В статье рассмотрены важнейшие элементы информационного обеспечения деятельности представительных и исполнительных органов власти на примере субъектов РФ, входящих в состав трех Федеральных округов. Основные проблемы получения и использования информационных ресурсов субъектов публичного управления в регионах России связаны с установлением устойчивых информационных каналов между государственной властью и обществом, способствующих выражению общественных интересов перед властью и получением гражданами государственных услуг, связанных с информированием о деятельности властных структур. Авторы приходят к выводу, что при реализации действующего регионального законодательства должны быть созданы эффективные посреднические административные органы, способные повысить продуктивность информационных коммуникаций в регионе между управленческими структурами и обществом. В итоге предложены конкретные мероприятия для решения проблем в области информационного обеспечения государственного управления в субъектах РФ и модернизации регионального публичного управления.
публичное управление, субъект РФ, информационная безопасность, информационное обеспечение, управленческое решение
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 16-12-34014 «Механизмы повышения результативности и эффективности публичного управления социально-экономическими процессами на уровне города в системе показателей комфортности и энергоэффективности жизнедеятельности населения»
Информационные ресурсы в субъектах Российской Федерации выступают одним из важнейших ресурсов эффективной деятельности, так как расширяют возможности региональных органов власти решать стоящие социально-экономические проблемы. В данном случае происходит расширение спектра специальных средств обработки и перемещения востребованных сведений о сложившейся ситуации в экономической системе регионов.
Работа органов государственной власти сопряжена с обработкой и распределением больших массивов информации. В этих условиях остро встает проблема создания и развития системы единого информационного пространства в деятельности органов власти как «совокупности баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов по общим правилам» [18, с. 110].
Проблематика осуществления функций власти в связи с использованием информационных средств воплощается в следующих аспектах:
1. Защита экономических и политических интересов субъектов РФ в пространстве осуществления федеральной государственной политики.
2. Выражение и реализация потребностей общественности на местном и региональном уровне власти.
Следует указать три важнейших направления политики по обеспечению эффективного информационного обеспечения в регионах России:
1. Продуктивное сочетание норм федерального законодательства и требований законов субъектов РФ об информировании населения о функционировании органов власти; и вместе с этим - согласование содержания федеральных и региональных программ развития информационных инфраструктур.
2. Соблюдение требований хранения и передачи сведений, касающихся деятельности отдельных органов власти в субъектах РФ.
3. Разработка оптимальных политических и их реализующих управленческих решений, для которых необходима максимально полная информация о происходящих процессах в соответствующих регионах.
Особенности государственного управления в федеративных государствах, например, США, Австралии, Германии, заключаются в использовании элементов управленческого цикла, для реализации которого «определяются целевые значения» [3, c. 84] по вопросам степени соответствия поставленным целям реальных показателей деятельности органов власти, в том числе на региональном уровне государственного регулирования. Для этого создается продуктивная система перемещения и обработки информационных ресурсов. В частности, происходит технологическое обеспечение анализа исходных данных для установления общего вывода по информационной характеристике рассматриваемой проблемы в виде разработки обоснованного управленческого решения. При этом используется информация по нескольким сферам экономической деятельности, в том числе по финансированию реализации программ социального развития. Тем самым происходит формирование системы взаимосвязанных технологий управления по полученным практическим результатам с учетом показателей рационально вложенных средств.
Указанная система может быть обозначена как информационно-обоснованное управление, направленное на решение широкого спектра проблем государственного управления на отдельных территориях. Это управление особенно востребовано при учете региональной специфики экономических процессов и жизни населения.
В настоящее время в публичном управлении происходит рост внимания к получению результатов, отвечающих запланированным количественным и качественным показателям, что формирует устойчивую основу для расширения взаимосвязей между структурой государственного администрирования и общественностью. Создаются элементы оптимального государственно-частного партнерства с функционированием устойчивых информационных коммуникаций между органами власти субъектов РФ и общественностью. Система информационных коммуникаций объединяет в единое целое элементы «социальной инфраструктуры» [24, с. 61], примерами которых являются структуры ЖКХ, образования, здравоохранения, образования и культуры для ускоренного решения общественных проблем.
