METHODOLOGICAL TOOLS FOR ASSESSING AND FORECASTING INDICATORS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF REGIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Amid increasing global economic instability, the development of scientifically grounded approaches to ensuring regional economic security has become especially relevant. This article explores the theoretical and methodological foundations for assessing and forecasting indicators that reflect the stability of regional socio-economic systems. The study substantiates the need for an adaptive analytical toolkit capable of accounting for territorial specificities and various internal and external threats. A concept of an integrated monitoring system is proposed, incorporating a comprehensive set of indicators and scenario-based modeling techniques. The practical significance of the research lies in the potential use of its outcomes by regional authorities to enhance economic resilience and mitigate risks. The methodological approaches presented in the paper may serve as a foundation for further research in strategic planning and sustainable regional development.

Keywords:
regional economic security, stability indicators, monitoring, forecasting, strategic planning, risks and threats, regional policy
Text

Вопрос обеспечения устойчивого экономического развития традиционно занимает одно из ключевых мест в формировании стратегических ориентиров как для страны в целом, так и для отдельных ее территориальных образований. Экономическая безопасность, рассматриваемая как способность региональных социально-экономических систем противостоять внутренним и внешним угрозам, играет базовую роль в поддержании стабильности всей национальной экономики. Именно она служит фундаментом для результативного функционирования государства как полноценного участника глобальных экономических процессов. В условиях текущей международной нестабильности, усиливающегося санкционного давления и других внешнеполитических факторов российская экономика сталкивается с нетипичными ранее рисками и вызовами, требующими качественно иного подхода к обеспечению устойчивости. Возрастающая турбулентность внешней среды, а также изменяющиеся механизмы управления обостряют актуальность разработки научно аргументированной системы наблюдения и реагирования на угрозы, базирующейся на использовании унифицированного критериального и индикативного инструментария.

Вопросы защиты экономических интересов государства представляют собой сложную многослойную проблему, решение которой требует согласованной деятельности различных звеньев государственного управления и применения междисциплинарного подхода. При этом проведение системной оценки уровня экономической безопасности на региональном уровне остается ограниченной практикой, реализуемой лишь в некоторых субъектах Российской Федерации. Существующие методики обеспечения экономической безопасности на местах зачастую демонстрируют низкую результативность. Кроме того, по-прежнему отсутствует общепринятое толкование самого понятия «конкурентоспособность региона», равно как и единый методический подход к ее комплексному анализу и оценке. В данной статье предпринимается попытка конкретизации теоретических аспектов, касающихся региональной экономической безопасности, а также формулируются подходы к ее совершенствованию. Основная задача проведенного исследования заключается в разработке универсального, адаптивного и комплексного подхода к оценке уровня экономической безопасности территориальных образований.

Понятие «экономическая безопасность» начало активно внедряться в научный и управленческий дискурс начиная с последней трети XX столетия. Его содержательная структура формировалась постепенно под влиянием множества социально-экономических, политических и технологических факторов [1, с. 116]. С течением времени концепция экономической безопасности приобретала все более четкие очертания, отражая происходящие в экономике трансформации и вызовы. В Российской Федерации этот термин получил широкое распространение среди специалистов, политиков и экспертов в период перехода от плановой к рыночной модели экономики.

Современное понимание экономической безопасности включает в себя такие важные характеристики, как независимость национальной экономики, ее стабильность и способность адаптироваться к меняющимся условиям, а также способность к устойчивому развитию [2, с. 107]. Это не просто абстрактное определение, а конкретная совокупность признаков, отражающая уровень защищенности субъектов экономики от деструктивных внешних и внутренних воздействий, обеспечивающая устойчивое выполнение функций и реализацию целей в долгосрочной перспективе [3, c. 120]. Согласно действующим официальным формулировкам, экономическая безопасность в настоящее время трактуется как наличие условий, гарантирующих суверенитет национальной экономики, целостность экономического пространства страны и реализацию ключевых стратегических приоритетов государства [4, c. 159]. При этом важно учитывать, что данное понятие не может рассматриваться в отрыве от всей системы национальной безопасности, поскольку именно экономический базис определяет устойчивость государства в целом. В контексте национальной безопасности экономическая составляющая органично переплетается с другими сферами: социальной, продовольственной, политической и личной безопасностью граждан. На основании вышеизложенного, экономическая безопасность представляет собой многослойную систему, в которой каждая из составляющих играет критическую роль в обеспечении устойчивости государства.

