Пенза, Россия
ГРНТИ 06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ОКСО 38.06.01 Экономика
ББК 65 Экономика. Экономические науки
ТБК 7744 Экономика строительства и жилищно-коммунального хозяйства
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью повышения мобильности предприятий строительного комплекса, с целью достижения ими прогнозных ориентиров при реализации общей стратегии развития комплекса. В качестве решения общей проблемы предложены основные варианты деятельности таких мобильных строительных организаций и повышения их уровня в условиях функционирования и развития регионального строительного комплекса
стратегия развития, региональный строительный комплекс, мобильность предприятий, варианты развития мобильной строительной системы, уровень мобильности, фазы строительного цикла, механизмы и направления повышения мобильности
Введение
Одним из направлений стратегического развития экономики региона является развитие строительного комплекса с целью ообеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан региона, воспроизводства основных фондов народного хозяйства. Территориальная специфика таких регионов предполагает, что развитие строительного комплекса может осуществляться в двух основных зонах – зонах эффекта, когда мощности предприятий строительного комплекса превышают потребности в жилье, и в зонах убытка, где, наоборот, мощности отстают от потребности в жилье.
Существующие особенности возведения объектов жилой недвижимости характеризуются : 1. Пространственной закрепленностью строительной продукции ; 2. Многообразием производственных связей; 3. Уудаленностью от материально-технических баз; 4. Длительным производственным циклом создания конечной продукции; 5. Влиянием факторов внешней и внутренней среды; 6. Строительная система на всех этапах своего жизненного цикла развития должна обладать определенной степенью мобильности предприятий, входящих в состав регионального строительного комплекса и др.
При этом, она предусматривает создание объектов недвижимости, как правило, в местах концентрации потребителей на конкретной территории (регион, область, город), а также необходимость своевременного реагирования на изменения потребностей на рынке жилья на основе обеспечения требуемого уровня мобильности строительного производства
( 1 ; 2; 9; 12 ).
В процессе организационно-технологической подготовки строительного производства необходимо учитывать характеристики строительных объектов, параметры потенциала и производственной мощности строительных предприятий комплекса и обеспечения рациональности их функционирования, что требует создание условий во внешней и внутренней среде их функционирования и развития для повышения их уровней мобильности. Поэтому актуальной становится проблема исследования способов повышения уровня мобильности этих предприятий для обеспечения эффективного развития всего регионального строительного комплекса.
Постановка и исследование проблемы.
Региональный строительный комплекс представляет собой сложную межотраслевую производственно-хозяйственную систему, который имеет горизонтальное и вертикальное развитие.
Детальный анализ ситуаций и накопленный опыт развития регионов России за последние 20-30 лет позволил выделить следующие основные стратегические приоритеты развития для многих регионов, в том числе и для строительного комплекса Пензенской области:
1. Обеспечение доступности и комфортности жилища, формирование качественной жилой среды.
2. Развитие промышленности строительных материалов и минерально-сырьевой базы строительного комплекса региона для повышения его конкурентоспособности.
3. Инновационное развитие и модернизация строительного комплекса, обеспечение энергоэффективности строительной продукции.
Данные приоритеты предопределяют разработку вариантов стратегического развития с определением цели, задач для ее достижения, прогнозных ориентиров, которые определяют основные направления функционирования и развития предприятий регионального строительного комплекса, механизмы их достижения, а именно:
Цель: Формирование экономики строительной отрасли, обладающей накопленным производственным потенциалом предприятий, который способен обеспечить рост уровня благосостояния населения и стандартов проживания на долговременную перспективу.
Для этого необходимо поставить и решить следующие задачи:
1. Обеспечение доступности и комфортности жилища, формирование качественной жилой среды;
2. Обеспечение ввода жилья в эксплуатацию в муниципальных образованиях области ;
3. Строительство жилья в муниципальных образованиях области для социальных категорий граждан;
4. Повышение доступности жилья;
5. Улучшение жилищных условий граждан;
6. Развитие индивидуального домостроения, в том числе деревянного домостроения;
7. Создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры строительного комплекса;
8. Внедрение инновационных технологий, архитектурно-строительных систем, структур объемно-планировочных и конструктивных решений для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения промышленных узлов, предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей;
9. Развитие территориальной сети автомобильных дорог Пензенской области;
10. Подготовка и омоложение кадров в строительстве, промышленности строительных материалов, дорожной отрасли, проектных организациях.
