сотрудник
В настоящей научной статье проводится комплексный анализ экономической структуры и приоритетов развития Республики Дагестан в рамках теорий регионального экономического развития. Исследование рассматривает трансформацию экономики Дагестана от депрессивной системы к диверсифицированной региональной экономике с потенциалом устойчивого развития. Посредством системного анализа статистических данных, стратегических документов и текущих инициатив развития в статье идентифицированы ключевые сектора, стимулирующие экономический рост, включая сельское хозяйство, энергетику, туризм и логистику. Исследование подчеркивает стратегическую важность модернизации инфраструктуры, внедрения инноваций и развития кластеров для преодоления структурных дисбалансов. Статья предлагает концептуальную модель регионального развития, балансирующую экономический рост с социальными и экологическими приоритетами, предоставляя конкретные практические рекомендации, применимые не только к Республике Дагестан, но и к другим горным регионам Российской Федерации. Результаты исследования свидетельствуют, что целевые инвестиции в стратегические сектора в сочетании с институциональной поддержкой и внедрением инноваций могут эффективно разрешать вызовы, с которыми сталкиваются депрессивные экономики при одновременном содействии их устойчивому развитию.
структура экономики, региональная экономика, приоритеты развития, устойчивое развитие, инновации, технологии, отраслевая структура, диверсификация, депрессивная экономика, модель развития региона
Введение
Республика Дагестан – это уникальный регион, сочетающий удивительные географические характеристики, разнообразный этнический состав и сложные социально-экономические противоречия. Как регион со значительным потенциалом, но сталкивающийся со структурными ограничениями, Дагестан наглядно демонстрирует парадокс депрессивных экономик, обладающих существенными возможностями для развития. Актуальность данного исследования проистекает из стратегической важности Дагестана в пределах Северо-Кавказского федерального округа и его продолжающейся экономической трансформации, что подтверждается прогнозируемым ростом валового регионального продукта (ВРП) субъекта до более чем 1,2 трлн рублей к концу 2024 года. Данное исследование заполняет важный пробел в региональных экономических исследованиях, предоставляя комплексный анализ экономической структуры Дагестана, приоритетов развития и потенциальных направлений к устойчивому развитию региона.
Цель исследования заключается в анализе современной экономической структуры Республики Дагестан, идентификации ключевых приоритетов развития и разработке концептуальной модели регионального развития, интегрирующей принципы диверсификации, инноваций и устойчивости. Конкретные задачи включают: оценку отраслевой структуры региональной экономики; анализ стратегических документов и программ развития; оценку инновационного потенциала и технологической модернизации; идентификацию структурных дисбалансов и ограничений развития; и формулирование рекомендаций по оптимизации модели регионального развития.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в его вкладе в понимание механизмов трансформации депрессивных региональных экономик, в то время как его практическая ценность состоит в разработке прикладных рекомендаций по оптимизации стратегии развития Дагестана. Исследование использует системный подход, включая анализ статистических данных, стратегической документации и лучшие практики регионального развития.
Методология и методы исследования
Исследование регионального экономического развития требует многомерного подхода, который учитывает структурные характеристики, ресурсный потенциал, институциональную среду и пространственные факторы. Данное исследование основано на теориях регионального развития, включая концепции «полюсов роста» (Ф. Перру) [1, 2], «центр-периферия» (Дж. Фридман) [3] и «новой экономической географии» (П. Кругман) [4, 5]. Для анализа Дагестана как региона с элементами экономической депрессии концептуальная рамка «депрессивной территории» представляет важную особенность, подчеркивая необходимость целевой государственной поддержки и структурной трансформации.
Методологическая основа данного исследования включает:
- системный анализ экономической структуры и ее трансформационной динамики,
- сравнительный метод для оценки региональной специализации в рамках Российской Федерации,
- стратегический анализ официальных документов и программ развития,
- статистический анализ экономических показателей и тенденций развития,
- SWOT-анализ для комплексной оценки факторов развития.
