from 01.01.2023 until now
Moscow, Moscow, Russian Federation
5.2.3
5.2.4
5.2.5
5.2.6
5.2.7
33
330.101.54
This article examines the aspects of ensuring the economic security of startups in Russia. Innovative entrepreneurship in modern conditions plays a key role in economic development and improving the standard of living of society. The object of this study is the economic security of startups in the Russian Federation. At the same time, it is necessary to take into account the legal status of startups, the possibilities of conducting effective economic activity, as well as to consider the impact of innovative entrepreneurial activity on the economy and the development of the innovation sector in Russia. The subject of the research is the problems and strategies of forming a system of economic security of startups in the Russian economy. The purpose of the study is to determine the strategic position of startups in the economy and form the foundations of the economic security of startups in Russia.
economic security, startup, innovation, scientific and technological development
Инновационная предпринимательская деятельность в современном мире оказывает значительное влияние на развитие экономики и качество жизни населения. Результаты научно-технического прогресса позволяют странам принимать активное участие в конкуренции за экономическое и политическое влияние в мире, создавать рабочие места и повышать эффективность производства, принимая во внимание современные требования к ведению бизнеса.
Для определения стратегических аспектов экономической безопасности стартапов необходимо определить сущность объекта исследования – экономической безопасности стартапов в России.
Под экономической безопасностью стартапов в настоящем исследовании понимается состояние защищенности стартапов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее его устойчивое развитие, конкурентоспособность и способность достигать стратегических целей. За основу данного определения было взято представление В.К. Сенчагова об экономической безопасности компании, а именно: «Эффективное использование корпоративных ресурсов, необходимых для данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность корпорации и обеспечения:
- финансовой устойчивости и независимости корпорации;
- высокой конкурентоспособности технологического потенциала корпорации;
- оптимальности и эффективности организационной структуры корпорации;
- правовой защищенности деятельности корпорации;
- защиты информационной среды корпорации, коммерческой тайны;
- безопасности персонала корпорации, ее капитала, имущества и коммерческих интересов» [1].
Для определения правового положения стартапов в Российской Федерации необходимо обратиться к национальному законодательству. Определение термина «стартап» в законодательных актах отсутствует, что лишает возможности произвести оценку представления законодателя о стартапах с юридической точки зрения. В большинстве случаев в нормативно-правовых актах используются термины «инновационный проект», «малое инновационное предприятие», «субъект малого и среднего предпринимательства» и др.
В одном из проектов документа Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020», разработанным Национальным исследовательским институтом «Высшая школа экономики» в 2011 году, упоминается термин «стартап», под которым понимается «молодая (возможно, еще не зарегистрированная в качестве юридического лица) быстрорастущая компания, обладающая эффективной стратегией получения прибыли на основе инновации, находящаяся в процессе выхода на рынок и располагающая ограниченным набором ресурсов»[2]. Отметим, что в итоговую версию Стратегии инновационного развития Российской Федерации термин включен не был.
В 2021 году на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития малого и среднего предпринимательства премьер-министром России Мишустиным М.В. было сказано следующее: «Нужно проработать и запустить программу поддержки растущих технологических компаний не позднее весны следующего года» [3].
В данном выступлении также затрагивались вопросы стратегической инициативы и будущего федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO». Анализ информации, представленной на онлайн-платформе данного федерального проекта, позволяет сделать вывод о том, что в рамках данного проекта стартапы рассматриваются как малые технологические компании (МТК) и компании, получившие государственную поддержку инновационной деятельности [4].
Упоминание о термине «стартап» также встречается в Стратегии развития акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» до 2025 года в виде терминов «стартап-предприятие» и «стартап-проект». Определения в данном документе не представлены. Отметим, что стартапы в документе относятся к сегменту высокотехнологичных проектов, реализующих стратегические и приоритетные направления развития [5].
