МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: АНАЛИЗ, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье систематизируются и анализируются модели развития кадрового потенциала сельских территорий. На основе изучения нормативных документов Минобрнауки России, международных рекомендаций и актуальных научных исследований предложена интегративная модель, сочетающая ключевые элементы государственного регулирования, корпоративного участия, образовательных инициатив и цифровой трансформации для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Практическая значимость – рекомендации для региональных вузов, НИИ, агрохолдингов и органов управления.

Ключевые слова:
кадровый потенциал, сельские территории, развитие человеческого капитала, модели управления, государственное регулирование, агропромышленный комплекс (АПК), международные подходы, устойчивое развитие, цифровая экономика
Текст

Введение. Актуальность исследования моделей развития кадрового потенциала сельских территорий России в современных условиях обусловлена комплексом стратегических вызовов и приоритетов, стоящих перед государством. Качественный человеческий капитал на селе является не просто фактором роста агропромышленного комплекса (АПК), но и ключевым элементом обеспечения продовольственной безопасности, национального суверенитета и устойчивого пространственного развития страны.

Актуальность темы определяется по нескольким ключевым направлениям:

Стратегическая важность для государственной безопасности и экономики. В условиях внешнего санкционного давления и необходимости достижения технологического суверенитета устойчивое развитие собственного АПК приобретает первостепенное значение. Решение этой задачи напрямую зависит от наличия на селе квалифицированных специалистов, способных работать с современными технологиями. Дефицит кадров становится прямой угрозой для стабильного функционирования отрасли. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20) ставит задачи по «развитию системы подготовки и повышения квалификации кадров для сельского хозяйства» и «повышению привлекательности сельскохозяйственного труда». Это напрямую указывает на государственный приоритет в решении кадрового вопроса.

Необходимость комплексного и устойчивого развития сельских территорий. Сельские территории – это не только производственные площадки, но и среда обитания для значительной части населения России (около 25%). Сокращение численности сельского населения, его старение и отток молодежи ведут к деградации социальной инфраструктуры и запустению земель. Развитие кадрового потенциала является ядром для сохранения и приумножения человеческого капитала, что позволяет бороться с негативными демографическими трендами. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696) определяет в качестве одной из своих целей создание условий для «обеспечения квалифицированными кадрами организаций агропромышленного комплекса». Программа предусматривает меры по улучшению жилищных условий, развитию инфраструктуры и закреплению молодых специалистов, что подчеркивает комплексный подход государства к проблеме [2].

Трансформация агропромышленного комплекса и новые требования к компетенциям. Современный АПК активно внедряет цифровые технологии: точное земледелие, беспилотные летательные аппараты, системы искусственного интеллекта для управления стадом, роботизированные фермы. Это кардинально меняет требования к работникам. Возникает острая потребность не просто в агрономах и зоотехниках, а в специалистах с междисциплинарными компетенциями: агроинформатиках, операторах сложных систем, специалистах по анализу больших данных в сельском хозяйстве. Существующие модели подготовки кадров не всегда отвечают этим вызовам. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» (утвержден Минсельхозом России) направлен на внедрение цифровых технологий в АПК [3]. Реализация этого проекта невозможна без соответствующего кадрового обеспечения, что требует разработки новых моделей обучения и переподготовки специалистов, способных работать в условиях цифровой трансформации отрасли.

Усиление конкуренции за человеческие ресурсы. Сельские территории сегодня конкурируют за трудовые ресурсы не только с городами, но и с другими отраслями экономики. Для привлечения и удержания молодежи на селе недостаточно простого трудоустройства. Необходимо создание современной социальной среды, возможностей для профессионального и карьерного роста, а также достойного уровня жизни. Это требует системных моделей управления кадровым потенциалом, интегрирующих усилия государства, бизнеса и образовательных учреждений. В принятой стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р) одной из ключевых задач ставится «создание привлекательных условий труда и жизни в сельской местности», что включает развитие социальной и инженерной инфраструктуры [1]. Это подтверждает, что кадровый вопрос рассматривается в неразрывной связи с качеством жизни на селе.

