с 01.01.2006 по 01.01.2019
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.05.01 Экономическая безопасность
ББК 6505 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Экономический анализ
ТБК 7713 Макроэкономика
С весны 2015 г. ситуация с вынужденной миграцией в Европейском союзе стала восприниматься в терминах кризиса, что определило необходимость разработки в 2015 г. Европейской программы по миграции по урегулированию текущих, среднесрочных и долгосрочных задач в этой сфере. Данные оперативные мероприятия определили необходимость внесения поправок в годовой бюджет Союза на 2015 г. и заложили основы увеличения расходной части бюджета ЕС в 2016 г. и 2017 г. В представленной статье проведен анализ миграционной ситуации и бюджетного управления Европейского союза с 2015 по 2017 гг. с целями выявления закономерностей развития бюджетной политики ЕС в аспекте перспективного управления европейским миграционным кризисом.
Европейский союз, миграционный кризис, управление миграционным кризисом, бюджет Европейского союза, расходная часть бюджета Европейского союза, финансовые инструменты Европейского союза
В современном мире вопросы миграции являются актуальной темой, давно вышедшей за границы одного государства, региона и ставшей международной проблематикой. По мнению ученых, миграция несет в себе как положительные моменты (экономический рост стран исхода и приема мигрантов, изменения показателей демографии, социально-культурное обогащение и др.), так и отрицательные (рост транснациональной организованной преступности), что определяет важность глобального управления миграционными процессами с вовлечением государств «происхождения» миграции, транзита и принимающими странами, а также государственных и негосударственных структур [8].
Актуальность миграционной тематики особо остро проявилась для Европейского союза (далее ЕС, Союз) в 2015 г. в рамках массового перемещения людей на территорию государств-членов Союза[1], что определило незамедлительную реакцию институтов и органов ЕС, выразившуюся в разработке 13 мая 2015 г. Европейской программы по миграции. Программа представляет собой комплекс мер, необходимых для регулирования текущих, среднесрочных и долгосрочных задач в области миграции, которые должны обеспечить структурное решение эффективного управления миграционным кризисом в ЕС.
Данные оперативные мероприятия определили необходимость внесения поправок в годовой бюджет ЕС на 2015 г., а именно в его расходную часть, в рамках которой потребовалось экстренно заимствовать денежные средства на реализацию отдельных концепций миграционной стратегии [3]. В дальнейшем Программа заложила основы увеличения расходной части бюджета ЕС в 2016 г. и 2017 г. в рамках реализации различных стратегий и программ в сфере пространства свободы, безопасности и законности. Именно к данной расходной части относятся вопросы внутренних дел и юстиции, охраны границ, миграции и политики предоставления убежища.
Указанные тенденции отчетливо видны в следующих бюджетных показателях ЕС.
Таблица 1. Бюджетные показатели ЕС 2015-2017 гг. [4,5,7]
Год /критерий |
2015 |
2016 |
2017 |
Общий бюджет - доход |
146,027 млрд. евро |
155,0042 млрд. евро |
157,9 млрд. евро |
Общий бюджет - расход |
145,2432 млрд. евро |
153,529 млрд. евро |
137,379 млрд. евро |
Сфера пространства свободы, безопасности и законности - расход |
1,5 % - 1,935 млрд. евро |
2,61 % - 4,052 млрд. евро |
3,4 % - 6 млрд. евро |
Представленная статистика роста расходной части бюджета Союза в сфере обеспечения мероприятий, направленных на эффективное решение проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы позволяет утверждать о прямом влиянии миграционного кризиса ЕС, начавшегося в 2015 г., на формирование расходов Союза и определение приоритетов его развития на ближайшие годы.
Проведем краткий анализ бюджетного управления в ЕС с 2015 по 2017 гг. ввиду реализации основных мероприятий Европейской программы по миграции 2015 г.
Во-первых, первоначальные внеплановые выделения средств из бюджета ЕС были направлены на осуществление временных схем перемещения мигрантов, претендующих на убежище из Италии и Греции в другие государства-члены ЕС. Это требовалось для ликвидации напряжения на эти два государства, являющихся наиболее «популярными» с точки зрения географического попадания на их территории. В соответствии с принятым Решением Совета ЕС от 27 мая 2015 г. 40.000 соискателей, находящихся в Италии и Греции, должны быть перераспределены в течение 2 лет в другие государства-члены ЕС. При этом государство, принимающее мигрантов, получало финансовую поддержку из бюджета ЕС в размере 6.000 евро на каждого мигранта. В последствии в сентябре 2015 г. Советом ЕС было одобрено еще одно Решение о распределении еще 120.000 лиц, нуждающихся в международной защите, что также потребовало дополнительных ассигнований.
Понимание продолжительности миграционного кризиса привело к принятию в рамках ЕС в сентябре 2015 г. решения о введении постоянного «механизма кризисного перемещения», основанного на системе обязательных квот, рассчитываемых для каждой страны, исходя из объективных измеряемых количественных показателей: населения (40%), ВВП (40%), среднего количества обращений о предоставлении убежища в течение пяти предшествующих лет на 1 млн жителей (10 %), уровень безработицы (10%).
