НАУЧНО-ОБОСНОВАННАЯ СИСТЕМА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваемые в статье проблемы создания в стране научно-обоснованной системы землепользования в качестве базовой составляющей комплексного развития сельских территорий имеет исключительное значение в решении продовольственной безопасности, но в неменьшей степени и в повышении качества жизни всего российского народа. В статье раскрыты понятия и значимость системы землепользования в качестве организационно-территориальной основы рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что сельскохозяйственные земли как природный объект и природный ресурс не является продуктом предшествующего труда человека, она обладает огромной рентообразующей способностью в виде земельной ренты, в качестве базисной основы и важнейшего фактора устойчивого развития государства [1]. Механизм создания системы сельскохозяйственного землепользования, предложенные авторами, отвечают интересам народа, общества и государства и во многом обеспечивает суверенитет и безопасность страны.

Ключевые слова:
земля, земельная рента, землепользование, землеустройство, кадастровый учет, оценка, охрана земель
Текст

Введение. Система сельскохозяйственного землепользования – это комплекс действий государства по обеспечению использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, объединённых в единую научно-обоснованную стратегию комплексного развития сельских территорий, включающая:

1) систему знаний о совокупности общественных интересов и отношений, возникающих по поводу распределения, использования и восстановления сельскохозяйственных земельных ресурсов;

2) совокупность научных представлений о составе и содержании организующих и координирующих производственно-технологическую среду действий, обеспечивающих эффективное использование и охрану сельскохозяйственных земельных ресурсов для настоящего и будущего поколений.

Результаты и обсуждение. Система сельскохозяйственного землепользования многоукладная, многомерная, многоуровневая. Её создание и функционирование относится к фундаментальным экономическим, социальным и экологическим проблемам, которые в случае их неправильного решения могут подорвать не только благополучие государства и ослабить его безопасность, но и резко ухудшить качество жизни каждого человека. Только сельскохозяйственная земля по своей природной и социальной значимости всегда была, есть и будет основой комплексного развития сельских территорий. В России сельская земля не только с её лесными, водными ресурсами, недрами и почвами, но и с ещё огромной земельной рентой является еще и самым мощным финансовым инвестиционным активом ускоренного и устойчивого развития самых богатых в мире российских сельских земельных просторов. Это главное требование и условие обеспечения эффективного развития страны в рыночной экономике.

Но для этого необходимо, чтобы все виды земельной собственности на селе заработали в полном объеме, выполняя свои главные, только ей присущие социальную и экономическую функции в рыночных условиях [2]. А это создание сельской инфраструктуры, системы образования, медицины, науки и решения многих других социальных и экологических проблем на селе. Но для этого необходимо создать единую систему государственных рыночных механизмов, обеспечивающих эффективное и рациональное использование каждого гектара сельской земли [3]. В интересах государства, общества и каждого человека. Что же мешает создать такую систему? Прежде всего:

- укоренившаяся в стране система хаотичной раздачи сельской земли на основе чиновничьего беспредела в её разбазаривании;

 - отсутствие научно-обоснованных стратегических действий государства по наведению должного порядка в использовании и охране этих самых ценных земель российском сельскохозяйственном землепользовании на основе программных документов в сфере землепользования и землеустройства;  

- отсутствие широкомасштабных пространственно-территориальных землеустроительных работ, как это было в советский период с обязательным участием всех властных структур, отвечающих за комплексное развитие вверенных им территорий;

-  недопустимо низкая земельная налогооблагаемая база страны;

- отсутствие заинтересованности плановых финансовых налоговых и других государственных органов в наведении должного порядка на сельскохозяйственной земле;

- неиспользование огромных возможностей земельной ренты в стратегическом устойчивом развитии России.