Таким образом, актуальность темы обусловлена острой практической потребностью в разработке научно обоснованных моделей развития кадрового потенциала, которые бы соответствовали стратегическим целям государства, отвечали на вызовы технологической модернизации АПК и способствовали бы устойчивому и сбалансированному развитию сельских территорий России.

Методологическая основа исследования. Исследование основано на системном подходе к анализу кадрового потенциала сельских территорий с использованием методов сравнительного анализа, статистического анализа и экспертной оценки. В качестве эмпирической базы использованы данные Росстата, Минсельхоза России, региональных органов управления АПК, а также результаты социологических исследований и экспертных интервью с представителями аграрного образования и производства.

Анализ современного состояния кадрового потенциала АПК. Сельское население России составляет 25,3% от общей численности населения страны, что соответствует примерно 37,3 млн человек по состоянию на 2024 год [5]. Это значительная доля населения, которая играет критически важную роль в обеспечении продовольственной безопасности и территориального развития страны.

Анализ возрастной структуры сельского населения выявляет специфические особенности, отличающие село от городских территорий. По данным Росстата, 52,0% сельского населения составляют люди трудоспособного возраста (15-64 лет), 29,4% – дети до 14 лет, и 18,6% – население старше 65 лет [6]. Эта структура демонстрирует как потенциал, так и вызовы для развития сельских территорий.

Серьезной проблемой остается миграционная убыль сельского населения. За десятилетие 2011-2021 годов убыль сельского населения в результате внутренней миграции оценивается в 1,5-2,5 млн человек. Периферийные села потеряли еще больше – 2,5-3,5 млн человек [7]. Трудоспособное население в сельской местности за 10 лет сократилось на 1,2 млн человек и составляет 17 млн человек (57% от общей численности сельского населения). Эта тенденция создает серьезные вызовы для кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства [7].

Российский агропромышленный комплекс испытывает острый дефицит кадров, который превышает 200 тысяч человек. По данным Минсельхоза, ежегодная потребность АПК в кадрах составляет более 143 тысяч специалистов. Эта ситуация усугубляется продолжающимся сокращением численности занятых в сельском хозяйстве: с 4,46 млн человек в 2017 году до 4,2 млн человек в 2023 году [7].

Структура занятости сельского населения кардинально изменилась за последние десятилетия. Если в начале 1990-х годов более половины сельского трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, то к 2014 году эта доля сократилась до 22,6%. Современное сельское население все больше диверсифицирует источники доходов, участвуя в несельскохозяйственных видах деятельности [8].

Российская система аграрного образования включает 59 вузов, 162 учреждения среднего профессионального образования и 25 учреждений дополнительного профессионального образования, подведомственных Минсельхозу. Общая численность студентов аграрного профиля составляет около 460 тысяч человек [9].

В 2024 году наблюдался рост интереса молодежи к аграрному образованию: количество заявлений на обучение в вузы Минсельхоза увеличилось на 10,6% по сравнению с 2023 годом. Всего было подано почти 350 тысяч заявлений, а на бюджетные места поступили 42,8 тысячи человек [9].

Существует значительный образовательный разрыв между сельским и городским населением. Доля населения с высшим образованием в сельской местности традиционно ниже городских показателей. Среди сельских жителей, имеющих высшее образование, около 40,4% указывают на хорошее состояние здоровья, что выше показателей для лиц с основным образованием [10].

Проблемой остается низкий уровень закрепления выпускников на селе: только треть выпускников аграрных вузов и техникумов приходит работать в сельскохозяйственные организации, а остается на селе еще меньше – от 2 до 18 процентов по различным специальностям [10].

Старение населения является одной из ключевых проблем сельских территорий. Доля населения старше трудоспособного возраста составляет 20,6%, что создает повышенную демографическую нагрузку. Большинство работников АПК составляют люди старшего возраста, которым некому передавать знания и опыт [10].

Отток молодежи остается критической проблемой. Молодые люди, получившие образование, часто не возвращаются в сельскую местность из-за ограниченных возможностей трудоустройства, низкого уровня доходов и неразвитой социальной инфраструктуры.

