В исследовании проведён анализ современных методик мотивации персонала и развития лидерского потенциала в Соединённых Штатах Америки и в Российской Федерации. Целью работы является выявление современных практик американских компаний (развитие осознанности (mindfulness), формирование психологической безопасности, внедрение элементов геймификации и акцент на психическом здоровье) и оценка их применимости в российских условиях. Методологическую основу составляет системный обзор профильных научных публикаций и статистических данных. Результаты анализа показали явный дисбаланс в приоритетах HR-систем: если американские организации последовательно инвестируют в человекоцентричные технологии, то российская практика характеризуется недоразвитием инклюзивной среды и недостаточным вниманием к немонетарным стимулам мотивации. Научный вклад исследования заключается в предложении концептуальной модели адаптации современных мотивационных стратегий к специфике российского бизнес-пространства с учётом социокультурных и институциональных барьеров. Авторская гипотеза заключается в том, что прямое копирование американских мотивационных стратегий в российской практике оказывается малоэффективным из-за существенных различий организационных культур, уровня инклюзивности и восприятия роли лидерства. Сведения, отраженные в рамках статьи, будут представлять интерес для HR-специалистов, руководителей высшего и среднего звена, а также других исследователей, занимающихся исследованиями в области управления персоналом и организационного поведения.
мотивация персонала, стратегии управления персоналом, лидерство, психологическая безопасность, геймификация, ментальное здоровье, инклюзивность, вовлеченность персонала, сравнительный анализ, российская HR-система
Введение
В последние годы мировая экономика столкнулась с беспрецедентными испытаниями, радикально изменившими ландшафт рынка труда и методы управления человеческими ресурсами. Пандемия, стремительное внедрение цифровых технологий и смена ценностных ориентиров поколений породили феномен великой отставки (Great Resignation), вынудивший компании по всему миру пересмотреть свои мотивационные практики. В этой ситуации анализ и адаптация передового международного опыта приобретают первостепенное значение. Статистические данные демонстрируют кризис вовлечённости: согласно исследованию Gallup, в 2024 году уровень вовлечённости сотрудников в США снизился до минимального за последнее десятилетие показателя — всего 31%, а доля активно отстраненных работников достигла 17% [9]. Схожие процессы, с учётом национальных особенностей, отмечаются и в России: по данным AXES Management, в 2024 году средний индекс вовлечённости составил 69%, что на один процентный пункт ниже результата предыдущего года [11]. Эти данные свидетельствуют о том, что традиционные модели мотивации, ориентированные преимущественно на материальное стимулирование, теряют свою эффективность.
Целью работы является выявление современных практик американских компаний (развитие осознанности (mindfulness), формирование психологической безопасности, внедрение элементов геймификации и акцент на психическом здоровье) и оценка их применимости в российских условиях.
Научная новизна состоит в предложении интегративной модели адаптации ориентированных на человека мотивационных технологий из США для российской корпоративной культуры с учётом барьеров, обусловленных уровнем развития инклюзивности и психологической безопасности.
Авторская гипотеза заключается в том, что прямое копирование американских мотивационных стратегий в российской практике оказывается малоэффективным из-за существенных различий организационных культур, уровня инклюзивности и восприятия роли лидерства.
Материалы и методы
Современные подходы к трансформации мотивационных стратегий опираются на расширение классических теорий вознаграждения и целей и поиск баланса между инновационными задачами организации и потребностями сотрудников. В работе Звездилина А. Ю. и Дудко С. В. [1] анализируется процесс выравнивания инновационных целей компании с системой премирования, подчёркивается необходимость гибких механизмов адаптации мотивационных схем при внедрении новых проектов.
Психологическая безопасность рассматривается как ключевой фактор, способствующий повышению командной результативности через развитие коллективной самоэффективности и обучение на ошибках. Ким С., Ли Х., Коннертон Т. П.[2] демонстрируют, что в условиях высокой психологической безопасности растёт доверие участников команды, что опосредованно повышает их коллективную эффективность и способствует обучающему поведению.
Геймификация всё активнее используется HR-менеджментом как устойчивый инструмент мотивации. Согласно исследованию Кумар А. и соавторов [3], внедрение игровых механик в ежедневные задачи сотрудников повышает вовлечённость, улучшает показатели продуктивности и способствует формированию позитивной корпоративной культуры.
