Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.2.4 Финансы
ВАК 5.2.5 Мировая экономика
ВАК 5.2.6 Менеджмент
ВАК 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
УДК 327 Международные отношения. Мировая политика. Внешняя политика
УДК 330 Экономические науки в целом. Политическая экономия
В период председательства России в БРИКС в 2024 году климатический вектор объединения получил устойчивую институциональную базу: рамочные договоренности, партнерство по углеродным рынкам и инициирование в том числе Платформы климатических исследований. Такие шаги подготовили условия для сближения национальных подходов на основе совместимых правил учета и верификации для развития городских и природных проектов при поддержке Нового банка развития (НБР), а также для подготовки пилотных сделок по ст. 6.2 Парижского соглашения – первых двусторонних проектов, в рамках которых страны обмениваются подтвержденными единицами сокращения выбросов и отражают эти передачи в своих национальных вкладах, исключая двойной учет. Россия выступает ключевым инициатором и координатором этих процессов, связывая дипломатические форматы с практическими инструментами рынка, что укрепляет позиции БРИКС в глобальной климатической политике и снижает регуляторные риски для отечественного экспорта и инвестиций.
климатическая повестка, БРИКС, Россия, Новый банк развития, Парижское соглашение, дипломатия, энергопотребление
Введение. В 2024 году на фоне расширения состава участников БРИКС и российского председательства климатическая тематика стала одним из ключевых треков повестки организации. Расширенный состав БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР и новые участники, среди которых Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ) объединяет около 45% населения мира и более трети мирового ВВП. Это также означает, что на долю стран объединения приходится существенная часть глобального энергопотребления. Такое положение показывает, что успех глобальных усилий по защите климата становится зависимым от решений, принятых в рамках БРИКС, а также от того, насколько согласованной будет повестка внутри объединения.
Российское председательство задало институциональные основы для единства внутри объединения и согласованности подходов. Так, страны утвердили Рамочную основу по климату и устойчивому развитию БРИКС, согласовали Меморандум о партнерстве по углеродным рынкам, институционализировали Контактную группу по климату и устойчивому развитию, а также продвинули идею Платформы климатических исследований БРИКС как постоянного механизма подготовки совместных докладов, обмена методиками и экспертной координации. Эти решения зафиксированы в материалах Казанской декларации XVI саммита БРИКС, который прошел 22–24 октября 2024 года.
В этом смысле площадка БРИКС для России – это прежде всего способ договориться с ближайшими партнерами о правилах декарбонизации, которые позволяют одновременно заботиться об энергобезопасности и делать ставку на промышленный рост.
Речь идет о «справедливом переходе»: продвигаются совместимые, но не единые для всех участников объединения решения. Справедливый переход в контексте БРИКС следует понимать как согласование климатической политики с учетом неоднородности начальных условий и социально-экономических ограничений стран объединения. Имеется в виду не смягчение целей, а выбор таких темпов и инструментов декарбонизации, которые не подрывают энергетическую безопасность и промышленное развитие и в то же время обеспечивают измеримый климатический эффект. Нормативной основой здесь выступает принцип «общих, но дифференцированных обязательств и соответствующих возможностей»: цели схожи, траектории различаются [1].
Результаты. Необходимость такого подхода (справедливый переход БРИКС) обусловлена структурной асимметрией БРИКС. Энергетические балансы и отраслевые профили стран расходятся: от угольной зависимости отдельных экономик (как, например, Индия) до высокой доли гидроэнергетики или атомной генерации у других государств (Россия). Различается и стоимость капитала, а также доступ к технологиям и рынкам – факторы, напрямую влияющие на окупаемость «зеленых» инвестиций. Унификация инструментов обязательным решением «сверху» при таких различиях замедляет выполнение обязательств и в итоге снижает ожидаемый результат.
Отсюда вытекает требование не «одинаковости», а совместимости политик. Подобная логика обусловлена архитектурой Парижского соглашения: цели и инструменты декарбонизации определяются на национальном уровне (NDC), поэтому навязывание единого набора регулирующих мер странам БРИКС с разной структурой экономики и энергетики давало бы несоразмерные издержки и слабый практический результат.
Совместимость же предполагает сближение по части измерения и управления: гармонизированные требования к мониторингу, отчетности и верификации, сопоставимые стандарты качества климатических проектов и пр. При этом выбор конкретных инструментов – системы торговли квотами, налоговые режимы, добровольные рынки – остается национальной прерогативой и отражает отраслевую специфику и политико-экономические приоритеты каждой страны.
