Управление экономикой России через формирование направлений долгосрочного развития
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Что такое экономическое развитие? Для каждого индивида наполняемость данной дефиниции своя. Кто-то считает, что суть понятия связана с ростом благосостояния населения и максимальной загрузкой производственных мощностей. Другие придерживаются мнения, что экономическое развитие отражает значение показателя валового внутреннего продукта. Однако не стоит забывать, что экономика страны складывается из экономических систем, в которых главную роль играют муниципальные образования, субъекты и Федерация. В данной работе автор выделяет основные направления экономического развития, позволяющие решить территориальные проблемы. Идейная линия научной статьи строится на необходимости перехода экономики на технологическое развитие, реализации региональной кооперации и решении управленческих проблем в эпоху “турбулентности”. Цель научной статьи заключается в формировании основных направлений развития экономики Российской Федерации в условиях новой реальности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач: определить основные направления экономического развития к 2022 году; рассмотреть экономику муниципального образования в аспекте “борьбы за право выживания”; применить элементы территориальной кооперации в субъектах РФ; сформировать направления развития “федеральной” экономики в соответствии с происходящими изменениями. Методологической основой исследования выступает метод структурного и логического анализа, графический метод. Также, исследование базировалось на методах группировки и сравнения, классификаций, диагностического анализа.

Ключевые слова:
экономическое развитие, технологичность, кооперация, управление изменениями, муниципальный долг
Текст

Характерной особенностью последнего десятилетия является поиск новых возможностей экономического развития. В качестве предлагаемых направлений совершенствования экономического процесса предлагаются стандартные мероприятия, такие как поддержка государственного аппарата за счет наложения новых обязательств на бизнес, политика постоянной экономии и надежды на получение частных инвестиций. Актуальность данной темы исследования сегодня приобретает новое значение, ведь от того насколько действенной будет программа экономического развития страны на ближайшие годы, зависит конкурентоспособность Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Отметим, что реализация данного процесса даст возможность осуществить переход страны на инновационный путь развития, который сейчас задекларирован только на бумаге.

Степень разработанности проблемы устойчивости национальной экономики заимствована из трудов и выступлений Аузана А.А., Воропая Н.И., Глазьева С.Ю., Сендерова С.М., Хакамады И.М.; основные постулаты исследования моделей экономического развития региона и муниципальных образований взяты из трудов Васильевой М.В., Гончаровой Л.Н., Гранберга А.Г., Макарова В.Л., Строева Е.С.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении проблематики экономического развития в аспекте синтеза трех территориальных субъектов: муниципальное образование, субъект, Российская Федерация. Оригинальность данного подхода заключается в следующем: территориальное разделение позволяет сформировать наиболее действенные направления развития экономики; реализация определенных мероприятий по достижению поставленной цели закрепляется за каждым территориальным субъектом, что позволяет более эффективно контролировать данный процесс.

 

Экономика новой реальности: к чему стремиться к 2022 году?

 

Нетрудно предположить, что долгосрочное экономическое развитие связано с такими аспектами, как высокий уровень благосостояния граждан, качественный рост и ежегодное увеличение капиталовложений в технологические отрасли. Движение к развитию предполагает стабильность и свободу, верховенство закона и постоянный поток инвестиций, формирование человеческого капитала, улучшение системы здравоохранения, аккумулирование лучших идей в образовательной среде и их реализацию в  предпринимательской сфере.

За последние два десятилетия Российская Федерация пытается двигаться по заданному маршруту. Однако многие аспекты данного развития так и не достигли заявленных результатов. Например, когда в Европе количество бедного населения снижается (поток мигрантов не рассматривается), в России оно продолжает расти;  новые технологии не получают массового внедрения в повседневную жизнь россиян; процесс создания национальных разработок тормозится из-за отсутствия их финансирования и т.д. В чем же состоит проблема? Возможно, это связано с изменившейся парадигмой мирового экономического развития, но и оставшейся прежней концепции экономической стратегии России. Для того чтобы Российская Федерация сохранила свое развитие к 2022 г., основное  внимание должно быть уделено поддержанию деятельности креативных (авангардных) фирм, отраслей, домохозяйств, помощи по внедрению их идей в экономику страны; созданию новых маршрутов занятости населения; мобилизации энергии технологического предпринимательства, направленной в большей степени на удовлетворение социальных потребностей и возможностей для всего населения страны, и т.д. Безусловно данный процесс не является простым планом действий. Однако если Российская Федерация нацелена на долгосрочное развитие, то данная работа должна начаться уже сегодня. Иначе в будущем Россия попадет в группу не отстающих стран, а навсегда отставших.

