RESULTS OF THE WTO MINISTERIAL CONFERENCE IN ABU DHABI AND NEW PRIORITIES OF D. TRUMP'S TRADE POLICY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the results of the WTO Ministerial Conference held in 2024 in Abu Dhabi (UAE). The signing of the final Declaration which outlined the commitment of WTO members to the international trading system was noted. The agreement was reached on the reform of the dispute settlement system. The reasons for not signing new agreements on agriculture and fisheries are revealed. The polar approaches of countries on the issue of simplifying investment procedures are noted. The reasons for the need to reform the WTO are substantiated. The strategic priorities of D. Trump's trade policy are identified. A conclusion is made about preserving the WTO's status as the main international forum in the future.

Keywords:
WTO, dispute settlement system, least developed countries, trade policy, American protectionism
Text

В конце февраля – начале марта 2024 г. в Абу-Даби состоялась 13-я Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО), по итогам которой была подписана итоговая Декларация, подтверждающая приверженность членов ВТО сохранению и усилению международной торговой системы. На конференции обсуждались вопросы развития сельского хозяйства, отмены рыболовных субсидий, торговли и развития, проведения реформы разрешения торговых споров и реформирования самой ВТО, электронной торговли, упрощения инвестиций.

В ходе конференции предполагалось подписание ряда соглашений, в частности, касающихся вопросов сельского хозяйства и рыболовства. Однако они не были подписаны из-за существующих разногласий между странами- членами ВТО, разрешить которые в ходе подготовки к конференции не удалось.

Министрам стран-членов ВТО не удалось принять вторую часть соглашения об ограничении рыболовных субсидий, которые стимулируют избыточный вылов. Переговоры о положении дел в рыболовстве, затрагивающие вопросы сокращения рыболовных субсидий и вылова рыбных ресурсов ведутся, начиная с Министерской конференции 2017 г. в Буэнос-Айресе. Рыболовные субсидии широко используют Китай, Республика Корея, Япония, занимающие сдержанную позицию по вопросу принятия соглашения в целом.   Первая часть соглашения, касающаяся запрета на нерегулируемый рыбный промысел, и согласованная в июне 2022 года, получила на конференции в Абу-Даби одобрение 71 страны. Для ее вступления в силу понадобится ратификация еще 40 участников, поскольку для вступления соглашения в силу требуется присоединение к нему двух третей стран — членов ВТО [1]. Россия одобрила первую часть соглашения. Завершить переговоры по рыболовным субсидиям помешала неготовность стран к ограничению поддержки национальных производителей, отказу от рыболовных субсидий, стимулирующих избыточный вылов рыбы. Члены ВТО не смогли прийти к консенсусу при определении объема льгот, на которые претендовали развивающиеся страны. С их точки зрения предлагаемый объем льгот не достаточен для них. В ходе переговоров России удалось отстоять возможность применения субсидий для вылова водных биоресурсов в районах за пределами действия национальных юрисдикций. С предложением России страны – члены ВТО согласились.

По вопросам развития сельского хозяйства не удалось добиться взаимопонимания между странами, учитывая сохранение полярных подходов к их решению. В качестве главного препятствия остается позиция Индии по осуществлению закупок в государственные резервы. Индия выступает за создание и поддержание на должном уровне государственных запасов в целях обеспечения продовольственной безопасности внутри страны, ограничивая тем самым возможности для поставок сельскохозяйственной продукции в другие страны [2].

Не была решена проблема реформирования ВТО, одна из наиболее актуальных, но одновременно наиболее сложных для международной организации. Причинами необходимости реформирования ВТО являются торговые конфликты в отношениях США с Китаем, растущий американский протекционизм, необходимость согласования на многостороннем уровне возникновение новых сфер торговли, связанных с цифровизацией мировой экономики, защитой окружающей среды.

Важным является снятие блокирования Апелляционного органа (АО) для разрешения споров, который не функционирует с конца 2019 г. из-за действий США. Именно с конца 2019 г. США начали систематически блокировать процесс назначения новых арбитров в АО. Апелляционный орган ВТО не работает из-за нехватки судей. Их назначение было заблокировано американской стороной. Между тем, согласно правилам ВТО, для принятия решения о назначении арбитров требуется консенсус всех государств-членов, включая США. Позиция американцев по данной проблеме не однозначна.   Можно согласиться с рядом аргументов представителей США. С их точки зрения, не следует на стадии апелляции полностью опровергать выводы третейских судей. Нередко на стадии апелляции затягивается разбирательство, высказывается намерение сохранить в силе положения и меры, признанные не соответствующими нормам ВТО в ходе спора. Намерение США заморозить назначение арбитров в Апелляционный орган и приостановить деятельность АО отрицательно расценивается другими членами ВТО. Альтернативный механизм, запуск которого был инициирован Евросоюзом (Россия к нему не присоединилась), также позволяет применять ответные меры в отношении стороны, проигравшей спор, однако сам выбор этого механизма в каждом случае должен подтверждаться обеими сторонами [3]. Евросоюз создал временный арбитражный механизм без участия представителей США, но с участием Китая. Наряду с Россией и США к европейской арбитражной договоренности не присоединилась Япония.