Исходя из этих критериев государствами-претендентами на размещение беженцев явились Германия, куда предполагалось отправить 18,42%, Франция – 14,17%, Италия – 11,84%, Испания – 10%. К ним примыкали Польша (5,64%), Нидерланды (4,35%), Швеция (3%), Бельгия (2,9%).
Превентивной мерой сдерживания миграционных потоков являются меры по усилению контроля внешних границ ЕС. В настоящее время такая миссия возложена на Европейское агентство пограничной и береговой охраны, созданного на базе ФРОНТЕКС и координирующего две крупные операции по охране внешних границ в Центральном и Восточном Средиземноморье: Тритон и Посейдон.
Эти маршруты выбраны не случайно. Восточное Средиземноморье находится под давлением от нелегальной миграции в течение многих лет. В 2015 г. 885000 мигрантов прибыли в ЕС через маршрут Восточного Средиземноморья, что в 17 раз выше показателей 2014 г. Подавляющее большинство из мигрантов прибыли на несколько греческих островов, большинство на Лесбос. В течение 2015 г. Frontex увеличило число офицеров и судов на греческих островах, чтобы помочь в патрулировании на море и оказать помощь в регистрации тысячи мигрантов, прибывающих ежедневно. После того, как греческие власти запросили дополнительную помощь в ее границах, в декабре 2015 г. агентство начало операцию Посейдон быстрого реагирования (Poseidon), с большим количеством сотрудников и технического оборудования для поддержки Греции в обращении с беспрецедентным количеством мигрантов, прибывающих на ее островах. Эта операция заменила собой постоянную совместную операцию Посейдон, реализуемую в предыдущие годы.
Маршрут Центрального Средиземноморья оставался в 2015 г. под сильным миграционным давлением, хотя общее число мигрантов, прибывающих в Италию сократилось до 154 000 человек (на одну десятую ниже, чем рекорд, установленный в 2014 г.). Указанные тенденции определили необходимость усиления работы сил Frontex вдоль побережья Италии и принятии обновленного плана проведения операции Тритон быстрого реагирования (Triton), чтобы поддержать итальянские власти в борьбе с нелегальной миграцией в своих морских границах и в спасении человеческих жизней.
В 2015 г. со стороны Европейской Комиссии были предоставлены в адрес Frontex дополнительные 26,25 млн евро, чтобы агентство имело возможность начать реализацию обновленных проектов - Triton в Италии и Посейдон море в Греции с июня 2015 года до конца года. Бюджет Triton в 2015 г. составил 38 млн евро, бюджет Poseidon - 18 млн евро [6].
В 2016 г. был проведен очередной транш в адрес Агентства со стороны Европейской комиссии общим объемом 45 млн евро на две операции.
Немаловажным аспектом регулирования миграционных потоков в ЕС являются разработанные благодаря сотрудничеству с Турцией схемы обмена нерегулярными мигрантами. Основой такого взаимодействия является заключенный в марте 2016 г. на саммите в Брюсселе между ЕС и Турцией «Пакт по беженцам», благодаря которому все нерегулярные мигранты, пребывающие на лодках по Эгейскому морю из Турции в Грецию, перенаправляются обратно в Турцию. За каждого возвращенного таким образом нелегального мигранта из Сирии ЕС принимал одного сирийского беженца, который проживал в Турции.
По данному договору Турция брала на себя обязательства блокировать возможные пути по морю и по суше в Европу. Ответными мерами ЕС явились следующие действия: введение безвизового режима для граждан Турции к июню 2016 г., выделение Турции 6 млрд евро на сирийских беженцев, открытие еще нескольких глав переговорного досье по вступлению Турции в ЕС.
Немаловажную роль в финансировании проектов и программ, развиваемых в рамках Европейской миграционной политики, является создание целевых фондов ЕС. В декабре 2014 г. ЕС учредил Региональный фонд вложений в связи с кризисом в Сирии – EU Regional Trust Fund inresponse to the Syrian Crisis, the «Madad Fund» (EUTF for Syria) [1]. Фонд обеспечивает согласованное и комплексное реагирование со стороны ЕС и его государств-членов на сирийский кризис в региональном масштабе посредством объединения различных финансовых инструментов ЕС и взносов его государств-членов в единый механизм. Примечательно, что он финансируется из бюджета ЕС и взносов государств-членов, чья доля была определена решением, принятым между Европейской комиссией и государствами-членами ЕС в феврале 2016 г. Программы, финансируемые из средств данного Фонда, рассчитаны как на поддержку мирного населения внутри Сирии, так и на помощь сирийским беженцам в соседних странах (Иордания, Ливан, Турция и Ирак). Мандат фонда был расширен для работы также на Западных Балканах. В настоящее время фонд выделяет средства на сумму 767 млн евро для осуществления мер по удовлетворению потребностей сирийских беженцев в соседних странах в восстановлении и их возвращении на родину, а также в поддержке принимающих общин и их администраций. На сегодняшний день Фонд достиг общего объема около 1000000000 евро.
