THE STATE AND MAIN TRENDS OF STATE REGULATION OF INTER-INDUSTRY INTERACTION IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article touches upon the issues of execution of supervisory and regulatory functions of state executive bodies - the Ministry of Agriculture (MOA), the Ministry of Industry and Trade and the Federal Antimonopoly Service (FAS) in relation to the domestic agro-industrial complex. The procedure for regulating wholesale prices in the markets of agricultural raw materials and food products is analyzed. The importance of intervention purchases of grain for stabilizing wholesale prices and supporting the income of agricultural producers is assessed. It is shown that the MOA regulates inter-industry relations in the agro-industrial complex mainly by influencing the sphere of market supply. Attention is paid to the activities of the FAS, aimed mainly at preventing violations of antimonopoly legislation. It is noted that in recent years, on the instructions of the Government, the FAS has ceased to consider pricing agreements between state organizations and economic entities as unacceptable interference in free market pricing. The expediency of strengthening the regulation of the activities of network retail trade in food products is substantiated. The topic of improving the methods of state support for agriculture is touched upon.

Keywords:
government regulation, government support, intervention purchases, market supply, wholesale prices, consumer prices, online trade
Text

Введение. Выявление диспропорций в межотраслевых обменных отношениях не только не исключает, но заставляет принимать во внимание возможные способы их устранения. В этой связи представляется необходимым кратко рассмотреть организационно-методический инструментарий, который используется в настоящее время государственными органами для регулирования экономических процессов. В отношении отраслей АПК контрольно-регулирующая функция государства направлена в основном на ценовой аспект межотраслевых отношений, финансово-экономическую поддержку ряда отраслей, а также поддержание социальной стабильности путём контроля потребительских цен на ряд продовольственных товаров первой необходимости.

Методы и информационные источники. При выполнении работы применялись аналитический и абстрактно-логический методы исследовании, метод экспертных оценок. В качестве информационных источников использованы официальные материалы государственных органов исполнительной власти.

Результаты. Реализация политики регулирования оптовых цен осуществляется преимущественно двумя ведомствами – Министерством сельского хозяйства (Минсельхоз России) и Федеральной антимонопольной службой (ФАС России). Периодически к ним подключается Министерство промышленности и торговли (Минпромторг России).

Минсельхоз России в первую очередь заботится о ценовой ситуации на оптовых рынках продовольственных товаров, а также рынках топливно-энергетических средств производства. Эта функция осуществляется путём контроля экспорта в целях обеспечения достаточных объёмов рыночного предложения внутри страны. Так, например, практикуется установление плавающих ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, корректируемых еженедельно путём учёта разницы между базовыми ценами и индикативными экспортными ценами; цель – обеспечение равной выгоды продаж на внешнем и внутреннем рынках. Аналогичная схема применяется периодически по подсолнечному маслу и подсолнечному шроту. Не исключаются также и прямые ограничения физических объёмов экспорта путём установления тарифных квот. Для обеспечения потребностей внутреннего рынка в разные годы вводился запрет на вывоз семян рапса, риса, твёрдой пшеницы и других сельскохозяйственных продуктов. Вместе с тем, для тех сегментов продовольственного рынка, где внутренние потребности не могли быть удовлетворены за счёт собственного производства, в некоторые годы вводились импортные тарифные льготы, в частности, для мяса КРС и сахара-сырца.

В документах Минсельхоза России всегда отмечается, что традиционной формой стабилизации цен на рынках сельскохозяйственной продукции, а также поддержания доходов производителей зерновых культур служат закупки зерна в федеральный интервенционный фонд. На наш взгляд, такая оценка значимости интервенционного фонда преувеличена по причине незначительных объёмов закупок. Так, в 2023 г. было произведено 98,8 млн. тонн зерна; в интервенционный фонд планировалось закупить всего 2 млн. тонн. Как отмечается в [1, с.205], с учётом переходящих запасов от закупок 2022 г. в размере 3 млн тонн это будет соответствовать объёму внутреннего потребления пшеницы и ржи на продовольственные цели за 2 квартала. Другими словами, такая функция интервенционного фонда не предполагает активного вмешательства государства в рыночные процессы. Для регулирования зернового рынка и поддержания доходов производителей интервенционный фонд мог бы формироваться по схеме, применённой в США в 1933 г.: во-первых, не лимитировать объёмы закупок в период сбора урожая; во-вторых, использовать так называемую «двухуровневую» систему цен – залоговые цены, по которым осуществляется скупка зерна в период неблагоприятной конъюнктуры, и целевые цены, гарантирующие определённый уровень фермерских доходов от реализации зерна. Этот опыт достаточно хорошо известен, но в России он по ряду причин не нашёл применения.

