СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлены результаты анализа сущности и содержания таможенных услуг в пунктах пропуска через государственную границу. С использованием статистических данных, рейтинговых сведений, представленных Банком России и Всемирным банком объективно показана необходимость совершенствования уровня таможенных услуг в России. Проведено исследование базисного уровня методической и методологической проработки вопроса совершенствования таможенных услуг в работах российских ученых. Показано, что пункт пропуска через государственную границу является ключевым элементом, обеспечивающим возможность повышения эффективности таможенных услуг, поскольку выполняемые в нем технологические операции в рамках таможенного и иных видов государственного контроля являются ключевыми в части реализации действий, определяющих длительность и стоимость таможенных услуг для участников внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова:
таможенные услуги, таможенный контроль, интеллектуальный пункт пропуска, искусственный интеллект
Текст

Введение. Таможенные услуги являются отдельным классом сервисных действий, обеспечивающих возможность реализации трансграничного перемещения товаров. Одним из источников правовой регламентации понятия услуги можно считать Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", где в ст. 2 дается определение понятий государственной и муниципальной услуг, а также иных вспомогательных дефиниций, определяющих системное окружение процесса оказания услуги.

Результаты и обсуждения. Исходя из общего контекста понимания услуги, как некоторого протекающего во времени действия, оказываемого потребителю услуги (заявителю, формирующему запрос на оказание ему услуги) организацией, уполномоченной (либо берущей на себя обязательства) на оказание услуги, принимается общее разделение таможенных услуг на государственные и коммерческие [1]. С практической точки зрения государственные услуги, предоставляемые таможенными органами, включают в себя 11 услуг (табл. 1), представляющих собой набор частных функциональных задач, связанных с администрированием информационного пространства ФТС России. Ведение реестров (6 государственных услуг) позволяет государству отдельно выделить ключевые типы агентов таможенных бизнес-процессов (таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов, владельцы складов временного хранения, владельцы магазинов беспошлинной торговли, банки, обладающие правом выдачи банковских гарантий, таможенные представители) и наделять их соответствующими правами на выполнение их утилитарных функций при соблюдении принципа добровольности в части вхождения конкретных организаций в соответствующие реестры. Две услуги связаны с принятием предварительных решений (о классификации товаров в соответствии с  ЕТНВЭД ЕАЭС и о происхождении товаров), что позволяет таможенным органам вывести из потокового режима часть своих технологических действий, перенеся их во временной слот, не имеющий привязки к этапам осуществления таможенных операций в отношении товаров уже находящихся на траектории трансграничного перемещения, что объективно при использовании таких услуг реально может способствовать сокращению временных издержек всех задействованных участников таможенных процессов.

Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности позволяет технологически комфортно на добровольной основе локализовать, сфокусировать внимание государства и участников ВЭД только на те товары, которые значимы с позиций контроля за соблюдением мер защиты объектов интеллектуальной собственности в таможенном контексте.

Две услуги информационного характера (Консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов и Предоставление информации о выпуске товаров) дают возможность таможенных органам с одной стороны, транслировать для социума свое видение на реализацию таможенных процессов, а с другой – самореализовывать себя в качестве источника юридически значимой информации о результатах своей деятельности в части выпуска товаров.

При этом результативность предоставления услуг является открытой информацией и представляется на сайте customs.ru ежеквартально, в частности, в таблице 1 представлены сведения о предоставлении государственных услуг в IV квартале 2024 года.

 

Таблица 1

Сведения о предоставлении государственных услуг [2]

Наименование государственной услуги

Общее количество положительных решений (выданных документов, совершенных действий), принятых по результатам предоставления государственной услуги

IV кв.
2024 г.

доля
за год, %

2024 г.

