ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные вопросы регулирования аграрного и агропромышленного производства в условиях санкционного давления и международных вызовов. Особо акцентируется внимание на обобщении международного опыта стимулирования как основной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, так и обеспечения доходов фермерских хозяйств посредством диверсификации. Проведен анализ выполнения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в современных условиях. Обоснована необходимость активизации экономических мер регулирования притока инвестиционных ресурсов в агропромышленное производство.

Ключевые слова:
аграрная политика, экономическое регулирование, финансовый рынок, санкции, международные вызовы, субсидии, агропромышленное производство, сельскохозяйственные товаропроизводители
Текст

Введение. Учитывая социально-экономическое положение России в предшествующие 3 года, с одной стороны, а также успехи, связанные с агропромышленным комплексом (далее – АПК) и агропродовольственной сферой, - с другой, Россия превратилась в одного из крупных экспортеров отдельных видов агропромышленной продукции. Отдельные эксперты допускают, что инвестиции в АПК можно и сокращать. Учитывая то обстоятельство, что износ основных средств носит непрерывный характер, приток инвестиций в АПК и аграрный сектор в особенности не всегда покрывает потребность ввиду объективных причин.

Как показала практика, начиная с реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006-2007 гг.) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (на всех ее этапах), основным источником притока инвестиций в АПК были кредиты.

Что касается системы мер господдержки, она играла и играет особо важную роль. В мировой практике выработаны механизмы эффективной системы господдержки. Так, по данным Кашина В.И., ежегодный объем господдержки АПК, например, в ЕС составляет 50 млрд долл. США, в Китае - 300 млрд долл. США, в США – 200 млрд долл. США. В России на реализацию задач Госпрограммы в 2024 г. было выделено 530 млрд рублей.

Следует особо отметить роль государственного стимулирования в притоке капитала в реальный сектор агропромышленного производства за счет льготного кредитования и создания условий для привлечения инвестиционно-финансовых средств как частного отечественного бизнеса, так и зарубежных инвесторов-партнеров. Причем, наряду с вложением своих финансовых средств, зарубежные партнеры по агробизнесу осваивали в России передовые инновационные технологии по всей агропродовольственной цепочке. Эти и другие меры и механизмы поддержки субъектов АПК вскоре дали позитивные результаты. Более того, полученный в 2022 г. урожай зерновых культур позволил России стать одним из лидеров – экспортеров зерна пшеницы в мире. Эти успехи, по нашему мнению, явились результатом сочетания усилий государства, использования достижений прикладной отечественной сельскохозяйственной науки, передовой и зарубежной практики инновационного развития аграрного и агропромышленного производства, активизации российского аграрного бизнеса по всей агропродовольственной цепочке и др.

В дальнейшем в связи с усилением санкционного давления на нашу страну, вопросы устойчивого развития субъектов аграрного и агропромышленного производства обострились. То есть, современная крайне негативная экономико-политическая ситуация болезненно сказывается на инвестиционной активности в агропромышленном производстве. Более того, экономические санкции значительно ухудшуют сложившиеся за последние 15-20 лет деловые отношения российских компаний с зарубежными партнерами – поставщиками конкурентоспособных инновационно-инвестиционных продуктов, разрывают технико-технологические связи совместных предприятий с участием зарубежных инвесторов, вынуждают российских предпринимателей агропродовольственной сферы искать альтернативных участников интеграционного процесса, чтобы сохранить и приумножить достигнутый уровень аграрного и агропромышленного производства.

Таким образом, актуальность темы исследования обоснована настоятельной необходимостью уточнения системы мер, смягчающих негативное воздействие экономических санкций на устойчивое развитие субъектов аграрной сферы России.

Методы исследования. При подготовке статьи были использованы традиционные методы исследования: абстрактно-логический (при выборе и обосновании основных положений научной статьи), сравнительного анализа (в части отечественного и зарубежного опыта регулирования агропромышленного производства и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей), расчетно-конструктивный (при обосновании необходимости активизации экономического регулирования агропромышленного производства в условиях санкционного давления).

