CLUSTER POLICY AS A BASIS FOR STRATEGIC REGIONAL DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
In contextu augendi certaminis regionalis et necessitatem transitus ad incrementum oeconomicum sustinendum, momentum botri consilium ut instrumentum opportunum consilio augetur. Hoc studium est, intendebant retexendo aditus ad progressionem botri consilium. Propositum articuli – est sententiam holistic botri formare ut instrumentum ad opportuna consilia adaptiva, in specialibus regionalibus notavimus eius genera digerendi ad applicationem efficacem in praxi. Novitas scientifica est rationis accessus ad consilium botri sicut ratio dynamica et adaptiva, quae singularibus notis uniuscuiusque regionis attentis requirit, potius quam solutionibus unitis utens; Definiens botrum portassent consilium quod ex opportuna consilio, quae confert ad effective administratione regionis botri per integrated approach, comprehendo innovation, networking et specialized firmamentum. For a deep understanding of the impact of clusters on economic development and the development of various management strategies, the author suggests a new approach to classifying cluster policy, highlighting supportive, directive and interventionist types.

Keywords:
cluster policy, strategic development of the region, government policy, government support
Text

 

Введение

 

Важнейшим параметром эффективного регионального экономического развития выступает согласованность и взаимосвязь таких ключевых понятий как «стратегия» и «политика». Их соотношение определяет характер управления социально-экономическими процессами в регионе направленность и устойчивость развития. Рассмотрим особенности взаимодействия этих понятий в контексте формирования кластерной политики как инструмента стратегического развития.  Стратегия – это долгосрочный, обобщенный план действий, направленный на достижение конкретной цели или видения. Она отвечает на вопрос: «Как достичь поставленных целей?» Стратегия фокусируется на широких направлениях, приоритетах и подходах, оставляя более детализированные шаги на тактический и операционный уровни. Обычно стратегия охватывает более длительный период и требует гибкости, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды. Политика – это набор общих принципов или правил, которые регулируют принятие решений и поведение в рамках организации или системы. Политика отвечает на вопрос: «Что делать и каким образом?» Она предоставляет основу для последовательных действий и решений, обеспечивая единство в подходах. Политики обычно более детализированы, чем стратегии, и охватывают конкретные сферы или задачи, такие как политика в области кадров, безопасности, финансирования. Главное различие в том, что стратегия направлена на достижение долгосрочных целей и задает направление, в то время как политика регулирует ежедневные действия и решения, чтобы поддерживать стратегию и обеспечить единообразие в подходах. В связи с этим мы считаем, что кластерная политика является основой стратегического регионального развития.

 

Цели и методы исследования

Теоретическая основа исследования заключается в анализе трудов российских и иностранных ученых, посвященных актуальным вопросам и проблемам областям кластерной политики и подходам к ее проведению. В работе автором были использованы концептуальный подход и общенаучные исследовательские методы.

Целью исследования – сформировать целостное представление о кластерной политике как о динамической и адаптивной системе стратегического планирования, учитывающей региональную специфику и для повышения эффективности управления региональными кластерами.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Стратегическое кластерное развитие последовательно интегрируется в экономику регионов, затрагивая отраслевые аспекты и технологические инновации [1]. Разработка и реализация кластерной политики [2] опирается на фундаментальные знания и глубокое погружение в проблемы развития региона и действующих на его территории кластеров. В ее основе находятся эмпирические исследования и теоретические положения, что позволяет обеспечивать комплексное понимание факторов, влияющих на развитие кластеров. Комплексная структура политики, которая основывается на анализе многомерных проблем в кластерах, поможет создавать адаптивные меры, поддерживающие производительность компаний, и избегать ошибок универсального подхода [3].

Кластерная политика – это «функциональная модель управления» и концепция, ориентированная на инновационные исследования [4]. Она создает предложение местных и региональных благ [5].

