THE IMPACT OF AGRICULTURAL EXPORTS FROM RUSSIA ON WORLD FOOD MARKETS IN 2023 AND ITS CONSEQUENCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The purpose of the article: to conduct an economic analysis of export supplies of Russian grain to the world food market. The objectives of the article are to analyze the agro-food situation in the world, its impact on the food situation in the countries of North Africa and the Middle East in 2023. Determining the impact of the political conflict with the West on the dynamics of food prices in international markets, taking into account the volumes of agricultural products exported by Russia. The theoretical and methodological foundation of the study was the use of general scientific methods of analysis and synthesis of statistical indicators of Russian agricultural exports and its impact on meeting world demands, especially for grain in the countries of North Africa and the Middle East. Determining the volatility of prices and volumes of Russian exports in 2021 - 2023. During the analysis, it was established that the emerging situation in the world markets of agricultural products and their pricing was affected by shortages from traditional producing countries such as Russia, caused by the strict Western sanction’s regime against the economy of the Russian Federation. As a result, an increase in the costs of farms in the EU for energy, feed and fertilizers was determined. The result of these processes was an inflationary growth of 7% by May 2023, as well as a decrease in the yield of major agricultural crops in the European Union. In general, a decrease in supplies to world markets of agricultural products provokes famine in the Middle East and North Africa.

Keywords:
: export, agricultural products, food, grain, wheat, supplies, problems, provision, world markets, sanctions, Russia, West
Text

 

Актуальность исследования

Актуальность исследования определяется вопросом обеспечения, как текущей, так и последующей мировой продовольственной безопасностью, поставленной под угрозу санкционной политикой Запада в отношении Российской Федерации, увеличивающей свои масштабы по отношению к экономике России с февраля 2022 г., когда возникли перебои в цепочке поставок продовольствия на мировом рынке, поскольку страна является крупным нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции. Например, в 2023 г. на совокупный экспорт России приходится в общей сложности 29% мирового рынка подсолнечного масла, 20% пшеницы [1] и 2,5% кукурузы [1], при этом страна также является крупным поставщиком удобрений (16% в 2024 г.) [3]. Каскадные последствия сокращения поставок могут привести к сокращению производства многих других сырьевых товаров.

Актуализирует тему исследования и то, что большинство стран Ближневосточной Азии и Африки уже сталкиваются со многими стрессовыми факторами в логистической цепочке поставок в результате кризисов на финансовых рынках и рынках труда, спровоцированных ранее эпидемией «Covid-19». Политический конфликт, организованный странами объединенного Запада против России, усугубляет текущие проблемы, связанные с обеспечением поставок продовольственных товаров, глобальные последствия непропорционально сильно затрагивают более бедные и уязвимые группы населения. Например, многие страны Северной и Восточной Африки в значительной степени, например, Египет на 82% или полностью: Бенин, Сомали, которые зависят от импорта пшеницы из России. Кроме того, по оценкам Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) в 2022 г. из-за конфликта, спровоцированного Западом в отношении России еще 47 млн человек Африки и Ближнего Востока, могут столкнуться с острой нехваткой продовольствия [4]. В результате, голод и недоедание вновь распространяются по всему миру. Прогресс, достигнутый в достижении целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций и политикой «Зеленого курса» Европейского союза, находится под угрозой. Из-за глобальной зависимости от российской сырой нефти и природного газа цены на энергоносители стремительно растут, что оказывает каскадное воздействие на транспорт и энергоемкие отрасли, включая производство продуктов питания. Нехватка ингредиентов из-за перебоев в поставках привела к значительному росту цен на продовольственные товары, последствия которого наиболее остро ощутят беднейшие и наиболее уязвимые домохозяйства, и усилила криминальные риски, связанные с продвижением и реализацией продуктов питания, что создает проблемы с безопасностью пищевых продуктов, включая наличие незаявленных аллергенов. Кроме того, следует отметить, что более высокие цены на энергоносители в сочетании с введенными запретами на экспорт в Беларуси вызвали нехватку удобрений на мировых рынках, тем самым увеличив затраты на сельскохозяйственные ресурсы и вызвав в итоге нестабильность урожайности сельскохозяйственных культур, что, в свою очередь, оказало глубокое влияние на поставки продовольствия в 2022 ‒ 2023 гг. и, возможно, и в последующий период.

 

Цель исследования

Цель работы ‒ проведение экономического анализа экспорта сельскохозяйственных продуктов, в первую очередь зерна, на мировые продовольственные рынки. Задачами статьи стало проведение исследования агропродовольственной ситуации в мире и ее влияние на насыщение продовольствием зависимых от экспорта из России и Украины регионов Центральной и Северной Африки и стран Ближнего Востока в 2023 г. Определение влияния политического конфликта, организованного Западом против российской экономики на волатильность ценовой политики на продовольствие на мировых рынках в соответствии с объемами предлагаемых сельскохозяйственных продуктов странами-производителями.

