с 01.01.2016 по 01.01.2019
г. Москва и Московская область, Россия
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
В статье раскрываются актуальные вопросы экономической безопасности бюджетных организаций в условиях нестабильности и жесткой конкуренции. К определению внешних угроз экономической безопасности бюджетной организации, а также к их нейтрализации необходимо подходить индивидуально по каждому субъекту хозяйствования. Индивидуальный подход и выбор механизмов обеспечения экономической безопасности бюджетной организации позволит повысить уровень защищенности от потенциальных угроз и рисков, обеспечит функционирование в рамках действующего законодательства. Обеспечение экономической безопасности является определенным гарантом независимости, стабильности и эффективности жизнедеятельности общества в частности, а на государственном уровне важным национальным приоритетом
бюджетные организации, экономическая безопасность, инструменты, механизмы, подходы, устойчивое развитие, риски, государство, эффективность, внешняя среда, экономика, угрозы
Современные условия функционирования субъектов хозяйствования определяют их пути развития, что в свою очередь направлено на разработку наиболее эффективных инструментов, механизмов, методов и подходов, обеспечивающих благоприятные условия взаимодействия с внешней и внутренней средой. В настоящее время первоочередной задачей для каждого субъекта хозяйствования является обеспечение его экономической безопасности.
Обеспечением экономической безопасности занимаются не только экономические субъекты на микроуровне, но и в целом все государства на макроуровне, тем самым подтверждая актуальность и высокую значимость данного вопроса. Безусловно, обеспечение экономической безопасности является определенным гарантом независимости, стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, а на государственном уровне важным национальным приоритетом.
«Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала»[1].
«Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий, развитие промышленной и инновационной сфер»[2].
А.Е. Суглобов в части экономической безопасности утверждает «здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами»[3].
Существенным в определении той или иной стороны безопасности является ее экономические аспекты, характеризующие качественно важные механизмы экономической системы, оказывающей влияние на жизнедеятельность населения, устойчивое развития народного хозяйства, различных отраслей, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
С.А. Филин утверждает «сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента: экономическая независимость, стабильность и устойчивость, способность к саморазвитию и прогрессу»[4].
Л.И. Абалкин пишет «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет динамично ей развиваться и эффективно решать социальные задачи при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику[5].
В.В. Водянова определяет «экономическая безопасность образовательного учреждения – это функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-рыночной системы, а также его защищенность от действия внешних и внутренних угроз»[6].
С. В. Банк отмечает, что «экономическая безопасность Российской Федерации является следствием различных экономических ситуаций, а также предстает комплексной системой факторов и явлений, которая складывается из поддержания должного уровня устойчивости, сопротивления угрозам и рискам, решения возникших проблем, что необходимо для обеспечения нормального развития и модернизации экономической системы страны»[7].
«Экономическая безопасность образовательного учреждения – это функционирование экономической системы вуза в рамках действующего законодательства, обеспечивающее его независимость, целостность и устойчивое развитие как социально-рыночной системы, а также его защищенность от действия внешних и внутренних угроз»[8].
С.В. Степашин, Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников дают следующее определение «экономическая безопасность – понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее безграничный спектр объектов, свойств, критериев»[9].
Обобщая мнения ведущих специалистов в области экономической безопасности следует отметить, что экономическая безопасность - это качественно важная характеристика экономической системы, обусловливающая приемлемые условия жизнедеятельности как субъектов хозяйствования, так и населения, а также обеспечивающая устойчивое развитие народного хозяйства и определяющая перспективные направления экономического развития на уровне государства.
В последнее время достаточно пристальное внимание уделяется обеспечению экономической безопасности бюджетных организаций, что прежде всего связано с появлением новых механизмов финансирования бюджетных учреждений. Внедрение нового механизма финансирования бюджетных организаций является частью более широкой реформы такого рода учреждений в Российской Федерации. Все вышеизложенное подтверждает важность вопросов экономической безопасности бюджетных организаций.