В ноябре 2016 г. по соглашению между ЕС и африканскими лидерами было принято решение о создании Целевого фонда помощи государствам Африки в размере 1,8 млрд. евро для формирования стабильности в регионе и устранения коренных причин незаконной миграции и вынужденных перемещений в Африке. Целевой фонд рассчитан на выделение средств группам государств Африки, которые являются один из наиболее незащищенными и пострадавших в результате миграции (Камерун, Чад, Кения, Сомали, Судан, Алжир, Египет, Ливия, Тунис и др.).
Целевой фонд финансируется за счет бюджета ЕС, взносов государств-членов ЕС, Норвегии, Швейцарии. В 2016 г. финансирование программ в трех регионах Африки было увеличено до более чем 2,5 млрд евро в сравнении с запланированными расходами [2].
По состоянию на 10 апреля 2017 г., в общей сложности были утверждены 106 проектов и программ на сумму около 1,6 млрд евро, реализация которых запланирована на текущий год.
В 2017 г. миграционная тематика не потеряла для ЕС своей актуальности. Это определило перспективность продолжения развития Европейской миграционной политики, основы который были определены еще в 2015 г.
Так в текущем году запланировано выделение большего количества средств на эффективное решению проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы. На данную сферу определено 3,4 % от общего бюджета - 6 млрд евро.
Добавим, что эти деньги запланировано потратить из следующего расчета:
- 3 млрд евро на укрепление внешних границ ЕС и повышения уровня безопасности:, реализацию пограничной и береговой охраны ЕС, а также разработку новой системы въезда/выезда в/из ЕС; реформирование системы предоставления убежища и «Дублинских механизмов» о предоставлении международной защиты гражданину третьей страны или лицу без гражданства; создание Агентства ЕС по вопросам убежища и укрепления сотрудничества государств-членов Союза в борьбе с преступностью и терроризмом;
- 3 млрд евро на реализацию Механизма поддержки беженцев в Турции, осуществления процедур рамочного партнерства в Африке, для оказания гуманитарной помощи в районе ЕС [5].
Таким образом, проведенный в статье анализ миграционной ситуации и бюджетного управления ЕС с 2015-2017 гг. позволяет утверждать о прямом влиянии миграционного кризиса ЕС, начавшегося в 2015 г., на определение бюджетной политики ЕС. Основной тенденцией в данной сфере является следующее: наблюдается ежегодный рост расходной части бюджета ЕС в сфере обеспечения мероприятий, направленных на эффективное решение проблем, связанных с потоками беженцев, на преодоление коренных причин миграции и укрепления безопасности в границах Европы.
[1] Конечно, современная озабоченность вопросами перемещения людей знакома Европе издавна. Многомиллионные потоки беженцев имели место и после окончания Первой мировой войны и гражданской войны в России (1918 - 1920 гг.), Второй мировой войны. Крупные масштабы миграции были вызваны военными действиями, сопровождающими распад Югославии. Так в 1992 г. в государствах-членах ЕС (на тот момент ЕС – 15) искали убежище 672.000 человек, в 2001 г. – 424.000 человек. К 2006 г. количество заявлений о предоставлении убежища в пределах ЕС - 27 стало чуть ниже 200.000. Продолжая анализ показателей, отметим, что в 2013 г. число заявителей составило 431.000 человек, в 2014 г. - 627 тысяч человек, в 2015 г. - около 1,3 миллиона человек.
1. EU Regional Trust Fundin Response to the Syrian Crisis. Neigh bourhood // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/neighbourhood/countries/syria/madad_en.
2. Emergency Trust Fund for stability and addressing root causes of irregular migration and displaced persons in Africa // International Cooperation and Development. European Commission. URL:http://ec.europa.eu/europeaid/emergency-trust-fund-stability-and-addressing-root-causes-irregular-migration-and-displaced-persons_en.
3. EU correction 2015. EU expenditure and revenue 2014-2020 // European Commission. URL:http://ec.europa.eu/budget/figures/interactive/index_en.cfm.
4. EU annual budget life-cycle: figures. 2016. Annual Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/annual/index_en.cfm?year=2016.
5. EU budget 2017. Publications. Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/library/biblio/documents/2016/factsheet-on-eu-%20budget-2017_en.pdf.
6. EU operations in the Mediterranean sea. URL:https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/securing-eu-borders/fact-sheets/docs/20161006/eu_operations_in_the_mediterranean_sea_en.pdf
7. Financial Report 2015. Budget // European Commission. URL: http://ec.europa.eu/budget/financialreport/2015/revenue/index_en.html.
8. Миграционный кризис: международные сотрудничество и национальные стратегии. Аналитическая записка. 2016. № 10. - М.: Российский совет по международным делам, 2016. - 16 с.