 

Материалы и методы

Теоретической и методологической основой работы стал анализ и синтез статистических показателей российского экспорта сельскохозяйственной продукции и его влияние на удовлетворение мировых запросов особенно на зерно в регионах Центральной и Северной Африки и Ближнего Востока. Определение динамики цен и объемов поставок в сравнении с периодом 2021 ‒ 2023 гг.

 

Результаты исследования

Ценовая доступность продовольственных товаров. После начала украинско-российского политического конфликта была очевидна сильная положительная корреляция между мировыми индексами цен на продукты питания, пищевые масла и злаки; это говорит о том, что не урегулированные политические украинско-российские отношения спровоцировали заметный рост глобальной инфляции [5]. Продолжившийся в 2023 г. конфликт России с Западом и долгосрочные последствия кризиса стоимости жизни, возникшие из-за эпидемии «Covid-19», привели к тому, что уровень инфляции в Европе вырос до 30-летнего максимума. Продукты питания, как показывает анализ экономики северо- и центральноафриканских государств, становятся все менее доступными, особенно для домохозяйств с низким уровнем дохода, которые пострадали непропорционально, поскольку продукты питания составляют большую долю расходов их домохозяйств [6]. В результате, по мере роста цен на продовольствие домохозяйства переводят свой рацион питания на товары зерновых культур, которые становятся все более распространенными, в то время как потребление продуктов животного происхождения, фруктов и овощей с большим содержанием питательных микроэлементов соответственно сокращается. Итогом этих аномальных процессов станет деградация интеллектуального роста особенно у подрастающего населения и экономического развития стран из-за ухудшения когнитивного развития и результатов образования, снижения производительности и увеличения заболеваемости. В странах с низким уровнем дохода повышение цен на продовольствие может привести к политическим последствиям и вызвать гражданские беспорядки, как это было, в частности, во время финансовых кризисов 2007‒2008 гг. в Камеруне, Буркина-Фасо, Шри-Ланке и Кот-д'Ивуаре. Египет и Йемен могут быть особенно уязвимы к таким воздействиям из-за их сильной зависимости от импорта российского зерна. Например, по результатам сельскохозяйственного сезонного периода с 1 июля 2022 г. ‒ до 30 июня 2023 г. Российская Федерация отправила на экспорт рекордные по своему объему зерновых культур. Например, экспортные поставки зерновой массы достигли 59,3 млн тонн, большую часть из которых составила пшеница (48,2 млн тонн). По мнению агроаналитиков общая часть поставленной Россией на экспорт пшеницы на мировых рынках продовольствия достигла 13% [7]. При этом, общая урожайность российских зерновых культур в 2023 г. составила примерно 144,9 млн тонн, что на 11 млн тонн меньше урожая собранного в 2022 году (153,8 млн тонн). Из них объем полученной пшеницы составил 92,8 млн тонн против 104,2 млн тонн в 2022 – 23 гг. (Таблица 1) [8].

 

Таблица 1

Показатели урожая зерновых в России в сельскохозяйственном сезоне 2023–2024 года (в млн тонн)

 

Собрано сельскохозяйственных культур

В сельскохозяйственном сезоне 2023–2024

(с 1 июля 2023 по 30 июня 2024 года)

В сельскохозяйственном сезоне 2022–2023 года

 

Пшеница

92,8 млн тонн

104,2 млн тонн

Кукуруза

16,6 млн тонн

15,8 млн тонн

Масленичные культуры (в целом)

29,9 млн тонн

29,1 млн тонн

Подсолнечник

17,2 млн тонн

16,4 млн тонн

Рис

1,0 млн тонн

920 тыс. тонн

Гречиха

1,48 млн тонн

1,2 млн тонн

Овес

3,3 млн тонн

4,5 млн тонн

Просо

450 тыс. тонн

308 тыс. тонн

Зернобобовые

5,9 млн тонн

4,6 млн тонн

 

В результате, чтобы улучшить ситуацию с поставками зерна, уже 22.07.2022 г. ООН и Турция заключили соглашение с Россией о возобновлении черноморских торговых путей для экспорта пшеницы и продуктов питания с украинских границ, что позволит Всемирной продовольственной программе (ВПП при ООН) возобновить закупку, транспортировку и распределение пшеницы. В следствие этого, по состоянию на 5 декабря 2022 г. пять партий пшеницы были отгружены из украинских портов для оказания трансморской торговой помощи в гуманитарных операциях в таких странах, как Эфиопия, Йемен, Сомали и Афганистан [9].

Таким образом, конфликт объединенного Запада с Россией оказал значительное каскадное воздействие на мировые логистические цепочки поставок продовольствия в 2022 – 2023 гг., чем усугубил продовольственную ситуацию в мире.