Также термин «стартап» применяется в проектах Национальной технологической инициативы, Российского фонда развития информационных технологий и Центра поддержки инжиниринга и инноваций. Кроме того, Фонд содействия инновациям активно реализует масштабную образовательно-предпринимательскую программу под названием «Студенческий стартап». Данная стратегическая инициатива представляет собой комплексную систему мер поддержки, специально разработанную для вовлечения студентов высших учебных заведений в инновационную предпринимательскую деятельность. Ключевой особенностью программы является ее ориентация на самые ранние стадии развития стартапов, когда проекты особенно уязвимы и требуют поддержки. При отборе участников особый акцент делается на оценке коммерческого потенциала предлагаемых решений, их технологической новизны и перспектив выхода на рынок.
В положении программы «Студенческий стартап» можно найти определение терминов «стартап» и «стартап-проект». Так, под стартапом понимается «созданное в рамках программы «Студенческий стартап» в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо (в форме общества с ограниченной ответственностью), доля более 50% в уставном капитале которого принадлежит получателю гранта. Стартап-проект – это «проект, реализуемый получателем гранта на базе стартапа, созданного в рамках выполнения получателем гранта договора (соглашения) о предоставлении гранта» [6].
Применительно к стартапам также можно выделить программы «Стартап как диплом» и «Стартап Академия Сколково», которые оказывают поддержку растущим командам по реализации высокотехнологичных проектов.
На основе проведенного анализа термина «стартап» предоставляется возможность выделить ключевые и отличительные признаки стартапа (Рис. 1).
Рис. 1. Ключевые и отличительные признаки стартапа
Рассмотрим представленные признаки подробнее.
Высокотехнологичная компания – ключевым признаком является разработка и (или) применение инновационных технологий, обеспечивающих значительное конкурентное преимущество на рынке. Данный признак можно охарактеризовать как «технологический».
Потенциально эффективная стратегия – ключевым признаком является высокий потенциал развития и коммерциализации. Благодаря разработке и (или) применению инноваций увеличивается доход и открываются возможности для масштабирования бизнеса. Данный признак можно охарактеризовать как «экономический».
Стратегическое и приоритетное направление – создание условий для появления новых технологических лидеров в России является одной из главных целей научно-технологического развития страны, что является частью государственной стратегии по диверсификации экономики и снижению зависимости от сырьевого сектора. Для соблюдения данного условия стартапы должны заниматься приоритетными технологическими направлениями Стратегии научно-технологического развития РФ [7]. Данный признак можно охарактеризовать как «стратегический».
Вместе с тем, возможно рассмотреть признак, который мог бы охарактеризовать наличие или отсутствие регистрации стартапа в качестве юридического лица и определить его как «юридический». При рассмотрении вопросов экономической безопасности стартапов необходимо принимать во внимание различия терминов «стартап» и «стартап-проект», где в первом случае уже может осуществляться экономическая деятельность, а во втором возможно рассмотрение проектов на этапе создания MVP продукта и (или) бизнес-анализа концепций продукта и (или) услуг.
Кроме того, важно понимать стратегическую траекторию, а именно, где и в какой момент стартап перестает быть таковым по определению и переходит на следующую стадию экономического развития и масштабирования. В данном исследовании предполагается, что стартап перестает быть таковым после определения основной бизнес-модели и масштабирования бизнеса (например, осуществляет выход на IPO, или успешно продает бизнес стратегическому покупателю). Однако, данный вопрос требует более глубокого изучения и будет рассмотрен в дальнейших исследованиях.
В условиях высокой неопределённости, санкционного давления и быстро меняющегося рынка необходимо рассмотреть вопрос значимости стартапов для экономики России. Принимая во внимание результаты проведенного анализа по поиску дефиниций термина «стартап» необходимо отметить, что подход к определению стратегического положения стартапов в экономике необходим для дальнейшего обоснования актуальности вопросов по формированию стратегических аспектов экономической безопасности стартапов в России.
Принимая во внимание результаты исследования Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики о развитии инновационной деятельности малых предприятий промышленного производства в 2023 г., полученные на основе данных федерального статистического наблюдения, осуществляемого раз в два года, отметим, что в 2023 году сохранился тренд на увеличение доли малых промышленных предприятий (МПП), реализующих инновации (Таблица 1).
Таблица 1.
