ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 332.2 Земля с экономической точки зрения
УДК 332.3 Землепользование
УДК 332.6 Цена земли. Цена недвижимости. Продуктивность земли. Рента
УДК 332.7 Оборот земли. Оборот недвижимости
УДК 341 Международное право
УДК 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
Рассматриваемые в статье проблемы создания в стране научно-обоснованной системы землепользования в качестве базовой составляющей комплексного развития сельских территорий имеет исключительное значение в решении продовольственной безопасности, но в неменьшей степени и в повышении качества жизни всего российского народа. В статье раскрыты понятия и значимость системы землепользования в качестве организационно-территориальной основы рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Учитывая, что сельскохозяйственные земли как природный объект и природный ресурс не является продуктом предшествующего труда человека, она обладает огромной рентообразующей способностью в виде земельной ренты, в качестве базисной основы и важнейшего фактора устойчивого развития государства [1]. Механизм создания системы сельскохозяйственного землепользования, предложенные авторами, отвечают интересам народа, общества и государства и во многом обеспечивает суверенитет и безопасность страны.
земля, земельная рента, землепользование, землеустройство, кадастровый учет, оценка, охрана земель
Введение. Система сельскохозяйственного землепользования – это комплекс действий государства по обеспечению использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, объединённых в единую научно-обоснованную стратегию комплексного развития сельских территорий, включающая:
1) систему знаний о совокупности общественных интересов и отношений, возникающих по поводу распределения, использования и восстановления сельскохозяйственных земельных ресурсов;
2) совокупность научных представлений о составе и содержании организующих и координирующих производственно-технологическую среду действий, обеспечивающих эффективное использование и охрану сельскохозяйственных земельных ресурсов для настоящего и будущего поколений.
Результаты и обсуждение. Система сельскохозяйственного землепользования многоукладная, многомерная, многоуровневая. Её создание и функционирование относится к фундаментальным экономическим, социальным и экологическим проблемам, которые в случае их неправильного решения могут подорвать не только благополучие государства и ослабить его безопасность, но и резко ухудшить качество жизни каждого человека. Только сельскохозяйственная земля по своей природной и социальной значимости всегда была, есть и будет основой комплексного развития сельских территорий. В России сельская земля не только с её лесными, водными ресурсами, недрами и почвами, но и с ещё огромной земельной рентой является еще и самым мощным финансовым инвестиционным активом ускоренного и устойчивого развития самых богатых в мире российских сельских земельных просторов. Это главное требование и условие обеспечения эффективного развития страны в рыночной экономике.
Но для этого необходимо, чтобы все виды земельной собственности на селе заработали в полном объеме, выполняя свои главные, только ей присущие социальную и экономическую функции в рыночных условиях [2]. А это создание сельской инфраструктуры, системы образования, медицины, науки и решения многих других социальных и экологических проблем на селе. Но для этого необходимо создать единую систему государственных рыночных механизмов, обеспечивающих эффективное и рациональное использование каждого гектара сельской земли [3]. В интересах государства, общества и каждого человека. Что же мешает создать такую систему? Прежде всего:
- укоренившаяся в стране система хаотичной раздачи сельской земли на основе чиновничьего беспредела в её разбазаривании;
- отсутствие научно-обоснованных стратегических действий государства по наведению должного порядка в использовании и охране этих самых ценных земель российском сельскохозяйственном землепользовании на основе программных документов в сфере землепользования и землеустройства;
- отсутствие широкомасштабных пространственно-территориальных землеустроительных работ, как это было в советский период с обязательным участием всех властных структур, отвечающих за комплексное развитие вверенных им территорий;
- недопустимо низкая земельная налогооблагаемая база страны;
- отсутствие заинтересованности плановых финансовых налоговых и других государственных органов в наведении должного порядка на сельскохозяйственной земле;
- неиспользование огромных возможностей земельной ренты в стратегическом устойчивом развитии России.