Практическое закрепление этих целей – первый климатический форум БРИКС в Москве (29–30 августа 2024 г.). В ходе его работы было продемонстрировано, как работает российский национальный реестр углеродных единиц: это цифровая система, где по установленным правилам выпускаются, учитываются, передаются и «погашаются» углеродные единицы; иностранные юридические лица могут открывать в нем счета и проводить операции [2,3].
Именно это и подразумевается под «готовностью к трансграничным операциям»: углеродные единицы, выпущенные в российском реестре, могут законно переходить к контрагентам из других стран БРИКС и за их пределами, при этом каждая передача и «погашение» фиксируются в цифровой записи с уникальным идентификатором, что исключает двойной учет.
Такая возможность «зачета углеродного следа третьих лиц» важна по двум причинам: во-первых, она делает российские единицы удобным инструментом для зарубежных компаний и городов, которые берут на себя цели по климату, расширяя спрос и ликвидность рынка. Во-вторых, когда по каждой углеродной единице прозрачно видна ее «история» – кто выпустил, кому передал и что она окончательно погашена, – аудиторам и регуляторам легче доверять таким операциям. Именно такой уровень прозрачности нужен для двусторонних сделок по ст. 6.2 Парижского соглашения – механизму, который позволяет странам передавать подтвержденные сокращения (ITMOs) и засчитывать их в национальные цели без двойного учета, благодаря чему снижается стоимость достижения целей и появляется канал привлечения капитала в наиболее эффективные проекты.
Наконец, консолидированная позиция стран БРИКС по международным «трансграничным» мерам (например, выражение несогласия с односторонними протекционистскими подходами) и развертывание собственной инфраструктуры рынков углеродных единиц – это не только экономика, но и дипломатия. Так, например, на Московском форуме зафиксирована готовность выработать высокие стандарты качества проектов и прозрачности.
При таком подходе становится очевидным, что для российской внешней политики «климатический трек БРИКС» – не отдельная «зеленая» тема, а инструмент многовекторной дипломатии развития: он позволяет одновременно защищать экспорт, привлекать «зеленое финансирование», продвигать технологические решения (атом, возобновляемые источники энергии), а также формировать более справедливые правила глобальной игры.
Итоги российского председательства по вопросу климатической повестки. Российское председательство задало институциональную рамку для климатического трека БРИКС. Весной 2024 года в Минэкономразвития прошло первое заседание Контактной группы по вопросам изменения климата и устойчивого развития, где Россия предложила приоритеты года: справедливый переход, адаптацию, природные решения (Nature-based Solutions), а также развитие углеродных рынков и углеродного ценообразования. Группа получила официальное подтверждение статуса летом, а к осени стала основной площадкой согласования документов.
Кульминацией стал первый в истории БРИКС климатический форум в Москве (29–30 августа 2024 г.). По его итогам страны согласовали Рамочную основу по климату и устойчивому развитию и Меморандум о партнерстве по углеродным рынкам – набор принципов и процедур, позволяющих синхронизировать подходы к инфраструктуре, методологиям, валидации и верификации, а также подготовить условия для трансграничных операций по ст. 6 Парижского соглашения.
Сам Московский форум получил статус углеродно-нейтрального: след мероприятия компенсирован зачетом углеродных единиц, что стало показательной демонстрацией работоспособности инструментов.
Октябрьский саммит в Казани зафиксировал политическую поддержку этих договоренностей. Казанская декларация подтвердила приверженность справедливому переходу, неприятие односторонних ограничительных мер и важность устойчивого развития – это усиливает переговорные позиции БРИКС в глобальной климатической архитектуре.
Помимо отдельных усилий России (национальный реестр углеродных единиц, открытый для иностранных юридических лиц и пр.), заметный акцент – городская климатическая повестка. Москва совместно с Институтом городских инноваций Гуанчжоу представила исследование «Климатическая повестка городов БРИКС», оценив 20 городов по пяти направлениям (энергопроизводство, энергопотребление, транспорт, зеленые пространства, отходы) и предложив онлайн-инструментарий для диагностики, который в настоящее время представлен в качестве веб-сайта, где можно обнаружить рейтинг городов, интерактивные отчеты, которые подсвечивают сильные и слабые стороны, а также рекомендации по приоритетным городским мерам.
Кроме того, Новый банк развития в стратегии на 2022–2026 годы закрепил целевой ориентир – направлять до 40% мобилизуемых ресурсов на климат и адаптацию. Для России такое решение может трактоваться не только как окно для совместных проектов, но и как маршрут для «зеленых» инвестиций, в том числе под двусторонние и многосторонние инициативы БРИКС.