Итак, рассмотрим основные направления, на которые должен быть сделан акцент для сохранения развития Российской Федерации  в долгосрочной перспективе до 2022 г. (рис. 1).

Мир, в котором живет весь мир. В настоящих реалиях все больший интерес мировой экономики направлен на создание новых информационных технологий. Согласно форсайту The Future of Work Jobs and Skills,  более 70% рабочих мест к 2030 г. будет сосредоточено в “онлайн-мире”. Сегодня это кажется невероятным. Однако процесс уже запущен. Так, в 2016 г. в онлайн-системах Великобритании трудились 38,4% граждан Соединенного Королевства [14]. Запуск данного процесса в России также имеет важное значение для построения новой экономики. При этом для формирования предпосылок к работе в “онлайн-мире” необходимо адаптировать существующие сейчас законодательные и общественные институты, среди которых наибольшее значение приобретают следующие.

         Законотворческая деятельность. В соответствии с Конституцией РФ власть в стране принадлежит народу. Однако очень часто законотворцы заняты лоббированием чьих-то интересов, нежели решением обыденных проблем населения. Используя онлайн-систему законотворческих инициатив, граждане смогли бы высказать свои предпочтения по заявленным на федеральном, региональном или муниципальном уровне вопросам, а также оставить комментарии по волнующим их злободневным проблемам. Не в этом ли заключается истинная демократия?

        Политические партии. По всему миру политические партии теряют свою поддержку. Люди пытаются объединиться в новые союзы на основе различных форм социальных медиа или альтернативных интернет-сетей. Онлайн-взаимодействие растет наиболее быстрыми темпами. Это связано с тем, что в онлайн-сообществах люди могут быстрее решить свои жизненные проблемы, не вступая в политические партии.

Рис. 1. Основные направления развития Российской Федерации до 2020 г.

Изменчивость рынка труда. Действительно, рынок труда быстро меняется. В основном это связано с процессами глобализации и цифровизации экономического пространства, демографическими изменениями. Данные тренды несут в себе изменения ценностей и предпочтений в отношении работы. В долгосрочной перспективе новые рынки и технологии будут создавать более продуктивные и полезные рабочие места. При этом появятся и новые проблемы. Во-первых, автоматизация экономики предполагает исчезновение большого количества профессий; во-вторых, отсутствие определенной квалификации не позволит работнику включиться в данный процесс; в-третьих, через 20 лет, когда на рынок труда хлынет большое количество молодых специалистов, рожденных в период получения материнского капитала, страна столкнется с проблемой их трудоустройства. Поэтому уже сегодня в Российской Федерации должны быть разработаны модульные программы высшего и среднего образования, включающие в себя Hard и Soft skills на основе планируемых профессий на 20 и 30 лет вперед.

Развитие транспортной сети. Транспорт является самым сильным рычагом экономического роста. Сегодня транспортная система в Российской Федерации не соответствует требованиям будущего. Мобильность транспортных перевозок увеличивается в среднем на 2,7% в год [8]. Это неплохие темпы, но только на настоящий момент. Транспортная сеть будущего должна являться прототипом сети Интернет и основываться на принципе: точка-точка. То есть необходимо создать такую транспортную систему, которая позволила бы сократить доставку грузов и добиться наиболее быстрых перевозок пассажиров. Сегодня самым интересным проектом в области создание транспортной сети является Hyperloop.

Сетевое общество и цифровая экономика. Сетевое общество и цифровая экономика создадут новые возможности для бизнеса и общества. Уже сегодня для воплощения данной идеи в России требуется большое количество технологических предпринимателей [15, c. 52]. Технологические предприниматели – это люди формирующие новые технологические и инновационные тренды на основе реализации сетевых идей и постоянного реинвестирования полученных доходов в бизнес. По сути они являются основными агентами, контролирующими рынок занятости. Целью таких предпринимателей должно стать реинвестирование полученных доходов в реализацию новых проектов, а не вывод капитала на Каймановы острова или покупку дорогостоящих яхт. Политика по поддержки бизнеса в Российской Федерации должна быть направлена именно на них. При этом все затратные составляющие, связанные с обременением арендной платы, косвенными расходами на первых этапах реализации проектов должны финансироваться венчурным капиталом. Государство, заключив социальный договор с технологическим предпринимателем, получит свою маржу только после того, как предприниматель начнет получать стабильный доход.