Информационная база исследования основывается на комплексном применении данных Федеральной службы государственной статистики; стратегических документов Республики Дагестан; материалов Министерства экономики и территориального развития Дагестана; аналитических обзоров и публикаций в специализированных изданиях; и результатах прикладных исследований по региональной экономике.
Методологическая основа исследования в обобщенном и структурированном виде представлена в таблице 1.
Таблица 1
Методологическая основа исследования
|
Аспект исследования |
Методологический подход |
Источники данных |
|
Анализ экономической структуры |
Отраслевой и структурный анализ |
Статистические данные, структура ВРП |
|
Приоритеты развития |
Стратегический анализ |
Стратегии регионального развития, государственные программы |
|
Инновационный потенциал |
Сравнительный анализ |
Данные об инновационной активности, технологическом внедрении |
|
Устойчивое развитие |
Системный подход |
Экологические программы, индикаторы социального развития |
Ограничения исследования включают неполноту статистических данных по отдельным показателям и динамичный характер экономических процессов, которые могут опережать публикацию официальной статистики. Тем не менее, проведенный анализ позволяет выявить ключевые тенденции и сформулировать обоснованные выводы о модели развития Республики Дагестан.
Анализ экономической структуры Республики Дагестан
Экономика Республики Дагестан демонстрирует позитивную динамику в последние годы, причем рост ВРП значительно опережает среднероссийские показатели. Согласно прогнозам, объем ВРП Дагестана превысит 1,2 трлн. рублей к концу 2024 года. Этот рост в значительной степени обусловлен увеличением инвестиционной активности, которая выросла на 5% в 2023 году, в основном за счет собственных ресурсов предприятий, средств населения и заемного капитала. Наиболее значительный рост инвестиций наблюдается в строительстве, сельском хозяйстве и туризме.
Важным макроэкономическим показателем, определяющим уровень социально-экономического развития региона, является валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения, который демонстрирует устойчивый рост – с 228,3 тыс. руб. в 2019 году до 321,2 тыс. руб. в 2023 году (Таблица 2).
Таблица 2
Производство ВРП по Республике Дагестан за 2019-2023 годы
|
Показатель |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млрд руб. |
713,7 |
740,8 |
802,5 |
877,0 |
1 034,7 |
|
Индекс физического объема ВРП (в постоянных ценах; в % к предыдущему году) |
100,9 |
99,3 |
102,7 |
101,9 |
105,2 |
|
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. /чел. |
228,3 |
235,0 |
252,7 |
274,2 |
321,2 |
|
Индекс физического объема ВРП на душу населения, (в % к предыдущему году) |
100,0 |
98,5 |
102,0 |
101,2 |
104,5 |
|
Доля ВРП Республики Дагестан в суммарном валовом региональном продукте субъектов РФ, в % |
0,8 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
На основании представленных в таблице 2 статистических данных можно констатировать устойчивую положительную динамику валового регионального продукта Республики Дагестан в анализируемом периоде. ВРП в текущих ценах демонстрирует непрерывный рост: в 2019 г. – 713,7 млрд руб., в 2023 г. – 1 034,7 млрд руб. Прирост ВРП республики за анализируемый период составил 321 млрд руб. (45% за пять лет). Следует отметить, что наиболее существенный прирост наблюдался в 2023 году (157,7 млрд руб.), что свидетельствует об ускорении темпов экономического развития региона.
Анализ индексов физического объема ВРП в постоянных ценах позволяет оценить реальную динамику экономического роста, исключая инфляционную составляющую: в 2020 г. изменение ВРП составило 99,3% (незначительное сокращение на 0,7%, обусловленное пандемией COVID-19), в 2021 г. – 102,7% (восстановительный рост), в 2022 г. – 101,9% (умеренный рост), в 2023 г. – 105,2% (максимальный показатель за рассматриваемый период).