Экономическая безопасность как научная категория включает в себя несколько ключевых компонентов: устойчивость экономических систем на региональном уровне в условиях внешнего и внутреннего давления, наличие стабилизирующих факторов, а также ее интеграция в общую систему глобальной безопасности [5, с. 48]. При этом экономическая безопасность региона рассматривается как способность региональной экономической системы сохранять стабильное качество жизни населения, обеспечивать политическую и социальную устойчивость, а также противостоять различного рода угрозам [6]. Само понятие региональной экономической безопасности носит многомерный характер: оно включает в себя не только экономические, но и социальные и экологические аспекты устойчивости [7, c. 113]. Эти аспекты взаимосвязаны и формируют основу для долгосрочного развития региона.

Несмотря на растущий интерес к данной теме, экономическая безопасность как научная дисциплина остается относительно молодой и потому сопряжена с множеством сложностей [8, c. 50]. Многообразие подходов к трактовке базовых понятий, отсутствие согласованной методологической базы, а также изменчивость факторов, влияющих на безопасность, делают исследования в этой области весьма непростыми. В каждом из существующих определений делается акцент на разные аспекты, что затрудняет формирование универсального понятийного аппарата. Учёные нередко сталкиваются с тем, что терминология, касающаяся экономической безопасности, не обладает однозначностью, что порождает научные споры и методологические разногласия.

Понятие безопасности может служить отправной точкой для более глубокого осмысления и анализа таких взаимосвязанных категорий, как угроза и опасность, субъект и объект воздействия, а также структуры и механизмы, формирующие систему безопасности. При этом последняя представляет собой слаженную совокупность взаимодействующих компонентов, от состояния и функциональной эффективности которых напрямую зависит итоговая результативность всей системы [9]. Воздействие негативных факторов, возникающих во внешней среде, нередко трансформируется во внутренние угрозы, усугубляя тем самым уязвимость региональных территорий.

Неравномерность социально-экономического развития различных субъектов страны проявляется в значительной дифференциации, что выражается в диспропорции доступа к ресурсам и, как следствие, — в различии уровней регионального благополучия. Особенно остро эта проблема проявилась на фоне трансформационных процессов 2022–2023 годов, когда антироссийские санкции, инициированные странами коллективного Запада, не только не способствовали стабилизации экономической обстановки, но и усилили дисбалансы, существующие в территориальной структуре национальной экономики [10, c. 1418, 1419]. Одним из ключевых социально-экономических параметров, влияющих на устойчивость регионов, является демографический и образовательный состав населения, а также уровень правовой культуры и степень политической осведомлённости граждан [11, с. 12]. Наряду с этим особую значимость приобретает кадровая устойчивость, которая предполагает своевременное реагирование на риски, связанные с численностью и качеством трудовых ресурсов, а также эффективное использование трудового потенциала региона [12, c. 139].

К числу наиболее острых проблем относится также значительный износ производственных мощностей, технологическая отсталость и ограниченные инновационные возможности, наблюдаемые на большинстве промышленных предприятий [13]. Существенное влияние на экономическую безопасность оказывает и нестабильность финансовой среды, выражающаяся в резких колебаниях цен на активы, изменениях курса национальной валюты, а также в непредсказуемых действиях в рамках денежно-кредитной политики. Все эти явления в значительной степени обусловлены внешними экономическими потрясениями [14, c. 70, 71]. Продовольственная составляющая также играет важную роль в поддержании устойчивого развития регионов, и её стабильность напрямую зависит от уровня развития сельскохозяйственного сектора на местах [15, c. 145]. В свою очередь, экологическая безопасность тесно связана с уровнем техногенного воздействия на окружающую среду, а также с тем, насколько эффективно реализуется политика по охране и рациональному использованию природных ресурсов [7, c. 113].

