Поведение менеджера с позиции энергопотребительской теории фирмы
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обращено внимание на необходимость поиска резервов повышения энергоэффективности производства с новых теоретико-методологических положений; представление энергопотребительской теории фирмы, основанной на использовании разнообразной энергии, системы рационального поведения менеджера фирмы в сфере энергопотребления с учетом метода VUCA, асимметричной информации, внешних институциональных факторов, влияющих на эффективность поведения менеджера.

Ключевые слова:
теория фирм, энергопотребительская теория фирм, энергопотребление, энергосберегающее поведение фирмы
Текст

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 17-02-00102.

Актуальность темы исследования связана с тем что, осуществление мер по снижению уровня потребления энергии на предприятиях находится в поле зрения государства. Теоретическое обоснование прикладных возможностей, например, на основе использования положений экономической теории, на любом уровне хозяйствования позволит определить слабые и сильные стороны реализуемых энергосберегающих мероприятий, энергопотенциал фирмы, эффективность организационно-управленческой деятельности менеджмента. Экономическая теория создала большое количество теорий, рассматривающих различные аспекты финансово-экономической, производственной, инвестиционной и управленческой деятельности фирмы. Следует заметить, что почти во всех теориях фирмы проблемы энергопотребления и энергоэффективности завуалированы другими процессами, в частности, в неоклассической теории оперированием капиталом и трудом. Однако, на наш взгляд, в современных условиях необходимо больше обращать внимание на другие теории фирм, в частности на энергопотребительскую [1]. Энергопотребительская теория – это совокупность концепций и положений, описывающих процесс принятия решений в области энергопотребления и энергосбережения на разных уровнях хозяйствования, включая домашние хозяйства. В энергопотребительской теории приоритет отдается использованию энергии как основного фактора деятельности фирмы.

Как известно, энергия необходима для осуществления любого вида деятельности. Энергия различаются по разным основаниям - атомная, тепловая, электрическая, электромагнитная и т.д. Кроме того, в деятельности фирмы необходимо учитывать энергетический потенциал технических и биологических средств (энергия мышц, мозга). Энергия работника состоит из физической, умственной и нервной. То есть эффективное использование энергии работника влияет на результаты работы фирмы. В организме человека существуют разные источники энергии, которые последовательно включаются один за другим. Без полноценного калорийного питания получение работником фирмы определенного результата будет проблематичным. Клетки мозга при недостатке энергии переходят в "энергосберегающий" режим. Даже, интенсивность труда определяется как количество энергии, которое тратит работник, в единицу рабочего времени. В мировой науке на поиск путей получения и хранении энергии тратятся большие ресурсы. В современных условиях хозяйствования, особенно в период наступления цифровой экономики, любое действие менеджмента не происходит без учета особенностей учета энергии в разных формах. Так, на уровне фирмы в зависимости от вида деятельности можно использовать достижения ученых по использованию энергии шагов [2, с. 64].

Анализ экономических учений по теории фирмы показывает наличие небольшого количества исследований, посвященных теоретическому обоснованию принятия решений в сфере использования энергии. Так, в исследовании А. Маршалла имеются положения о роли электроэнергетической сферы в формировании поведения потребителей и производителей товаров и услуг. В частности, отмечается, что «новые методы передачи энергии газа, нефти и электричества способны оказать такое же влияние на многие другие отрасли» [3, с. 274].  Й. Шумпетер пишет, что некоторые «силы природы» в физическом смысле также будут иметь для нас характер продуктов – как, например, электрический ток, производимый для промышленного использования. С одной стороны, это материальные, а с другой – нематериальные объекты [4, с. 274]. То есть, при реализации электроэнергии необходимо учитывать ее особенности производства и реализации и возможность неоднозначного определения ее цены.

Энергия координируется с такими понятиями сферы экономики как «цена энергии», «полезная энергия», «потеря энергии». В частности, коэффициент полезного использования энергии определяется как отношение всей полезно используемой в хозяйстве (на установленном участке, электроустановке и т.п.) энергии к суммарному количеству израсходованной энергии в пересчете ее на первичную [5].

Перед менеджментом фирмы стоит непростая задача, решение которой зависит от применения двух теорий. Имеется в виду неоклассическая теория фирмы и поведенческая теория фирмы. Поведенческая теория фирмы представляет собой один из исследовательских методов, которые, как правило, считаются альтернативными основному неоклассическому течению экономической науки. Но в реальности, поведение фирмы имеет второстепенное значение, так как оно производное от цели фирмы, где на входе производственные ресурсы, на выходе – выпуск продукции. Процедура принятия решений менеджментом, выявление разнообразных методов его поведения при использовании энергии основаны на максимизации прибыли, аксиомах теории ожидаемой и субъективной ожидаемой полезности, теории дисконтированной полезности.