Валовой региональный продукт на душу населения является индикатором уровня благосостояния населения региона и демонстрирует положительную тенденцию. Индексы физического объема ВРП на душу населения практически коррелируют с общими индексами ВРП, что свидетельствует об относительной стабильности демографической ситуации в регионе.
Доля ВРП Республики Дагестан в суммарном валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации демонстрирует тенденцию к сокращению: в 2019-2020 гг. она составляла 0,8%, в 2021-2023 гг. – 0,7-0,6%. Снижение удельного веса ВРП региона в общероссийском показателе может быть обусловлено несколькими факторами: более высокими темпами роста экономики в других регионах РФ, структурными особенностями экономики республики, различной динамикой инфляционных процессов в регионах.
Таким образом, Республика Дагестан демонстрирует устойчивый рост основных макроэкономических показателей на протяжении всего анализируемого периода. Показатели 2023 года свидетельствуют об ускорении темпов экономического развития региона. Увеличение ВРП на душу населения на 40,7% за пять лет указывает на повышение уровня жизни населения. Сокращение доли республики в общероссийском ВРП требует дополнительного анализа структурных факторов и разработки мер по повышению конкурентоспособности региональной экономики.
Несмотря на отмеченные выше позитивные тенденции, Республика Дагестан остается одним из наиболее дотационных регионов России, причем уровень дотационности достигал 72,8%бюджета в 2024 году. Уровень дотационности субъекта Российской Федерации – это показатель, отражающий долю дотаций из федерального бюджета в объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.Это указывает на сохраняющиеся структурные проблемы в региональной экономике республики, требующие целенаправленных мер по увеличению фискальной независимости.
Уровень безработицы также остается значительным социально-экономическим вызовом. В I квартале 2024 г. численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в среднем по республике составила 1424,2 тыс. человек (почти половина населения республики), из них 88,1% классифицировались как занятые экономической деятельностью и 169,3 тыс. человек – как безработные (в соответствии с критериями Международной Организации Труда), т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю[6]. По сравнению с I кварталом 2023 г. рабочая сила республики увеличилась на 0,1%, а занятое – на 1,1% (Рисунок 1).

Рис. 1. Показатели рабочий силы Республики Дагестан, %
В общей численности занятого населения 44,9% – женщины. Средний возраст данной группы – 40,7 лет, почти 57,5% имеют высшее или среднее профессиональное образование. Доля женщин, имеющих высшее или среднее профессиональное образование составила 61,9%, мужчин – 54%. Общая численность безработных по сравнению с аналогичным периодом 2023 г. уменьшилась на 0,9%. Особенно остро проблема безработицы проявлена в сельских и горных районах. Население, проживающее ниже черты бедности, составляло 12,8% в 2023 году, что указывает на необходимость более эффективных мер социальной политики.
Отраслевая структура экономики Дагестана отражает его природно-ресурсный потенциал и исторические особенности развития. Ключевые сектора включают сельское хозяйство, промышленность, энергетику и туризм, каждый из которых имеет определенную динамику развития и потенциал.
Сельскохозяйственный сектор играет ключевую роль в региональной экономике республики, составляя 16,5% ВРП и обеспечивая трудовыми местами около 30% экономически активного населения. Дагестан занимает лидирующие позиции в России по нескольким направлениям аграрного сектора: первое место по поголовью овец и коз (21,3% от общероссийского объема), первое место по производству овощей (8,6%) и первое место по производству винограда (около одной трети российских объемов). Республика полностью самообеспечена в картофеле и молоке, в то время как производство овощей превышает местное потребление в два раза. Особенно перспективными являются рисоводство (второе место в России по занимаемой площади), плодоводство и виноградарство, с валовым сбором плодов 302,0 тыс. тонн в 2024 году (максимум за последнее десятилетие).