Сбои, вызванные эпидемией «COVID-19», и последующий экономический подъем привели к серьезным узким местам в мировых агропродовольственных цепочках и стремительному росту цен на энергоносители во второй половине 2021 г. Помимо усиления инфляционного давления на потребителей и производителей продуктов питания, рост стоимости энергии также повлиял на цены и доступность удобрений, важнейших ресурсов для сельского хозяйства, производство которых сильно зависит от природного газа. Поскольку мировые цены на продовольствие выросли, число людей, страдающих от голода во всем мире, выросло до 828 миллионов в 2021 году – на 150 миллионов больше, чем до пандемии. Почти 2,3 миллиарда человек (30% населения мира) столкнулись с умеренной или острой нехваткой продовольствия. Признавая серьезность ситуации, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил во время саммита по продовольственным системам Организацию Объединенных Наций в сентябре 2021 г., что голод «снова растет» [10]. Сбои, ощущаемые во всем мире, затронули и ЕС. Динамика инфляционных процессов за год  в январе 2022 г. в еврозоне достигла 5,1 % (3,5% на продукты питания, алкоголь и табак), по сравнению с 0,9% в январе 2021 г. (1.5% на продукты питания, алкоголь и табак), а превалирующие виды продовольствия (например, хлебо-булочные изделия), стали дороже для потребителей ЕС (рост на 7,3% в годовом исчислении в январе 2022 года по сравнению с 1,7% в январе 2021 г.) [11].

Помимо роста стоимости продуктов питания в 2022 – 2023 сельскохозяйственном году, ощущаемого на индивидуальном уровне, национальные бюджеты сталкиваются с растущей потребностью в реализации программ социальной защиты, в частности сетей социальной защиты, и сталкиваются с повышенным давлением, требующим предоставить своим гражданам доступ к достаточному питанию. Поскольку конфликт Запада с Россией усугубит существующую нагрузку, уже оказанную ранее продовольственным системам эпидемией «Covid-19», это будет иметь долгосрочные последствия для мировой продовольственной безопасности. Поскольку многие правительства зависимых от поставок продовольственных товаров субсидируют их, возникают опасения, что дальнейшее повышение цен на продовольствие ограничит их возможности делать это. Так, например, бюджет ВПП в настоящее время уже испытывает дефицит в размере 15,1 млрд дол США (при общем объеме взносов в 10 млрд дол, что составляет только 40% от необходимого) из-за роста стоимости топлива, продовольствия и доставки, что затрудняет вмешательство ООН [12].

Перспективы продовольственной безопасности в 2023 г. Хотя индексы мировых цен на продукты питания снижались 10-й месяц подряд к январю 2023 г. [13], продовольственная инфляция остается стабильно высокой во многих странах, достигнув 14,1 % в январе в странах Евросоюза [13]. Это несоответствие является результатом как снижения мировых цен на потребительские товары, так и сохраняющейся геополитической неопределенности, подпитывающей ценовую нестабильность, несмотря на некоторые позитивные тенденции (Черноморское соглашение, заключенное 22 июля 2022 г. о поставках зерна между Россией, Турцией и Украиной). Цены на энергоносители, которые влияют на фермеров и производителей удобрений, начали снижаться во второй половине 2022 г. Помимо сдерживания инфляционного давления на агропродовольственные цепочки, снижение цен на энергоносители может повлиять на использование удобрений сельхозпроизводителями в 2023 г., что напрямую скажется на урожайности сельскохозяйственных культур. Линии сотрудничества в первой половине 2023 г. ЕС и «Черноморская зерновая инициатива» способствовало безопасному экспорту российских и украинских продуктов питания на международные рынки (17 июля 2023 г. участие в ней прекращено Россией). В рамках обеспечения мировой продовольственной безопасности из 15 млн тонн (Таблица 1), отгруженных в рамках сделки, объем экспортируемого ячменя и кукурузы составил порядка 715 и 54,5 тысяч тонн. Остальные поставки составляли в основном минеральные удобрения (Рисунок 1).

 

 

 

 

Рис 1. Валовый сбор и экспорт зерна в России в 2010/11‒2022/23 сельскохозяйственных сезонах (млн тонн) [14]

 

Следует подчеркнуть, что, если западные санкции, направленные против российской экономики, окажут влияние на это Черноморское соглашение, российский морской экспорт может снова оказаться под угрозой, что приведет к тяжелым последствиям для международных рынков и стран, испытывающих нехватку продовольствия. Действительно, многие позитивные тенденции по обеспечению мировой продовольственной безопасности в значительной степени зависят от геополитических и экологических факторов и могут резко измениться и изменить ситуацию на мировом продовольственном рынке. Так, например, возникшие погодные потрясения в 2023 г. также заслуживают особого внимания по ситуации с обеспечением мировых рынков зерном и сельскохозяйственными продуктами. В результате, продолжительная засуха, которая серьезно повлияла на продовольственную безопасность в Восточной Африке, продолжилась летом 2023 г. В Европе повторение водного и температурного стресса, испытанного в 2022 г., может привести к повторному снижению урожайности сельскохозяйственных культур в этом году, что скажется на потребителях стран Евросоюза и всей мировой продовольственной безопасности, учитывая роль этого блока, как экспортера сельскохозяйственной продукции.