Цифровая экономика сформирует новую сетевую собственность, которая должна также кем-то регулироваться [16, c. 370]. На сегодняшний день в России не эффективным можно признать даже существующий институт частной собственности (примером может являться ситуация с компанией ОА "ПНК Башнефть"). Проработка данного вопроса тесно связана и с нарастающей угрозой киберпреступности. Эта проблема будет приобретать все большое значение с переходом на блокчейн, который создаст новую модель бизнеса и банковского сектора, позволяющего вести обмен информации и переводить платежи по всему миру за считанные секунды.

Система больше не зависит от лидеров. В настоящее время написаны сотни книг и проведены десятки тысяч мастер-классов и тренингов по теме лидерства. Тем не менее не существует  универсальной теории лидерства или определенного контракта, заключив который человек становится лидером. С одной стороны, общество ищет лидеров, способных дать им надежду на будущее развитие. С другой стороны, прогресс в области науки свидетельствует о том, что не все великие умы были лидерами, но они создали то, что в последствии позволило миру сделать колоссальный рывок в развитии. Поэтому считаем, что долгосрочное развитие экономики требует формирования качественной системы управления, основанной на сотрудничестве и креативном мышлении.

 

Экономика муниципальных образований: борьба за право выживания

 

Экономика муниципального образования является первичным звеном в территориальной системе экономического развития страны. Однако сокращение финансовой поддержки, увеличение социальной нагрузки вместе с постоянно возрастающим муниципальным долгом способствует лишь тому, что экономика муниципального образования приобретает роль второстепенного элемента. В итоге можно наблюдать большое количество депрессивных муниципальных образований, основу которых составляют сельские поселения и муниципальные районы. Этап развития экономики до 2022 г. – основа фундамента новой экономической модели, которая полностью должна сформироваться к 2030 г. [4, c. 55]. Без смены приоритетов лоббирования интересов Федерации перед субъектами и муниципалитетами дальнейшее ухудшение экономического положения малых территорий приведет лишь к социальной напряженности и борьбе за право выживания в сложнейших условиях расслоения общества на основе возрастающего коэффициента Джини и подрыву национальной безопасности. Формируя новую программу развития экономики России, необходимо учитывать исторические особенности территориального функционирования субъектов социально-экономических отношений.

Сложившиеся экономико-производственные отношения территориального развития приводят к разделению муниципальных образований на административные центры, муниципалитеты -  производственные центры, муниципалитеты - дифференцированные площадки развития, моногорода, иные муниципальные образования. По состоянию на 2016 г., насчитывается 22 923 муниципальных образования, причем эффективность их развития и реализация запланированного результата остаются под вопросом. По нашему мнению, признать эффективность и результативность управления муниципалитетом можно только в том случае, если его экономика функционирует на основе двух принципов: самообеспеченности и технологичности. Сегодня стартовые возможности муниципалитетов совершенно иные, чем в 2005 г. Спад производства, сокращение финансирования неприоритетных территорий (регионы, за исключением критически важных - например, Дагестан, Чечня, Калининградская область, Дальний Восток - останутся без ощутимой поддержки федерального центра) [13], возрастание социальной напряженности в обществе требуют незамедлительного пересмотра концепции экономического развития муниципальных образований. Следует уделить внимание четырем основным направлениям. 

  1. Курс на технологичность, а затем на инновационность. В последнии годы Российская Федерация взяла курс на инновационность. Инновационными должны стать произведенные в стране товары, оказываемые услуги, построенная инфраструктура. При этом не стоит забывать, что большинство муниципальных образований, прежде всего сельских поселений, с момента распада Советского Союза не уделяли должного внимания развитию производственных предприятий. Потребительская экономика сформулировала новую парадигму “купи - продай”. Создание инноваций требует формирования идеологии креативного мышления среди населения и строительства базовой инфраструктуры. Однако, о какой инновационной экономике можно говорить, когда большинство территорий борятся за выживание? Именно поэтому первоначальным этапом строительства инновационных экономик должно стать технологическое развитие территории.

Для создания производств, которые включали бы замкнутую систему разработки технологий, продуктов, услуг с элементами стратегического планирования, необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) провести дифференцированную оценку муниципальных образований для создания технологических производств на основе ретроспективного анализа функционирования территориальных отраслей, что позволит выявить возможности дальнейшего развития экономики муниципалитета с учетом его исторического опыта;

2) сформировать нормативную базу по содействию в развитии технологической экономики в муниципальных образованиях Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты должны отвечать двум требованиям: способствовать реализации долгосрочных проектов технологического бизнеса и сокращать количество мероприятий, связанных с проверками и оказанием давления на бизнес. Из бюрократической практики органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере предпринимательства, должен уйти принцип “совершил проверку, выявил хоть какое-то нарушение”.                            

