Автором разработана звездная модель принятия решений, которая помогает руководителю четко организовать процесс мышления, открыть благоприятные возможности инновационного развития бизнеса, эффективно распределить внутренние ресурсы и сконцентрироваться на достижении лидирующих позиций с учетом изменения внешней ситуации. Звездная модель включает такие элементы, как ожидания, форма, результаты, концепция, действия (внешний облик компании), структура, операции, информация и сырье, мотивы, менеджмент (внутреннее содержание компании), а также учитывает внешнюю среду. Приводится алгоритм работы с моделью от сбора информации до принятия решения.
инновации, принятие решений, планирование, внешняя среда компании, внешний облик компании, внутреннее содержание компании, звездная модель.
Инновационное развитие российских предприятий экономически востребовано, обосновано международной финансовой ситуацией и социальными потребностями развивающегося общественного сознания. Между тем задача поддержки инноваций и коммерциализации интеллектуального потенциала ограничена во времени. Об этом пишут и много говорят последнее время.
Инновации дают возможность государствам, предприятиям и новаторам стать на какое-то время лидерами. Отметим, что лидерство бывает физическим, экономическим и интеллектуальным. «Высокие» технологии и ноу-хау рождаются в интеллектуальных и/или предпринимательских кругах, перемещаются в производственную среду для физической коммерциализации и, наконец, материализуются в виде доходной составляющей. Этот процесс может быть цикличным, и при этом все три составляющие лидерства могут взаимно переплетаться и «перерастать» друг в друга.
Питер Друкер в статье, впервые публикованной в Harvard Business Review в 1985 г., доказывает, что «… новаторство - самая настоящая работа, которой можно и до´лжно управлять также как и другими бизнес-процессами» [3, с. 116]. И если сознательно и целенаправленно искать благоприятные возможности для инноваций, успеха можно достичь быстрее, чем понадеявшись только на вдохновение.
Со временем любая инновация становится сырьевым ресурсом для рождения чего-либо более нового. В данной статье мы не будем уточнять понятие «инновация», потому что этому уделяется много внимания в других статьях и единого мнения пока не существует. Заметим лишь, что рождение или внедрение инноваций требует оперативных решений от менеджеров: принимать или не принимать инновацию для внедрения, создавать ли условия внутри компании для рождения инноваций или закупать их. В такой ситуации менеджерам важно быстрее принимать решения и использовать для этого удобные модели стратегического анализа и синтеза.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Браун Д. Исследования, преображающие компанию // в сб.: Инновации в бизнесе / Harvard Business School Publishing Corporation. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
3. Друкер П. Новаторство как труд // в сб.: Инновации в бизнесе / Harvard Business School Publishing Corporation. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
4. Друкер П. Эффективное управление. М.: МЕТ, 2010.
5. Кристенсен К., Овердорф М. Ваш ответ подрывным переменам // в сб.: Управление инновациями / Harvard Business School Publishing Corporation. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
6. Левит Т. Одной креативности мало // в сб.: Инновации в бизнесе / Harvard Business School Publishing Corporation. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
7. Пирсон Э. Как осуществить инновации // в сб.: Инновации в бизнесе / Harvard Business School Publishing Corporation. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
8. Звездная модель стратегического управления©. Авторское свидетельство Асмоловой М.Л. М., 2003.
9. Маркидес К. Новая модель бизнеса: Стратегии безболезненных инноваций. М.: Альпина Паблишер, 2010. 298 с.
10. О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах. М.: Альпина Паблишер, 2013.
11. Расиел И. Метод McKinsey. Использование техник ведущих стратегических консультантов для решения личных и деловых задач. М.: Альпина Паблишер, 2012.