Moscow, Moscow, Russian Federation
This article is devoted to a comprehensive study and consideration of the factors influencing the development of the oil and gas sector of the Islamic Republic of Iran (IRI), the definition of external and internal challenges and problems that the oil and gas sector constantly faces in the process of its formation and development, as well as identifying the prospects for its growth in a complex geopolitical situation. The work examines the current state of the oil and gas sector of Iran, provides data on the largest fields, analyzes the dynamics of production and consumption of hydrocarbons. Special attention is paid to the impact of international sanctions on the development of the oil and gas sector of Iran. It is proven that the oil and gas sector of Iran has enormous potential and creates conditions for the development of the oil refining and petrochemical industries of the economy and diversification of the geography of exports. Iran considers cooperation with Russia and Arab oil-producing countries as a priority area of energy policy.
oil and gas sector, Iran, oil fields, global oil market, energy policy, economic sanctions
Исламская республика Иран (ИРИ) обладает четвертым в мире разведанным запасом нефти. Его доля в мировых доказанных запасах нефти составляет 9,1%, в абсолютном выражении запасы нефти страны на 2024 год равны 157,8 млрд баррелей [1]. В 2024 г., показатели добычи нефти в Иране возросли на 12,9% в сравнении с предыдущим годом, составив в среднем 3,257 млн баррелей в сутки [2]. Доказанные запасы природного газа Ирана составляют 29,6 трлн кубических метров или 16% от мировых запасов. По этому показателю страна занимает вторую позицию в мире после России. Показатели добычи и потребления природного газа в стране неуклонно растут на протяжении последних 10 лет и на 2023 год составили 252 млрд куб. м в год и 246 млрд млрд куб. м в год соответственно [3].
Рис. 1. Добыча и потребление природного газа в Иране, 2014–2023 гг [3]
ИРИ активно инвестирует в нефтегазовую отрасль, использует новые инновационные методы разведки, несмотря на усиливающееся санкционное давление со стороны стран Запада. В 2022 г. Директор департамента разведки Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) Мехди Факур заявил о создании нового метода разведки залежей нефти с применением технологий геоботаники [4].
В качестве приоритетного направления энергетической политики Иран рассматривает сотрудничество с Россией. В 2022 г. было достигнуто соглашение о совместной разработке Ираном и Россией семи нефтяных и газовых месторождений на территории Исламской Республики. Значительным шагом на пути сотрудничества двух стран станет ожидаемое подключение Ирана к российской платежной системе «Мир», что значительно упростит процедуры взаимного расчета между странами. Одновременно Иран пытается наладить сотрудничество в области разведки, добычи и переработки углеводородов с другими странами. Ведутся переговоры с представителями Венесуэлы о вложении инвестиций в иранскую нефтегазовую отрасль и строительство нефтеперерабатывающих заводов на территории Ирана [5]. Иран сотрудничает с Оманом в области разведки залежей нефти и совместной разработки нефтяных месторождений. Наибольшая часть иранских месторождений нефти и газа находятся в юго-западном регионе, в пределах нефтегазоносного бассейна Персидского залива. Кроме этого, Иран располагает месторождениями в Центральноиранском, Каракумском и Южно-Каспийском бассейнах. На территории страны обнаружено свыше 70 нефтяных и газонефтяных месторождений и более 20 газовых месторождений. За последние 5 лет в Иране было открыто три нефтяных и одно газовое месторождение, что позволило увеличить объем добычи углеводородов [6].
Крупнейшим нефтегазовым месторождением в стране остается расположенное в южной части Персидского залива месторождение Южный Парс, содержащее половину суммарных запасов газа в Иране. На данный момент, запасы нефти и газа этого сверхгигантского месторождения оцениваются в 18 млрд баррелей нефти и 12,2 трлн куб. м природного газа [7]. Месторождение, расположенное под островом Киш является вторым по величине месторождением Персидского залива, а месторождение Табнак обладает крупнейшими в Иране запасами нейтрального (не содержащего серы) природного газа – 0,8 трлн кубических метров [8]. Большинство нефтяных месторождений находятся на территории провинции Хузестан и шельфовых месторождениях, расположенных в Персидском заливе. Среди основных нефтяных месторождений Ирана можно выделить месторождение Марун с начальными запасами нефти в 3 млрд тонн, гигантское нефтяное месторождение Ахваз, содержащее значительные запасы нефти и газа и газонефтяное месторождение Гечсаран, являющееся одним из крупнейших в мире [9].