Промышленный сектор вносит приблизительно 6,6-6,8% в ВРП, но демонстрирует высокие темпы роста, с индексом промышленного производства 105,5% в 2024 году (123,8 в 2023 году). Наиболее динамичное развитие показывают обрабатывающие производства (рост 119,2%). Важное значение для региона имеют пищевая переработка (включая рыбопереработку), легкую промышленность, химическое производство, машиностроение и производство строительных материалов. Промышленному росту способствует развитие промышленных парков – в настоящее время в республике действуют пять промышленных парков («Долина новых идей и технологий», «КИП Пром Каспий», «Фотон», «Кристалл Сити», «Кайтаг»).
Энергетический сектор характеризуется преобладанием гидрогенерации, составляющей почти весь объем производства электроэнергии. В Дагестане действуют 18 электростанций общей мощностью 1905,13 МВт, включая 17 ГЭС, одну ТЭЦ и одну СЭС. Среднегодовое производство электроэнергии в средний по водности год составляет 5086 млн кВт/ч. Высокогорные реки региона обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом, оцениваемым до 55 млрд кВт/ч в год. Планы включают строительство новой ГЭС на реке Аварское Койсу мощностью 49,8 МВт [7].
Туристический сектор становится ключевым элементом экономики Дагестана, с туристическим потоком, увеличивающимся на 15-20% ежегодно. В 2024 году республику посетили 1 695 тыс. туристов, что делает ее одним из самых популярных туристических направлений в России. Природные и культурные достопримечательности республики включают Сулакский каньон, крепость Нарын-кала в Дербенте, Самурский субтропический лес и бархан Сарыкум [8].
Таблица 3
Отраслевая структура экономики Республики Дагестан
|
Экономический сектор |
Вклад в ВРП |
Занятость |
Динамика развития |
Конкурентные преимущества |
|
Сельское хозяйство |
~16,5% |
~30% |
Стабильный рост |
Лидирующие позиции в производстве овощей, винограда и шерсти |
|
Промышленность |
~6,6-6,8% |
~22 тыс. |
Высокие темпы роста |
Развитие промышленных парков, рост легкой промышленности |
|
Энергетика |
н/д |
н/д |
Стабильная |
Высокая доля ГЭС, значительный гидропотенциал |
|
Туризм |
н/д |
н/д |
Быстрый рост (15-20% ежегодно) |
Уникальные природные и культурные объекты |
Внешнеторговый оборот Дагестана остается достаточно скромным, что отражает ориентацию региональной экономики на внутренние российские рынки. По данным пресс-конференции, посвящённой внешнеэкономической деятельности Дагестана за 9 месяцев 2024 года, внешнеторговый оборот республики увеличился на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Основные партнеры по экспорту включают Азербайджан и Беларусь, в то время как импорт поступает из Азербайджана, Ирана, Грузии, Китая, Турции, Италии, Венгрии, Украины и ОАЭ.
Инвестиционный климат постепенно улучшается за счет создания особых экономических зон, промышленных парков и реализации мер поддержки предпринимателей. Ключевыми факторами, привлекающими инвестиции, являются рекреационный потенциал, сельскохозяйственные ресурсы и стратегическое географическое положение на пересечении транспортных маршрутов. Значительные инвестиционные проекты реализуются в сельскохозяйственной переработке, туристической инфраструктуре и логистике.
Приоритеты развития и экономическая диверсификация
Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2030 года определяет ключевые приоритеты регионального развития, фокусируясь на преодолении структурных ограничений и раскрытии существующего потенциала. Стратегия основана на комплексном подходе, балансирующем экономические, социальные и экологические аспекты развития.
Основные стратегические приоритеты развития республики включают:
1. Развитие человеческого капитала, социальная защита и безопасность населения.
2. Повышение качества и доступности территориальной инфраструктуры.
3. Развитие экономики и предпринимательства.
4. Устойчивое пространственное и экологическое развитие.