Это позволит установить основные прогнозные показатели работы предприятий в рамках реализации общей стратегии развития строительного комплекса для региона, а именно:
- Ввод жилья в эксплуатацию по итогам года, тыс. кв. метров
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
930,0 |
1050,0 |
1250,0 |
1500,0 |
- Ввод жилья на 1 жителя по итогам года, кв. метров в год
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
- Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв. метров
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2035 год |
29,5 |
31,0 |
33,0 |
35,0 |
- Ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, км
2018 год |
2019 год |
2020 год |
до 2035 года ежегодно не менее |
230,0 |
230,0 |
230,0 |
200,0 |
- Удвоение объема ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, км
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
42,3 |
42,2 |
42,2 |
104,5 |
104,6 |
Строительная отрасль тесно увязана с промышленностью, транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством. Вместе с тем, проблем в сфере строительства сейчас еще немало. Одной из них является создание надежных и эффективных структур управления предприятиями регионального строительного комплекса на всех этапах жизненного цикла его развития как строительной системы («ТЭО», «Проектирование», «Стройиндустрия», «Строительство», «ЖКХ») на основе обеспечение необходимой мобильности предприятий. Анализ деятельности предприятий регионального отраслевого комплекса и его развитие в рамках разработки стратеги показал, что эта проблема носит актуальный характер и связана с тем, что (2; 12; 13;15 ):
- Все организации на этапах жизненного цикла работают автономно друг от друга и имеют свои специфические, конкретные интересы, которые носят противоречивый характер и не выходят за жесткие рамки этапа жизненного цикла;
- Все они не имеют общей мотивации в конечном результате деятельности всего регионального строительного комплекса, ориентированного на покупателя на рынке жилья;
- Наличие жестких стыков между ними на этапах жизненного цикла в деятельности предприятий приводит к образованию негативных рисков и организационно-экономических и управленческих барьеров, на которых образуются и накапливаются различные виды потерь как в пределах самого этапа, так и на стыках между ними и др.
В условиях реализации общей стратегии и обеспечения требуемой мобильности организаций регионального строительного комплекса области возможны следующие варианты достижения этих стратегических приоритетов и достижения поставленной цели.
Основные варианты функционирования
и развития мобильных строительных предприятий
Любое строительное предприятие в зависимости от условий влияния факторов внешней и внутренней среды может функционировать и развиваться по двум основным вариантам (рис. 1) ( 9; 11).
Вариант I («региональный») соответствует ситуациям, когда созданная существующая основная производственная база Аn (объекты производственной и социальной сфер) и строительное предприятие Bi сконцентрированы в одном месте. Возведение объекта Сi осуществляется на расстоянии Li ежедневной транспортной доступности ресурсов. Этот вариант требует от всех предприятий регионального комплекса минимальной мобильности для своего эффективного функционирования и развития. Этот вариант является основой для создания и развития предприятий в рамках создания отраслевых кластерных систем.
Вариант II («организационно-управленческий») соответствует ситуациям, когда объект Cn находится на большем, чем ежедневная транспортная доступность, расстоянии от основной базы An. Предприятие Bn вынуждено для своего эффективного функционирования и развития создать производственную базу A¢ вспомогательного типа ( стационарная или мобильная )и подразделение B¢ на расстоянии L"j от основной базы A и на расстоянии L от объекта , не превышающих ежедневную транспортную доступность. Данный вариант требует от всех предприятий повышенной степени мобильности с ростом дополнительных суммарных затрат для обеспечения их эффективного функционирования предприятий на этапах жизненного цикла и на основных фазах строительного цикла .
Первая фаза строительного процесса включает в себя создание селитебно-производственных сферы при ее стационарном или мобильном размещении. Для этого требуется выполнение работ Р1 по перемещению и концентрации n составляющих подсистем (материально- технических баз,
Вариант I
Вариант II
Рис. 1. Варианты развития предприятий строительного комплекса и их мобильности в условиях конкретного региона .
социальной сферы, их инфраструктур, а также временной строительной инфраструктуры) массой mi на расстоянии за время t1:
. (1)
Вторая фаза направлена на обеспечение рациональных перемещений и концентрации всех ресурсов строительного производства для надежного функционирования основных производственных процессов необходимой мощности. Особенностью выполнения работ на этой фазе является то, что все перемещения и концентрация ресурсов производства связаны с подготовительным периодом функционирования производственных процессов (вспомогательные и обслуживающие), а не с самим функционированием. Первые две фазы характеризуют подготовительный период возведения объектов недвижимости.