Органом, отвечающим за государственную энергетическую политику, является Министерство нефти Исламской Республики Иран, регулирующее деятельность Национальной иранской нефтяной компании (NIOC), являющейся третьей по размеру нефтегазовой компанией в мире, уступая саудовской компании Saudi Aramco и российскому Газпрому. Компания является полностью государственной и обладает эксклюзивными правами на все виды деятельности, связанные с разведкой, добычей, переработкой, транспортировкой и экспортом нефти, нефтепродуктов, природного газа и СПГ на территории Ирана. Излишки добытой нефти NIOC экспортирует в другие страны в соответствии с квотами, определенными ОПЕК.
Важным направлением деятельности NIOC является предоставление права пользования иранскими недрами иностранным инвесторам на контрактной основе. Выступая от имени государства, NIOC заключает договоры на ведение совместной нефтяной деятельности на основании Закона Исламской Республики Иран «О нефти», принятого в 1987 году [10]. Заключаемые Министерством нефти и NIOC с иностранными инвесторами контракты можно разделить на три группы:
- Контракты на пользование недрами (upstream contracts), реализуемые в виде концессии, по которой инвестор получает как право на разработку месторождения, так и право собственности на полученную продукцию; совместного предприятия, при котором права на разработку и ее результаты являются общей собственностью сторон; раздела продукции, сохраняющего право на разведку за государством, а на продукцию - в общем пользовании сторон; сервисного контракта, сохраняющего за государством права на разработку и на полученную продукцию.
- Контракты на переработку (downstream contracts), включающие в себя полную или частичную передачу иностранному инвестору прав на транспортировку, резервирование и распределение углеводородов. В эту категорию контрактов также могут входить работы по прокладке трубопроводов и строительству перерабатывающих предприятий. Контракты на переработку можно подразделить на контракты, предполагающие закупку продукции, запуск производства оборудования и разработку новых технологий, контракты на оказание услуг, контракты в области сейсмологии, бурения скважин и прокладки трубопроводов, предполагающие подрядные работы. В качестве отдельной категории можно выделить контракты на ведение исследовательской, инженерной и проектировочной деятельности [11].
- Торговые нефтегазовые контракты (trade contracts), регулирующие экспорт и импорт нефти, нефтепродуктов, природного газа и СПГ. Этот тип контрактов можно условно разделить на несколько категорий. Долгосрочные контракты, сроки по которым могут варьироваться от нескольких лет до десятилетий, заключаются между NIOC и иностранными партнерами. В такие контракты заложены фиксированные объемы поставок и согласованная сторонами цена. Ниша краткосрочных и спотовых сделок по продаже углеводородов в Иране представлена в основном частными независимыми трейдерами, зачастую пользующимися услугами посредников. Сделки из этой категории наиболее адаптивны к изменяющимся санкционным условиям.
Введенные против Ирана международные санкции, а также разрушительные последствия ирано-иракской войны значительно сказались на развитии нефтеперерабатывающей промышленности в стране. К началу 1990-х годов отрасль находилась в сложном состоянии, показатели переработки нефти были значительно ниже показателей 1979 г. Иранское правительство стремилось восстановить перерабатывающие мощности. Иран сосредоточил усилия на строительстве нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) вблизи наиболее крупных добывающих центров на юге страны, что позволило снизить долю доходов от экспорта сырой нефти в экономике страны и диверсифицировать доходы государственного бюджета страны. Уже в 2010-х годах, значительные темпы роста нефтепереработки на иранских НПЗ привели к снижению уровня экспортных поставок нефти.
В 2017 г. для нужд переработки углеводородов месторождения Южный Парс был открыт крупнейший в регионе НПЗ Persian Gulf Star, обладающий перерабатывающей мощностью в 0,36 млн барр./сутки. Текущая политика Ирана предполагает увеличение объема инвестиций в отрасли нефтехимии и нефтепереработки. Иранским руководством были разработаны модели привлечения капитала к строительству и модернизации НПЗ, позитивно зарекомендовавшие себя в условиях международного санкционного давления. Иранская модель предполагает создание состоящих из банков и инжиниринговых компаний консорциумов, обеспечивающих финансирование нефтеперерабатывающих объектов в стране. Акционерами иранских НПЗ преимущественно выступают крупные частные инвесторы и государственные структуры. К примеру, одним из крупнейших акционеров Persian Gulf Star стал пенсионный фонд работников нефтяной отрасли, доля которого составила 33,1 % [12].
