Russian Federation
The article examines differentiated approaches to changes in state entrepreneurship, highlights the structure and specifics of the implementation of the National Project "Effective and Competitive Economy," aimed at developing the economy, including supporting small and medium-sized enterprises. The main forms of participation of the state in the development of small and medium-sized enterprises are systematized. The historical prerequisites and origins of state entrepreneurship in the evolution of modern economic realities are considered. Special attention is paid to the foundations of the development of public-private partnerships in the Russian Federation and their impact on models for the development of state support for small and medium-sized enterprises. The indicators of the development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period from 2019 to 2024 are analyzed, and the role of state support is outlined. A cognitive approach and a model for assessing state support for economic entities are proposed. The purpose of the study is to examine the dynamics of the development of state entrepreneurship and support for small and medium-sized enterprises, and to highlight a cognitive approach in modeling the taxonomy of state support for economic entities. The results of the study can be used in the development of regulatory legal acts and in the evaluation and adoption of management decisions at the state level, primarily related to the mechanisms of support for small and medium-sized enterprises. The theoretical foundations of the study can be included as additional material in the study of courses on state and municipal administration.
state entrepreneurship, public administration, national projects, state support, public-private partnership, small and medium- enterprises
Становление и развитие бизнеса в условиях формирования новой модели экономики – экономики предложений невозможно без активного участия государства.
Постулат о необходимости формирования именно такой экономики объявил Президент России Владимир Путин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году. Возрастает роль государственной поддержки субъектов экономики с упором на развитие частной инициативы путем расширения предпринимательства [1]. Активность всех участников новой модели развития экономики должна быть обеспечена значимыми мерами консолидации усилий, направленных на системообразующие предприятия, расширение активности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с учетом создания благоприятных условий по структуре занятости трудовых ресурсов, роста инвестиций, государственных капиталовложений, использования в производственных процессах искусственного интеллекта, а также активного развития государственно-частного и муниципально-частного партнерства.
Новые вызовы диктуют актуализацию направлений исследования государственного управления, создавая дуалистический подход, выражающий симбиоз мощи государственного предпринимательства, с одной стороны, и адекватность конвергентного мышления в задействовании этапов когнитивного моделирования поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях развития частной инициативы. Когнитивное моделирование представляет собой ценный инструмент для разработки эффективных стратегий государственной поддержки МСП.
Таким образом, тема исследования актуальна и подтверждается активной научно-исследовательской задачей, определяемой научным сообществом, направленной на поиск решений в области развития государственного предпринимательства и оценке поддержки малого и среднего предпринимательства. Соответственно, выделим труды следующих ученых в области нашего исследования: А. В. Болаевой [2], Г. Г. Гаджиевой [3], К. Е. Гришиной [4], С. А. Коробовой [5], А. В. Петуховой [6], В. В. Строева [7], Э. Ч. Цыденовой [8], а также другими учеными, экономистами и политиками. В работе авторами путем обобщения источников информации, статистических и аналитических данных, а также использованием научных методов и приемов сформирована цель исследования.
Целью исследования является изучение динамики развития государственного предпринимательства, поддержки МСП и выделение когнитивного подхода таксономии государственной поддержки экономических субъектов.
Таксономия нами рассматривается как обработка структуры сложноорганизованных областей изучаемого явления, процессов или механизмов, в содержании которых можно выделить и систематизировать элементы более низкого порядка, в частности направлений государственной поддержки МСП.
Среди основных научных методов, способов и информационно-аналитических источников можно отметить следующие:
- метод анализа и синтеза применялся при изучении различных аспектов государственного предпринимательства, государственной поддержки МСП;
- метод систематизации использовался при структурировании проблем, связанных с освоением бюджетных средств, а также при упорядочивании форм участия государственного предпринимательства в развитии МСП;
- методы аналитического и индуктивного обобщения применялись для формулирования цели исследования на основе анализа научных источников, обработки статистических и аналитических данных; исторический анализ использовался для изучения исторических предпосылок зарождения государственного предпринимательства и его эволюции;
- сравнительный анализ применялся для формирования доказательной аналитической базы показателей развития МСП в России за период 2019-2024 гг. и определения роли государственной поддержки;
- метод правовой экспертизы нормативно-правовых актов, регулирующих государственное предпринимательство и развитие МСП в Российской Федерации.
Научно-информационные материалы составили официальные данные с сайтов Корпораций: МСП, ВЭБ.РФ, ФРП, АО «МСП Банк», Фонда содействия инновациям, Минэкономразвития, сайта Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства и другие государственные реестры данных.
