graduate student from 01.01.2022 to 01.01.2025
Moskva, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
The article analyzes the issues of forming the country's foreign economic strategy under sanction pressure. It examines scholars' views on foreign trade cooperation between countries in contemporary realities and identifies the main priorities of the future foreign trade strategy of the Russian Federation.
export, foreign economic strategy, priorities of foreign economic strategy, national projects
Введение
Одной из важнейших тенденций XXI века является желание различных государств использовать международные экономические инструменты и соглашения для достижения различных внешнеполитических целей, иногда в ущерб странам-партнерам. Разделение экономических и политических целей государств остается в прошлом. Международные экономические инструменты и договоренности все чаще используются для достижения различных политических целей. К числу таких инструментов относятся:
- условия доступа на внутренние рынки;
- использование технологий;
- использование платёжных систем;
- проведение переговоров по долговым и внешнеторговым контрактам. Усиливается система санкционного воздействия на страны за:
- нарушения международного права или общечеловеческих правовых норм;
-права на защиту всеобщего достояния, такого как климат или биоразнообразие и др.
Но, одновременно, санкционное давление используется для продвижения собственных политических интересов, иногда в ущерб странам-партнерам.
Взаимозависимость между множеством целей делает разработку инструментов и, следовательно, их достижение особенно сложной задаче. Так, например, торговая политика не может проводиться без учета ее воздействия на климат, права человека или интересов развивающихся стран.
С другой стороны, смешение политических и экономических интересов участников мирового рынка не всегда приводит к устранению возникающих проблем при помощи дискуссий и обсуждений. Например, часто утверждают, что изменения в торговой политике следует проводить, чтобы добиться изменений в политических режимах, в то время как доказательства эффективности таких политических сдвигов практически нет.
Современные вызовы расширения мировой торговли
Последнее десятилетие века значительно изменило мировую торговую систему. Появились новые меры поддержки внешней торговли, все ярче стал проявляться региональный протекционизм, усилилось санкционное противостояние стран. Инструменты торговой политики уже давно используются для содействия внутреннему экономическому благосостоянию, иногда в ущерб торговым партнерам и влияют на поведение иностранных правительств как в экономической, так и в неэкономической сфере. Доступные инструменты варьируются от импортных тарифов, экспортных субсидий количественных ограничений импорта и экспорта до антидемпинговых пошлин, лицензионных требований и др.
По мнению D. Caldara, M. Iacoviello, P. Molligo, A. Prestipino, A. Raffo, S.J. Evenett, J. Fritz [1, 2] за последние несколько лет неопределенность в торговой политике существенно возросла, поскольку страны стали чаще использовать классические инструменты торговли и экспериментировали с менее прозрачным и «мутным» протекционизмом.
По мнению A. Bradford [3] «Брюссельский эффект», связанный с возможностью дискуссий по любым внешнеторговым вопросам, является важным средством неформального общения, способствующим поиску решений по всем сложным вопросам, связанным с санкциями, торговыми барьерами и другими возникающими проблемами при взаимодействии стран как на мировой арене, так и в интеграционных объединениях.
Любые внешнеторговые соглашения могут быть эффективными только в случае их самодостаточности, т. е. желания стран к отклонению от согласованных правил должны быть сведены к минимуму, с учетом всех возможных непредвиденных обстоятельств. Хотя экономические санкции изначально являются инструментом внешней политики для достижения политических целей, страны все больше используют их для мотивации соблюдения всех аспектов международного права.
По мнению K. Bagwell и R.W. Staiger [4] существует реальная угроза реагирования на нарушения законодательства ВТО введением взаимных санкций, что угрожает стабильности международного торгового порядка. Растущее число санкций, по мнению G. Felbermayr, A. Kirilakha, C. Syropoulos. Yalcin и Y.V. Yotov, вызывает беспокойство, поскольку показывает, что многие предьявленные одними странами другим, скрытые или явные угрозы не помогли решению возникших проблем и санкционный механизм как средство решения проблем применяется все чаще.
