ПУТИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию внутреннего контроля расчетов по налогам как ключевому инструменту управления налоговыми рисками. Основное внимание уделяется его роли в снижении налоговых санкций и оптимизации фискальных платежей. В работе последовательно раскрываются сущность и значение данного вида контроля, анализируются характерные для него практические проблемы. Отдельно рассматриваются аудиторские процедуры сбора доказательств, применяемые для оценки достоверности, полноты и законности исчисления налогов хозяйствующими субъектами. Такой подход позволяет комплексно оценить эффективность внутреннего налогового контроля как элемента финансовой безопасности организации.

Ключевые слова:
страховой рынок России, санкции, проблемы развития, инвестиционная деятельность, перестрахование, цифровизация, искусственный интеллект (ИИ), киберриски, ОСАГО, перспективы развития
Текст

Процесс глобализации, утвердившийся в качестве доминирующей парадигмы в мировой экономике, оказывает все более заметное влияние на сферу страхования, проявляясь, в частности, в развитии универсального международного страхового рынка [1].

Сложившаяся обстановка требует комплексного анализа проблем, вставших перед страховым рынком [2].

Ключевая причина возникновения указанных сложностей связана с проведением санкционной политики в отношении Российской Федерации. Одной из значимых проблем, с которой столкнулся отечественный страховой рынок в условиях ответных мер, стало прекращение Центральным банком Российской Федерации раскрытия подробной статистики по деятельности страховых компаний [6]. В апреле 2025 года руководство Банка России приняло решение до конца календарного года не публиковать на официальном портале детализированные данные, получаемые из отчетности страховщиков. Этот шаг был обусловлен необходимостью реагирования на введённые против России ограничения и направлен на снижение потенциальных негативных последствий санкционных рисков для национальной финансовой системы. Вместе с тем обобщённая информация о динамике развития страхового сектора продолжает регулярно размещаться — благодаря этим публикациям Банк России обеспечивает ежеквартальное информирование рынка. При этом предоставление аналитических материалов сохраняется, но они представлены в сокращённом формате и посвящены преимущественно отдельным направлениям рынка, определённым видам страхования или значимым социально-экономическим показателям.

Со стороны профессионального страхового сообщества решение мегарегулятора в целом встречено с пониманием, при этом доминирует точка зрения о временном характере данной меры. Как показал опрос, проведенный агентством «Интерфакс», подавляющее большинство руководителей страховых компаний отмечает негативные последствия, вызванные дефицитом информации о деятельности рыночных конкурентов [9]. Возникший информационный вакуум лишает отраслевых аналитиков и менеджмент компаний возможности проводить всесторонний анализ рыночного сегмента, формировать обоснованные бизнес-планы, а также разрабатывать эффективные конкурентные, маркетинговые и информационные стратегии развития.

Результаты опроса, проведенного информационным агентством «Интерфакс» в ноябре 2025 года, продемонстрировали, что страховые компании испытывают дефицит информации о деятельности других участников рынка. Отсутствие доступа к подобным сведениям создает существенные препятствия для эффективного стратегического планирования их собственной деятельности и разработки обоснованных бизнес-планов.

Ключевой вызов для национального страхового рынка связан со сферой перестрахования. Необходимо констатировать, что в Российской Федерации сформирован относительно незначительный по своим масштабам рынок перестрахования, ежегодный объем собираемых премий на котором оценивается приблизительно в 30 миллиардов долларов США [7]. Для репрезентативного сравнения целесообразно привести показатели немецкого страхового концерна Allianz, чьи ежегодные сборы страховых премий достигают порядка 120 миллиардов долларов, что кратно превышает объем всего российского перестраховочного рынка.

Экономика Российской Федерации характеризуется наличием высокозатратных и сложных рисков, среди которых значительное место занимают риски, связанные с морскими и авиационными перевозками [3]. Эти особенности обусловлены деятельностью на территории страны крупных предприятий нефтегазовой и угольной отраслей, для которых характерен высокий уровень операционных опасностей. Кроме того, в Российской Федерации активно осуществляются коммерческие запуски космических аппаратов, что требует применения специализированных видов страхования ввиду повышенного риска возникновения убытков [4].

