ANALYSIS OF THE LABOR MARKET AND EMPLOYMENT RISKS IN THE KOSTROMA REGION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the modern world, the latest technologies and innovations are rapidly spreading, without which no sphere of our life can do today, therefore, one of the main tasks of modern public policy is the formation of a dynamic and effectively developing labor market that meets the needs of the economy of the Russian Federation. Based on the analysis of the current dynamics of the labor market and risks in this area, the article proves the positive influence of employment institutions on reducing threats and risks in the studied area on the example of the Kostroma region. Research methods: general scientific methods of formal logic, institutional and statistical analysis, a systematic approach and methods of economic analysis. The results obtained in the course of the study and the proposed ways to improve risk management in the field of employment can be used in the activities of the Department of Labor and Social Protection of the Population, as well as in improving the development strategy of the Kostroma region.

Keywords:
the labor market, threats and risks of employment
Text

 

Введение

Актуальность исследования рисков рынка труда в региональной экономике обусловлена тем, что состояние данного рынка в долгосрочном периоде является индикатором социально-экономического развития территории, а в краткосрочном периоде с 2019 по 2021 гг. (годы пандемии) рынок труда испытывал шоки рыночной нестабильности, на которые были своевременно сформированы меры активной политики по поддержанию данного рынка со стороны государства: в данный период были включены беспрецедентные многоаспектные меры финансового и налогового стимулирования бизнеса, с целью сохранения занятости населения. А в настоящее время, дефицит кадров был отдельно отмечен ЦБ РФ как ключевой риск. Следовательно, управление рисками в сфере занятости в регионах требует пристального внимания со стороны государственных и муниципальных органов.

Объект исследования в работе рынок труда Костромской области. Предмет исследования методическое обеспечение управления рисками в сфере занятости региона. Целью работы является теоретическое обоснование участия государства в поддержке рынка труда и апробация методического обеспечения управления рисками в сфере занятости Костромской области.

В исследовании будет произведена проверка двух рабочих гипотез: 1) современная неравновесность рынка труда определяется недостаточным предложением квалифицированных кадров, что ведет к снижению производительности труда; 2) законодательная поддержка сферы занятости через государственные институты снижает риски данной сферы.

Степень научной разработанности данной темы исследования

Теоретические и методологические основы исследования рынка труда формировались под влиянием классической школы (на основе анализа факторов производства); неоклассической (которая определяла равновесные состояния различных рынков), марксистской (в которой труд играл главенствующую роль в создании стоимости) и кейнсианской (макроэкономической теории, определявшей наличие безработицы, как неотъемлемой части рыночной системы). Также важна институциональная школа, современные направления которой доказывают взаимосвязь динамики экономических (в том числе трудовых отношений) с динамикой институтов.

Проблемам устойчивости функционирования регионального рынка труда посвящены работы Ю.Б. Костровой, Ю.О. Лящук, О.Ю. Шибаршиной [3]. Механизмы управления разрывами на рынке труда предложены З.А. Васильевой, И.В. Филомоненко, Н.В. Разновой, А.Н. Русиной, О.В. Карпычевой [5]. Оценку рынка труда ряд авторов (А.Г. Коровкин, И.Н. Долгова, И.Б. Королев, А.Л. Синица, О.В. Нетеребский [4,6]) дают на основе показателя «напряженности данного рынка», причем высокая напряженность характеризует превышение предложения над спросом. Угрозам, рискам и экономической безопасности на региональном рынке труда посвящены работы: Л.С. Архиповой [1], Р.М. Садыкова, Ю.В. Мигуновой [8], Т.Н. Савиной [7]. Методика диагностики рисков и угроз на региональном рынке труда предложена М.С. Сюповой [10].

Результаты исследования

Рынок труда, в отличие от других факторов производства, имеет свои специфические черты и особенности. Кривая спроса имеет вид, как и у других факторов производства. А кривая предложения по мере роста заработной платы имеет «затухающий» рост, и на определенном уровне предложение труда начинает сокращаться. В условиях функционирующего рынка труда достаточно часто возникают ситуации, когда предложение превышает спрос. Однако, в России в настоящее время спрос на труд превышает предложение. Следовательно, неравновесие на рынке труда регулируется повышением цены труда. Вместе с тем, должны быть заложены ресурсы активизации инновационных макро- и микропроцессов будущих периодов, как базы качественных структурных преобразований в экономике, соответствующих современному научно-техническому развитию и угрозам внешнего мира [2,10]. Первичным элементом в таких структурных изменениях является качество человеческого капитала, трудовых ресурсов. Такие ресурсы могут быть сформированы при значительном участии государства и социальных институтов в механизмах его координации.