Востребовано повышение уровня эффективности контактов между руководителями региональных ведомств с одновременным применением способов современного мониторинга сложившейся общественной ситуации. В свою очередь, для этого необходима организация сбора различной информации.
Информация об эффективности и результативности публичного управления, а также о качестве жизни населения может быть «получена органами публичной власти при осуществлении мониторинга удовлетворенности населения уровнем потребления материальных благ, индивидуальными условиями жизни, положением дел в государстве» [4, с. 59].
Преобразуемые информационные ресурсы в структуре регионального управления позволяют усовершенствовать механизмы регулирования по следующим направлениям:
1. Оптимальная оценка индивидуального и коллективного вклада в процессе деятельности отдельных должностных лиц и групп специалистов в сфере осуществления стратегического управления.
2. Организация программ профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих с целью достижения научно обоснованных результатов регионального управления.
3. Разработка корректирующих действий по устранению возникших отклонений от востребованных результатов.
4. Анализ способов мотивации и координации деятельности регионального аппарата управления. В связи с этим необходимо периодическое исследование профессиональных возможностей управленческого персонала государственных структур субъектов РФ. Это может осуществляться по направлениям оценки интеллектуального и социального капитала в деятельности указанного персонала.
5. Разработка и установление общих целей, на достижение которых направлена деятельность нескольких ведомств в приоритетных сферах регионального регулирования.
6. Устранение «межведомственных барьеров и обеспечение исполнения действующих требований в сфере административного» [3, с. 92] воздействия на общественные процессы со стороны региональной власти. Данное преобразование способствует ускорению информационного сообщения между административными структурами.
Реализация указанных направлений усовершенствования системы власти в субъектах РФ способствует повышению уровня профессионализма специалистов, которые обслуживают компьютерные и информационные средства обработки данных, показывающие специфику положения в жизни общества.
Немаловажными факторами модернизации информационного взаимодействия органов власти выступают следующие:
1. Создание и распространение учебно-методических и научно-исследовательских материалов по различным аспектам использования сети Интернет и реализации технологических возможностей локальных информационных сетей.
2. Осуществление педагогической деятельности в отношении работы государственных служащих как пользователей ресурсов Интернета [1, с. 81].
3. Оказание информационно-консультативной, технологической и технической поддержки по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий проявления угроз информационной безопасности граждан, которые обращаются в органы региональной власти, а также безопасности баз данных управленческих структур.
Особый характер имеет развитие правового регулирования информационного обеспечения деятельности публичной власти в регионах России с целью формирования эффективного механизма предоставления населению востребованных сведений. В свою очередь, продуктивное информационное сопровождение позволит предотвратить и устранить различные недостатки в региональном законодательстве, в том числе пробелы в праве или коллизии в применении нормативно-правовых актов.
В частности, можно использовать зарубежный опыт публичного управления в федеральных землях Германии по оказанию государственных услуг, который имеет централизованный характер. Используя возможности сети Интернет на соответствующем сайте Федерального министерства экономики и технологий можно выявить необходимые ресурсы и ссылки на региональные службы, с которыми возможно взаимодействие по вопросам той или иной социальной поддержки. Также существует «единый федеральный телефонный номер 115, по которому можно узнать о деятельности органов власти» [14, с. 19] максимально полную информацию о порядке предоставления услуг и режиме их работы в том или ином населенном пункте федеральных земель. Таким образом, установлено несколько каналов обмена информацией между населением и властью с целью развития социально-властного капитала, основанного на взаимном доверии и сотрудничестве по объединению государственно-общественных усилий по устранению проблем социального обеспечения, а также защиты законных интересов граждан и обеспечения правопорядка в обществе. Одним из важнейших условий такого информационного партнерства выступает осуществление контроля над уровнем качества предоставленных услуг.
Укрепление обратной связи между субъектами государственно-частного взаимодействия позволяет производить поиск управленческих технологий, адекватных формирующимся проблемным ситуациям в регионах. Данные технологии могут продуктивно использоваться за счет оперативного распространения сведений, конструктивных идей и обоснованных мнений о социально-экономической обстановке. Это позволяет осуществлять своевременное корректирование управленческих решений, направленных на оказание общественной поддержки по вопросам оказания услуг здравоохранения, защиты прав потребителей и пенсионного обеспечения.
