ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены результаты анализа существующего состояния рыбной промышленности Российской Федерации, приведены проблемные аспекты предоставления государственных услуг в сфере таможенного регулирования перемещения рыбной продукции, предложены направления их решения.

Ключевые слова:
таможенное регулирование, рыбная промышленность, рыбная продукция, экспорт, импорт, государственные услуги
Текст

Таможенное регулирование, как составной элемент, государственного механизма регулирования экономики играет все большую роль в развитии отраслей национального хозяйства. Применительно к развитию рыбной промышленности таможенное регулирование должно реализовываться через эффективное оказание государственных услуг при перемещении рыбной продукции, так как важность развития рыбной промышленности подчеркивается ее особым значением для продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности страны.

Анализ современного состояния рыбной промышленности позволил выявить ряд проблем ее функционирования. В 2017 году общий объем добычи водных биологических ресурсов составил 4936 тыс. тонн, что на 124 тыс. тонн или на 2,6% выше уровня 2016 года (таблица 1).

Таблица 1

Улов рыбы и добыча других водных биоресурсов [1]

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Доля в 2017, %

ВСЕГО

4027

4264

4269

4297

4235

4493

4812

4936

100

Рыболовство

4027

4029

4014

4020

4001

4005

4761

4782

97

Рыбоводство (аквакультура)

-

-

-

-

1598

1529

1739

1865

3

Основная добыча сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне – 64,9 % или 3111,8 тыс. тонн. Дальневосточный регион определяет расположенность ресурсной и производственной базы, а также является основным поставщиком сырья и готовой продукции в РФ.

Развитие промышленности особенно важно для регионов, где сосредоточены основные потребители рыбной продукции (регионы Центрального, Приволжского, Южного федеральных округов). Уровень физической доступности и потребления рыбной продукции в них ниже по сравнению с Дальневосточным и Северо-Западным регионами страны. Об этом свидетельствуют показатели потребления рыбной продукции в различных регионах: Чукотский автономный округ – 50,3 кг рыбной продукции на жителя региона, уровень потребления в Москве – 21,9 кг, в Республике Ингушетия – 20,4 кг [2].

Потребление рыбопродуктов согласно рекомендациям, отвечающим современным требованиям здорового питания должно составлять не менее 22 кг/год/человек [3]. Среднее фактическое потребление рыбной продукции по стране в 2015-2017 г. не соответствует рекомендованным нормам (таблица 2).

В общем объеме производство продукции рыболовства с 2010 г. возросло на 7%. Сравнительный анализ производства рыбных продуктов в 2010 г. и 2015 г. показывает, что структура производства не меняется, поскольку в ней также преобладает производство рыбы мороженной(кроме сельди) 47% в 2010 г. и 48% в 2015 г., а также мороженной сельди 7,9% в 2010 г. и 7,8% в 2015 г. т.е. продукция с низкой долей добавленной стоимости.

Таблица 2

Потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения [4]

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Рыба и рыбопродукты в живом весе (весе сырца)

23,0

24,8

24,8

22,8

19,8

19,5

19,6

В структуре экспорта рыбы и рыбной продукции с 2013-2018 г. долевое соотношение продукции менялось не значительно. В экспорте большую долю занимают товары, относящиеся к товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС 0303 рыба мороженная – 87%, 0304 филе рыбное – 6%, 0306 ракообразные – 4%. Доля готовой или консервированной рыбной продукции (товарные позиции 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС) с 2013 г. сократилась с 1,3% до 1% (рис 1).

Рис. 1 Экспорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за 2018 г.[5]

Российские производители поставляют на экспорт около половины произведенной рыбы, доля экспорта (ТН ВЭД ЕАЭС 0303) в производстве основных видов агропродовольственных товаров в 2017 г. составляла 47,1% [6].

Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, (были проанализированы среднегодовые цены товаропроизводителей) производимой в государствах – членах Евразийского экономического союза в 2017 году показал, что самая дешевая рыба (рыба замороженная) – в России, цена которой равняется 1093,8 долл. США/т.

Соотношение среднегодовых цен производителей и импортных цен представляет собой коэффициент, характеризующий конкурентоспособность продукции (по цене), производимой в стране, по сравнению с импортными аналогами. Продукция считается конкурентоспособной в случае, если коэффициент конкурентоспособности агропродовольственной продукции меньше 1. Чем меньше значение коэффициента конкурентоспособности, тем продукция считается более конкурентоспособной. Коэффициента конкурентоспособности рыбы мороженной (ТН ВЭД ЕАЭС 0303) составляет 0,45.