Действия Евросоюза по укреплению мировой продовольственной безопасности. Опасения Евросоюза по поводу мировой продовольственной безопасности не являются новыми, но возникший с февраля 2022 г. конфликт между Западом и Россией сделал ситуацию одним из главных политических приоритетов. Современный продовольственный кризис является результатом нескольких факторов, некоторые из которых носят косвенный характер и уже устранены Евросоюзом и международным сообществом. После Версальской декларации лидеров Евросоюза в марте 2022 г. по упорядочиванию и структурированию украинского экспорта Европейская комиссия выдвинула ряд мер по обеспечению мировой продовольственной безопасности и доступности продуктов питания. В результате, руководство Евросоюза выделило 8 млрд евро в период 2020 ‒ 2024 гг. на поддержание мировой продовольственной безопасности и продолжило поддерживать продовольственные системы примерно 70 стран в рамках многолетней финансовой программы на период 2021‒2027 гг. [15]. Действуя на многосторонней основе, Европейская комиссия является ключевым партнером в восьми глобальных коалициях по укреплению мировой продовольственной безопасности и активно выступает за отмену ограничений на экспорт сельскохозяйственной продукции.

Внутри Евросоюза Европейская комиссия в своей деятельности преследует двойную цель: смягчить непосредственное воздействие украинско-российского конфликта на фермеров и потребителей стран ЕС, одновременно стимулируя сельскохозяйственное производство для удовлетворения мирового спроса. Эта поддержка фермеров, пострадавших от роста затрат на сырье, включала авансовые прямые платежи, пакет в размере 500 млн евро и временные меры государственной помощи. Еврокомиссия также разрешила временное использование залежных земель для увеличения производства продовольственного ассортимента и кормов для животных, а также ослабления требований к импорту кормов для животных. Государствам-членам Евросоюза ею также было рекомендовано снизить ставки налога на добавленную стоимость для основных продуктов питания и использовать «Фонд европейской помощи» наиболее обездоленным слоям населения для смягчения воздействия продовольственной инфляции на домохозяйства с низким уровнем доходом.

Чтобы повысить устойчивость сельского хозяйства стран Евросоюза к внешним потрясениям, Еврокомиссия, как показывает анализ, стремится снизить зависимость Европы от импорта важнейших ресурсов, в частности, удобрений и растительных белков для кормов животных. В долгосрочной перспективе решающей задачей для продовольственной безопасности в Европе и мире станет переход к устойчивым продовольственным системам, способным прокормить растущее население. Эта цель лежит в основе стратегии «От фермы к вилке», которая направлена на то, чтобы сделать производство продуктов питания в ЕС более устойчивым и экологически нейтральным, оставаясь при этом конкурентоспособным и способным обеспечить потребителей Евросоюзе доступными и питательными продуктами питания [16]. С этой целью в резолюции, принятой в марте 2022 г., Европейский парламент призвал к усилению стратегической автономии Европы в области продовольствия, фуражей и удобрений. В рамках этой стратегии в июльской резолюции 2022 г. парламент призвал ЕС сделать глобальную трансформацию устойчивых продовольственных систем центральной целью своих международных финансовых инструментов.

Ценовая политика на продовольственные товары. Инфляционные процессы, связанные с внутренней ценовой политикой на продовольственные товары, остается высокими во всем мире. Например, на основе информационных данных цен на продовольствие с февраля 2023 г. по май 2023 г., можно сделать вывод о сохраняющейся высокой инфляции в большинстве государств с невысокими и среднезначимыми по статистическим данным показателями их доходности, при этом инфляционный показатель больше 5% в 63,2% государств с невысоким уровнем дохода, 79,5% государств с показателем доходности, имеющих его ниже средней отметки и 67% государств с показателем доходности, который превышает средний уровень. Следует также отметить, что во многих государствах мира инфляционный процесс исчисляется двухзначным показателем. Кроме того, 78,9% государств с большим показателем своей бюджетной доходности испытывают высокие показатели инфляционных процессов в существующей ценовой политике на продовольственные товары [17]. Среди самых задетых этими инфляционными процессами государств следует отметить африканские, североамериканские, латиноамериканские, южноазиатские, европейские и центральноазиатские страны.  Так, например, в своем реальном выражении инфляционные процессы, определяющие ценовую политику исключительно на продовольственные товары, обогнали общеинфляционные процессы в 80,1% из 166 стран, по которым имеются данные [18].

Примером этого может быть тот факт, что в июле 2023 г. индексы ценовой стоимости на всю сельскохозяйственную продукцию, экспорт и зерновые выросли на 6%, 4% и 10% соответственно. Рост цен на кукурузу и пшеницу, которые выросли соответственно на 12% и 14% после снижения в первой половине июля, привел к росту индекса цен на зерновые, в то время как цены на рис оставались стабильными. В годовом исчислении цены на кукурузу и пшеницу на 15% и 17% ниже, в то время как цены на рис на 16% выше. Цены на кукурузу, пшеницу и рис соответственно на 8%, 11% и 3% выше, чем в январе 2021 г. [19].