Бюджетные организации функционируя во внешней среде подвержены влиянию её изменений. Активность изменений внешней среды вскрыла как финансово-хозяйственные, экономические, так и управленческие проблемы функционирования бюджетных организаций. Данные проблемы дали толчок в развитии достаточно нового научного направления – обеспечение экономической безопасности бюджетных организаций в условиях нестабильности внешней среды. Обеспечение экономической безопасности бюджетных организаций обусловило необходимость исследования комплекса внешних угроз и разработку механизма их нейтрализации.
К определению внешних угроз экономической безопасности бюджетной организации, а также к их нейтрализации необходимо подходить индивидуально по каждому субъекту хозяйствования. Индивидуальный подход и выбор механизмов обеспечения экономической безопасности бюджетной организации позволит повысить уровень защищенности от потенциальных угроз и рисков, обеспечит бюджетной организации функционирование в рамках действующего законодательства.
Однако, быстро меняющиеся условия внешней среды не позволяют использовать на долгосрочный период разработанные механизмы обеспечения экономической безопасности, что указывает на необходимость постоянного мониторинга и комплексной оценки выявленных угроз и своевременную корректировку направлений нейтрализации и минимизации их влияния, снижая негативный эффект любой потенциально-опасной ситуации для бюджетной организации.
Важным шагом в обеспечении экономической безопасности является то, что с ростом уровня различного рода экономических преступлений и мошенничеств в Российской Федерации пересматриваются методы их расследования, определения и предупреждения.
Следует отметить, что в настоящее время основным вопросом экономической безопасности бюджетных организаций является вопрос качественного формирования финансовых потоков на всех этапах бюджетной деятельности. В период цифровизации данная проблема вскрывает свои «больные» точки, что в свою очередь, указывает на необходимость преобразования всей системы финансирования бюджетных организаций. Назревшая проблема обуславливает важность разработки и внедрения нового механизма финансирования образовательных учреждений, что в свою очередь будет способствовать реформированию бюджетных учреждений в РФ.
Учитывая пятнадцатилетние реформы сектора государственного образования в ведущих зарубежных странах необходимо обратить внимание на направления экономического сотрудничества и развития реформизма их профессионального образования. Основные взаимосвязанные направления экономического сотрудничества и развития реформы государственного образования в ведущих зарубежных странах представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Основные взаимосвязанные направления экономического сотрудничества и развития зарубежной реформы государственного образования
В Российской Федерации, в свою очередь, расширяется финансово-хозяйственная самостоятельность бюджетных образовательных учреждений за счёт изменений инструментов и механизмов обоюдного взаимодействия. Основные изменения заключаются в том, что осуществлен переход от сметы к субсидиям, появились планы и отчеты о результатах деятельности, а самое главное образовательным учреждениям предоставлены права по распоряжению собственными доходами и ряд других полномочий.
М.В. Васильева указывает на то, что «происходящие преобразования направлены на укрепление зависимости объемов бюджетного финансирования от результатов деятельности учреждений и, следовательно, на повышение эффективности расходования бюджетных средств»[10] [11].
Следует обратить внимание на то, что концепция развития бюджетного учреждения возможна при условии соблюдения основных этапов нейтрализации и минимизации внешних угроз, обеспечивающих экономическую безопасность. «Экономическая безопасность учреждения формируется в момент создания общей концепции развития за счет осознания возможных опасностей при определении желаемого его состояния»[12].
Основные этапы экономической безопасности бюджетной организации представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Основные этапы обеспечения экономической безопасности бюджетной организации
О значимости вопросов экономической безопасности в бюджетной сфере указывают результаты работы соответствующих органов по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности. На рисунке 3 представлена динамика данных сводного отчета по России за 2013-2018 года сведения о преступлениях экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств.
Рисунок 3 - Динамика сведений о преступлениях экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств за шесть лет
Согласно графика основных показателей, характеризующих сведения о преступлениях экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств за шесть лет, необходимо отметить, что к 2018 году наблюдается снижение уровня преступлений экономической направленности. Положительная динамика обеспечена адекватностью экономической системы России, своевременным реагированием бюджетных организаций на внутренние и внешние угрозы и конечно же оперативной корректировкой параметров функционирования организаций.