В последнее время в фокусе внимания исследователей оказались вопросы психического здоровья и общего благополучия работников. Отчёт Mindshare Partners [4] подчёркивает, что программы поддержки эмоционального состояния сотрудников напрямую связаны с удержанием персонала и снижением выгорания. Аналогично, анализ «The Experience of Working in America During Times of Change» выявляет, что в периоды кризисных изменений американские компании активизируют инициативы по поддержке психологического комфорта, что способствует сохранению стабильности рабочих процессов [5].
Мониторинги вовлечённости показывают тревожную динамику: портал «Деловой мир» прогнозирует рост влияния психологических факторов на производительность, указывая на необходимость интеграции мотивационных и оздоровительных практик [6]. Исследование Gallup фиксирует падение уровня ангажированности американских сотрудников до минимальных показателей за десятилетие [9]. Итоги зимней конференции по вовлечённости подчеркивают разрыв между рекомендациями экспертов и реальным внедрением комплексных программ мотивации на предприятиях [11].
Отдельное направление связано с особенностями мотивации поколения Z: Суругиу К. и соавторы [10] выявляют, что молодые специалисты ценят возможности для быстрого карьерного роста и гибкие условия труда, а также высоко реагируют на прозрачность корпоративных ценностей и социальных инициатив компании.
Наконец, инклюзивные стратегии набирают значимость как в США, так и в России. Forbes отмечает, что несмотря на рост упоминаний принципов Inclusive Hiring, реальные механизмы адаптации и трудоустройства людей с инвалидностью пока на начальном этапе развития [7]. В научной повестке Шихалиева Д. С. [8] подчёркивает, что инклюзивное предпринимательство открывает новые направления для бизнес-моделей, но требует системного сопровождения со стороны HR-служб. Региональная статистика демонстрирует значительный рост числа вакансий для людей с инвалидностью в Северо-Западном федеральном округе, однако пока недостаточно проработаны вопрос качества таких рабочих мест и долгосрочного наблюдения за интеграцией сотрудников [12].
Литература демонстрирует противоречие между теоретической проработкой мотивационных систем в условиях инноваций и фактической готовностью организаций к комплексным изменениям: если Звездилин А.Ю., Дудко С.В. сосредоточены на согласовании целей, ряд эмпирических исследований (например, итоги зимней конференции [11]) свидетельствует о низком уровне практической реализации рекомендаций. Вопрос психологической безопасности изучен достаточно глубоко на уровне командных процессов, но недостаточно освещено влияние подобных практик на индивидуальную мотивацию и долгосрочную карьерную траекторию.
Геймификация и программы поддержки психического здоровья являются перспективными, однако отсутствуют сравнительные исследования их эффективности в различных культурно-социальных контекстах, особенно в российской практике. Тема мотивации поколения Z раскрыта преимущественно в западных публикациях, тогда как отечественные HR-системы ещё не адаптировали эти подходы. Инклюзивные практики в России получили статистическую поддержку [12], но лишены глубинного качественного анализа: вопросы адаптации рабочих мест, подготовки коллег и оценки эффективности интеграции остаются слабо проработанными.
Таким образом, будущие исследования должны сосредоточиться на междисциплинарном синтезе стратегий инновационной мотивации, психической поддержки и инклюзии с учётом уникальных особенностей российского HR-контекста.
Результаты и обсуждение
При сопоставлении мотивационных практик в Соединённых Штатах и Российской Федерации выявляются коренные различия в применяемых методологиях, приоритетах и скоростях внедрения новшеств. Эти расхождения детерминированы сложным взаимодействием экономических, культурных и институциональных факторов. Американская система управления человеческими ресурсами, действующая в условиях высококонкурентного и гибкого рынка труда, характеризуется оперативностью адаптации к новым вызовам и активным освоением человекоориентированных управленческих моделей. В основе современной HR-парадигмы США лежит концепция «employee experience», предусматривающая всестороннее сопровождение и заботу о благополучии сотрудников на каждом этапе их жизненного цикла в организации.
Основные тенденции в США можно сгруппировать в четыре взаимозависимых направления, иллюстрируемые на рисунке 1.
Рис. 1. Концептуальная модель современных мотивационных стратегий в США [2-5]
Психологическая безопасность рассматривается как основа любой инновационной деятельности: без неё внедрение даже самых прогрессивных практик теряет своё воздействие. Под этим понятием обычно понимают общее восприятие членами коллектива уверенности в том, что они защищены от межличностных рисков при выражении нестандартных идей, критике текущих процессов и признании собственных ошибок [2]. Руководители, демонстрирующие глубокую вовлечённость, открытость к различным точкам зрения и заботу о включённости каждого, создают атмосферу доверия, в которой сотрудники не опасаются инициировать обсуждения, вносить предложения или оспаривать устоявшийся порядок вещей.
