Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волгоградская область, Россия
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
В статье рассматривается важнейшая составляющая транспортной инфраструктуры – дорожная инфраструктура, представляющая собой в тоже время одну из главнейших сфер экономической деятельности. Изучено социально-экономическое становление Российской Федерации, требующее опережающего развития и модернизации сети автодорог в составе транспортной инфраструктуры страны и мирового пространства, а также предложены улучшения технического уровня строительства дорог.
модернизация, дорожное хозяйство, перспективы, проектирование, ремонт.
Введение. Дорожная сеть является одной из главнейших отраслей хозяйства, которая выполняет роль своего рода кровеносной системы в сложном организме государства. Она не только способствует снабжению нужд хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами формирует «каркас» пространства, оказывает значительное воздействие на динамичность и продуктивность социального и экономического развития отдельных регионов и государства в целом. Мировая практика показывает, что без сформированных транспорта и автомобильной сети нельзя создать эффективную рыночную экономику.
Российская Федерация имеет благоприятное экономико-географическое положение, связывая европейские страны с Азией. Помимо этого, на внутреннем уровне также происходит непрерывное транспортное сообщение как между субъектами хозяйства, так и между населением страны и главным образом по дорогам федерального значения (см. рис.1) [6]. Однако дорожная сеть большинства регионов страны находится в критическом состоянии. На данный момент дороги изношены, местами залатаны, что замедляет процесс транспортного движения, а также нередко приводит к порчи транспортных средств. Поэтому сегодня крайне важно исследование дорожного хозяйства страны для поиска новых направлений совершенствования отрасли [2].
Рисунок 1. Автомобильные дороги общего пользования федерального значения Источник: ресурсы сети интернет
Состояние дорожной сети и автомобильных дорог на сегодняшний день. Основная масса автодорог в России образуют закрытую федеральную сеть. В Европейской части России концентрация сети больше и уменьшается по мере перемещения на север и восток. Плотность дорог в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах самая низкая. Почти все из расположенных в этих местах автодорог не объединены с федеральной сетью. Примерно 10% жителей живет в ареалах, где отсутствует доступ к сети круглогодично используемых автодорог [7].
Основу дорожного хозяйства Российской Федерации составляет сеть автомобильных дорог общим расстоянием больше 900 тыс. км, в том числе федеральных и региональных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственных автомобильных дорог. Кроме дорожной сети, в дорожное хозяйство входит более 3 тысяч предприятий и организаций, в которых работает около 750 тысяч рабочих. Дорожная инфраструктура развивается как за счет средств федерального бюджета, так и внебюджетных средств (см. рис.2 и рис.3).
Рисунок 2. Структура расходов на развитие дорожной инфраструктуры на 2016-2020 гг. Источник: ФЦП, расчеты Газпромбанка
Рисунок 3. Динамика расходов на развитие дорожной инфраструктуры до 2020 года, млрд. руб. Источник: ФЦП, расчеты Газпромбанка
Не обращая внимания на то, что в последние годы в ряде районов возникли новые современные дороги, транспортное и эксплуатационное положение большей части автомобильных дорог оставляет желать лучшего. Более 50 % автодорог состоят из недостаточно прочного дорожного покрытия, более трети магистральных автодорог нуждаются в реконструкции с модернизацией технической категории, и всего лишь на треть удовлетворена оснащенность барьерными ограждениями на магистральных автодорогах [8].
Невысокий технический уровень, несоответствие характеристик автодорог уровню движения и составу транспортных потоков (только в пределах четверти всех асфальтированных дорог рассчитаны на осевые нагрузки 10 тонн, в то время как ограничение, введенное европейскими странами, настаивает, чтобы автодороги рассчитывались на нагрузку 11,5 тонн), регулярная перегрузка сторонних участков автодорог не дает возможности реализовать производительность передовых автомобилей: средняя скорость перемещения в России более чем в два раза меньше, чем в европейских государствах. Неудовлетворительное положение дорожного покрытия на значимой части автодорог обусловливает увеличение себестоимости перевозок [9]. Все вышесказанные факторы повышают транспортные и временные затраты на доставку грузов и пассажиров российских производителей и потребителей, уменьшают экономическую устойчивость страны и конкурентоспособность отечественных товаров, в том числе созданных в регионах, удаленных от границ Российской Федерации [15].
В современное время при строительстве автодорог используется морально устаревшая, дорогостоящая и медленная асфальтобетонная технология, при том, что она не очень подходит для российского климата и требует частого ремонта покрытия [14]. Применение подобной технологии ведет в финансово-технологический тупик, выходом из которого может стать применение бетонных технологий, в частности технологии бетонных плит, стянутых стальными тросами (см. рис.4 и рис. 5), которая активно применяется в США, что позволяет быстро, недорого и качественно прокладывать автодороги.
Рисунок 4. Дорожная плита из предварительно напряженного бетона
1 – продольные сквозные каналы; 2 – поперечные сквозные каналы;
3 – шпунтованные боковые грани (торцы) плит.
