с 01.09.1997 по 14.03.2018
Волгоград, Волгоградская область, Россия
ГРНТИ 06.71 Отраслевая структура экономики
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
ГРНТИ 06.39 Наука управления экономикой
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7959 Прочие
В современных условиях каждый регион России решает задачи подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для жилищного и коммунального хозяйства (ЖиКХ) как необходимого условия повышения эффективности отрасли. В статье на примере регионов России обоснованы причины дефицита квалифицированных кадров в ЖиКХ; выполнен обзор тенденций и практики регионов в сфере подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ с учетом реализации сценария «умный город».
современное состояние, будущее в сфере подготовки, профессиональные кадры, экономисты, управленческие кадры, жилищное и коммунальное хозяйство, ЖиКХ, «умный город», регионы России
При сохранении негативных тенденций в жилищном и коммунальном хозяйстве (ЖиКХ) многих российских регионов: росте износа коммунальных сетей, росте нагрузки и малого масштаба модернизации коммунальной инфраструктуры, сохранения значительной доли несоответствующих требованиям энергоэффективности и экологичности зданий и сооружений, без принципиальных инноваций в ЖиКХ эффективная реализация в российских регионах концептов «умный город» («интеллектуальный», «цифровой») невозможна. Фрагментарные меры не дают должного эффекта и являются все более дорогостоящими.
На сегодня наблюдаются диспропорции в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и удельного веса расходов на оплату жилищно-коммунальных расходов среди российских регионов. Так, например, в структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг волгоградского региона в 2015 году составили 9,6%, что выше общероссийского показателя и среднего показателя для Южного федерального округа. Тогда как удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных расходов в таких городах как Москва и Санкт-Петербург и в Краснодарском крае существенно ниже: 8,3%, 7,5%, 8,2% соответственно (табл. 1).
Таблица 1
Удельный вес расходов домашних хозяйств на оплату жилищно-коммунальных услуг (%) (данные Росстата) [1]
Субъект/Годы |
В процентах от общей суммы потребительских расходов |
||||||
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
РФ |
8,3 |
9,2 |
9,5 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
9,5 |
ЮФО |
8,3 |
9,5 |
9,7 |
9,6 |
9,7 |
9,3 |
9,1 |
Волгоградская область |
8,6 |
10,8 |
10,7 |
8,9 |
9,5 |
9,6 |
9,6 |
Исходя из того, что уровень жизни населения волгоградского региона ниже столичного, сохранение этих диспропорций в 2016 и 2017 гг. является весьма тревожным. Одной из главных причин такого положения, на наш взгляд, является неблагополучная ситуация в региональном ЖиКХ и в части наличия дорогого в эксплуатации, не энергоэффективного по причине высокого износа жилья - возраст 60% жилых зданий составляет более 40 лет. Из имеющегося многоквартирного жилищного фонда износ до 30% - 45,5% многоквартирных домов (МКД); износ от 31 до 65% - 46,2% МКД; износ от 66% до 70% - 5.1% МКД; износ более 70% - 2.2% МКД. Общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 1,3% от жилищного фонда волгоградского региона.
Наблюдаются существенные проблемы в сфере управления эксплуатацией жилищного фонда - за 2017 г. рост обращений в инспекцию ГЖИ составил 60%, из них - 39% жалоб по техническому состоянию и эксплуатации жилищного фонда. В Волгограде работает в сфере управления эксплуатацией жилья 121 управляющая компания, 156 товариществ собственников недвижимости, укомплектованность их профессионально подготовленными специалистами, как технического, так экономического и управленческого профиля составляет не более 60 %, очень много новичков пришло в данную сферу, не имеющих базового строительного образования.
Так же 40% всех сетей водоснабжения нуждаются в замене, изношенность разводящих водопроводных сетей и износ основных фондов канализационного хозяйства составляют свыше 70%, за последние 10-15 лет не построено ни одного сооружения, улучшающего технологию очистки и подготовки воды, все станции очистки воды работают по технологии 50-60 гг. 20 века. Успешный опыт и результаты деятельности ООО «Концессия водоснабжения» в Волгограде позволили обновить 25 километров ветхих и аварийных внутриквартальных водопроводов, модернизировать первый участок магистрального водопровода на центральной набережной протяженностью 1,5 километра, обновить оборудование лабораторий горводоканала, внедрить мультикомплексную систему «Цифровой водоканал» [2].
