09.2019).

18. ICEF Monotor

19. Institute for International Education (IIE), Project Atlas 2019 www.iie.org

20. Jeroen Torenbeek и Edwin van Rest «Summer Schools in Europe», published by the European Association for International Education (EAIE), 2014

21. OECD (2019), “Russian Federation”, in Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris. DOI: https://doi.org/10.1787/9a231e4a-en (дата обращения: 21.09.2019)

22. OECD (2019), Indicator B4. Who is expected to enter tertiary education? in OECD (2019), Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, P. 192-206 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en (дата обращения: 21.09.2019).

23. OECD (2019), Indicator B6. What is the profile of internationally mobile students? in OECD (2019), Education at a Glance 2019: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris, P. 228-245 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/f8d7880d-en (дата обращения: 21.09.2019).

24. OECD (2019), OECD Regional Statistics (database), http://dx.doi.org/10.1787/region-data-en (дата обращения: 21.09.2019)

25. Philip Altbach, 2013, Globalization and its Implications. In The International Imperative in Higher Education. Sense Publishers, 197 p.


Войти или Создать
* Забыли пароль?