Определение конкурентоспособности России по продукции (рыба мороженная) среди стран ЕАЭС показал, что рынок рыбы замороженной представлен только производителями и экспортерами России, данный товар является весьма значимым в их экспортной корзине. Комплексный показатель конкурентоспособности по данному товару равен 0,5. Расчет показателя основан на агрегировании следующих показателей: средняя цена производителей; экспортная цена; объемы производства; производство продукции на душу населения, доля экспорта в производстве, коэффициент конкурентоспособности (по отношению к импортной продукции). Конкурентоспособность рыбы на внешних рынках оценивалась посредством расчета коэффициентов выявленного сравнительного преимущества (индекса Баласса (RCA) и индекса Лафея (LFI)).

Коэффициент выявленного сравнительного преимущества (RCA) измеряет отношение экспорта определенного товара к общему объему экспорта страны и мировой экспорт данной продукции к мировому экспорту всех товаров. Конкурентное преимущество в производстве данного товара считается доказанным в том случае, если коэффициент выявленного сравнительного преимущества больше 1. У России RCA по рыбе составляет 4,1.

Значение индекса LFI составляет 3,6, что подтверждает результаты, полученные по RCA. Положительные значения данного показателя указывают на существования конкурентных преимуществ – чем больше значение коэффициента, тем выше уровень конкурентоспособности. В России одной из наиболее конкурентной агропродовольственной продукцией при экспортных поставках является рыба[7].

Анализ статистических данных и показателей конкурентоспособности свидетельствует о преобладании в экспорте продукции с низкой степенью переработки и ориентированности российской рыбной промышленности на зарубежные рынки. Отечественным рыболовам экономически выгоднее продавать сырье за границу (о чем свидетельствуют показатели экспорта), что связано с ростом курса доллара США по отношению к рублю и цен на рыбу на мировых товарных рынках.

Данная тенденция сохранилась и в 2018 г., чему также способствовало ослабление курса национальной валюты. За январь-ноябрь 2018 г. объем экспорта рыбы и морепродуктов по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. увеличился на 4,5%, а его стоимость возросла на 16,9%. Средние контрактные цены по основной позиции экспорта, мороженой рыбе, повысились на 19,8%[8].

После ввода в 2014 году запрета ввоза в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций или присоединившееся к такому решению[9] объем импорта рыбной продукции в сравнении с 2015 годом уменьшился на 8,7 % и составил 511,6 тыс. тонн. Последствиями введения данных мер также стало снижение доли импортной продукции в потреблении: в 2015г. – до 20,6%, в 2014 году – 28,3%, в 2013 году – 31,4%.

Снижение импорта дало возможность российским производителям увеличить сегмент отечественной рыбной продукции на потребительском рынке, но из-за не готовности рыбной промышленности к быстрому увеличению производства и переориентации на национальный рынок привело к росту цен (таблица 3). Не стабильная внешнеэкономическая и политическая обстановка показала, что рыбная промышленность зависит от иностранных поставщиков продукции, что противоречит доктринам экономической и продовольственной безопасности.

Таблица 3

Средние потребительские цены на конец года (рублей за кг)[4]

Год

2014

2015

2016

2018

Рыба мороженая неразделанная

110,65

138,16

147,68

167,64

По состоянию на 2018 г. объем импорта незначительно уменьшился на 1,9%, а его стоимость возросла на 15,4% [10]. Наибольшую долю, по-прежнему, занимают: мороженая рыба (товарная позиция 0303 ТН ВЭД ЕАЭС) 50%, готовая или консервированная рыбная продукция (товарные позиции 1604, 1605 ТН ВЭД ЕАЭС) 18%, филе рыбное 12%, ракообразные 7% (рис. 2). Средние контрактные цены импорта на охлажденную рыбу выросли на 2,9%, на рыбу мороженую – 16,9%, а на филе – 36,4%[10].