Эти преобразования как никогда требуют подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров, поскольку реализация сценария «умный город» невозможна без специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ, и грамотных собственников жилья, готовых работать с умными системами, технологиями, коммуникационными и электронными сервисами. В сфере подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для жилищно-коммунальной отрасли соединились проблемы и непосредственно ЖиКХ как отрасли, и российского образования, и проблемы социально-экономического развития в целом.
По открытым данным, в настоящее время в сфере ЖиКХ России работает более 2 млн человек (доля занятых в ЖиКХ составляет примерно 1% от всех работающих в национальной экономике) (рис. 1), в рейтинге по количеству занятых ЖиКХ на втором месте после строительства.
Рис. 1. Среднегодовая численность работающих в ЖиКХ России [3]
Большое количество работающих в настоящее время в ЖиКХ — очевидный признак использования в отрасли устаревших технологий и низкой производительности труда в отрасли. При этом наблюдается устойчивый дефицит профессиональных кадров – составляет свыше 47%. Так, согласно данным исследований Академии коммунального хозяйства и строительства, доля работников ЖиКХ с высшим профильным профессиональным образованием в 2012 году составляла всего 7%, и при этом 80% руководящего состава в ЖиКХ ни разу после получения базового образования не повышали квалификацию. Так же наблюдается высокая текучесть кадров в сфере ЖиКХ – порядка 50% (оптимально она может составлять не более 20%), при этом укомплектованность персонала составляет не более 60% [4].
Например, в настоящее время в волгоградском регионе работает более 460 предприятий сферы ЖиКХ, в которых трудится более 20 тысяч человек. Средний возраст работников отрасли приближается к пятидесяти годам и старше, при сохранении такой ситуации в области кадровой политики в региональном ЖиКХ через 10 лет работать будет просто некому [5].
Назовем основные причины дефицита квалифицированных кадров в ЖКХ:
- на протяжении долгих отсутствовала система подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖКХ в цепочке «техникум-вуз»;
- длительный период отсутствовал госзаказ на подготовку кадров для ЖКХ при относительно небольшой доле госзаказа на подготовку отдельных технических и инженерных специалистов, экономистов и управленцев, которые могли работать в ЖиКХ;
- отсутствие системной работы с молодыми кадрами, профориентационной и агитационной работы с учащимися школ с участием предприятий и организаций ЖиКХ;
- малая степень заинтересованности предприятий ЖиКХ в подготовке вузами/техникумами специалистов, а особенно - экономистов и управленцев для ЖКХ для своих потребностей в виду отсутствия кадровой политики на местах;
- недостаточно методическое, опытно-лабораторное обеспечение системы подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ;
- проблемы введения новых образовательных и профессиональных стандартов, действенных механизмов персонификации ответственности, аттестации и сертификации персонала в ЖиКХ;
- малый престиж и привлекательность профессий ЖиКХ, отсутствие мер по популяризации профессий ЖиКХ.
Рассмотрим тенденции и перспективы в сфере подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ России и волгоградского региона в частности. Общемировая тенденция в социально-экономическом развитии всех стран, регионов, городов – реализация концепций и проектов строительства/модернизации «умных» регионов, городов, зданий, сооружений. Ведь традиционно под «умным городом» понимают информационно-коммуникационную технологию и/или концепцию интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий и Интернета вещей для управления имуществом, активами, связями и отношениями в области образования, медицины, транспорта, генерации топливных и энергетических ресурсов (ТЭР), систем распределения и снабжения ТЭР, водоснабжения, утилизации отходов, правоохранительной сферы и деятельности иных общественных служб региона и города. Частным случаем этих сценариев является строительство и/ или модернизация «умных» домов – все они, как правило, являются и энергоээффективными [6-8].
Важно отметить, что в 2014-2015 гг. разработаны ISO-стандарты, в которых выделены три уровня проектов построения умных городов: инфраструктурный уровень, уровень объектов и уровень городских услуг. В стандартах определен перечень целевых показателей, измерение и контроль которых позволяет городам оценивать их развитие. Это стандарты: ISO 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни» регламентирует 46 обязательных и 56 вспомогательных показателей по 17 направлениям [9]; ISO 37151:2015 «Интеллектуальные инфраструктуры коммунального хозяйства. Принципы и требования к системе рабочих показателей» содержит методику оценки производительности коммунальной инфраструктуры умных городов по 14 категориям основных потребностей сообщества (с точки зрения жителей, руководителей и окружающей среды) [9]. Внедрение этих стандартов определяет новые рамки для ЖиКХ.