В 2024 году завершился национальный проект «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», целью которого стало увеличение занятых в малом и среднем предпринимательстве (МСП) до 25 млн человек. Достигнутый целевой показатель проекта по факту на момент завершения составил 29,45 млн человек, при этом зарегистрировано 6,57 млн субъектов МСП, функционирующих в экономике государства [9]. Динамическая среда изменений и перемен в нашей стране диктует новые управленческие решения, связанные с государственным управлением и адаптацией к угрозам и рискам развития бизнеса. Возрастает роль механизма государственной поддержки МСП и развития новых форм участия и взаимодействия государственного предпринимательства.
Начиная с 2025 года запущен новый Национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», направленный на обеспечение устойчивого развития МСП в конкурентной среде со значительной долей роста высокотехнологической инициативы [10].
На рисунке 1 представлена структура основных компонентов, входящих в национальный проект «Эффективная и конкурентная экономика», выделенных в отдельные федеральные проекты, а также представлен основной перечень участников (субъектов) государственного предпринимательства. Взаимодействия для каждого направления с субъектами государственного предпринимательства разные, при этом безусловно необходимо выделить проблему поиска оптимальных пропорций государственного регулирования и когнитивного управления процессами размещения бюджетных средств (государственных ресурсов) в приоритетную программу поддержки устойчивого развития МСП, в том числе посредством предоставления открытой системы доступа к производственным площадям и мощностям заинтересованных сторон.
Возникает потребность в изучении технологии государственного управления как процесса агрегированных подходов и когнитивных моделей принятия управленческих решений в реализации поддержки МСП на разных стадиях, в условиях сохранения баланса интересов государственного предпринимательства и бизнеса.
Рассмотрены исторические предпосылки и истоки зарождения государственного предпринимательства в эволюции современных реалий экономики. В 1848 году Джон Стюарт Милль в своей работе «Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии» уже высказывал свое отношение к свободе предпринимательства и указывал, в частности, на необходимость правильного взаимодействия между предпринимательством и государственным вмешательством в экономику. Концепция его взглядов сводилась к обсуждению двух критических моментов: эффективности управления государственных чиновников и уровня сокращения частной инициативы [11].
Ричард Э. Вагнер (1966 г.), знаменитый американский экономист, ученый в области государственных финансов и общественного выбора, также рассматривал роль и место государственного предпринимательства как систему особого порядка, в которой отдельные экономические агенты (государственные компании, политическая элита) оказывают значительное влияние на прямые экономические последствия [12].
Рис. 1. Структура нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика» и её взаимодействие с субъектами государственного предпринимательства
(составлено авторами на основании [13])
Как видно из рис. 1, государственное предпринимательство и МСП в определенной степени взаимодействуют и вынуждены находить взаимовыгодные условия для сосуществования. Авторы предлагают рассмотреть градацию перехода уровней взаимодействия по принципу масштабности кооперации производственных процессов и объемов договорных отношений, выраженных в росте конечного финансового результата (дохода). Тем более, в рамках нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» меняется вектор ключевого целевого показателя с количества работников субъектов МСП на увеличение прироста дохода на 1 работника субъекта МСП на 28,1% к 2030 году. Также должна возрасти доля государственных и муниципальных организаций социальной сферы, доля долгосрочных сбережений граждан, доля средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики и другие показатели [13].
История возникновения государственного предпринимательства в России претерпела эволюцию под влиянием исторических геополитических эпох, трансформаций государственной политики, смен технико-технологических и экономических укладов (концепция Глазьева С.Ю.[14]) , стратегических программ развития. Особое влияние на государственный сектор экономики на территории современной России оказала Вторая мировая война, последствия её катастрофических и невосполнимых потерь, когда гражданам Союза Советских Социалистических Республик (СССР) пришлось восстанавливать, отстраивать и развивать новые системообразующие стратегические государственные предприятия и инфраструктуру. Основная роль пришлась на административно-плановую систему государственного управления и высоконравственный, производительный подход к своим обязательствам граждан СССР в создании экономики. Как отмечал в научных трудах профессор Сергей Валентинович Кузнецов [15], территориальная организация экономики и планирования была полностью синхронизирована с иерархией высших партийных и государственных инстанций. Достигнутые результаты были настолько велики, что их результаты стали фундаментом, базой экономического начала построения суверенного пути Российской Федерации, а также стали существенным толчком для реформирования экономики, предпринимательства, системы управления государственной собственностью [16].
