ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 338.47 Экономика транспорта и связи
В статье рассматривается влияние развития транспортной инфраструктуры на региональный экономический рост в России. Транспортный комплекс играет ключевую роль в обеспечении мобильности рабочей силы, повышении эффективности логистических процессов, улучшении инвестиционной привлекательности территорий и снижении пространственных диспропорций. Однако степень его влияния на экономическое развитие различных регионов неоднородна и зависит от социально-экономического уровня территории. Для проведения анализа использованы панельные данные по 82 регионам России за период 2015 – 2022 гг. Для получения устойчивых оценок применён метод обобщённых моментов (GMM), позволяющий учесть эндогенность переменных и динамический характер процессов. Результаты исследования показали, что в целом на национальном уровне влияние транспортной инфраструктуры на экономический рост статистически незначимо, что объясняется территориальной неоднородностью эффектов. В развитых регионах качественные характеристики транспортной сети оказывают положительное влияние на рост ВРП, тогда как в отдаленных и менее развитых территориях воздействие ограничено внешними факторами, включая низкую плотность населения и слабую инвестиционную активность.
транспортная инфраструктура, социально-экономическое развитие, экономический рост, метод обобщенных моментов, панельные данные, региональное неравенство
1. Исаев А.Г. Государственные капиталовложения как детерминанты экономического роста российских регионов // Регионалистика. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-kapitalovlozheniya-kak-determinanty-ekonomicheskogo-rosta-rossiyskih-regionov (дата обращения: 15.09.2025).
2. Коломак Е.А. Эффективность инфраструктурного капитала в России / Е.А. Коломак // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2011. – №10(10). – С.74–93. – EDN NXSUUF.
3. Стратегия совершенствования государственного управления развитием сельских территорий: монография / под общей редакцией д.э.н., проф. Р.Х. Адукова, д.э.н., проф. А.Е. Суглобова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2025. – 392 с.
4. Щербанин Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние // Евразийская экономическая интеграция. 2011. №3(12). С.65–78.
5. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 15.09.2025).
6. Исаев А.Г. Транспортная инфраструктура и экономический рост: пространственные эффекты // Пространственная экономика. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-infrastruktura-i-ekonomicheskiy-rost-prostranstvennye-effekty (дата обращения: 15.09.2025).
7. Farhadi M. Transport infrastructure and long-run economic growth in OECD countries // Transportation Research Part A: Policy and Practice. 2015. Vol.74. P.73–90.
8. Chakrabarti S. Can highway development promote employment growth in India? // Transport Policy. 2018. Vol.69. P.1–9. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2018.05.009 (дата обращения: 15.09.2025).
9. Ke X., Lin J.Y., Fu C., Wang Y. Transport Infrastructure Development and Economic Growth in China: Recent Evidence from Dynamic Panel System-GMM Analysis // Sustainability. 2020. Vol.12. 5618. https://doi.org/10.3390/su12145618 (дата обращения: 15.09.2025).