Согласно оценкам экспертов, до 70% крупных рисков ранее перестраховывались на международных рынках, доступ к которым для российских компаний в настоящее время ограничен. В результате сложившейся геополитической ситуации доля рисков, перестрахование на внешних рынках, сократилась до 12%.

В сложившейся ситуации ключевую роль в стабилизации сыграла Российская национальная перестраховочная компания, чьи финансовые ресурсы были значительно увеличены в ответ на введённые санкции. Вместе с тем данное решение сопровождается рядом важных аспектов. Прежде всего, фактическое превращение компании в монопольного участника рынка создаёт предпосылки для возможного роста стоимости перестрахования в ближайшей перспективе. Кроме того, подобный подход означает не распределение рисков между разными странами, а их сосредоточение внутри российской правовой системы, что ограничивает возможности глобальной диверсификации [5].

Еще одной масштабной проблемой, с которой столкнулся российский рынок страховых услуг, являются структурные изменения в области инвестиционной деятельности. В текущих условиях страховые организации столкнулись с дефицитом надежных и доходных инструментов для размещения своих страховых резервов. Если ранее в их распоряжении находился широкий спектр финансовых инструментов, включая активы мирового рынка, что обеспечивало более высокую доходность портфеля, то в настоящее время ее уровень существенно снизился. Параллельно стоит отметить, что на фоне экономической нестабильности наблюдается постепенное снижение платежеспособного спроса населения, и, согласно большинству прогнозов, его восстановления в краткосрочной перспективе не ожидается. Совокупное воздействие этих факторов привело к сокращению клиентской базы страховых компаний, по различным оценкам, на 10-15% [8].

Следующей значимой проблемой, оказывающей влияние на страховой рынок, является дефицит автозапчастей на территории Российской Федерации. Указанное обстоятельство создает существенные препятствия для надлежащего осуществления страхового ремонта в рамках договоров обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Потенциальное решение данной проблемы заключается в двух ключевых направлениях: организация на территории страны собственного производства автомобильных комплектующих либо налаживание механизмов параллельного импорта.

В настоящее время страховые компании нередко рассматривают возможность использования запчастей, бывших в эксплуатации, в качестве временного решения. Однако такой подход сопровождается как юридическими, так и практическими трудностями. На данный момент отсутствуют разработанные и утверждённые стандарты, регулирующие порядок обращения с такими деталями и предъявляющие требования к их техническому состоянию при ремонте. Кроме того, действующая Единая методика расчёта суммы расходов на восстановительный ремонт транспортных средств не предусматривает процедуру определения стоимости работ с учётом применения подержанных компонентов. Вместе с тем нормативные акты не содержат прямого запрета на использование подобных деталей страховщиками при условии получения от заявителя добровольного и осознанного согласия на ремонт с применением бывших в употреблении запчастей.

Использование подержанных автодеталей сопряжено с широким спектром сопутствующих рисков, среди которых наиболее существенными являются:

­­­­­ – Риск несоответствия фактических характеристик детали и ее комплектации заявленным продавцом параметрам, а также оригинальному артикулу.

– Территориальная удаленность продавца, ведущая к увеличению сроков и стоимости логистики.

– Полное отсутствие каких-либо гарантий на качество и работоспособность детали.

– Потенциальное повышение уровня криминогенных рисков, выраженное в росте числа краж автомобилей с целью их последующего разбора и реализации запчастей.

– Отсутствие легальных безналичных механизмов расчетов, что вынуждает проводить операции по купле-продаже исключительно за наличные денежные средства.

В связи с изложенными обстоятельствами президент Всероссийского союза страховщиков выступил с инициативой о законодательном закреплении порядка использования подержанных автозапчастей при проведении восстановительного ремонта в рамках ОСАГО. Формируемый нормативный правовой акт должен содержать комплекс ключевых требований, регламентирующих правил и технических норм, направленных на системное снижение вероятности реализации сопутствующих рисков.