Основными законодательные институтами, регулирующие сферу занятости в Костромской области являются: на федеральном уровне - Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 № 565-ФЗ; на региональном уровне - Постановление администрации Костромской области от 18 апреля 2022 г. № 188-а «О реализации мероприятий в области содействия занятости населения Костромской области»; Распоряжение от 12 июля 2021 года № 165-ра Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года; Постановление от 10 июля 2023 года № 276-а Об утверждении государственной программы Костромской области «Содействие занятости населения Костромской области».

В среднем ежегодная кадровая потребность экономики региона в работниках со средним профессиональным образованием составляет порядка 3,5 тысяч человек, в специалистах с высшим образованием около 1,4 тысяч человек.

Отраслевая структура потребностей в кадрах со средним и высшим образованием в Костромском регионе представлена на рис. 1 и 2.

 

 

Рис. 1. Отраслевая потребность в кадрах со средним профессиональным образованием в Костромском регионе

Источник: составлено авторами.

 

Можно отметить профессиональную диаграмму потребности в кадрах с профильным средним образованием: это продавцы, медсестры, фельдшера, операторы и наладчики различных видов машин и оборудования, водители, швеи, механики и ремонтники сельскохозяйственного и производственного оборудования и др.

 

 

 

Рис. 2. Отраслевая потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием в Костромском регионе

Источник: составлено авторами.

 

 

Основная потребность в работниках с высшим образованием формируется по следующим профессиям: врачи-специалисты различных направлений, педагогические работники в начальном образовании, руководители предприятий в различных сферах деятельности, разработчики компьютерного программного обеспечения, бухгалтера, педагогические работники в дошкольном образовании, инженеры в промышленности и на производстве. 

Наиболее высокая потребность в кадрах в городах и районах с развитой производственной сферой и с реализуемыми инвестиционными проектами: это города - Кострома, Буй, Галич, Волгореченск, Шарья, Мантурово;  и районы – Костромской, Кадыйский, Галичский, Нерехтский муниципальные районы. Также потребность в кадрах, в том числе экономического и управленческого направления, в бюджетной сфере, и в силу выбытия кадров.

Надо отметить, что территория региона практически полностью может обеспечивать воспроизводство необходимых кадров в регионе, так как в регионе  три федеральных вуза и 27 профессиональных образовательных организаций.

Регион обеспечивается кадрами извне только по медицинским направлениям.

Кроме того, все профессиональные образовательные организации и вузы реализуют широкий спектр  ДПО (профессиональных программ по переподготовке кадров).

На рынок труда в Костромской области существенное влияние оказывает миграция населения (рис. 3).

 

 

 

 

Рис. 3. Трудовые ресурсы и миграционная политика. (Рассчитано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики по Костромской области)

Источник: составлено авторами.

 

За рассматриваемый период показатель миграционного прироста   максимального значения достиг в 2020 году (174 чел.), но в основном регистрируется миграционная убыль (при этом весьма показательны 2018 и 2023 годы). За период с 2018 по 2023 гг. среднегодовая численность занятых в экономике снизилась на 4,3  тысячи человек.

В целом можно отметить негативные тенденции на рынке труда  Костромской области: сокращение доли трудоспособного населения, сокращение численности рабочей силы, структурная несбалансированность рынка труда. В связи с этим на реализацию мероприятий программы по содействию занятости населения ежегодно из средств областного бюджета предусматривается порядка 17,0 млн. рублей.

В таблице 1 показаны основные показатели рынка труда Костромской области за 2018-2023гг.

 

Таблица 1

Динамика основных показателей рынка труда Костромской области за 2018-2023гг. (Рассчитано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики по Костромской области)

Наименование показателя

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2023 к 2018,%

Уровень экономической активности,%

52,1

50,9

55,4

55,7

55,4

51

-1,1

Уровень безработицы,%

4,5

4,1

5,9

4,6

3,6

3,2

-1,3

Уровень занятости,%

56,6

55,9

55,6

56,4

56,2

57

0,4

Уровень регистрируемой безработицы,%

0,6

0,7

3,6

0,8

0,5

0,3

-0,3

Коэффициент напряжённости

0,5

0,5

0,8

0,6

0,3

0,3

-0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

Источник: составлено авторами.

 

За исследуемый период уровень экономической активности упал на 1,1%. Причиной спада может быть сокращение числа потенциальных работников. Максимального значения показатель достиг в 2021 году, а минимальное значение приходится на 2023 год.

За рассматриваемый период уровень безработицы снизился на 1,3%, так как вырос уровень социальной поддержки населения государством, а также увеличилось количество вакансий на средних и малых предприятиях. Так же можно выделить и другие причины такого низкого уровня безработицы. Первым фактором может служить расширение производства в промышленности, а вторым фактором можно выделить сокращение рабочей силы за счёт мобилизации и привлечения добровольцев-контрактников и массовой релокации молодых квалифицированных специалистов. Максимального значения показатель достиг в 2020 году из-за пандемии, а минимального значения в 2023 году.

