Дипломатическая академия МИД России (кафедра мировой экономики, профессор)
Раменское, г. Москва и Московская область, Россия
с 01.01.2017 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
ББК 655 Мировая экономика
ТБК 7735 Экономика отдельных зарубежных стран
BISAC BUS069020 International / Economics
В статье дается оценка масштаба прямых иностранных инвестиций китайских компаний на зарубежных рынках, включая Россию. Установлено, что стратегия "выхода за границу" в текущий момент имеет впечатляющие результаты, а инвестиционная активность Китая будет только усиливаться, даже несмотря на противодействие со стороны зарубежных стран и наличие проблем с поддержкой потенциальных иностранных инвесторов в самом Китае. Особую роль в реализации указанной стратегии должна сыграть системная поддержка экспорта, которая является важной составляющей внешнеэкономической политики Китая
международный бизнес, транснационализация, Китай, внешнеэкономическая деятельность, содействие экспорту, инвестиционная деятельность
Китай стремительно наращивает уровень транснационализации своей экономики. В первую десятку рейтинга Forbes “Global 2000” (2019 г.) попали сразу пять китайских компаний и банков, в числе которых: ICBC (1 место), China Construcrion Bank (3 место), Agricultural Bank of China (4 место), Ping An Insurance Group (7 место), Bank of China (8 место). Совокупный объем рыночной капитализации только этих пяти крупнейших транснациональных компаний и банков достиг почти 1,1 трлн. долл. США. Журнал Fortune в первую десятку рейтинга Global 500 (2019 г.) также включил три крупные китайские компании с совокупным годовым оборотом 1 194 млн. долл.: Sinopec Group, China Petroleum, State Grid.
При этом Китай успешно реализует стратегию «выхода за границу». Одним из ключевых направлений указанной стратегии является всемерная поддержка правительством Китая прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за рубежом. Масштабы китайских ПИИ за рубежом представлены [1] в таблице 1.
Таблица 1.
ПИИ Китая в страны и регионы, 2010-2017 гг, млрд долл
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Азия |
44,89 |
45,49 |
64,78 |
75,6 |
84,99 |
108,37 |
130,27 |
110,04 |
Африка |
2,11 |
3,17 |
2,52 |
3,37 |
3,2 |
2,98 |
2,4 |
4,11 |
Европа |
6,76 |
8,25 |
7,04 |
5,95 |
10,84 |
7,12 |
10,69 |
18,46 |
Латинская Америка |
10,54 |
11,94 |
6,17 |
14,36 |
10,55 |
12,61 |
27,23 |
14,08 |
Северная Америка |
2,62 |
2,48 |
4,88 |
4,9 |
9,21 |
10,72 |
20,35 |
6,5 |
Океания |
1,89 |
3,32 |
2,42 |
3,66 |
4,34 |
3,87 |
5,21 |
5,11 |
Основные получатели ПИИ в Азии – Гонконг, Сингапур, Индонезия, Таиланд, Корея, Вьетнам, Макао; в Африке – ЮАР, Судан, Нигерия; в Европе – Великобритания, Германия, Россия, Франция; в Латинской Америке – Виргинские острова, Каймановы острова; в Северной Америке – США, Канада; в Океании – Австралия, Новая Зеландия. При этом наибольший объем китайских инвестиций связан с вложениями в покупку активов промышленных корпораций, торговых сетей, развитие ИКТ-индустрии и финансовых услуг за рубежом. В целом ряде стран и регионов мира нарастает беспокойство относительно подобной «тихой экспансии» Китая. Это выражается в том числе в ужесточении контроля в отношении сделок слияния и поглощения с участием китайских компаний в развивающихся государствах.
Агентство Bloomberg пришло к выводу, что за последние десять лет (период с 2008 по 2018 гг.) китайские компании потратили на приобретение европейских компаний 255 млрд. долл. США. При этом деньги вложили более 670 китайских компаний, а 8 из 10 наиболее активных покупателей в Европе принадлежат китайским госкомпаниям. Китайские власти активно продолжают наращивать свое присутствие в инфраструктурных проектах. Среди наиболее громких сделок между китайскими и европейскими корпорациями можно отметить покупку китайской госкомпанией ChemChina одного из мировых лидеров в области защиты растений и семеноводства из Швейцарии – Syngenta (46,3 млрд. долл. США), либо итальянского изготовителя шин Pirelli и немецкого производителя промышленного оборудования KraussMaffei Group. Покупки китайскими инвесторами немецких компаний едва уступают по масштабам сделок покупкам британских компаний госкомпаниями из Китая. Немецкие компании в период с 2008 по 2018 гг. заключили с китайскими компаниями 225 сделок на общую сумму 20,33 млрд. долл. США, британские компании – 227 сделок на общую сумму 70,6 млрд. долл. США. Франция находится на третьем месте по числу сделок (89 соглашений на общую сумму 13,47 млрд.долл. США, а Италия – на четвертом месте (85 сделок на общую сумму 31,29 млрд. долл. США) [2].