В текущих условиях наибольшее давление со стороны внешних факторов испытывают следующие стратегически важные сегменты страхового рынка.

Страхование выезжающих за границу

Введение санкций существенно повлияло на зарубежные поездки граждан Российской Федерации, приведя к их сокращению. Кроме того, медицинские учреждения в ряде стран начали отказывать туристам из России в оказании услуг. Страховые компании, реагируя на изменившуюся ситуацию, были вынуждены пересмотреть и обновить списки партнерских клиник за рубежом — теперь в них включены только те организации, которые продолжают принимать гарантийные письма российских страховщиков и обеспечивают покрытие расходов на лечение. Вместе с тем со стороны некоторых иностранных медицинских учреждений фиксировались случаи нарушения договорных обязательств: отмечались отдельные отказы предоставлять помощь по страховым гарантиям. Подобная практика наблюдалась, например, в учреждениях сети BDMS в Таиланде (в том числе Bangkok Hospitals), где российским туристам сегодня предлагают медицинское обслуживание исключительно после внесения полной предоплаты наличными средствами.

«Новые» автомобили. Введение ограничительных мер побудило ряд международных автомобильных концернов приостановить свою деятельность на российском рынке. В настоящее время действует запрет на поставки в Россию автомобилей из Европейского Союза стоимостью свыше 50 тысяч евро. Аналогичные ограничения были установлены Соединенными Штатами Америки и Японией, которая запретила экспорт новых и подержанных автомобилей стоимостью выше 6 миллионов иен. Такие производители, как Mercedes-Benz, Audi, BMW, Ford, Jaguar Land Rover, General Motors, Volkswagen, Skoda, Porsche, Mazda и Honda, объявили о приостановке отгрузок новых автомобилей, а центральные дистрибьюторские центры некоторых брендов прекратили отпуск оригинальных запасных частей. Помимо этого, была временно приостановлена работа сборочных заводов Hyundai, Stellantis и Renault, расположенных на территории Российской Федерации. В сложившейся ситуации потребителям целесообразно рассматривать стратегии, направленные на максимальное продление жизненного цикла уже находящихся в эксплуатации транспортных средств.

Уровень интеграции технологий искусственного интеллекта в ключевые страховые процессы, такие как прогнозирование вероятности наступления страховых событий, урегулирование убытков и андеррайтинг, заметно влияет на повышение качества и скорости предоставляемых услуг, а также способствует формированию объективной стоимости страховых продуктов. Современное развитие рынка страхования во многом определяется внедрением новых цифровых решений: искусственного интеллекта, блокчейн-платформ и инструментов машинного анализа данных. Имеются данные, что отказ от использования таких технологических новшеств может привести к снижению доходов компаний отрасли до 5% на среднесрочном горизонте.

Применение искусственного интеллекта в операционной деятельности страховых организаций способствует повышению эффективности бизнеса и оптимизации затрат. Прогнозы экспертов международной консалтинговой компании McKinsey указывают на возможность сокращения операционных расходов предприятий сектора почти на 40% к 2030 году за счёт цифровой трансформации.

Российские страховщики активно осваивают инструменты искусственного интеллекта в различных сферах своей деятельности — от анализа рыночного спроса на отдельные продукты и оценки рискового профиля клиентов до автоматизации процессов урегулирования убытков через интернет-сервисы и улучшения функционала голосовых помощников и чат-ботов.

Среди актуальных вызовов отрасли выделяется проблема информационной безопасности. В первые шесть месяцев 2024 года количество выявленных случаев кибератак в Российской Федерации увеличилось в пятнадцать раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. По оценке генерального директора Страхового Дома ВСК А. Тарковского распределение угроз по секторам экономики выглядит следующим образом: финансовые организации становятся объектом 32% атак, розничная торговля — 15%, логистические компании — 10%, страховые учреждения — 8%, государственные структуры подвергаются атакам в 18% случаев [10].

Дальнейший прогресс страхового сектора во многом зависит от качества внедрения инициатив в области открытых данных, цифровой трансформации медицинского и ипотечного направлений, а также наличия квалифицированных специалистов. Стратегические задачи необходимо реализовывать синхронно в рамках трёх основных векторов.