Результаты. Анализ и обобщение литературных источников свидетельствуют о том, что в предшествующие  периоды (не менее 5 лет) мировые экономики испытывают серьезные вызовы (природные, эпидемиологические, финансово-экономические, геополитические и др.). В условиях мировых кризисов государственное регулирование национальных экономик приобретает особо важное, приоритетное значение. Сложившиеся обстоятельства требуют серьезного пересмотра методов, способов и инструментов государственного  регулирования национальных экономик.

Под государственным регулированием, в контексте данного исследования, понимается нормативно-правовое, финансово-экономическое, организационное, в т.ч. административное, воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса (АПК). Экономическое регулирование, в свою очередь, заключается в воздействии на условия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов с помощью финансово-экономических инструментов, таких как цена, себестоимость, уровень налогов и приравненных к ним платежей, стоимость ресурсов, капитала (уровень процентных ставок, маржи, дивидендов), условия и объемы государственной поддержки, направляемой в тот или иной сектор экономики.

В системе АПК наиболее уязвимым звеном, как известно, является сельское хозяйство. Учитывая важность и значимость аграрного сектора в продовольственном обеспечении страны, развитию этой базовой отрасли почти все государства уделяют самое пристальное внимание. Иначе говоря, сельскохозяйственное производство объективно нуждается в обязательном государственном регулировании.

Обобщение передового зарубежного опыта государственного регулирования агропромышленного производства свидетельствует о том, что формы, способы и механизмы экономического воздействия на деятельность аграрного сектора экономики подвергаются трансформации и совершенствованию. В частности, согласно опубликованным источникам, в Европейском Союзе (ЕС), начиная с 1990-х гг., произошли коренные изменения в принципах и подходах к оказанию господдержки сельского хозяйства и агропромышленного производства в целом. Изменения выразились, например, в переходе от регулирования цен на сельскохозяйственное сырье и продукты на внутреннем рынке к дотированию конкретных сельхозпредприятий посредством несвязанной поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей. Несвязанная поддержка доходов сыграла важную роль в адаптации фермеров ЕС к условиям мировой торговли агропродовольственными товарами. В новых рыночных условиях критерии отбора для получения господдержки дополнены уровнем влияния (наличием ущерба) для экосистем [1].

По итогам реформы 2003 г. (с учетом Директивы Совета ЕС в отношении налогообложения энергоносителей и электрической энергии) для каждой из стран – членов ЕС установлены максимальные границы субсидирования фермеров в соответствии с объемом дотаций, выплачиваемых в течение определенного периода. К основным элементам указанной реформы относятся следующие условия господдержки:

1. Отказ от увязывания субсидий с видом культуры или объемом производства. И поскольку такие субсидии нацелены на поддержку доходов сельхозтоваропроизводителей, они включены в т. наз. «зеленую корзину» (не связанная поддержка).

2. Введение обязательных экологических и гигиенических норм (т. наз. встречные обязательства) в сфере защиты окружающей среды, сохранения плодородия почв, обращения с животными и другие условия. Их выполнение дает фермеру право на получение прямых субсидий.

3. Сокращение субсидий предприятиям в пользу развития сельских территорий (т. наз. обязательная модуляция). На примере Германии - это замена порядка распределения субсидий на основе комбинированной модели на региональную модель. При этом комбинированная модель включала региональную компоненту (единая субсидия для всех предприятий в определенной федеральной земле) и индивидуальную компоненту (дотации на производство молока, на поголовье коров, на производство кормов и другие виды дотаций). С 2010 г. в ФРГ начала внедряться абсолютная региональная модель распределения субсидий (единый размер субсидий на 1 га для всех предприятий в пределах одной федеральной земли [2].