В контексте заботы о ментальном здоровье американские организации акцентировали внимание на прямых экономических потерях, связанных с профессиональным выгоранием, хроническим стрессом и депрессивными состояниями персонала. Ответом стало внедрение комплексных программ поддержки (EAP — Employee Assistance Programs), включающих обучение практикам осознанности (mindfulness), предоставление доступа к квалифицированным психотерапевтам и культивирование корпоративной среды, где открытое обсуждение психологических трудностей воспринимается как норма [4].
Для повышения мотивации и вовлечённости в рутинные задачи и образовательные процессы широко используются приёмы геймификации: начисление очков, присвоение значков за достижения и ведение рейтинговых таблиц. Данный подход нацелен на удовлетворение внутренних стремлений к самоутверждению, признанию и профессиональному росту. Именно геймификация оказывает ярко выраженное влияние на индивидуальную и должностную вовлечённость, особенно среди представителей молодого поколения сотрудников [3].
Тенденция к отказу от классической директивной модели управления в пользу коучингового стиля проявляется в том, что руководители всё чаще выступают в роли наставников. Вместо готовых решений они задают наводящие вопросы, стимулируют самостоятельный поиск оптимальных путей и способствуют развитию у подчинённых способности самостоятельно формулировать цели и прокладывать траекторию карьерного роста.
В российском контексте система мотивации развивается на фоне иных предпосылок. Несмотря на декларативный интерес к современным HR-инструментам, по-прежнему преобладают более традиционные методы управления. Если в США основное внимание сосредоточено на совершенствовании «опыта сотрудника» (employee experience), то в России многие предприятия продолжают решать первоочередные задачи по обеспечению стабильного и предсказуемого рабочего процесса. Сравнительный анализ ключевых приоритетов представлен в Таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ приоритетов HR-стратегий в США и России [2, 4, 6, 7]
Характеристика |
HR-приоритеты в США |
HR-приоритеты в России |
Основной фокус |
Employee Experience (опыт сотрудника), благополучие, рост |
Стабильность, удержание персонала, производительность |
Ключевые инструменты |
Психологическая безопасность, коучинг, mindfulness, геймификация |
Материальное стимулирование (KPI), социальный пакет, обучение (hard skills) |
Стиль лидерства |
Трансформационный, инклюзивный, коучинговый |
Преимущественно директивный, с элементами демократического |
Отношение к ментальному здоровью |
Активные инвестиции, дестигматизация, EAP |
Низкий приоритет, тема остается табуированной |
Инклюзивность и разнообразие (D&I) |
Стратегический приоритет, интегрированный в бизнес-процессы |
Формальный подход, часто ограниченный квотированием |
Уровень вовлечённости сотрудников–один из наиболее чувствительных маркеров различий между рынками. Проблема формирования по-настоящему инклюзивной среды требует пристального внимания. В США концепция Diversity & Inclusion (D&I) давно перестала быть лишь элементом корпоративной социальной ответственности: она доказала свою роль в стимулировании инноваций и повышении деловой эффективности. В России же, несмотря на положительную тенденцию, число вакансий с инклюзивными требованиями в 2024 году возросло на 45% [12] — вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями остаются нерешёнными.
Следовательно, попытки прямого переноса американских HR-инноваций в российскую практику заранее обречены на неуспех. Невозможно эффективно внедрять тренинги по осознанности (mindfulness) в коллективе, где люди опасаются высказывать своё мнение, а руководитель придерживается жёсткой авторитарной модели управления. Говорить о персонализированном «опыте сотрудника» бессмысленно, если в компании отсутствуют равные возможности для карьерного роста женщин или людей с инвалидностью.
Научная новизна данного исследования заключается в предложении модели адаптации, ориентированной не на прямое копирование инструментов, а на поэтапное создание условий, необходимых для их результативного применения. Эта модель представлена на Рисунке 2.
Рис. 2. Модель адаптации американских мотивационных стратегий для российской HR-системы [4, 8, 10]
Предложенная модель опирается на последовательное прохождение трёх этапов. Вначале, на фундаментальном уровне, акцент делается не на использование продвинутых инструментов, а на формирование базовых предпосылок: подготовку руководителей в области эмоционального интеллекта и коучинга, создание одновременно анонимных и открытых каналов обратной связи для укрепления психологической безопасности, а также реализацию действительно функционирующих (а не номинальных) программ по инклюзивности [1].