Минсельхоз России осуществляет также прямую финансовую поддержку отдельных сегментов сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, предоставляя льготные краткосрочные и долгосрочные инвестиционные кредиты.

Таким образом, регулирующие функции отраслевого министерства сводятся к ситуативному реагированию на рыночные вызовы в сфере АПК, не затрагивая системные аспекты его функционирования – такие, например, как ценообразование на оборотные средства производства для сельского хозяйства, краткосрочное банковское кредитование и другое К примеру, в частичной компенсации затрат логистического характера не было бы необходимости, если бы Правительство обратило внимание на монопольно высокий уровень внутренних цен на энергоносители.

По данным Минсельхоза России мероприятия по регулированию продовольственного рынка обеспечили высокий показатель результативности субсидирования в 2023 г., который составил 1:31, что означает 31 руб. отгруженной продукции в расчете на 1 руб. предоставленных субсидий [1, с. 207]. Правда, эту результативность было бы желательно показать в сравнении хотя бы с предыдущим годом. Минсельхоз России в подтверждение результативности поддержки приводит цифры об увеличении объёмов производства и отгрузки сельскохозяйственной продукции (табл. 1).

 

Таблица 1

Объёмы, темпы производства и отгрузки основных видов сельскохозяйственной продукции, 2022-2023 гг.

 

 

Сельскохозяйственная продукция

Производство, тыс. тонн

Отгружено, тыс. тонн

п/п

2022 г.

2023 г.

2023 г. в% к 2022 г.

2022 г.

2023 г.

2023 г. в % к 2022 г.

1

Зерновые и зернобобовые культуры

108320

98795

91,2

66456

77341

116,4

2

Подсолнечник

10029

10597

105,7

7394

10182

137,7

3

Сахарная свекла

44628

47758

107,0

34752

41848

120,4

4

Картофель

4335

5199

119,9

2545

2815

110,6

5

Овощи

4242

4205

99,1

3156

3283

104,0

6

Скот и птица (в живом весе), всего

12891

13297

103,2

13050

13405

102,7

7

Крупный рогатый скот

1041

1113

106,9

1135

1217

1072

8

Свиньи

5250

5593

106,5

5264

5598

106,4

9

Птица

6535

6526

99,9

6569

6507

99.1

10

Молоко

19013

20085

105,6

18403

19558

106,3

11

Яйца куриные (млн шт.)

37715

38442

101,9

33642

34054

1012

Источник: составлена авторами по данным [1]

 

Источник: составлено авторами

 

Рис. 1. Темпы роста произведенной и отгруженной сельхозпродукции %

 

Ценовое регулирование межотраслевых отношений в России осуществляется преимущественно косвенным образом – путём воздействия на сферу рыночного предложения; исключение из общего правила допускалось только в отношении розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Расширение административных мер со стороны Правительства России целесообразно в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в период «ковидной» пандемии.

Непосредственное отношение к ценообразованию как главному фактору межотраслевого взаимодействия имеет ФАС России. За последние годы её усилия были сосредоточены преимущественно на совершенствовании механизмов стабилизации цен на социально значимых товарных рынках. Эти механизмы касались организации мониторингов ценовой ситуации на потребительских рынках, розничных цен на товары первой необходимости, формировании цен в торговых сетях на продовольственные товары высокой социальной значимости, и другие. Отрабатывались также механизмы экономического регулирования. Так, в 2023 г. было «…возбуждено 18 дел, принято 9 решений о нарушении антимонопольного законодательства, выдано 14 предупреждений по признакам нарушения антимонопольного законодательства и 11 предостережений» [1, с.9]. Такой набор мер выглядит, на наш взгляд, не очень убедительно. Тем не менее, по утверждению ФАС, эти меры обеспечили снижение уровня совокупной наценки на товары 25 категорий социально значимых продуктов питания с 22% в 2021 году до 6,4% в 2023 году, т. е. снижение на 15,6 процентных пунктов [1, с.8].