Для достижения эффективной кластерной политики важно отказаться от унифицированного подхода и сосредоточиться на специфических потребностях и особенностях каждого кластера. На практике, стандартизированные подходы часто оказываются неэффективными, так как они игнорируют особенности регионального потенциала и потребности участников. Примером является неудачи политики, ориентированной на стандартные стимулы для всех кластеров, которые не всегда способствуют устойчивому экономическому росту [2]. Политика, учитывающая конкретные условия и потребности региона, позволит эффективно выявлять и решать уникальные проблемы, как недостаток инновационных связей или нехватка кадров.

Политика должна учитывать уникальные экономические процессы каждого региона и концентрироваться на локальных сильных сторонах, а не пытаться искусственно создавать кластеры. Фокус на специфике региона позволит избежать ситуаций, когда инициатива кластера заканчивается после окончания государственного финансирования.

Можно выделить четыре области кластерной политики [6], которые направлены на предоставление различных услуг членам кластера, выявление сильных и слабых сторон региона, создание и управление сетью, совместный маркетинг промышленной специализации с учетом местоположения региона (рис.1).

 

 

Рис. 1. Четыре области кластерной политики

Источник: составлено автором по данным [6]

 

Поддержка создания и управления сетью. Важными условиями для устойчивого успеха кластера являются развитая сеть, основанная на доверии, и готовность участников принимать новые идеи и технологии. Кроме того, кластерное лидерство, которое формирует общее видение, способно вдохновить участников на достижение общей цели, обеспечивая долгосрочную независимость и адаптивность к рыночным условиям.

Кластеры предлагают своим членам разнообразные услуги, которые включают консультирование по вопросам финансирования, маркетинговые и проектные услуги. Они также помогают выявлять и устранять слабые места в существующих цепочках создания стоимости. Эти услуги способствуют усилению взаимодействия между участниками кластера, стимулируют региональное развитие и позволяют кластерам быть конкурентоспособными на рынке, создавая условия для устойчивого роста и инноваций.

В рамках кластерной политики выявление и устранение слабых мест в существующих цепочках создания стоимости кластера является одной из ключевых задач. Это необходимо для того, чтобы поддерживать высокую конкурентоспособность и устойчивое развитие кластеров, позволяя им эффективно использовать свой экономический потенциал. Политика направлена на создание благоприятных условий, которые обеспечат сбалансированное функционирование и устойчивость цепочек стоимости, включая сети поставок и производственные процессы.

Критерии эффективного функционирования кластеров

Для устойчивого развития кластеров требуется общее видение, которое создает чувство принадлежности и социальной идентичности у его членов. Такое видение способствует формированию доверительной сетевой структуры, необходимой для обмена знаниями внутри кластера. Оно также помогает преодолеть сложные задачи, связанные с взаимодействием разнообразных участников, часть из которых находится в состоянии конкуренции.

Для долгосрочной устойчивости кластеров важна работа над формированием стабильных цепочек поставок и привлечением финансовых ресурсов. Кластерная политика должна способствовать увеличению инвестиций и развитию инфраструктуры, что поможет кластерам стать самодостаточными и снизить риски внешних зависимостей. На практике часто возникают новые кластеры, или существующие меняют свою структуру, чтобы соответствовать требованиям государственных программ финансирования. В условиях ограниченных ресурсов, особенно в кризисные периоды, важно, чтобы государственная поддержка кластеров приносила максимальную отдачу. Финансирование следует направлять на проекты и компании, цели которых соответствуют стратегии развития кластера и имеют хорошие шансы на успех.

Мы считаем, что ключевая идея для повышения эффективности кластеров — переход от простого увеличения связей к более выборочному подходу. Вместо расширения сетевого взаимодействия между всеми участниками кластера, целесообразнее ориентироваться на создание стратегически важных партнерств, объединяющих необходимые компетенции и ресурсы для решения конкретных задач. Такой подход может повысить эффективность НИОКР и других форм сотрудничества, а также снизить издержки.

Для развития экономики региона кластерная политика выступает как катализатор [7]. Поддерживающая кластерная политика ориентирована на специфические формы содействия предприятиям кластера, обеспечивая его инфраструктуру. Директивная политика оказывает влияние на экономическую структуру и направлена на поддержку кластеров в рамках целевых программ. Интервенционистская кластерная политика не ставит основной задачей оказание поддержки частным компаниям кластера, она базируется на мероприятиях по расширению кластера и контроля над ним (рис. 2).