Далее, на пилотном этапе, осуществляется выборочное внедрение инновационных практик в тех подразделениях, которые наиболее восприимчивы к изменениям: например, геймификация процессов в IT-отделах или формирование программ наставничества для молодых специалистов [2].
Лишь после оценки эффективности и доработки пилотных инициатив наступает третий, развернутый этап — масштабирование и интеграция новых стратегий в общую корпоративную культуру. Такой поэтапный подход снижает риск отторжения, обеспечивая органичное и стойкое преобразование организации изнутри.
Заключение
Проведённый анализ выявил основные направления эволюции мотивационных стратегий в США и России, демонстрируя при этом принципиальную дихотомию их подходов. Американская HR-модель всё более смещает фокус от традиционного управления персоналом к управлению опытом сотрудника, делая упор на такие нематериальные, но высокоэффективные элементы, как психологическая безопасность, поддержка ментального здоровья, развитие осознанности и применение коучинговых методов лидерства. Напротив, российская практика остаётся приверженной классическим формам стимулирования, концентрируясь главным образом на материальных поощрениях и удержании сотрудников, при этом заметно недоразвиты механизмы построения подлинно инклюзивного пространства.
Вывод исследования подтверждает гипотезу о том, что без учёта национальных особенностей прямое копирование американских инструментов не только неэффективно, но порой может обернуться отрицательными последствиями. Успешная адаптация предполагает предварительное создание устойчивого фундамента — прежде всего обеспечение реальной психологической безопасности и внедрение полноценной, а не декларируемой, инклюзивной практики.
Предложенная в работе трёхэтапная схема («Фундамент – Пилот – Масштабирование») служит целостной стратегической картой для российских организаций, стремящихся к модернизации своих систем мотивации. Она предлагает отказаться от бездумного тиражирования отдельных инструментов в пользу поэтапного изменения корпоративной культуры и стиля управления.
Перспективными направлениями дальнейших исследований выглядят эмпирическая апробация данной модели в компаниях разных отраслей и углублённое изучение влияния культурных особенностей на восприятие разнообразных мотивационных стимулов.
1. Звездилин А.Ю., Дудко С.В. Инновационные цели компании и система мотивации: возможности согласования // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути их развития, 2007. Т.7. №3. С.8-12.
2. Kim S., Lee H., Connerton T. P. How psychological safety affects team performance: mediating role of efficacy and learning behavior //Frontiers in psychology, 2020. Т. 11. С. 1-15. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.01581
3. Kumar A. et al. Gamification as a Sustainable Tool for HR Managers //Acta Universitatis Bohemiae Meridionales, 2021. Т. 24. №. 2. С. 1-14.
4. 2025 Mental Health at Work Report [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mindsharepartners.org/2025-mental-health-at-work-report (дата обращения: 10.07.2025).
5. The Experience of Working in America During Times of Change [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.apa.org/pubs/reports/work-in-america/2025/2025-full-report.pdf (дата обращения: 17.07.2025).
6. Мотивация сотрудников: тренды 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://delovoymir.biz/motivaciya-sotrudnikov-kak-psihologicheskie-faktory-vliyayut-na-proizvoditelnost.html(дата обращения: 10.06.2025).
7. Уже включено, но пока не работает: как развивается инклюзивный наем в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/480467-uze-vkluceno-no-poka-ne-rabotaet-kak-razvivaetsa-inkluzivnyj-najm-v-rossii (дата обращения: 15.06.2025).
8. Шихалиева Д. С. Инклюзивное предпринимательство как вектор развития бизнеса //Путеводитель предпринимателя, 2023. Т. 16. №. 1. С. 61-67. https://doi.org/10.24182/2073-9885-2023-16-1-61-67
9. U.S. Employee Engagement Sinks to 10-Year Low [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gallup.com/workplace/654911/employee-engagement-sinks-year-low.aspx (дата обращения: 18.06.2025).
10. Surugiu C. et al. Factors motivating generation Z in the workplace: managerial challenges and insights //Administrative Sciences, 2025. Т. 15. №. 1. С. 1-8. https://doi.org/10.3390/admsci15010029
11. Итоги зимней конференции по вовлечённости [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://axes.ru/expertise/itogi-zimnej-konferencii-po-vovlechennosti-2024 (дата обращения: 20.06.2025).
12. Количество вакансий для людей с инвалидностью в 2024 году выросло в СЗФО на 73% [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/news/analitika-18/kolichestvo-vakansiy-dlya-lyudey-s-invalidnostyu-v-2024-godu-vyroslo-v-szfo-na-73---reyting-regionov-po-urovnyu-inklyuzivnosti (дата обращения: 24.06.2025).