В период с 2018 по 2023 гг. уровень занятости населения вырос на 0,4%, в целом данный индикатор не показывал существенных колебаний. Увеличение роста занятости населения напрямую зависит увлечения количества рабочих мест на предприятии. Так же важными факторами можно выделить увеличение заработной платы и повышение уровня внутрифирменной социальной поддержки работников. Максимального значения показатель достиг в 2023 году, а минимального в 2019.

Уровень регистрируемой безработицы снизился на 0,3% за рассматриваемый период. Максимального значения показатель достиг в 2020 году, а минимального в 2023.

За рассматриваемый период коэффициент напряжённости снизился на 0,2 за счёт сокращения численности безработного населения и роста вакансий рабочих мест. Максимального значения показатель достиг в 2020 году, а минимального в 2022 и 2023 гг.

Одним из ключевых факторов, влияющих на текущее состояние рынка труда в Костромской области, является серьезная нехватка рабочей силы.

Далее будет произведен расчёт основных индикаторов рисков и угроз на рынке труда Костромской области (табл. 2).

 

Таблица 2

Основные индикаторы рисков и угроз экономической  безопасности на рынке труда Костромской области за 2018-2023 гг. (Рассчитано авторами по данным Федеральной службы государственной статистики по Костромской области)

 

Наименование индикатора

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Уровень занятости ,%

56,6

55,9

55,6

56,4

56,2

57

Уровень безработицы по методологии МОТ,%

4,5

4,1

5,0

5,1

5,2

5,1

Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 месяцев

16

15

18

17

14

13

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

5,6

5,8

6,2

5,4

4,7

4,5

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

27724

31421

32220

35967

40242

46730

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

109,6

108,1

98,6

104

97,3

108

Уровень участия в рабочей силе, %

59,3

58,3

58,9

58,9

58,9

58,9

Индекс физического объёма ВРП, % к предыдущему году

100,3

101

95,1

105,2

98,3

-

Индекс производительности труда, в % к предыдущему году

101,3

102,8

99,5

104,2

97,1

-

Источник: составлено авторами.

 

За рассматриваемый период уровень занятости населения вырос на 0,4%. Увеличение роста занятости населения напрямую зависит увлечения количества рабочих мест на предприятии. Так же важными факторами можно выделить увеличение заработной платы и повышение уровня внутрифирменной социальной поддержки работников. Максимального значения показатель достиг в 2023 г., а минимального в 2019 году.

Уровень безработицы по методологии МОТ за данный период вырос на 0,6%. Максимального значения показатель достиг в 2022 г., а минимального в 2019 году.

Средняя продолжительность поиска работы за рассматриваемый период снизилась на 1,1 месяца. Максимального значения показатель достиг в 2020 г., а минимального в 2023 году.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за перевод исследования выросла на 19006 рублей. Заработная плата выросла за счёт индексации денежных средств на предприятиях для поддержания покупательной способности и реальных доходов сотрудников. Максимального значения показатель достиг в 2023 г., а минимального в 2018 году.

Реальная начисленная заработная плата упала на 1,6 пункта за рассматриваемый период. Это говорит нам о том, что покупательная способность людей упала за счёт высокого повышения цен на товары и услуги. Максимального значения показатель достиг в 2018 г., а минимального в 2022 году.

Уровень участия в рабочей силе снизился на 0,4% за исследуемый период, что говорит нам о повышении количества человек трудоспособного возраста, которое активно участвует в деятельности рынка труда. Максимального значения показатель достиг в 2018 г., а минимального в 2019 году.

Индекс физического объёма ВРП за рассматриваемый период достиг наивысшего значения в 2021 г., а минимального в 2020 году. Основными причинами снижения данного показателя в 2022 году по сравнению с 2021 являются ужесточение санкционного давления, включая вторичные санкции, в том числе изменением объемов и структуры спроса.

Индекс производительности труда за рассматриваемый период достиг высшего значения в 2021, а минимального в 2022 году. Предположительной причиной снижения показателя является неравновесное состояние рынка, как и предположили на основании теории, - недостаточное предложение труда, особенно квалифицированного с соответствующим уровнем образования.

Положительные тенденции на рынке труда Костромской области наглядно представлены на рисунке 4 и 5.

 

 

 

 

Рис. 4. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

Источник: составлено авторами.

 

 

 

 

 

Рис. 5. Средняя продолжительность поиска работы, мес.

Источник: составлено авторами.

 

 

Следующим этапом данного анализа будет процедура нормирования показателей для выявления угроз рынка труда Костромской области за 2022-2023 гг. (табл. 3).

