Russian Federation
VAK Russia 5.2.1
VAK Russia 5.2.4
VAK Russia 5.2.5
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.7
UDC 33
CSCSTI 06.00
Russian Classification of Professions by Education 38.00.00
Russian Library and Bibliographic Classification 6
Russian Trade and Bibliographic Classification 7
BISAK BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article analyzes and evaluates the effectiveness of national projects in Russia. Current issues and priority areas of state policy are highlighted. A list of strategic planning documents is defined, which determines the tools for implementing the country's socio-economic policy. The financing of national projects of the Russian Federation for 2025-2027 was analyzed.
national projects, socio-economic policy, government programs, development
На сегодняшний день существует большое количество нормативно-правовых актов и доктринальных документов, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики по приоритетным направлениям. Для решения социально-экономических задач, а также поддержания различных отраслей экономики Президентом и Правительством Российской Федерации выдвигаются стратегические инициативы и программы федерального уровня – национальные проекты и государственные программы. Их цель — реализовать важные преобразования в области общественной жизни, повысить показатели социально-экономического прогресса и усилить международный статус страны.
Государственные программы предполагают достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в рамках реализации ключевых государственных функций. Государственные программы России реализуются по следующим перспективным направлениям [1]: социальная поддержка граждан (22,14%), развитие здравоохранения (12%), управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков (10,67%), научно-технологическое развитие (10,25%), развитие промышленности (9,81%), обеспечение жильем и ЖКХ (9,18%), развитие транспортной системы (6,95%) (рисунок 1).
Рис. 1. Финансирование нацпроектов в Российской Федерации, млрд. руб.
В соответствии с основными документами стратегического планирования, в долгосрочной перспективе приоритетами государственной политики в сфере реализации государственных программ являются:
- создание правовых, экономических и институциональных условий для развития эффективно функционирующего рынка труда, повышения качества образования и рабочей силы [2, 3];
- обеспечение конкурентоспособности и независимости отечественной экономики за счет создания, всестороннего внедрения и контроля за системой интеллектуального потенциала, в части развития НТР и суверенных инноваций [4, 5];
- модернизация в соответствии с современными вызовами и угрозами системы управления рисками развития промышленности [6].
По состоянию на 2024 год были достигнуты следующие результаты по приоритетным направлениям. В рамках реализации социально-ориентированных программ на 3,3% увеличилась доля выпускников, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям; широкое распространение получают дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение среди представителей старшего поколения и молодежи (198 тысяч человек), а также работников предприятий ОПК (25 тысяч человек). Низкий уровень безработицы и дефицит кадров в ключевых отраслях экономики стали причиной опережающих темпов роста реальной заработной платы (+0,8% к 2023 году). В структуре внутренних затрат на научные исследования и разработки 40% занимает развитие экономики (в том числе промышленное производство - 28%), 16% - общее развитие науки, 6,7% - социальная сфера [2-6]. Среди показателей, характеризующих научно-техническое развитие, также можно выделить:
- внедрение отечественных технологий на предприятиях реального сектора (185 тыс. ед. при плановом значении 174 тыс. ед.);
- 9 место по объему НИР и уровню научно-исследовательской активности;
- на территории РФ функционируют 111 промышленных кластеров (47 включены в реестр в 2024 году) по направлениям автомобилестроения, информационно-телекоммуникационным технологиям, космической и медицинской промышленность, металлообработки, приборостроения и др.;
- создано 30 передовых инженерных школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями и поддержаны программы их развития;
- 130 кластеров функционируют на базе образовательных организаций высшего и среднего звена.
В 2018 году указом Президента РФ [7] были утверждены национальные проекты по приоритетным направлениям «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Национальные проекты в большей степени ориентированы на улучшение демографических показателей (30% затрат в структуре финансирования), повышение уровня здравоохранения (11%), модернизацию гражданской инфраструктуры (23%) и развитие системы образования (8%).
Премьер-министр России М.В. Мишустин в своем заявлении подчеркнул, что национальные проекты являются важными и эффективными инструментами достижения национальных целей. Была отмечена высокая эффективность достижения поставленных задач посредством реализации нацпроектов. В Послании Президента Федеральному Собранию [8] 29 февраля 2024 года В.В. Путин заявил о запуске новых проектов, направленных на повышение уровня рождаемости («Семья»), создание цифровых платформ для ключевых сфер страны («Экономика данных»), укрепление связей и повышение качества всех уровней образования («Кадры») и др.
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Финансирование национальных проектов Российской Федерации на 2025 – 2027 гг., млрд. руб.