Такие действия должны четко планироваться и регулироваться государством. Главной составляющей в них должна быть национальная система землепользования и землеустройства, на основе которой строится вся деятельность государства по устойчивому пространственному развитию. Такие действия проводит Китай, начиная с 1998 года после принятия закона «Об управлении землями Китайской народной республики». Особую тревогу сегодня вызывает перевод сельскохозяйственных земель в пригородных и других урбанизированных зонах в другие категории. Имеется огромное количество заброшенных и полупустых сел и деревень, в стране продолжается присоединение к действующим поселениям наиболее освоенной и продуктивной пашни. И все это превратилось в высоколиквидные финансовые активы многих организаций, причастных к этим действиям. Финал таких действий – существующие сёла не развиваются и пустуют, а пашня застраивается многоэтажными жилыми массивами. В нарушение земельного законодательства даже казалось бы на неприкосновенных и самых дорогих сельскохозяйственных землях градостроительная деятельность заменила землеустроительные действия государства. А это уточнение правоустанавливающих земельных документов, сервитутов и других обременений и ограничений, внесение их в земельно-информационную систему, позволяющей создать единое земельное правовое информационное пространство на всей территории России об огромных рентных природных возможностях российской сельской земли в комплексном обустройстве сельских территорий. Эти разбросанные по всей стране территории во многом обеспечивают стабильность, устойчивость и суверенитет нашего государства [4].
Такие обязательные действия в земельной сфере страны предусмотрены земельным законодательством Российской Федерации в статье 9 «Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений»:
- п. 1.1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
- п. 1.2) установление ограничений прав собственников, земельных участков, землепользователей, арендаторов земельных участков.
Учитывая, что сельскохозяйственные земли в соответствии с законодательством подлежат особой охране государством, в качестве первоочередной задачи необходимо разработать и реализовать государственные программы использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в границах субъектов РФ и муниципалитетов. По данному вопросу есть поручение Президента РФ ещё в 2012 году на заседании Президиума Госсовета РФ.
Нужно как можно быстрее переходить, сказал Президент, к комплексному освоению территорий. Это важно, отметил он, для сельской и пригородной, где нужно активно развивать малоэтажное строительство. Но это не делается из-за отсутствия основополагающих правовых норм земельно-хозяйственного устройства страны. В действующих нормах многие проблемы не отрегулированы.
Необходимо, сказал Президент, создать прозрачную и удобную для бизнеса и граждан модель использования земли в стране. Это должна быть другая наша собственная российская модель землепользования и землеустройства, т. е. использования и охраны российской земли. Что же касается особой значимости российского села в устойчивом развитии страны, то его мнение следующее: «Мы не должны забывать, что село для России – это не только производство продуктов питания. Это свой традиционный уклад и образ жизни. Это богатство нашей культуры и самобытность многонационального народа нашей огромной страны» [5].
Какие проблемы предлагается решить:
- в соответствии с Земельным кодексом РФ в границах субъектов РФ и муниципальных образований разработать и реализовать программы использования и охраны земель. В них провести детальный анализ состояния сельскохозяйственных и смежных с ними земель, провести исследования по функционированию земельного оборота (рынка земли) и разработать предложения по его реальному развитию;
- изучить состояние финансово-экономической системы и её возможности по финансированию программ развития сельских территорий и роли в них земельной ренты;
- разработать предложения по совершенствованию федеральных и региональных нормативно-правовых актов в области использования и охраны сельскохозяйственного назначения;
- разработать научно-обоснованные нормы, правила и стандарты по рациональному использованию и охране сельскохозяйственных земель и контролю за размером и выплатой компенсаций при их переводе в другие категории и виды использования на основе капитализации земельной ренты;
- подготовить единые комплексные правила ведения кадастрового учета земельных участков, статистического учёта и мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
- разработать комплект землеустроительной документации по комплексному использованию сельскохозяйственных земель, правила оплаты правами пользования землей в виде уставного капитала компаний и созданию системы открытых и реальных данных рыночной стоимости земельных участков с проведением мониторинга рынка земельных ресурсов;
- определить меры по усилению контроля за рынком прав недропользования, регулирования деятельности по разведке и освоению сельскохозяйственных земель недропользователями, регулированию деятельности посреднических организаций в этой области;
- обеспечить разработку механизмов по сбору земельной ренты за использование сельскохозяйственной земли, а также нормативно-правовых актов по регулированию и контролю за использованием полученных средств;
- подготовить стратегии развития, подготовки, переподготовки и повышению квалификации высококвалифицированных специалистов в области создания современных систем устойчивого сельскохозяйственного землепользования, разработки и реализации программ и проектов комплексного развития сельских территорий и эффективного использования земельных ресурсов в них.