Далее необходимо рассмотреть динамику размера причиненного материального ущерба (тыс.руб.) (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Динамика размера причиненного материального ущерба (тыс.руб.) за шесть лет
Стоимостная характеристика представленных сведений о преступлениях экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств за шесть лет определила, что пик материального ущерба приходится на 2015 год. В динамике замечена определенная волатильность показателей, определяющих материальный ущерб от преступлений экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств. Так в 2014 году по сравнению с 2013 годом размер причинённого материального ущерба составил 111,8%. В 2015 году по сравнению с 2014 - 168,4%. В 2016 году в сравнении с 2015 годом определено снижение материального ущерба, что составило 80,8%. В 2017 году показатель ущерба вырос до 93,6% по отношению к 2016 году, но не достиг 100%, что указывает на положительную динамику в части сокращения уровня ущерба. В 2018 году показатель составил 82,8% по отношению к предыдущему 2017 году. Значение показателей материального ущерба от преступлений экономической направленности, связанных с освоением бюджетных средств снижается, что обеспечивает повышение экономической безопасности бюджетных организаций в целом по стране.
В заключении статьи следует отметить, что вектором обеспечения экономической безопасности бюджетных организаций будет адекватная экономическая система, своевременно реагирующая на угрозы как внутренние, так и внешние в целях самосохранения, и развития посредством перестройки внутренней структуры, и коррекции параметров функционирования. Такой подход для бюджетных организаций обеспечит эффективные экономические возможности в реализации его целей и задач, а также формирование необходимых условий хозяйственной деятельности направленных на устойчивое развитие в перспективном будущем
[1] Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения): Учебное пособие / Под общ. ред. Аболенцева Ю.И., Попова В.И. – М., 2001. – С. 7-14.
[2] Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. – 1997. – Т. 67. – № 9. – С. 771-776.
[3] Суглобов А.Е. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 10. – С. 63-74.
[4] Филин С.А. Обеспечение экономической безопасности инновационной деятельности // Инвестиции в России. – 2000. – № 12. – С.16-28.
[5] Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. – 1997. – Т. 67. – № 9. – С. 771-776.
[6] Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010. 177 с.
[7] Банк С.В. Экономическая безопасность Российской федерации на современном этапе// Вопросы региональной экономики. 2018. № 1 (34). С. 10-16
[8] Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010. 177 с., с. 35
[9][9] Степашин С. В., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Экономическая безопасность России: концепция – правовые основы – политика. СПб, 2001.
[10] Васильева М. В. Нецелевое использование бюджетных средств в регионах и муниципальных образованиях: причины, условия, предупреждение // Финансы и кредит. 2011. № 43. С. 37–47.
[11] Васильева М. В. Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 5. С. 31–39.
[12] Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. 2006. № 1.
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России // Вестник РАН. - 1997. - Т. 67. - № 9. - С. 771-776.
2. Банк С.В. Экономическая безопасность Российской федерации на современном этапе// Вопросы региональной экономики. 2018. № 1 (34). С. 10-16
3. Васильева М. В. Нецелевое использование бюджетных средств в регионах и муниципальных образованиях: причины, условия, предупреждение // Финансы и кредит. 2011. № 43. С. 37-47.
4. Васильева М. В. Роль органов государственного финансового контроля в реализации антикоррупционной стратегии государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 5. С. 31-39.
5. Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010. 177 с.
6. Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010. 177 с., с. 35
7. Зотова О., Ленева В., Синюкова Н. Стратегия безопасности в чрезвычайных ситуациях // Вопросы экономики. 2006. № 1.
8. Степашин С. В., Исмагилов Р. Ф., Сальников В. П. Экономическая безопасность России: концепция - правовые основы - политика. СПб, 2001.
9. Суглобов А.Е. Социально-экономические аспекты экономической безопасности и кластеризации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 10. - С. 63-74.
10. Филин С.А. Обеспечение экономической безопасности инновационной деятельности // Инвестиции в России. - 2000. - № 12. - С.16-28.
11. Экономическая безопасность России (проблемы методологии и организационно-правового обеспечения): Учебное пособие / Под общ. ред. Аболенцева Ю.И., Попова В.И. - М., 2001. - С. 7-14.