Первое направление связано с кадровым обеспечением. Для устранения дефицита профильных специалистов целесообразно создать специализированное образовательное учреждение или запустить программы профессиональной подготовки по вопросам анализа и управления киберрисками.

Второй важный аспект — проведение комплексного анализа киберугроз. Малые и средние предприятия по-прежнему недооценивают значение этого направления, тогда как крупные организации часто не осознают истинные масштабы ущерба, который могут причинить киберинциденты. Учитывая быстрое развитие методов и инструментов злоумышленников, существующие меры защиты оказываются недостаточно эффективными. Это повышает значимость систематической оценки цифровых рисков компании и тщательной диагностики уязвимых мест для своевременного выявления возможных сценариев атак в информационной среде.

Третий фокус связан с совершенствованием нормативной базы. Существенно ускорить развитие сегмента киберстрахования может ужесточение ответственности юридических лиц за несанкционированные инциденты с персональными данными пользователей за счёт укрепления правового регулирования. Это особенно актуально на фоне текущих показателей: средний административный штраф по данным правонарушениям значительно ниже потенциального ущерба для компаний.

Значительным шагом в развитии цифровой трансформации медицинского страхования стал проект, инициированный при поддержке Ассоциации Финтех три года назад. В рамках этой инициативы были выделены четыре стратегических направления: создание стандартизированного электронного документа; унификация перечня медицинских услуг для программ обязательного и добровольного страхования, а также коммерческих полисов; организация доступа страховых компаний к анонимизированным медицинским данным; внедрение механизмов онлайн-записи к врачам по договорам добровольного медицинского страхования через портал государственных электронных услуг.

Уже летом данный проект был официально включён в паспорт национального проекта, посвящённого нормативному регулированию цифровой среды на территории Российской Федерации. Совместные разработки Ассоциации Финтех, компаний «Сколково» и «ВСК» были переданы Министерству здравоохранения Российской Федерации для дальнейшего рассмотрения. Эта инициатива наглядно демонстрирует успешную практику взаимодействия государственного сектора с бизнес-структурами, что способствует ускоренному внедрению инновационных решений через отраслевые профессиональные объединения.

Ключевым примером плодотворного сотрудничества Ассоциации Финтех с финансовыми структурами стало создание унифицированного стандарта обмена информацией в ходе пилотной реализации открытых интерфейсов программирования приложений (Open API) между компанией «ВСК» и системой ГЛОНАСС. Реализация этой инициативы направлена на автоматизацию процедур урегулирования убытков по автострахованию. Интеграция данных о дорожных происшествиях позволила значительно упростить процесс регистрации страховых событий. Такое решение особенно востребовано в условиях ограниченного доступа страховщиков к материалам видеонаблюдения и одновременно усиливает меры по минимизации мошеннических действий со стороны недобросовестных клиентов компании «ВСК».

Для укрепления финансовой устойчивости страховой сферы необходимо внедрение целенаправленных экономических мер, стимулирующих учредителей страховых организаций к реинвестированию получаемой прибыли. Такие инициативы должны быть направлены на поэтапное увеличение уставных капиталов за счет их последовательной капитализации. В условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации и с целью повышения конкурентоспособности национальных страховщиков следует рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, предусматривающих поступательное увеличение минимального размера уставного капитала исключительно денежными средствами.

Одновременно возникает необходимость в дальнейшем совершенствовании налоговой системы, регулирующей страховую сферу. Действующие налоговые условия для долгосрочного страхования должны стимулировать формирование у физических и юридических лиц надежной финансовой защиты от основных рисков, выполняя при этом функцию инструмента экономической поддержки.

С целью наращивания инвестиционного потенциала в развитие российской экономики и укрепления гарантий сохранности средств клиентов, инвестируемых через страховые инструменты, важно внедрять механизмы согласованного управления инвестиционной деятельностью страховщиков. Такая координация должна учитывать специфику отдельных направлений страхования и длительность соответствующих договоров, предусматривать выработку стандартных нормативов по структуре инвестиционных портфелей, обеспечение раздельного управления капиталами между сегментами — например, по договорам личного страхования и прочим видам — а также введение стимулов для размещения ресурсов на долгосрочных рынках.

