PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF THE CANADIAN OIL SECTOR IN THE CONTEXT OF STRENGTHENING AMERICAN PROTECTIONISM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the development features of the Canadian oil sector, an important segment of the national economy of Canada, one of the leading oil-producing countries in the world. The stages of evolution of the Canadian oil sector, the impact of American investments on its development, and issues of competition with American companies are examined. The problems of the creation and operation of the trans-Canadian oil pipeline system connecting oil production areas in Canada with the locations of American oil refineries are considered. The main routes of export flows of Canadian oil are analyzed. The US policy towards the Canadian oil sector is examined in the context of the adoption of the new tariff policy of 2025. The interest of American oil refineries in the supply of Canadian heavy oil to the American market is substantiated. It is concluded that that Canada's desire is to diversify oil and oil product exports and reduce dependence on the United States.

Keywords:
liquid fuel, oil pipelines, oil export, investments, innovative technologies, customs duties, USMKA
Text

Канадский нефтяной сектор является важным сегментом национальной экономики. Канада является одной из ведущих нефтедобывающих стран мира, занимая четвертое место по добыче нефти после США, Саудовской Аравии и России. Нефтяная промышленность обеспечивает 7,8% ВВП Канады, предоставляет рабочие места для 500 тыс. человек [4].

Первая нефть была обнаружена в Канаде в провинции Онтарио в 1858 г. Постепенно география геологической разведки расширилась в направлении Западной Канады. Открытие месторождения нефти близ населенного пункта Тернер- Вэлли (Turner Valley) в провинции Альберта в 1914 г. явилось важным фактором расширения добычи нефти в стране [10]. Эксплуатация месторождения начала активно осуществляться с 1920-х годов. Начавшаяся добыча нефти способствовала постепенному появлению небольших нефтеперерабатывающих предприятий и  объектов производственной инфраструктуры.

Важным событием для Канады стало открытие в провинции Альберта в 1947 г. крупного нефтяного месторождения легкой нефти в Ледюке (Leduc) недалеко от Эдмонтона, ставшего нефтяным центром Канады, куда направлялся капитал и квалифицированные специалисты.  С началом эксплуатации месторождения Канада превратилась в крупного продуцента и экспортера  нефти.  До открытия месторождения внутренняя добыча нефти удовлетворяла немногим более 10% общего спроса канадских нефтеперерабатывающих предприятий. Остальная нефть импортировалась.

Из-за развития автомобильного транспорта потребление нефтепродуктов постоянно росло. Была признана необходимость развития трубопроводного транспорта, железнодорожной сети для доставки энергоресурсов потребителям, что сделало эксплуатацию труднодоступных залежей нефти, удаленных от основных рынков сбыта, экономически целесообразной.  21 марта 1951 года была создана канадская компания Trans Mountain Pipeline Company, призванная начать строительство нефтепроводов. В 1952 г. началось строительство, а в 1953 г. эксплуатация нефтепровода Trans Mountain Pipeline (TMPL), идущего из Эдмонтона (провинция Альберта) в Бернаби (провинция Британская Колумбия). В августе 1953 г. сырая нефть из Эдмонтона начала поступать на нефтеперерабатывающие заводы в районе Ванкувера и в штат Вашингтон через TMPL.  До 1983 г. TMPL поставлял исключительно сырую нефть для нефтеперерабатывающих заводов. Начиная с 1983 г., Trans Mountain становится единственным в мире многопродуктовым трубопроводом, транспортирующим как сырую нефть, так и нефтепродукты, такие как бензин, дизельное топливо, авиакеросин. К 1993 году нефтепровод был продлен до Ванкувера. К 1998 г. TMPL осуществлял регулярные поставки в Ванкувер нефтепродуктов. Строительство второго трубопровода, проходящего рядом с существующей линией Trans Mountain Pipeline (TMPL), было завершено в 2008 г. [5].

Конкуренция с американскими компаниями, усилившаяся в первой четверти прошлого века, заставляла канадских производителей вкладывать средства в создание промышленных технологий и перспективное оборудование в целях повышения производительности труда. Внедрение инновационных технологий минимизировало производственные риски.  Расширение добычи нефти способствовало росту числа нефтеперерабатывающих предприятий и объектов производственной инфраструктуры. Финансовую поддержку в развитии предприятий нефтяного сектора оказывало государство.  Стремясь усилить позиции страны на мировом рынке нефти, правительство Канады предприняло шаги по учреждению государственной энергетической компании. В 1975 г. была основана Petro-Canada, ставшая ведущей канадской энергетической компанией, обладающей зарубежными нефтяными активами.