В 2016 г. было зафиксировано рекордное количество купленных китайскими корпорациями активов в США. Так, General Electric продал за 4 млрд. долларов свой бизнес по выпуску бытовой техники китайской частной компании Haier. Сделка поможет китайским бизнесменам, малоизвестным за пределами Поднебесной, получить плацдарм для развития бизнеса в Америке. Стоимость сделки оценивается, по данным Dealogic, в 43 млрд. долларов. ChemChina проводит активную политику за границей. Строительная и инвестиционная компания Dalian Wanda купила контрольный пакет акций голливудской киностудии Legendary Entertainment [3].
Китай проявляет устойчивый интерес и к другим регионам мира. Латинская Америка представляет для Поднебесной особый интерес не только как регион, где можно получить сырье и продовольствие, без которых не может существовать Китай. Пекин ставит цель вытеснить Вашингтон и превратить континент в свою сферу интересов. С 2010 года Китай стал третьим по величине инвестором в Латинской Америке после США и ЕС. В целом ряде стран Латинской Америки орудием китайской экспансии является Sinopec. Так, в Эквадоре в обмен на инвестиции Китай получает почти половину эквадорской нефти. Подобная ситуация сложилась в Венесуэле. В Азии стратегическим партнером Китая является Пакистан, что подкрепляется политическим противостоянием Индии и Китая. Территория Пакистана является частью инфраструктурных проектов Китая, связанных с реализацией проекта «Один пояс – один путь». Растет интерес Китая к африканским странам, как в части инфраструктурных проектов, так и в части добычи минеральных ресурсов [4].
Приобретениями занимаются все: госпредприятия, частные компании, инвестиционные фонды и т.д. В случае с Haier налицо не только стремление выйти на американский рынок, но и получение доступа к бренду GE. В случае с покупкой Syngenta ChemChina получает доступ к технологиям, научным исследованиям и развитию. Китайцы также пытаются приобрести фондовую биржу Chicago Stock Exchange.
Что касается России, то двустороннее инвестиционное взаимодействие наиболее активно развивается в таких отраслях как лесное хозяйство, автомобилестроение, освоение месторождений полезных ископаемых, а также сельское хозяйство. При этом инвестиционная активность китайцев в России гораздо ниже, чем в ЕС и США. Наиболее заметными событиями в сфере покупки китайскими компаниями российских активов стали: приобретение китайской энергетической корпорацией «Хуасинь» 14,2 – процентного пакета акций НК «Роснефть»; покупка акций электрометаллургического холдинга En+ на сумму 500 млн. долл. США китайской компанией CEFC China Energy; приобретение китайской нефтегазовой компанией CNPC 20% акций газодобывающего проекта «Ямал-СПГ» и многие другие проекты.
Китайская экспансия на зарубежные рынки имеет свои особенности. Китайские компании для приобретения бизнеса за рубежом должны получать разрешение правительства КНР. Правительство оказывает поддержку предприятиям, стремящимся выходить на зарубежные рынки, при этом законодательная база в основном нацелена на привлечение иностранных инвестиций, что, несомненно, снижает эффективность намеченной стратегии [5]. Подтверждением этому является тот факт, что в 2017 и 2018 гг. были приняты законодательные акты, ограничивающие зарубежные инвестиции китайских компаний.
Китай нацелен на заключение инвестиционных соглашений на двустороннем уровне, позволяющих ему улучшить условия доступа на зарубежные рынки, в том числе устранить дискриминацию для китайских инвесторов и добиться гарантии защиты их прав. Примером подобных соглашений может считаться предстоящее всеобъемлющее двустороннее инвестиционное соглашение, которое должно быть подписано между ЕС и Китаем в 2020 г. Также известна практика Китая, связанная с созданием региональных фондов развития (например, Китай-Африка), целью которых является стимулирование китайских инвестиций в стратегические отрасли отдельных стран и целых регионов.
При этом все прогнозы указывают на то, что Китай должен будет найти новые способы закрепления на зарубежных рынках, что будет связано с растущим числом барьеров в США и ЕС. Это подтверждается уже появившимися фактами ограничений в таких отраслях как энергетическая инфраструктура, высокие технологии и электроника.
Китай также предпринимает меры по созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса. Созданы государственные фонды развития малых и средних предприятий, усовершенствуются способы управления кредитными гарантиями для этих предприятий. Поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе включает меры по содействию освоения зарубежных рынков предприятиями малого бизнеса. С этой целью предоставляются существенные льготы тем предприятиям малого бизнеса, которые ориентированы на зарубежные рынки [6].
Что касается государственной поддержки экспорта, то в законодательстве Китая нет специальных правовых норм, регулирующих вопросы поддержки экспорта. В Китае создан механизм поддержки экспорта, который в рамках действия ВТО, позволяет осуществлять высокоэффективную поддержку экспорта китайских компаний.