Ведение реестра таможенных перевозчиков

7

35,0

20

Ведение реестра владельцев таможенных складов

137

27,7

494

Ведение реестра владельцев складов временного хранения

316

27,0

1169

Ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли

35

20,0

175

Ведение реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий

2

18,2

11

Ведение реестра таможенных представителей

23

9,1

253

Консультирование лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов

2290

19,6

11659

Принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с  единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

218

30,4

716

Принятие предварительного решения о происхождении товара

0

0,0

0

Ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности

345

27,9

1236

Предоставление информации о выпуске товаров

6382

23,2

27531

ИТОГО:

9755

22,5

43264

 

Из представленных в таблице 1 сведений видно, что представление тех или иных услуг является совсем не равномерным процессом, поскольку в IV  квартале для одних услуг наблюдается доля по сравнению с 2024 годом большая, чем 25 проц., а для других – меньшая. При этом в 2024 году одна из государственных таможенных услуг – принятие предварительного решения о происхождении товара не оказывалась вообще.

Вместе с тем, как уже было указано, представленные данные о государственных таможенных услугах являются реализацией частных утилитарных задач, существенных для таможенных органов при администрировании ими своих процессов. Однако, глобальный взгляд на проблему таможенных услуг определяет восприятие в целом всех таможенных (а еще шире и в совокупности иных видов государственного контроля) процессов как единого временного и стоимостного бремени для участников ВЭД. Оценка этого бремени находится во внимании международных организаций, таких как ООН, ВТамО, ВТО, Всемирный банк и администрируется посредством сбора соответствующей статистики средствами, с одной стороны ВТамО, а с другой – путем формирования экспертных оценок самими участниками ВЭД. В частности, Всемирный банк администрирует специализированный показатель LPI (Logistics performance index), рассчитываемый за 2 года и представляющий собой средневзвешенное значение баллов страны по шести ключевым параметрам:

1) оперативность процесса таможенного оформления (т.е. скорость, простота и предсказуемость формальностей) органами пограничного контроля, в том числе таможенными;

2) качество торговой и транспортной инфраструктуры (например, порты, железные дороги, автомобильные дороги, информационные технологии);

3) простота организации перевозок по конкурентоспособным ценам;

4) компетентность и качество логистических услуг (например, транспортных операторов, таможенных брокеров);

5) возможность отслеживания и отслеживания партий грузов;

6) своевременность отправления в пункте назначения в запланированное или ожидаемое время доставки.

На сайте Всемирного банка представлены сведения по индексу LPI, а также сведения о сгруппированном рейтинге таможенных услуг на 2023 год, сокращенно отображенные в виде таблицы 2.

Таблица 2

Показатели LPI и Сгруппированный индекс таможенных услуг
на 2023 год [3]

Страна

LPI

LPI Ранг

Уровень таможенных услуг

Ранг таможенных услуг

Сингапур

4,3

1

4,2

1

Дания

4,1

3

4,1

2

Швейцария

4,1

3

4,1

2

Финляндия

4,2

2

4

4

Канада

4

7

4

4

Швеция

4

7

4

4

Германия

4,1

3

3,9

7

Нидерланды

4,1

3

3,9

7

Бельгия

4

7

3,9

7

Япония

3,9

13

3,9

7

Республика Корея

3,8

17

3,9

7

Китай, Гонконг

4

7

3,8

12

Норвегия

3,7

19

3,8

12

Австрия

4

7

3,7

14

Арабские эмираты

4

7

3,7

14

Франция

3,9

13

3,7

14

США

3,8

17

3,7

14

Австралия

3,7

19

3,7

14

 

 

 

 

Великобритания

3,7

19

3,5

22

Италия

3,7

19

3,4

24

Ирландия

3,6

26

3,4

24

Израиль

3,6

26

3,4

24

 

 

 

 

Республика Беларусь

2,7

79

2,6

74

Грузия

2,7

79

2,6

74

Казахстан

2,7

79

2,6

74

Узбекистан

2,6

88

2,6

74

 

 

 

 