Рациональное поведение менеджера в сфере энергопотребления можно понимать как  принятие управленческих решений при возникновении альтернативных вариантов выбора энергии и энергосберегающих технологий и при учете экзогенных и эндогенных обстоятельств. Объем необходимой энергии постоянно находятся в поле зрения менеджера и входят составной частью в процесс планирования и прогнозирования деятельности фирмы. Поведение менеджера зависит от принятых решений о тарифах электроэнергии, в выходе и распределении энергоресурсов. Кроме того, в процессе управления могут реализоваться различные поведенческие эффекты в действиях менеджера, такие как  эффект своекорыстия, ошибка планирования, ошибка подтверждения, чрезмерная оптимистичность, иллюзия контроля, эффект якоря. В частности, ошибка подтверждения, основанная на выборочном учете информации, подкрепляющей предвзятое мнение, может негативно влиять на эффективность энергогосбережения.

Любой менеджер при принятии решений с позиции энергопотребительской теории фирмы должен владеть методологией учета VUCA, то есть условий и факторов, при которых принимаются решения. (Примечание. VUCA - условия и факторы, у которых принимаются решения - волатильность, неопределенность, комплексность, двусмысленность (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity).  Дзюба А.Л. отмечает то, что «особенно остро эта задача стоит для российского менеджмента, которому приходится управлять производственной эффективностью в условиях постоянного роста энерготарифов, высоких объемов потребления энергии по сравнению со странами-конкурентами, а также национальных особенностей энергетического бизнеса России» [6]. В таких условиях финансовое обеспечение энергосберегающих мероприятий на предприятии будет иметь нестабильный характер.

Учение об асимметричной информации, когда отдельные акторы договорных отношений владеют важной информацией, которой не владеют другие заинтересованные лица, не должно оставаться вне поля зрения менеджера. Сам процесс принятия решения в области энергопотребления в условиях асимметрии информации является сложной и рискованной деятельностью. Представители энергокомпаний знают больше чем другие участники рынка об особенностях работы с электроэнергией, так как они получали целенаправленные знания и информации в период подготовки к деятельности в выбранной области экономики. А большая часть населения и хозяйств не могут вести себя как положено в случаях возникновения проблем в обеспечении электроэнергией. Так, продавец электроэнергии знает о ее качестве больше, чем покупатель. Качество электроэнергии влияет на работу потребителей, объем затрат энергии и ресурсов. В отличие от конечной продукции качество электрической энергии должно обеспечить нормальное функционирование электрических, электронных, радиоэлектронных и других средств потребителей электрической энергии. Однако, на практике могут быть отклонения параметров электрической энергии, подаваемой потребителям, от требуемых стандартизированных значений. Эти отклонения могут возникать в результате коротких замыканий в распределительной сети; аварий в электрической сети; электромагнитных и сетевых процессов, связанных с включением, отключением и работой мощных потребителей электроэнергии и др. Предъявление претензии поставщику по качеству электроэнергии от ее потребителя сложный процесс.

Поведение предприятия на рынке электроэнергетики требует нахождение оптимального выбора целей, которые ставит перед собой менеджер. Менеджер должен увидеть всю картину дел на фирме, а значит, способен определить ее цель. При этом возможны противоречия целей. Альтернативность целей фирмы ярко проявляется при использовании энергетических ресурсов. В экономическом науке наиболее распространенной является предпосылка о стремлении фирмы максимизировать прибыль [7, с 89]. Однако при внедрении энергосберегающих технологий прибыль заведомо идет к снижению. Соответственно, минимальный уровень прибыли определяет допустимый уровень внедрения энергосберегающих технологий. Но государство может изменить ситуацию через использование инструментария государственной поддержки.

Среди альтернативных вариантов решения энергоэффективности можно указать на возможности распыления ресурсов по различным мероприятиям. При этом все мероприятия по энергосбережению могут быть распределены на обязательные и необязательные, срочные и несрочные, с остановкой производства или без … и т.д. Свободные финансовые средства можно направить на улучшение условий электроснабжения или на модернизацию электротехнического оборудования. Окончательный выбор приоритета мероприятий в их финансировании останется за менеджментом. 

Решению противоречий в достижении целей в области энергосбережения могут противостоять действия и цели внутриструктурных подразделений. Так, в обеспечении энергией – особо заинтересованы отделы производства. Принятие решения в сфере перехода к использованию энергосберегающих технологий должно быть интегрировано и комбинировано с целями других подразделений.