Сближение политик с учетом национальных моделей. Сближение климатической политики в рамках БРИКС прежде всего может осуществляться через многосторонний (а не двусторонний) диалог по внутренним углеродным рынкам, о чем давно говорят российские эксперты: партнерство по углеродным рынкам стран БРИКС можно закрепить как общий зонтик правил, «под которым» они договорятся, как считать и проверять сокращения выбросов и как обмениваться углеродными единицами. Это включает: общие методики (в том числе для природных проектов – леса, почвы), единые требования к проверке данных независимыми организациями и базовые правила для национальных реестров. Как только такой подход будет согласован, сделки между странами можно выводить в формат статьи 6.2 Парижского соглашения – то есть официально передавать подтвержденные сокращения между государствами и засчитывать их в национальные цели.
Во-вторых, сближение может идти через выработку общей позиции по трансграничным «зеленым» сборам и стандартам ответственности цепочек поставок. В 2024 году на уровне министров экономики прозвучала консолидированная критика односторонних мер «зеленого протекционизма» [4]. БРИКС способен предложить позитивную альтернативу – признавать только те меры партнеров, которые соответствуют Парижскому соглашению и не подменяют климатическую политику скрытыми торговыми барьерами, а также согласовать «белый список» стандартов качества климатических единиц и верификаторов, применимый и для внешних покупателей. Это даст понятные и единые для бизнеса ориентиры – от «зеленого» алюминия до удобрений и стали – и сократит расходы компаний стран-участниц БРИКС на соблюдение разных требований в зарубежных юрисдикциях [5].
В-третьих, через пакет городских решений как части повестки адаптации. Синхронизация методик оценки климатических рисков для муниципалитетов, водных систем и теплоснабжения, обмен «коробочными» решениями (умные сети, потери в тепловых сетях, «зеленые» коридоры, транспорт) и совместные пилотные проекты – это то, что можно начать без сложных соглашений на государственном уровне. Уже существующий инструментарий Москвы и Гуанчжоу позволяет масштабировать практики на города ЮАР, Бразилии, Египта и Эфиопии. НБР может поддержать такой портфель с долей проектов по адаптации, на которые сейчас традиционно сложнее привлечь инвестиции и финансирование.
Наконец, важна «чистота» базовых данных. Российский бизнес подчеркивал, что уточнение кадастра выбросов/поглощений парниковых газов (включая разработку национальных коэффициентов для отдельных видов топлива и секторов) способно заметно улучшить показатели нетто-эмиссии и повысить доверие к отчетности, поскольку появится понимание, сколько страна производит выбросов и сколько поглощают ее экосистемы. Создание в рамках Платформы климатических исследований общих справочников факторов эмиссии, методик для лесов и почв и репозитория открытых данных будет не только научной задачей, но и прямой предпосылкой для признания наших единиц внешними покупателями. И здесь именно Россия, обладая мощной школой учета поглощений и уникальным сектором теплоснабжения, может задать тон – от методики до программного обеспечения.
Рекомендации для внешней политики России. Для российской внешней политики появляется возможность осуществить переход из «года председательства» в старт климатической связности БРИКС, которая получает оперативный контур.
Для этого важно закрепить уже существующие достижения и намеченный климатический курс при помощи Дорожной карты, например, на 2025–2026 годы. Внутри Контактной группы БРИКС по вопросам изменения климата и устойчивого развития (CGCCSD) следует договориться о трех опорах: единые технические требования к учету сокращений и природным проектам (лес, почвы) через общий методический комитет; взаимное признание организаций, которые проверяют данные; и совместимая передача информации между национальными реестрами, соответствующая режиму прозрачности Парижского соглашения.
Далее нужно перейти от политической составляющей к юридической части и применению статьи 6.2 Парижского соглашения, которая позволяет странам обмениваться подтвержденными сокращениями выбросов и засчитывать их в национальные цели без двойного учета. Практический шаг – подготовить типовой двусторонний протокол со всеми процедурными деталями (которые будут охватывать следующие вопросы: кто и как авторизует проект, какие отчеты подаются, как делаются коррекции учета и пр.) и предложить его ключевым партнерам – Индии, ОАЭ, Египту – как готовый документ для подписания. Параллельно внутри страны нужно синхронизировать роли и обмен данными между профильными ведомствами и оператором реестра, чтобы отчетность по линии Секретариата РКИК ООН (UNFCCC) шла без задержек.