С учетом продолжающихся антироссийских санкций, 17 июля 2023 г. руководство Российской Федерации объявило, что замораживает свое участие в Черноморской зерновой инициативе (BSGI). Мировые рынки ожидали возможных действий России из-за сохраняющейся геополитической напряженности, поэтому рынки зерна проявили минимальную немедленную реакцию на выход России, при этом будущие цены на основные зерновые и масличные культуры выросли лишь незначительно. Так, например, 17 июля 2023 г. фьючерсы на пшеницу поднялись на 3%, но остались значительно ниже высоких уровней предыдущего года. Аналогичным образом, фьючерсы на кукурузу и сою выросли, прежде чем вернуться к уровням, существовавшим до решения России. Несмотря на вынужденное замораживание участия России, мировые сырьевые рынки по-прежнему остаются относительно благоприятными. Так, например, июльский выпуск информационных данных мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции за 2023 г. выявил улучшение перспектив производства пшеницы в нескольких странах, включая Канаду, Казахстан и Турцию. Прогнозы производства кукурузы на 2023 г. остались почти неизменными, а прогнозы производства риса и сои претерпели незначительные корректировки [17].

В свою очередь, 19 июля 2023 г., чтобы обеспечить доступность для населения белого риса без сорта риса-басмати и ограничить рост цен на внутреннем рынке, правительство Индии изменило свою экспортную политику в отношении белого риса без сорта риса-басмати со «Свободной с экспортной пошлиной в размере 20%», которую оно ввело в сентябре 2022 г., на «Запрещенную» с немедленным вступлением в силу. Хотя запрет на экспорт, вероятнее всего, приведет к снижению внутренних цен для потребителей (и производителей), поскольку Индия является крупнейшим в мире экспортером риса (на ее долю приходится почти 40% мирового рынка риса), это может привести к серьезному увеличению мировых цен на рынках продовольствия и вызвать ценовую волатильность. Запрет на экспорт вводится в период усиления глобальных опасений по поводу изменения в сторону повышения мировой ценовой политики на продовольственные товары после вынужденного выхода России из Черноморского соглашения.

В докладе ФАО «Продовольственная незащищенность и глобальные перебои в системе питания за 2023 г.» освещается состояние глобального голода и незащищенности от нехватки продовольственных товаров, а также проблемы и возможности, которые урбанизация создает в контексте существующих агропродовольственных систем [20]. Проблемы с мировым голодом, который измеряется с учетом роста территорий и населения, которое лишено нужного объема качественного продовольствия и калорий, оставались практически на одном уровне в течение 2021 ‒ 2022 гг. При этом стоит отметить, что этот уровень был более высоким, чем до мировой эпидемии «Covid-19». Но, примерно 9,2% объема людей от всего их мирового количества было вынуждено столкнуться с проблемами нехватки продовольствия в 2022 г., то есть больше, чем это было в 2019 г. (7,9%). В результате этого, сравнительно сдержанная или уже более серьезная по своим масштабам и последствиям серьезная нехватка продовольственных товаров затронула 29,6% от общей массы населения регионов Земного шара ‒ примерно, 2,4 млрд людей ‒ в 2022 г. [21]. В этих условиях порядка 11,3% населения ощутили достаточно тяжелые последствия, вызванные острым отсутствием продовольственных товаров. Таким образом, существующие сложности с обеспечением продовольственной безопасности непропорционально сильно затрагивает женщин и жителей особенно сельскохозяйственных регионов. Больше 3,1 млрд жителей мира ‒ 42% ‒ не смогли обеспечить себя калорийными продуктами питания в 2021 г. Эти показатели порядка на 134 млн человек больше, чем это было в 2019 г. [22].

Мировые процессы, связанные с урбанизацией, оказывают широкое влияние на трансформационные процессы в агропродовольственном устройстве, создавая проблемы и возможности. Проблемы включают доступность дешевых, высококалорийных, а также нездоровых продовольственных товаров; ограниченную доступность фруктов и овощей; исключение мелких фермеров из официальных производственно-сбытовых цепочек; и потерю земли и природного капитала из-за расширения городов. Урбанизация также предоставляет возможности для получения дохода, расширения цепочек создания добавленной стоимости и доступа фермеров к питательным продуктам питания.

Таким образом, после возникновения украинско-российского конфликта политика, связанная с торговлей, предлагаемая странами, резко возросла по своей общемировой значимости. Мировой продовольственный кризис частично усугубился растущим числом ограничений на торговлю продовольственными товарами, введенных странами с целью увеличения внутреннего предложения и снижения цен. По состоянию на 5 июня 2023 г. двадцать стран мира ввели 27 запретов на экспорт продовольствия, а десять стран ввели четырнадцать мер, ограничивающих экспорт [17].