Низкий уровень жизни на селе остается основным фактором миграционного оттока. 22% сельского населения имеют среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума против 7% в городах. Около 64% сельского жилищного фонда не благоустроено [11].

Сезонность сельскохозяйственных работ создает дополнительные трудности для обеспечения стабильной занятости. В осенне-зимний период резко сокращается потребность в работниках, что приводит к росту безработицы].

Кадровый потенциал сельских территорий России характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, сохраняются преимущества в демографическом воспроизводстве, более высокие показатели рождаемости в ряде регионов и значительные образовательные ресурсы. С другой стороны, острые проблемы включают дефицит квалифицированных кадров в АПК, миграционную убыль населения, старение сельских территорий и отставание в уровне жизни от городских стандартов.

 Обзор литературы по теме. Анализ актуальных научных публикаций показывает, что проблема развития кадрового потенциала села рассматривается исследователями в нескольких ключевых направлениях. 

Многие авторы начинают свои исследования с уточнения сущности понятия «кадровый потенциал» применительно к сельским территориям, часто используя его в связке с термином «человеческий капитал» [12, 13]. В работах подчеркивается, что это не просто совокупность работников, а сложная социально-экономическая категория, включающая образовательный, квалификационный, демографический и мотивационный аспекты. Проводится анализ текущего состояния кадрового обеспечения АПК. Исследователи единодушно констатируют наличие системных проблем: дефицит квалифицированных специалистов, старение кадров, несоответствие уровня подготовки выпускников аграрных вузов требованиям современного производства, а также значительный отток молодежи из села [14]. В качестве причин указываются низкий уровень жизни, деградация социальной инфраструктуры и пространственная асимметрия в развитии по сравнению с городами [12, 15].

В статьях российских ученых на основе мониторинговых исследований представлен комплексный анализ численности, состава и движения кадров в сельском хозяйстве, что позволяет оценить масштаб кадрового дефицита и структурные диспропорции [16].

Значительный пласт исследований посвящен анализу государственной кадровой политики в аграрном секторе. Исследователи изучают эффективность государственных программ, в частности, программы «Комплексное развитие сельских территорий». Отмечается, что, несмотря на принимаемые меры, их реализация сталкивается с рядом трудностей, включая недостаточное финансирование и слабую межведомственную координацию. Анализируются различные инструменты государственного регулирования: механизм целевого обучения, грантовая поддержка молодых специалистов, субсидирование строительства жилья. Многие исследователи приходят к выводу о необходимости формирования новой, комплексной стратегии кадрового обеспечения, учитывающей современные геополитические и экономические реалии [16, 17].

В последние годы все большее внимание уделяется влиянию цифровой трансформации на требования к кадрам в АПК. Исследователи отмечают растущую потребность в специалистах, обладающих цифровыми компетенциями и способных работать с современными технологическими системами [18, 19]. Это ставит перед системой аграрного образования новые задачи по обновлению учебных программ и внедрению практико-ориентированного обучения. Подчеркивается, что цифровизация может стать одним из инструментов повышения привлекательности аграрных профессий для молодежи и сглаживания неравенства между городом и селом.

Модели развития кадрового потенциала сельских территорий. На основе проведенного анализа можно выделить несколько основных моделей развития кадрового потенциала сельских территорий, применяемых в российской и международной практике [21]. В настоящее время используются следующие модели. Государственно-ориентированная модель базируется на централизованном государственном заказе на подготовку специалистов, системах поддержки и развитии социальной инфраструктуры. В ее основе лежит координация усилий государственных институтов для обеспечения квалифицированными кадрами ключевых отраслей. Эта модель обладает значительными преимуществами, такими как стабильное финансирование и целенаправленное развитие профильных специалистов, однако в современных условиях сталкивается с ограничениями, связанными с недостаточной гибкостью и адаптивностью к быстро меняющимся потребностям рынка труда.