 

Таблица 3

Анализ нормированных индикаторов рисков и угроз экономической безопасности на рынке труда Костромской области за 2021-2023 гг. (по методике М.С. Сюповой [10])

 

Показатель

2021

Уровень опасности

2022

Уровень опасности

2023

Уровень опасности

Уровень занятости

0,94

Умеренный риск

0,93

Умеренный риск

0,96

Умеренный риск

Уровень безработицы по методологии МОТ

0,85

Умеренный риск

0,87

Умеренный риск

0,85

Умеренный риск

Удельный вес безработных, ищущих работу более 12 месяцев

0,79

Высокий риск

0,85

Умеренный риск

0,86

Умеренный риск

Средняя продолжительность поиска работы, мес.

0,77

Высокий риск

0,98

Умеренный риск

0,86

Умеренный риск

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб.

0,63

Умеренная угроза

0,62

Умеренная угроза

0,62

Умеренная угроза

Реальная начисленная заработная плата, в % к предыдущему году

1,04

Безопасное состояние

0,97

Умеренный риск

1,08

Безопасное состояние

Уровень участия в рабочей силе, %

0,95

Умеренный риск

0,94

Умеренный риск

0,94

Умеренный риск

Индекс физического объёма ВРП, % к предыдущему году

1

Безопасное состояние

0,93

Умеренный риск

-

-

Индекс производительности труда, в % к предыдущему году

0,99

Умеренный риск

0,94

Умеренный риск

-

-

                 

Источник: составлено авторами.

 

Анализ индикаторов рисков и угроз экономической безопасности сферы занятости Костромской области по нормируемым показателям позволил сделать следующие итоговые выводы. По всем индикаторам наблюдается стабильно положительная динамика, которая характеризуется как состояние умеренного риска или умеренных угроз. Это говорит нам о грамотном регулировании рынка труда в Костромской области, а также о всемерной поддержке занятости на государственном уровне.

Таким образом, нашли свое подтверждение в рабочих гипотезы исследования: во-первых, современная неравновесность рынка труда определяется недостаточным предложением квалифицированных кадров, что ведет к снижению производительности труда; во-вторых, законодательная поддержка сферы занятости через государственные институты снижает риски данной сферы, в частности, институты благоприятно влияют на поддержание низкого уровня безработицы, на повышение средней заработной платы и на снижение средней продолжительности поиска работы на рынке труда в регионе.

 

 

References

1. Arhipova L.S. Vliyanie kon'yunktury rynka truda na ekonomicheskuyu bezopasnost' regiona // Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2020. № 3(63). S. 3.

2. Grabova O.N., Sviridov N.N., Kozlova M.A. Faktornyy analiz social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Central'nogo Federal'nogo okruga // Voprosy regional'noy ekonomiki. 2016. № 3 (28). S. 22-32.

3. Kostrova Yu.B., Lyaschuk Yu.O., Shibarshina O.Yu. Problemy razvitiya regional'nogo rynka truda: monografiya / Yu.B. Kostrova, Yu.O. Lyaschuk, O.Yu. Shibarshina. – Moskva: Moskovskiy universitet im. S.Yu. Vitte. 2021. 247 s.

4. Korovkin A.G., Dolgova I.N., Korolev I.B., Sinica A.L. Ocenka napryazhennosti na rynke truda: regional'nyy i otraslevoy aspekty // Nauchnye trudy: Institut narodnohozyastvennogo prognozirovaniya RAN. 2020. № 18. S. 449-465.

5. Mehanizmy upravleniya razryvami na rynkah truda regiona : monografiya / Z.A. Vasil'eva, I.V. Filomonenko, N.V. Raznova, A.N. Rusina, O.V. Karpycheva. – Krasnoyarsk: Sibirskiy federal'nyy universitet. 2022. 332 s.

6. Neterebskiy O.V. Ocenka effektivnosti instrumentariya napryazhennosti na rynke truda // Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii . 2017. № 4 (206). S. 65-70.

7. Savina T.N. Monitoring regional'nogo rynka truda skvoz' prizmu indikatorov ekonomicheskoy bezopasnosti // Finansy i kredit. 2017. № 45(765). S. 2711–2727.

8. Sadykov R.M., Migunova Yu.V. Ugrozy na regional'nom rynke truda i problemy zanyatosti naseleniya // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. 2016. № 3(426). S. 156–168.

9. Sviridov N.N., Grabova O.N., Suglobov A.E. Zemel'nyy vopros i demografiya // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. 2017. № 9. S. 97-104.

10. Syupova M.S. Diagnostika riskov i ugroz na regional'nom rynke truda // Ekonomika truda. 2023. Tom 10. № 12. S. 1841-1854.


Login or Create
* Forgot password?