Действия Всемирного банка, направленные на снижение продовольственного кризиса. В рамках всеобъемлющей мировой реакции на возникшую кризисную ситуацию, связанную с продовольственной безопасностью в мире на продовольственных рынках, в апреле 2022 г. Всемирный банк заявил, что он выделяет порядка тридцати миллиардов долларов в течение 15 месяцев, включая двенадцать миллиардов долларов на новые проекты. Эта программа финансирования направлялось на расширение кратких по срокам и долгосрочных мер реагирования по четырем темам для повышения безопасности по обеспечению продовольственными товарами, уменьшения рисков и укрепления продовольственных систем:

- оказание помощи для товаропроизводителей и потребителей;

- содействие расширению торговли продовольственными товарами и торговыми ресурсами;

- поддержка уязвимых домохозяйств;

-  финансовые вложения в устойчивую продовольственную безопасность.

Всемирный банк достиг своей цели по выделению тридцать миллиардов долларов на меры по обеспечению мировой продовольственной безопасности. В период с апреля по декабрь 2022 г. обязательства Банка по обеспечению продовольственной безопасности в рамках нового кредитования превысили отметку в двенадцать миллиардов долларов – при этом почти половина приходится на Африку, которая является одним из регионов, наиболее получивших ущерб от сокращения продовольственного экспорта.

В мае 2022 г. Группа Всемирного банка и страны, председательствующие в G7, совместно организовали «Глобальный альянс по обеспечению продовольственной безопасности», целью которого является стимулирование немедленного и согласованного реагирования на разворачивающийся глобальный кризис угрозы голода. Альянс разработал общедоступную панель мониторинга мировой системы повышения безопасности по обеспечению продовольственными товарами, что позволяет предоставить своевременную информацию для глобальных и местных лиц, принимающих решения, чтобы помочь улучшить координацию политики и финансовых действий реагирования на кризисные ситуации, вызванные нехваткой продовольственных товаров.

Главы ФАО, МВФ, Группы Всемирного банка, Всемирной продовольственной программы ООН и ВТО опубликовали третье совместное заявление 8 февраля 2023 г. В нем содержится призыв предотвратить обострение кризисной ситуации, связанной с продовольственным обеспечением продуктами и питанием, требуются дальнейшие срочные действия с целью:

- спасения очагов голода;

- облегчения торговли, улучшения функционирования рынков и усиления значения частного сектора;

- реформирования и перераспределения вредных субсидий с тщательной адресностью и эффективностью. Странам следует сбалансировать краткосрочные срочные меры вмешательства с долгосрочными усилиями по обеспечению устойчивости при реагировании на кризис.

С точки зрения сельскохозяйственного производства, с ростом цен на зерновые товары и пищевое масло можно ожидать увеличения производства в менее экономически развитых странах. При этом, с осуществлением этого, ситуация будет частично восполнена более высокими ценами на сырье. Более бедные страны Африки, которые зависят от импорта украинских и российских агропродуктов, могут попытаться стимулировать увеличение производства, чтобы прокормить свое население, но это потребует огромных инвестиций, которые могут оказаться недоступными. Даже при увеличении объема ресурсов ВПП при ООН, направленных в районы Ближнего Востока, Африки и Азии, поставки будут замедляться.

Немедленные действия, которые могли бы смягчить последствия западных санкций и продолжающегося политического украинско-российского конфликта для доступности продовольствия зависимым от поставок продовольствия странам Северной Африки и Ближнего Востока, могут включать увеличение государственных субсидий уязвимым слоям населения для доступа к продовольствию и меры по предотвращению ненужной нехватки продуктов. Неравенство между богатством стран и их устойчивостью перед лицом, например, эпидемии «Covid-19» означает, что финансовые ресурсы многих стран перегружены. В частности, в развитых странах Евросоюза у правительств и промышленности есть ресурсы для покрытия дополнительных расходов, несмотря на рост цен, но большинство стран с низким уровнем доходности не обладают какими-либо большими резервами для улучшения сложившейся ситуации. Одним из возможных решений для поддержания мировой доступности продовольствия могло бы стать создание мирового объединенного фонда для распределения богатства между странами. Подобным примером может служить то, что Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) призвала к созданию мирового механизма финансирования импорта продовольствия, чтобы помочь бедным странам справиться с ростом цен [23].

Хотя накопление товаров может использоваться как законный инструмент для сглаживания давления в логистической цепочке поставок, необходимо создать систему для предотвращения спекулятивного накопления запасов фирмами и частными предпринимателями, которые могут усугубить или спровоцировать нехватку продуктов на мировых рынках, что может породить социальные волнения. Кроме того, беспорядочные покупки продовольственных товаров, которые, возможно, были продиктованы средствами массовой информации во время эпидемии «Covid-19», также необходимо упорядочить. Новая стратегия потребует четкой и своевременной политики со стороны правительств стран для предоставления проверенной информации и успокоения спроса потребителей. Для предотвращения дефицита продавцы в розничной торговле продуктами питания могли бы ввести ограничения на количество конкретных товаров, которые потребителям разрешено приобретать, как это наблюдается по всей Европе в отношении растительных масел. Это поможет смягчить ненужный дефицит продуктов и любой дальнейший рост цен, который может вызвать подобное отсутствие продуктовых товаров.