Сущность регионального публичного управления выражается специфической совокупностью социально-политических коммуникаций, «выводя на первый план способность власти взаимодействовать» [2, с. 128] с представителями общественности. На базе развития и расширения перечня информационных средств, согласования действий управленческих структур, в регионе проявляется проблема полного отсутствия или недостаточно полного использования современных способов организации общественной активности граждан. В свою очередь, происходит нарушение конструктивного сотрудничества должностных лиц органов власти и граждан.
Для устранения данного нарушения необходимо непрерывное согласование различных государственно-властных и общественных позиций с целью консолидации общих усилий в устранении трудностей общественной жизни. Представители общественности и власти должны иметь также желание и возможности для совместной работы, что выражается в обмене релевантной информацией. Это дает возможность синтезировать и обобщать множество мнений и точек зрения с формированием общего понимания специфики существующей кризисной ситуации, с разработкой инновационных вариантов ее устранения.
Реализация «инновационных диалоговых моделей» [15, с. 113] сотрудничества органов региональной власти, структур местного самоуправления и общественности тесно воплощается в организации социально-управленческих взаимосвязей. Одним из важнейших вариантов такого взаимодействия является интернет-диалог, которому препятствуют следующие трудности:
- формальный характер ответов представителей региональных властных структур на обращения граждан, что воплощается в попытках перенаправить обязанности по решению существующего вопроса в другие органы управления; ответы официальных должностных лиц имеют неясные формулировки, которые препятствуют адекватному и своевременному решению стоящей проблемы;
- нередко отсутствует возможность для продолжения диалога граждан и государственных служащих по причине недостаточно эффективной работы электронных коммуникаций;
- имеет место недостаточно полная информированность населения о своих возможностях и правах на поддержание конструктивного диалога с властью;
- часто отсутствуют данные о работе посреднических общественных организаций, выражающих социальные потребности перед властью (если, конечно, такие организации вообще функционируют в том или ином субъекте РФ).
Названные недостатки выступают основой формирования у граждан отрицательного восприятия функционирования системы власти в регионе, низкого уровня политической и правовой культуры в своем поведении.
Условия, необходимые для организации интернет-диалога органов региональной власти, структур местного самоуправления и общественности, утверждаются в законодательстве субъектов РФ. Для их определения кратко проанализируем юридические средства регулирования информационных связей на нескольких примерах нормативно-правовых актов субъектов РФ трех федеральных округов - Центрального, Южного и Приволжского.
Согласно законодательству Воронежской области сведения «о деятельности государственных органов … - это информация …, созданная в пределах своих полномочий государственными органами Воронежской области, организациями, подведомственными государственным органам, либо поступившая в указанные органы и организации» [7]. Данное утверждение демонстрирует двойственный характер указанной информации: во-первых, это данные, созданные и сформированные в самих административных структурах; во-вторых, это сведения, поступившие от других организаций или граждан. Тем самым показаны два потока информации: исходящий и входящий каналы, подтверждающие наличие обратной связи. Норма определяет возможность такой взаимосвязи при сохранении недостаточно адекватного информирования общественности. Следует подчеркнуть, что данная информация рассматривается в качестве самих правовых актов, которые издаются соответствующими компетентными органами, а сведения об особенностях функционирования таких органов обозначены как «иная информация, касающаяся их деятельности» [7].
В Воронежской области закреплены важнейшие принципы социального доступа к сведениям о деятельности региональной власти:
- открытость общественному вниманию реализации управленческих полномочий;
- истинный характер информации, отражающий реальную специфику деятельности власти;
- свободный режим поиска, получения, передачи и распространения указанных сведений при условии соблюдения норм законодательства;
- соблюдение основных прав человека и гражданина, в частности на неприкосновенность частной жизни.