Рис.2. Импорт рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за 2018 г [5]

Динамика роста экспортных цен свидетельствует о том, что на мировом рынке рыбной продукции спросом пользуется только рыбное сырье из России. Рост импортных цен в свою очередь показывает зависимость отечественного рынка от иностранного, не смотря на увеличение объемов вылова и производства рыбной продукции. Российская рыбная промышленность, на сегодняшний день, не способна в полной мере обеспечить потребителей готовой продукцией, а высокие цены снижают экономическую доступность ее для населения.

Снизить зависимость отечественного рынка от импорта продукции можно за счет развития рыбоводства (аквакультуры). Значение рыбоводства в структуре рыбной промышленности особенно актуально в наши дни. Мировое производство продукции аквакультуры увеличилось с 78 млн. тонн в 2010 г. до 110,2 млн. тонн в 2016 г.[11]. Мировыми лидерами товарного рыбоводства являются: Китай, Индия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Бангладеш, Япония, Чили, Норвегия.

Сектор аквакультуры (рыбоводства) в общем объеме добычи рыбных ресурсов занимает по состоянию на 2017 г. не более 3%, что является очень низким показателем по сравнению с другими странами, где доля аквакультуры в структуре добычи доходит до 50%.

Россия располагает большим количеством водных ресурсов и в целом благоприятной экологической обстановкой, что дает возможность выращивать разные виды рыб и морепродуктов. Развитие данного сектора промышленности особенно важно для регионов европейской части России и Сибири, где уровень потребления рыбной продукции ниже по сравнению с Дальневосточным и Северо-Западным регионами страны. Наращивание производства по данному направлению позволит создать новые рабочие места, что особенно важно для сельской местности, а также заменить иностранную продукцию аквакультуры, доля которой по состоянию на 2014 г. в импорте рыбы Россией составляет 22% (примерно 220 тыс. тонн - свежая и охлажденная аквакультурная рыба) отечественной.

В 2017 году объем производства продукции товарной аквакультуры составил 219,7 тыс. тонн, что на 7 % выше. В том числе было выращено 186,5 тыс. тонн товарной рыбы, что на 12,6 тыс. тонн больше, чем в 2016 году. Прирост производства данной категории продукции составил 7,2% относительно показателей 2016 года. Объемы производства посадочного материала также увеличились по сравнению с 2016 годом и достигли 33,1 тыс. тонн. Прирост в 2017 году составил 1,8 тыс. тонн (5,7 %) к уровню прошлого года (таблица 4).

Таблица 4

Структура производства по категории продукции аквакультуры (тонн)[12]

Категория продукции

2014

2015

2016

2017

Рост в 2017 г. к 2016 г., %

Товарная рыба

159 811

152 950

173 981 1

186 544

107,2

Посадочный материал

28 754

24 928

31 340

33 119

105,7

Общий итог

188 565

177 878

205 321

219 663

107,0

Рост отечественного производства будет способствовать снижению зависимости от импорта рыбопосадочного материала и создает условия для импортозамещения иностранной продукции аквакультуры отечественной.

Другой проблемой развития сектора аквакультуры, на сегодняшний день, является высокая потребность предприятий в комбикормах (200 тыс. тонн в год.), однако подавляющее большинство отечественных заводов по производству комбикормов (всего 40) ориентированы на выпуск кормовых продуктов для сельскохозяйственных теплокровных животных. Практически все заводы универсального назначения работают на основе устаревшей технологии сухого прессования. Специализированные рыбные корма с использованием современного оборудования в нашей стране выпускают лишь несколько комбикормовых заводов, доля которых на российском рынке не превышает 10%, а по стартовым кормам для ценных видов составляет около 0,3%. Свыше 85% высококачественных специализированных рыбоводных комбикормов (более 25 тыс. тонн) ввозится из-за рубежа.

Существенным фактором для развития отечественного производства рыбной продукции является крайне ограниченная обеспеченность комбикормовых заводов современным высокотехнологичным оборудованием. Отечественные аналоги оборудования практически отсутствуют, а используемое в большинстве случаев оборудование не позволяет получать комбикорма с высокими технологическими свойствами.

Дефицит рыбной муки усугубляет ситуацию с кормами, так как является основной составляющей рыбного корма. Учитывая потребность отечественных рыбоводов в данном продукте, которая по разным оценкам составляет от 0,9-2 млн. тонн, внутреннее производство не покрывает и 10% спроса.

Причина данной проблемы кроется в сырьевом экспорте России, т.е. российские рыбодобывающие компании экспортируют продукцию с низкой степенью переработки, что лишает отечественных производителей рыбной муки необходимого сырья для ее производства (костей, а также других отходов, полученных при разделке и переработке морских продуктов).

