Россия
с 01.01.2016 по 01.01.2020
Балашиха, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 339.3 Внутренняя торговля
Актуальность исследования обусловлена возрастающим вкладом крупных онлайн-маркетплейсов Wildberriesи Ozon в формирование общего объема онлайн-продаж и торгового оборота в России. Цель исследования связана с выявлением характерных особенностей работы и тенденций развития крупных маркетплейсов России. В исследовании нашли отражение теоретические аспекты организации работы крупных маркетплейсов, проведенный анализ показал, что Wildberriesи Ozon в 2024 г. сформировали более 70% общего количества заказов и 50% общего объема розничных онлайн-продаж в России, усиливая доминирование по сравнению с другими маркетплейсами (Яндекс.Маркет, Мегамаркет, Aliexpress). Для поддержания лидерства крупные маркетплейсы осуществляют масштабные инвестиции в физическую и цифровую инфраструктуру, задействуют экосистемный подход, предлагая участникам финансовые и банковские услуги, пакеты услуг, дополняющие реализуемые товары. В перспективе доминирование крупных маркетплейсов в России сохранится, все большее значение будут приобретать персонализированные продажи на основе цифровых технологий, а экспансия на рынки дружественных стран позволит малым и средним предприятиям наладить экспортные поставки с меньшими издержками и рисками.
маркетплейс, агрегатор, электронная коммерция, цифровая платформа, онлайн продажи
1. Дубровин, М.С. Инструменты реализации маркетинговых стратегий маркетплейсов / М.С. Дубровин, А.Ю. Анисимов // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 3. – С. 755–758.
2. Goncalves, M. «Navigating through the digital swamp»: assessing SME propensity for online marketplaces / M. Goncalves, F. Ferreira, M. Dabic, J. Ferreira // Review of Managerial Science. – 2024. – Vol. 18. – P. 2583–2612.
3. Cano, J. Sustainable business models of e-marketplaces: An analysis from the consumer perspective / J. Cano, A. Londono-Pineda, E. Campo, S. Fernandez // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2023. – Vol.9. – Issue 3 [Электронный ресурс]. – URL: sciencedirect.com/science/article/pii/S2199853123002238 (дата обращения: 25.06.2025).
4. Шендрик, П.В. Теоретические особенности функционирования маркетплейсов / П.В. Шендрик // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – № 10. – С. 1–8.
5. Зуенкова, Ю.А. Маркетплейсы и их роль в развитии рынка страхования / Ю.А. Зуенкова, К.А. Шаурова, С.П. Кумзеров // Практический маркетинг. – 2024. – № 3. – С. 34–39.
6. Mbanefo, C. Unveiling the core elements of platform ecosystem development: a systemic lens for value co-creation in small and medium enterprises and orchestrators / C. Mbanefo, S. Grobbelaar // Management Review Quarterly. – 2024. – Vol. 75. – P. 1575–1618.
7. Попенкова, Д.К. Трансформация роли маркетплейсов / Д.К. Попенкова // Проблемы экономики и юридической практики. – 2023. – Т. 19. – № 2. – С. 284–291.
8. Сурай, Н.М. Маркетплейсы как драйвер развития электронной коммерции / Н.М. Сурай, Н.А. Теплая, В.А. Баскаков, П.С. Бурланков // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 5. – С. 154–157.
9. Локтионова, Е.В. Оценка эффективности выполнения логистических операций маркетплейсов / Е.В. Локтионова // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2022. – № 4. – С. 134–137.
10. Conley, B. 2025 eCommerce trends: the future of marketplaces, retail media and B2B growth / B. Conley // MIRAKL [Электронныйресурс].–URL: mirakl.com/blog/2025-ecommerce-trends (датаобращения: 26.06.2025).
11. 51 eCommerce Statistics In 2025 (Global and U.S. Data) // Sellers Commerce [Электронныйресурс].–URL: sellerscommerce.com/blog/ecommerce-statistics (датаобращения: 26.06.2025).
12. Власова, Н.С. Маркетплейсы как модель электронной коммерции. Их роль в современной экономике и экономическая эффективность маркетплейсов / Н.С. Власова, Ж.И. Албаева, К.И. Куник, С.И. Кузнецова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 1. – С. 92–97.
13. Интернет-торговля в России 2025 // DataInsight [Электронный ресурс]. – URL: datainsight.ru/DI_eCommerce_2025 (дата обращения: 27.06.2025).
14. Маркетплейсы в России // TADVISER [Электронный ресурс]. – URL: tadviser.ru/index.php/Статья: Маркетплейсы в России (дата обращения: 26.06.2025).
15. Загвоздкина, К. Объединенная компания Wildberriesи Russотчиталась о прибыли за 2024 год / К. Загвоздкина // Forbes [Электронный ресурс]. – URL: forbes.ru/biznes/533847-ob-edinennaa-kompania-wildberries-i-russ-otcitalas-o-pribyli-za-2024-god (дата обращения: 27.06.2025).
16. Представлен рейтинг крупнейших маркетплейсов Европы – Wildberriesи Ozonв первой пятерке // MyFIN [Электронный ресурс]. – URL: myfin.by/article/rynki/29937-predstavlen-rejting-krupnejsih-marketplejsov-evropy-wildberries-i-ozon-v-pervoj-paterke (дата обращения: 27.06.2025).
17. Корочкина, А. Wildberriesи Russанонсировали запуск продажи услуг на своей платформе / А. Корочкина // Forbes [Электронный ресурс]. – URL: forbes.ru/biznes/525848-wildberries-i-russ-anonsirovali-zapusk-prodazi-uslug-na-svoej-platforme (дата обращения: 27.06.2025).
18. В Wildberries собрались выходить на новые рынки. Какие рынки в ближайших планах? // MyFin [Электронный ресурс]. – URL: myfin.by/article/rynki/v-wildberries-sobralis-vyhodit-na-novye-rynki-kakie-strany-v-blizaisih-planah (дата обращения: 02.07.2025).
19. Годовой отчет 2024 // OzonHoldings [Электронныйресурс]. – URL: cdn1.ozone.ru/s3/sigma-static-e93b3ad2-6f0b-4ad0-a53e-192ad6466704/Ozon_Годовой_отчет_2024.pdf(дата обращения: 04.07.2025).
20. Плохута, Е. Новый закон о маркетплейсах 2025: изменения, требования и последствия / Е. Плохута // Бизнес.ру [Электронный ресурс]. – URL: business.ru/article/5668-zakon-o-marketpleysah (дата обращения: 24.07.2025).
21. Что ждет маркетплейсы в 2025 году // РБК [Электронный ресурс]. – URL: rbc.ru/story/6747269b9a794774fe0c21df (дата обращения: 25.07.2025).
22. Nikoletos, G. Digital marketplaces in European research landscape: A systematic literature review / G. Nikoletos, I. Papoutsoglou, G. Spanos, A. Nizamis // Open Res Europe 2024. – Vol. 4 [Электронныйресурс].–URL: open-research-europe.ec.europa.eu/articles/4-223 (датаобращения: 25.06.2025).




