Пенза, Пензенская область, Россия
сотрудник
Пенза, Россия
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
Самоконтроль является одной из ключевых функций персонального менеджмента, позволяя оптимизировать процессы личной жизнедеятельности, понять, были ли достигнуты поставленные цели и решены задачи, произвести, если нужно, их корректировку. Статья посвящена профессиональному построению системы самоконтроля в управлении жизнью и деятельностью деловых людей. Такой самоконтроль обеспечивается систематической оценкой реализации жизненных целей и планируемых дел. Кроме того, менеджеры, особенно молодые, должны регулярно проводить самооценку уровня своей личной организации. Такой анализ помогает системно оценивать и развивать свои качества самоорганизации, свою способность управлять собственной жизнью и деятельностью, следовательно, становиться более эффективным.
персональный менеджмент, личная деятельность, самоорганизация, деловые люди, менеджеры, самоконтроль.
Храни порядок и порядок сохранит тебя.
Латинская пословица
Опытные менеджеры хорошо знают, что одной из самых важных функций менеджмента, а, следовательно, и персонального менеджмента, то есть направленного на самого себя, является контроль. Он позволяет улучшать, в каком-то смысле оптимизировать процессы личной жизнедеятельности, лучше понять, были ли достигнуты поставленные цели и решены задачи, осуществлять, если нужно, их корректировку.
Контроль необходим для своевременного выявления неблагоприятного развития событий в реализации планов менеджера на их самых ранних стадиях с тем, чтобы он мог корректировать их и оперативно решать возникающие проблемы.
Заметим, что постоянный контроль результатов собственной деятельности и качества выполняемых работ позволяет деловому человеку всю жизнь учиться на собственных, а не на чужих ошибках, приобретать жизненный опыт, поддерживать свою конкурентоспособность и, в конечном счёте, – повышать личную эффективность.
Сразу отметим важный момент. У нас в России слово «контроль» часто вызывает у деловых людей неприятные ощущения (приход разных комиссий с проверками).
Нравится это нам или нет, самоконтроль существует в нашей личной жизни по умолчанию.
Мы на самом деле постоянно контролируем то, что делаем. Образно говоря, контроль ослабевает только на полке вагона в купе, когда мы, сладко заснув, вдруг падаем на пол.
Так что к самоконтролю можно относиться как к возможности быть нормальным человеком. Конечно, его не надо путать с чрезмерным контролем, со слежкой, с надзирательством. [29]
Излишний контроль не только раздражает, но и вреден, ибо он расслабляет человека, более того, лишает его умения решать свои проблемы самостоятельно...
Поэтому строить самоконтроль следует профессионально, грамотно. Об этом и идёт речь в статье.
1. Место самоконтроля в системе персонального менеджмента
Тот, кто пришпоривает себя, уедет дальше чем тот, кто пришпоривает самого лучшего коня.
Иоганн Генрих Пестолоцци,
швейцарский педагог
Переход российской экономики на рыночные рельсы потребовал резкого повышения интенсивности и эффективности труда руководителей и специалистов предприятий, фирм, организаций. А это значит, что у большинства деловых людей, особенно у руководителей, ощущается острая нехватка времени. Из-за нехватки времени деловые люди вынуждены увеличивать продолжительность своего рабочего дня, не оставляя времени и сил на повышение своей квалификации, культуру, отдых и сохранение здоровья, семью, личностное развитие.
Но нехватка времени или нерациональное времяпрепровождение являются не причинами, а результатами плохой самоорганизации людей.
Жизнь делового человека на работе и в собственном доме может и должна быть организована в систему – систему персонального, то есть личного, обращенного на самого себя, менеджмента.
Такую систему можно образно представить в виде модели требований к качествам и компетенциям человека, способного управлять собой (табл. 1, рис. 1). Эта система опирается на несколько подсистем личных качеств и практических навыков: способность формулировать и реализовывать жизненные цели, личная организованность, деловитость, владение технологиями личной работы, умение строить отношения с разными людьми, способность повышать и поддерживать свою работоспособность, жёсткий и постоянный самоконтроль личной деятельности. [21]
В управлении самим собой в принципиальном смысле нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, то есть – умение планировать, организовывать, заинтересовывать, координировать и контролировать свои дела и всю свою жизнь. Без этого невозможно добиться личной эффективности, стать успешным деловым человеком. Говоря о личной деятельности, не стоит забывать и о том, что мы живём и работаем среди других людей, нередко зависим от них, поэтому очень важно научиться строить с ними правильные отношения.