Показателем сосредоточения усилий иранского руководства на развитии нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей можно назвать запуск семнадцати проектов в этих отраслях, в числе которых запуск газоперекачивающей станции в нефтедобывающей провинции Фарс, строительство восьми крупных резервуаров нефти и нового трубопровода, соединяющего нефтеносные районы страны. Благодаря предпринятым мерам, иранскому руководству удалось восстановить нефтеперерабатывающую отрасль страны и вывести ее на конкурентоспособный уровень. Несмотря на санкционное давление, Иран продолжает наращивать объемы экспорта углеводородов, увеличивая бюджетные поступления в свою национальную экономику. По словам министра нефти Ирана Д. Оуджи, за последние три года объем добываемой в стране нефти возрос на 1 млн 400 тыс. баррелей в сутки, что свидетельствует не только о росте экспорта жидкого топлива в обход санкций, но и о возросшем внутреннем спросе, вызванном развитием нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей [12].
Первым задокументированным случаем введения санкций в отношении Ирана можно считать бойкот иранской нефти со стороны Великобритании и США в ответ на национализацию Англо-иранской нефтяной компании [13]. Тем не менее, современную историю существования иранской экономики в условиях санкционного давления принято отсчитывать с 1979 г. с заморозки всех активов Ирана в США и фактический запрет на ввоз американских товаров на территорию страны. Одновременно был наложен запрет на кредитование иранской экономики и импорт иранской продукции на территорию США. Последнее наиболее сильно сказалось на нефтегазовой отрасли Ирана, учитывая, что основной статьей экспортных доходов на тот момент являлась нефть. Несмотря на все усилия, США не удалось привлечь международных партнеров и навязать им введение санкций против Ирана. Как азиатские, так и западноевропейские партнеры отказались от предложенного США плана. Одновременно нестабильная обстановка в Персидском заливе способствовала резкому взлету цен на нефть и нефтепродукты, чем иранская нефтяная отрасль смогла воспользоваться, продавая нефть по завышенным ценам. Однако американский рынок для иранских экспортеров нефти был полностью потерян. В 1987 г. был наложен запрет на импорт всех иранских товаров в США. Эта мера не в значительной степени затронула экономику Ирана, учитывая, что показатели экспорта в США на тот момент являлись крайне низкими.
В 1995 г. был принят пакет санкций в отношении Ирана, запрещающий гражданам и компаниям США принимать участие в развитии иранского нефтегазового сектора. Ограничения были направлены на сдерживание иранских разработок оружия и ядерной программы. Новым в санкционной политике стало применение экстерриториального принципа, согласно которому запрет на торговые и инвестиционные отношения с Ираном распространялся и на иностранные компании. На этом этапе, американское правительство снова предпринимает попытку придать антииранским санкциям международный характер, оказывая давление на иностранных партнеров с помощью механизмов ООН и заключения двусторонних соглашений. Между тем, Иран продолжал курс на диверсификацию своих экспортных доходов и расширение географии торговли углеводородами. Провалом американской дипломатии на данном этапе стало отсутствие фактических результатов по привлечению иностранных партнеров к санкционному давлению на Иран.
Принятие в 2006 г. Советом Безопасности ООН резолюции по иранской ядерной программе и последующий отказ иранской стороны от выполнения предписаний ознаменовали новый виток санкционного воздействия на Иран. Был наложен запрет на поставки и финансовые операции для нужд иранской ядерной программы. Финансовым и банковским институтам Ирана было запрещено создание зарубежных филиалов. Параллельно с санкциями ООН, Конгресс США приступил к ужесточению санкционной политики в отношении иранского нефтегазового сектора. В 2010 г. были приняты новые санкции, действующие по экстерриториальному принципу, вводящие полный запрет на инвестиции в нефтегазовый сектор Ирана, а также на поставку нефти и нефтепродуктов. Под ограничения попала финансовая система. США получили право наложить санкции на любой иранский банк, а также любой иностранный банк, осуществляющий финансовые сделки с иранскими структурами. Были ужесточены меры против стран, замеченных в поставках в Иран товаров из категории запрещенных, и позволял воздействовать на них через введение экспортных лицензий. При администрации Б. Обамы был введен указ, регламентирующий применение санкций в отношении как американских, так и иностранных компаний, поставляющих Ирану оборудование для нужд энергетического сектора.