Рисунок 5. Строительство трассы IH-35 Frontage Road, США с применением технологии бетонных плит, стянутых стальными тросами
Совершенствование методов проектирования и строительства автомобильных дорог и мостов. Интенсивный путь расширенного производства ставит перед автотранспортом ряд весомых задач, требующих безотлагательного решения.
В сложившейся ситуации требуется ускорить строительство асфальтированных дорог. В то же время отрасли, наиболее активно использующие автотранспорт, так называемые транспортноёмкие, предъявляют новые условия по увеличению скорости и тоннажа доставляемых грузов.
Вышеизложенное направление учитывает улучшение методологии проектно-изыскательских работ на базе широкого применения свежих автоматизированных систем, развития новой актуальной нормативной базы в проектировании и строительстве автодорог и мостов, организации и контроля качества формирования дорог. Планируется создание современных материалов, сооружений и технологий для увеличения уровня надежности и жизнеспособности конструкций на базе углубления познаний в сфере механизма и закономерностей функционирования всех структурных элементов автомобильных дорог во всевозможных природных условиях [1]. В то же время решение проблемы увеличения уровня надежности и жизнеспособности не должно приводить к значительному увеличению капитальных вложений на этапе исполнения строительных работ [10]. Осуществление этого характера работ должно обеспечить получение дополнительных финансовых средств для постройки автодорог общего пользования и искусственных конструкций на них за счет снижения затрат на строительство.
Выделяют следующие составляющие направления:
- создание модернизированных технологий инженерных изысканий и автоматизированного планирования автодорог общего пользования и мостов, а также развитие использования GPS-систем;
- создание норм планирования автодорог общего пользования в зависимости от нужды в гармонировании отечественных и зарубежных нормативов для гарантии единых правил передвижения на международных путях;
- создание норм в сфере подготовки и охраны строительства автодорог общего пользования в зависимости от снабжения требуемого уровня качества дорожных работ;
- разработка и введение новых искусственных материалов с координируемыми физико-механическими признаками для использования в разных слоях дорожных сооружений и разработка новых специфических дорожных сооружений;
- создание альтернативных вяжущих для покрытий автодорог высоких категорий;
- модернизация способов пользования долговечных цементобетонных сооружений дорожных одежд.
Совершенствование методов ремонта и содержания автомобильных дорог и мостов. В реальное время свойственно в высшей степени нежелательное увеличение срока службы дорожных и мостовых конструкций без капитального ремонта, а, соответственно, происходит процесс устаревания материалов составляющих их сооружений. Увеличивается средний срок службы дорожных покрытий и мостов.
Улучшение системы починки и технического обслуживания автомобильных дорог и мостов направлено на разработку эффективного комплекса мероприятий, способных оперативно и при оптимальном уровне расходов отремонтировать накопленные на участке ремонтные работы, а также создать организационно-научную базу для перехода в основном к обширному применению профилактических мероприятий, которые позволят снизить издержки на ремонт и содержание дорог и мостов [11]. Важной мерой считается развитие государственной системы содержания дорог, ее организационное проектирование и методическое обеспечение [5]. К научному обеспечению улучшения способов ремонта и содержания дорог также можно отнести:
- совершенствование способов оценки и прогнозирования положения земляного полотна, дорожных одежд и покрытий в процессе использования;
- создание способов увеличения уровня трещиностойкости асфальтобетонных покрытий на разных основаниях;
- создание способов и методов использования профилактических мероприятий и ремонтов, способствующих значительно понизить издержки на ремонт и обслуживание дорог, а также способов оценки, прогноза и образования колей, неровностей, ямочности, трещин, шелушения и выкрашивания;
- создание способов уничтожения неровностей и деформации земляного полотна и дорожных одежд на первоначальном этапе их формирования;
- создание холодных технологий при ремонте и содержании автодорог;
- отбор свежих способов ухода за зимними дорогами, защиты дорог от снежных заносов, прогнозирования и оповещения зимней скользкости путем формирования антигололедных покрытий, новых экологически безопасных химических материалов.
Повышение качества дорожных работ и дорожных сооружений. В данном вопросе, в первую очередь, требуются разработки, определяющие необходимые стандарты качества дорожных работ, учитывающие материальное и техническое состояния отрасли и изучение безопасности автодорог как комплексной системы, позволяющей определить экономически жизнеспособный срок службы отдельных составляющих данной системы.
Для совершенствования технологической дисциплины требуется выработать нормативные правовые акты, показывающие ответственность за качество выполняемых работ, а также нормативы, устанавливающие срок службы дорожных конструкций [13].
В состав сферы включают:
- создание отраслевой системы контроля качества дорожных и мостовых работ, а также пакета отраслевых нормативных документов по качеству;
- создание отраслевой системы сертификации дорожной продукции и услуг;
- создание метрологической системы содержания дорог;
- создание экспресс-методов и инструментов надзора качества дорожных материалов и дорожно-мостовых работ [12].