Среди последствий указанных негативных процессов можно выделить нарастающую концентрацию как населения, так и бизнеса в крупнейших городах и столичных агломерациях, что усиливает пространственные диспропорции в социально-экономическом развитии [13]. Несмотря на то, что вопросам экономической безопасности регионов в настоящее время уделяется всё больше внимания, существует целый ряд нерешённых задач в области стратегического управления, особенно в части учета уникальных условий и отраслевых характеристик отдельных территорий [16, с. 35]. Необходимо отметить и природно-климатический аспект, который может как способствовать развитию региона, так и ограничивать его потенциал [11, с. 12]. Общие экономические тенденции последних лет, в том числе последствия пандемии COVID-19, мировых кризисов и внутренних дисбалансов, формируют сложную и многослойную структуру факторов, воздействующих на состояние региональной экономики, и требуют системного подхода к управлению рисками и угрозами.

Проблематика обеспечения экономической безопасности охватывает широкий спектр жизненно важных направлений функционирования общества, охватывая как экономические, так и социальные аспекты. В связи с этим любая угроза, возникшая в одной из сфер, способна инициировать негативные последствия в других областях, что делает вопрос системного реагирования особенно значимым [17, с. 49]. В этом контексте приоритетной задачей регионального экономического управления становится формирование эффективной стратегии, направленной на раннее выявление как актуальных, так и потенциальных рисков [11, c. 11]. Для реализации данной задачи требуется максимально использовать весь доступный инструментарий стратегического анализа и прогнозирования.

Одним из факторов, затрудняющих оценку состояния экономической безопасности, выступает отсутствие стандартизированной методики, способной обеспечить единство в определении уровня защищенности регионов. Это связано с фрагментарной структурой существующих индикаторных систем, что затрудняет проведение комплексного анализа [9]. В условиях реализации программ, направленных на укрепление экономической безопасности на уровне муниципалитетов, становится необходимым внедрение и последующее использование специализированных систем мониторинга, ориентированных на оценку текущего состояния и динамики социально-экономической устойчивости территорий [13].

Проведение мониторинга на регулярной основе является ключевым условием своевременного выявления угроз и принятия соответствующих управленческих решений. При этом его задача не ограничивается исключительно фиксацией текущего положения дел — мониторинг должен выполнять функцию прогностического инструмента, способного сигнализировать о возможных рисках в будущем [3, c. 121]. Как правило, предварительной стадией мониторинга является аналитическая оценка, позволяющая собрать исходные данные для построения прогностической модели [18, c. 65]. На следующем этапе аналитического процесса необходимо выполнить расчёт обобщающего индикатора, опираясь на многокомпонентную количественную оценку различных элементов экономической системы региона. Такой агрегированный показатель должен обладать прогностической функцией, обеспечивающей возможность предвидения будущих изменений и адаптации к ним [19, c. 210]. Для достижения этой цели целесообразно использовать инструменты сценарного анализа, в том числе моделирование наихудших вариантов развития ситуации с последующей оценкой устойчивости экономической системы к внешним и внутренним шокам [15, c. 145].

Современная практика прогнозирования активно опирается на применение регрессионных моделей и методов анализа временных рядов, что позволяет более точно оценивать динамику ключевых индикаторов [7, c. 117]. В условиях геополитической нестабильности и повышенной волатильности глобальной среды возрастает потребность в целенаправленном воздействии на субъектов экономической деятельности для оценки и снижения рисков, присущих отечественной модели хозяйствования [15, c. 145]. Эффективная диагностика текущих и потенциальных угроз должна основываться на системной оценке состояния экономической безопасности по множеству параметров, отражающих разные сферы регионального развития [6]. На сегодняшний день в научной литературе представлено множество подходов к построению систем индикаторов, позволяющих зафиксировать как сильные стороны социально-экономической системы региона, так и её уязвимости. Эти индикаторы сопровождаются пороговыми значениями, необходимыми для диагностики критических отклонений [20, c. 38]. Исследования, рассмотренные в научной работе Н.А. Кулагиной и А.А. Васильева подтверждают высокую значимость и актуальность применения современных аналитических подходов, включая машинное обучение, прогнозирование на базе больших массивов данных и многофакторный анализ [7, с. 114]. В рамках формирования устойчивого механизма обеспечения экономической безопасности регионов ключевое значение приобретает развитие системы мониторинга как основополагающего элемента стратегического управления. Только при наличии действующей, адаптивной и аналитически насыщенной системы мониторинга возможно своевременно идентифицировать риски и вырабатывать эффективные меры для их нейтрализации.

