g. Kudymkar, Perm, Russian Federation
Russian Federation
5.2.3
5.2.4
5.2.5
5.2.6
5.2.7
338.1
In modern conditions, there is a need to study approaches to the integrated formation of strategic rural development, to identify the incompleteness of the agricultural policy and the remaining problems of the village. To date, there is no general approach to assessing strategic development that makes it possible to increase the effectiveness of government influence.
rural areas, strategy, food security, government regulation, efficiency
Развитие сельских территорий рассматривается как объект аграрной политики во взаимосвязи с демографическими, экономическими, социальными и экологическими аспектами. На селе занимаются производством агропродукции, сельскохозяйственного сырья, его переработкой. Это основа продовольственной безопасности страны. Сельские территории с имеющейся инфраструктурой являются местом проживания, что требует отдельного внимания, государственных решений и действий.
Село, как объект государственного воздействия, составляет основу стратегического управления и развития, но с позиций формирования долгосрочных планов, не всегда дает нужный эффект и результат.
Развитие сельских территорий прежде всего проявляется в совершенствовании уровня инфраструктуры. Сегодня прослеживается низкая привлекательность для деятельности работников в агропромышленном комплекса и, следовательно, массовым оттоком населения, что усиливает социальную напряженность и отсутствие перспектив для развития.
За прошедшие 35 лет перестали существовать более 35 тысяч деревень. В 20 тысяч населенных пунктах, проживают лишь 8-10 человек. Работает 300 больниц на селе вместо бывших 5 тысяч, количество работающих школ 23 тысячи вместо 49 тысяч, садиков 17 тысяч из 40 тысяч [4].
Дана оценка фактического состояния численности сельского населения в России за 2001 по 2024 года (рисунок 1). За анализируемый период численность сельского населения сократилась с 39,2 до 36,6 млн. человек или на 6,63%. В общей численности населения доля сельских жителей в 2001 году составляла 27% и к 2024 году уменьшилась на 2%.
*составлено авторами
Рис. 1. Динамика численности сельского населения в России за 2001-2024 года млн.чел.
В 2024 году в России уровень безработицы 2,7%, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году (рисунок 2).
Рис. 2. Уровень безработицы и потенциальной рабочей силы населения в возрасте 15-72 лет за 2010-2024 гг.%
Самый высокий показатель в 2024 году в Северо-Кавказском федеральном округе, 12,4%, самый низкий уровень безработицы наблюдается в Центральном федеральном округе 3,5%.
Постоянное сокращение численности жителей на селе, не позволяет обеспечить устойчивость развития сельских территорий и развития агропроизводства.
Сведения о динамике сельскохозяйственного производства представлены на рисунках 3-6.
Рис. 3. Производство продуктов животноводства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий
Объемы производства продукции животноводства в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в период с 2000 по 2022 года увеличились, в том числе производства яйца на 112,6%, молока на 90,4% и скота и птицы на убой на 60%.
Рис. 4. Производство основных продуктов растениеводств, тысяч тонн
Объемы производства продукции растениеводства в период с 2010 по 2021 года уменьшились, в том числе: производство картофеля на 6,7 %, овощей на 2,8% и плодов и ягод увеличились на 8,9%. В разрезе территории Российской Федерации наблюдается рост объемов валового сбора картофеля на 2% в Северо-Западном и Южном федеральных округах, овощей на 1-2% в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах, плодов и ягод рост от 10 до 22% в Центральном, Северо-Западном, Южном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Рис. 5. Валовые сборы сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий
В целом объемы выпуска сельскохозяйственной продукции наращиваются за анализируемый период.
Уровень заработной платы на сельских территориях к средней заработной плате по РФ с 2000 по 2022 год увеличился с 47,22 % до 68,12% на 20,9%, что свидетельствует о том, что на сельское население при выборе места жительства в городе или селе, влияние оказывает фактор дифференциации доходов, и являясь причиной миграции.
Наблюдается интенсивный рост числа КФХ в общей численности сельскохозяйственных производителей. В России на сегодняшний день их доля составляет 13,4 %, в 2000 году данных показатель имел всего 3,2%.[4]
Доля КФХ в общей численности сельскохозяйственных производителей показывает эффективность преобразований в удаленных районах, где нет крупных сельскохозяйственных производств, что является единственным рациональным способом производства.
На уровень развития сельских территорий оказывают условия проживания граждан. В России на 2022 год площадь жилья в среднем на одного сельского жителя составила 24,9 кв.м., данный показатель увеличился с 2020 года на 5,0 кв.м. Данный показатель отражает развитие сельской инфраструктуры и условия проживания на селе, необходимой для размещения молодых специалистов, прибывающих из других регионов и является значимой характеристикой устойчивости развития сельской инфраструктуры.
Сопоставляя показатели динамики численности сельского населения и обеспеченность жильем можно отметить, что положительная динамика достигается в случае долговременных инвестиций и устойчивость не предполагает достижения результатов в короткие сроки.
Важное значение для развития сельских территорий имеют следующие факторы: род занятий, условия проживания, особенности социальной, коммунальной, производственной и сервисной инфраструктуры, удаленность от города ,но не все факторы , например, внедрение цифровизации , запросы потребителей, демографические факторы, конкуренция и другие, учитываются полной мере при разработке Стратегии развития села. Поэтому необходимо рассмотреть взаимосвязь развития сельских территории с развитием региональной экономики.