Повышение экологической безопасности дорожного хозяйства. Использование и строительство автодорог общего пользования производят значительное экологическое воздействие на окружающую природную среду и, главным образом, на литосферу (см. рисунок 6). На базе концепции охраны окружающей среды и уверенного развития должна быть создана и внедрена система организационных и технических заключений по охране среды обитания жителей от выбросов транспортных средств, по понижению неблагоприятного воздействия конструкций дорожного комплекса на природные системы, по оптимальному применению природных ресурсов. Приоритетное внимание уделяется задаче повышения экологической защищенности существующих автомобильных дорог общего пользования с высокой проходимостью на территории населенных пунктов и городских агломераций [3].
Рисунок 6. Воздействие на литосферу при строительстве дороги
Наиважнейший характер в этой связи имеют научные разработки следующих направлений:
- исследование способов, дающих возможность с достаточным уровнем надежности оценить положение окружающей среды на придорожных участках с учетом интенсивности, состава и условий движения, транспортно-эксплуатационных свойств автодорог общего пользования, средств защиты и иных местных условий;
- исследование способов оценки и прогнозирования экономических потерь от экологических влияний на моменте строительства и использования автодорог общего пользования;
- исследование системы мониторинга экологического положения автодорог общего пользования [4];
- исследование концепции управления природоохранной деятельностью в дорожном хозяйстве;
- исследование и реализация региональных программ увеличения уровня экологической надежности автодорог общего пользования.
Заключение. Автомобильные дороги составляют огромное значение в транспортной инфраструктуре, без них ни одна экономическая отрасль не сможет эффективно функционировать в условиях рынка.
Автомобильные дороги устанавливают условия для удовлетворения автотранспортом постоянно увеличивающихся нужд всей экономики в перевозках. Напряженность движения на автодорогах беспрерывно и бесконтрольно растет, что делает необходимым строительство автодорог в расчете на отдаленное будущее.
Дорожное хозяйство Российской Федерации считается одним из составляющих транспортной инфраструктуры, который предоставляет конституционные гарантии населения на свободу передвижения и позволяет быть возможным свободному перемещению товаров и услуг. Территориальная целостность и единство экономического пространства Российской Федерации обеспечивается наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования.
Для обеспечения полноценного транспортного процесса в его современном значении нужно, в первую очередь, улучшать дорожное хозяйство страны, которое направлено на построение дорожной сети, отвечающей потребностям населения, государства и бизнеса в движении по автодорогам общего пользования с наименьшими издержками времени, обеспечивая при этом комфорт, транспортную безопасность и надежность.
1. Афанасьев В.А., Варламов Н.В и др. Организация и управление в строительстве. Основные понятия и термины: Учебно-справ пособие - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 1998. - 316 с.
2. Боброва Т.В. Технико-экономическое обоснование производства дорожно-строительных работ в зимнее время: Учеб. Пособие - Омск6: Изд-во СибАДИ, 2000. - 83 с.
3. Борисова Н.И. / Градостроительное проектирование и экологическое регулирование / В сборнике: Энергоэффективность, ресурсосбережение и природопользование в городском хозяйстве и строительстве: экономика и управление. Материалы III Международной научно-технической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет. 2016. С. 203-208.
4. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об экологических аспектах градостроительного проектирования на уровне современного города / В книге: Ежегодная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета сборник тезисов докладов конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет; Под общей редакцией А. В. Жиделёва. 2016. С. 131-132.
5. Борисова Н.И., Борисов А.А. Чернецкова А.М. Проблемы управления развитием инвестиционно-строительного комплекса в Волгоградской области // Russian Journal of Management. 2017. Т. 5. № 2. С. 157-164.
6. Гужов В.В. Стратегические направления совершенствования инновационной политики в транспортной отрасли // Транспортное дело России. 2013. № 3. С. 5-8.
7. Горизонты транспорта: Эффективная транспортная политика // Экспертный совет Комитета СФ по промышленной политике. - Челябинск: Социум, 2004.
8. Подхалюзина В.А., Дрейцен М.А. Научно-методические положения оценки конкуренции на автотранспортном рынке // Транспортное дело России. 2017. № 1. С. 57-58.
9. Васильев В.М., Панибратов Ю.П. и др. Управление в строительстве: Учебник для вузов / В.М. Васильев, Ю.П. Панибратов и др. Под общей ред. В.М. Васильева. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2014. - 352 с.
10. Конвисарова Е.В., Уксуменко А.А. Проблемы финансирования автодорожного хозяйства в контексте национальной безопасности // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 2. С. 276-285.
11. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. 2-е изд. М.: Экономика, 2005. 624 с.
12. Максимчук О.В., Борисова Н.И., Борисов А.В., Федонюк Н.И. Управление человеческими ресурсами. Учебно-методическое пособие - Волгоград, 2016.
13. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации/Совет по изучению производительных сил. - М., 2014.
14. Таранова А.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о развитии экологического строительства в Волгоградской области в новых экономических условиях // Экономика строительства. 2016. № 3. С. 66-74.
15. Таранова А.В., Борисова Н.И., Борисов А.В. Экономические аспекты градостроительного проектирования в современных условиях // В книге: Ежегодная научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава и студентов Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета сборник тезисов докладов конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет; Под общей редакцией А. В. Жиделёва. 2016. С. 193-194.