Проект |
2025 |
2026 |
2027 |
«Семья» |
2832,9 |
2883,4 |
2843,7 |
«Молодежь и дети» |
458,1 |
547,4 |
550,3 |
«Продолжительная и активная жизнь» |
369,8 |
284,2 |
284,7 |
«Инфраструктура для жизни» |
1167,6 |
1358,3 |
1412,3 |
«Эффективная транспортная система» |
131,4 |
165,5 |
202,2 |
«Экологическое благополучие» |
48,6 |
109,3 |
124,2 |
«Международная кооперация и экспорт» |
45,3 |
49,4 |
52,5 |
«Эффективная и конкурентная экономика» |
206,8 |
162 |
99,2 |
«Туризм и гостеприимство» |
44 |
70,8 |
81,9 |
«Кадры» |
17,9 |
15,6 |
17,3 |
«Экономика данных и цифровая трансформация государства» |
129,1 |
161,8 |
167 |
«Средства производства и автоматизации» |
51,4 |
86,3 |
96,8 |
«Новые материалы и химия» |
8,3 |
21,3 |
25,9 |
«Промышленное обеспечение транспортной мобильности» |
167,7 |
249,8 |
261,2 |
«Новые технологии сбережения здоровья» |
4,8 |
4,7 |
5 |
«Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» |
14,5 |
19,6 |
23,1 |
«Беспилотные авиационные системы» |
27,8 |
43,8 |
40,5 |
«Развитие космической деятельности Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» |
10 |
10 |
10 |
«Новые атомные и энергетические технологии» |
28,7 |
58,9 |
57,7 |
ИТОГО |
5764,7 |
6302,1 |
6355,5 |
Национальные проекты в 2025 – 2027 гг. в наибольшей степени ориентированы на выполнение демографических задач. На достижение заданных показателей рождаемости и поддержание семей с детьми приходится 49% бюджета. В рамках проекта будет продлена «Семейная ипотека», а также реализованы культурные мероприятия для семьи и семейным ценностям [9]. Обеспечение регионов качественной жилищной, транспортной, социальной и коммунальной инфраструктурой предполагает 20% средств. Прирост ожидаемой продолжительности жизни (6,41% бюджета), по словам Т.А. Голиковой, должен достигаться за счет реализации других национальных проектов и программ, которые оказывают влияние на транспортную доступность, развитие спортивных инициатив, качество питания и состояние окружающей среды [10].
Другим приоритетным направлением государственной политики в настоящее время являются трудовые ресурсы. Национальный проект «Кадры» предполагает решение проблемы трудоустройства выпускников учебных заведений и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, переобучение и повышение квалификации занятых с учетов потребностей экономики и т.д. Данный нацпроект, как инструмент государственной политики, предполагает, во-первых, соотнесение прогнозных потребностей экономики с ее возможностями, и, во-вторых, качественное изменение инфраструктуры образования.
Во время стратегической сессии по национальному проекту М.В. Мишустин заявил: «Квалифицированные специалисты — фундамент предприятий всех отраслей экономики, включая самые инновационные и технологичные, а также организации социальной сферы. В первую очередь необходимо создать гибкую и, что важно, эффективную систему подготовки кадров, отвечающую требованиям современной экономики» [11]. Реализация федеральных проектов нацелена на значительное улучшение образовательной инфраструктуры и расширение производства высококвалифицированных трудовых ресурсов с целью стабилизации рынка труда.
1. Gosudarstvennye programmy [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: Gosudarstvennye programmy
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 298 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Sodeystvie zanyatosti naseleniya"
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. N 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Razvitie obrazovaniya"
4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29 marta 2019 g. N 377 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossiyskoy Federacii"
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 316 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Ekonomicheskoe razvitie i innovacionnaya ekonomika"
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. N 328 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti"
7. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda»
8. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.02.2024 "Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu"
9. V nacproekt "Sem'ya" voydet proekt po kul'ture dlya sem'i i semeynym cennostyam [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://www.interfax.ru/russia/962944
10. Golikova raskryla vklad novogo nacproekta v rost prodolzhitel'nosti zhizni [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: https://www.rbc.ru/society/24/07/2024/66a0b95d9a7947711fdbf7ab?ysclid=m7j04976ao813966089
11. Mihail Mishustin provel strategicheskuyu sessiyu po nacional'nomu proektu «Kadry» [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: URL: http://government.ru/news/52266/
12. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na regional'nom i otraslevom urovnyah : monografiya / A. A. Buravova [i dr.] ; pod red. A. V. Rodionova. – Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2024. – 233 s.
13. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv : monografiya / [A.E. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina] ; pod red. A.E. Suglobova. – 2-e izd. – Moskva : Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2025. – 248 s.
14. Sagaydak O.V., Rodionov A.V. Teoreticheskie osnovy adaptacii proizvodstvennogo sektora k uchastiyu v realizacii nacional'nyh proektov // Zhurnal prikladnyh issledovaniy. 2022. T. 5. № 6. S. 438-444