 2. Решение проблемы роста муниципального долга. Рост муниципального долга – это последствие нехватки ресурсов для реализации социальных обязательств. Отсутствие ресурсов связано с неэффективной политикой в области управления территорией и несбалансированным распределением получаемых средств. При этом количество ресурсов в данной модели - не главное. Основным является механизм инвестирования и перераспределения полученной прибыли, который, к сожалению, оказывается недееспособным. Кроме того, непонятна ситуация с передачей социальных обязательств на муниципальный уровень без их дотационного обеспечения. Повсеместное банкротство МУПов не позволяет получить необходимое количество доходов для их выполнения. Рост лимита муниципальных и региональных заимствований, разрешенный Министерством финансов РФ, тянет муниципалитеты в финансовую пропость.

Для того чтобы сократить или оставить на приемлемом уровне муниципальные долги территорий Российской Федерации, необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) осуществить передачу части НДС на муниципальный уровень. Главная проблема муниципальных образований – это нехватка ресурсов для пополнения доходной части местных бюджетов и использования их для покрытия социальных обязательств. По нашему мнению, передача 30% НДС в пользование муниципальных образований позволила бы снизить имеющийся уровень муниципального долга. При этом федеральный бюджет может заместить данный налог доходами от экспорта вооружений, которые получает государственная корпорация "Ростехнологии". Для этого необходимо внести поправки как в Налоговый и Бюджетный кодекс РФ, так и в Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"";

2) введести административную ответственность за неэффективное управление муниципальным долгом. Заметим, что нормативные правовые акты Российской Федерации, включая ст. 102 Бюджетного кодекса РФ, описывают лишь распределение ответственности по долговым обязательствам между Российской Федерацией, ее субъектом и муниципальным образованием. Однако ответственность субъекта как должностного лица в данной статье не прописана. Поэтому считаем необходимым внести поправку в БК РФ, дополнив ст. 102 п. 4 “Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местной администрации) в случае необоснованной муниципальной долговой политики несет административную ответственность перед муниципальным образованием, гарантии которого были даны исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) для получения новых необоснованных долговых обязательств”. Кроме того, в гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагаем внести статью ”Нарушение требований долговой политики муниципального образования”, в которой будет прописана административная ответственность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (местной администрации) в размере 50% суммы взятого необоснованного долгового обязательства муниципального образования.

 3. Поиск новых источников финансирования потребностей муниципалитета. Основными источниками финансирования социальных обязательств и инфраструктурных проектов муниципального образования остаются дотационные и налоговые поступления. В соответствии с публикацией «Экономические тренды 2016» [12] Финансового университета Российской Федерации уровень датаций в субъектах  Федерации (кроме критически важных) будет постепенно снижаться. Тем самым для маневра действий останутся только налоговые поступления.

Для того чтобы сформировать наиболее оптимизированный поток ресурсов, который позволит  эффективно функционировать всем макроэкономическим субъектам муниципального образования, необходимо реализовать следующие условия:

1) налог на доходы физических лиц (около 70%) должен поступать в бюджет не по месту работы, а по месту жительства. Главной задачей налоговых поступлений является создание благоприятной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности граждан. Уплата налога  на доходы физических лиц по месту работы не препятствует развитию территории, где уже создан определенный производственный массив. Муниципалитеты, находящиеся в депрессивном состоянии из-за оттока основной массы населения в крупные агломерации, не получая дополнительного финансирования, в последствии могут не выбраться из состояния стагнации;

2) провести приватизацию объектов муниципальной собственности, субъектами которой выступает малый и средний бизнес (МСП). В условиях рыночной экономики одним из инструментов пополнения бюджета является приватизация. Приватизация муниципальной собственности субъектами малого и среднего бизнеса – это один из способов оказать поддержку МСП, пополнить бюджетные ресурсы и реализовать новые инфраструктурные проекты.

4. Создание новой модели управления городом. Отчасти вопрос управления городом относится не к экономике, а к урбанистике. При этом данные науки имеют тесную взаимосвязь. По нашему мнению, управление городом должно складываться не из парадигмы постоянного пополнения бюджета любыми способами (хотя и данный аспект имеет важное значение), а быть направлено на эффективное городское функционирование.