Таблица 1
Система и смысловое содержание качеств и компетенций
человека, умеющего руководить самим собой
Ранги |
Группы качеств и компетенций |
Смысловое содержание |
I |
Умение формулировать жизненные цели |
Оптимальная направленность и мобилизация интеллектуальных способностей и жизненных ресурсов |
II |
Личная организованность |
Способность жить и работать по системе, управлять своим поведением и держать себя «в руках» |
III
|
Деловитость |
Отношение к делу, способность что-то предпринимать |
IV |
Владение технологиями личной работы |
Владение методами и инструментами личной работы |
V |
Коммуникабельность |
Умение строить отношения, привлекать к себе людей |
VI |
Работоспособность |
Способность повышать или поддерживать личную работоспособность и физическое здоровье, гигиена умственного труда, способность управлять своей волей, воспитывать в себе оптимизм и жизнерадостность |
VII |
Самоконтроль процессов и результатов личной деятельности |
Желание и умение постоянно контролировать процессы и результаты личной деятельности |
|
|
|
|
|
|
VII. Самоконтроль процессов и результатов личной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
VI.Работо |
способность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V. Комму |
никабельность |
|
|
|
|
|||
|
|
|
IV. Владение технологиями |
личной работы |
|
|
|
|||||
|
|
III. Дело |
витость |
|
|
|
|
|
||||
|
II. Личная |
организованность |
|
|||||||||
I. Умение формулировать |
жизненные цели |
Рис. 1. Пирамида качеств и компетенций организованного человека
На рис. 1 видно, что в системе персонального менеджмента функция (подсистема) самоконтроля личной деятельности является ключевой, стержнем, на котором держится вся система. Не будет самоконтроля – рассыпется вся система, вся пирамида персонального менеджмента. При этом в деловом портрете способного управлять собой человека в подсистеме личной организованности значимое место отводится самодисциплине как предпосылке высокой самоорганизации человека. Но одно дело заявлять о важности самодисциплины, другое – овладеть группой необходимых для этого личных качеств, понимать их смысл и способы обеспечения своего соответствия им.
В понимании самодисциплины как важной составной части самоконтроля выделим, по крайней мере, шесть необходимых качеств: обязательность, пунктуальность, собранность, умение подчинять себя главным целям, самообладание и высокую личную ответственность.
Рассмотрим содержание этих понятий.
Обязательность. В словаре В.И. Даля: «обязательный – это человек услужливый, всегда готовый прийти на помощь. Всякое обещание обязательно, его надо исполнить. Обязательство – обещание и условие, которое надо исполнить, письменная сделка, договор, условия, в которых кто к чему обязался»[1].
Обязательность – это способность человека выполнять свои обещания и свои обязательства, как предписываемые официально, так и диктуемые чувством долга, моральными принципами. Обязательный человек всегда готов оказать помощь и содействие коллегам. С обязательным человеком легче иметь дело, на него можно положиться, его охотней привлекают к сотрудничеству.
Конечно, вокруг нас трудятся разные люди. Есть люди обязательные, надёжные, которые стараются выполнять свои обязательства, обещания и договорённости. Но есть и такие, для которых выдержать своё же обещание, сделать что-то или даже прийти своевременно – целая проблема. Среди них немало умных, интересных, по-своему привлекательных людей. Конечно, как-то приспосабливаемся к взаимодействию и с такими людьми, но работать в одной команде с ними сложно, могут подвести.
Выполнить поручение начальства не во-время, опоздать к началу совещания, когда все тебя ждут и смотрят на тебя, очень мучительно. Ведь понимаешь, что подводишь кого-то, заставляешь себя ждать, из-за тебя кто-то может сорвать своё обещание. Захочет ли он после этого иметь с нами дело?
Пунктуальность. Это, во-первых, аккуратный человек (латинское происхождение) – точный, верный, человек, любящий точность, порядок (точь-в-точь, копейка-в-копейку). С аккуратностью перекликается и слово «пунктуальность» (от слова – пункт, точка) – точность, аккуратность, дотошное следование какому-то порядку.
В русской разговорной речи обычно характеризуют пунктуальность как умение человека выполнять свои обязательства точно во-время, например, появиться к назначенному для встречи времени. Немецкая культура осуждает любые опоздания, а японская – вообще не считает их допустимыми.