Доступ к информации, исходящей от государственных органов, происходит с помощью опубликования информации, размещения в сети Интернет, на различных стендах. В сети Интернет создаются специальные сайты, характеризующие работу государственных органов (их нормотворческую активность, участие в специальных региональных программах и др.), однако сайты могут своевременно не обновляться, что создает проблему релевантности сведений. В данном случае необходима деятельность специалистов, обслуживающих сайты, при тесном взаимодействии с сотрудниками подразделений органов регионального управления. Эти специалисты должны также обеспечивать связь общественности и должностных лиц через электронную почту.
Одним из важнейших средств обнародования правотворческой и управленческой деятельности административных органов Воронежской области выступают газеты «Воронежский курьер» и «Молодой коммунар» [8]. Причем редакции названных газет могут опубликовывать нормативно-правовые акты Воронежской области без согласия соответствующих органов власти при условии обязательной ссылки на источник официального опубликования.
На территории Южного федерального округа существуют свои условия информационного обеспечения органов власти и взаимодействия с общественностью. Так, в Краснодарском крае реализуется политика, направленная на повышение эффективности решения задач социально-экономического развития региона на основе «информационно-коммуникационных технологий». Данная политика представляет собой перечень мероприятий по модернизации и усовершенствованию краевого управления, что отображается в следующих функциях:
- Создание в структуре региональных органов власти «информационно-технологической инфраструктуры» с ее дальнейшей унификацией для разработки и реализации специальных информационных систем.
- Развитие нормативной и методической основы по вопросам дальнейшей информатизации процесса государственного регулирования.
- Обеспечение совместимости краевых информационных систем с федеральными и муниципальными информационными базами для продуктивного обмена информациями между данными системами.
Указанные направления реформирования информатизации призваны улучшить потоки входящей информации, а также оптимизировать информационные обмены на всех уровнях публичной власти (федеральном, региональном и муниципальном). Особо следует подчеркнуть «создание регионального информационного центра обеспечения межведомственного информационного обмена и доступа к данным государственных информационных систем» [9] для более эффективного оказания услуг населению. Вместе с этим проводится комплексный анализ уровня использования информационных технологий в социально-экономической сфере.
В Краснодарском крае определены задачи Совета по информатизации при региональной администрации, которыми выступают обеспечение более продуктивного информационного взаимодействия структур управления и подготовка предложений по вопросам финансирования такой информатизации.
На основе законодательства Краснодарского края можно сформулировать примерный перечень действий по модернизации информационной основы регионального публичного управления:
1. Координация действий различных органов власти в субъектах РФ по развитию информационного обеспечения с разработкой единых норм их использования.
2. Осуществление эффективного государственного заказа по закупкам товаров, работ и услуг в сфере информатизации.
3. Разграничение информационных данных по объему и содержанию для различных категорий пользователей в государственных и общественных структурах при соблюдении принципа социальной доступности к важнейшей информации со стороны населения.
4. Инновации в области укрепления информационной безопасности, которые раскрываются в следующих действиях региональной власти:
- предотвращение несанкционированного доступа к информации и незаконной ее передачи различным лицам;
- предотвращение и пресечение фактов несанкционированного доступа к управленческой информации;
- обеспечение бесперебойного функционирования технического оборудования по обработке и восстановлению информации.
5. Развитие правовой основы взаимодействия регионального и муниципального управления в субъекте РФ по вопросам информационного обмена [10].
В рамках рассмотрения Приволжского федерального округа приведем пример Саратовской области по укреплению государственно-общественного партнерства по вопросам безопасности населения в сфере здравоохранения по информированию населения об опасных заболеваниях [12]. В данном регионе действует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих, в частности, по вопросам развития практических навыков у должностных лиц «по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта / гипотезы, системного объяснения / решения и иной новой информации» [13] на основе исходных сведений. Эти навыки необходимы для оценки происходящих событий в жизни общества.
Государственные служащие в регионе обязаны уважительно относиться к деятельности средств массовой информации. На примере Саратовской областной Думы следует подчеркнуть парламентские функции регионов по созданию печатных средств массовой информации и сетевых изданий «для обнародования (официального опубликования) правовых актов» [11].