Понимание экономической безопасности региона находит свое выражение через систему специфических критериев и индикаторов, позволяющих комплексно охарактеризовать текущее состояние. Одной из ключевых составляющих механизма обеспечения безопасности является регулярное выявление и анализ так называемых «критических зон», в которых потенциальные угрозы способны привести к значительным негативным последствиям системного масштаба [21, с. 87]. Своевременное отслеживание рисков, формирование стратегических ответных мер, реализация предусмотренных сценариев и контроль эффективности их выполнения составляют функциональный контур защиты экономической устойчивости территории [22, c. 120]. Постоянное наблюдение за экономической динамикой на уровне региона представляет собой неотъемлемую часть мониторинговой деятельности, обеспечивающей устойчивость социально-экономической системы. Систематическая оценка происходящих в экономике процессов позволяет выявлять слабые места и зоны перспективного роста, что особенно критично в условиях неравномерного развития субъектов Федерации. Такой мониторинг обеспечивает государственные органы необходимыми данными для принятия управленческих решений, направленных на снижение и устранение рисков в области региональной экономической безопасности (ЭБР).

Оценка уровня ЭБР основывается на комплексе показателей, сгруппированных по различным направлениям функционирования экономики. Важно, чтобы для каждой муниципальной единицы были четко определены параметры, отражающие состояние её экономической защищённости [9]. В свою очередь, методологические подходы к мониторингу должны быть ориентированы на выявление уровня устойчивости экономической системы региона к внешним и внутренним угрозам [13]. Расчет значений каждого индикатора осуществляется на основе специально установленных зависимостей, что позволяет обеспечить сопоставимость и точность аналитических данных [18, c. 66]. Одновременно производится определение значимости каждого из показателей, что даёт возможность определить, в какой мере конкретные дестабилизирующие процессы влияют на общий уровень безопасности региона [23, с. 66]. Комплексный подход к стратегическому анализу предполагает активное использование статистических источников, обработку вторичной информации и выявление тенденций развития [24, c. 119]. Прогнозирование изменения интегральных индексов основывается на использовании современных аналитических инструментов, таких как методы регрессионного моделирования и анализа временных рядов, что обеспечивает более высокую точность и достоверность полученных результатов [25, с. 124]. Важную роль в системе обеспечения экономической безопасности играет формированное в течение длительного исторического периода правовое пространство, включающее нормативно-правовые акты, которые регулируют деятельность государства в данной сфере. Такое правовое обеспечение представляет собой основу институционального механизма защиты социально-экономических интересов региона и страны в целом.

В рамках формирования системы экономической безопасности региона, по мнению П.Ю. Синильщикова, целесообразно акцентировать внимание на таких ее ключевых составляющих, как экономическая автономность, устойчивость функционирования, а также способность к самоорганизации, развитию и адаптации к внешним изменениям [16, c. 37]. Обоснованным представляется выделение самостоятельных элементов экономической безопасности, каждый из которых требует специфического подхода к диагностике и оценке.

На основе анализа существующих методологических основ и практик Л.А. Голованова предлагает концептуальный подход к оценке региональной конкурентоспособности, опирающийся как на позитивные стороны ранее апробированных методик, так и на использование расчетов частных (единичных) показателей, раскрывающих специфику функционирования отдельных сегментов экономики [26, c. 90]. Сравнительный анализ методик, проведенный Л.П. Федоровой и Э. М. Ивойловым, демонстрирует вариативность подходов. Так, методика, разработанная А.Е. Судаковой и А.И. Синенко, реализована по блочному принципу и охватывает четыре ключевых направления анализа — бюджетную, финансовую, социальную и производственную сферы. В то же время концепция, предложенная Е.А. Караниной, использует механизм ранжирования, в то время как альтернативная методика основывается на приведении разрозненных параметров к сопоставимому виду путем нормирования. Данные различия отражают широкий спектр методических инструментов, применяемых в анализе экономической безопасности [27, с. 71]. С.А. Носкин и О.С. Надежина утверждают, что характерной особенностью эффективного оценочного инструментария является применение комплекса аналитических методов, обеспечивающих объективность и достоверность итоговых результатов [19, c. 212]. В рамках этого подхода каждой группе индикаторов сопоставляется частный интегральный индекс, который впоследствии включается в более общую систему оценки.