 

 

Рис. 2. Типы кластерной политики

Источник: составлено автором по данным [7]

 

Можно выделить два подхода к проведению государственной политики в области конкурентоспособности экономики. Первое – это общие меры, такие как, налоговые инструменты, стимулирование инвестиций в НИОКР, государственная поддержка науки и образования, обеспечение макроэкономической стабильности, поддержка предпринимательства, модернизация транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры, зеленая экономика и другие. Такие меры носят общенациональный характер.

Второе направление – это точечное содействие, нацеленное на поддержание конкурентных компаний, регионов и отраслей. Второй блок мер обычно ограничен в ресурсах, по времени и имеет конкретные цели, достижение которых свидетельствует о его эффективности. Отмечается, что политика поддержки отдельных отраслей является искажающей и приводит к дисбалансу экономического развития, так как выбор заслуживающих субсидий компаний и стимулирование их дальнейшего роста является редко успешной задачей [8].

Эффективность государственной политики поддержки отдельных отраслей зависит от качества разработанной стратегии, обеспечения конкуренции, прозрачности проводимых процессов, мониторинга результатов и учета экономических изменений. Основной проблемой, которая может возникнуть в этой сфере, является искажение конкуренции. Так, получение преференций отдельными компаниями усиливает их конкурентоспособность, но не эффективность – субсидии не всегда направляются на инновации и повышения качества продукции. Возникают коррупционные риски на этапе принятия решений о выборе отраслей для поддержки и в дальнейшем ходе реализации программ.

При проведении государственной политики возможен некорректный выбор субъектов поддержки. Это может произойти по причине неверно сделанных прогнозов, изменения рыночной ситуации в дальнейшем. Финансовые ресурсы, выделяемые государством на поддержку компаний, могут быть ограничены, а значит, круг компаний будет небольшим, что в значительной степени исказит конкуренцию, приведет к потере эффективности в перспективе.

Оптимальное соотношение характеристик общей и частной политики государства в сфере обеспечения конкурентоспособности экономики находит свое проявление в кластерах.

Для успешного внедрения инноваций необходимо уделить внимание поглощающей способности участников кластера. Политика, направленная на развитие этой способности — через повышение квалификации сотрудников, улучшение инфраструктуры и укрепление связей с научными учреждениями — поможет повысить восприимчивость компаний к новым знаниям и технологиям. Это также поможет избежать неэффективного использования ресурсов, которое может возникнуть при отсутствии необходимой базы для освоения инноваций.

Ввиду того, что возникающие в кластерах эффекты настолько значительны, рыночные провалы могут привести к недостаточному финансированию специализированных компетенций и к асимметричному развитию [8]. Поэтому государственная политика должна быть направлена на сохранение низких барьеров для новых участников, усиление конкуренции, мотивировать рост производительности, повышение уровня заработной платы, создание рабочих мест и стимулирование инноваций.

Государственная поддержка может включать инвестиции в образование и повышение квалификации либо предоставление стимулов для компаний к самостоятельным вложениям в развитие кадров, поскольку частные фирмы зачастую испытывают трудности с такими инициативами без внешней поддержки. Мы полагаем, что государственное вмешательство в развитие региональных промышленных кластеров оправдано стремлением повысить их конкурентоспособность на глобальном рынке. В этом случае государственная политика будет способствовать формированию благоприятных институциональных условий, необходимых для эффективного участия компаний в международной экономике. При этом кластерная политика также должна учитывать необходимость снижения риска картелизации, который мог бы ограничить динамику развития [8].

Задачи государства в развитии региональных кластеров охватывают как создание, так и поддержание инфраструктуры, наиболее эффективно используемой участниками кластера и привлекающей новых резидентов. Помимо формирования благоприятной деловой среды, стимулирования инновационной активности и развития человеческого капитала, государственная политика в области кластеров должна также уделять внимание вопросам социальной стабильности и соблюдению экологических норм и стандартов.