Пунктуальность является очень важным оценочным качеством при выборе работника, ведь мало кому понравится, если подчинённый будет приходить или делать что-то не своевременно, нарушать правила, принятые в коллективе, спустя рукава относиться к своим обязанностям. Пунктуальность человека показывает, что он уважает коллектив, с которым имеет дело.
Собранность. Это значит, не распыляться, не разбрасываться, не отвлекаться.
Например, вы с вечера наметили себе на сегодня конкретный список дел. Он лежит перед вами, и вы настроились на его выполнение. Но… включив компьютер, посмотрели прогноз погоды, затем познакомились с новостями и с письмами, которые пришли на вашу электронную почту. Сев, наконец, за рабочий стол, чтобы по-настоящему почувствовать себя готовым к выполнению намеченного, разобрали бумаги, которые достали из своего рабочего портфеля, сделали несколько звонков и, оказалось, прошло уже больше часа времени, пора бежать на занятия или на работу.
В любое дело надо войти, настроиться, подготовить нужный материал, документ, и если мы будем отвлекаться, то настраиваться на дело придётся вновь, а это – новые затраты времени, которого руководителям так не хватает.
Умение подчинять себя главным целям. Подчините себя главному. Есть хорошая русская пословица «Делу – время, потехе – час». Если внимательно изучить свои списки планируемых дел, то окажется, что там есть и дела, которыми можно было бы не заниматься. Лучшее – враг хорошего. Но во всём нужна мера.
Всё, что мы делаем, должно приносить результаты, иначе наша работа будет бессмысленной тратой времени. Поэтому стоит сконцентрировать свои усилия на наиболее существенных задачах, не доводя до блеска менее значимые.
Личная ответственность. Во многих европейских языках слово «ответственность» буквально означает «обещать», «давать взамен», а в широком смысле – готовность «отвечать», «держать ответ».
Ответственность человека может быть характеристикой, оценивающей его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия данной ситуации, уметь делать выбор своих поступков с учётом их последствий и влияния на других людей, общество и т.д.
В общем, на наш взгляд, ответственность – это готовность держать ответ за свои действия, постоянный отчёт перед самим собой.
Человек, обладающий чувством ответственности, просто так, не подумав, ничего не сделает, его решения всегда носят продуманный, взвешенный, другими словами, ответственный характер.
И здесь на помощь менеджеру могут прийти два правила:
Первое: никогда не винить никого, кроме себя, если не смог выполнить обещанное.
Второе: признавать, если допустил срыв, свою несостоятельность, неспособность в нужных случаях извиняться. Но, главное – сделать выводы, исключающие повтор срыва.
У Д. Кеннеди в книге «Жесткий тайм-менеджмент» отмечено: «Контроль уже сам по себе увеличивает вашу эффективность. Даже если просто спрашивать себя, это уже повышает эффективность. Любой спортсмен скажет вам, что замер результатов заставляет работать лучше» [11, с. 84].
В книге С. Кови «Главное внимание – главным вещам» представлен иной взгляд на проблему контроля наиболее важных дел: «Большинству из нас хотелось бы быть хозяевами своей жизни. Но дело в том, что управляем не мы, а принципы. Мы можем контролировать свой выбор, но не можем контролировать его последствия. Мысль, что мы контролируем свою жизнь, – это иллюзия, побуждающая нас пытаться управлять последствиями. Управление временем игнорирует тот факт, что большую часть времени мы работаем и живем среди людей, которых мы не можем контролировать» [13, С. 17.].
А. Лакейн, автор книги «Искусство успевать» имеет следующую точку зрения: «Если вы считаете, что «взять под контроль ваше время и вашу жизнь» означает превратить вас в сверхорганизованного, сверхзанятого человека, озабоченного расходованием каждой минуты, то позвольте мне вас заверить, что это не так. Слишком большая организованность так же вредна, как и отсутствие таковой. Разным людям требуются разные степени организованности и свободного творчества в их жизни» [17, с. 3.].
Г.А. Архангельский отмечает, что создание системы обзора и контроля требует инвестиций времени. Но эти инвестиции окупятся многократно – и временем, и деньгами [4, с. 34-35].
Изучение опыта организованных деловых людей позволяет сформулировать три обязательных принципа самоконтроля деятельности менеджера:
1. Контроль должен быть своевременным.
2. Контроль должен быть оперативным, упреждающим развитие событий.
3. Контроль должен быть постоянным (регулярным).