Технологический фактор все больше набирает вес в условиях инновационного производства. Научные исследования в области добычи и выращивания рыбы, производства кормов, рыбопосадочного материал и высокотехнологичное оборудование способны повысить эффективность производства.

Показатели, характеризующие основные фонды предприятий рыбной промышленности, отражают высокую степень износа основных производственных фондов, портовой инфраструктуры. Степень износа основных фондов в 2016 г. составляла 50,8%[13]. Переоснащение промышленности осложняется высокой стоимостью оборудования, дефицитом оборудования отечественного производства.

Таким образом, исследование современного состояния рыбной промышленности РФ позволило выявить ключевые проблемы ее функционирования:

– слабое развитие аквакультуры и рыбопереработки, несмотря на общую положительную динамику роста добычи рыбы;

– технологическая отсталость рыбной промышленности;

– количественная недостаточность потребления рыбной продукции на душу населения, что создает угрозу продовольственной безопасности и оказывает отрицательное влияние на качество жизни и здоровье населения;

– проблема физической и (удаленность основного региона по добыче и переработке от ос большей части потребителей) экономической недоступности рыбной продукции (высокая стоимость рыбной продукции);

– проблема сырьевого экспорта рыбной промышленности, о чем свидетельствует высокая доля продукции с низкой степенью переработки и ориентированности российской рыбной промышленности на зарубежные рынки;

– проблема зависимости от импорта продукции с высокой долей добавленной стоимости, которая обострилась после ввода экономических санкций и привела к росту цен.

Вышеперечисленные проблемы указывают на необходимость комплексного решения проблемы развития рыбной промышленности. Одним из элементов комплексного подхода к решению проблемы являются меры таможенного регулирования.

Однако, анализ механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции показал, что существующий механизм не направлен на развитие рыбной промышленности. Здесь отсутствует последовательность, и согласованность в применении мер государственного регулирования. Инструменты таможенно-тарифного регулирования являются неэффективными по следующим причинам:

– вывозная таможенная пошлина не предотвращает вывоз рыбного сырья в зарубежные страны, что отрицательно сказывается на объемах внутреннего производства продукции с высокой долей добавленной стоимости;

– ввозная таможенная пошлина не стимулирует создание благоприятных условий для наращивания отечественного производства;

– таможенная пошлина выполняет только фискальную функцию.

Также прослеживается проблема зависимости национального механизма таможенного регулирования от общей системы таможенного регулирования ЕАЭС при перемещении товаров через границу.

При снижении влияния таможенно-тарифного регулирования в условиях членства в ВТО нетарифные инструменты регулирования должны превалировать при решении задачи по развитию рыбной промышленности, однако данные инструменты используются только при чрезвычайных ситуациях. Данный факт свидетельствует о дисбалансе при применении методов внешнеторгового регулирования.

Выявленные проблемы показывают, что таможенное регулирование не включено в достаточной мере в систему государственного развития рыбной промышленности.

При этом, таможенное регулирование, как уже ранее было отмечено, является частью системы государственного регулирования экономики и на сегодняшний день выступает в роли одного из основных механизмов ее регулирования.

Таможенное регулирование перемещения рыбной продукции должно реализовываться через эффективное оказание услуг в данной сфере деятельности, так как «таможенные услуги связаны с защитой национальной экономики, обеспечением государственной безопасности и интегрированности страны в международное сообщество»[14].

Особенностью таможенного регулирования является совмещение фискальной и контрольно-надзорной функций одновременно с функцией по развитию внешнеторговой деятельности.

Исследование сущности и содержания деятельности таможенных органов позволяют утверждать, что реализация функции не исключает предоставления услуги, так как таможенная услуга – это услуга, обладающая своими особенностями и имеющая двойственный характер, то есть с одной стороны связана с реализацией возложенных на таможенные органы функций, а с другой – имеет целью удовлетворение нужд потребителей услуги. То есть реализация функции имеет результатом предоставленную услугу.

Исходя из вышеизложенного, предлагается рассматривать таможенную услугу как результат деятельности таможенных органов, имеющий целью, в первую очередь, реализацию государственных функций, а также удовлетворение не нарушающих установленные запреты и ограничения потребностей участников внешней экономической деятельности (ВЭД). Принципиальным моментом в данном случае является возникновение услуги именно в результате реализации функций, возложенных на таможенные органы [14].