5. Развитие научно-технологической базы экономики и ее цифровизация.
6. Формирование социального капитала.
7. Формирование современной экономической и управленческой модели развития.
Перечисленные приоритеты отражают необходимость комплексной трансформации региональной экономики, направленной как на решение структурных экономических проблем, так и социальных вызовов.
Стратегия идентифицирует несколько прорывных проектов, предназначенных для стимулирования экономического роста и структурной трансформации [9, 10]:
- Создание перспективного центра экономического роста «Махачкалинская агломерация» в 2025-2030 годах, приведение инфраструктуры к нормативному состоянию и нормальному режиму функционирования.
- Развитие дагестанского участка Международного транспортного коридора «Север-Юг» (с обновлением проекта «Каспийский хаб»), формирование торгового, транспортного и логистического комплекса Республики Дагестан.
- Обеспечение Республики Дагестан элементами базовой инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение с современными очистными сооружениями, электроснабжение, газо- и теплоснабжение, обращение с коммунальными и промышленными отходами) в полном объеме, с гарантированным режимом функционирования.
- Комплексное развитие Дербента до 2026 года и организация туристских кластеров Республики Дагестан в 2025-2030 годах.
- Создание особых экономических зон на территориях Кизлярского, Ногайского, Бабаюртовского и Тарумовского районов, городов Кизляра и Южно-Сухокумска, и сельскохозяйственное развитие северной территориальной зоны Республики Дагестан.
Кластерный подход к организации экономики является ключевым элементом стратегии развития [11]. Стратегия предусматривает кластерную организацию экономики Дагестана: развитие агропромышленных комплексов, транспортно-логистических комплексов, обувной, мебельной и стекольной промышленности республики, увеличение поставок их продукции на внешние рынки.
Развитие горных территорий представляет особый приоритет учитывая их социо-экономическое отставание и уникальный природно-ресурсный потенциал. Реализация государственной программы «Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан» направлена на поддержку предпринимательских инициатив и населения, занятого в личных подсобных хозяйствах. За последние три года в рамках этой программы одобрены 645 заявок бизнеса и населения.
Развитие горных районов основано на принципе адаптивного развития, учитывающего как природные особенности, так и социокультурные особенности местных сообществ. Ключевые направления включают развитие экотуризма, органического сельского хозяйства[12], ремесленного производства и цифровых услуг, которые могут обеспечить устойчивые источники дохода без разрушения природной среды. Создание образовательных центров, развитие удаленных форм работы и поддержка местного предпринимательства могут фундаментально изменить социо-экономический ландшафт горных регионов[13].
Технологическая модернизация играет ключевую роль в трансформации экономической структуры Дагестана, затрагивая как традиционные сектора, так и создавая новые виды экономической деятельности. В сельском хозяйстве инновации проявляются в развитии интенсивного садоводства, питомниководства и тепличного овощеводства[14]. Применение современных агротехнологических методов, включая капельное орошение и фитомелиорацию, помогает повысить продуктивность при сохранении природных ресурсов.
В промышленном производстве инновации связаны с развитием новых отраслей, таких как композитные материалы, водородная энергетика, добыча лития и производство карбоната лития. Создание технопарков («Композитные материалы и волокна», «Сулак Композит», IT-парк полного цикла «Идея-Серия» и «Фотон») способствует внедрению инновационных решений в производство.
Энергетический сектор развивает инновационные подходы через создание кластера возобновляемой энергетики в Республике Дагестан (развитие Самурского энергокластера, строительство солнечных электростанций). Это соответствует глобальным тенденциям «зеленой» энергетики и способствует устойчивому развитию региона.
Цифровая трансформация затрагивает различные сферы экономики и общества Дагестана. Развитие IT-парка полного цикла «Идея-Серия» создает условия для формирования региональной IT-индустрии. Цифровизация государственных услуг улучшает инвестиционный климат и качество жизни населения.