Такой подход позволит гармонично интегрировать экономическое развитие с ответственностью перед обществом и окружающей средой, создавая устойчивую платформу для долгосрочного роста и повышения конкурентоспособности региональных кластеров.

Этапы реализации государственной кластерной политики, по Портеру, представлены на (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3. Основные этапы проведения государственной кластерной политики

Источник: составлено автором по данным [8]

 

Проводимая в России кластерная политика направлена на содействие формированию и развитию кластеров в регионах и отраслях экономики. Однако отсутствие единой методической базы для принятия решений по их поддержке и эффективности реализации создают сложности и снижают потенциал для создания кластеров еще в результате проявленных инициатив на этапе отбора. Потенциал к образованию кластеров на этапе отбора является эффективным инструментом для их развития и стимулирования [9].

Для инновационного и технологического развития России целесообразно внедрять кластерную политику с учетом европейского и американского опыта ее реализации и адаптации с учетом специфики российских регионов, российского законодательства и спецификой культурных региональных ценностей.

Стратегическим приоритетом выступает специализация региона, ориентированная на определенные виды экономической деятельности. Штайнер [10] утверждает, что высокая локализация предприятий и производительность труда, создают кластеры в городах и регионах, которые способствуют их росту и дополнительной занятости.

Трудовые ресурсы. Преимущественно выбранный вид деятельности компаний связан с географической близостью сырья. При выборе направления для обучения в высших учебных заведениях и проведения научных исследований в институтах существенное влияние оказывают имеющиеся приоритетные в регионе виды экономической деятельности. Превышение количества кадров из-за отсутствия создания новых рабочих мест, новых предприятий в отраслях промышленности регионов, создает необходимость их перемещения в другой регион или переквалификации для трудоустройства в новой сфере деятельности. Если предприятия проводят модернизацию или новые компании создают рабочие места, в существующих отраслях экономики региона, то наступает кадровый голод, который в короткие сроки невозможно самостоятельно организациям восполнить.

Предпринимательство. В России предпринимательство испытывает многочисленные препятствия по сохранению собственного бизнеса. Наращивание новых предпринимательских компаний, проектов, стартапов затруднительно. Меры государственной поддержки не создают большого роста предпринимательских компаний. Немногочисленные статистические данные Росстата, Опора России и других источников учитывают рост числа предпринимательских организаций за год или месяц, по которым он наблюдается. Однако при расчете общего числа предпринимательских компаний к числу рабочей силы в стране, их доля не достигает даже 50%, а в ряде регионов существенно ниже. Ограниченность получения доступной поддержки для бизнеса является ключевой проблемой реализации предпринимательских идей, стартапов [11-13].

Имеющиеся возможности для развития бизнеса в России сегодня ограничены наличием областных программ по видам экономической деятельности, высокой ключевой ставкой (по состоянию на 24.08.2024 г.–18%.), высокими требованиями и минимизацией инвестиций банковского сектора, сложностью логистики и нарушением сроков поставок товаров и сырья, отсутствием информации и достоверной информационной базы, низким уровнем цифровых навыков для участия в конкурсах на получение государственной поддержки в форме грантов и субсидий.

В отсутствии возможностей применения инновационных технологий нарушается производственная цепочка создания стоимости для экономики замкнутого цикла. Например, в рамках принципов ESG-концепции переход к «зеленой» экономике сложен для данных предприятий из-за отсутствия знаний о разработках инновационных технологий и их позиционировании для будущих потребителей, мобильности их доставки с учетом территориальной принадлежности компаний. Важно отметить, что переход к цифровым технологическим продуктам и услугам меняет спрос на товары и услуги, а постоянно меняющийся спрос потребителей приобретает невероятно высокую скорость, соответственно, жизненный цикл товаров сокращается. В эпоху цифровой трансформации актуальным стали цифровые технологии и инструменты, предназначенные для высокой скорости бизнес-процессов, оказания поддержки, получения информации и других действий.