Для того чтобы создать модель эффективного городского управления, необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) сформировать социальную карту экономических проблем, которая должна представлять собой электронную модель управления городом. Каждый из жителей города, зарегистрировав свои паспортные данные, сможет оставлять записи о существующих в муниципалитете проблемах (недостроенные сооружения, плохие дороги, завышенные услуги ЖКХ и т.д.). Данная технология позволит, во-первых, отслеживать органами муниципальной власти состояние городской инфраструктуры; во-вторых, сформировать наиболее значимые бюджетные проекты на предстоящие годы; в-третьих, быстро выявить субъектов, в чьих компетенциях находится управление данным городским объектом;

2) постепенно внедрять технологии энергоэффективности. Для продвижения данной идеи необходимо использовать технологии smartgrid 2.0, которые помогают снизить уровень износа городских коммуникаций и уменьшить стоимость коммунальных платежей для населения. Наиболее значимым мероприятием станет создание мелких производств по выпуску данной продукции в различных отраслях экономики. При этом возможно добиться положительных  эффектов как от развития территориальных, так и потребительских электроэнергетических систем.

 

Субъекты Российской Федерации: курс на кооперацию производств

 

Несбалансированное развитие субъектов Российской Федерации является одной из проблем, стоящей перед экономикой страны. Сформировать единую модель управления региональной экономикой не представляется возможным, однако можно выявить и сгруппировать блок общих вопросов для решения проблем экономического развития субъектов Российской Федерации.

В сегодняшних условиях основная проблема ухудшения социально-экономического положения ряда субъектов Федерации заключается в отсутствии необходимых инвестиций. Во многих регионах депрессивного типа, не имеющих статуса критически важных, вливание инвестиционных ресурсов и реализация значимых проектов остаются на самом низком уровне. Кроме того, на данный процесс оказывает влияние и отток капитала, приводящий к нехватке денежных средств. Другая причина – отсутствие спроса на внутреннюю продукцию. Здесь важную роль играют качество выпускаемых товаров и наличие конкурентоспособных производств. Региональная диспропорция также характеризуется отсутствием квалифицированных кадров, как рабочего, так и креативного класса. В итоге формируется замкнутый круг экономических проблем: нет кадров, нет ресурсов, нет производства.

Считаем необходимым предложить следующие направления развития экономик субъектов Российской Федерации.

  1. Формирование территориальных коопераций. В самом простом виде кооперация представляет собой объединение хозяйствующих субъектов для достижения конкретной цели. Территориальная кооперация - это совокупность производств замкнутого цикла, объединенных вокруг динамично развивающегося предприятия в определенном отраслевом сегменте [7, c. 37]. Направления деятельности территориальных коопераций в каждом субъекте РФ могут быть различными. Так, преимуществом Орловской области станет создание сельскохозяйственной кооперации, включающей в себя: колхозы, коллективные хозяйства по выращиванию семян и заготовки удобрений, ЛПХ и КФХ, комплексы переработки и точки продаж с замыканием цикла на агрофирме или крупном сельхозпредприятии. На основе мелких собственников будет выстроена целая система функционирующих крупных производств.

Для реализации действенных мероприятиий по созданию территориальных коопераций на основе исторического опыта субъектов РФ необходимы следующие мероприятия:

1) разработать карту диверсифицированной региональной кооперации. Система кооперации носит конкурентный характер, при этом идея кооперативных проектов одного субъекта РФ не должна повторять технологии и продукты других коопераций. Для этого требуется создать карту диверсификации региональной кооперации, основанную на технологии map, отражающей в реальном времени работу существующих коопераций региональных производителей, поиск покупателей произведенной продукции, систему онлайн-заказов и базу необходимых данных для проведения муниципальных закупок.

2) создание земельного банка для реализации проектов агропромышленной кооперации [5, c. 470]. Необходимость открытия данного банка сопряжена с процессом более эффективного управления землей как активом участников агропромышленной кооперации и получением ими приемлемой кредитной ставки для реализации будущих проектов. Предполагается, что информационные базы технологии Big data, встроенные в клиентскую систему земельного банка, позволят увеличить цепочку кооперативных элементов. Данный процесс будет основан на том, что любое предприятие, открывшее счет в земельном банке, автоматически становится участником карты диверсифицированной региональной кооперации, а также сможет присоединиться к какому-либо кооперативному проекту.

3) формирование патентной кооперации. Выдвинутое в пункте 1 предложение по созданию технологических производств требует решения вопроса о закреплении прав на конечный продукт между участниками проекта. Масштабность проводимых исследований в условиях кооперационных систем задействует в процессе реализации товара множество субъектов (ученых, собственников предприятий, инвесторов и т.д.). Тем самым создание патентной кооперации позволит еще на первоначальном этапе закрепить отношения собственности по данному продукту (товару).

2. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не подлежащие налогообложению. Развитие НИОКР требует определенных условий и преференций для реализации данной деятельности. При этом существующие льготы в основном рассматриваются в аспекте участия в технопарках, индустриальных парках и кластерах. Получается, что государство должно затратить миллионы рублей сначала для создания определенной техновнедренческой среды, а затем еще предоставить некоторые преференции ее участникам. На наш взгляд, развитие сектора научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должно быть сопряжено с конкретными уступками по налогообложению без строительства крупномасштабной инфраструктуры. Данное предложение выдвинуто для того, чтобы в регионах появлялись мелкие компании, занимающиеся НИОКР. Домохозяйства должны понять, что несмотря на отсутствие у них большого капитала, государство будет заинтересовано в поддержке научных и опытно-конструкторских разработок. При этом для крупных инвесторов предоставление налоговых льгот может осуществляться не на первоначальном этапе создания технологического (возможно, инновационного) продукта, что может привести лишь к тому, что данный продукт будет разрабатываться десятки лет, а для конечного товара в течение трех последующих лет.

Для создания условий по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с получением на выходе запланированного результата необходимы следующие мероприятия:

1) освободить заинтересованные стороны от уплаты налога на имущество организаций. Условием освобождения от данного налога должно стать привлечение в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее пяти сотрудников (ученых, преподавателей, аспирантов). В связи с тем, что данный налог является региональным,  создаваемый продукт должен быть полезен для развития того субъекта Российской Федерации, где проводятся исследования;

2) участники научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль в течение трех лет. Налог на прибыль занимает существенное место в бюджетных доходах. Однако, по нашему мнению, замещение данного налога будет рациональным только в случае осуществления инвестором финансирования программы по развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в течение трех лет (среднесрочный период). При этом для реализации программы должен быть установлен минимальный размер инвестиционных вложений, составляющий не менее 85% от суммы налога на прибыль, уплачиваемого компанией-участником в течение трех предшествующих проекту лет. Это позволит: во-первых, получить точечное вливание инвестиций в приоритетные направления экономики; во-вторых, предприятиям вкладывать средства в собственные разработки, которые в дальнейшем смогут принести дополнительный доход; в-третьих, увеличить поступления в бюджет налога на доходы физических лиц.

3. Восстановление спроса на внутреннюю продукцию. Все чаще звучит предложение о восстановлении спроса на внутреннюю продукцию. Однако в стране, в которой сначала происходила "модернизация" экономики, а затем был взят курс на инновационность развития и импортозамещение, степень износа основных фондов остается довольно высокой.

Цель - восстановить спрос на внутреннюю продукцию за счет качества производимых товаров, услуг, технологий. Жизненный цикл окружающих нас вещей все больше сокращается, одновременно наблюдается и снижение качества большинства товаров. Отсутствует принцип надежности и долговечности. На его смену пришло понятие потребительского изобилия, которое в своей основе включает минимизацию издержек и ухудшение качества товара. Экономика не может быть “не качественной”. Для того чтобы реализовать программу экономического развития территории, система  контроллинга качества товаров, услуг и технологий должна быть внедрена в работу каждого технологического производства и кооперации. Мы не утверждаем, что все произведенные в стране товары должны иметь наивысшее качество, однако данный принцип необходимо реализовывать для отраслей, обеспечивающих национальную безопасность (агропромышленный сектор, биотехнологии и т.д.).

 

Федеральная экономика: изменить, чтобы управлять

 

Экономика федерального центра (федеральная экономика) находится в состоянии “турбулентности” [8, c. 9] и хаотичности. Что это значит? Развитие экономики как системы предполагает наличие трех основных признаков: изменение системы, противодействие (реакция на противодействие) окружающему миру, постоянный поток ресурсов. В настоящее время экономика федерального центра приспособленчески отвечает лишь некоторым чертам данных признаков. Происходящие изменения в системе носят краткосрочный поддерживающий характер, что не позволяет сделать вывод о развитии или стабилизации экономических процессов. Противодействие окружающему миру нашло свое отражение в антисанкционной политике и направленности на создание зеркальных санкционных мер. Спрогнозировать дальнейшую ситуацию невозможно. При этом инструмент планирования на долгосрочную перспективу еще остается действенным. Признак постоянного потока ресурсов в экономике РФ замещен на отток капитала. Рынок долгосрочного инвестирования не развит, государством используются лишь спекулятивные инструменты управления. Отсюда можно сделать вывод, что развитие экономики страны должно идти по пути ограничения роста тарифов, снижения значимости спекулятивного инструментария в управлении.

  1. Создание центра управления изменениями. Необходимость создания механизма управления изменениями подтверждается тем, что существующая официальная статистика не позволяет оценивать текущую экономическую ситуацию.