Для развития села необходима обоснованная государственная политика с использованием механизмов достижения стратегической устойчивости.
Сельская территория как объект управления обладает признаками.
Во-первых, известные признаки: численность и плотность жителей села, размер и традиции территории, демографическая ситуация, экономика муниципалитетов и уровень доходов, инфраструктура.
Во-вторых, предлагаемые признаки с учетом внешних факторов, влияющих на село как на открытую систему: ограниченность цифровых технологий, зависимость бюджета села от государственной поддержки, структуры доходов жителей и взаимодействие субъектов экономики.
В современных условиях применяются стратегии и целевые программы развития села, причем их взаимосвязь определяется общими направлениями развития сельской местности. В целом взаимосвязь можно разделить на 2 большие группы, а именно социальные и экономические. Разделение основано на стратегии и показателях развития села.
На основе проведённого анализа можно выстроить следующую систему целей и задач по развитию села как составляющую социально-экономической системы, а также определить показатели и стратегии достижения целей (рисунок 6).
\
Рис. 6. Система целей и задач по развитию села как составляющая социально-экономической системы
В то же время с развитием села связаны и оказывают непосредственное влияние стратегия социально-экономического развития, программа продовольственной безопасности страны, стратегия развития сельского хозяйства, социальная и культурная политика. Объясняется это тем, для достижения устойчивого развития села необходимы конкретные решения и способы воздействия.
Основными направлениями региональной экономики, влияющими на устойчивое развитие села, являются:
- увеличение ассортимента и качества предлагаемых услуг, влияет на отток молодежи из села;
- различия в уровне заработной платы и квалификацией кадров между городом и селом;
- транспортная доступность, цифровизация и технологии.
Представленные направления могут рассматриваться как основа политики развития сельских территорий.
Таким образом, сегодня наблюдается определенная тенденция развития сельских территорий. Хотя экономические показатели слабо соответствуют стратегии развитии села. Поэтому при разработке программ для сельских территорий необходимо учитывать направления развития региональной экономики, которые влияют на устойчивое развитие села.
1. Afanas'eva T.A. Sel'skie territorii: strategicheskoe razvitie i ustoychivost' / M.S. Petuhova, T.A. Afanas'eva // APK: Ekonomika, upravlenie. – 2022. – № 1. – S. 78-84.
2. Kuz'mich N.P. Social'naya infrastruktura sela kak faktor razvitiya sel'skih territoriy / N.P. Kuz'mich // Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Krasnoyarsk, 2021. – S. 236-239.
3. Mansurova T. Upravlenie ustoychivym razvitiem sel'skih territoriy v cifrovoy ekonomike / T. Mansurova, E. Abdulina, F. Ahmetova//Regional'nyy ekonomicheskiy zhurnal. – 2021. – № 1 (30). – S. 32-39.
4. Naumov R.B. Osobennosti sistemy regulirovaniya social'no- ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy / R.B. Naumov // Ekonomika i upravlenie: aktual'nye voprosy teorii i praktiki: materialy XIV mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – 2020. – S. 110-117.
5. Nechaeva M.L. Sovershenstvovaniya metodiki analiza ustoychivogo razvitiya sel'skih territoriy / M.L. Nechaeva, T.N. Kutaeva, E.A. Petrova // Upravlencheskiy uchet. – 2021. – № 4-2. – S. 281-290.
6. Razvitie social'noy infrastruktury na sele / L.V. Gornin, R.V. Zaharov, N.M. Edrenkina // Vestnik KrasGAU. – 2013. – № 7(82). – S. 3-6.
7. Semin A.N. Sel'skie territorii: problemy i perspektivy razvitiya. – Moskva: Kol Lok, 2021. – 224 s.
8. Tyu L.V. Metodicheskie aspekty razrabotki programm kompleksnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih poseleniy / L.V. Tyu, E.V. Rudoy, P.N. Volokitin // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. – 2009. – № 5. – S. 67-69.
9. Cherdancev V.P. Vnedrenie telemedicinskih tehnologiy dlya soverschenstvovaniya social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territoriy.//Zhurnal "Fundamental'nye issledovaniya". - 2017. - № 7 – 198-201 s.
10. Cherdancev V.P. Zaglyadova M.H. Faktory, vliyayuschie na effektivnost' upravleniya APK regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 7-2. S. 436-439.
11. Chupina I.P. Sovershenstvovanie podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov dlya agropromyshlennogo kompleksa/ I.P. Chupina, N.N. Simachkova // Upravlenie i ekonomika narodnogo hozyaystva Rossii: sbornik statey V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. – Penza, 2021. – S. 241-244.
12. Sharapova V.M. Social'nye faktory, sderzhivayuschie razvitie sel'skih territoriy / V.M. Sharapova, N.V. Sharapova, Yu.V. Sharapov // Mezhdunarodnyy sel'skohozyaystvennyy zhurnal. – 2020. – № 6(378). – S. 49- 52.
13. Shibaeva S.S. Suschnost' i ponyatie sel'skih territoriy: kompleksnyy podhod / S.S. Shibaeva, Yu.A. Makurina, S.S. Cukarev // Dal'nevostochnyy agrarnyy vestnik. – 2018. – № 2(46). – S. 199-207.
14. Yurnova A.G. Upravlenie social'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skih territoriy v Rossii / A.G. Yurnova // Molodezh' i innovacii: materialy XVII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh, aspirantov i studentov: v 2 ch. – Cheboksary, 2021. – S. 214-217.