Другая важная составляющая аграрных субсидий в ЕС - поддержка сельских территорий – осуществляется за счет средств федерального и региональных бюджетов. В Германии, например, такая поддержка осуществлялась в рамках Программы «Улучшение аграрной структуры и защита прибрежных территорий». В соответствии с Единой сельскохозяйственной политикой ЕС (Common Agricultural Policy – CAP), объем прямых субсидий фермеров ежегодно сокращался на 5 %, и эти средства направлялись на поддержку развития сельских территорий (т. наз. модуляция). Цель этой программы заключалась в создании конкурентоспособного, продуктивного и ориентированного на перспективу сельского и лесного хозяйства. Ключевое значение в этой программе отводилось поддержке инвестиций в аграрном секторе в качестве главного инструмента государственного финансирования, основанного на субсидировании части инвестиционных затрат германских фермеров. Еще одним направлением Программы «Улучшение аграрной структуры и защита прибрежных территорий» в Германии является поддержка инвестиций в диверсификацию. Это направление способствует получению фермерами дополнительных доходов от деятельности, не связанной с сельхозпроизводством (агротуризм, социальные, бытовые, коммунальные, ландшафтные и иные услуги, строительство биогазовых установок и др.) [3].

В дальнейшем Единая аграрная политика ЕС (САР) развивалась с учетом необходимости адаптации к новым экономическим и геополитическим реалиям, а также устойчивого развития и учета потребностей сектора, сохранения и увеличения поддержки сельских территорий, повышения доходности и благосостояния фермеров. На период 2023-2027 гг. запланировано оказание поддержки в объеме не менее 10 % бюджета ЕС на уровне не менее 269,5 млрд. евро. При этом до 47 % агробюджета ЕС (CAP) связано с изменением климата (включает 28 стратегических планов (программ) по ограничению выбросов) [4]. Согласно материалам Комиссии ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий, действующая до 2027 гг. Единая аграрная политика ЕС (САР) направлена на достижение десяти конкретных целей, связанных с общими целями ЕС в области социальной, экологической и экономической устойчивости в сельском хозяйстве и сельских территориях.

Основные приоритеты новой Единой аграрной политики ЕС (САР) на период 2023-2027 гг. направлены на:

- обеспечение справедливого дохода для фермеров;

- повышение конкурентоспособности;

- улучшение положения фермеров в агропродуктовой цепочке, цепочке создания стоимости;

- содействие смягчению последствий изменения климата;

- эффективное управление природными ресурсами, заботу об окружающей среде;

- сохранение ландшафтов и биоразнообразия;

- поддержку обновления поколений фермеров, в т.ч. привлечение молодых и начинающих фермеров, а также содействие устойчивому развитию бизнеса в сельской местности;

- оживление сельских территорий, в т.ч. за счет создания рабочих мест, поддержки уровня занятости и качества жизни, сокращения бедности в сельской местности;

- защиту качества продуктов питания и здоровья (т.е. повышение способности сельского хозяйства ЕС в удовлетворении  потребности общества в продуктах питания и здравоохранении, в том числе в высококачественных, безопасных и питательных продуктах, произведённых экологичным способом, сокращение количества пищевых отходов, а также улучшение условий содержания животных и борьба с устойчивостью к противомикробным препаратам);  

- распространение знаний и инноваций (поддержка обмена знаниями, обучения, консультаций и инноваций; модернизация сельского хозяйство и сельских территорий за счёт развития и обмена знаниями, внедрения инноваций и цифровизации, а также за счёт стимулирования их использования фермерами путём улучшения доступа к исследованиям, инновациям, обмену знаниями и обучению) [5].