На современном этапе правовой анализ термина «государственное предпринимательство» продемонстрировал отсутствие в унифицированной законодательно-правовой системе закреплённого конкретного юридического содержания. При этом выделим свое краткое понимание государственного предпринимательства как формы экономической деятельности, при которой государство выступает в роли предпринимателя, ориентируясь на получение положительного финансового результата с выраженным высоким по значимости общественно-социальным эффектом. При этом системообразующими целями государственного предпринимательства являются: обеспечение стратегических интересов государства (оборона, энергетика, транспорт); развитие отсталых или социально значимых отраслей экономики; поддержка занятости населения; получение дохода в государственный бюджет; регулирование цен и тарифов на социально значимые товары и услуги.
Одной из перспективных и активно развивающихся форм концессионных соглашений с непосредственным участием государства (субъектов государственного предпринимательства), муниципальных образований (публичный партнёр), а также организаций (частный партнер), в том числе субъектов сферы МСП, выступает государственно-частное партнерство (ГЧП) либо муниципально-частное партнерство (МЧП). Важность и особенности реализации отношений в рамках ГЧП, МЧП на пути заключения, исполнения и прекращения концессионных соглашений, связанная прежде всего с привлечением частных инвестиций, повышением эффективности реализации инфраструктурных проектов, улучшением качества предоставляемых государственных услуг, определенным образом влияющих на положение экономики РФ, определяет Закон ФЗ-224 [17]. ГЧП – это форма сотрудничества между государством и частным сектором, при которой частная компания берет на себя часть ответственности за проектирование, строительство, финансирование и эксплуатацию объектов общественной инфраструктуры или предоставление государственных услуг. Взамен частный партнер получает возможность на часть финансового результата (прибыли) от использования построенного объекта или предоставления услуг, при этом государство сохраняет за собой контрольные функции. Основное влияние ГЧП на модель государственной поддержки МСП носит трансформирующийся характер и выражается спецификой комплекса прописанных целей в каждом конкретном варианте концессионного соглашения. При этом можно выделить общее влияние для МСП: развитие инфраструктуры (индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы); доступ на новые рынки (подрядчиками, субподрядчиками); финансовая поддержка (например, через Фонд развития промышленности, ВЭБ.РФ и т.д.); трансфер технологий; улучшение качества государственных услуг.
Систематизируя основные формы участия государственного предпринимательства в развитии малого и среднего предпринимательства, в том числе основываясь на правовых нормах законодательства РФ [18, 19], а также на аналитических отчетах Минэкономразвития России [20], Корпорации МСП [21], проведем таксономию ключевых направлений поддержки МСП и проанализируем показатели развития малого и среднего предпринимательства за период с 2019–2024 гг., выделив роль государственной поддержки. На рисунке 2 представлена таксономия структуры численности занятых в сфере МСП.
Рис. 2. Структура численности занятых в сфере МСП Российской Федерации (составлено на основании данных [20])
По данным статистики Корпорации МСП, число занятых в сфере МСП достигло в III квартале 2024 года 38% от общей численности занятых в экономике трудоспособных граждан России. Более чем каждый третий россиянин связан с малым, микро или средним предпринимательством напрямую: в роли наемного работника, самозанятого лица или индивидуального предпринимателя. Это существенный факт, подчеркивающий важность внимания к государственному управлению и поддержке данной сферы. На рисунке 3 представлена модель основных форм государственной поддержки, актуализированных за период 2019-2024 гг. (по данным Минэкономразвития РФ [20]).
Анализ демонстрирует, что государственная поддержка МСП включает в себя широкий спектр инструментов, направленных на стимулирование развития бизнеса на разных этапах его жизненного цикла: финансовая поддержка в виде грантов, льготных кредитов и субсидий, консультационная помощь по вопросам ведения бизнеса, образовательные программы для предпринимателей и создание благоприятной инфраструктуры для развития МСП. Например, по «Программе 1764» за 2024 год было заключено 141,2 тыс. договоров на общую сумму кредитования 4,7 трлн руб. Государство, разделив риски с МСП, взяло поручительство и выдало кредиты МСП на сумму 965,1 млрд руб. [20].
