employee
Russian Federation
5.2.3
5.2.4
5.2.5
5.2.6
5.2.7
796/799
This article is devoted to the study of a relatively new approach in the research literature – the human-oriented paradigm, which has now gained considerable popularity not only among researchers, but also decision makers. Based on the author's methodology, it is shown that the ideas of a human–oriented economy can be largely applied in practice in the management of such an important area from a social point of view - the sphere of physical culture and sports.
physical culture and sports management, physical culture management, sports management, human-oriented paradigm and sport, specifics of sports management
Введение. Сфера физической культуры и спорта представляет собой такую сферу общественных отношений, которая всецело направлена на удовлетворение потребностей индивидов. Таким образом, ее качественное развитие невозможно без изучения современных идей, затрагивающих вопросы учета потребностей индивидов в функционировании экономики. Одной из наиболее популярных подобных концепций в последние годы является человекоориентированный подход.
Целью данной работы является формирование методологии управления сферой физической культуры с учетом человекоориентированной парадигмы. В связи с этим в разделе 2 предполагается изучение понятия «человекоориентированный подход», особенностей применения его идей на практике. В разделе 3 впервые в исследовательской литературе представлен подход к формированию методологии управления сферой физической культуры и спорта с учетом идей человекоцентризма.
Предполагается, что использование авторского подхода на практике при формировании государственной экономической политики (в том числе документов стратегического планирования) позволит существенно повысить эффективность действующих инструментов и программ в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, а также разрабатывать новые инструменты и программы поддержки.
Роль человекоцентризма в экономике. В настоящее время осуществляется транзит от подхода «человек для экономики» к подходу «экономика для человека» (Насырова, 2022, 2023), в котором учет и удовлетворение потребностей индивидов рассматривается как важнейшая ценность функционирования экономической системы в целом. Таким образом, особую важность приобретает исследование феномена человекоориентированного подхода как значимого фактора развития экономики.
В исследовании Ивановой (2021) подчеркивается, что данный подход предполагает переход от накопления материальных благ как цели общественного развития к обретению духовных, моральных и нравственных ценностей и знаний, что в целом, кстати, вступает в противоречие с сущностью капиталистической системы. Подобные идеи нашли продолжение в работе Ворожихина (2021), в которой подчеркивается, что ключевое отличие традиционной экономической системы от человекоцентричной экономики заключается в том, что целью функционирования первой является повышение прибыли и снижение затрат, в то время как в рамках второй – повышение ценности людей в рамках любой экономической деятельности (в том числе за счет роста качества человеческого капитала).
В исследовании Samans (2024) при рассмотрении человекоориентированной экономики предполагается, что одной из ее ключевых составляющих является концепция медианного уровня жизни. При этом даже страны с примерно одинаковым средним подушевым доходом могут обладать разным уровнем медианного дохода, т.е. возникает «разрыв в уровне жизни» (living standards gap) или «разрыв в уровне социального благосостояния» (social welfare gap). Для его количественного измерения предлагается использовать многомерную оценку уровня жизни. Например, Всемирный экономический форум оценивает Индекс инклюзивного развития, который состоит из 12 показателей (в сфере роста и занятости, инклюзивности, равенства и устойчивого развития).
В целом понятие человекоориентированной экономики стало активно использоваться в литературе только в конце XX века. Например, в докладах Программы развития Организации Объединенных Наций развитие экономики стало рассматриваться в контексте фокуса не на динамике классических экономических показателей, а на индикаторах, характеризующих здоровье, продолжительность и уровень жизни человека, качество и доступность образования и др. Таким образом, даже в международных отношениях более важной задачей для развития глобальной экономики стала защита достоинств и прав людей (Глазунова, 2018).
Развитие экономики с точки зрения человекоориентированной парадигмы предполагает учет многообразных потребностей человека в функционировании экономической системы. В работе Насыровой (2021) предложен целый алгоритм встраивания ориентированного на человека подхода в экономику. Так, на первом этапе лицам, принимающим решения в экономической системе, необходимо выделить конкретные потребности человека (включают потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в новых знаниях и др.), на удовлетворение которых должны быть направлены мероприятия и активности. На втором этапе должны быть выделены определенные ресурсы (в том числе материальные, человеческие, информационные), которые потребуются для создания отдельных благ, направленных на удовлетворение конкретных потребностей людей. На третьем и четвертом этапах происходит формирование определенных благ через взаимодействие конкретных ресурсов и соответствующих сфер экономической системы. На пятом этапе создается эффект от полученных результатов. Таким образом, осуществляется переход экономики на иной уровень развития – как более высокий (в случае прогрессивных изменений), так и более низкий (в случае регрессивных изменений).