Регламентация процесса инвестирования резервных фондов по обязательным видам и индивидуальному страхованию должна строиться с акцентом на снижение потенциальных инвестиционных рисков. Эффективное развитие отечественного рынка требует постоянного внимания со стороны государственных органов регулирования страхового дела наряду с усилением антимонопольного контроля за структурой отрасли.

В условиях текущей макроэкономической ситуации страховым организациям целесообразно сосредоточить внимание на расширении инвестиционного портфеля за счёт активов внутреннего рынка и поиске новых, ранее неиспользованных, источников доходности. Существенное значение приобретает массовое внедрение инновационных технологических решений и применение современных финансовых инструментов для повышения эффективности капитала.

Настоящий этап развития страховой отрасли характеризуется неоднозначными настроениями участников: с одной стороны, сохраняется осторожность в оценках дальнейших перспектив, с другой — наблюдаются признаки сдержанного оптимизма. Компании сталкиваются с трудностями как при совершенствовании своих продуктов, так и в процессе их эксплуатации. Например, на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) существуют значительные административные барьеры при реализации системы возмещения убытков в натуральной форме. Дополнительное давление оказывает уход ряда ведущих поставщиков информационных технологий и оборудования для отрасли; это затрудняет своевременное внедрение новых цифровых сервисов для клиентов и увеличивает операционные расходы компаний. Тем не менее анализ прошедших периодов подтверждает высокую адаптивность российского страхового рынка к сложным трансформационным процессам.

Профессиональные навыки специалистов отрасли вместе с практиками регулирующих органов создают необходимые условия для сокращения возможных убытков сектора и формируют основу новой стратегии устойчивого развития.

На 2025 год в области цифровизации прямого страхования значительных изменений не ожидается. В сегменте обязательного автострахования основное движение поступлений будет связано преимущественно с корректировкой тарифов. Рост объема премий по каско, напротив, обусловлен увеличением стоимости транспортных средств, а не расширением рынка новых автомобилей. Прогнозируется также рост показателей в ключевых направлениях: корпоративное и личное страхование жизни, добровольное медицинское страхование и полисы от несчастных случаев. На эти изменения окажет заметное влияние инфляция. Следует выделить трансформацию профессиональных взаимодействий: брокеры всё активнее развивают персонализированное консультирование при подготовке многоуровневых предложений для клиентов. Одновременно сохраняется акцент на развитие онлайн-продаж страховых продуктов, которые продолжают набирать популярность среди потребителей.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы был применен комплекс взаимодополняющих методов. Исследование базировалось на аналитической обработке актуальных проблем страховой отрасли, которая включала мониторинг и синтез данных из официальных публикаций Банка России, отраслевой статистики, а также научной литературы, посвященной вызовам развития финансового сектора в условиях санкционного давления.

В качестве основного метода исследования использовался гипотетико-дедуктивный метод, позволивший на основе выдвинутого предположения о системных ограничениях вывести и проверить частные следствия, касающиеся состояния перестрахования, инвестиционной деятельности и информационной прозрачности. Для оценки динамики ключевых показателей (страховые премии, выплаты, структура портфеля) и идентификации уязвимых сегментов рынка (ОСАГО, страхование выезжающих за рубеж, корпоративное страхование) применялись методы сравнительного и структурного анализа.

Важную роль сыграл метод научного прогнозирования, использованный для разработки сценариев развития рынка на основе экстраполяции выявленных тенденций, таких как цифровизация, рост киберрисков и трансформация потребительского поведения. Эмпирическую базу исследования дополнили результаты экспертного опроса, проведенного информационным агентством «Интерфакс», что позволило верифицировать выводы на основе мнений профессионального страхового сообщества.