Успешно решить эти земельные проблемы поможет наш собственный опыт, когда в России долгие годы успешно работала мощная государственная земельная служба России со своими местными органами, научно-исследовательскими и проектно-изыскательскими институтами. Мощная земельная служба успешно работает в Китае. Она обеспечивает изучение земельных ресурсов страны, разработку и внедрение современной проектно-сметной землеустроительной документации по комплексному пространственному развитию страны. Такие действия государства необходимо срочно возродить и в России [6, 7]. Этого требует геополитическое расположение нашего великого государства с его необъятными земельными просторами и значительными площадями ещё не нарушенных у сельскохозяйственных экосистем, которые и являются объектами пристального внимания и разнообразных интересов многих государств. В этой связи у России имеются огромные возможности эффективного использования сельскохозяйственных территорий – это производство сельскохозяйственной продукции, развития рекреации, агротуризма и экотуризма, сельскохозяйственного рыборазведения.
Это будет мощный рывок России в комплексное развитие единого российского земельно-ресурсного пространства с использованием самых плодородных почв мира и высококонкурентных продуктивных сельскохозяйственных земель. На основе современных научно-обоснованных система многовекторного сельскохозяйственного землепользования.
Предложенные меры позволят в значительной степени обеспечить реализацию национальных проектов развития страны. По экономической, социальной, нравственной и политической значимости и приоритетности другой альтернативы им нет. Все высокоразвитые крупные державы мира своё развитие начинали с земли, приняв при этом мощные земельные законы по государственной земельной политике и управлению земельными ресурсами (США и Китай).
Заключение. Сегодня ясно одно, что без решения земельной проблемы улучшить качество жизни российского народа невозможно. Нужна коренная модернизация всей земельной структуры страны с уходом от физического (бюрократического) подхода и научно-обоснованной системе использования и охраны земли. Но для этого нужно возродить нашу многовековую землеустроительную деятельность и не на временных, придуманных чиновниками земельных участках, а на огромных постоянных природных земельных просторах России. И только в этом случае российская сельская земля станет действительной основой не только жизни, но и успешной деятельности на ней. А это и есть главное требование Конституции Российской Федерации, которую все обязаны исполнять.
1. Комов Н.В., Подболотова Л.П. Современное землепользование России и механизмы его развития / Круглый стол Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям «Повышение эффективности управления публичной собственностью и земельными ресурсами в Волгоградской области» (май, 2024 г.) [Электронный ресурс] URL: https://parlib.duma.gov.ru/common/upload/document_bibliodosie/I_Povish_effekt_uprav_publ_sobstv.pdf (дата обращения: 30.09.2025 г.)
2. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств / А.Е. Суглобов, В.А. Седых, А.В. Родионов, О.В. Савина. – 2-е издание. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 248 с. – ISBN 978-5-394-06202-5. – EDN AXJRBT.
3. Стратегия совершенствования государственного управления развитием сельских территорий / Р.Х. Адуков, А.Е. Суглобов, В.З. Мазлоев [и др.]. – Москва: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. – 392 с. – ISBN 978-5-394-06418-0. – EDN GAVBQB.
4. Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 г. № 731 «О государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации».
5. Владимир Путин «О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц», Заседание Президиума Государственного совета, 09.10.2012.
6. Комов Н. Российская модель землепользования и землеустройства. М – 2001. Изд. ООО «Институт оценки земельных ресурсов».
7. Комов Н.В., Шарипов С.А. «Земельные ресурсы в стратегии устойчивого развития России», Типография г. Казань, ООПК «Бриг».