Подвергать сомнению указанную динамику снижения торговой наценки нет оснований, но убедительность значительно повысилась бы, если были приведены данные по отдельным социально значимым продуктам, а не в целом по 25 категориям. ФАС не приводит данные о динамике и уровнях наценок в торговых сетях, а такая информация довольно интересна. Так, по данным финансовой отчётности крупнейшей торговой сетевой группы – АО «Тандер» с оборотом более 2 трлн руб., доступным на информационном сайте testfirm.ru, в 2020 г. эта сеть имела среднегодовую торговую наценку 33,5%, а в 2023 г. – 42,2%, т. е. прирост составил 8,7 пунктов. Это значит, что снижение торговой наценки на 15,6 пунктов по 25 категориям социально значимых продуктов питания было с избытком компенсировано повышением наценок на остальные продукты. В 2023 г. среднегодовые торговые наценки в крупнейших сетях составили: в АО «Тандер», как уже сказано выше, – 42,2%, в ООО «Агроторг» – 29,4%, в ООО «Лента» – 38,1%.

Возможность введения со стороны антимонопольной службы жестких мер регулирования сдерживается соблюдением принципа свободных рыночных условий экономической деятельности торговых компаний. При этом слабо используется опыт европейских стран, где регулирование торговых наценок осуществляется с использованием не только рыночных, но и административных механизмов. По мнению экспертов, которые придерживаются теоретических позиций рыночного регулирования подчеркивают, что угрозы свободе экономической деятельности исходят от разного рода государственных учреждений и предприятий, а также органов местного самоуправления. При этом подчеркивая, что главная задачам антимонопольного органа является противодействие ограничению свободы экономической деятельности [2].

Поскольку одной из основных функций ФАС России является проверка и контроль розничного ценообразования на продовольственные товары, то и главный объект внимания – торговые продовольственные сети. Для осуществления своей профильной деятельности используется весьма несложный инструментарий мер антимонопольного регулирования – это мониторинг долей отдельных сетей в розничном продовольственном товарообороте муниципальных образований, мониторинг цен, и в случае отклонения от каких-либо ориентиров, – применение мер воздействия на нарушителей. К их числу относятся возбуждение дел, принятие решений о нарушении антимонопольного законодательства, выдача предупреждений и предостережений при выявлении антиконкурентных соглашений. Прямое воздействие на цены запрещено законом (за известными исключениями).

Но надо отметить, что в последние годы под влиянием общественных настроений, вызванных сложной общественно-политической ситуацией в России и в мире, либеральная составляющая регулирования рыночных отношений начинает ослабевать. Связано это с легализацией соглашений ценового характера между хозяйствующими субъектами, считавшихся до недавнего времени Федеральной антимонопольной службой разновидностью картельных сговоров. Выявление антиконкурентных соглашений на торгах рассматривается как механизм обеспечения экономической безопасности, поскольку картели на торгах – самая распространенная форма сговора. В 2023 г. нарушения антимонопольного законодательства на торгах вывялены на территории 72 субъектов Российской Федерации.

В 2023 г. ситуация начала изменяться. Связано это с принятием Постановления Правительства РФ от 26.04.2023 г. №662 «О случаях допустимости соглашений, заключаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации с хозяйствующими субъектами в целях стабилизации цен на товары» [3]. Данное Постановление не следует считать чем-то принципиально новым, поскольку оно соответствовало положениям статьи 13 (часть вторая) Федерального закона «О защите конкуренции». Постановление допускало возможность соглашений по тем социально значимым продовольственным товарам, которые не были охвачены государственным регулированием. Для ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей указанная возможность распространялась на любые продовольственные и непродовольственные товары (за исключением охваченных государственным регулированием).

В Постановлении даётся содержательная характеристика соглашения, представляемого в виде договоренности в письменной форме, в том числе в форме меморандумов, деклараций, протоколов. Для обеспечения конкуренции в соглашении должны соблюдаться обязательные условия. Например, соглашение должно быть открыто для присоединения хозяйствующих субъектов, признающих его положения и готовых принять на себя обязательства, поскольку в нем определяются способы стабилизации (снижения или повышения) цен на товары на внутреннем рынке, исходя из установленных максимальных (предельных) размеров торговых надбавок (наценок) к ценам. Отметим также, что в соглашении предусматривается «свобода выбора хозяйствующими субъектами и (или) лицами, входящими с ними в одну группу лиц, контрагентов и (или) заключения договоров с определенными продавцами или покупателями» [3].