Разрозненность. Многообразие платформ, курируемых государственными организациями наделены полномочиями для оказания помощи предприятиям в регионах. Выплаты субсидий промышленным кластерам на реализацию инновационных проектов для компенсации затрат по научным разработкам можно получить на платформе государственной системы информационной промышленности (ГИСП), представив 15 заверенных документов на их рассмотрение, например, в январе-феврале 2024 года в течение 22 дней. Для получения любого вида поддержки необходимо иметь статус юридического лица для того, чтобы зарегистрироваться на платформе, также утвержденное количество документов ориентировано на средний и крупный бизнес.

В 2023 году Минпромторгом России запущена кластерная инвестиционная платформа (КИП). Оператором инвестиционной платформы является Фонд Развития Промышленности. Платформа предоставляет целевые льготные кредиты для организаций, производящих высокотехнологичную продукцию в приоритетных отраслях промышленности, которые определены Минпромторгом России. Целевой льготный кредит по состоянию на 20.08.2024 года составляет 8,4% годовых в размере до 100 млрд. рублей и субсидированием 90% процентной ставки (всего 7,56% по состоянию на 20.08.2024г.), таким образом, процентная ставка для предпринимательской компании может быть в размере 0,84%. Процедура одобрения кредита займет не менее 60 дней. Ключевым неудобством для предпринимателей является самостоятельная подача документов в банк для одобрения кредита, а при условии его одобрении проводится экспертиза проекта и делается заключение с внесением в перечень проектов. На всех стадиях предприниматель самостоятельно для банка или фонда готовит внесение изменений в документы. Начинающему предпринимателю предложенный объем процедур будет заведомо не по силу.

Множество цифровых сервисов, предназначенных для поддержки, имеют разрозненный характер. В отсутствии информации о каждом из них, начинающий предприниматель на первом этапе зарождения идеи и поиске в Интернете получает данные о Цифровой платформе МСП. РФ. Поиск в разделе «меры поддержки» в форме денег для физического лица предлагает оформление заявки и поиск банка на одобрение кредита и возможности по составлению бизнес-плана. Предложенная мера поддержки потребует от физического лица приложить еще ряд усилий на инициируемую идею, но в большинстве случаев получение кредитов в банке отталкивает предпринимателей из-за предъявляемых требований, включая залогового имущества и высоких процентных ставок.

 Кластеры и инструменты кластерной политики будут способствовать лидерству в технологических направлениях промышленности в регионах, определять конкурентные преимущества организаций и регионов страны.

Таким образом, представив кластерную политику как основу стратегирования регионального развития, мы можем сделать некоторые выводы. Стратегия в целом и политика в частности — это два ключевых элемента для успешного экономического развития региона, однако их функции различаются. Стратегия ориентирована на долгосрочное развитие и достижение целей, тогда как политика регулирует текущие действия и решения, направленные на поддержание и выполнение стратегии. В контексте регионального развития, кластерная политика является не только регламентом для действий, но и фундаментом для построения стратегий, направленных на устойчивое и эффективное развитие кластеров.

Кластерная политика играет решающую роль в стратегии регионального экономического развития, предлагая решения для создания и управления устойчивыми сетями, ориентированными на инновации. Принципиально важно, чтобы политика не игнорировала особенности каждого региона и его кластеров. Универсальные подходы часто не приводят к желаемым результатам, так как они не учитывают специфику местных условий.

Кластерная политика включает четыре важнейших области: управление сетями, предоставление разнообразных услуг участникам кластеров, выявление слабых мест в цепочках создания стоимости, а также маркетинг и развитие промышленной специализации региона. Эффективная политика направлена на создание условий для успешного функционирования этих областей, что помогает поддерживать высокую конкурентоспособность и инновационную активность.

Мы рассматриваем три типа кластерной политики: поддерживающая, директивная и интервенционистская. Поддерживающая политика фокусируется на помощи кластеру через инфраструктуру и партнерства, директивная — на воздействии на экономическую структуру через целевые программы, а интервенционистская — на более жестком контроле и расширении самого кластера. Эти подходы должны соответствовать целям и специфике каждого региона.