Особое внимание уделяется цифровизации МСП, поскольку внедрение современных информационных технологий позволяет предприятиям повысить свою конкурентоспособность и эффективность. Так, за 2024 год в цифровой платформе МСП.РФ было зарегистрировано более 1 млн пользователей, которые получили 1,12 млн услуг с предоставленных сервисов. Государство оказывает поддержку в разработке и внедрении цифровых решений, а также в обучении предпринимателей использованию этих технологий [20].
Рис. 3. Модель таксономии основных форм государственной поддержки МСП в России, актуализированных за период 2019-2024 гг. с выделенными программами (составлено авторами на основании данных [20,21])
Как видно из рис. 3, государственная поддержка малых и средних предприятий представляет собой комплекс мер, направленных на стимулирование развития и повышение их конкурентоспособности. Поддержка реализуется поэтапно, охватывая различные аспекты и направления деятельности предпринимателей. Можно выделить следующие обобщенные этапы:
Этап информационно-консультационной поддержки (Первый этап): основное предназначение этапа — предоставление информации о доступных программах поддержки, консультации по вопросам ведения бизнеса, помощь в подготовке бизнес-планов и других документов.
Этап финансовой поддержки (Второй этап): основная задача на этом этапе – определиться с целевыми индикаторами отбора участников и предложить удобные формы финансовой поддержки, в том числе в виде грантов, субсидий, льготных кредитов и гарантий. Поскольку бюджетные средства должны быть использованы максимально эффективно, гранты и субсидии предоставляются на конкурсной основе для реализации инновационных проектов, развития экспортного потенциала и решения социальных проблем. Особое внимание в условиях волатильности рынка финансовых услуг на этом этапе уделяется льготному кредитованию субъектов МСП, выделяя им более выгодные условия.
Этап имущественной поддержки (Третий этап): здесь, как правило, происходит заключение и предоставление субъектам МСП в аренду на льготных условиях государственного и муниципального имущества, такого как земельные участки, здания и оборудование. Такой подход позволяет снизить временные затраты и расходы, что отражается на повышении эффективности финансовых результатов деятельности.
Этап поддержки в сфере инноваций и технологий (Четвертый этап): скорость обработки данных и обмена информацией стремительно ускоряется и масштабируется в различных отраслях экономики, что приводит к пересмотру конкурентных преимуществ бизнес-идей. Поэтому данный этап включает в себя создание инновационной инфраструктуры, поддержку субъектов МСП, внедрение новых технологий и повышение конкурентоспособности продукции и услуг.
Заключение. Таким образом, проведенное исследование позволило систематизировать основные формы государственной поддержки МСП в России в период с 2019 по 2024 годы, выявить ключевые тенденции и оценить их влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Анализ таксономии, представленной на рисунке 3, демонстрирует комплексный подход государства к поддержке МСП, охватывающий финансовые, консультационные, образовательные и инфраструктурные меры. Основным результатом исследования является обоснование эффективности государственной поддержки МСП в условиях формирования новой модели экономики, ориентированной на предложение. Достигнутые показатели национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также запланированные результаты нового национального проекта «Эффективная и конкурентная экономика» свидетельствуют о позитивном влиянии государственной поддержки на развитие предпринимательства, увеличение занятости и рост доходов в сфере МСП. Выделение когнитивного подхода к таксономии государственной поддержки экономических субъектов позволяет учитывать особенности и потребности различных групп предпринимателей, а также оптимизировать распределение государственных ресурсов с учетом приоритетов развития экономики. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на разработку более эффективных механизмов государственного управления и поддержки МСП, а также на оценку влияния цифровизации и новых технологий на развитие предпринимательства. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти для совершенствования мер поддержки МСП, а также предпринимателями для повышения эффективности своего бизнеса и использования возможностей, предоставляемых государством. Внедрение результатов исследования в практику государственного управления и предпринимательской деятельности будет способствовать устойчивому развитию экономики России и повышению ее конкурентоспособности.
1. Sayt Prezidenta Rossii. Plenarnoe zasedanie Peterburgskogo mezhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/events/president/news/71445 (data obrascheniya 28.04.2025)
2. Bolaev, A. V. Istoricheskie predposylki stanovleniya i razvitiya gosudarstvennogo predprinimatel'stva v rossiyskoy ekonomike / A. V. Bolaev // RISK: Resursy, Informaciya, Snabzhenie, Konkurenciya. – 2023. – № 3. – S. 86-99.
3. Gadzhiev, G. G. Gosudarstvennaya podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossii: problemnye aspekty / G. G. Gadzhiev // Obrazovanie i pravo. – 2023. – № 6. – S. 123-126.