Можно выделить несколько направлений поддержки экспорта.
- Институциональная поддержка экспорта осуществляется Министерством коммерции КНР, которое через свои подразделения осуществляет организацию выставочно-ярмарочных мероприятий, инициирует проведение внешнеторговых переговоров с зарубежными партнерами, осуществляет координацию деятельности торговых посредников за рубежом. Также большой спектр направлений внешнеэкономического сотрудничества охватывает Китайский комитет содействия международной торговле (ККСМТ), включая вопросы, связанные с лицензированием внешнеэкономической деятельности, патентной деятельностью, организацией судебных разбирательств по внешнеторговым спорам. Поддержку экспорта китайских корпораций осуществляет также Китайская международная торгово-промышленная палата. Она защищает интересы китайского бизнеса перед правительственными органами Китая и зарубежных государств, способствует налаживанию международных контактов, получении рыночной информации, планировании конгрессно-выставочной деятельности. Крупнейшим отраслевым объединением предприятий в КНР является Китайская палата по импорту и экспорту машинно-технической и электронной продукции, которая выполняет функции по информационному обслуживанию и юридическому консультированию экспортно-ориентированных предприятий, способствует урегулированию спорных вопросов, возникающих во внешнеторговой и инвестиционной сферах, содействует организации выставочных мероприятий, проведению процедур технического регулирования, привлечению внешних инвестиций.
- Меры поддержки национальных экспортеров посредством методов тарифного и нетарифного регулирования. В Китае ежегодно публикуется «Таможенный экспортно-импортный тариф КНР», в котором отражаются изменения в ставках таможенного тарифа на различные виды товаров. Нетарифные меры включают квотирование и лицензирование. Квотирование распространяется в основном на сырьевую продукцию, а также на сельскохозяйственные товары зерновой группы. Лицензирование осуществляется Министерством коммерции КНР на основании ежегодно утверждаемого Минкоммерции КНР совместно с ГТУ КНР перечня товаров, подлежащих экспортному лицензированию.
- Финансовые меры поддержки экспорта. Кредитная поддержка экспортеров и импортеров, а также гарантийная поддержка осуществляется Экспортно-импортным банком Китая (Эксимбанк), который относится к банкам развития и имеет зарубежные представительства. В компетенцию Эксимбанка входит выдача кредитов импортерам, обеспечение международных гарантий, валютные операции, льготное кредитование от имени китайского правительства и прочие вопросы в рамках компетенции банка.
Страховое обеспечение выданных кредитов обеспечивается Китайской корпорацией по страхованию экспортных кредитов (Sinosure). Эта корпорация нацелена на обеспечение поддержки и развития экспорта китайской машинно-технической и высокотехнологичной продукции, содействие экспорту китайских инвестиций через их страхование и выдачу гарантий.
Налоговые преференции являются частью механизма государственной поддержки экспорта и представляют собой возврат НДС при экспорте товаров. Китай применяет повышающие либо понижающие коэффициенты в зависимости от внутренней политики и внешней конъюнктуры.
В последнее время важным инструментом поддержки экспорта стало содействие в проведении экспортерами расчетов в юанях. Это обеспечивает рост конкурентоспособности китайских товаров на мировом рынке в различных его сегментах. Согласно данным доклада НБК от 2017 г., китайский регулятор подписал соглашения с центробанками 36 стран о взаимных расчетах и платежах в национальных валютах, общий размер которых уже превысил 3,3 трлн. юаней (498 млрд. долл.).
- Инфраструктурная поддержка экспорта заключается в создании свободных таможенных зон и экспериментальных зон свободной торговли.
В целом правительство КНР занимает активную позицию в продвижении китайского бизнеса на зарубежные рынки, в числе которых российский рынок является одним из приоритетных, прежде всего, в части сырьевой и транзитной составляющей.
1. China Statistical Yearbook 2018. URL: http://www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2018/indexeh.htm
2. Мануков С. Китай купил большую часть Европы. Эксперт Online. 2018. URL: https://expert.ru/2018/04/26/kitaj-skupil-solidnuyu-chast-evropyi/
3. Мануков С. Китай ринулся скупать мировые активы // Эксперт Online. 2016. URL:http://expert.ru/2016/02/8/kitaj-hochet-vse/
4. Мануков С. Китай тихой сапой скупил полмира // Эксперт Online. 2015. URL: http://expert.ru/2015/05/25/planeta-v-kogtyah-kitajskogo-drakona/
5. Цвигун И.В., Мэн Дэмин. Формирование китайских транснациональных корпораций на основе государственной стратегии «выхода за границу». - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2010. - С.92
6. Инься Ю., Л.Л.Бияк. Роль малого бизнеса в развитии экономики Китая // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Материалы международной научно-практической конференции 30 апреля 2015 г. / Под ред. И.В.Брянцевой, Л.Л.Бияк, И.В.Калашниковой. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2015. - С.94