Важно отметить, что человекоцентричный подход можно применять не только на макроуровне (например, уровне отдельного региона или страны), но и на мезо- (т.е. на уровне отдельных отраслей экономики и рынков) и микроуровне (т.е. на уровне отдельно взятых объектов и организаций). Например, в работе Забелиной и др. (2020) концепция экономики, ориентированной на человека, рассматривается на примере рынка труда, в рамках которого работникам предоставляются максимально широкие возможности для обучения и трудоустройства. При этом система образования построена таким образом, чтобы предоставить людям возможность прохождения персонализированного обучения на протяжении всей жизни. Задача работодателей состоит в том, чтобы подбирать сотрудников на базе реальных навыков, а не формального образования, чтобы обеспечить возможность максимальной самореализации сотрудников.
В исследовании Овчинниковой, Лебедевой (2023) предлагается использовать данный подход на уровне отдельно взятых организаций. Таким образом, функционирование человекоцентричной организации направлено на удовлетворение потребностей индивидов и общества в целом за счет эффективно выстроенных бизнес-процессов, ориентированных на клиентов, и успешно сформированной организационной культуры. При этом подобные организации ориентируются на улучшение опыта пользователей, клиентов и общества. Это приводит к тому, что их целевые показатели эффективности не связаны в полной мере с динамикой бизнес-показателей (продаж, прибыли, роста стоимости акций). Данные организации ориентированы на расширение возможностей сотрудников, для чего внутри созданы команды, которые выполняют определенные задачи в рамках своих полномочий. Основными типами преобразований, которые приводят к созданию человекоцентричной организации – применение методов гибкого управления, дизайн-мышление и цифровая трансформация.
При этом человекоориентированная парадигма в современных условиях также должна быть применена в управлении сферой физической культуры и спорта. Например, в работе Li (2012) подчеркивается, что идеи человекоцентризма в развитии данной сферы общественных отношений выражаются в том, что концепция необходимости физической активности должна широко продвигаться среди населения (особенно среди молодежи), в то же время патриотизм и национальный дух народа должен укрепляться проведением крупных международных спортивных мероприятий, а спортивная индустрия в целом должна стать одним из инструментов дипломатии (в том числе примером применения «мягкой силы»).
Важно отметить, что в целом концепция ориентации на человека и его потребности уже широко используется в спортивной индустрии. В этой связи целесообразно упомянуть принципы Олимпийского движения, которые были сформированы Пьером де Кубертеном. Например, в качестве целей олимпизма декларируется служение спорта гармоничному развитию человека для создания мирного общества, которое проявляет заботу о сохранении человеческого достоинства (Волков и др., 2017). При этом олимпийские ценности получили довольно широкое распространение, поскольку они впоследствии начали использоваться не только в контексте профессионального, но и любительского спорта (Сучилин, 2012).
Методология управления сферой физической культуры и спорта.
На базе идей, изложенных в предыдущем разделе, можно сформулировать методологию управления сферой физической культуры и спорта в контексте человекоориентированной парадигмы (Рисунок 1). В частности, основной целью функционирования данной сферы общественных отношений является удовлетворение отдельных потребностей индивидов.