Основные показатели инновационной деятельности малых промышленных предприятий, реализующих инновации [8]
Как следует из представленных данных, в секторе малого инновационного предпринимательства наблюдается положительная тенденция роста. Отдельно следует отметить значительное увеличения объема инновационных товаров, работ, услуг в 2021 году в сравнении с 2019 годом и в 2023 году в сравнении с 2021 годом.
Вместе с тем, развитие стартапа можно оценивать по его переходу от инновационной стадии к промышленному масштабированию, что представляется одним из ключевых маркеров успешности для технологических компаний
Следует также отметить, что рост уровня инновационной активности малых предприятий напрямую зависит от комплекса мер поддержки со стороны государства. Применительно к вопросу государственной поддержки необходимо отметить программу льготного кредитования высокотехнологичных, инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в рамках федерального проекта «Взлет – от стартапа до IPO», подтверждающую важность субъектов МСП, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях и выпускающих высокотехнологичную и инновационную продукцию, а также малых технологических компаний, для экономического развития России (Рис. 2).
Рис. 2. Отраслевая структура получателей поддержки [9]
Также, в рамках мер поддержки МСП, реализуемых Фондом содействия инновациям, предоставляются гранты в целях разработки, создания и расширения производства инновационной продукции. В контексте поддержки инновационного предпринимательства особого внимания заслуживает программа «Старт», реализуемая в рамках государственной инновационной политики. Данная программа представляет собой комплексный механизм поддержки начинающих предпринимателей в сфере высоких технологий, ориентированный как на создание новых, так и на развитие уже существующих малых инновационных предприятий. Суть программы заключается в оказании многоплановой поддержки проектам, направленным на разработку и внедрение принципиально новых продуктов, технологических решений или услуг. Ключевым критерием отбора участников является использование в проектах результатов собственных научно-технических разработок и исследований, находящихся на начальной (ранней) стадии развития, но обладающих значительным коммерческим потенциалом [10].
В рамках комплексной системы поддержки инновационного предпринимательства для участников стартапов предусмотрен широкий спектр программ и инфраструктурных решений. Одним из ключевых элементов этой системы являются акселерационные программы, которые предоставляют начинающим предпринимателям не только финансовую поддержку, но и ценные знания, экспертизу и доступ к деловым контактам. Также для поддержки инновационного предпринимательства создаются бизнес-инкубаторы и инновационные кластеры, предлагаются льготные условия кредитования бизнеса.
По данным Фонда «Московский инновационный кластер» и ГБУ «Агентство инноваций города Москвы» более половины сделок в 2024 году традиционно приходится на ранние стадии, но основной объем инвестиций привлекают компании на поздних раундах. При этом объем инвестиций в стартапы на ранних стадиях составил 58% от всех вложений частных фондов. Основными источниками инвестиций на венчурном рынке для стартапов являются государственные фонды, бизнес-ангелы и частные фонды. Как было отмечено ранее, государственная поддержка стартапов играет важнейшую роль в их развитии. В отличие от остальных участников рынка государственные фонды сохраняют фокус на стартапах: 75% вложенных средств направлены в раунды Seed (MVP продукт) и А (масштабирование бизнес-модели) [11].
Таким образом, государство оказывает существенную поддержку стартапов в России, создавая условия для формирования капитала и привлечения инвестиций.
Кроме того, половина стартапов, получивших поддержку на венчурном рынке в 2024 году являются IT-компаниями. Это важно отметить в контексте повышения значимости IT-сферы на макроэкономическом уровне. Актуальная доля IT-отрасли в ВВП России составляет 2,4%, за год она увеличилась на 0,3 процентных пункта, следует из доклада Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за 2024 год [12].
В контексте рассмотрения стратегических аспектов экономической безопасности стартапов следует отметить, что государственная поддержка инновационного предпринимательства и внедрения передовых технологий представляет собой важнейший элемент реализации Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Данный документ, утвержденный Указом Президента РФ № 208 от 13 мая 2017 года, определяет развитие инновационного сектора как ключевой фактор обеспечения национальной экономической безопасности.