 В 1980 г. была принята Национальная энергетическая программа (NEP), в основе которой заложены три принципа, а именно: бесперебойность поставок и максимальная независимость от мирового рынка; возможность участия населения страны в инвестировании в нефтегазовую индустрию и получении прибыли; введение государственного регулирования цен на нефть. Против NEP выступили власти  трех нефтедобывающих канадских провинций: Альберты, Саскачевана и Британской Колумбии. С точки зрения руководства провинций, принятая программа  ущемляла их суверенные права на использование природных ресурсов. Под давлением властей провинций в середине 1980-х годов правительство Канады отказалось от Национальной энергетической программы. В 1990-е годы произошел переход к более либеральной системе государственного регулирования нефтяного сектора. Компания Petro-Canada была приватизирована.

 В 1990-е годы была начата эксплуатация запасов тяжелой нефти и битуминозных песков в Канаде, которая потребовала использования новых инновационных технологий и крупномасштабных финансовых вложений. На битуминозные пески Альберты приходится 97% канадских запасов, что определяет специфику добычи и переработки нефти в стране. Применение метода парогравитационного дренажа (Steam Assisted Gravity Drainage, SAGD), который впервые был применён на месторождениях битумной нефти в Канаде, позволило увеличить объемы добычи и расширить географию доступных запасов, находящихся на значительных глубинах [8]. Использование передовых технологий предполагало снижение уровня эмиссии парниковых газов на основе очистки промышленных отходов.   Рентабельность добычи нефти из битуминозных песков зависит от глубины залежей, наличия развитой инфраструктуры и магистральных систем для транспортировки нефти.

Данный период в развитии нефтегазового комплекса Канады характеризовался вхождением на рынок страны международных нефтяных компаний, заинтересованных в получении сверхприбылей при добыче нефти. Открытие новых объектов способствовало созданию рабочих мест. 

В 2000-е годы значительное внимание было уделено экологическим вопросам. Правительство Канады приняло серию законодательных актов, нацеленных на минимизацию негативного влияния выбросов парниковых газов при добыче нефти на окружающую среду.  Экологическая устойчивость и вопросы ее нормативного обеспечения вышли на передний план в обсуждениях политиков. Из-за того, что нефтяная промышленность стала крупнейшим источником выбросов CO₂ в Канаде, финансовая поддержка нефтяного сектора сокращалась.  Канадское правительство стало проводить курс на постепенный отказ от субсидий на ископаемое топливо, начиная с 2009 г., при одновременном принятии климатической повестки для достижения нулевых углеродных выбросов к 2050 г. [9].

В 2010 -е годы нефтедобывающая отрасль Канады характеризовалась высокой мобильностью из-за волатильности мировых цен на нефть. При росте нефтяных котировок добыча нефти из битуминозных песков  и производство синтетической нефти из нефтяных песков увеличивались. Однако при падении цен разрабатывать месторождения с высокой себестоимостью нефти становилось невыгодно. Некоторые месторождения даже были законсервированы.

В последние годы в Канаде появилось много новых частных энергетических компаний, среди них Suncor Energy, Canadian Natural Resources Limited, Imperial Oil, Husky Energy. Компания Petro-Canada была поглощена канадской компанией Suncor Energy в 2009 г. 

Канада занимает третье место в мире по размеру подтвержденных запасов нефти после Саудовской Аравии и Венесуэлы. Общие запасы нефти в стране на 2023 год оцениваются в 168 млрд баррелей, что составляет 10% от мировых запасов [12]. По добыче нефти Канада занимает четвертую позицию в мире после США, Саудовской Аравии и России. По состоянию на 2023 год средний объем добычи нефти в Канаде составлял 4,9 млн баррелей в сутки, что эквивалентно примерно 5% мирового производства, в 2024 г. – 4,7 млн баррелей нефти в сутки [1]. Предполагается, что к 2030 г. добыча нефти в стране достигнет 5,8 млн баррелей в сутки, а к 2040 году – 6,2 млн баррелей в сутки [3].