Многие крупные города России, в частности Волгоград, в полной мере участвует в реализации проектов Smart City в составе 18 крупнейших городов России, такие как (рис. 2): Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Краснодар, Саратов и Тюмень [10].
Рис. 2. Оценка потенциала развития «умных» городов в РФ [10]
Научно-исследовательский институт технологий и связи (НИИТС) в конце 2017 года составил рейтинг самых умных городов России на основе анализа развития городов-миллионников РФ. Цель данного рейтинга – выявление успешных практик внедрения умных систем и сервисов для повышения эффективности городского управления и простимулировать массовый переход на них других городов. В анализе и оценке городов учитывались 26 признаков, среди которых особое внимание обращено на:
- количество точек беспроводной интернет-связи;
- число и доступность банкоматов, оснащенность умными системами фото- и видеонаблюдения;
- система функционирования трафика;
- возможность онлайн-бронирования товаров и услуг и иных решений, на основе которых строится концепция умного города в России [11].
По данным рейтинга выделено 10 лидеров умных городов России: на первом месте Москва, и далее следуют Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Уфа, Сочи, Пермь и завершает десятку Ростов-на-Дону. Тенденция внедрения умных систем и технологий, электронных сервисов определяет множество направлений для модернизации и технологического развития экономики ЖиКХ.
Так, в начале 2018 года Минстрой России внёс в правительство России заявку об изменении приоритетного проекта "ЖКХ и городская среда", основным в этом изменении является предложение расширить проект направлением "Умный город" и включение в перечень целевых показателей этого направления создание онлайн-банка решений и технологий умного города, создание инструментов повышения качества управления городскими ресурсами, а так же доля вовлеченности населения в принятие ключевых решений [9].
На сайте Минстроя отмечается, что в состав рабочей группы входят эксперты по "повышению интеллекта городов, пространственному развитию и увеличению эффективности городской инфраструктуры и разработчики самых современных технологий в области городского развития". Не охватывая всех аспектов внедрения умных систем и сервисов в ЖиКХ, остановим внимание на подготовке профессиональных кадров – уже сегодня требуются специалисты, умеющие работать с умными системами и технологиями, а у нас их в традиционной подготовке среднего и высшего профессионального образования не хватает.
Хотя, определенные положительные тенденции и подвижки мы наблюдаем с 2013 года. Во исполнение принятого распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 года № 2077-р Плана мероприятий по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации кадров органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций жилищно-коммунального комплекса на 2013-2015 годы. В 2015 году утверждены разработанные с участием Минстроя России, представителей профессионального сообщества, специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ образовательных организаций федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) по данным направлениям утверждены приказами Минобрнауки России:
1) федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.11 "Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома" [12];
2) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Бакалавриат)" [13];
3) федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Магистратура)" [14].
Специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ в сфере ЖиКХ готовят в технических ВУЗах Ижевска, Ростова-на-Дону, Саратова, Пензы, а также двух Кемеровских ВУЗах, там в этом году обучение пройдут около 570 студентов. В Пензенском университете архитектуры и строительства, в Институте экономики и управления Удмуртского государственного университета в 2017 году стартовала подготовка по направлению 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Бакалавриат)". В Ставропольском крае на специальности, связанные с ЖКХ, зачислено 215 человек. В числе наиболее популярных направлений - дизайн городской среды. На базе Ульяновского технического университета по профилю «Управление и эксплуатация систем ЖКХ» с 2015 года ведется обучение с компенсацией из областного бюджета [5].
Специализацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно получить в средне-специальных учебных заведениях, в том числе в Кемеровской области и республике Удмуртия. В Калужской области специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ ЖиКХ готовит коммунально-строительный техникум. В этом году на специальности ЖиКХ набрано 105 студентов [5]. В последние годы возрос спрос на дополнительное образование в отрасли. Так, специализированные образовательные площадки работают в Кемеровской области, в Ленинградской области работает учебно-курсовой комбинат, который проводит обучение в сфере ЖиКХ и осуществляет предаттестационную подготовку руководителей и специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ [4].