В 2012 г. ЕС ввел запрет на покупку, ввоз и хранение иранской нефти. В том же году все банки на территории Ирана, включая Центральный банк, были отключены от международной платежной системы SWIFT. На тот момент, ЕС был четвертым партнером по объему поставок Ираном нефти на экспорт. Между тем, основными внешнеторговыми партнерами нефтегазового сектора Ирана оставались страны Азии - Китай, Индия, Япония и Республика Корея, а в условиях растущих цен на нефть, Иран мог покрывать убытки от потери европейского рынка. Осознавая это, американское руководство предложило наиболее крупным импортерам иранской нефти снизить закупаемые объемы в ответ на ослабление санкционного давления, результатом чего стало значительное падение экспорта иранской нефти. Подписанию 14 июля 2015 года с западными странами Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) привело к снятию с Ирана большинства санкций в обмен на отказ от создания ядерного оружия и приведения ядерной программы к нормам, разработанным МАГАТЭ. Иранская банковская система была вновь подключена к SWIFT, а отмена ограничений на поставки иранской нефти привели к росту показателей добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.
В 2018 г. США вышли из СВПД и в одностороннем порядке возобновили введение санкций в отношении иранской нефтегазовой отрасли. Под санкции попадала любая иностранная компания, решившая импортировать иранскую нефть. Из-за введения санкций Индия отказалась от закупок иранской нефти [14]. При Д. Байдене, американское руководство продолжало осуществлять санкционное давление на Иран, продлевая действие старых и вводя новые ограничения. Введенному Западом санкционному режиму в отношении Ирана не удалось остановить развитие иранской экономики. Благодаря расширению географии экспорта углеводородов, а также диверсификации производства Ирану удалось смягчить санкционный удар. Иран, добывая нефть, одновременно сосредотачивает усилия на развитии нефтеперерабатывающего и нефтехимического секторов экономики. На данный момент, иранской нефтеперерабатывающей отрасли удалось значительно сократить зависимость от иностранного оборудования. К настоящему времени, отраслевая потребность в оборудовании во многом покрывается за счет местных производств, что свидетельствует об успешном импортозамещении.
Одним из основных барьеров на пути привлечения иностранного капитала в нефтегазовую отрасль страны является закрепленный в Конституции Ирана запрет на владение природными ресурсами страны для иностранных компаний. Иранский нефтегазовый сектор развивается и в финансово-юридическом плане, вводя новый формат нефтяных контрактов - Iranian Petroleum Contract (IPC), призванный устранить упомянутый выше барьер.
Нефтегазовый сектор Ирана имеет огромный потенциал и перспективы развития за счет богатых залежей углеводородов. На данный момент, правительство страны предпринимает меры для развития инфраструктуры, привлечения иностранного капитала в отрасль, модернизации производства и разработки новых месторождений. Глобальные тенденции на мировом рынке углеводородов свидетельствуют о перспективах развития иранского нефтегазового сектора. По прогнозам экспертов, годовая валовая стоимость иранской нефти к середине следующего десятилетия достигнет отметки в 150 долларов за баррель, что составит ценовой рекорд за более чем десятилетний период и значительно увеличит доходы иранской экономики.
1. 8 stran s naibol'shimi razvedannymi zapasami nefti. URL: https://t-j.ru/short/oil-reserves/#:~:text=%D0%A1%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B5%20Oil%20%26%20Gas%20Journal,%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D1%84%D1%82%D0%B8%20%D0%B2%202021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.