Третья фаза связана с движением ресурсов строительного производства в пределах самой временной строительной инфраструктуры ( основной производственный процесс ). Данная фаза характеризует основной период возведения объектов недвижимости.
Оценка мобильности предприятий строительного комплекса производится на основе учета различных видов убывающих и возрастающих затрат в деятельности предприятий на всех этапах жизненного цикла развития строительной системы (рис. 2) ( 14 ).
Общая формула функциональной зависимости суммы затрат ( ) от степени мобильности ( ) имеет вид:
; ; (2)
. (3)
Определение параметров деятельности предприятий необходимо производить из ситуаций, когда уровень их мобильности соответствует минимальным затратам на всех фазах строительного цикла. Снижение уровня мобильности предприятия приводит к созданию условий для образования потерь в на фазах строительного цикла и на стыках между ними в деятельности предприятий и увеличению затрат на создание объектов недвижимости.
Рис. 2. Обобщенная модель формирования уровня мобильности предприятия при возведении объекта недвижимости: , – убывающие и возрастающие затраты в условиях функционирования предприятия; t – время функционирования предприятия ; , , – эффекты и убытки предприятий при создании объекта недвижимости.
Мобильность предприятия при создании или обновлении отдельного объекта недвижимости учитывает характер конечной продукции, которая существенно ограничивает возможные перемещения всех видов ресурсов производства в пределах временной строительной инфраструктуры.
Уровень мобильности предприятия можно определить через величину необходимых затрат труда при получении конечной строительной продукции в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ (третья фаза С3) и затрат на перемещение и концентрацию элементов строительной инфраструктуры в подготовительный период З1, З2 ( первая и вторая фазы С1 и С2) ( 9 ):
Ум = (З1 + З2)t3/[Ссмр(t1 + t2) + (З1 + З2)t3], Ум Î (0–1). (8)
Для количественного учета влияния условий мобильности и факторов неопределённости строительного производства с учётом всех трёх фаз развития строительной системы необходимо произвести расчёт уровня мобильности строительных предприятий, которая может быть рассчитана как :
, (9)
где – уровень мобильности предприятия на i-м процессе ; i, n – основные ресурсы предприятия; j,m – расчётный период функционирования предприятия; γ,k – количество одновременно возводимых объектов недвижимости; Vγij – объём строительно-монтажных работ по всем объектам, руб.; – коэффициент надежности предприятия в условиях мобильности; – коэффициент надёжности предприятия в условиях влияния внешней среды; , – мобильность и надёжность предприятий в стационарных условиях их функционирования (0,9–0,95).
Для получения эффекта от повышения уровня мобильности строительных предприятий необходимо создать условия на основе разработки различных механизмов, подходов для обеспечения необходимых условий устойчивого стратегического их развития и соответствия между собой основных интегральных блоков: характеристики строительной продукции, характеристики производственного потенциала строительной системы в зоне стационарного и мобильного базирования; условия функционирования строительной системы, характеристики экономической устойчивости предприятия.
Основные направления повышения мобильности строительных предприятий
Большинство предприятий находятся в сложных для себя ситуациях с недостаточным использованием местных ресурсов производства, нехваткой трудовых ресурсов и новых технологий возведения объектов в районах области. Некоторые предприятия повышают свой уровень мобильности за счет создания новых региональных вспомогательных баз и строительных подразделений с целью обеспечения их рационального сочетания между собой.
Другие предприятия повышают свою мобильность за счет реализации мероприятий по увеличению интенсивности труда на производственных процессах , переходу на новые виды технологий и форм организации и управления производством при выполнения работ.
С увеличением радиуса зоны деятельности предприятия сокращение сроков строительства достигается за счёт повышения уровня мобильности организации. Одним из способов снижения затрат, вызванных необходимостью повышения уровня мобильности строительных предприятий при организации производственных процессов строительства (первая и вторая фаза), является концентрация производственных мощностей, то есть формирование системы стационарных баз в одной из зон деятельности рассматриваемой территории. Это объясняется тем, что сконцентрировав основные необходимые для строительства в конкретных районах производственные мощности, можно значительно сократить расстояние перемещения ресурсов, необходимых для осуществления строительного процесса. Реализация этих направлений развития мобильных организаций способствует созданию новых рабочих мест и развитию производственной и социальной инфраструктур в рассматриваемых районах области на долгосрочную перспективу в рамках принятой стратегии развития территории области и строительного комплекса.