Модель интеграции «Образование – Наука – Бизнес» реализует кластерный подход, при котором аграрные вузы, научные центры и крупные агрохолдинги формируют единую систему подготовки, переподготовки и закрепления кадров. В рамках этой модели учреждения, такие как Российская академия кадрового обеспечения АПК, играют ключевую роль, обеспечивая координацию взаимодействия и обмен опытом между обучающими и производственными организациями. Такой подход способствует более тесной связи теоретических знаний с практическими требованиями отрасли и стимулирует инновационное развитие агропромышленного комплекса.

Цифровая модель акцентирует внимание на влиянии цифровизации на структуру занятости в сельской местности и изменяющиеся требования к компетенциям работников. В ней исследуются возможности дистанционного образования, развитие цифровых навыков и поддержка онлайн-предпринимательства как эффективных инструментов повышения кадрового потенциала. Такая модель способствует расширению доступа к образовательным ресурсам и созданию новых форм занятости, соответствующих современным цифровым реалиям, что особенно важно для развития сельских территорий [22].

Представляется возможным предложить комплексную, синтетическую модель, объединяющей все достоинства предыдущих. В современных условиях, характеризующихся быстрой технологической трансформацией агропромышленного комплекса, усилением глобальной конкуренции и стратегической задачей обеспечения продовольственного суверенитета, традиционные, фрагментированные подходы к развитию кадрового потенциала сельских территорий демонстрируют свою недостаточную эффективность. Данное обстоятельство формирует объективный императив для перехода к синтетической (интегративной) модели, которая системно объединяет стратегическое государственное планирование, механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), целевую подготовку кадров на основе форсайт-прогнозирования потребностей рынка труда и активное внедрение цифровых образовательных технологий. Необходимость такого системного синтеза обусловлена взаимозависимостью и синергетическим эффектом указанных компонентов.

Основополагающим элементом предлагаемой модели выступает стратегическое государственное планирование, которое трансформирует государственную политику из режима реактивного реагирования на возникающие кадровые дефициты в проактивное управление человеческим капиталом. Государство в данном контексте берет на себя роль архитектора системы, определяя долгосрочные приоритеты пространственного и отраслевого развития, формируя заказ на ключевые компетенции на перспективу 5–15 лет и создавая стабильные институциональные условия для всех участников процесса. Это позволяет перейти от разрозненных мер поддержки к целостной, предсказуемой и устойчивой кадровой политике.

Ключевым исполнительным механизмом для реализации государственного стратегического видения выступает государственно-частное партнерство. ГЧП позволяет преодолеть традиционную дихотомию между государственными задачами и интересами бизнеса, объединяя административные и финансовые ресурсы государства с практической экспертизой, гибкостью и эффективностью частного сектора. В рамках такой модели агробизнес из пассивного потребителя трудовых ресурсов превращается в активного инвестора и заказчика, участвующего в софинансировании образовательных программ, создании современной социальной и производственной инфраструктуры, а также в предоставлении площадок для практико-ориентированного обучения.

Для содержательного наполнения образовательного процесса, отвечающего вызовам будущего, модель интегрирует механизм целевой подготовки кадров, основанный на форсайт-прогнозировании потребностей рынка труда. В отличие от традиционного подхода, ориентированного на существующие профессиональные стандарты, форсайт позволяет на основе анализа технологических трендов, стратегических планов государства и запросов бизнеса проактивно формировать профили компетенций специалистов будущего, таких как агроинформатики, операторы беспилотных агросистем или специалисты по вертикальному фермерству. Это обеспечивает гарантированную востребованность выпускников и повышает эффективность инвестиций в их подготовку.

Инструментальным компонентом, обеспечивающим преодоление пространственных барьеров и демократизацию доступа к качественному образованию, является активное внедрение цифровых образовательных технологий. Онлайн-платформы, технологии виртуальной и дополненной реальности, массовые открытые онлайн-курсы от ведущих вузов и экспертов отрасли нивелируют проблему географической удаленности и дефицита квалифицированных преподавателей на селе. Цифровизация становится проводником для доставки актуального образовательного контента, разработанного на основе форсайт-прогнозов, непосредственно до конечного потребителя, обеспечивая возможность непрерывного обучения на протяжении всей жизни [23].