По мнению А.О. Кириченко и соавторов одним из перспективных направлений является построение эконометрических моделей, обеспечивающих высокий уровень прогностической точности. В частности, применяются модели векторной авторегрессии (VAR) и интегрированного авторегрессионного скользящего среднего (ARIMA), способные учитывать динамику и взаимозависимость социально-экономических процессов [28, с. 89]. В числе других актуальных инструментов К.К. Логинов и В.В. Карпов называют методы адаптивной фильтрации, что позволяет выполнять прогнозирование как по отдельным индикаторам, так и по комплексному интегральному индексу [20, с. 38]. И.А. Сергеева, С.В. Тактарова и А.Ю. Сергеев считают, что на сегодняшний день одним из наиболее эффективных направлений прогнозирования признаны методы, основанные на статистической обработке и анализе эмпирических данных [29, c. 62].

Помимо количественных подходов, в научной практике востребованы методы качественного анализа, включая экспертные опросы, а также байесовский подход, применяемый для построения сценариев развития и оценки возможных направлений обеспечения экономической безопасности [22, c. 121]. Формирование опросных листов, используемых при сборе экспертных оценок, базируется на факторах, предварительно определяющих содержание исследуемых показателей [25, c. 126]. В процессе реализации аналитической процедуры сначала отбираются индикаторы экономической безопасности, после чего регионы классифицируются по уровню ИЭБ с помощью методов кластерного анализа, что позволяет учесть неоднородность территорий [24, c. 119]. Практика научных исследований подтверждает актуальность применения современных аналитических инструментов — таких как машинное обучение, регрессионный анализ и обработка больших массивов данных — при построении прогностических моделей [7, c. 114]. Несмотря на устойчивое применение балансовых схем, высокую эффективность демонстрируют регрессионные методы.

 

 

Рис. 1. Концепция методологической системы мониторинга и анализа ЭБР

 

Дополнительное повышение точности прогноза обеспечивается благодаря интеграции гибридных моделей, включающих элементы нейросетевых алгоритмов и экспертных систем, реализуемых в рамках интеллектуального анализа данных [30].

На основании проведённого анализа сформулирована концепция методологического инструментария, предназначенного для оценки и прогнозирования индикаторов экономической безопасности регионов. Структурное представление данной концепции приведено на рисунке 1.

Обеспечение экономической безопасности на уровне регионов приобретает стратегическое значение для устойчивого развития государства, представляя собой такое состояние социально-экономической системы региона, при котором обеспечивается способность противостоять как внутренним, так и внешним дестабилизирующим факторам. В завершение анализа можно заключить, что экономическая безопасность региона в широком смысле трактуется как совокупность условий и механизмов, позволяющих региональной экономике эффективно реагировать на возникающие угрозы различного происхождения. Обобщая представленные материалы, следует подчеркнуть, что несмотря на значительное количество научных и прикладных разработок в указанной сфере, на сегодняшний день сохраняется необходимость в более четком структурировании и определении компонентов системы региональной экономической безопасности. В ходе исследования удалось сформулировать базовые ориентиры, необходимые для разработки эффективной региональной экономической политики, нацеленной на достижение устойчивой траектории развития, а также выработать рекомендации, касающиеся ключевых факторов, оказывающих влияние на обеспечение безопасности в регионах.