Если говорить о сегодняшней деловой молодежи (например, студентах экономических вузов и факультетов) то, по результатам нашего исследования, уровень её самоорганизации оставляет желать лучшего [26]. Исследование, в котором приняли участие 403 студента, обучающихся в 13 вузах России, расположенных на территории пяти федеральных округов, показало, что большая часть молодых людей часто не успевают сделать намеченное, хотя времени было достаточно (57,6%). И только некоторые пытаются бороться с этой проблемой: 10,2% работают над системой самоконтроля, изучают для этого книги по персональному и тайм- менеджменту, ведут еженедельники (табл. 2).
Таблица 2
Самооценка студентами выполнения личных планов [26]
№ п/п |
Варианты ответов |
Всего, % |
|
1. |
Думают о своих планах, но ничего менять в своей жизни не могут; |
32,2 |
|
2. |
Часто замечают, что не успевают сделать намеченное, хотя времени было достаточно; |
57,6 |
|
3. |
Над этим работают: изучают книги по тайм-менеджменту, ведут еженедельниики |
10,2 |
|
Итого |
|
100,0 |
|
В другом исследовании мы выясняли, осуществляют ли студенты контроль своих наиболее важных дел. Оказалось, что только 13,3% опрошенных качественно и регулярно контролируют свои дела; 33,3% студентов не имеют привычки контролировать свои дела; большая часть респондентов (53,3%) пытается осуществлять контроль своих наиболее важных дел, но недостаточно часто и регулярно.
Это свидетельствует о том, что значительной части опрошенных студентов не хватает организованности в контроле выполнения своих наиболее важных дел.
При этом студентам был задан вопрос, насколько повысилась бы эффективность их деятельности, если бы они контролировали свои наиболее важные дела регулярно. Большинство респондентов (56,7%) считает, что при максимально качественном и регулярном контроле своих дел эффективность их деятельности могла бы вырасти на 40-60%. Другая часть опрошенных (23,3%) дает даже более высокие оценки: на 70 и более процентов. И меньшая часть респондентов (20%) считает, что даже при максимально качественном и регулярном контроле наиболее важных дел эффективность их деятельности увеличилась бы только на 10-30%.
Полученные данные говорят о том, что студенческая молодежь придерживается мнения: качественный контроль наиболее важных дел повысил бы эффективность их деятельности в среднем, в два раза.
Способам реализации функции контроля в менеджменте посвящено немало работ [6, 14, 15, 18]. Однако в системе персонального, ориентированного на самого себя, менеджмента этой функции уделено значительно меньше внимания [7, 31, 35, 36].
Объектом самоконтроля в персональном менеджменте могут быть как результаты, так и качество личной работы.
2. Технологии самоконтроля результатов
личной деятельности менеджера
Оценивают не человека, оценивают результаты, которых он добился, а уже исходя из этого, оценивают человека.
Арсен Венгер,
французский футбольный тренер
Самоконтроль результатов личной работы обеспечивается оценкой реализации поставленных целей жизни, а также дел, планируемых на год, месяцы, недели и даже на каждый день дел [31].
Контроль достижения жизненных целей. Система самоконтроля может охватывать весь комплекс личных планов, позволять анализировать ход их реализации как по содержанию (результатам), так и по времени, оценивать успехи и неудачи, вносить в свои технологии деятельности коррективы. Важно контролировать и регулировать главные сферы собственной жизни: образование, карьеру, материальное благополучие, личную и семейную жизнь, здоровье и безопасность. Конечно, акценты на эти сферы жизни нужно делать с учётом возраста, здоровья, ситуации в профессиональной сфере.
Контроль наиболее важных дел года и месяцев.
Начинать нужно с контроля реализации приоритетов (самые важные дела) года, а затем рассматривать дела, запланированные по отдельным направлениям деятельности за год.
Что же касается конкретных месяцев года, то прежде всего следует обращать внимание на реализацию приоритетов месяца, а затем – на результаты выполнения дел по главным направлениям своей деятельности за конкретный месяц.
Контроль недели. Чтобы хорошо распланировать предстоящую неделю важно регулярно в конце недели анализировать результаты реализации приоритетов наиболее важных дел прошедшей недели. Итоги недели лучше подводить в субботу. В этот же день составлять план своих действий на следующую неделю.
Контроль каждого дня. В конце дня следует вначале подвести его итоги и лишь затем намечать дела на следующий день.
Для оценки результатов своей деятельности в течение дня целесообразно спросить себя:
- Выполнял ли я действительно необходимые дела?