Формирование механизмов минимизации санкционного воздействия на внешнюю торговлю.
В связи с усилением санкционного воздействия K. M. Campbell и J. Sullivan [5] предлагают использовать подход, уменьшающий экономическую взаимозависимость между государствами для снижения уязвимости национальных экономик и определения условий и правил мирного сосуществования. Этот подход аналогичен подходу ЕС, который в 2019 г. охарактеризовал свою стратегию в отношении Китая как стратегию одновременного сотрудничества, конкуренции и системного взаимодействия.
Развивая эту концепцию P. Eppinger, G. Felbermayr, O. Krebs и B. Kukharsky [6] в целях минимизации риска фрагментации мировой экономики считают, что необходимо сохранять каналы связи открытыми для общения со всеми государствами, участвующими в санкционной войне и соблюдать основные правила, такие как прозрачность и предсказуемость.
Безусловно, сохранение переговорных возможностей важнейший фактор разрешение внешнеторговых санкционных проблем, но какой должна быть стратегия государства, подвергшегося санкционному давлению?
Рассматривая опыт Российской Федерации в противодействии санкционному давлению Э.Р. Шайбакова, А.И. Гилязова, Д.А. Бутков и Д.В. Давыдов отмечают «что современное состояние национальной экономики обусловлено инерцией экономических ответов в ответ на экономическое давление и санкционную политику недружественных стран и фактически отсутствует механизм превентивного и упреждающего противодействия внешним экономическим угрозам, что негативно сказывается на общем состоянии национальной безопасности экономических систем» [8].
А.А. Угрюмова, А.О. Полынев, И.А. Родионова провели «сравнительный анализ противодействия санкционному давлению и определили типичные группы антисанкционных (защитных) мер, вводимых в ответ на недружественные действия» [9]. Разброс стратегий достаточно велик: от стратегий обхода и противодействия санкционному давлению, до стратегий формирования теневого флота и обратного инжиниринга.
Российская Федерация может максимально использовать накопившийся мировой опыт борьбы с санкционным давлением. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт», решение о продолжении которого уже принято, с 2025 по 2030 года будет решать новые задачи, связанные с развитием внешней торговли Российской Федерации в условиях санкционного давления. Целями обновленного национального проекта будет являться:
- обеспечение технологического суверенитета и лидерства России;
- строительство фундамента для формирования устойчивых цепочек кооперационных связей с партнёрами из дружественных государств;
- выстраивание финансово-расчётной и транспортно-логистической инфраструктуры;
- увеличение объёмов несырьевого неэнергетического экспорта;
- расширение внешнеторгового взаимодействия с дружественными интеграционными группировками и др.
Важнейшим направлением в новой внешнеэкономической стратегии будет являться увеличение экспорта продукции АПК. Глобальные тренды современной мировой торговли позволяют добиться значительных успехов в этом направлении.
В рамках национального проекта в ближайшие несколько лет Российская Федерация будет решать несколько масштабных задач (Таблица 1).