Принятая в Абу-Даби итоговая декларация подтвердила обязательство стран договориться о реформе системы разрешения споров в течение 2024 года. Из-за действий США многие члены ВТО не смогли завершить ранее начатые арбитражные процедуры. Среди них и Россия, выигравшая ряд исковых дел в первой инстанции и в то же время не имеющая возможности добиться исполнения решений из-за обращения европейских стран в апелляционный орган. Ущерб от дискриминационных мер против российского экспорта, процедура оспаривания по которым в рамках Органа по разрешению споров не завершена, составила на февраль 2024 г. 900 млн долл. США [4].

  Критика членов ВТО действий США перед подготовкой Женевской конференции 2022 г. заставила американцев пересмотреть свою политику. Представители США согласились начать работу по реформе системы разрешения споров с целью ее завершения в 2024 г. В течение последних месяцев 2023 г. и в 2024 г. на площадке ВТО проходили предметные дискуссии и вырабатывались проекты решений, способствующие восстановлению и модернизации системы разрешения споров, в которых принимали участие и российские эксперты. До конца 2024 г. реформа механизма разрешения споров не была осуществлена. В случае отказа от восстановления полноценного функционирования Апелляционного органа, под угрозу могут быть поставлены не только усилия членов ВТО по реформированию органа по разрешению споров, но и перспективы укрепления системы многосторонней торговли, в целом.

За восстановление деятельности Апелляционного органа активно выступают наименее развитые страны, многие из которых рассматривают механизм разрешения споров, как главное условие их участия в ВТО. Поддержке наименее развитых стран на конференции в Абу-Даби было уделено значительное внимание, что нашло отражение в принятой итоговой декларации.  Именно в вопросе поддержки наименее развитых стран государства-члены ВТО смогли достичь консенсуса. Речь идет о продлении в отношении наименее развитых стран преференциального режима. Для обеспечения участия в конференции наименее развитых стран Объединенные Арабские Эмираты выделили более 270 000 долларов США [5].  Помощь этим странам оказали и другие члены ВТО через Целевой фонд НРС, создаваемый для каждой министерской конференции. Многие члены ВТО вносят взносы в этот фонд.

Страны-участницы ВТО в ходе конференции в Абу-Даби продлили мораторий на применение таможенных пошлин к электронной передаче данных до 31 марта 2026 года, когда решено провести следующую Международную министерскую конференцию. Это стало одним из основных результатов конференции, доказывающим, что ВТО становится ключевой площадкой для регулирования электронной торговли.  Против решения о продлении моратория выступали Индия и Китай, объясняющие свою позицию недополученными доходами. С точки зрения представителей этих государств, отказ от моратория обеспечит рост поступлений в бюджеты стран и возможность их использования для устойчивого развития экономики.

 На площадке конференции обсуждалось многостороннее соглашение об упрощении инвестиций, под которым подписались 123 члена ВТО из 166, включая Россию. Стремление большинства стран к выработке единых многосторонних правил и процедур в сфере инвестиций является значимым результатом тринадцатой министерской конференции. Это соглашение формирует единые правила доступа инвесторов к информации о действующих разрешительных требованиях. ВТО рассматривается в качестве главного международного форума по вопросу упрощения процедур инвестирования [6]. Соглашение об упрощении инвестиций должно облегчить иностранным инвесторам, в том числе и российским, доступ на рынки развивающихся стран, в частности на рынки африканских государств, посредством ослабления административных барьеров. К сожалению, не все развивающиеся страны, включая Индию и ЮАР намерены подписать соглашение об упрощении инвестиций.

России удалось на конференции в Абу-Даби не допустить легализации применения торговых барьеров под предлогом реализации климатической и экологической политики. Однако данный вопрос может стать одним из главных в ходе следующей конференции ВТО. Между тем, нельзя не учитывать позицию администрации Д. Трампа в отношении европейской климатической повестки. Принятый ЕС механизм трансграничного углеродного регулирования (ПКУМ) США рассматривают как меру, ущемляющую интересы американских компаний. Подобная позиция выгодна России и другим странам-экспортерам энергоемкой продукции, которые на площадке ВТО последовательно выступают против внедрения ПКУМ.