Цель - создать центр управления изменениями для оперативного отслеживания экономической ситуации в любой точке страны. Такой центр на первоначальном этапе должен стать прототипом Национального центра управления обороной Российской Федерации. Главными принципами его работы станет определение и мониторинг стратегических направлений экономического развития; координация и контроль за выполнением мероприятий по развитию экономики на региональном и муниципальном уровне; корректировка и учет новых изменений и социально-экономических, технологических вызовов; контроль за реализацией приоритетных проектов.

2. Обеспечение пенсионных выплат в условиях старения населения. Старение население является необратимым фактором ухудшения пенсионного обеспечения. Низкий уровень рождаемости, увеличение доли мигрантов также негативно сказываются на пенсионной системе России. Собираемые взносы не позволяют решить текущие проблемы пенсионного обеспечения, тем более сохранить даже минимальный уровень пенсионных накоплений для будущих поколений.

Цель  - сформировать возможные пути решения пенсионной проблемы, связанной со старением населения. В качестве основного инструмента хотелось бы предложить стимулирование безналичных накоплений граждан. Данное мероприятие можно реализовать на основе программы “Пенсионное накопление+3”. Суть программы сводится к тому, что между государством и банками заключается соглашение о создании пенсионных вкладов на определенных условиях. Гражданин Российской Федерации, размещая и ежегодно пополняя сумму пенсионного вклада, получает дополнительно 3% к ставке по депозиту. При этом необходимо учесть следующие условия. Во-первых, срок выплаты по вкладу равен времени ухода гражданина на пенсию. Во-вторых, в случае банкротства банка государство помимо застрахованной суммы вклада выплачивает 3% по ставке депозита. В-третьих, сумма пенсионных страховых взносов, уплачиваемых работодателем за работника, участвующего в программе, снижается до 15%. В-четвертых, не должна быть создана система привилегированных банков, которые имеют право участвовать в данной программе. В-пятых, спекулятивные операции с данными ресурсами должны быть запрещены в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.

3. Внесение изменений в тарифно-ценовую политику. Рост тарифов на услуги естественных монополий всегда приводит к падению потребительского спроса. Цепочка последствий выстраивается следующим образом: естественные монополии повышают тарифную ставку на электроэнергию на 4%, ресурсные компании закладывают данную ставку в стоимость бензина (рост на 4%), транспортные компании увеличивают стоимость перевозок уже на 8%, предприниматель, изготавливающий определенный товар, заложит в его цену +12%, а для конечного потребителя товар в лучшем случае станет дороже на 16% (с учетом издержек торговых точек). В итоге тарифное бремя перекладывается на обычного покупателя.

Цель - ограничить рост тарифов естественных монополий и закрепить уровень цен на жизненно важные товары для населения.

Реальная помощь для малого и среднего бизнеса – это создание конкретных условий развития. Одним из них может стать ограничение роста тарифов естественных монополий до 2018 г., а затем ввести единую ставку по услугам, которые им предоставляются  (газ, вода, электричество и т.д.), сниженную на 4-5% по сравнению с рыночными тарифами.

Считаем возможным на законодательном уровне закрепить стоимость наиболее важных продовольственных товаров для населения на срок до 2018 г. Данное мероприятие связано с большим разрывом доходов населения в соответствии с коэффициентом Джини. В качестве наполнения продовольственной корзины могут выступать такие продукты, как яблоки, морковь, картофель, капуста, лук, закупаемые у российских производителей, а также чай и макароны определенного классового сегмента. При этом цена на данные товары в любых торговых точках должна быть одинаковой. Стоит отметить, что ценовой  сегмента должен формироваться с учетом уровня доходов населения в конкретном субъекте Российской Федерации.

4. Изменение политики преимущества банков с государственным участием. Известно, что основной незадействованный капитал сконцентрирован в банках с государственным участием. При этом проводимые спекулятивные операции с курсами валют, завышенные кредитные ставки не позволяют перейти к построению новой экономической модели. Данный процесс сводится к тому, что в банках находятся огромные ресурсы, а территориальные единицы Российской Федерации нуждаются в инвестициях. Проще говоря, экономика построена на “горячих деньгах”.

Цель - внести предложения по изменению политики Центрального банка для поддержки банков с государственным участием. В соответствии с этим необходимо акцентировать внимание на двух направлениях. Для развития как банковского, так и финансового сектора следует выстроить систему поддержки тех финансовых институтов, которые не могут самостоятельно справиться с постоянным ростом правительственных требований. Кроме того, пока в стране не будет создана система стимулирования производственного сектора на основе банковских долгосрочных инвестиций под адекватную процентную ставку, новую экономическую модель развития  реализовать не удастся. Таким образом, акцент финансовой политики должен сместиться от спекулятивных операций к реализации значимых проектов.