- Подходил ли я к планированию предстоящих дел в соответствии с их приоритетностью?
- Справился ли я с запланированными задачами в установленное время?
- Перепоручил ли в достаточном объеме дела, в том числе и срочные?
- Вёл ли борьбу с «помехами» и «поглотителями времени», и где я «застревал» на мелочах?
Подобные списки вопросов каждый деловой человек может разработать для себя самостоятельно, исходя из специфики своей работы, своей жизни.
Осуществление регулярного контроля своих годовых, месячных, недельных и дневных планов позволит на каждом этапе жизни определять: что выполнено из задуманных целей; какие результаты достигнуты; что осталось несделанным и почему; где было потеряно время, что необходимо учесть при планировании следующего периода.
Среди методов контроля выполнения наиболее важных дел можно выделить, прежде всего, использование контрольных списков планируемых дел, представляющих собой один из самых простых и эффективных инструментов [30].
Заметим при этом, что излишне детальный контроль будет отнимать много времени, не помогать, а мешать реализации новых идей, приведёт не к экономии, а потерям времени.
3. Самоконтроль качества личной работы менеджера
Если бы рекламодатели тратили на улучшение своей продукции те деньги, которые они тратят на рекламу, их продукция не нуждалась бы в рекламе.
Уилл Роджерс,
американский журналист
Качество работы – это совокупность ее свойств и признаков, удовлетворяющих потребности и запросы людей, соответствующих ее назначению и предъявляемым требованиям. [2]
Деятельность руководителя в основном оценивают качеством работы подчинённых ему подразделений, а проблемы эффективности личной деятельности, не связанной с руководством, часто остаются в тени.
Большинство работ по организации личной работы концентрируются на вопросах повышения эффективности, т.е. количества выполненных дел. При этом вопросы качества часто не рассматриваются, поскольку повышение качества чаще всего означает уменьшение количества. Очевидно, необходимо найти тот оптимальный баланс, который бы позволил уравновесить качественные и количественные показатели личной работы.
Отметим некоторые моменты, касающиеся самоконтроля качества личной работы.
Джон Адаир, известный специалист по развитию лидерских, управленческих и коммуникативных навыков, справедливо отмечает, что «качество времени значит больше, чем его количество. Поэтому всё, что может быть названо контролем качества вашего времени, должно быть предметом вашего пристального интереса. Основной принцип такого подхода: наилучшим образом использовать ваше наилучшее время» [1, с. 108]. В его понимании это означает использовать наилучшее время (или время высшего качества – например, утренние часы) для выполнения самой высококвалифицированной работы. При этом он сетует на то, что время высшего качества часто используется для выполнения «второсортных» дел. [1, с. 108]
Другой известный в мире эксперт по оптимальному использованию времени Алан Лакейн в качестве средства самоконтроля использования времени (в том числе и лучшего) предлагает «быстродействующее и надежное средство», которое называет «вопросом Лакейна». Этот вопрос звучит так: «Как мне лучше всего распорядиться своим временем в данный момент?» Он предлагает задаваться этим вопросом «всякий раз, когда вы не будете уверены в том, что используете свое время наиболее эффективным образом». [16, с. 108]
Каждый деловой человек, особенно менеджер, в течение дня выполняет десятки и сотни различных работ, создавая порой себе иллюзию занятости, того, что везде и во всем успевает. Однако анализ организации работы многих менеджеров свидетельствует о том, что они часто не дают себе сосредоточиться, глубоко анализировать реальную действительность, в результате чего принимаемые ими решения носят нередко поверхностный характер. Многие руководители, особенно начинающие, становятся заложниками «текучки» срочных дел, не имеют возможности уделять достаточного времени решению кардинальных проблем.
Необходимо постоянно анализировать причины потерь своего времени. Проанализируйте известный список из 30 наиболее существенных «поглотителей времени» [10], выделите свои, например, пять самых существенных. Справившись с пятью основными «поглотителями» своего времени, можно добиться ощутимой экономии своего времени.
Среди технологий управления качеством в менеджменте широкое распространение получил метод «PDCA», лежащий в основе непрерывных усовершенствований. Этот метод можно переложить и на сферу самоорганизации. [33, с. 111-115]
PDCA – это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов, обозначающих последовательные этапы непрерывного улучшения процессов: планируй (Plan), делай (Do), проверяй (Check), воздействуй (Act)[3].