В Канаде создана трансканадская нефтепроводная и газопроводная системы.  Канадские магистральные трубопроводы обслуживают не только восток и запад Канады, но и обеспечивают поставки нефти и газа на Западное побережье, Средний Запад и Восточное побережье США. Разрабатываемые залежи нефти, преимущественно в провинции Альберта, а также в провинциях Ньюфаундленд и Лабрадор,  находятся на значительном удалении от морских портов и основных зон потребления, что обуславливает потребность в их транспортировке. Большая доля экспортируемой канадской нефти направляется через трубопроводы для дальнейшей обработки на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) в американском штате Техас. В 2024 г. объемы такого экспорта достигли 548 тысяч тонн ежедневно, что составляет 87% от общего объема нефтедобычи страны. Почти все экспортные поставки нефти идут по наземным трубопроводам. В 2024 г. с начала мая был введен в эксплуатацию нефтепровод Trans Mountain, что позволяет увеличить пропускную способность трубопровода с 300 тысяч баррелей до 890 тысяч баррелей в сутки. Эксплуатация Trans Mountain призвана обеспечить лучший доступ к мировым рынкам, поскольку позволит канадским производителям расширить экспортные поставки нефти на неамериканские рынки  [11]. Наряду с Trans Mountain, маршрутами транспортировки нефти являются магистральные нефтепроводы Keystone (мощностью 590 тыс. баррелей в сутки), Enbridge Mainline (крупнейшая трубопроводная сеть, перекачивающая до 3 млн баррелей в сутки). Keystone Pipeline является одним из главных маршрутов транспортировки нефти из Альберты в США. Enbridge Mainline связывает канадские нефтяные месторождения с американскими НПЗ. Внутреннее потребление нефтепродуктов в стране обеспечивается  национальными  НПЗ, суммарная мощность которых составляет 1,9 млн баррелей в сутки, а также импортными поставками из США. Канада зависит от американских перерабатывающих мощностей, поскольку  не имеет достаточного количества собственных НПЗ, чтобы перерабатывать добываемое сырье самостоятельно [7]. По данным Канадской ассоциации производителей нефти (CAPP), в Канаде в настоящее время насчитывается 19 нефтеперерабатывающих заводов, производящих нефтепродукты. Среди крупнейших американских перерабатывающих компаний, работающих с канадской нефтью, можно выделить Marathon Petroleum, Phillips 66 и Valero Energy, которые специализируются на переработке тяжелой нефти из битуминозных песков.

С каждым годом увеличивается экспорт нефти, поступающей потребителям морским путем. Главные морские ворота для экспорта нефти расположены в Ванкувере на восточном побережье и в портах на западном побережье Канады. К концу 2024 г. порядка  55 тысяч тонн нефти ежедневно направлялось морем в порты США [2]. После решения американской администрации ввести в марте 2025 г.  таможенные пошлины на ввоз канадской нефти в США в размере 10% от стоимости продукции руководство Канады высказало намерение перенаправить морские поставки канадской нефти в Азию и в Европу в связи  с отказом ЕС от закупок российской нефти. Однако портовая инфраструктура Канады не настолько развита, чтобы кардинальным образом изменить экспортные потоки. В Китай, Республику Корея и Японию поставляется порядка 200 тыс. баррелей в сутки, в Европу - менее 100 тыс. баррелей в сутки. Канада не сможет в ускоренные сроки повторить российский опыт по переориентации своих нефтяных потоков на другие рынки, включая азиатские. Намерение американской администрации ввести пошлины на импорт канадской нефти объясняется стремлением сократить общий дефицит в торговле США с зарубежными странами, превысивший в 2024 г. 1,2 трлн долл., стимулировать внутреннее производство, поддержать американских производителей нефти, сделать американскую нефть более конкурентоспособной по сравнению с канадской. Однако введение пошлин означает рост цен на продукты нефтепереработки на внутреннем рынке, что не соответствует интересам американских потребителей.           

До марта 2025 г. канадская нефть, поступавшая по экспорту в США, облагалась минимальными пошлинами и пользовалась особыми торговыми условиями в рамках Соглашения США—Мексика—Канада (USMCA), согласно которому импорт нефти из Канады в США фактически не подлежал тарифному обложению, за исключением некоторых административных сборов, не превышавших 2-3% от стоимости поставляемой продукции. В большинстве случаев нефтеперерабатывающие компании США могли закупать канадскую нефть без значительных дополнительных затрат, что способствовало высокому уровню интеграции нефтяных рынков двух стран. Основные расходы для импортеров были связаны с транспортировкой нефти через трубопроводы, а не с прямыми пошлинами.