В рамках рассмотрения Южного федерального округа следует указать в качестве примера развития региональной информационно-управленческой системы деятельность Комитета информационной политики Волгоградской области [5]. По областному законодательству предусмотрена возможность присутствия граждан на заседаниях «коллегиальных государственных органов Волгоградской области» [6]. В этой связи Областная Дума осуществляет парламентский контроль над процессом регулирования информационных процессов в Волгоградской области, прежде всего по вопросам соблюдения органами исполнительной власти «установленных сроков принятия (издания) нормативных правовых актов» [16].
На примере субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, можно показать характер использования важнейших элементов функционирования информационных коммуникаций, способных обеспечить оптимальную обработку и передачу востребованных сведений в структуре регионального управления. Данными элементами выступают: используемые персональные компьютеры и ЭВМ других типов, локальные вычислительные сети, использование возможностей глобальных информационных сетей, число организаций в регионах, применяющих ресурсы Интернет (табл. 1).
Указанные статистические данные отображают динамику общего роста технического и сетевого обеспечения использования информации в различных организациях на территории Южного федерального округа. В том числе это касается повышения эффективности применения и передачи данных между органами регионального управления. В частности, с 2005 по 2010 г. наблюдается общий рост указанных показателей: использования персональных компьютеров - с 89,9 до 91,3% (прирост 1,4%); использования ЭВМ других типов - с 9,3 до 18,4% (прирост 9,1%); использования локальных вычислительных сетей - с 51,3 до 67,3 (прирост 16%); использования глобальных информационных сетей - с 56,2 до 80,9% (прирост 24,7%); количества организаций, использующих сеть Интернет - с 55,4 до 80,2% (прирост 24,8%).
За период 2010-2014 гг. динамика и направленность изменений несколько другая. Так, одновременно с продолжающимся ростом использования ЭВМ других типов (с 18,4 до 26,9%, прирост 8,5%), глобальных информационных сетей (с 80,9 до 86,1%, прирост 5,2%) и количества организаций, использующих сеть Интернет (с 80,2 до 85,8%, прирост 5,6%) наблюдается уменьшение использования персональных компьютеров (с 91,3 до 90,0%, уменьшение 1,3%) и локальных вычислительных сетей (с 67,3 до 61,4%, уменьшение 5,9%), что компенсируется за счет использования других элементов информационного сопровождения процесса государственного регулирования в Южном федеральном округе.
Таким образом, на примере шести субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, можно отметить рост технологического и коммуникационного обеспечения перемещения и обработки используемых сведений, что выступает одним из важнейших факторов дальнейшей модернизации информационной основы государственной власти и ее партнерства с общественностью.
Таблица 1
Динамика использования информационных и коммуникационных технологий в организациях в Южном федеральном округе
(в процентах от общего числа обследованных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации)
Субъекты РФ Южного федерального округа |
Персональные компьютеры |
ЭВМ других типов |
Локальные вычислительные сети |
||||||||||||
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2005 |
2010 |
2011 |
|
Южный федеральный округ |
89,9 |
91,3 |
92,2 |
90,8 |
92,0 |
90,0 |
9,3 |
18,4 |
20,2 |
20,4 |
19,6 |
26,9 |
51,3 |
67,3 |
68,5 |
Республика Адыгея |
100 |
99,6 |
100 |
98,3 |
99,8 |
100 |
14,3 |
12,2 |
12,6 |
18,0 |
18,0 |
22,6 |
61,1 |
70,4 |
74,9 |
Республика Калмыкия |
100 |
98,1 |
98,1 |
94,1 |
96,9 |
94,3 |
5,4 |
17,5 |
17,9 |
14,6 |
18,6 |
25,6 |
29,3 |
86,8 |
71,1 |
Краснодарский край |
91,8 |
97,5 |
96,3 |
96,1 |
96,4 |
93,5 |
10,2 |
