Настоящая статья раскрывает диалектику возникновения хаотических процессов в социально-экономических системах при реализации инноваций. В статье выделены группы потребителей по степени очередности принятия ими инновационной продукции, описаны цикл развития и креативная составляющая инновационного хаоса.
инновационный хаос, система, группы потребителей, цикл развития, креативная сила.
Последние десятилетия ознаменовались для российской и мировой экономики существенными экономическими сдвигами, значительная часть которых повлекла за собой изменение ландшафта глобальной экономической системы. Эти изменения по-разному отразились на динамике развития национальных рынков. Те государства, которые смогли адаптироваться к ужесточающимся условиям конкуренции на новых транснациональных рынках, в настоящее время стали мировыми лидерами в большинстве рыночных секторов. В менее выгодном положении оказались те страны, которые не смогли преодолеть инерционные силы внутри своих экономических систем и технологически отстали от группы лидеров. По мнению автора, развивающаяся в настоящее время диалектическая трансформация мировой экономики в инновационном русле способствует формированию и проявлению совершенно новых и уникальных состояний данной системы. Эти состояния постепенно приводят к смещению фундаментальных парадигм развития рынков и образованию совершенно новых классов организационных структур.
Одной из ключевых особенностей описываемого переходного периода является формирование в пиковых моментах технологического и инновационного развития рынков и государств так называемого инновационного хаоса. Под инновационным хаосом в данном случае понимается нарушение существующей структуры рыночных связей и изменение экономического положения и уровня конкурентоспособности участников рынка под влиянием возмущений в данных рыночных системах, возникающих вследствие создания и реализации инновационных продуктов и услуг. У инновационного хаоса, по мнению автора, существует экономическое и социальное измерение, в которых он развивается, воздействуя соответственно на функционирование предприятий и компаний, а также на экономическое поведение потребителей. Рассмотрим сначала его влияние на компании и предприятия.
1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах М.: ЛКИ, 2008.
2. Ахромеева Т.С., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Самарский А.А. Структуры и хаос в нелинейных средах. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007.
3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс. 2003.
4. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М.: Наука, 1983.
5. Кемпбелл Э., Лачс К.С. Стратегический синергизм. СПб.: Питер, 2004.