В сфере физической культуры и спорта можно выделить следующие потребности:
- Материальные – денежные средства, инвентарь и спортивная одежда, которые необходимы индивидам, прежде всего, для осуществления их профессиональной деятельности в сфере спорта;
- В самореализации – стремление человека реализовать свои таланты и способности;
- В поднятии духа – потребность в положительных эмоциях с целью повышения удовлетворенности жизнью и мотивации на созидательные поступки;
- В заботе о теле – потребность в физических нагрузках в контексте укрепления здоровья, сохранения работоспособности энергии;
- В знаниях – стремление человека получить необходимую информацию о правильности занятий физической культуры и спортом;
- В услугах – потребность в наличии специализированного места с компетентными специалистами, под руководством которых индивиды с наибольше эффективностью занимаются физической культурой и спортом;
- В спортивных объектах – потребность в наличии специализированной площадки (как стадиона или арены, в которой предоставляются различные платные/бесплатные услуги, либо проводятся различные мероприятия, так и бесплатных площадок на придворовых территориях и/или парках);
- В мероприятиях – потребность индивидов в участии (как для спортсменов-любителей, так и профессионалов) и/или посещении различных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Рис. 1. Концепция методологии управления сферой физической культуры и спорта
Источник: составлено автором
Этап выявления конкретных потребностей является важным для дальнейшего выстраивания системы управления сферой физической культуры и спорта, поскольку именно на его базе определяются конкретные человеческие, информационные и материальные ресурсы, которые будут необходимы для достижения конечной цели. При этом система управления не будет эффективной без выбора определенных средств достижения, среди которых следует выделить:
- Программу – комплексный документ стратегического планирования, в рамках которого осуществляется средне- и/или долгосрочное развитие сферы физической культуры и спорта;
- Проект – комплекс взаимосвязанных действий, направленный на решение конкретных задач в сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
- Мероприятие – организованные занятия индивидов физической культурой и спортом и/или спортивные соревнования (регионального, национального и/или международного уровня), тренировочные мероприятия и другие активности для подготовки к спортивным соревнованиям;
- Деньги – средства, напрямую выделяемые индивидам, осуществляющим деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- Спортивный объект – объект нежилого имущества или целый комплекс нежилого имущества, который предназначен для проведения физкультурно-оздоровительных и/или спортивных мероприятий;
- Спортивную организацию – организация, которая осуществляет деятельность в сфере спорта с целью подготовки спортсменов, проведения физкультурно-оздоровительных и/или спортивных мероприятий или иной деятельности, связанной со спортом (Попов и др., 2016)
- Инвентарь – снаряды, приспособления, устройства и средства, предназначенные для осуществления физкультурно-оздоровительной и/или спортивной деятельности;
- Одежду – спортивная одежда (в том числе спортивная обувь), предназначенная для занятий спортом или физическими упражнениями.
В результате применения средств достижения индивиды получают конкретные блага, среди которых:
- Эмоции – положительные чувства, вызванные действием спектра гормонов (дофамина, эндорфинов, адреналина и окситоцина) в результате участия и/или просмотра физкультурно-оздоровительных и/или спортивных мероприятий;
- Товары – спортивная одежда, инвентарь, сувениры, которые индивиды получают для участия или в результате участия и/или просмотра физкультурно-оздоровительных и/или спортивных мероприятий;
- Услуги – бесплатные или платные спортивные услуги, проводимые компетентными специалистами (в том числе спортсменами, тренерами и др.);
- Знания – совокупность достоверных сведений о физкультурно-оздоровительной и/или спортивной деятельности, а также о здоровом образе жизни, которые индивиды могут использовать в повседневной жизни;
- Деньги – средства, получаемые индивидами (в том числе заработная плата и премии за спортивные достижения), осуществляющими деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- Физическая активность – движение тела, производимое скелетными мышцами и требующее расхода энергии.
Одной из основных особенностей качественной системы управления сферой физической культурой и спорта является осуществление мониторинга, который предполагает, как оценку эффективности осуществляемых мер, так и получение качественной обратной связи от индивидов (в том числе в виде опросов, интервью, фокус-групп и др.). В случае, если на практике будет установлено, что реализуемая система управления в недостаточной степени эффективна и не приводит к удовлетворению потребностей индивидов, то следует вернуться на предыдущие уровни и пересмотреть либо средства достижения цели, либо используемые ресурсы и средства достижения цели. В случае эффективно работающего механизма будет достигнута первоначальная цель – удовлетворены потребности индивидов.
Однако важно отменить, что реализация данного алгоритма невозможна без качественного целеполагания и определения системы индикаторов, которые определяют эффективность и результативность системы управления. Таким образом, предложенную концепцию методологии следует на практике использовать совместно с «теорией изменения», которая была описана выше. Кроме того, важно понимать, что достижение поставленной цели представляет собой долгосрочный процесс, в связи с чем система управления должна в значительной степени ориентироваться на достижение промежуточных количественных и качественных показателей, которые свидетельствуют либо о результативности/эффективности действующей системы управления, либо могут являться основой для ее последующей корректировки.