Зависимость Канады от экспорта жидкого топлива в США не меньше, чем заинтересованность американских нефтеперерабатывающих заводов в поставках канадской тяжелой нефти. Канада, будучи крупнейшим экспортером нефти в США, обеспечивает 62% всего американского импорта нефти [12]. Во многом этот фактор объясняет отказ США в апреле 2025 г. от введения пошлин на добытую в Канаде нефть и произведенные из нее нефтепродукты в рамках новой тарифной политики, в отношении которых действует USMCA. Канадская нефть и полученные из нее нефтепродукты имеют право на беспошлинный доступ на рынок США. Беспошлинные поставки нефти позволяют избежать роста внутренних цен на нефтепродукты и не провоцировать торговых партнеров на введение пошлин на американскую нефть.  Поступающая в Канаду нефть из-за рубежа, не подвергшаяся переработке в стране, попадает под действие пошлин в размере 10% при ее экспорте на американский рынок.  В 2023 г. объем поставок канадской нефти в США составил 3,9 млн баррелей в сутки. Большая часть сырой нефти направляется на нефтеперерабатывающие заводы США, расположенные на Среднем Западе и на побережье Мексиканского залива. Американские компании экспортируют в Канаду порядка 500 тысяч баррелей в сутки переработанных нефтепродуктов, включая бензин, дизельное топливо и авиационное топливо. Экспорт сырой нефти из США в Канаду невелик и составил 339 тыс. баррелей в сутки в 2023 г. Из США поставляется половина объема всей импортируемой Канадой нефти [6]. Дефицит США в торговле с Канадой составил в 2024 г. 63,3 млрд долл.США.

          США являются не только крупнейшим импортером канадской нефти. Американские компании вовлечены в управление добычей нефти и ее распределением между потребителями, усиливая тем самым зависимость Канады от американского капитала и нефтеперерабатывающих мощностей. Такие крупнейшие американские нефтяные компании, как ExxonMobil, Chevron и ConocoPhillips, владеют значительными нефтедобывающими активами в Канаде.

Помимо добычи, американские компании участвуют в управлении трубопроводной инфраструктурой Канады. Магистральные трубопроводы Keystone Pipeline, Enbridge Mainline, Express Pipeline, находятся под частичным или полным контролем американских корпораций и инвесторов. В совокупности около 70% всех экспортных потоков канадской нефти проходят через трубопроводные системы, находящиеся под контролем американских компаний, что дает США не только экономический, но и стратегический рычаг влияния на канадскую нефтяную индустрию. Кроме того, канадская нефть поступает на американский рынок по заниженным ценам. Цена канадской тяжелой нефти Western Canadian Select (WCS)  на начало апреля 2025 г. составила 54,60 долл. США за баррель, что заметно ниже цены на американскую нефть марки WTI - 61,99 долл. США за баррель. Дисконт на канадскую нефть объясняется сложностями транспортировки и ее более низким качеством по сравнению с традиционной легкой нефтью.

Растущие противоречия в отношениях Канады и США требуют от канадских нефтяных компаний и нефтеперерабатывающих предприятий сокращения производственных затрат; применения передовых технологий, включая методы увеличения коэффициента извлечения углеводородов, экологически чистые способы эксплуатации месторождений нефтяных песков; вложения средств в  уменьшение выбросов парниковых газов и улучшение экологической чистоты производственных процессов; инвестиций в обновление и увеличение мощностей уже существующей инфраструктуры; улучшения сети транспортировки нефти и нефтепродуктов; разработки и внедрения альтернативных маршрутов их перевозки; диверсификации географии экспорта нефти и газа, что позволит уменьшить одностороннюю зависимость от американского рынка. Возможно, США решили не провоцировать другие страны на введение пошлин на американскую нефть и СПГ.

В условиях принятия американской администрацией новой тарифной политики Канада ускорила процесс диверсификации нефтяного экспорта в направлении стран Азии и Европы в целях  снижения зависимости от американского рынка. В частности, правительство объявило о дополнительных инвестициях в расширение нефтепровода Trans Mountain, который позволит увеличить экспорт нефти в Китай, Японию и Республику Корея, а также начать переговоры с Евросоюзом о долгосрочных поставках нефти в страны ЕС. Расширение экспорта через Trans Mountain в сочетании с  ориентацией на поставки на европейский рынок уменьшит объемы нефти, поставляемой по трубопроводам Keystone и Enbridge в США и снизит загруженность трубопроводов на 20–30%.