Такие действия должны четко планироваться и регулироваться государством. Главной составляющей в них должна быть национальная система землепользования и землеустройства, на основе которой строится вся деятельность государства по устойчивому пространственному развитию. Такие действия проводит Китай, начиная с 1998 года после принятия закона «Об управлении землями Китайской народной республики».  Особую тревогу сегодня вызывает перевод сельскохозяйственных земель в пригородных и других урбанизированных зонах в другие категории. Имеется огромное количество заброшенных и полупустых сел и деревень, в стране продолжается присоединение к действующим поселениям наиболее освоенной и продуктивной пашни. И все это превратилось в высоколиквидные финансовые активы многих организаций, причастных к этим действиям. Финал таких действий – существующие сёла не развиваются и пустуют, а пашня застраивается многоэтажными жилыми массивами. В нарушение земельного законодательства даже казалось бы на неприкосновенных и самых дорогих сельскохозяйственных землях градостроительная деятельность заменила землеустроительные действия государства. А это уточнение правоустанавливающих земельных документов, сервитутов и других обременений и ограничений, внесение их в земельно-информационную систему, позволяющей создать единое земельное правовое информационное пространство на всей территории России об огромных рентных природных возможностях российской сельской земли в комплексном обустройстве сельских территорий. Эти разбросанные по всей стране территории во многом обеспечивают стабильность, устойчивость и суверенитет нашего государства [4].

Такие обязательные действия в земельной сфере страны предусмотрены земельным законодательством Российской Федерации в статье 9 «Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений»:

- п. 1.1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

- п. 1.2) установление ограничений прав собственников, земельных участков, землепользователей, арендаторов земельных участков.

Учитывая, что сельскохозяйственные земли в соответствии с законодательством подлежат особой охране государством, в качестве первоочередной задачи необходимо разработать и реализовать государственные программы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ и муниципалитетов. По данному вопросу есть поручение Президента РФ ещё в 2012 году на заседании Президиума Госсовета РФ.

Нужно как можно быстрее переходить, сказал Президент, к комплексному освоению территорий. Это важно, отметил он, для сельской и пригородной, где нужно активно развивать малоэтажное строительство. Но это не делается из-за отсутствия основополагающих правовых норм земельно-хозяйственного устройства страны. В действующих нормах многие проблемы не отрегулированы.

Необходимо, сказал Президент, создать прозрачную и удобную для бизнеса и граждан модель использования земли в стране. Это должна быть другая наша собственная российская модель землепользования и землеустройства, т. е. использования и охраны российской земли. Что же касается особой значимости российского села в устойчивом развитии страны, то его мнение следующее: «Мы не должны забывать, что село для России – это не только производство продуктов питания. Это свой традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны» [5].

Какие проблемы предлагается решить:

- в соответствии с Земельным кодексом РФ в границах субъектов РФ и муниципальных образований разработать и реализовать программы использования и охраны земель. В них провести детальный анализ состояния сельскохозяйственных и смежных с ними земель, провести исследования по функционированию земельного оборота (рынка земли) и разработать предложения по его реальному развитию;

- изучить состояние финансово-экономической системы и её возможности по финансированию программ развития сельских территорий и роли в них земельной ренты;

- разработать предложения по совершенствованию федеральных и региональных нормативно-правовых актов в области использования и охраны сельскохозяйственного назначения;

- разработать научно-обоснованные нормы, правила и стандарты по рациональному использованию и охране сельскохозяйственных земель и контролю за размером и выплатой компенсаций при их переводе в другие категории и виды использования на основе капитализации земельной ренты;

- подготовить единые комплексные правила ведения кадастрового учета земельных участков, статистического учёта и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;

- разработать комплект землеустроительной документации по комплексному использованию сельскохозяйственных земель, правила оплаты правами пользования землей в виде уставного капитала компаний и созданию системы открытых и реальных данных рыночной стоимости земельных участков с проведением мониторинга рынка земельных ресурсов;

- определить меры по усилению контроля за рынком прав недропользования, регулирования деятельности по разведке и освоению сельскохозяйственных земель недропользователями, регулированию деятельности посреднических организаций в этой области;

- обеспечить разработку механизмов по сбору земельной ренты за использование сельскохозяйственной земли, а также нормативно-правовых актов по регулированию и контролю за использованием полученных средств;

- подготовить стратегии развития, подготовки, переподготовки и повышению квалификации высококвалифицированных специалистов в области создания современных систем устойчивого сельскохозяйственного землепользования, разработки и реализации программ и проектов комплексного развития сельских территорий и эффективного использования земельных ресурсов в них.