У модели PDCA есть несколько авторов и несколько названий: «цикл Деминга», «колесо Деминга», «цикл Шухарта».
Широкому внедрению данной модели в практику деятельности предприятий способствовал Уильям Эдвардс Деминг, известный деятель в области управления качеством. Поэтому, пожалуй, более справедливо называть данную модель моделью Деминга (рис. 2).
Рис. 2. Цикл Деминга (модель PDCA)
Цикл PDCA включает в себя следующие шаги [8]:
1. Планирование. Это значит, что действия должны планироваться перед началом преобразований. Этот шаг охватывает анализ фактического состояния, сведения о потенциале улучшения, а также разработку плановой концепции.
2. Осуществление (действие). Так называется образ действий, соответствующий не распространенному понятию «преобразование», а апробированию принятой ранее концепции с помощью быстро реализуемых и простых инструментов. Шаг «Do» («Делай») означает пробовать, тестировать. Это не значит исполнять весь проект. Должны быть сделаны осторожные шаги, которые покажут – правильно ли вы движетесь [34].
3. Контроль. На этом этапе контролируется и тщательно перепроверяется реализованный в небольшом процессе результат для широкого перемещения улучшений как нового стандарта. То, что идет неправильно, должно быть исправлено, и, вы снова возвращаетесь на этап «Делай», когда действия совершаются с учетом исправлений. Происходит процесс обучения: ошибки и исправления. Возможно, предстоит несколько раз пройти стадии «Делай» – «Контроль» до получения удовлетворительного результата. После чего можно осуществлять переход к заключительной фазе.
4. Претворение в жизнь. Новая концепция внедряется, документируется и регулярно проверяется ее соблюдение.
Дальнейшие улучшения начинаются снова с шага планирования. Однако возможно, что по итогам «пилотного» внедрения будет принято решение отклонить план.
Если же цикл повторяется снова и снова, то происходит постоянная «отладка» процесса работы, постоянное совершенствование.
Стадии данного цикла хорошо знакомы менеджерам и не являются чем-то необычным, однако часто некоторые из этапов последовательности PDCA они не учитывают [32]:
1. Приступают к выполнению работ не сделав формального планирования. В результате сравнение фактических результатов с запланированными становится невозможным. Следовательно, трудно будет определить правильность исполнения, т.к. нет базы для сравнения.
2. Избегают проверки и серьезного анализа по результатам выполнения работ («главное сделали, а победителей не судят»). А раз нет проверки, то и могут незаметными остаться не только мелкие, но и существенные отклонения от цели. Выводы на будущее не делаются, и на следующих этапах или проектах сталкиваются с теми же проблемами.
3. Планирование, выполнение и проверка выполненного могут быть произведены, но далеко не всегда по их результатам предпринимаются конкретные действия. Даже если проверка дала абсолютные оценки сделанному, есть варианты действий на стадии «Act»: а) можно «повысить планку», чтобы выйти на новый качественный уровень выполнения работ; б) сделать на основе выполнения стандарт, который станет основной обучения и контроля в будущем.
Принципиальной становится проблема реализации всех этапов рассматриваемого цикла, причем в их строгой последовательности.
Другой проблемой, по мнению Деминга, является разделение этапов цикла между разными исполнителями: одни планируют, другие исполняют, третьи проверяют и т.д. Следствием такого подхода являются конфликтные ситуации, несогласованность действий, локальная оптимизация. Принципиальной рекомендацией здесь является выполнение всех этапов цикла самим исполнителем. Это положение рекомендаций Деминга упускается многими авторами и стандартами в области менеджмента [32].
Использование цикла PDCA представляет собой достаточно простой, но эффективный способ решения проблем контроля и повышения качества личной деятельности менеджера.
4. Регулярный самоконтроль
личной организованности менеджера
Самооценку своей личной организованности менеджеры должны делать регулярно, например, один раз в полгода. В специальной таблице (табл. 2) следует отметить позиции, наиболее значимые с вашей точки зрения. Для этого в первой графе против каждой позиции ставим свою личную оценку её важности (В) по пятибалльной шкале. Если отдельные позиции покажутся несущественными или неверными, ставьте им низкий балл и на них не ориентируйтесь.
После оценки важности того или иного качества против каждой рекомендации во второй графе ставим отметку (по пятибалльной шкале), отражающую реальное использование (И) этой рекомендации в личной практической деятельности. Сравнив затем между собой первую и вторую графы (1), узнаем, на развитие каких своих качеств необходимо обратить особое внимание.