Кроме того, Единая аграрная политика ЕС на период до 2027 г. содержит ряд политических реформ, направленных на поддержку перехода к устойчивому сельскому и лесному хозяйству, например:

1. Значительный вклад сельского хозяйства в достижение целей  «Европейского зелёного курса»;

2. Предоставление средств господдержки активному (эффективному) фермеру под его встречные обязательства по исполнению определенных стандартов и/или условий (трудовых, по содержанию животных, другим критериям);

3. Поддержка молодых и начинающих фермеров;

4. Определение в Европейском фонде сельскохозяйственного развития средств (EAFRD) около 8 млрд. евро, или около 8% бюджета фонда, по направлению «Следующее поколение» - на помощь сельским районам в проведении структурных изменений, необходимых для достижения целей «Европейского зелёного курса» и перехода к цифровой экономике [6].

Согласно Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина), основной задачей АПК является наращивание объемов производства и переработки высококачественной сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей населения субъектов Российской Федерации в полном объеме и продовольственной независимости страны от импорта.

Рассматривая современные вопросы экономического регулирования АПК Российской Федерации в условиях мировых вызовов, необходимо отметить, что с начала реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (далее – ПНП) агропромышленное производство получает серьезную государственную поддержку. В последующем, начиная с 2008 года, ПНП был преобразован в Госпрограмму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утверждаемую на определенные периоды.

Агропромышленное производство в Российской Федерации в 2019-2024 гг. осуществлялось в условиях высоких природно-климатических, эпидемиологических, геополитических, финансово-экономических рисков. Кроме того, в связи с ужесточением конкуренции на рынке агропродовольствия получили поддержку развитие таких направлений, как диверсификация бизнеса в сельских территориях, поддержка импортозамещения, кооперация сельхозтоваропроизводителей, в особенности субъектов микро- и малого агробизнеса.

В период 2019-2024 гг. Правительством РФ проделана существенная работа по созданию благоприятных экономических условий агропромышленного производства в условиях мировых вызовов. Согласно национальным докладам о ходе и результатах реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за соответствующие периоды, планируемые показатели ресурсного обеспечения программы и показатели производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов - выполняются в срок и, в основном, в полном объеме.

Полученные в 2022-2023 гг. урожаи и объемы животноводческой продукции в основном соответствуют основным параметрам Доктрины и позволяют обеспечить большую часть внутренних потребностей страны в продовольствии, увеличить экспортный потенциал, а также внести существенный вклад в обеспечение продовольственной независимости страны и импортозамещения (таблица 1).

 

Таблица 1

Уровень самообеспечения основными продуктами питания в рамках Государственной программы, % [7]*

Показатели

2022 г.

2023 г.

Значение показателей Доктрины

План

Оценка

Зерно

191,4

95

170,5

95

Масло растительное

192,6

90

226,9

90

Сахар

101,6

90

108,5

90

Картофель

94,5

90,5

97

95

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко)

85,7

84,2

86,7

90

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо)

101,8

85,0

101,5

85

Овощи и бахчевые

88,5

88,5

89,4

90

Фрукты и ягоды

47,3

42,5

46,7

60

*Источник: Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2023 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2024 № 1755-р). – С. 14.

 

В период, когда наша страна испытывала дефицит сельскохозяйственного сырья и продовольствия (начало 2020-х гг.), Правительство Российской Федерации, на наш взгляд, сделало правильный выбор в пользу приоритетной поддержки крупных эффективных сельхозпредприятий, в т.ч. агропромышленных формирований холдингового типа. Это позволило насытить внутренний рынок отечественной агропромышленной продукцией и активизировать процессы импортозамещения.

Для достижения показателей Доктрины, финансирования структурной трансформации российской экономики необходим значительный объем долгосрочных финансовых ресурсов, которые в условиях действующих санкционных ограничений могут быть сформированы преимущественно из внутренних источников, в т.ч. сбережений граждан. Трансформация сбережений в инвестиции происходит на финансовом рынке, уровень развития которого является одним из факторов, влияющих на скорость структурной трансформации и развития экономики.