В целях развития государственных услуг на регулярной основе должен производиться мониторинг эффективности механизма таможенного регулирования перемещения рыбной продукции по установленным показателям.

Эффективность должна рассматривается, прежде всего, с позиции обеспечения достижения поставленных целей. Одной из приоритетных целей таможенного регулирования перемещения рыбной продукции – создание благоприятных условий для развития предприятий рыбной промышленности и внешнеторговой деятельности.

Формирование показателей, в свою очередь, должно производиться с учетом уровня получателей таможенных услуг, что должно позволить выявлять проблемы и производить корректировку при реализации механизма таможенного регулирования.

В основу формирования показателей для каждой группы получателей таможенных услуг положены показатели, которые отражают положение рыбной промышленности, а также содержатся в стратегических документах по развитию рыбной промышленности и таможенной службы РФ. (таблица 5).

Таблица 5.

Показатели оценки эффективности таможенного регулирования перемещения рыбной продукции в РФ

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела

Рыбная
промышленность

Потребители
(население)

1) доля участников ВЭД, удовлетворительно оценивающих качество предоставления государственных услуг таможенными органами, в общем количестве участников ВЭД, пользующихся государственными услугами[15].

 

1) динамика объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов (по отношению к показателям базового периода), процентов;

2) прирост объема производства продукции товарной аквакультуры, включая посадочный материал (по отношению к показателям базового периода), процентов;

3) объем произведенной рыбы и продуктов рыбных, переработанных и консервированных (годовое значение), тыс. тонн;

4) удельный вес отечественной рыбной продукции (годовое значение) в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка рыбной продукции, процентов;

5) индекс физического объема валовой добавленной стоимости (в процентах к предыдущему году) [16].

1) потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в среднем на потребителя в год), кг[16];

2) индекс физического объема розничной продажи рыбы и морепродуктов к предыдущему году, процентов;

3) качество импортных товаров, поступивших на потребительский рынок (в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе);

4) средние потребительские цены на конец года (рублей за кг)[4].

Применение приведенных показателей позволит обоснованно, учитывая текущее состояние рыбной промышленности, потребности заинтересованных сторон и стратегические цели государства, подходить к выбору мер таможенного регулирования. Тем самым, это создаст условия для совершенствования реализации государственных услуг в сфере таможенного регулирования перемещения рыбной продукции, что должно стать вспомогательным элементом мер по развитию рыбной промышленности, обеспечения продовольственной безопасности страны и наращивания конкурентоспособности отечественных предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Список литературы

1. Экономика отрасли // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/ekonomika-otrasli

2. Потребление рыбной продукции в России сохранилось на уровне 21,5 кг на человека в год // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/24607-potreblenie-rybnoj-produktsii-v-rossii-sokhranilos-na-urovne-21-5-kg-na-cheloveka-v-god

3. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru

4. Российский статистический ежегодник // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.gks.ru

5. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL:http://fish.gov.ru/otraslevaya-deyatelnost/ekonomika-otrasli/statistika-i-analitika

6. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, производимой в государствах - членах Евразийского экономического союза, за 2017 год http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sensitive_products/Documents/Анализ%20конкурентоспособности%20за%202017%20год.pdf

7. Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой промышленности, производимой в государствах - членах Евразийского экономического союза, за 2017 год http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/sensitive_products/Documents/Анализ%20конкурентоспособности%20за%202017%20год.pdf

8. О ситуации на рынке рыбы http://www.nfr.ru/media/files/monitoring/monitoring.29.12.2018.pdf

9. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru

10. О ситуации на рынке рыбы http://www.nfr.ru/media/files/monitoring/monitoring.29.12.2018.pdf

11. Аквакультура в России // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL:http://www.fao.org/fishery/statistics/global-production/en

12. Материалы коллегии Росрыболовства 2017 // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL:http://fish.gov.ru/files/documents/ob_agentstve/kollegiya/itogi_2017_zadachi_2018.pdf.

13. Промышленность России 2016 // [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web. URL:http://www.gks.ru

14. Гупанова Ю. Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: РИО Российской таможенной академии 2017. 152 с.

15. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727

16. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 314 (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162283/


Войти или Создать
* Забыли пароль?