В Тамбовской области в этом году открыт самый крупный инновационный образовательный центр «Школа Сколково-Тамбов», на территории которого действуют образовательные лаборатории по ЖКХ [4].
Образовательные курсы запущены общественной организацией ЖКХ-контроль. Центр управления ЖиКК Ярославской области открывает клуб общения для тех, кто хочет повысить свою грамотность в ЖиКХ и взаимодействии с УК, семинары рассчитаны на широкую аудиторию, а темы сформированы по запросам самих жителей.
Так, в настоящее время в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгоградского региона требуется порядка 900 специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ [15]. 17 учреждений среднего профессионального образования уже приняли абитуриентов в этом году на различные программы подготовки специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ, в том числе Волгоградский строительный техникум сделан первый набор на новую программу среднего профессионального образования по специальности 08.02.11 "Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома". Кстати, техникуму выделено 25 бюджетных мест на эту программу.
Два вуза так же приняли абитуриентов по профильным программам, в том числе Волгоградский государственный технической университет в лице Института архитектуры и строительства по профилям «Городское строительство и хозяйство», «Экспертиза и эксплуатация объектов недвижимости», «Водоотведение и канализация», «Теплогазоснабжение и вентиляция» и мн. др. В вузе так же ведется подготовка кадров для ЖиКХ по широкому перечню программ дополнительного профессионального образования. В 1998-1999 гг. департаментом ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда с привлечением преподавателей кафедры проведена аттестация управленческих кадров предприятий ЖиКХ г. Волгограда и Волгоградского региона:
- 2000-2002 годы – разработка и реализации программы повышения квалификации управленческих кадров предприятий жилищно-коммунального хозяйства под эгидой Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (обучено более 200 человек);
- 2001 год – разработка и реализация программы повышения квалификации руководителей ЖКХ под эгидой Департамента ЖКХ и ТЭК администрации Волгограда (обучено более 20 человек), программа повышения квалификации руководителей Волгоград-Водоканал (обучено более 20 человек);
- 2000 год и по 2004 год – инициативное обучение работников ЖКХ по программам заочного и очно-заочного образования.
С 2004 года и по 2014 год наблюдается большой перерыв подготовки профессиональных управленческих кадров и экономистов для ЖиКХ. В 2014 год – совместно с РАНХиГС разработана и реализована программа ДПО «Экономика и управление в городском, жилищном, коммунальном хозяйстве, строительстве и предприятий промышленности: «ЗЕЛЕНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ» (обучено 120 чел.). И далее с введением 21 июля 2014 года Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и определение порядка и требований к лицензированию деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ [15], в Институте архитектуры и строительства в 2014-2015 гг. разработана и реализована программа ДПО «Предаттестационная подготовка работников жилищно-коммунального хозяйства» и участие в ее реализации (обучено более 200 чел.).
Еще в 2014 году введены профессиональные стандарты "Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома" [17] и «Специалист по управлению жилищным фондом" [18] определившие новые рамки в подготовки профессиональных специалистов, в том числе экономистов и управленческих кадров для ЖКХ.
В Волгоградской области под эгидой Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, жилищной политике и строительству Волгоградской областной Думы, в рамках Федерального стратегического партийного проекта «Управдом» [19], целью которого является создание системы эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков услуг в сфере ЖКХ для повышения качества жизни людей, определены ключевые задачи в подготовке профессиональных кадров для ЖКХ: 1) сформировать систему обучения и повышения квалификации профессиональных управляющих многоквартирными домами; 2) сформировать класс грамотных собственников жилья, а не просто потребителей жилищно-коммунальных услуг; 3) стимулировать общественные инициативы, в том числе общественный контроль деятельности управляющих компаний и ТСЖ посредством организации советов МКД.
В рамках проекта в 2017 году разработаны и запущены в реализацию программы: «Управление жилищным фондом: создание и организация деятельности совета многоквартирного дома» (для населения и председателей многоквартирных домов)» (обучено более 200 чел.); «Управление жилищным фондом: требования профессиональных стандартов» (для специалистов руководителей предприятий и организаций ЖиКХ, ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, ТСН) (обучено 40 чел.).