 

Выводы

Основной задачей кластерной политики является поддержка инноваций и развитие предпринимательства. Важно, чтобы государственная политика обеспечивала не только стимулы для инноваций, но и адекватные условия для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели. В частности, необходимы меры по улучшению цифровой инфраструктуры и обучению кадров.

В России наблюдаются проблемы с реализацией кластерной политики, включая отсутствие единой методологической базы и недостаточную координацию между различными органами власти. Существующие меры поддержки часто не приводят к желаемым результатам из-за сложностей в получении финансовых средств и недостаточной информационной доступности для предпринимателей. Для повышения эффективности кластерной политики и ее адаптации под современные экономические реалии требуется использование международного опыта, а также учет специфики российских регионов. Необходимо совершенствование механизма реализации кластерных инициатив с фокусом на долгосрочную устойчивость и внедрение новых технологий, включая цифровизацию и «зеленые» инициативы.

 

References

1. Jankowiak A.H. (2019). The cluster policy status in economic policies of selected countries. Comparative approach. In: The 13th international days of statistics and economics: Conference proceedings. Prague. 5–7 September. Pp. 576–584. https://doi.org/10.18267/pr.2019.los.186.57

2. Grashof N. (2020). Putting the watering can away. Towards a targeted (problem-oriented) cluster policy framework. Papers in Innovation Studies. 2020/4. Lund University, CIRCLE - Centre for Innovation Research.

3. Cherepovskaya N. A. Klasternyy podhod kak instrument strategicheskogo prostranstvennogo razvitiya Rossii / N. A. Cherepovskaya // Problemy teorii i praktiki upravleniya. – 2024. – № 9. – S. 18-28.

4. Blümel C. (2021). Innovations in innovation policy: Reconstructing the emergence, legitimation and dynamics of cluster policies in Germany. Innov Eur J Soc Sci Res. 34(4). Pp. 533–559. https://doi.org/10.1080/13511610.2020.1798216

5. Martin R, Sunley P. (2003). Deconstructing clusters: Chaotic concept or policy panacea? J Econ Geogr 3(1). Pp. 5–35. https://doi.org/10.1093/jeg/3.1.5

6. Ganske P., Carbon, C.C. (2022). Re-thinking cluster policies: the role of shared vision and Place Leadership on the development of resilient clusters. Leadersh Educ Personal Interdiscip. J 4. Pp. 1–6 https://doi.org/10.1365/s42681-023-00032-9

7. Enright M.J. (2000). Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Policy and Biasness Strategy: Competitions Program, University of Hong Kong. 25 p.

8. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i konkurentov/ Maykl Porter; Per. s angl. – 3-e izd. – M.: Al'pina Biznes Buks, 2007. - 453 s.

9. Pankratov A.A., Musaev R.A., Badina S.V. Ocenka potenciala klasterizacii IT-otrasli Rossii v 2005–2018 gg.. InterKarto. InterGIS. M.: Geograficheskiy fakul'tet MGU, 2021. T. 27. Ch. 1. S. 44–59. DOI:https://doi.org/10.35595/2414-9179-2021-1-27-44-59

10. Steiner M. (1998). The discreet charm of clusters: An introduction. In: Steiner M (ed) Clusters and regional specialisatio. Pion, London. Pp. 1–17.

11. Mottaeva, A. B. Funkcii i instrumentariy gosudarstvennogo regulirovaniya sovremennoy ekonomiki / A. B. Mottaeva // Nauchnoe obozrenie. – 2017. – № 14. – S. 86-89. – EDN ZKAKRR.

12. Cherepovskaya N. A. Klastery kak strategicheskiy fundament dlya sozdaniya ustoychivyh predprinimatel'skih ekosistem / N. A. Cherepovskaya // Innovacii i investicii. – 2024. – № 11. – S. 353-357.

13. Mottaeva, A. B. Strategicheskoe planirovanie na mezourovne i na urovne otdel'nyh promyshlennyh predpriyatiy v ramkah razvitiya otraslevyh klasterov / A. B. Mottaeva, D. V. Knyazev // Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2016. – № 10-1(75). – S. 626-630. – EDN WMSRVJ.


Login or Create
* Forgot password?