В целях ослабления зависимости от США канадское правительство объявило о приостановке выдачи лицензий на разработку новых месторождений для американских корпораций ExxonMobil (Imperial Oil), Chevron и ConocoPhillips. В этих условиях ExxonMobil (Imperial Oil) вынуждена в 2025 г. сократить инвестиции в расширение добычи в провинции Альберта на 1,5 млрд долл. США. Chevron, активно развивающая проекты на морском шельфе, столкнулась с ростом операционных расходов, поскольку введенные канадской стороной пошлины увеличили стоимость экспорта. ConocoPhillips заморозила расширение добычи на месторождениях Surmont из-за сокращения маржи прибыли на фоне новых налоговых условий. Канада увеличила налог на сверхприбыль иностранных нефтяных компаний, работающих в стране. Новый налог в размере 5% на сверхприбыль был введен для крупных иностранных компаний, чей годовой доход от деятельности в Канаде превышает 10 млрд долл. США.

В долгосрочной перспективе проводимая канадским правительством политика может привести к отказу американских компаний от расширения добычи в Канаде и   пересмотру стратегии американских нефтяных компаний. Возможным сценарием является снижение объемов новых инвестиций в добычу нефти в Канаде со стороны американских корпораций и увеличение их ориентации на внутренний рынок США. Уход американских компаний из Канады будет означать сокращение рабочих мест в канадском нефтяном секторе.

Для сохранения конкурентных преимуществ и долгосрочного процветания канадской нефтегазовой отрасли крайне важна последовательная стратегическая работа, акцентирующаяся на разнообразии рынков сбыта, применении передовых технологий и усиленных усилиях в улучшении экологической результативности. Важнейшей задачей является расширение экспортных каналов, прежде всего в Азию, что предполагает массивные инвестиции в транспортную инфраструктуру и преодоление нормативных препятствий.

References

1. Canada claims fourth place in oil production. Available at: https://studwood.net/817965/ekologiya/zapadnaya_klimaticheskaya_initsiativa_kaliforniyskiy_proekt

2. Trump, USA, Canada and oil. Available at: https://smart-lab.ru/blog/1110713.php

3. Canada Energy Regulator. (2023). Canada's Energy Future 2023. Available at: https://www.cer-rec.gc.ca/en/data-analysis/energy-markets/market-snapshots/2025/market-snapshot-overview-of-canada-us-energy-trade.html

4. Canada: oil industry employment by sector. Available at: https://www.statista.com/statistics/1346122/canada-oil-industry-employment-by-sector/

5. Historical Background Report: Trans Mountain Pipeline, 1947-2013. Available at: https://vancouver.ca/images/web/pipeline/Sean-Kheraj-history-of-tmp.pdf

6. Lower energy prices reduced the trade value between Canada and the United States in 2023. https://www.eia.gov/todayinenergy/detail.php?id=62183Oil refinery. Available at: https://energyeducation.ca/encyclopedia/Oil_refinery

7. Smith, D. (2023). U.S. Tariffs and Canadian Oil: Economic and Geopolitical Ramifications. Canadian Energy Journal, 65(4), 256–273

8. Steam-Assisted Gravity Drainage (SAGD): What It is, How it Works. Available at: https://www.investopedia.com/terms/s/steam-assisted-gravity-drainage.asp

9. The oil and gas sector in Canada: A year after the start of the pandemic//Statistics Canada. Available at: URL:https://www150.statcan.gc.ca/n1/pub/36-28-0001/2021007/article/00003-eng.htm

10. Turner Valley Oilfield National Historic Site of Canada. Available at: https://www.pc.gc.ca/apps/dfhd/page_nhs_eng.aspx?id=1872

11. Varcoe: 'A long time coming': Trans Mountain pipeline expansion aims to be finished in the coming weeks. Available at: https://calgaryherald.com/opinion/columnists/varcoe-trans-mountain-pipeline-expansion-operation-weeks

12. U.S. Energy Information Administration (EIA). (2024). U.S. Imports by Country of Origin – Canada. Available at: https://www.eia.gov/petroleum/imports/


Login or Create
* Forgot password?