Все учебные заведения региона предлагают работодателям в сфере ЖиКХ подготовить специалистов - экономистов и управленцев для ЖКХ по договорам о целевом обучении. Благодаря такой форме обучения возможно подготовить профессионалов для конкретного предприятия с учетом его особенностей и, что немаловажно, с перспективой прохождения практики и трудоустройства. Кроме того, дополнительное профессиональное образование по специальностям сферы ЖиКХ можно получить в Волгоградском областном учебно-курсовом комбинате [20], в учебных центрах Института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета:
- Межрегиональном центре повышения квалификации и аттестации по программам «Техническая эксплуатация зданий и сооружений», «Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция» и мн. др. [21];
- Учебно-методическом управлении дополнительного профессионального образования по широкому спектру программ [22];
- Учебном центре профессиональной подготовки «Центр подготовки экономистов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» [23] по основным программам профессионального образования и переподготовки «Экономика в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Управление персоналом в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Кадастровая деятельность»; «Производственный менеджмент»; «Проектный менеджмент в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве»; «Энергетический менеджмент в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве», «Организация, планирование и управление строительством», программам повышения квалификации: «Анализ деятельности предприятия: практические аспекты организации. Современные подходы к управлению экономикой и финансами предприятия», «Управление жилищным фондом: требования профессиональных стандартов», «Управление жилищным фондом: организация и деятельность советов многоквартирных домов».
Повышение знаний в области жилищно-коммунального хозяйства доступно и активным собственникам, председателям домов и участникам ТОСов, всему активному населению, поскольку внедрение умных систем и технологий, сервисов в ЖиКХ требуя подготовки не только профессиональных кадров, но и профессиональных сособственников жилья. Планируется охватить всю Волгоградскую область, решая задачу привлечения в отрасль образованных, энергичных и готовых к инновациям людей.
В завершение сформулируем основные выводы:
1. История, современность и тенденции развития общества тому подтверждение, что комфортность проживания в большей степени индивидуум соотносит непосредственно с жильем в первую очередь. Стоимости покупки жилья и стоимость его эксплуатации – важные статьи затрат, которые индивидуумы планируют и готовы понести в достижении желаемого уровня комфортности проживания. Порой покупка желаемого жилья становится непосильным бременем по цене его эксплуатации, а многие регионы России имеют все природно-географические предпосылки для оптимизации их соотношения ввиду наличия всех условий и возможностей для массового строительства экологического и энергоэффективного, умного жилья, весьма экономных в эксплуатации, о чем говорит мировая практика, и в целом энергоэффективной и умной модернизации ЖиКХ.
2. Реализация концепций «умный город» требует подготовки принципиально нового и высокого уровня специалистов - экономистов и управленцев, в первую очередь для ЖКХ, на которое ляжет основная нагрузка по внедрению умных технологий и сервисов.
3. Ряд процессов, в формате которых происходит модернизация системы подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для ЖиКХ, носят несвязанный характер, что может привести к неполучению ожидаемых эффектов в плане внедрения образовательных и профессиональных стандартов. Необходимо заинтересованное взаимодействие властей, образовательных учреждений, предприятий и организаций ЖиКХ с пониманием своей функциональной роли и места.
4. В настоящее время ЖиКХ является «слабым» звеном в деле подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров для собственных же нужд, а ведь его роль одна из ведущих – реально социально ответственный ЖиКХ будет инвестировать в науку и в подготовку кадров. Участие ЖиКХ в подготовки профессиональных экономистов и управленческих кадров в качестве заказчика, инвестора в образовательные программы, в образовательные технологии, реальное участие в их реализации ускорит внедрение новационных технологий и сервисов ЖиКХ.
5. Новое качество кадров ЖиКХ может задать новое качество коммуникации между населением, предприятиями и организациями ЖКХ, властными структурами; создаст привлекательные рабочие места и снизит отток талантливых выпускников и высококомпетентных кадров.
В заключении отметим, что умный город является комфортным для жизни и деятельности не столько потому, что оснащен технически информационными и электронными сервисами, умными системами и коммуникационными технологиями, но в нем живут и работают умные люди. Выбор за нами.
1. Основные демографические показатели [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: http://volgastat.gks.ru/ (дата обращения: 28.03.2016) 1. Данные федеральной служ-бы государственной статистики, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156. (дата обращения 11.02.2017 г.)
2. ООО «Концессия водоснабжения» проинформируют общественность о резуль-татах работы в Волгограде за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.watermagazine.ru/23-glavnyj/news-compan/14622-ooo-kontsessiya-vodosnayuzheniya-proinformiruyut-obshchestvenn (дата обращения 09.03.2018 г.)