Необходимо отметить, что, согласно экспертной оценке, к началу 2025 г. российский рынок в целом адаптировался к новым условиям, связанным с санкционным давлением и проведением СВО, нестабильной геополитической обстановкой в мире, сохранил свою устойчивость и продолжает осуществлять структурную трансформацию экономики. В 2024 г. восстановился и повысился интерес бизнеса к долевому финансированию, изменился профиль эмитентов, продолжился приток средств населения на рынок капитала, возобновился рост участия институциональных инвесторов, продолжилось развитие международного взаимодействия с дружественными странами [8].

Согласно «Основным направлениям развития финансового рынка на 2025 год и период 2026 и 2027 годов», в этот период продолжится развитие финансового рынка по следующим направлениям:

1. Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора. Для целей структурной трансформации российской экономики и формирования значительного объема долгосрочных ресурсов планируется повышать роль рынка капитала, развивать инструменты для долгосрочных сбережений и инвестиций, а также укреплять доверие на российском финансовом рынке;

2. Защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса, повышение защищенности потребителей инвестиционных продуктов, в т.ч. с учетом развития технологий и дистанционных каналов обслуживания;

3. Цифровизация финансового рынка и развития платежной инфраструктуры (развитие технологий обмена данными на рынке, расширение потенциала финансовых услуг и иных сервисов в цифровом виде и др. мероприятия);

4. Развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов;

5. Обеспечение финансовой стабильности, в т.ч. в целях сохранения доверия вкладчиков и инвесторов к российской финансовой системе [9].

Заключение. Обобщение официальных и экспертных мнений, а также литературных источников показывает, что для разработки форм, методов и способов экономического регулирования агропромышленного производства в России необходимо учитывать основные вызовы, сложившиеся на начало 2025 г.:

1. Нестабильная геополитическая обстановка;

2. Санкционное давление;

3. Замедление мировой экономики на фоне ускорения инфляции;

4. Дальнейшая фрагментация мировой экономики;

5. Необходимость структурной трансформации российской экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов;

6. Необходимость укрепления доверия к российскому финансовому рынку, в т.ч. для аккумулирования финансовых ресурсов на цели финансирования инвестиционно-инновационных проектов и структурной трансформации экономики;

7. Цифровизация экономики и финансового рынка с опорой на передовые технологии и оборудование, а также надежные системы защиты данных.

 

 

 

Список литературы

1. Миндрин А.С., Кибиров А.Я., Кулаков П.Н. Сельское хозяйство ФРГ в условиях глобализации. – М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2015. – 156 с. – С. 25-31.

2. Там же. - С. 26-30.

3. Там же. - С. 30-31, 37-41.

4. Согласно информации на официальном сайте Комиссии ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy_en) – раздел «Общая сельскохозяйственная политика/ Общий обзор сельскохозяйственной политики/основные моменты 2019-2024 гг. (https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/cap-overview/highlights-2019-24_en).

5. Согласно информации на официальном сайте Комиссии ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/cap-overview/cap-2023-27/key-policy-objectives-cap-2023-27_en - Раздел ««Общая сельскохозяйственная политика: 2023-2027»/ «Десять ключевых целей».

6. Согласно информации на официальном сайте Комиссии ЕС по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/cap-overview/cap-2023-27_en - Раздел «Общая сельскохозяйственная политика: 2023-2027»/»Ограничение финансирования»/ «Фонды общей сельскохозяйственной политики» (https://agriculture.ec.europa.eu/common-agricultural-policy/financing-cap/cap-funds_en)).

7. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2023 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.07.2024 № 1755-р). – С. 14.

8. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2025 год и период 2026 и 2027 годов /Электронная версия документа размещена в разделе «Издания Банка России / Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации» на официальном сайте Банка России www.cbr.ru . – 101 с. – С. 25-72.

9. Там же. - С. 20-21.

10. Суглобов А.Е., Седых В.А., Родионов А.В., Савина О.В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности в условиях санкций недружественных государств. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2025. 248 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?