4. Grishin, K. E. Kognitivnoe modelirovanie mul'tikontekstual'nyh faktorov razvitiya molodezhnogo predprinimatel'stva v regione / K. E. Grishin, A. R. Gazizova // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. – 2023. – T. 21, № 12(519). – S. 2342-2375.
5. Korobov, S. A. Formirovanie regional'noy sistemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah / S. A. Korobov // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Ekonomika. Ekologiya. – 2016. – № 3(36). – S. 46-55.
6. Petuhova, A. V. Reshenie obratnoy zadachi modelirovaniya dlya predpriyatiya roznichnoy torgovli s ispol'zovaniem teorii nechetkih kognitivnyh kart / A. V. Petuhova // Inzhenernyy vestnik Dona. – 2023. – № 3(99). – S. 135-146.
7. Stroev, V. V. Analiz faktorov regional'noy investicionnoy privlekatel'nosti i Perspektivy ee razvitiya / V. V. Stroev, R. S. Blizkiy // Upravlencheskiy uchet. – 2023. – № 11-2. – S. 814-821. – DOIhttps://doi.org/10.25806/uu11-22023814-821. – EDN VXMBDM.
8. Cydenova, E. Ch. Mery gosudarstvennoy podderzhki sub'ektov malogo i srednego predprinimatel'stva / E. Ch. Cydenova // Auditorskie vedomosti. – 2022. – № 2. – S. 134-137.
9. Komitet po razvitiyu malogo, srednego biznesa i potrebitel'skogo rynka Leningradskoy oblasti. Ministr ekonomiki nazval celi novogo proekta po razvitiyu MSP [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://msp.lenobl.ru/ru/news/78279/ (data obrascheniya 28.04.2025)
10. Sayt pravitel'stva Rossii. Osnovnye pokazateli i meropriyatiya nacional'nogo proekta «Effektivnaya i konkurentnaya ekonomika». [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://government.ru/info/54311/ (data obrascheniya 28.04.2025)
11. Mill' Dzh. S. Osnovy politicheskoy ekonomii s nekotorymi prilozheniyami k social'noy filosofii. – M.: Eksmo, 2007. – 1040 s.
12. Wagner, R.E. Pressure groups and political entrepreneurs: A review article. Public Choice 1, 161–170 (1966).
13. Nacional'nyy proekt «Effektivnaya i konkurentnaya ekonomika». [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/A4FvpqQ9AAvxiMH3sCx65rwevstHnmLq.pdf (data obrascheniya 28.04.2025)
14. Glaz'ev, S. Yu. Kakoy dolzhna byt' rol' institutov razvitiya v novom mirohozyaystvennom uklade / S. Yu. Glaz'ev // Evraziyskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika. – 2025. – T. 19, № 1(51). – S. 9-10.
15. Kuznecov, S. V. Regional'naya ekonomicheskaya politika SSSR: istoricheskiy opyt dlya novyh hozyaystvennyh usloviy / S. V. Kuznecov, N. M. Mezhevich // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. – 2017. – № 2(52). – S. 97-113.
16. Erohina, E. A. Postsovetskaya Rossiya mezhdu federalizmom i unitarizmom: normativnye modeli i realii transformiruyuschegosya obschestva / E. A. Erohina // Idei i idealy. – 2019. – T. 11, № 3-1. – S. 194-210.
17. Federal'nyy zakon "O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossiyskoy Federacii i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii" ot 13.07.2015 N 224-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39948 (data obrascheniya 28.04.2025)
18. Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 26.12.2024) "O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd" (poslednyaya redakciya)/ Sayt Prezidenta Rossii. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/37056 (data obrascheniya 28.04.2025)
19. Federal'nyy zakon "O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federacii" ot 24.07.2007 N 209-FZ (poslednyaya redakciya / Sayt Prezidenta Rossii. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971 (data obrascheniya 28.04.2025)
20. Sayt Minekonomrazvitiya Rossii. Ob itogah deyatel'nosti Minekonomrazvitiya Rossii za 2024 god i zadachah na 2025 god | Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii. [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/about/collegium/ ob_itogah_deyatelnosti_minekonomrazvitiya_rossii_za_2024_god_i_zadachah_na_2025_god.html?ysclid=m9zobcx4gx578588653 (data obrascheniya 28.04.2025)
21. Sayt MSP.RF. Statistika [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--l1agf.xn--p1ai/analytics/?ysclid=ma00016yc0195089206 (data obrascheniya 28.04.2025)