Украина

2,7

79

2,4

90

Нигерия

2,6

88

2,4

90

Российская Федерация

2,6

88

2,4

90

 

 

 

 

Сомали

2

138

1,5

140

 

 

 

Представленные в таблице 2 данные свидетельствуют о том, что на первом месте по уровню таможенных услуг и индексу LPI находится Сингапур, за которым следуют Дания и Швейцария. Великобритания находится на 22 месте, Израиль на 24, Республика Беларусь, Грузия, Казахстан, Узбекистан делят 74 место, Россия же по уровню развития находится в одном кластере с Украиной, Нигерией. Сложившаяся ситуация показывает объективную необходимость развития уровня таможенных услуг в России.

Дополнительно визуально распределение по уровням LPI и таможенных услуг на 2023 год представлено на рисунке 1, откуда также наглядно видна объективная необходимость для России повышать уровень таможенных услуг и качества таможенной инфраструктуры.

 

 

Рис. 1. Уровни развития логистики и таможенных услуг в баллах
в России, США и Сингапуре на 2023 год по данным Всемирного банка [4]

 

Рассмотренные статистические данные позволяет определить пункты пропуска через государственную границу как ключевой барьерный элемент, в котором возможно формирование временной задержки и дополнительных финансовых издержек для участников ВЭД, обусловленных возникновением у таможенных органов тех или иных представлений о возможных правонарушениях, совершаемых участниками ВЭД. Именно этот фактор и стал определяющим для формирования концептуальных основ ИПП, как некоторого узлового элемента, позволяющего значительно сократить временные и финансовые издержки участников ВЭД, не снижая при этом уровня эффективности таможенного контроля за счет использования потоковых технологий таможенного контроля и искусственного интеллекта.

В этой связи, глобально все процессы, реализуемые в пункте пропуска через государственную границу можно рассматривать как обобщенную таможенную услугу, требующую оптимизации с учетом вызовов времени и возможностей научно-технического прогресса. Учитывая, что трансграничное перемещение товаров является не обязанностью участников ВЭД, а их осознанным добровольным выбором в профессиональной сфере, связанным с оптимизацией структуры соответствующих затрат и прибыли, таможенные процессы с позиций международных организаций можно рассматривать с точки зрения социального инжиниринга, где ключевым фактором успеха каждой отдельной страны является повышение себя в общем рейтинге стран (табл. 2), участвующих в международной торговле.

Представленные на рисунке 2 данные о внешней торговле Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса) свидетельствуют о хотя и высокой колеблемости, но объективно наблюдающемся росте объемов экспорта и импорта России, что является дополнительным фактором определяющим необходимость развития таможенных услуг, поскольку увеличение товаропотока формирует и одновременный положительный прирост совершаемых правонарушений, требующих своевременного выявления, в том числе технологиями, имеющимися в пунктах пропуска через государственную границу.

 

 

Рис. 2. Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса), млн. долл. США
(на дату обновления – 11.04.2025) [5]

 

Дополнительным фактором, показывающим необходимость развития таможенных услуг в России, является стабильно отрицательный уровень потребительской удовлетворенности услугами в России, данные о котором представлены на рисунке 3. В России общий индекс потребительской уверенности рассчитывается на основе опроса 5000 человек в возрасте от 16 лет, проведённого во всех регионах страны. Индекс представляет собой среднее арифметическое 5 показателей: изменение личного финансового положения респондента за последние 12 месяцев и в ближайшие 12 месяцев, изменение экономической ситуации в стране за последний год и в ближайшие 12 месяцев, а также текущая ситуация с покупкой товаров длительного пользования. Индекс показывает разницу между процентной долей оптимистов и процентной долей пессимистов. Он принимает значение от -100 (все респонденты оценивают своё положение как плохое и ожидают, что оно ухудшится) до 100 (все участники довольны текущим положением и ожидают его улучшения); 0 означает нейтралитет.