Заключение.
При повышении мобильности предприятий на всех этапах жизненного цикла развития строительной системы необходимо:
1. Определить тип организационно-экономических ситуаций, в которых функционируют предприятия строительного комплекса;
2.Проанализировать факторное пространство, влияющее на уровень мобильности предприятий;
3. Определить уровень мобильности предприятий;
4. Разработать комплекс мер, мероприятий, направленных на повышение уровня мобильности предприятий;
5. По прогнозным данным стратегии развития строительного комплекса необходимо провести расчет экономической эффективности функционирования предприятий на основе оценки их уровней мобильности .
Все эти направления имеют свои рациональные области использования в конкретном регионе и его территориях, что позволяет в комплексе решать многие стратегические задачи и выбирать соответствующие развития строительного комплекса.
Каждое из этих основных направлений, ориентировано на реализацию большого количества задач, требует разработки соответствующих региональных программ, действий, нормативных, правовых документов, финансовых и инвестиционных основ для их реализации. Решение этих задач должно осуществляться поэтапно с учетом перспектив развития строительного комплекса Пензенской области.
Реализация каждого из этих мероприятий основывается на внедрении на уровне Правительства Пензенской области, Ассоциации строителей, конкретных предприятий Пензенского ИСК в рамках данной общей концепции различных решений и рекомендаций организационного, экономического и социального характеров, а также увязывается с целями и задачами каждого из них.
1. Агапкин В.М., Хайтун А.Д. Мобильность строительного производства. - М.: Стройиздат, 1987.- 302 с.;
2. Артамонова Ю.С. Основные направления стратегического управления инвестиционно-отраслевыми комплексами / Ю.С. Артамонова, Б.Б. Хрусталёв, А.А. Ерёмкин,- Пенза: ПГУАС, 2006.-208 с. ;
3. Баринова Л.С., Миронов В.В. Промышленность строительных материалов - неотъемлемая часть строительного комплекса Российской Федерации. // Строительные материалы. - 2000. -№ 8, с. 4-7.;
4. Бычков В.П. Проблемы формирования рынка доступного жилья В РФ. // Экономика строительства. - 2004.-№ 11, с. 2 - 13.;
5. Ефименко А.З, Рыбко А.Н. Управление запасами сырьевых материалов и их оптимизация на предприятиях строительства. // Экономика строительства. - 2005.- № 10, с. 36-41.;
6. Зюкин В.Н. Мобильность кадров строительной отрасли инновационной экономики: Дис. канд. экон. наук : 08.00.05. -М., 2006.-23 с;
7. Макаров Е.И. Жизненный цикл внутренней среды организации. // Менеджмент в России и за Рубежом. - 2004.- № 1, с.34-39 с.;
8. Макаров Е.И. Ускорить развитие рынка доступного жилья. // Экономика строительства. - 2005.- № 12, с. 46-55.;
9. Прыкин Б.В. Повышение эффективности мобильных строительных организаций.- М.: Стройиздат , 1988. - 240 с.;
10. Самочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия. Эффективность и бюджетирование. - М.: Дело, 2000. -351 с.;
11. Хрусталев Б.Б Деятельность экономических систем на основе создания гибких структур управления в отраслевом комплексе. - Пенза: ПГУАС, 2004.- 211 с.;
12. Хрус¬талев Б.Б., Пахалина З.В., Спирин М.Е. Основные организационно - экономические ситуации функционирования и развития мобильных строительных предприятий в условиях влияния внешней среды //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8 ч.3. - с.140-143 ;
13. Хрус¬талев Б.Б., Пахалина З.В., Спирин М.Е. Основные подходы к развитию строительного комплекса на основе функционирования мобильных строительных предприятий // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - №8 ч.3. - с.195-198 ;
14. Хрусталев Б.Б Региональный ИСК: вопросы формирования рациональных параметров деятельности строительных предприятий.-Пенза: ПГУАС, 2001.- 186с.;
15. Хрусталев Б.Б. Основные направления управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса. - Пенза: ПГУАС, 2004. - 195 с.