Таблица 1
Приоритетные направления разработки внешнеторговой стратегии Российской Федерации
Приоритет |
Национальная цель |
Формирование общего рынка для торговли и инвестиций |
Развитие транспортной инфраструктуры |
Переориентация экспорта российских энергоносителей на Восток и Юг |
|
Развитие международных транспортных коридоров |
|
Продвижения отечественных технологий |
|
Расширение возможностей страхового сопровождения коммерческих сделок российскими страховыми компаниями |
|
Многостороннее сотрудничество |
Расширение двусторонних внешнеторговых договоров и договоров о ЗСТ |
Развитие инвестиционной деятельности |
Увеличение международных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций |
Увеличение соглашений о свободной торговле услугами |
|
Разработка механизма поддержки ключевых инвестиционных инфраструктурных проектов за рубежом, «в том числе разделяя риски с бизнесом» |
|
Повышение конкурентоспособности экономики |
Обеспечение стабильного экспортно-импортного обмена, в целях доступа российских компаний к критически важным сырьевым ресурсам, технологическому оборудованию, комплектующим. |
Формирование новой независимой финансовой архитектуры |
Активное развитие систем передачи финансовой информации |
Увеличение доли национальных валют во взаиморасчётах. |
|
Использование новых цифровых технологий в расчетах, в том числе блокчейн-технологии |
|
Развитие российской платёжно-расчётной инфраструктуры и продвижение ее для использования ключевыми партнерами |
|
Обеспечение низкоуглеродного развития экономики |
Формирование условий для совместной реализации климатических проектов |
Стимулирование ESG -технологий |
Современная внешнеторговая стратегия должна отвечать на всем современным вызовам, с которыми сталкивается или столкнется в будущем российская экономика.
Выводы
Российская Федерация, несмотря на все экономические трудности продолжает развивать внешнеторговое сотрудничество не только с дружественными и нейтральным странами, но и с интеграционными объединениями стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. Направления сотрудничества России с дружественными странами в целом сконцентрировано на трансформацию партнерской среды.
Разработка новой внешнеэкономической стратегии, учитывающей как опыт стран, подвергшихся санкционному давлению так и новейшие глобальные тенденции мировой экономики, безусловно, будет способствовать дальнейшему расширению внешнеторгового обмена между дружественными и нейтральными странами.
1. Caldara D., Iacoviello M., Molligo P., Prestipino A., and Raffo A. (2020). The Economic Effects of Trade Policy Uncertainty. Journal of Monetary Economics, 109:38–59.
2. Evenett S. J. and Fritz J. (2015). The Tide Turns? Trade Protectionism, and Slowing Global Growth. The 18th GTA Report, CEPR Press.
3. Bradford A. (2020). The Brussels Effect. Oxford University Press, London, UK.
4. Bagwell K. and Staiger R. W. (2004). The Economics of the World Trading System. MIT Press
5. Felbermayr G., Kirilakha A., Syropoulos C., Yalcin E., and Yotov Y. V. (2020a). The global sanctions data base. European Economic Review, 129:103561.
6. Campbell, K. M. and Sullivan, J. (2019). Competition without Catastrophe: How American Can Both Challenge and Coexist with China. Foreign Affairs, 98:96.
7. Eppinger P., Felbermayr, G., Krebs, O., and Kukharskyy, B. (2021). Decoupling Global Value Chains. Working Paper University of Tübingen
8. Shaybakova E. R., GilyazovA A. I., Butkov D. A. i Davydov D.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' i inerciya ekonomicheskogo otveta na sankcionnoe davlenie zapadnyh stran// Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal № 10 (185). 2023. URL:https://eurasialaw-journal.ru/economic-security-and-inertia.html (Data obrascheniya: 29.11.2024).
9. Ugryumova A. A. i dr. Sravnitel'nyy analiz protivodeystviya sankcionnomu davleniyu// Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. 2023. Tom 9. № 3 (35)/
10. Aktual'nye problemy obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah sankciy nedruzhestvennyh gosudarstv: monografiya / [A.V. Suglobov, V.A. Sedyh, A.V. Rodionov, O.V. Savina]; pod red. A.E. Suglobova. - Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya "Dashkov i K°", 2024. - 248 s.
11. Agapova T.N., Annenkova V.G., Voronina N.A., Dianova D.V., Myagkova T.L., Rodinov A.V., Suglobov A.E, Hachatryan G.A. "Aktual'nye voprosy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti predprinimatel'stva, funkcioniruyuschego v usloviyah nestabil'nosti". Kollektivnaya monografiya. 2020.
12. Bank S.V., Suglobov A.E. Tactical and strategic modelling of the corporate financial performance indexes // World Applied Sciences Journal. 2014. T. 29. № 5. S. 683-688.