Разработанная концепция обладает потенциалом практического применения и может служить инструментарием для прогнозной оценки уровня региональной экономической устойчивости. Создание и внедрение нового интегрального подхода открывает возможности для более точного мониторинга состояния экономической безопасности субъектов Федерации. Разработка модели, способной в полной мере отразить текущие и потенциальные угрозы, предоставляет основания для формирования адекватных и своевременных управленческих решений. Полученные в ходе исследования данные могут быть адаптированы для использования в системе регионального управления как часть инструментария оценки экономических рисков. Кроме того, итоги работы представляют ценность для углубленного изучения проблем обеспечения и совершенствования механизмов экономической безопасности на различных уровнях территориального управления.

References

1. Dyakov, S. A. Methodological analysis of threats to the financial security of enterprises in the housing and communal services sector in modern economic conditions and Development of effective countermeasures / S. A. Dyakov // Natural Sciences and Humanities. - 2024. - No. 1 (51). - P. 116-121.

2. Pushkareva, L. V. Tools for ensuring the economic security of the region / L. V. Pushkareva // Society: politics, economics, law. - 2023. - No. 8 (121). - P. 106-113. - DOI 10.24158 / pep.2023.8.13.

3. Sokolov, A. P. On the features of the economic security of the activities of institutions of the penal system as an object of monitoring / A. P. Sokolov, A. A. Nosov // Applied economic research. – 2024. – № S2. – P. 119-125. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.50.62.016.

4. Sarkarova, D. S. Legal basis for ensuring economic security: current analysis and development prospects / D. S. Sarkarova, M. M. Sarkarova, D. P. Gevorkyan // Applied economic research. – 2024. – № S1. – P. 158-163. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1908.2024.10.60.022.

5. Kulduev, U. M. Research of the concept of regional economic security / U. M. Kulduev, A. N. Stolyarova // Innovative economy: information, analytics, forecasts. – 2024. – No. 6. – P. 43-50. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1894.2024.6.6.006.

6. Bogdanova, M. A. Analysis of economic security of the Volgograd region and its potential / M. A. Bogdanova // Study of problems of economy and finance. – 2022. – No. 1. – DOIhttps://doi.org/10.31279/2782-6414-2022-1-8-1-12.

7. Kulagina, N. A. Comparative analysis of methodological approaches to assessing the economic security of regions / N. A. Kulagina, A. A. Vasiliev // Regional and sectoral economy. – 2025. – No. 1. – P. 111-120. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1916.2025.1.1.013.

8. Balog, M. M. Methodological problems of using indicators for assessing the economic security of a region / M. M. Balog, A. V. Babkin // Natural Sciences and Humanities Research. – 2024. – No. 5(55). – P. 49-54.

9. Urazova, E. R. Analysis of economic security of the regions of the Central Federal District / E. R. Urazova // Research of problems of economics and finance. – 2022. – No. 4. – DOIhttps://doi.org/10.31279/2782-6414-2022-4-3-1-11.

10. Lee, M. Differentiation of regional development in the system of threats to economic security / M. Lee // Economy and Management. – 2024. – Vol. 30, No. 11. – P. 1416-1422. – DOIhttps://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-11-1416-1422.

11. Kovaleva, I. V. Economic security of the region: theoretical aspect / I. V. Kovaleva // Innovative economy: information, analytics, forecasts. – 2023. – No. 3. – P. 8-15. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2411-9520_2023_3_8.

12. Volkova, T. A. Personnel security of the state / T. A. Volkova, N. A. Serebryakova, S. A. Volkova // Region: systems, economy, management. – 2024. – No. 2(65). – P. 136-143. – DOIhttps://doi.org/10.22394/1997-4469-2024-65-2-136-143.

13. Starovoytov, V. G. The role of municipalities in ensuring economic security of Russian regions / V. G. Starovoytov // Security issues. – 2022. – No. 1. – DOIhttps://doi.org/10.25136/2409-7543.2022.1.36842.

14. Fedorova, L. P. Methodological approaches to assessing security and risks in the regional financial market / L. P. Fedorova, E. M. Ivoylov // Bulletin of the Russian University of Cooperation. – 2023. – No. 1 (51). – P. 70-75.