20,5 |
22,7 |
21,4 |
21,3 |
25,2 |
58,6 |
77,3 |
75,1 |
Астраханская область |
85,4 |
86,8 |
98,9 |
90,4 |
89,8 |
88,9 |
8,9 |
16,5 |
20,1 |
19,8 |
20,0 |
33,9 |
44,5 |
65,2 |
63,8 |
Волгоградская область |
84,2 |
87,5 |
88,5 |
84,8 |
89,4 |
84,7 |
8,7 |
20,6 |
18,6 |
16,2 |
18,2 |
23,6 |
46,6 |
65,8 |
68,8 |
Ростовская область |
91,9 |
89,5 |
89,2 |
90,2 |
89,5 |
89,6 |
9,2 |
16,5 |
20,4 |
23,5 |
19,4 |
29,7 |
51,1 |
60,0 |
63,9 |
Субъекты РФ Южного федерального округа |
Локальные вычислительные сети |
Глобальные информационные сети |
Организации, использующие сеть Интернет |
||||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Южный федеральный округ |
67,4 |
71,1 |
61,4 |
56,2 |
80,9 |
83,4 |
84,5 |
86,6 |
86,1 |
55,4 |
80,2 |
83,0 |
84,1 |
86,2 |
85,8 |
Республика Адыгея |
80,3 |
79,1 |
62,8 |
58,6 |
88,0 |
92,1 |
92,2 |
95,3 |
96,2 |
58,6 |
88,0 |
92,1 |
92,2 |
95,3 |
96,2 |
Республика Калмыкия |
61,9 |
67,5 |
53,1 |
33,2 |
90,5 |
87,7 |
87,4 |
94,1 |
89,5 |
33,2 |
90,5 |
87,7 |
87,1 |
93,9 |
89,4 |
Краснодарский край |
76,8 |
74,4 |
63,2 |
68,2 |
88,1 |
88,1 |
89,5 |
90,8 |
89,6 |
68,0 |
87,7 |
87,8 |
89,3 |
90,4 |
89,2 |
Астраханская область |
61,7 |
68,7 |
62,9 |
40,8 |
77,3 |
87,0 |
85,5 |
85,5 |
86,3 |
40,8 |
76,8 |
86,1 |
85,2 |
85,2 |
86,0 |
Волгоградская область |
62,9 |
68,2 |
60,6 |
47,6 |
75,2 |
78,5 |
77,5 |
82,7 |
79,5 |
46,9 |
73,8 |
77,9 |
77,0 |
82,4 |
79,2 |
Ростовская область |
64,1 |
70,6 |
60,7 |
57,3 |
79,6 |
81,6 |
84,3 |
84,4 |
86,4 |
55,6 |
78,9 |
81,1 |
83,8 |
83,9 |
86,0 |
Источник: сост. авт. на основании: [17, с. 824-825, 828].
На федеральном уровне информационное взаимодействие между субъектами РФ регулируется путем укрепления информационных взаимосвязей региональных органов власти. Это осуществляется через функционирование ассоциаций субъектов РФ с помощью «комплексных информационных структур и формирования банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений» [19].
В сфере федерального стратегического планирования в отношении регионов происходит обобщение «информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах» [23] с целью всестороннего рассмотрения экономической ситуации на региональном уровне. С этим связана деятельность Правительства РФ по созданию «федеральных информационных фондов и систем в области науки и техники» [20], что во многом определяется сбором востребованной информации региональными и исполнительными органами власти.
Примером тесного информационного партнерства федеральных и региональных управленческих структур является их взаимодействие по вопросам энергосбережения среди населения. Это воплощается в создании специальной информационной системы в целях информирования общественности, а также органов государственной власти и местного самоуправления «о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений» [21]. На основе федерального законодательства создаются «государственные информационные системы» [22].
На наш взгляд, решение проблем в области информационного обеспечения государственного управления в субъектах РФ и модернизации регионального публичного управления возможно посредством реализации следующих мероприятий:
1. Обеспечения взаимосвязи между направлениями деятельности различных органов власти в определенном регионе по консолидированному сбору информации с последующим ее анализом для разработки эффективных управленческих решений. Это может осуществляться на межрегиональном уровне в рамках функционирования ассоциаций субъектов РФ.
2. Создания специальных постоянно действующих органов управления с целью информационного обеспечения необходимыми сведениями других органов власти для своевременного принятия управленческих решений. Также данные органы должны обеспечивать беспрепятственный обмен информацией между властными структурами и общественностью в системе государственно-частного партнерства.