Заключение. В данной работе было раскрыто понятие «человекоориентированная парадигма», в рамках которой предполагается, что целью функционирования экономической системы в целом и отдельных ее частей является не достижение прибыли и экономический рост, а повышение качества жизни и удовлетворение потребностей индивидов. В работе также показано, что идеи человекоцентризма могут быть успешно встроены в систему управления физической культуры и спорта.
Кроме того, в данном исследовании была предложена концепция методологии управления физической культуры и спорта, которая учитывает ориентацию данной сферы общественных отношений на удовлетворение потребностей индивидов. Именно поэтому на практике система управления будет являться эффективной только в том случае, если она будет направлена на реализацию конечной цели, чего невозможно добиться без правильно выбранных ресурсов, средств достижения цели, а также регулярного мониторинга осуществляемых мер (в том числе за счет качественной обратной связи от субъектов регулирования, т.е. индивидов) и применяемых инструментов государственной политики.
1. Li Daiyong. Research on the Competitiveness of Chinese Sports Industry Based on the Diamond Model // International Journal of Advancements in Computing Technology. – 2012. – № 15. – p. 123–130.
2. Samans R. Human-Centred Economics: The Living Standards of Nations. – Springer Nature, 2024. – 356 p.
3. Volkov V. K. i dr. O prichine nazrevayuschego krizisa Olimpiyskogo dvizheniya // Olimpizm: istoki, tradicii i sovremennost'. – 2017. – S. 375–378.
4. Vorozhihin V. V. O stanovlenii novoy paradigmy innovacionnyh sistem // Innovacii. – 2021. – № 12. – S. 34–46.
5. Glazunova E. N. K voprosu o genezise ponyatiya «ustoychivaya bezopasnost'» // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. – 2018. – T. 10. – № 2. – S. 3–32.
6. Zabelina O. V., Mayorova A. V., Matveeva E. A. Transformaciya vostrebovannosti navykov i professiy v usloviyah cifrovizacii rossiyskoy ekonomiki // Ekonomika truda. – 2020. – T. 7. – № 7. – S. 589–608.
7. Ivanova T. L. Formirovanie mehanizma strategicheskogo planirovaniya i upravleniya ustoychivym razvitiem socioekonomicheskih sistem // Bol'shaya Evraziya: razvitie, bezopasnost', sotrudnichestvo. – 2021. – № 4-1. – S. 58–64.
8. Macievskaya Yu. A. Dizayn-myshlenie v reshenii professional'nyh zadach dizaynera: dialektika utilitarnogo i esteticheskogo // Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2021. – № 3(59). – S. 574–579.
9. Nasyrova S. I. Osnovnye polozheniya funkcionirovaniya cheloveko-orientirovannoy ekonomiki v kategoriyah universal'noy shemy vzaimodeystviya // π-Economy. – 2021. – T. 14. – № 6. – S. 29–39.
10. Nasyrova S. I. Ekonomika, orientirovannaya na cheloveka: razrabotka definicii // Russian Journal of Economics and Law. – 2022. – T. 16. – № 2. – S. 258–274.
11. Nasyrova S. I. Tezaurus predmetnoy oblasti cheloveko-orientirovannoy ekonomiki // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. – 2023. – T. 12. – № 6. – S. 95–111.
12. Ovchinnikova O. P., Lebedeva D. V. Formirovanie chelovekocentrichnoy modeli organizacii v sovremennyh usloviyah // Kreativnaya ekonomika. – 2023. – T. 17. – № 9. – S. 3269–3282.
13. Suchilin A. A. Idealy P'era de Kubertena i sovremennoe olimpiyskoe dvizhenie // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. – 2012. – T. 68. – № 4. – S. 68–71.
14. Popov M. L., Ibragimova G. M., Gerkina E. A. Sportivnye organizacii i ih potrebnosti v informacionnom obespechenii // Nauka i sport: sovremennye tendencii. – 2016. – T. 13. – № 4. – S. 81–87.