(
где В – личная оценка в пятибалльной системе важности каждого качества (группы качеств);
И – личная оценка в пятибалльной системе реального использования этого качества (группы качеств);
Эф – эффективность действенности качества (группы качеств). Рассчитывается как отношение (в процентах) показателя реального использования качества (И) к показателю личной оценки важности качества (В).
Эффективность своих личных качеств и компетенций, а также их групп или итоговую самооценку своей организованности (графа 5) можно примерно оценить в процентах делением показателя (суммы показателей) наличия у себя качеств (И) в баллах на показатель (сумму показателей) важности (В) этих качеств в баллах и умножением на 100.
Метод сопоставления по важности (В) и реального наличия (использования) качеств (И) был когда-то предложен ленинградским профессором Р.Ф. Жуковым. Метод получил название «МАСТАК» по первым буквам слов – метод активного социологического тестирования, анализа и контроля.
Анализ результатов этого предлагаемого теста поможет периодически и системно оценивать и развивать свою способность к самоконтролю, способность управлять своей жизнью и деятельностью, следовательно, быть более эффективным. [20]
Таблица 2
Матрица самоконтроля личной организованности менеджера
№ п/п |
Личные качества и компетенции |
В |
И |
Эф, % (И / В) |
1 |
Самоконтроль результатов деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Самоконтроль качества выполняемых работ |
|
|
|
|
Итого, сумма баллов |
|
|
|
Заключение
1. В системе персонального менеджмента функция самоконтроля личной деятельности является ключевой, стержнем, на котором держится вся система.
2. Среди всех необходимых менеджеру качеств можно специально выделить, по крайней мере, шесть качеств, которые, обеспечивают его самодисциплину: обязательность, пунктуальность, собранность, умение подчинять себя главным целям и высокую личную ответственность.
3. Самоконтроль результатов личной деятельности обеспечивается оценкой реализации поставленных жизненных целей, дел, планируемых на год, месяцы, недели и даже на каждый день. Осуществление регулярного контроля своих годовых, месячных, недельных и дневных планов позволит на каждом этапе жизни определять: что выполнено из задуманных задач (целей); какие результаты достигнуты; что осталось несделанным и почему (определяю причины, «помехи»); где было потеряно время, что необходимо учесть при планировании следующего периода.
4. Излишне детальный контроль будет отнимать много времени, не способствовать, а мешать реализации новых идей, приведёт не к экономии, а потерям времени.
5. Многие руководители, особенно начинающие, становятся заложниками «текучки» срочных дел, не имеют возможности уделять достаточного времени решению кардинальных, приоритетных проблем. Необходимо постоянно анализировать причины потерь своего времени. Определив самые существенные причины потерь и справившись с ними, можно добиться ощутимой экономии своего времени.
6. Необходимо находить тот оптимальный баланс, который бы позволил уравновешивать качественные и количественные показатели личной работы. Для этого необходимо наилучшим образом использовать наилучшее время и постоянно задаваться вопросом: «Как мне лучше всего распорядиться своим временем в данный момент?»; использовать технологию PDCA для контроля и повышения качества.
7. Начинающие менеджеры должны регулярно, например, один раз в полгода, проводить самоанализ (самоконтроль) уровня своей самоорганизации. Подобный анализ поможет периодически и системно оценивать и развивать свои качества организованности, способность управлять своей жизнью и деятельностью, следовательно, быть эффективным.
8. При этом менеджеры не должны пугаться неудач, ведь от них никто не застрахован. Опытные менеджеры и предприниматели полагают, что жизнь не случайно провела их через разные испытания. Они сделали их гораздо сильнее, увереннее и мудрее.
[1] Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] / В.И. Даль. 1863-1866. [Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/288002]
[2] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. – 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
[3] Сайт Центра креативных технологий // http://www.inventech.ru/lib/glossary/deming/
1. Адаир Дж. Эффективный тайм-менеджмент. - М.: ЭКСМО, 2003. - 256 с.
2. Адамс, Б. Время. Секреты управления / Б. Адамс. - М.: АСТ Астрель, 2007. - С. 260.
3. Аллен, Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса / Д. Аллен. - М: ООО "И.Д. Вильямс", 2007.
4. Архангельский, Г.А. Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы / Г.А. Архангельский. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.
5. Белановский А. Время невозможно клонировать // в кн. Как стать экспертом. - М.: Омега-Л, 2017. - 348 с.