 

 

Рис. 3. Индекс потребительского доверия в России (синий график),
в США (серый график), в Европейском союзе (красный график),
в Великобритании (черный график)

 

Вместе с тем, представленные на рисунке 3 данные свидетельствуют, что положительный уровень удовлетворенности качеством услуг характерен для США, однако, для Европейского союза и Великобритании этот уровень в рассматриваемом периоде с 2016 года стабильно схож с российским и находится в отрицательной области.

Государственное регулирование предоставления услуг характеризуется комплексным подходом, обеспечивающим равные условия для всех участников ВЭД [6]. В частности, это выражается в законодательном установлении унифицированных максимальных сроков выполнения различных административных процедур. Однако выполнение отдельных технологических операций может варьироваться в зависимости от уровня взаимодействия с конкретной страной-контрагентом. 

Обращаясь к сущности таможенных услуг, следует отметить, что она заключается в предоставлении таможенными органами необходимых процедур и сервисов для обеспечения законности и эффективности процесса пересечения границы товарами и транспортными средствами.  Так, профессор С.В.Барамзин определил базовые положения, увязывающие понятие таможенной услуги и таможенной политики государства [7], что затем, с учетом требований системного подхода по рассмотрению отдельных направлений деятельности таможенных органов получило свою интерпретацию в работе профессоров В.В.Макрусева и В.Ю.Диановой [8]. Было показано, что таможенные услуги являются неотъемлемой частью системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и выполняют следующие основные функции:

– контрольную функция, обеспечивающую соблюдения таможенного законодательства, выявление и пресечение нарушений;

– фискальную функцию, обеспечивающую поступления таможенных платежей в бюджет государства;

– защитную функцию путем защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и незаконного ввоза товаров;

– сервисную функцию по создание благоприятных условий для участников ВЭД, упрощение и ускорение таможенных процедур.

Исследования профессора Ю.Е. Гупановой посвящены анализу международного опыта повышения качества таможенных услуг [9], разработке общей методологии их оценки с точки зрения эффективности предоставления. В данных работах также отмечается, что развитие таможенных услуг является неотъемлемой частью процессов модернизации таможенных органов [10].

Исследования профессоров В.Г. Анисимова, Е.Г. Анисимова, В.Е. Новикова, А.Е. Суглобова и А.Я. Черныша посвящены анализу диалектического единства понятий таможенных услуг и государственных функций контроля [11,12]. В работах указанных авторов рассматриваются вопросы формирования математического аппарата [13,14], способного описывать особенности предоставления таможенных услуг, включая процессы их управления [15]. Также анализируется место таможенных услуг в общей теории таможенного дела.

Вопросы оптимизации таможенных услуг в условиях неопределенности и рисков, направленные на разработку наиболее безопасных стратегий их реализации [16,17], включая государственный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, а также особенности предоставления таможенных услуг с учетом специфики различных видов транспорта [18], складов временного хранения [19], международных почтовых отправлений [20] и внедрения цифровых технологий [21], рассматриваются в трудах профессоров Д.Н. Афонина, П.Н. Афонина, С.Н. Гамидуллаева, Ю.В. Малышенко, Г.И. Немировой и Е.Э. Толиковой.

Заключение. Таким образом, проведенный анализ сущности и содержания таможенных услуг в пунктах пропуска через государственную границу показал, что по данным международных организаций наблюдается значительное отставание уровня таможенных услуг в России по сравнению с другими странами, что требует принятия соответствующих мер, основанных на соответствующем методическом базисе. Процессы, реализуемые в рамках таможенного и иных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу должны рассматриваться как объекты оптимизации, что позволит с использованием соответствующих достижений научно-технического прогресса достигнуть значимого повышения уровня таможенных услуг.

Список литературы

1. Антонов А. Ю. Государственные и коммерческие таможенные услуги: понятие и классификация / А. Ю. Антонов // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2007. – № 3(23). – С. 187-192.