Практика реализации Постановления №662 в новых субъектах РФ за 2023-2024 годы показала положительные результаты. Соглашения заключались с организациями розничной торговли, с производителями, реализующими различные виды товаров по оптовым ценам, с поставщиками, с аптечными сетями и пунктами АЗС. Благодаря этому потребительские цены на указанных территориях снижались [4]. Положительные результаты побудили ФАС выступить с предложением о внесении изменений в Постановление Правительства №662, в котором предложено распространить порядок заключения соглашений, ранее установленный только для четырёх новых субъектов РФ, на все субъекты России.

В заключение затронем тему конкуренции на отечественных продовольственном рынке. Во-первых, сетевая торговля вытесняет несетевые формы торговли, которые не выдерживают конкуренции, разоряются либо поглощаются сетями. Особенно губительно это сказывается на мелком товарном бизнесе и опосредованно – на мелкотоварном сельскохозяйственном производстве. Существует конкуренция внутри сетевой торговли, в которой региональные сети уступают федеральным и поглощаются ими; идёт процесс концентрации торговой деятельности. Сетевая торговля конкурирует также с поставщиками (производителями) продовольственных товаров за возможность влияния на условия договорных отношений, и в этом сегменте так называемая рыночная власть безусловно принадлежит не поставщикам. Но именно в этом сегменте рынка решаются ключевые вопросы оптового ценообразования на продовольственные товары. К сожалению, данные о конкретных оптовых ценах на эти товары отсутствуют в открытом доступе, но о характере сложившихся отношений можно косвенно судить по результатам экономической деятельности. О высоких торговых наценках было сказано выше. Посмотрим также на финансово-экономическую результативность вышеупомянутой сети АО «Тандер». По данным бухгалтерской отчётности за 2023 г., собственная часть выручки (совокупная выручка за вычетом стоимости товаров поставщиков) составила 687 млрд рублей, чистая прибыль – 63 млрд руб., среднегодовая стоимость собственного капитала – 190 млрд рублей. Рентабельность продаж по чистой прибыли – 9 %, рентабельность собственного капитала 33,2%, что достигается за счет высокой оборачиваемости. Такой уровень рентабельности недостижим в сельскохозяйственных и пищевых организациях и наглядно показывает, кто является выгодоприобретателем при свободной рыночной конкуренции.

Одним из вариантов решения проблемы, на наш взгляд, для улучшения ситуации в рассматриваемом сегменте регулирования межотраслевых экономических отношений является установление предельных уровней торговых наценок в сетевой торговле, дифференцированных по группам товаров. В техническом отношении осуществить регламентацию сетевых торговых наценок не представляется сложной процедурой. Гораздо сложнее осуществить мониторинг торговых наценок по широкому товарному ассортименту, особенно это касается социально значимых продуктов питания. Если бы это удалось сделать, то при сложившемся уровне розничных цен производители получили бы существенную прибавку к оптовым ценам.

Обсуждая направления и меры государственного регулирования, необходимо затронуть изменения, касающиеся механизма господдержки отраслей АПК. В 2023 г. объем господдержки в АПК по данным ведомственной отчетности Минсельхоза России составил 254, 7 млрд. руб., из них 132, 5 млрд руб. (52%) было выделено из федерального бюджета и 122,2 млрд. руб. (48%) из региональных бюджетов [5]. На основе этих данных нами рассчитана структура господдержки с разделением на межотраслевое и внутриотраслевое направления (табл. 2).

 

Таблица 2

Структура господдержки на межотраслевом и внутриотраслевом уровне в АПК, 2023 г.