2. Iran uvelichil dobychu nefti na 13% v 2024 godu. - URL: https://tvbrics.com/news/iran-uvelichil-dobychu-nefti-na-13-v-2024-godu/
3. Novye perspektivy rossiysko-iranskogo gazovogo sotrudnichestva: gazovyy hab i proekt «Kaspiyskiy potok». - URL: https://energypolicy.ru/novye-perspektivy-rossijsko-iranskogo-gazovogo-sotrudnichestva-gazovyj-hab-i-proekt-kaspijskij-potok/gaz/2024/19/29/#:~:text=%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%2C%20%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BD%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D0%B5%D1%82%202,%25%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2)%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
4. Iran uses new methods, discovers new oil reserves. - URL: https://en.irna.ir/news/84962810/Iran-uses-new-methods-discovers-new-oil-reserves
5. Iran i Venesuela obsudyat sotrudnichestvo v neftegaze, v tom chisle stroitel'stvo NPZ. URL: https://www.interfax.ru/business/944126
6. Za 2 goda v Irane otkryto 4 mestorozhdeniya nefti i gaza. Chto s zamescheniem zapasov? URL: https://neftegaz.ru/news/Geological-exploration/796868-za-2-goda-v-irane-otkryto-4-mestorozhdeniya-nefti-i-gaza-chto-s-zameshcheniem-zapasov/
7. Zapasy i dobycha gaza v Irane. - URL: https://www.cdu.ru/tek_russia/articles/3/1046/#:~:text=%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B5%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D0%B2%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5,(1%2C1%20%D1%82%D1%80%D0%BB%D0%BD%20%D0%BA%D1%83%D0%B1.
8. V Irane vvedeno v ekspluataciyu gazokondensatnoe mestorozhdenie Tabnak. - URL: https://www.mineral.ru/News/11105.html
9. Manin Ya.V., Yazdanimogadam Mahshid Pravovoy rezhim nedropol'zovaniya v Irane: istoriya razvitiya v XIX-XXI vekah // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2017. №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-nedropolzovaniya-v-irane-istoriya-razvitiya-v-xix-xxi-vekah
10. Pravovoy rezhim nedropol'zovaniya v Islamskoy Respublike Iran. - URL: chromeextension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.gubkin.ru/faculty/law/chairs_and_departments/mining_law/uchebnoye_posobiye_iran.pdf
11. Iranskaya nauka vyzhivaniya: 40 let pod sankciyami. - URL: https://energypolicy.ru/iranskaya-nauka-vyzhivaniya-40-let-pod-sankcziyami/regiony/2022/17/30/
12. Iran zapustil 17 proektov v oblasti neftepererabotki i neftehimii. URL: https://neftegaz.ru/news/neftechim/840635-iran-zapustil-17-proektov-v-oblasti-neftepererabotki-i-neftekhimii/
13. Chuvahina, L. G. Stanovlenie i razvitie energeticheskogo sektora Irana / L. G. Chuvahina // Gorizonty ekonomiki. – 2023. – № 2(75). – S. 71-78. – EDN JYDZVD.
14. Chuvahina, L. G. Ekonomicheskoe sotrudnichestvo Irana i Indii v usloviyah sankcionnogo davleniya Zapada / L. G. Chuvahina // Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo. – 2024. – № 3. – S. 67-74. – DOIhttps://doi.org/10.26653/2076-4650-2024-03-05. – EDN EVQOKF.
15. Chernova S.A., Babaeva Z.Sh. Islamskie finansy v mirovoy ekonomike: tendencii i perspektivy // Zhurnal monetarnoy ekonomiki i menedzhmenta. 2024. № 4. S. 47-52.
16. Salygin V.I., Belodedov M.I. Perspektivy realizacii svopovyh gazovyh operaciy mezhdu rossiyskoy federaciey i islamskoy respublikoy Iran v usloviyah mezhdunarodnyh sankciy // Nauchnoe obozrenie. Seriya 1: Ekonomika i pravo. – 2022.- №4. – S. 23-36.
17. Tetcoev A.G. Osnovnye tendencii i perspektivy razvitiya vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti Rossiyskoy Federacii s Iranom // Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki, 2023. №6. - S.586-593. - URL: http://www.avse.rf.
18. Chuvahina L.G. Posledstviya sankcionnoy politiki v otnoshenii neftegazovogo sektora Rossii dlya ekonomik SShA i stran ES // Segodnya i zavtra rossiyskoy ekonomiki. – 2022. - №107-108. – S. 37-45.