2. Сведения о количестве предоставленных государственных услуг в IV квартале 2024 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/svedeniya-o-kolichestve-predostavlennyx-gosuslug/document/616610 (дата обращения: 15.04.2025).

3. International Scorecard Page [Электронный ресурс] // Logistics Performance Index. URL: https://lpi.worldbank.org/international/scorecard/column/C/RUS/2023/C+SGP+2023+C+USA+2023 (дата обращения: 15.05.2024).

4. International trade. Data insights. 2023 [Электронный ресурс] // UNCTADstat. URL: https://unctadstat.unctad.org/insights/theme/94 (дата обращения: 15.04.2025).

5. Внешняя торговля Российской Федерации товарами (по методологии платежного баланса) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/external_sector/etg/ (дата обращения: 15.04.2025).

6. Аллахвердиев Н. Р. Развитие таможенных услуг в условиях трансформации внешнеторговых отношений России и Турции : дис. … канд. экон. наук. Москва, 2019. 200 с.

7. Барамзин С.В. Развитие управления таможенной деятельностью в России (теоретико-методологический аспект) / дис. на соиск. уч. степ. д-ра экон. наук / Государственный таможенный комитет, Российская таможенная академия. Москва, 2000

8. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Таможенное дело" / В. Ю. Дианова, В. В. Макрусев ; Российская таможенная академия. Москва, 2005. – 291 с.

9. Гупанова Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Российская таможенная академия. Москва, 2013

10. Гупанова Ю.Е. Качество таможенных услуг как необходимое условие модернизации таможенных органов // Качество. Инновации. Образование. 2012. № 2 (81). С. 59-64.

11. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Богоева Е.М. Формализация процедуры риск-ориентированного подхода при выполнении государственными органами контрольных функций // Вестник Российской таможенной академии. 2014. № 4. С. 96-102.

12. Блау С.Л. и др. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография / С.Л. Блау, Ю.В. Малевич, А.Е. Суглобов, С.Н. Гамидуллаев, С.Я. Юсупова ; под ред. профессора С.Л. Блау. Москва, 2017. Сер. Научная мысль. – 160 с.

13. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Бойко А.П. Метод обоснования применимости производственных функций с постоянной эластичностью замещения к анализу экономических процессов // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 106-110.

14. Анисимов Е.Г., Новиков В.Е., Шкодинский С.В. Методические подходы к оценке объема "серого" импорта и потерь доходной части федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3 (25). С. 35-42.

15. Анисимов В.Г. Метод оценивания обоснованности управленческих решений / В.Г.Анисимов, Е.Г.Анисимов, А.Г.Быстров, Е.В.Лобас // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 103-106.

16. Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Теория игр в управлении таможенными рисками при выборе форм таможенного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2009. № 1. С. 23-33.

17. Немирова Г.И., Савельева Т.И. Теоретические основы формирования системы управления рисками в сфере таможенных услуг // Таможенное дело. 2018. № 3. С. 25-28.

18. Афонин П.Н. и др. Таможенные услуги при управлении рисками в воздушном пункте пропуска: монография / П.Н.Афонин, С.Н.Гамидуллаев, Ю.В.Малышенко, П.Н.Теньков, Е.Э.Толикова, К.А.Токарева. – СПб.: Изд-во «Интермедия», 2018. – 216 с.

19. Афонин П.Н., Спирина А.В., Хрунова А.Л. Информационно-техническое обеспечение таможенных услуг на складах временного хранения: монография. – СПб.: Изд-во «Интермедия», 2018. – 165 с.

20. Гамидуллаев С.Н., Афонин Д.Н. Проблемы и перспективы осуществления государственных таможенных услуг при осуществлении таможенного контроля международных почтовых отправлений // Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70). С. 905-909.

21. Немирова Г.И., Виниченко А.А. Механизм повышения качества государственных услуг в области таможенного дела в условиях цифровой трансформации // Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия». Москва, 2017.


Войти или Создать
* Забыли пароль?