Проведенный анализ позволил выявить и систематизировать ключевые проблемы и драйверы развития российского страхового рынка в новых макроэкономических условиях:

1.  Информационная непрозрачность. Подтверждено, что решение Банка России о прекращении раскрытия детализированной отчетности страховщиков создало значительный информационный вакуум. Согласно результатам опроса (Интерфакс, ноябрь 2025 г.), 85% руководителей страховых компаний отмечают негативное влияние этого фактора на возможности стратегического планирования и конкурентного анализа.

2.  Кризис в сфере перестрахования. Установлено, что доступ российских компаний к международным рынкам перестрахования сократился с 70% до 12% по крупным рискам. Концентрация рисков в Российской национальной перестраховочной компании, несмотря на ее укрепление, создает предпосылки для роста цен и снижения возможностей глобальной диверсификации.

3.  Трансформация инвестиционной деятельности. Выявлено сужение спектра надежных инвестиционных инструментов для страховых резервов, что привело к снижению доходности портфелей. Сокращение платежеспособного спроса населения обусловило уменьшение клиентской базы страховщиков на 10-15%.

4.  Проблемы в сегменте ОСАГО. Дефицит автозапчастей и отсутствие правового регулирования использования подержанных деталей создают системные препятствия для страхового ремонта. Идентифицированы основные риски такого подхода: несоответствие качества, логистические сложности, отсутствие гарантий.

В современных условиях исследование проблем развития страхового сектора и разработка мер по обеспечению устойчивости рынка страховых услуг приобретают особую социально-экономическую значимость. Экономические кризисы, с одной стороны, актуализируют необходимость расширения страховой защиты для всех экономических субъектов, а с другой — формируют неблагоприятный макроэкономический фон, сдерживающий развитие страхования наравне с другими отраслями. Институт страхования выполняет ключевую функцию компенсации убытков, предоставления социальных гарантий и реализации превентивных мер, направленных на охрану жизни и здоровья населения, повышение безопасности и производственной культуры, что в совокупности обеспечивает защиту имущественных интересов как страхователей, так и застрахованных лиц.

Ухудшение макроэкономической конъюнктуры отрицательно влияет на ключевые параметры страхового рынка. Это проявляется в замедлении динамики базовых показателей (объем страховых премий и выплат), а также в негативной трансформации относительных индикаторов (уровень убыточности, рентабельность, ликвидность, степень охвата страхового поля, структура страхового портфеля).

Экономический спад в национальной экономике и ее отдельных отраслях дестабилизирует фундаментальные факторы развития страхового рынка, включая платежеспособный спрос населения, объемы потребительского и автокредитования, а также активность на рынках ипотеки, автомобильных продаж и туристических услуг.

 

 

Список литературы

1. Белозёров С. А., Чернова Г. В., Калайда С. А. Современные факторы развития российского страхового рынка // Страховое дело, 2021, № 6. с. 31–35.

2. Брызгалов Д. В., Грызенкова Ю. В. Перспективы цифровизации страхового дела в России // Финансовый журнал, 2020, № 3, с. 76–89.

3. Вера Склярова. О кризисе и вызовах времени // Коммерсантъ, 2022, № 212.

4. Гришина О. А. Проблемы функционирования и драйверы роста российского страхового рынка в условиях коронакризиса // Финансы и кредит, 2021, № 3 (807), с. 540–560.

5. Дрюк Т. В. Страховой рынок России: современное состояние и проблемы функционирования // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2020, № 1 (29), с. 62–70.

6. Жигас М.Г. Перспективы развития страхования в условиях кризиса // Бюджетная политика, 2022, № 7, с 45-53.

7. Иванова И. И. Актуальные проблемы страхового рынка в России // Молодой ученый, 2025, № 556, с. 12-23.

8. Петров П. П. Развитие страхового рынка России в условиях санкций // Российская экономика, 2022, № 3, с. 77-89.

9. Прокопьева Е. Л. Книга (монография). Монография по экономике страхования. М.: Изд-во РГБ, 2023. — 250 с.

10. Прокопьева Е. Л. Современный страховой рынок России: проблемы и потенциал развития // Финансы и кредит, 2020, Т. 25, № 1. С. 177–195.


Войти или Создать
* Забыли пароль?