В горных районах обеспечение качественной интернет-связи дает доступ к образованию, медицине и удаленной занятости. Создание современных коворкинг-зон с высокоскоростным интернетом и комфортной инфраструктурой в районных центрах помогает удерживать молодежь и привлекать в регион новые ресурсы.
Реализация инновационных технологий в развитии инфраструктуры особенно важна для Дагестана. В дорожном строительстве используются геосинтетические материалы для стабилизации основания, армирования насыпей и укрепления дорожной одежды. Эти решения значительно увеличивают структурную стабильность и продлевают срок службы дорожного покрытия. Другой инновацией является использование армирующих прослоек в асфальтобетонном покрытии. Эта технология предотвращает образование трещин и увеличивает несущую способность дорог. Такие инновации особенно актуальны для горных районов, где инженерная инфраструктура требует специальных подходов и решений.
В сфере обращения с отходами инновационные подходы реализуются через создание современных объектов по извлечению вторичных материальных ресурсов. Строительство трех мусоросортировочных комплексов и трех полигонов общей мощностью переработки 950000 тонн/год позволит извлекать вторичные материальные ресурсы и направлять их на дальнейшую переработку, тем самым минимизируя отходы, направляемые на размещение.
Ключевым элементом стратегии развития Республики Дагестан является экологическая устойчивость, что связано с уникальными природными ресурсами региона и уязвимостью к антропогенному воздействию. Республика сталкивается с серьезными экологическими вызовами, включая ежегодное образование отходов, превышающее 1 млн. тонн, во многом связанное с увеличением туристического потока в последние годы. При отсутствии инфраструктуры переработки все отходы направляются на существующие полигоны для размещения.Реализация новой системы обращения с отходами предусматривает создание современного инфраструктурного комплекса. Согласно обновленной Территориальной схеме, республика разделена на Махачкалинскую, Дербентскую и Хасавюртовскую территориальные зоны. В каждой зоне будет создан мусоросортировочный комплекс и объект размещения отходов. Этот подход обеспечит полный цикл движения отходов, включая отбор вторичных материальных ресурсов для дальнейшей переработки, тем самым минимизируя объемы отходов для размещения.
Сохранение водных ресурсов является еще одним важным экологическим аспектом. Россия обладает вторыми по величине запасами пресной воды в мире, что является не только наследием, но и огромной ответственностью. Ведутся работы по экологической реабилитации рек и озер – в регионах Северо-Кавказского федерального округа расчищено более 37 км водных объектов, завершена экологическая реабилитация более 57 га территорий. К 2030 году на Северном Кавказе будет восстановлено почти 40 км водных объектов до первоначального состояния, создав комфортные условия проживания для 66 000 человек.
Социальная устойчивость в Дагестане требует решения нескольких вызовов, включая бедность, безработицу и отток населения из горных районов [15]. Уровень бедности составлял 12,8% в 2023 году, подчеркивая необходимость более эффективных мер социальной политики. Отток населения из горных районов вызван отсутствием инфраструктуры и нехваткой рабочих мест, вынуждая людей покидать свои дома и переезжать в города.
Преодоление перечисленных и других вызовов требует комплексного подхода, включающего:
- Поддержку местных брендов, создание централизованных маркетинговых сервисов и сбыта местной продукции – сыров, меда, эфирных масел, шерсти, изделий народных промыслов;
- Развитие экологического агротуризма, строительство сетей небольших гостевых домов или глэмпингов;
- Обучение местных жителей в качестве проводников-инструкторов;
- Стимулирование «цифровых кочевников» через создание современных коворкинг-зон с высокоскоростным интернетом и комфортной инфраструктурой в районных центрах.
Названные меры помогут создать устойчивые источники дохода для горного населения при сохранении природной среды и культурного наследия.