Таким образом, необходимость перехода к синтетической модели заключается не в отдельных ее элементах, а в их глубокой взаимосвязи. Стратегический план без механизма ГЧП остается декларацией, ГЧП без форсайта лишено долгосрочного ориентира, а цифровые технологии без актуального контента становятся лишь формой без содержания. Только комплексное объединение этих элементов способно сформировать целостную, адаптивную и саморазвивающуюся экосистему управления кадровым потенциалом, способную эффективно решать задачи по обеспечению технологического суверенитета и устойчивого развития сельских территорий России.

Заключение и выводы. Проведенное исследование позволяет сделать ряд ключевых выводов, главным из которых является недостаточная эффективность применения изолированных моделей развития кадрового потенциала сельских территорий. Анализ существующей нормативно-правовой базы, включая положения государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», и актуальных научных работ показал, что ни государственно-ориентированная, ни сугубо корпоративная или образовательная модели в чистом виде не способны решить весь комплекс накопившихся проблем, связанных с дефицитом квалифицированных специалистов, их старением и оттоком молодежи. Успешное кадровое обеспечение современного АПК требует системного подхода, основанного на интеграции усилий всех заинтересованных сторон, что обуславливает необходимость перехода к синтетической модели, объединяющей стратегическое государственное планирование, механизмы государственно-частного партнерства, целевую подготовку кадров на основе форсайт-прогнозирования и цифровые образовательные технологии. На основе полученных выводов представляется целесообразным сформулировать практические рекомендации для ключевых акторов: органам государственной власти рекомендуется усилить межведомственную координацию и сосредоточиться на создании долгосрочных стратегий кадрового обеспечения, а также на формировании благоприятных нормативных условий для реализации проектов ГЧП в социальной и образовательной сферах села; руководству аграрных вузов следует инициировать кардинальную модернизацию образовательных программ в соответствии с результатами форсайт-исследований, активно внедрять цифровые форматы обучения и выстраивать прямые партнерские отношения с агрохолдингами для организации практико-ориентированного учебного процесса; бизнесу, в свою очередь, необходимо переходить от роли пассивного работодателя к роли активного инвестора в человеческий капитал, участвуя в софинансировании целевой подготовки специалистов и создании привлекательных социально-бытовых условий на территориях своего присутствия. Вместе с тем, проведенное исследование открывает перспективы для дальнейших научных изысканий. Первоочередными направлениями являются разработка и апробация методик комплексной оценки социально-экономической эффективности различных моделей развития кадрового потенциала, а также углубленное изучение специфики кадрового обеспечения для перспективных и инновационных направлений АПК, таких как сити-фермерство, агробиотехнологии и цифровая агрономия, что позволит своевременно адаптировать систему подготовки кадров к вызовам будущего.

Предложенные рекомендации могут служить основой для разработки региональных стратегий развития кадрового потенциала и совершенствования государственной политики в данной сфере.

Список литературы

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20) [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73438425/ (дата обращения 11.08.2025).

2. «Комплексное развитие сельских территорий» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 696 [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/72260516/ (дата обращения 11.08.2025).

3. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный ресурс] URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения 11.08.2025).

4. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 993-р [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/73894910/ (дата обращения 11.08.2025).

5. РСХБ: сельское население – ключ к решению демографического вопроса в стране [Электронный ресурс] URL: https://www.rshb.ru/news/23082024-000001 (дата обращения 25.08.2025).

6. Дульзон С. В. Кадровый потенциал сельских территорий: проблемы оценки и направления эффективного использования // Russian Journal of Management. – 2025. – Том 13. – № 6. – С. 45-58. – DOI:https://doi.org/10.29039/2500-1469-2025-13-6-339-350. – EDN: https://elibrary.ru/PYXVHO.

7. Дефицит кадров АПК достиг 143 тыс. человек — правительство [Электронный ресурс] URL: https://agriecomission.com/news/deficit-kadrov-apk-dostig-143-tys-chelovek--pravitelstvo (дата обращения 25.08.2025).

8. Количество сельских населённых пунктов в субъектах Российской Федерации // Википедия. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Количество_сельских_населённых_пунктов_в_субъектах_Российской_Федерации (дата обращения: 20.08.2025).