 

Заключение

Подводя итоги анализа сложившейся ситуации с продовольственной безопасностью в мире, и говоря о повышении роли продовольственной устойчивости в будущем, необходимо отметить, что политический конфликт Запада  с Россией высветил уязвимость существующей глобальной продовольственной системы, продемонстрировав актуальность ее реструктуризации для повышения ее устойчивости к различным сложным ситуациям и потрясениям в настоящем и будущем. С точки зрения долгосрочной перспективы достижения продовольственной стабильности в мире одним из возможных решений является призыв к представителям руководящих структур государств снизить ограничения на мировой экспорт и импорт (в частности, поставок российского природного газа, минеральных удобрений и зерна), проведение внесанкционной политики. Двадцать одна страна (по состоянию на октябрь 2022 г.) уже ввела запреты на экспорт, что в итоге влияет на глобальный доступ граждан небогатых государств к сырьевым и продовольственным товарам [24]. В результате происходящего в политике и мировой экономике резко выросли цены на удобрения; это было связано с ограничениями на экспорт в нескольких странах и сокращением производства из-за высоких затрат на энергоносители. Кроме того, произошел рост увеличения сложностей в оказании помощи регионам митра, испытывающим нехватку продовольствия, из-за роста расходов и увеличения числа нуждающихся в них. Сельхозпроизводители в странах Евросоюза столкнулись с более высокими затратами на свои основные ресурсы (такие как энергия, удобрения и корма для животных), что усугубило продовольственную инфляцию. Цены на удобрения в ЕС подскочили на 149 % в сентябре 2022 г. после 70% падения производства аммиака в Европе из-за высоких цен на энергоносители. ЕС также импортирует большое количество украинской кукурузы (в среднем 11 млн тонн в год) и масличных культур, которые имеют решающее значение для питания животных. Наконец, экстремальные погодные явления в Европе привели к значительному снижению урожайности ключевых сельскохозяйственных культур [25]. В следствие этого инфляция в странах Евросоюза выросла до 7% в мае 2023 г. [26], при этом в продуктах питания, алкоголе и табаке наблюдался самый высокий инфляционный рост за 2022 – 2023 гг. после пика, достигнутого в январе 2023 г. 8,5 % и ранее в декабре 2022 г. в 9,2% [27].

В результате происходящих процессов, связанных с продовольственной безопасностью в различных регионах мира необходимо отметить, что правительствам особенно нуждающихся стран (Северная и Центральная Африка, Ближний Восток) следует увеличить защиту своего населения программами социальной защиты. Необходимо продумать стратегии и рамки их реализации для облегчения реагирования на будущие потенциальные кризисные ситуации. Они могут включать подходы, направленные на повышение надежности или восстановление системы поставок продовольственных товаров для обеспечения возможности удовлетворения спроса. Кроме того, переориентация ожиданий относительно того, что могут предлагать продовольственные системы, может способствовать адаптации к изменениям в них и помочь управлять спросом и предложениями. Наличие четырех факторов: надежность, устойчивость, быстрое реагирование и переориентация, является, например, возможными стратегиями, которые могут применяться по отдельности или в комплексе для повышения уровня устойчивости существующей продовольственной системы, как в отдельной стране, регионе, так и в мире в целом. Поэтому все принимаемые решения должны быть комплексными и не ограничиваться отдельной продовольственной помощью, которая ложится своеобразным бременем на бюджет отдельной страны. Поэтому в долгосрочной перспективе итоговым решением к обеспечению продовольственной безопасности станут сформированные устойчивые агропродовольственные системы, которые будут учитывать все потенциальные риски.

 

 

References

1. Hleb s maslom… https://www.forbes.ru/prodovolstvennaya-bezopasnost/ 502931-hleb-s-maslom-kakie-produkty-i-kuda-eksportiroval-rossijskij-apk-v-2023-godu?ysclid=m5qmuxqn0709825827 (data obrascheniya: 14.07.2023).

2. Krupneyshie strany proizvoditeli i eksportery kukuruzy v mire. https://lindeal.com/trends/kukuruza-v-mire-ehksport-import-proizvodstvo-zapasy-tendencii-na-globalnykh-rynkakh?ysclid=m5qmtwva0553235962 (data obrascheniya: 14.07.2023).

3. Rossiya na mirovom rynke udobreniy… https://epolymer.ru/article/rossiya-na-mirovom-rynke-udobreniy-vedushchie-proizvoditeli-eksport-i-prognozy?ysclid= m5qmxeik0123745439 (data obrascheniya: 14.07.2023).