Экономическая устойчивость в Республике Дагестан достигается через диверсификацию и создание сбалансированной экономической структуры. Региону необходимо сокращать свою зависимость от федеральных дотаций через развитие собственного экономического потенциала. Ключевые направления диверсификации включают:
- развитие экспортно-ориентированного сельскохозяйственного производства,
- создание современной индустрии туризма и рекреации,
- развитие транспортно-логистических услуг в рамках Международного транспортного коридора «Север-Юг»,
- поддержку малого и среднего предпринимательства в различных секторах экономики.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» играет особую роль в обеспечении экономической устойчивости, соединяя Россию с Ираном, Индией, Китаем и другими странами Азии и Ближнего Востока. Грузопоток по коридору растет ежедневно и согласно плановым показателям достигнет 35 млн к 2030 году. Выгодное географическое положение Республики Дагестан на пересечении транспортных потоков создает предпосылки для опережающего экономического развития региона.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать несколько фундаментальных выводов о структуре и приоритетах развития экономики Республики Дагестан. Во-первых, экономика Дагестана находится в процессе структурной трансформации, осуществляя переход от депрессивного состояния к диверсифицированной модели развития. Позитивная динамика ключевых макроэкономических показателей, в частности рост ВРП до 1 034,7 млрд. руб. к концу 2023 года, подтверждает эту трансформацию. Во-вторых, экономическая структура региона характеризуется уникальной комбинацией традиционной сельскохозяйственной специализации и возникновения новых секторов, таких как туризм, логистика и инновационная промышленность. Сельское хозяйство остается базовым сектором экономики, в то время как туризм и логистика имеют наибольший потенциал для быстрого роста. В-третьих, ключевым фактором успешного развития является эффективная реализация Стратегии до 2030 года, в частности прорывных проектов, связанных с Махачкалинской агломерацией, международным транспортным коридором «Север-Юг» и туристическими кластерами. Эти проекты могут существенно ускорить экономический рост и улучшить качество жизни населения.
На основе проведенного анализа могут быть сформулированы следующие рекомендации по оптимизации модели регионального развития Дагестана:
- Ускорить развитие инфраструктуры, в частности транспортной, энергетической и коммунальной. Особое внимание должно быть уделено горным территориям, где развитие инфраструктуры требует специальных подходов и решений, включая децентрализованное инженерное обеспечение с использованием солнечных и ветровых электростанций, микро-ГЭС, локальных станций водоподготовки, систем сбора дождевой воды и модульных очистных сооружений.
- Стимулировать инновационную активность во всех секторах экономики, делая акценты на цифровизации, энергоэффективности и внедрении экологически чистых технологий. Развитие научно-технологической базы и создание условий для специалистов, способных работать удаленно, может помочь удержать молодежь в регионе.
- Обеспечить сбалансированное региональное развитие с особым вниманием к горным территориям. Поддержка местных брендов, создание централизованных сервисов маркетинга и сбыта местной продукции и развитие экологического агротуризма создадут дополнительные источники дохода для горного населения.
- Улучшить инвестиционный климат через институциональные реформы, снижение административных барьеров и развитие государственно-частного партнерства. Создание особых экономических зон в северных территориях республики может дать дополнительный импульс экономическому развитию.
- Усилить внешнеэкономическую деятельность, фокусируясь на увеличении экспортного потенциала, в частности сельскохозяйственной продукции. Дагестан уже имеет успешные примеры – компания «Каспийская рыба» заняла первое место в СКФО в номинации «Экспортер года в сфере базовых видов сельскохозяйственной продукции» Всероссийской премии «Экспортер года».
Предложенные рекомендации могут оптимизировать модель развития Дагестана, обеспечивая баланс между экономическим ростом, социальной стабильностью и экологической устойчивостью. Опыт развития Дагестана является ценным для других российских регионов, в частности тех, которые имеют сходные структурные экономические проблемы и уникальный природно-ресурсный потенциал.