3. Открытые данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text= &noreask (дата обращения 11.02.2017 г.)
4. Постовалова А., Долматов А. Подготовка кадров для ЖКХ на современном этапе// Коммунальный комплекс России, № 9 (123), 2014
5. Современное состояние и тенденции подготовки кадров для ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vestnik.info/archive/87/article1277.html (дата обращения 09.03.2018 г.)
6. Bogue, R. (2005). Use S.M.A.R.T. goals to launch management by objectives plan. [online] TechRepublic. Available at: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.techrepublic.com/article/use-smart-goals-to-launch-management-by-objectives-plan/ [Accessed 4 May 2015] (дата обращения 21.12.2017 г.)
7. Meyer, Paul J (2003). What would you do if you knew you couldn’t fail? Creating S.M.A.R.T. Goals. Attitude Is Everything: If You Want to Succeed Above and Beyond. Meyer Resource Group, Incorporated. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.meetup.com/641217/smartgoals.pdf (дата обращения 12.02.2017 г.)
8. George T. Doran. There’s a S.M.A.R.T. way to write management’s goals and objec-tives // Management Review. - Volume 70, Issue 11(AMA FORUM). - P. 35-36
9. Интеллектуальные города. Умные города. Smart cities [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php_Smart_cities (дата обращения 09.12.2017 г.)
10. «Смарт Сити» как новый драйвер развития российских городов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1011696/ (дата обращения 11.02.2017 г.)
11. Топ-10 интеллектуальных городов РФ [Электронный ресурс]. - Режим досту-па: https://robo-sapiens.ru/stati/10-samyih-umnyih-gorodov-rossii/ (дата обращения 09.03.2018 г.)
12. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2015 N 1444 "Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2015 N 40435) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192657/ (дата обращения 09.03.2018 г.)
13. Приказ Минобрнауки России от 14.12.2015 N 1459 "Об утверждении феде-рального государственного образовательного стандарта высшего образования по на-правлению подготовки 38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструкту-ра (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.01.2016 N 40625) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192740/ (дата обращения 09.03.2018 г.)
14. Приказ Минобрнауки России от 3 декабря 2015 г. № 1403 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (уровень "Магистратура)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71300864/ (дата обращения 09.03.2018 г.)
15. В ЖКХ Волгоградского региона нужны квалифицированные кадры [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://vv-34.ru/v-zhkh-volgogradskoi-oblasti-nuzhny-kvalificirovannye-kadry.html (дата обращения 09.12.2017 г.-09.03.2018 г.)
16. Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raschetgkh.ru/articles/181-zakon-o-licenzirovanyi.html (дата обращения 09.12.2017 г.-09.03.2018 г.)
17. Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 238н "Об утверждении профессио-нального стандарта "Специалист по эксплуатации и обслуживанию многоквартирного дома" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-11042014-n-238n/prikaz/ (дата обращения 09.12.2017 г.-09.03.2018 г.)
18. Приказ Минтруда России от 11.04.2014 N 233н "Об утверждении профессио-нального стандарта "Специалист по управлению жилищным фондом". [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-11042014-n-233n/ (дата обращения 09.12.2017 г.-09.03.2018 г.)
19. Управдом» помогает гражданам самоорганизоваться [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volgoduma.ru/informacziya-press-sluzhby/news/22116-lupravdomr-pomogaet-grazhdanam-samoorganizovatsyar.html (дата обращения 06.03.2018 г.)
20. Портал Волгоградского учебно-курсового комбината [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gkh-volga.ru/ (дата обращения 05.03.2018 г.)
21. Межрегиональный центр повышения квалификации и аттестации [Электрон-ный ресурс]. - Режим доступа: http://vgasu.ru/k-courses/mrcpk/ (дата обращения 06.03.2018 г.)
22. Повышение квалификации и дополнительное образование [Электронный ре-сурс]. - Режим доступа: http://vgasu.ru/k-courses/umu-dpo/ (дата обращения 06.03.2018 г.)
23. Учебный центр профессиональной подготовки «Центр подготовки экономи-стов и управленческих кадров для строительства и ЖКХ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vgasu.ru/institutions/arch/urghis/ucpp/ (дата обращения 06.03.2018 г.)