Одной из угроз экономической безопасности страны представляется низкий уровень инновационного развития, который проявляется в отставании при создании и внедрении передовых технологических решений, включая ключевые направления цифровой экономики, а также в устойчивом дефиците высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями для работы в условиях современной технологической среды.
В целях нивелирования таких угроз одной из основных задач по реализации направления, касающегося обеспечения устойчивого роста реального сектора экономики, является поддержка высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Показателями состояния экономической безопасности в данном случае будут выступать «доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте» и «доля организаций, осуществляющих технологические инновации» [13].
Таким образом, при определении стратегического положения стартапов в экономики можно сделать вывод о том, что стартапы являются одними из элементов национальной экономической и технологической безопасности, реализуя стратегические и приоритетные направления научно-технологического развития и внедряя инновации в различные промышленные и IT-отрасли.
Для определения основ формирования экономической безопасности стартапов в России необходимо сформировать структуру, закладывающую основу для дальнейших исследований.
Е.А. Олейников при рассмотрении экономической безопасности на уровне предприятия отмечает, что это «такое состояние предприятия, при котором наиболее эффективно используются его ресурсы с целью предотвращения различных угроз для обеспечения стабильной работы предприятия в настоящем и в будущем» [14].
В данном определении сделаем акцент на различных угрозах, которые могут оказывать негативное воздействие на стабильность работы стартапов в настоящем и будущем. К рассмотрению предлагается следующее разделение угроз:
- Внешние угрозы, а именно: санкционное давление и ограничения доступа к международным финансам, технологиям и рынкам; киберпреступления; промышленный шпионаж со стороны иностранных субъектов; волатильность курсов валют и зависимость научно-технологической сферы от импортных компонентов.
- Внутренние угрозы, среди которых: уязвимость интеллектуальной собственности стартапов; регуляторная нагрузка на ведение экономической деятельности; дефицит квалифицированных кадров в высокотехнологичных отраслях.
Отметим, что данный перечень внешних и внутренних угроз экономической безопасности стартапов является открытым и будет дополнен в дальнейших исследованиях в рамках изучения вопросов экономической безопасности стартапов.
Для определения направлений, показателей и формирования конкретных механизмов по профилактике, предотвращению и ликвидации угроз экономической безопасности стартапов необходимо рассмотреть основы структуры экономической безопасности, гарантирующие успешность функционирования и развития стартапов в условиях нестабильности и неопределённости внешней и внутренней среды.
Во-первых, финансовая безопасность стартапов. Важно понимать, что диверсификация источников финансирования (гранты, венчурные инвестиции, государственная поддержка, краудфандинг и др.) позволяет создавать финансовые резервы для минимизации рисков ликвидности, что особенно важно для стартапов.
Во-вторых, технологическая безопасность стартапов. Принимая во внимание тот факт, что стартапы неразрывно связаны с инновациями, тем самым являясь одним из инструментов противодействия угрозе экономической безопасности государства в виде слабой инновационной активности и отставания в области разработки, внедрения новых и перспективных технологий, необходимо поддерживать тенденцию последних нескольких лет во внедрению отечественных IT-решений и снижению зависимости от зарубежных технологий. Кроме того, развитие собственных направлений и компетенций в рамках Research and Development может положительно повлиять на рост уровня инновационной активности, особенно среди малых предприятий.
В-третьих, кадровая безопасность стартапов. В данном контексте наиболее важным видится один из признаков стартапов, выраженный в реализации стратегических и приоритетных направлений научно-технологического развития страны. Стартапы могут рассматриваться не просто коммерческими проектами, а элементами национальной экономической и технологической безопасности. Поэтому особенно важно уделять внимание сохранению компетенций, высококвалифицированных специалистов, предпринимать меры по предотвращению утечки знаний и кадров.
В-четвертых, правовая безопасность стартапов. Основным вопросом по обеспечению правовой безопасности является использование необходимых инструментов по защите результатов интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности. В условиях интеллектуализации экономики представляется необходимостью использование интеллектуальных активов [15]. Возможные последствия по созданию реальных предпосылок для возникновения вызовов и угроз экономической безопасности в условиях интеллектуализации современной экономики затрагивают как интересы участников стартапа, так и государства. Также можно выделить вопросы кибербезопасности и контроля доступа, например, к информации о критических технологиях.