1. Невьянцева Л.С. Концепции межрегиональных экономических взаимодействий и полюсов роста в формировании механизма реализации региональной инвестиционной политики: теоретические основания / Л.С. Невьянцева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2022. – № 2. – С. 293-304. – DOIhttps://doi.org/10.15593/2224-9354/2022.2.20.
2. Мещерякова А.Б. Исследование опыта формирования и развития точек роста в российских регионах: лучшие практики и выявленные проблемы / А.Б. Мещерякова, Е.В. Давиденко // Экономика и предпринимательство. – 2025. – № 6(179). – С. 246-254. – DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2025.179.6.041.
3. Кайбичева Е.И. Эволюция теоретических подходов к исследованию периферийных территорий / Е. И. Кайбичева // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – Т. 16, № 1(448). – С. 4-17. – DOIhttps://doi.org/10.24891/re.16.1.4.
4. Захарова Е.А. Новая экономическая география в объяснении пространственного развития / Е.А. Захарова, Д.В. Давыдов // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 6(464). – С. 9-20. – DOIhttps://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10602.
5. Украинский В.Н. Эволюционность пространственной экономики, новая экономическая география и кризисы XXI в / В.Н. Украинский // Регионалистика. – 2023. – Т. 10, № 6. – С. 103-119. – DOIhttps://doi.org/10.14530/reg.2023.6.103.
6. Эфендиева Д.С. Некоторые аспекты государственной политики в сфере занятости / Д.С. Эфендиева // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2023. – № 3. – С. 189-194. – DOIhttps://doi.org/10.26118/2782-4586.2023.93.87.027.
7. Меркачев А.А. Энергетическая обеспеченность региона и её влияние на эффективность жилищно-коммунального хозяйства и экономическое Развитие / А.А. Меркачев, В.Д. Зюкин, Г.С. Григорян // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2025. – № 5. – С. 68-75. – DOIhttps://doi.org/10.26118/2782-4586.2025.33.23.067.
8. Алиева М.К. Экономика туризма Дагестана и его влияние на региональное развитие / М.К. Алиева, Д.М. Ахметилова // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 4. – С. 211-214.
9. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года. // Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minec.e-dag.ru/activities/strategiya-socialno-ekonomiceskogo-razvitiya-respubliki-dagestan-na-period-do-2030-goda-12227(Дата обращения 01.10.2025)
10. Спивак Е.А. Национальные проекты как инструмент социально-экономического развития России (на примере Республики Дагестан) / Е.А. Спивак, О.М. Гаджидибиров, А.С. Гаврилов // Научное обозрение: теория и практика. – 2025. – Т. 15, № 2(114). – С. 245-253. – DOIhttps://doi.org/10.35679/2226-0226-2025-15-2-245-253.
11. Губин С.В. Концептуальные основы теории кластеров / С.В. Губин, И.В. Коршунов // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 7(144). – С. 642-647. – DOIhttps://doi.org/10.34925/EIP.2022.144.7.121.
12. Солнцева О.В. Эволюция взглядов и научных подходов к размещению производства и специализации сельских территорий / О.В. Солнцева, М.Л. Яшина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2018. – № 7. – С. 196-200.
13. Хаджалова Х.М. Стратегическое планирование и управление в реализации человеческого капитала Республики Дагестан / Х.М. Хаджалова, Т.С. Абдулманапов // УЭПС: управление, экономика, политика, социология. – 2023. – № 2. – С. 24-37. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2412-2025-2023-2-24-37.
14. Бабаева З.Ш. Инновационные подходы к реализации устойчивого развития российской экономики в условиях современных вызовов / З.Ш. Бабаева // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. – 2023. – Т. 38, № 2. – С. 40-49. – DOIhttps://doi.org/10.21779/2500-1930-2023-38-2-40-49.
15. Грекова Г.И. Институциализация социального партнерства в России / Г.И. Грекова, М.В. Киварина // Бизнес. Образование. Право. – 2010. – № 2(12). – С. 57-61.