 

Сельское хозяйство, переработка и инфраструктура

%

Сельское хозяйство

%

Животноводство

29

Элитное семеноводство

7

Растениеводство

30

Производство льна и конопли

1

Инвестиционные кредиты

20

Многолетние насаждения виноградников и других

16

Предоставление грантов

6

Молочное скотоводство

40

Переработка продукции

2

Мясное скотоводство

7

Мелиорация, ЧС, аккредитация ветлабораторий

13

Овцеводство и козоводство

3

Племенное животноводство

24

Оленеводство и другие отрасли

2

Источник: рассчитана авторами на основе данных Минсельхоза России [5, 6]

 

Из таблицы видно, что имеются различия во внутриотраслевом направлении, например, развитие молочного скотоводства в структуре господдержки занимает 40%, племенное животноводство – 24 процента. В структуре межотраслевого распределения бюджетных средств между растениеводством и животноводством практически сохраняется паритет – соответственно 30 и 29 процентов. В связи с приоритетностью производства продукции с высокой добавленной стоимостью, в 2023 г. выделялись средства и на глубокую переработку, в основном на переработку молока.

В целом, если обобщить действующие механизмы господдержки, то они направлены на повышение доходности организаций АПК. К ним относятся прямые субсидии товаропроизводителям, меры льготного кредитования, поддержка экспортных операций, налоговые льготы и ряд других. С 2024 г. Минсельхозом России объединены субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства, предусмотренные на развитие растениеводства и животноводства, а также субсидии на стимулирование развития приоритетных отраслей. В соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета установлено 8 приоритетных направлений и по ним осуществляется расчет «объединенной» субсидии. Пять направлений входит в обязательный перечень для всех регионов; три – определяются каждым регионом самостоятельно. В число пяти обязательных направлений входят проведение агротехнологических работ, повышение плодородия, качества почв и уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, элитное семеноводство, племенное животноводство, развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственное страхование. В регионах меры господдержки определяется в зависимости от приоритетности развития той или отрасли; в одних – это глубокая переработка молока для производства молочных продуктов с высоким маржинальным доходом (сыры, сливочное масло, йогурты); в других – развитие производства и расширение ассортимента плодоовощной продукции.

Заключение. В АПК проявление функции государственного регулирования в основном сводится к ситуативному реагированию на рыночные вызовы. Отчасти это объективно обусловлено неустойчивостью конъюнктуры внутренних и внешних рынков. Но в ряде случаев необходимость реагирования вызвана факторами, связанными с неэквивалентностью экономических отношений с отраслями первой сферы АПК, с тарифной политикой железнодорожных компаний, с дороговизной и труднодоступностью банковского кредитования и др. Положительным явлением можно считать изменение позиции антимонопольного ведомства  в отношении соглашений по ценам, заключаемых органами государственной власти с хозяйствующими субъектами; такие соглашения не трактуются однозначно как картельные сговоры. Не теряет актуальности проблема доминирования торговых сетей в системе организационно-экономического взаимодействия с поставщиками продовольственных товаров.

 

 

References

1. Doklad o sostoyanii konkurencii v Rossiyskoy Federacii za 2023 god. – URL: // https://fas.gov.ru/documents/689569 (data obrascheniya 24.10.2024)

2. Artem'ev I. Osnovaniya antimonopol'noy politiki gosudarstva / I. Artem'ev, A. Sushkevich // Ekonomicheskaya politika. – 2007. – № 4. – S. 200-206. – EDN KYAMSF.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 26.04.2023 g. №662 «O sluchayah dopustimosti soglasheniy, zaklyuchaemyh organami gosudarstvennoy vlasti sub'ektov Rossiyskoy Federacii s hozyaystvuyuschimi sub'ektami v celyah stabilizacii cen na tovary» – URL: www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/406713219/ (data obrascheniya: 14.07.2024).

4. Proekt Postanovleniya Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii “O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 26 aprelya 2023 g. №662 (podgotovlen FAS Rossii 22.10.2924)» – URL: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56904871/ (data obrascheniya: 09.06.2024).

5. Oficial'nyy sayt Minsel'hoza Rossii – URL: https://mcx.gov.ru/ (data obrascheniya 12.11.2024).

6. Nacional'nyy doklad o hode i rezul'tatah realizacii v 2023 godu Gosudarstvennoy programmy razvitiya sel'skogo hozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyaystvennoy produkcii, syr'ya i prodovol'stviya - file:///C:/Users/315/Desktop/NAC,DOKLADY/nac.doklad-2023.pdf

7. Strategiya razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyaystvennogo kompleksov Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda - https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172287/


Login or Create
* Forgot password?