 

Заключение

 

Проведенное выше исследование позволило сделать следующие выводы и дать на их основе  практические рекомендации.

Экономическое развитие Российской Федерации связано с реализацией проектов будущего, задачей не допустить еще большего технологического отставания. Формирование новой экономики должно строиться на креативных идеях, технологических и инновационных разработках, пересмотре системы образовательной среды, внедрении hard skills и soft skills на каждом этапе образовательной деятельности, стремлении всегда быть впереди.

Необходимые условия экономического развития муниципальных образований Российской Федерации к 2022 г.: 1) технологическая экономика муниципальных образований должна быть ключевым критерием, способствующим переходу на инновационный путь развития; 2) пересмотр и окончательное закрепление отношений по перераспределению налоговых источников среди Федерации, ее субъектов и  муниципальных образований; 3) ужесточение контроля не за бизнесом, а за муниципальными органами власти; 4) повсеместный переход на технологии “сбережения”.

Региональная экономика может развиваться на основе коопераций. При этом речь идет не о кластерах и индустриальных парках, требующих высоких затрат, а лишь о направлении усилий на формирование и объединение потенциала территориальных производств. Не стоит забывать о том, что лишь квалифицированные кадры с хорошим уровнем образования позволят восстановить региональные производственные системы и сформировать спрос на внутреннюю продукцию. Кроме того, без реализации мероприятий, направленных на поддержку научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности о дальнейшем развитии территорий говорить не приходится. Федеральная экономика как неотъемлемая часть территориального развития страны должна обеспечить контроль и регулирование за наиболее важными направлениями функционирования экономики. При этом приоритетом в выстраивании жизнеспособной модели экономики должно являться обеспечение высокого уровня развития бизнеса и домохозяйств, активно принимающих участие в формировании общества роста. 

Список литературы

1. Аузан А.А. (2016) Программа “Право знать” от 16.04.2016 года. URL: http://www.tvc.ru/channel/brand/id/1756/show/episodes/episode_id/44302. (дата обращения: 15.12.2016).

2. Воропай Н.И., Сендеров С.М. Экономическая безопасность мира и России: предпосылки, возможности, проблемы // Энергетическая политика, 2010, № 4-5, С. 20-32.

3. Глазьев С.Ю. О создании необходимых условий для экономического роста // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика, 2015, № 2 (25), С. 309-313.

4. Гончарова Л.Н. Сфера услуг муниципальной экономики - основа экономики будущего (подходы к формированию) // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, 2013, № 1 (45), С. 52-057.

5. Гранберг А.Г. Проект стратегии развития России // Вестник Российской академии наук, 2006, Т. 76, № 5, С. 468-476.

6. Макаров В.Л. К вопросу о проектной экономике // Экономическая наука современной России, 2013, № 3. С. 8-14.

7. Печенкина В.В., Комаревцева О.О. Выявление внешних и внутренних угроз продовольственной безопасности на примере региона агропромышленного типа // Никоновские чтения, 2013, № 18, С. 35-38.

8. Соколов М. (2015) Обновление транспортной стратегии: доступность, мобильность, качество // URL: http://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=1314 (дата обращения: 13.11.2016).

9. Хакамада И.М. Сценарий либерально-демократического рыночного развития России // Возможности и сценарии перехода к постлиберальной модели России: сб.науч.статей. Москва, 2014, С. 9.

10. Хлыстун В.Н., Строев Е.С., Петриков А.В., Рокецкий Л.Ю. Социальному развитию села первостепенное внимание // Экономика сельского хозяйства России, 1998, № 3, С. 9.

11. Рейтинг «Урбаника». 250 крупнейших промышленных центров России. - URL: http://urbanica.spb.ru/?p=3543/ (дата обращения: 15.11.2016).

12. Экономические тренды 2016. Официальный сайт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. URL: http://www.fa.ru/news/Pages/2016-04-05-prognozfinuniver.aspx (дата обращения: 11.01.2017).

13. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog (дата обращения: 16.01.2017).

14. The Future of Work Jobs and Skills in 2030 // URL: http://www.ukces.org.uk (дата обращения: 16.11.2016).

15. Lewis P.A. Recent developments in economic methodology: the rhetorical and ontological turns // Foundations of Science, 2003, V. 8, no. 1, pp. 51-68.

16. Xu Z., Cheng G., Chen D., Templet P.H. Economic diversity, development capacity and sustainable development of China // Ecological Economics, 2002, V. 40, no. 3, pp. 369-378.


Войти или Создать
* Забыли пароль?