В рамках стратегического поведения фирмы в сфере энергопотребления особое значение имеет электротехническая стратегия, то есть курс на обновление и расширение электроэнергетической мощности ее деятельности. Используя энергетическую мощность предприятия можно определить потенциальный объем производства, и соответственно максимальный уровень прибыли, что позволяет определить то, что оптимальный размер предприятия и его границы зависят от электроэнергетического потенциала. Менеджер для анализа энергоэффективности должен уметь использовать такие показатели энергоиспользования, как удельный расход энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции, энергетическая составляющая в себестоимости продукции, показатели качества электроэнергии, расход энергоресурсов на собственные, технологические и хозяйственные нужды, энергоемкость выпускаемой продукции, удельный расход энергоресурса на одного работника и т.д.

Менеджер также должен иметь представление об энергопотенциале трудового коллектива и соответственно создать условия для его повышения.

Любая фирма находится в определённой системе координат, взаимодействующей с внутренними и внешними контрагентами. Соответственно, оптимальное расходование привлеченных и собственных ресурсов, которые могут быть пущены на процесс энергосбережения, зависит от них. Должна быть интеграция интересов владельцев, менеджеров, персонала фирмы по решению проблем энергоэффективности. Теория множественности интересов основана на изучении поведения участников энергетического рынка. К объектам их интереса относятся тарифы на энергию, энергобезопасность, инвестиционный интерес и т.д. Без учета интересов всех сторон энергосбережения не будет развитие фирмы.

Любое институциональное изменение приводит к изменению поля возможностей для хозяйствующих субъектов [8, с.87]. При оптимизации поведения фирмы в области энергопотребления большое значение имеет влияние внешних институциональных барьеров:

1. Так, законодательная база, регулирующая деятельность поставщиков энергоресурсов, в том числе энергосервисных компаний, несовершенна. Необходимо четко определить зоны ответственности разных участников энергетического рынка.

2. Для непосредственного достижения цели стратегии должен быть создан работающий институт мотивации в сфере энергосбережения.

3. Современный технико-технологический уровень сопровождения процессов энергопотребления и энергосбережения. В частности, при передаче теряется колоссальное количество электричества. Средний размер потерь должен быть минимальным. На институциональные изменения внутри фирм могут влиять неформальные нормы. В частности, хищение электроэнергии — одна из наиболее актуальных проблем российской энергетики. Если в европейских странах объем хищения не превышает 4%, в США - 1-2%, то во многих регионах нашей страны он доходит до отметки 18-30% от общего объема потребляемой электроэнергии. По мнению экспертов, половина от указанной цифры - так называемые технические потери, другая половина - неучтенное потребление электроэнергии, проще говоря - воровство [9].

4. Внедрение концепции интеллектуальной энергетики. Процесс перехода к реализации положений «Индустрии 4.0», в частности, так называемой концепции «Умные сети» переструктурирует привычный для фирм механизм энергопотребления.

5. Необходимость повышения квалификации работников. Менеджмент фирмы должен уметь организовать сбор данных о потреблении энергоресурсов; произвести расчет абсолютных и удельных показателей потребления энергетических ресурсов; планировать потребления энергетических ресурсов; прогнозировать потребления энергетических ресурсов; контролировать выполнение плана потребления энергетических ресурсов.

6. Нельзя оставить на стороне факторы, связанные с межфирменным поведением фирмы. В частности, одной из институциональных проблем является организация технического присоединения к энергосети. Наличие общих интересов, универсализация отношений способствуют сокращению неопределенности и рисков во внешней среде, способствуют выбору фирмой того или иного способа поведения.

Таким образом, поведенческие аспекты принятия решений с позиции энергопотребительской теории фирмы имеют многосторонний характер. Энергосберегающее поведение фирмы является сложным и ответственным управленческим процессом. Альтернативность решений таких задач как создание и внедрение в производство новых видов энерго- и ресурсосберегающей продукции, выбор энергоэффективных технологий, необходимость учета всех видов энергии корректирует поведение любой фирмы.

Список литературы

1. Burganov R.A. To the question of creation of energy consumer firm theory // Journal of Entrepreneurship Education. 2018, Volume 21, Issue 1.

2. Энергия шагов // Энергия: экономика, техника, экология. 2017. № 6. С.64.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1982. С. 404.

4. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С. 274.

5. ГОСТ 31607-2012 Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положении / URL: http://dokipedia.ru/document/5155592. Дата доступа 02.02. 2018.

6. Дзюба А.Л. Ключевые показатели эффективности для энергетической службы промышленного предприятия // Энергосбережение. 2017. Т.3 № 3. С. 50-54.

7. Бурганов Р.А. Управленческая экономика: учебное пособие. М.: НИЦ Инфра-М., 2017. 190 с.

8. Бурганов Р.А. Взаимодействие экономики и электроэнергетической сферы: институциональное измерение: монография. М.: Инфра-М., 2017. 123 с.

9. Россия лидирует по показателю хищения электроэнергии // URL http://www.eprussia.ru/news/base/2016/1764003.htm (дата обращения: 19.08.2016).


Войти или Создать
* Забыли пароль?