4. Prognoziruemyy rost ostroy nehvatki prodovol'stviya iz-za kon-flikta v Ukraine. https://reliefweb.int›world. (data obrascheniya: 12.07.2023)

5. Ozili P.K. Global'nye ekonomicheskie posledstviya rossiyskogo vtorzheniya v Ukrainu. 2022 g. https://ssrn.com/abstract=4064770 (data obrasche-niya: 12.07.2023)

6. Henderson E. Dzh., Vernon D, Somik V. Goroda Afriki: otkryvaya dveri miru (tom 2). Vashington, okrug Kolumbiya: Gruppa Vsemirnogo banka. http:// documents.worldbank.org/curated/en/649791486994004731/Africas-cities-opening-doors-to-the-World. (data obrascheniya: 14.07.2023)

7. Rossiya eksportirovala rekordnye ob'emy zerna - Lenta.RU. https:// lenta.ru›news › 2023/06/02› zerno. (data obrascheniya: 14.07.2023)

8. Eksport zerna b'et rekordy. https://morvesti.ru/themes/1694/112359/? ysclid=m5ql0u 351335095830 (data obrascheniya: 14.07.2023 goda)

9. Evropeyskiy sovet (2022). Ob'yasneniya po povodu eksporta ukrain-skogo zerna, 5 dekabrya 2022 g. https://www.consilium.europa.eu/en/infographics/ukrainian-grain-exports-explained/. (data obrascheniya: 13.07.2023)

10. FAO na Sammite OON po prodovol'stvennym sistemam + 2. https:// www.fao.org›Novosti› detail. (data obrascheniya: 12.07.2023)

11. Bazovaya inflyaciya v evrozone v yanvare uskorilas' do ... https:/ /www.interfax.ru›business› 887595. (data obrascheniya: 12.07.2023)

12. Global'nyy prodovol'stvennyy krizis | Vsemirnaya prodovol'-stvennaya programma. https://www.wfp.org "global'nyy... (data obrascheniya: 12.07.2023)

13. Chto zhdet ceny na produkty v 2023 godu? – Finam. https://www.finam. ru › Razbor poletov. (data obrascheniya: 12.07.2023).

14. Zerna – bol'she, eksport – shire… https://morvesti.ru/themes/1694/ 105448/?ysclid= m5qk6f5978605225548 (data obrascheniya: 14.07.2023).

15. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v 2023 godu: otvet ES na razviva-yuschiysya krizis. https://epthinktank.eu› food. (data obrascheniya: 12.072023 goda)

16. From Farm to Fork (Ot fermy k vilke) ‒ strategiya... https://np-mag.ru›Save Food. (data obrascheniya: 12.07.2023).

17. Prodovol'stvennaya bezopasnost' | Rost prodovol'stvennoy nezaschi-schennosti v 2023 godu - Vsemirnyy bank. https://www.worldbank.org "... (data obrascheniya: 12.07.2023).

18. Inflyaciya cen na prodovol'stvie ostaetsya vysokoy vo vsem mire. https://www.financialnigeria.com (data obrascheniya: 12.07.2023).

19. Obnovlenie ot 27 iyulya 2023 goda - Publichnye dokumenty | Vsemir-nyy bank. https://thedocs.worldbank. org " doc " po teme. (data obrascheniya: 13.07.2023).

20. Kratkiy obzor. Polozhenie del v oblasti... https://fao.org›3/cc6550ru/cc 6550ru.pdf. (data obrascheniya: 12.07.2023).

21. Otchet OON: Chislo golodayuschih v mire vozroslo do celyh 828... https://www.fao.org " podrobno (data obrascheniya: 12.07.2023).

22. Rezkiy rost cen na prodovol'stvie: v hode soveschaniya ... https://www. fao.org › Novosti›detail. (data obrascheniya: 12.07.2023).

23. Food Export Restrictions during the Ukraine-Russia crisis. https://www. ifpri.org/blog/how-will-russias-invasion-ukraine-affect-global-food-security (data obrascheniya: 12.07.2023).

24. Evroparlament prizyvaet ES snizhat' zavisimost' ... – Delfi. https:// www.delfi.lt›RUSDelfi›Litva› Politika. (data obrascheniya: 12.07.2023).

25. Inflyaciya v stranah evrozony uskorilas' do 7% - Forbes.ru. https:// www.forbes.ru › finansy › 488684-inflacia-v-st. (data obrascheniya: 12.07.2023).

26. Inflyaciya v evrozone zamedlyaetsya tretiy mesyac podryad. https:// www.vedomosti.ru›articles › 2023/02/02 › 96... (data obrascheniya: 12.07.2023 go-da).

27. Zurek M., Ingrem Dzh., Sanderson B.A. Ustoychivost' prodovol'-stvennoy sistemy: koncepcii, problemy i vyzovy. / Ezhegodnyy obzor okru-zhayuschey sredy i resursov, 2022. 47:1. S. 511–534. (data obrascheniya: 12.07.2023).


Login or Create
* Forgot password?