15. Zaitsev, A. A. Tools for diagnosing food security of a territory as a component of its resource potential / A. A. Zaitsev, N. D. Dmitriev, D. G. Rodionov // International Agricultural Journal. - 2024. - No. 2 (398). - P. 144-148. - DOI 10.55186 / 25876740_2024_67_2_144.

16. Sinilshchikov, P. Yu. Ensuring economic security of the regions of Russia / P. Yu. Sinilshchikov // Journal of Applied Research. - 2024. - No. 1. - P. 35-40. - DOI 10.47576 / 2949-1878.2024.1.1.005.

17. Isaeva, P. G. Theoretical aspect of regional economic security / P. G. Isaeva, A. S. Isakov // Applied economic research. - 2023. - No. 3. - P. 46-50. - DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_3_46.

18. Tabachnikov, R. A. Study of methodological approaches to assessing the economic security of a region / R. A. Tabachnikov // Bulletin of the Russian University of Cooperation. - 2023. - No. 1 (51). - P. 65-69.

19. Noskin, S. A. Assessment of the level of regional economic security based on digital development factors / S. A. Noskin, O. S. Nadezhda // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - No. 49 (2). – P. 205-216.

20. Loginov, K. K. Assessment of the level of economic security using a non-homogeneous Markov process / K. K. Loginov, V. V. Karpov // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. - 2022. - Vol. 11, No. 1. - P. 38-46. - DOIhttps://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-1-38-45.

21. Baryshnikova, N. A. Economic security of the food system: theoretical and methodological approaches to research / N. A. Baryshnikova, N. A. Kireeva, O. V. Prushchak // International Agricultural Journal. - 2023. - No. 1 (391). - P. 85-91. – DOIhttps://doi.org/10.55186/25876740_2023_66_1_85.

22. Breusova, A. G. Strategic directions for the development of regional economic security (using the Omsk region as an example) / A. G. Breusova, K. K. Loginov // Bulletin of Omsk University. Series: Economics. - 2022. - Vol. 20, No. 2. - P. 119-130. - DOIhttps://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(2).119-130.

23. Naumova, O. N. Methodological approach to assessing the level of regional economic security (using the Samara region as an example) / O. N. Naumova, N. A. Nikolaeva // Bulletin of the State University of Education. Series: Economics. - 2023. - No. 4. - P. 63-72.

24. Novoselova, O. V. Forecasting the level of economic security of regions / O. V. Novoselova // Industrial Economy. - 2022. - No. 6. - P. 118-123. - DOIhttps://doi.org/10.47576/2712-7559_2022_6_118.

25. Talov, R. K. Contours of factors of regional economic security / R. K. Talov, Yu. N. Lapygin // State and municipal administration. Scientific notes. - 2023. - No. 3. - P. 122-128. - DOIhttps://doi.org/10.22394/2079-1690-2023-1-3-122-128.

26. Golovanova, L. A. Assessment of regional competitiveness in the context of its regulation / L. A. Golovanova // Bulletin of the Pacific National University. - 2022. - No. 3 (66). - P. 87-98.

27. Fedorova, L. P. Methodological approaches to assessing security and risks in the regional financial market / L. P. Fedorova, E. M. Ivoylov // Bulletin of the Russian University of Cooperation. - 2023. - No. 1 (51). - P. 70-75.

28. Kirichenko, A. O. Modern approaches to the analysis and forecasting of the economy based on blockchain / A. O. Kirichenko, A. L. Zolkin, I. A. Poskryakov, S. V. Mamaev // Journal of Applied Research. - 2024. - No. 6. - P. 86-92. – DOIhttps://doi.org/10.47576/2949-1878.2024.6.6.012.

29. Sergeeva, I. A. Methodology for assessing the level and measures to ensure the economic security of an enterprise / I. A. Sergeeva, S. V. Taktarova, A. Yu. Sergeev // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. - 2023. - No. 1 (45). - P. 56-69. - DOIhttps://doi.org/10.21685/2227-8486-2023-1-3.

30. Agashin, A. V. Forecasting natural gas prices as a tool for reducing threats to Russia's economic security / A. V. Agashin // Modern management technologies. - 2022. - No. 4 (100).


Login or Create
* Forgot password?