9. Сколько населения проживает в сельской местности? ВПН - 2020г. даст свой ответ [Электронный ресурс] URL: https://33.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Сколько%20владимирцев%20проживает%20в%20сельской%20местности%201-2.pdf (дата обращения: 25.08.2025).

10. Перепись населения от «А» до «Я» № 1 [Электронный ресурс] URL: https://33.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Сколько%20владимирцев%20проживает%20в%20сельской%20местности%201-2.pdf дата обращения: 25.08.2025).

11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://rosstat.gov.ru/

12. Новикова И.И., Богуцкий В.С. Человеческий капитал сельских территорий: концептуальные направления по воспроизводству, использованию и развитию // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – №. 6 (128). – С. 117-126. – DOI:https://doi.org/10.26726/1812-7096-2021-6-117-126. – EDN: https://elibrary.ru/GLMCCV.

13. Барчо М.Х., Беджанова Я.К. Повышение кадрового потенциала как фактор развития сельских территорий // Электронный научный журнал «Вектор экономики». – 2025. – № 1. – EDN: https://elibrary.ru/NCUKJJ.

14. Синельщикова М.Ю., Дудник Т.А. Проблемы кадровой обеспеченности в сельском хозяйстве // Экономика и социум. – 2015. – №. 1-4 (14). – С. 604-607. – EDN: https://elibrary.ru/UBHFBF.

15. Воронин Б. А. и др. Качество жизни и человеческий капитал в сельских территориях России // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – №. 8. – С. 96-102. – DOI:https://doi.org/10.32651/208-96. – EDN: https://elibrary.ru/LTBGVM.

16. Долгушкин Н. и др. Развитие кадрового потенциала сельского хозяйства как базового фактора обеспечения продовольственной безопасности страны // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2023. – №. 1. – С. 8-15. – DOI:https://doi.org/10.55186/25876740_2023_66_1_8. – EDN: https://elibrary.ru/QLPIMZ.

17. Фастович Г.Г. К вопросу о кадровой политике в секторе агропромышленного комплекса // Право и государство: теория и практика. – 2023. – №. 12 (228). – С. 31-33. – DOI:https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_12_31. – EDN: https://elibrary.ru/GJRRJW.

18. Саидов А. М., Субаева А. К. Человеческий капитал в сельском хозяйстве: особенности и цифровая трансформация // Вестник НГИЭИ. – 2024. – №. 6 (157). – С. 101-114.

19. Кот Е.М. и др. Формирование кадрового потенциала в АПК // Международный научно-исследовательский журнал. – 2022. – №. 4-4 (118). – С. 141-144. – DOI:https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.137. – EDN: https://elibrary.ru/OXJYCB.

20. Бухтиярова Т. И., Демьянов Д.Г. Новая модель управления в экономическом пространстве сельских территорий: теория и методология исследования // Социум и власть. – 2019. – №. 6. – С. 87-98. – DOI:https://doi.org/10.22394/1996-0522-2019-6-87-98. – EDN: https://elibrary.ru/GCPOTY.

21. Волошина М.С. Особенности обеспечения занятости населения сельских территорий и развития кадров в агропромышленном комплексе // Инновации и инвестиции. – 2023. – №. 5. – С. 462-465. – EDN: https://elibrary.ru/OYHGON.

22. Едренкина Н.М. Модели развития трудовых ресурсов сельских территорий // Сборник IV международной научно-методической и практической конференции «Комплексное развитие сельских территорий и инновационные технологии в агропромышленном комплексе» (28-29 ноября 2019 г., Новосибирский государственный аграрный университет).– 2019. – С. 163-168. – EDN: https://elibrary.ru/ZSSHJA.

23. Кондратьев М.С., Орлов С.В., Горкуша О.А. Человеческий потенциал как основа пространственного развития сельских территорий региона // Московский экономический журнал. – 2023. – №. 1. – С. 147-155. –https://doi.org/10.55186/2413046X_2023_8_1_5


Войти или Создать
* Забыли пароль?