Основным достижением конференции в Абу-Даби стало первое за восемь лет официальное присоединение двух новых членов — Коморских Островов и Восточного Тимора. С их вступлением число членов ВТО увеличилось до 166.  Из постсоветских республик в процессе присоединения к ВТО находятся Беларусь, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан.

Решения, принятые по итогам Министерской конференции в Абу-Даби, свидетельствуют о том, что ВТО продолжает оставаться единственной многосторонней площадкой по выработке и регулированию правил международной торговли, которой отведена ведущая роль в решении наиболее актуальных глобальных экономических и торговых вызовов.

Между тем, функции ВТО могут видоизменяться в соответствии с глобальными вызовами в условиях растущей геополитической напряженности.  Сегодня ясно, что абсолютной свободной торговли в мировом масштабе не будет. Будут нарастать протекционистские подходы к развитию торговли, усиливаться экономический национализм, провозглашенный новой администрацией Д.Трампа. В настоящее время США намерены проводить политику реиндустриализации, что предполагает обеспечение необходимыми ресурсами своих предприятий, поддержка национальных компаний с использованием пошлин, квот и ряда других протекционистских мер, что противоречит принципам ВТО. В нынешнем виде ВТО не может устраивать США, особенно в условиях ожидаемой трансформации американской экономической модели.

С приходом Д.Трампа к власти в январе 2025 г. существует высокая вероятность того, что США продолжат продвигать реформу ВТО, ориентированную на защиту и продвижение американских интересов. Такие усилия будут сосредоточены, в первую очередь, на пересмотр  преференций для развивающихся стран. США будут добиваться ограничения права на использование специального и дифференцированного режима странами с высоким уровнем экономического развития, такими как Китай, подчеркивая необходимость пересмотра их статуса в ВТО с учетом реальных экономических условий. В качестве главного «нарушителя» правил ВТО администрация Д.Трампа будет рассматривать КНР. США выступают против предоставления масштабных субсидий китайским государственным предприятиям. США будут придерживаться протекционизма в отношении КНР, поскольку в условиях свободной торговли экономическое положение Китая будет укрепляться. Взаимные тарифы и пошлины будут расти

В 2025 г. Д.Трамп подписал указ о введении 10-процентных пошлин на всю китайскую продукцию, поступающую на рынок США. Власти Китая подали иск к США в механизм разрешения споров Всемирной торговой организации, заявив, что решения Д. Трампа серьезно нарушают правила ВТО, подрывают сотрудничество между двумя странами и нарушают стабильность глобальных промышленных цепочек.

Одновременно Канада  намерена оспаривать в ВТО новые тарифы, введенные США. По мнению правительства Канады,  эти тарифы нарушают обязательства США перед ВТО и ЮСМКА, соглашением о свободной торговле, связывающим США, Канаду и Мексику. Д.Трамп заявил, что намерен ввести новые тарифы на импорт компьютерных чипов, фармацевтических препаратов, стали, алюминия, меди, нефти и газа в феврале 2025 г.

В предыдущий срок правления Д.Трампа высказывалось намерение выйти из ВТО ввиду низкой эффективности ее деятельности, неучета американских интересов.

Однако ожидать прекращения деятельности ВТО, даже при выходе из организации США, не приходится, хотя существует много вопросов об эффективности деятельности международной торговой организации. Усиление разногласий в рамках ВТО будет способствовать замедлению роста мировой торговли.

 

References

1. Ministerskaya konferenciya VTO v Abu-Dabi zavershilas' bez znachimyh rezul'tatov. URL: https://tass.ru/ekonomika/20135173

2. Draft Ministerial Decision on the TRIPS agreement - Revision WT/MIN(22)/W/15/Rev.2 URL : https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/MIN22/W15R2.pdf&Open=True

3. Multi-Party Interim Appeal Arbitration Arrangement (MPIA). URL: https://wtoplurilaterals.info/plural_initiative/the-mpia/

4. Karta torgovyh deystviy. URL : https://www.wto.ru/news/karta-torgovykh-deystviy/

5. OAE vydelyayut 240 000 shveycarskih frankov na podderzhku uchastiya naimenee razvityh stran v MC13. URL: https://www.vietnam.vn/ru/uae-dong-gop-240-000-chf-ho-tro-cac-nuoc-kem-phat-trien-nhat-tham-gia-mc13

6. Workshop on Investment Facilitation for Development. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/invest_e/workshopinvestjuly17_e.htm


Login or Create
* Forgot password?