3. Укрепления информационной безопасности с целью предотвращения хищения служебной информации и использования ее в криминальных целях.
Таким образом, посредством реализации продуктивного информационного обеспечения региональных администраций формируются оптимальные условия для решения социально-экономических проблем регионов России. Это подкрепляется нормами действующего регионального законодательства и статистическими данными об использовании важнейших компонентов функционирования информационных коммуникаций на примере регионального управления в субъектах РФ, входящих в состав Южного федерального округа. Данное обеспечение осуществляется посредством деятельности специальных структур управления, которые создают условия для получения, обработки и использования информационных ресурсов с ее передачей общественным представителям и населению. Тем самым происходит расширение диалога представителей власти и общественности для построения современной эффективной системы публичного управления.
1. Бануляк Н. Формирование многосторонней модели управления инфраструктурой Интернета // Государственная служба. - 2014. - №4. - С. 79-83.
2. Гостенина В.И., Качалков А.Ю., Шилина С.А. Управленческий дискурс как технология социального взаимодействия субъекта власти и социума // Власть. - 2015. - №8. - С. 128-133.
3. Добролюбова Е., Александров О., Южаков В. Международный опыт внедрения управления по результатам: основные тенденции // Государственная служба. - 2014. - №1. - С. 84-92.
4. Епинина В.С., Кайль Я.Я. Трехуровневая система повышения результативности использования партисипативного механизма публичного управления субъектом РФ // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. - 2013. - №1. - С. 56-64.
5. Закон Волгоградской области от 15.03.2012 №22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области» (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант плюс.
6. Закон Волгоградской области от 25.06.2010 №2061-ОД (ред. от 30.12.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области» // СПС Консультант плюс.
7. Закон Воронежской области от 02.06.2010 №43-ОЗ (ред. от 05.05.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Воронежской области» // СПС Консультант плюс.
8. Закон Воронежской области от 07.07.2006 №86-ОЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» // СПС Консультант плюс.
9. Закон Краснодарского края от 01.07.2008 №1517-КЗ (ред. от 10.06.2015) «Об информационных системах и информатизации Краснодарского края» // СПС Консультант плюс.
10. Закон Краснодарского края от 16.07.2010 №2000-КЗ (ред. от 04.03.2015) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Краснодарского края, органов местного самоуправления в Краснодарском крае» // СПС Консультант плюс.
11. Закон Саратовской области от 21.03.2001 № 13-ЗСО «О Саратовской областной Думе» // СПС Консультант плюс.
12. Закон Саратовской области от 23.12.2015 №187-ЗСО «Об информировании населения муниципальных образований Саратовской области о возможности распространения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также об угрозе возникновения и о возникновении эпидемий» // СПС Консультант плюс.
13. Закон Саратовской области от 24.05.2011 № 55-ЗСО «Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Саратовской области» // СПС Консультант плюс.
14. Иларионова Т. Комплементарность по-европейски, или новая философия государства // Государственная служба. - 2012. - №1. - С. 18-20.
15. Итиуридзе Л.А. Инновационные формы диалога между властью и обществом // Власть. - 2015. - №9. - С. 112-116.
16. Постановление Волгоградской областной Думы от 14.10.2015 №21/1374 «Положение о Комитете Волгоградской областной думы по культуре, делам национальностей и казачества, вопросам общественных объединений, религиозных организаций и информационной политики» // СПС Консультант плюс.
17. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. 1266 с.
18. Резник С.Д., Нестеров И.В. О проблеме единого информационного пространства в работе госструктур // В сб.: Управление инновациями; сб. материалов международной научно-практической конференции. Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2006. - С. 110-113.
19. Федеральный закон от 17.12.1999 №211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
20. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О науке и государственной научно-технической политике» // СПС Консультант плюс.
21. Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
22. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СПС Консультант плюс.
23. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
24. Чернышов А. Механизмы реализации социального партнерства как фактора развития человеческого капитала // Государственная служба. - 2014. - №4. - С. 59-62.