Успешно решить эти земельные проблемы поможет наш собственный опыт, когда в России долгие годы успешно работала мощная государственная земельная служба России со своими местными органами, научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими институтами. Мощная земельная служба успешно работает в Китае. Она обеспечивает изучение земельных ресурсов страны, разработку и внедрение современной проектно-сметной землеустроительной документации по комплексному пространственному развитию страны. Такие действия государства необходимо срочно возродить и в России [6, 7]. Этого требует геополитическое расположение нашего великого государства с его необъятными земельными просторами и значительными площадями ещё не нарушенных у сельскохозяйственных экосистем, которые и являются объектами пристального внимания и разнообразных интересов многих государств. В этой связи у России имеются огромные возможности эффективного использования сельскохозяйственных территорий – это производство сельскохозяйственной продукции, развития рекреации, агротуризма и экотуризма, сельскохозяйственного рыборазведения.

Это будет мощный рывок России в комплексное развитие единого российского земельно-ресурсного пространства с использованием самых плодородных почв мира и высококонкурентных продуктивных сельскохозяйственных земель.  На основе современных научно-обоснованных система многовекторного сельскохозяйственного землепользования.  

Предложенные меры позволят в значительной степени обеспечить реализацию национальных проектов развития страны. По экономической, социальной, нравственной и политической значимости и приоритетности другой альтернативы им нет. Все высокоразвитые крупные державы мира своё развитие начинали с земли, приняв при этом мощные земельные законы по государственной земельной политике и управлению земельными ресурсами (США и Китай).

Заключение. Сегодня ясно одно, что без решения земельной проблемы улучшить качество жизни российского народа невозможно. Нужна коренная модернизация всей земельной структуры страны с уходом от физического (бюрократического) подхода и научно-обоснованной системе использования и охраны земли. Но для этого нужно возродить нашу многовековую землеустроительную деятельность и не на временных, придуманных чиновниками земельных участках, а на огромных постоянных природных земельных просторах России. И только в этом случае российская сельская земля станет действительной основой не только жизни, но и успешной деятельности на ней. А это и есть главное требование Конституции Российской Федерации, которую все обязаны исполнять.

Список литературы

1. Комов Н.В., Подболотова Л.П. Современное землепользование России и механизмы его развития / Круглый стол Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям «Повышение эффективности управления публичной собственностью и земельными ресурсами в Волгоградской области» (май, 2024 г.) [Электронный ресурс] URL: https://parlib.duma.gov.ru/common/upload/document_bibliodosie/I_Povish_effekt_uprav_publ_sobstv.pdf (дата обращения: 30.09.2025 г.)

2. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 248 с. – ISBN 978-5-394-06202-5. – EDN AXJRBT.

3. Стратегия совершенствования государственного управления развитием сельских территорий / Р.Х. Адуков, А.Е. Суглобов, В.З. Мазлоев [и др.]. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 392 с. – ISBN 978-5-394-06418-0. – EDN GAVBQB.

4. Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 г. № 731 «О государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации».

5. Владимир Путин «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», Заседание Президиума Государственного совета, 09.10.2012.

6. Комов Н. Российская модель землепользования и землеустройства. М – 2001. Изд. ООО «Институт оценки земельных ресурсов».

7. Комов Н.В., Шарипов С.А. «Земельные ресурсы в стратегии устойчивого развития России», Типография г. Казань, ООПК «Бриг».


Войти или Создать
* Забыли пароль?