6. Воронцова, А.Н. Управление контролем в системе менеджмента качества [Текст] : учебник / А. Н. Воронцова, Ю. Н. Полянчиков, А. Г. Схиртладзе ; под общ. ред. Ю. Н. Полянчикова. - Волгоград : Волгоградский гос. технический ун-т, 2009. - 267 с.
7. Выровская К.А., Ломакина А.Н. Значение самоконтроля в профессиональной деятельности // Социальные отношения. 2015. № 4 (15). С. 105-110.
8. Деловой портал «Управление производством» // http://www.up-pro.ru/encyclopedia/deming-cycle.html
9. Друкер П. Энциклопедия менеджмента.: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.
10. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках: (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время): пер. с нем. - М.: Интерэксперт, Инфра-М, 1995. - 267 с.
11. Кеннеди, Д. Жесткий тайм-менеджмент: Возьмите свою жизнь под контроль. / Д. Кеннеди. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
12. Кови Ст. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. - М.: Альпина Паблишер, 2016.
13. Кови, С. Главное внимание - главным вещам. Жить, любить, учиться, оставить наследие / Стивен Кови, Ребекка Меррилл, Роджер Меррилл. -М.: Альпина Паблишер, 2016.
14. Контроль в системе менеджмента [Текст] : учебное пособие / Х. Ш. Муллахметов. - Казань : Казанский ун-т, 2011. - 89 с.
15. Корнеева, Т.А. Корпоративный и управленческий контроль в системе функций менеджмента : монография / Т. А. Корнеева. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 341 с.
16. Лакейн А. Время - деньги. Как стать хозяином своего времени и жизни. - Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2001. - 192 с.
17. Лакейн, А. Искусство успевать / А. Лакейн. - М.: Агентство «ФАИР», 1996. - С. 3.
18. Механизмы управления. Управление организацией: планирование, организация, стимулирование, контроль [Текст] : учебное пособие / В. Н. Бурков и др. ; под ред. Д. А. Новикова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЛЕНАНД, 2013. - 215 с.
19. Персональный менеджмент в рисунках, схемах и определениях: учебное пособие / С.Д. Резник, И.С. Чемезов; под общ. ред. С.Д. Резника. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Ру-Сайнс, 2016. - 258 с.
20. Персональный менеджмент: практикум / под ред. С.Д. Резника, 3-е изд.; доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011.
21. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник и др. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016.
22. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. - 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2007. - 480 с.
23. Резник С.Д. Инструменты повышения результативности личной деятельности руководителя // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 2. - С. 130-137.
24. Резник С.Д., Чемезов И.С. Персональный менеджмент как наука об управлении собственной жизнью и личной деятельностью деловых людей // Науковедение. 2017, №6.
25. Резник С.Д., Чемезов И.С. Системный человек: понятие и компетенции // Кадровик. 2017, №12.
26. Резник С.Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. Образовательные технологии повышения уровня самоорганизации начинающих менеджеров // Кадровик. - 2018, №1-2.
27. Резник С.Д., Черницов А.Е. Еженедельник менеджера - эффективный инструмент личной организации руководителя // Кадровик. - 2012. - №12.
28. Сайт Центра креативных технологий // http://www.inventech.ru/lib/glossary/deming/
29. Самоорганизация и личная эффективность: секреты и уроки жизни организованного человека [Текст] / С.Д. Резник, В.Р. Усов. М.: ИНФРА-М, 2018.
30. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Под ред. Г.А. Архангельского. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 311 с.
31. Тюрина Н.А., Дик Я.В. Самоменеджмент и самоконтроль руководителя // В сборнике: Особенности организационного проектирования социальной работы Москва, 2016. С. 105-108.
32. Тютюнов К. Колесо Деминга (Цикл Деминга, PDCA) // http://tutunov.livejournal.com/1380.html
33. Управление изменениями: учебник для студентов высших учебных заведений / С.Д. Резник, М.В. Черниковская, И.С. Чемезов - М.: ИНФРА-М, 2014. - 384 с.
34. Цикл Деминга // Информационный канал Subscribe.Ru [http://subscribe.ru/archive/economics.tools/201101/03032348.html/]
35. Чунихина Н.А. Социально-психологические аспекты контроля в управлении персоналом: самоконтроль и внешний контроль менеджера // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2005. № 1. С. 97-100.
36. Ядрова А.А. Самоконтроль как фактор рационального поведения потребителей // Достижения науки и образования. 2016. № 2 (3). С. 20-23.