Представленный анализ ключевых угроз экономической безопасности стартапов и фундаментальных основ их защиты формирует важную концептуальную базу для дальнейшего углубленного изучения данной проблематики. Особую значимость это направление исследований приобретает в контексте обеспечения устойчивого технологического развития и укрепления конкурентных позиций России на глобальной арене.
В современных условиях, характеризующихся высокой динамикой технологических изменений и ужесточением международной конкуренции, вопросы экономической безопасности стартапов выходят за рамки частных предпринимательских интересов. Они приобретают стратегическое значение для сохранения технологического суверенитета страны, формирования инновационного задела, противодействия внешним вызовам и угроза, а также развития человеческого капитала через создание условий для профессиональной реализации талантливых специалистов.
Поддержка стартапов и формирование основ их экономической безопасности является стратегически важной задачей, решение которой будет способствовать созданию благоприятных условий для развития высокотехнологичного предпринимательства, что соответствует стратегическим приоритетам России в области научно-технологического развития и обеспечения экономической безопасности в долгосрочной перспективе.
1. Senchagov, V. K. Economic security of Russia: General course: Textbook / Edited by V.K. Senchagov. 2nd ed.– Moscow: Delo, 2005. pp. 738-739.
2. Innovative Russia 2020 (Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020). Moscow: Higher School of Economics, 2011, p. 140.
3. "Mishustin instructed to launch support for growing technology companies." RIA News. – URL: https://ria.ru/20211201/mishustin-1761646346.html (date of access: 24.03.2025).
4. "Take–off - from startup to IPO." A strategic initiative. – URL: https://vzlet.economy.gov.ru/investors (date of access: 21.03.2025).
5. Long-term activity program of the Joint-Stock company "Federal Corporation for the Development of Small and Medium-Sized Enterprises" for 2021-2025. – URL: https://corpmsp.ru/upload/iblock/67e/75svw2eu94vlwzohiwtp8i3kuimyu3ob/!!!Date of change %20ot%2004.10.2024_168_ red%20blank.pdf (date of access: 21.03.2025).
6. The Student Startup program. Foundation for the Promotion of Innovation. – URL: https://fasie.ru/programs/programma-studstartup / (date of access: 22.03.2025).
7. Decree of the President of the Russian Federation dated 02/28/2024 No. 145 "On the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation". – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470973/491d0aad1a57443c712cfdf119c49c7d5291eab8 / (date of access: 23.03.2025).
8. "Small innovative business is gaining momentum." National Research Institute "Higher School of Economics". – URL: https://issek.hse.ru/news/950207637.html (date of access: 19.03.2025).
9. Report "On the state of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation and measures for its development for 2019-2023." Ministry of Economic Development of the Russian Federation. – URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/f1c2180f1319ea2480ac174fa780a37b/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rf_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_2019_2023_gg.pdf (date of access: 19.03.2025).
10. The "Start" program. Foundation for the Promotion of Innovation. – URL: https://fasie.ru/programs/programma-start / (date of access: 20.03.2025).
11. "Russian Venture Capital Investment Market 2024". Moscow Innovation Cluster. – URL: https://ict.moscow/static/pdf/files/venchur.pdf (date of access: 21.03.2025).
12. "Maksut Shadaev summed up the main results of work for 2024." Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation. – URL: https://digital.gov.ru/mediacontent/maksut-shadaev-podvyol-klyuchevye-itogi-raboty-za-2024-god (date of access: 20.03.2025).
13. Decree of the President of the Russian Federation dated 05/13/2017 No. 208 "On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030". – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629 / (date of access: 19.03.2025).
14. Oleynikov, E. A. Economic and national security / E.A. Oleynikov, Moscow: Exam, 2005, p. 112.
15. Oganyan, V. A. Development of new and adaptation of existing methods and mechanisms for improving the economic security of individual entrepreneurs using intellectual assets / V. A. Ohanyan // Economics and entrepreneurship. – 2022. – № 4(141). – P. 342.