Слабое звено сегодня – качество исходных данных. Чем точнее национальный инвентарь выбросов и поглощений (включая собственные коэффициенты по видам топлива и отраслям, корректный учет лесов и почв), тем выше доверие к отчетности и цена углеродных единиц. Логично сделать это приоритетом Платформы климатических исследований БРИКС: общий справочник факторов эмиссии, согласованные методики для природных проектов и открытый набор данных для городов и малого бизнеса. У России здесь сильные компетенции – и в учете поглотителей, и в уникальном секторе теплоснабжения, – значит, можно не только соответствовать стандартам, но и формировать их (включая программные инструменты для расчетов и верификации).
Наконец, все вышеперечисленное должно подкрепляться с финансовой стороны. Каждый проект можно разрабатывать при сотрудничестве с Новым банком развития: кредиты в национальных валютах, страхование климатических рисков и публичное раскрытие результатов в связке с будущим потоком углеродных единиц.
Таким образом, прогнозируется рост спроса на российские методики и цифровые продукты, монетизируется природный капитал и ускоряется обновление городской инфраструктуры. И главное – разговор с внешним миром проводится на языке совместимых стандартов при сохранении собственной модели роста. Именно в этом стратегический смысл «сближения повесток»: каждая страна идет к нейтральности своим путем, но с использованием понятных и признанных правил, что обеспечивает доверие и доступ к капиталу, направляемому на развитие «зеленых» проектов.
Заключение. Климатический трек БРИКС после российского председательства перестал быть набором разрозненных инициатив и превратился в основу общей инфраструктуры – с правилами, институтами и первыми контурами рынков. Это создает для России окно возможностей: одновременно защищать интересы экспорта, привлекать долгосрочный капитал в модернизацию и предлагать миру альтернативную, но сопоставимую с глобальными практиками систему измерения и торговли результатами декарбонизации.
Таким образом, речь идет о переходе от заявлений к конкретным действиям. Россия сможет задать темп, если переведет политические договоренности БРИКС в процедуры: единые требования к учету и проверке сокращений (MRV), прозрачные интерфейсы реестров, взаимное признание верификаторов и готовые юридические шаблоны для двусторонних сделок по ст. 6.2 Парижского соглашения. Без такого процессного каркаса не будет главного – доверия к данным и стабильной цены на углеродные единицы, а значит, не будет и масштабирования проектов. Именно проверяемые данные и сопоставимые методики позволяют БРИКС влиять на мировые стандарты и вести предметный разговор о трансграничных мерах.
Не стоит забывать и о совместной подготовке передовых кадров внутри БРИКС. С этой целью можно проводить краткие курсы на актуальные темы (как считать сокращения, как работает реестр, как оформлять сделки между странами и пр.) и по итогам выдавать единый сертификат, который признавался бы во всех странах БРИКС, а также проводить стажировки и обмены сотрудниками между министерствами, городами и операторами реестров. Такой подход сформирует общий пул правил для чиновников, верификаторов и муниципалитетов, что ускорит согласования с партнерами и сделает сделки надежнее для всех сторон.
Кроме того, экономический смысл сближения климатических повесток также должен играть важную роль. Россия может стать главным партнером, который предлагает странам-участницам БРИКС пилотные проекты в данной сфере и прогнозируемые эффекты на основе замера данных. Если в ближайшие два года появятся первые авторизованные сделки на основе ст. 6.2 Парижского соглашения, а также заработает исследовательская платформа с открытыми справочниками факторов, и города начнут привлекать целевое финансирование на адаптацию, речь пойдет уже не о координации позиций, а о собственной климатической экосистеме БРИКС, где Россия выступит не только архитектором, но и оператором процессов.
1. Принцип «общих, но дифференцированных обязательств и соответствующих возможностей» впервые прямо закреплен в ст. 3(1) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК, 1992). В дальнейшем он был подтвержден Парижским соглашением 2015 года.
2. Минэкономразвития упрощает порядок зачета углеродных единиц [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. 23.07.2024. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_uproshchaet_poryadok_zacheta_uglerodnyh_edinic.html (дата обращения: 11.08.2025).
3. Правительство расширило доступ бизнесу к национальному рынку углеродных единиц [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС. 16.08.2024. URL: https://tass.ru/ekonomika/21625287s (дата обращения: 11.08.2025).
4. Страны БРИКС подписали документ о климатическом сотрудничестве. [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1751393/2024-08-30/strany-briks-podpisali-dokument-o-klimaticheskom-sotrudnichestve(дата обращения: 12.08.2025).
5. Совместное коммюнике 14-й встречи министров торговли БРИКС. [Электронный ресурс] // Trade Law Centre. URL: https://www.tralac.org/documents/resources/external-relations/brics/5541-joint-communique-of-the-14th-brics-trade-ministers-meeting-2024.html (дата обращения: 12.08.2025).