Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 65 Экономика. Экономические науки
TBK 77 Экономика. Бухгалтерский учет. Финансы
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article presents the results of a study of the processes of forming the development potential of the production units of the penal correction system in the context of increased interaction with representatives of the business community. The data on the level of utilization of the average annual production capacity of enterprises producing various types of food products are analyzed. The main elements of the development potential of production structures and their essential characteristics are identified.
development potential, production structures, penal enforcement system
Актуальность вопроса развития взаимодействия производственных подразделений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС) и других предприятий, являющихся государственными (с различными организационно-правовыми формами), с представителями бизнес-сообщества обусловлена необходимостью повышения эффективности экономики, улучшения качества управления и ускорения внедрения инноваций. Это особенно важно в условиях относительно невысокого уровня загрузки производственных мощностей в различных отраслях, развития процессов цифровой трансформации экономики и связано со стремлением к обеспечению устойчивого развития, основанного на рациональном использовании ресурсов национальной экономики (особенно в рамках мобилизационного сценария развития).
Проблематика формирования потенциала развития государственных производственных структур в условиях активизации взаимодействия с представителями бизнес-сообщества получила развитие в трудах таких ученых, как Аллахвердиев А.И., Алибеков М.М., Маккаева Р.С.А. [1], Попова Е.С., Петренко Ю.А. [2], Эбаев З.С.Э., Исраилова Я.В., Исраилов М.В. [3], Балашова Н.Н., Ерофеева Т.В. [4], Юденко М.Н., Гончарова М.С., Гоибов К.А. [5], Иманов А.Л. [6], Родионов А.В. [7].
Сотрудничество с бизнес-сообществом помогает государственным производственным структурам (в т.ч. и производственным подразделениям УИС) оптимизировать внутренние процессы, снижать издержки и повышать конкурентоспособность. Объединение ресурсов государственного и частного секторов способствует развитию новых отраслей и повышению экономической устойчивости существующих производств.
Частный сектор часто является лидером в области инноваций. Совместные проекты с бизнесом позволяют государственным производственным структурам (в т.ч. и производственным подразделениям УИС) быстрее внедрять передовые разработки. Государственные предприятия получают возможность перенимать лучшие практики управления, повысить оперативность разработки продуктов и оптимизировать процессы работы с контрагентами.
Отметим, что совместное финансирование и управление проектами снижает нагрузку на государственный бюджет и ускоряет реализацию инфраструктурных инициатив. В тоже время участие бизнеса в проектах государственных производственных структур (в т.ч. и производственных подразделений УИС) способствует привлечению дополнительных ресурсов и снижает финансовые риски.
Взаимодействие с бизнесом способствует развитию экономики моногородов и малых населенных пунктов с доминирующим работодателем, являющимся государственной производственной структурой (в т.ч. и производственным подразделением УИС), что прежде всего проявляется при создании новых рабочих мест и повышении уровня жизни местного населения. В тоже время сотрудничество с частным сектором стимулирует внедрение современных стандартов корпоративного управления и повышает уровень ответственности государственных производственных структур (в т.ч. и производственных подразделений УИС). С другой стороны, взаимодействие с государственными предприятиями предоставляет субъектам малого и среднего предпринимательства доступ к крупным проектам, финансированию и стабильным рынкам сбыта (прежде всего речь идет о государственных закупках).
Совместная хозяйственная деятельность укрепляет доверие между государством и частным сектором, стимулируя дальнейшее развитие экономики. Следует учитывать, что сформировавшиеся стереотипы и негативный опыт взаимодействия могут снижать мотивацию бизнеса к сотрудничеству с государственными производственными структурами. В тоже время несовершенство законодательной базы и сложные административные процедуры затрудняют развитие такого рода партнёрств и процессов взаимодействия. Следует также отметить и проблематику обеспечения экономической безопасности. Недостаточная прозрачность и контроль в рамках исследуемых процессов взаимодействия могут привести к злоупотреблениям.
Однако основным фактором, обеспечивающим потенциал такого рода взаимодействия, является возможность повышения эффективности использования существующих ресурсов национальной экономики. Совместные проекты позволяют государственным предприятиям эффективнее использовать бюджетные средства. В тоже время, частным предприятиям не нужно создавать новые дублирующие производственные мощности в отраслях с низким уровнем загрузки основных фондов (Таблица 1). Кооперация ресурсов позволяет использовать высвобождающиеся резервы на проекты интенсификации и инновационного развития.
Таблица 1
Уровень использования среднегодовой производственной мощности предприятий, осуществляющих выпуск различных видов пищевых продуктов, % (2017 – 2023 г.г.)
|
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Мясо крупного рогатого скота, свинина, баранина, козлятина, конина и мясо прочих животных семейства лошадиных, оленина и мясо прочих животных семейства оленьих (оленевых) парные, остывшие или охлажденные |
66 |
69 |
71 |
73 |
75 |
76 |
75 |
Мясо и субпродукты пищевые домашней птицы |
76 |
74 |
77 |
67 |
72 |
77 |
78 |
Изделия колбасные, включая изделия колбасные для детского питания |
57 |
55 |
54 |
53 |
55 |
54 |
55 |
Консервы мясные (мясосодержащие), включая консервы для детского питания |
56 |
50 |
55 |
24 |
36 |
43 |
58 |
Плодоовощные консервы |
47 |
48 |
46 |
49 |
52 |
54 |
56 |
Масла растительные и их фракции нерафинированные |
59 |
63 |
67 |
81 |
72 |
74 |
75 |
Молоко, кроме сырого |
50 |
51 |
51 |
54 |
54 |
55 |
54 |
Масло сливочное и пасты масляные |
38 |
36 |
38 |
36 |
38 |
45 |
38 |
Сыры |
48 |
46 |
55 |
51 |
55 |
55 |
57 |
Продукты молочные сгущенные 3 |
68 |
68 |
57 |
56 |
51 |
55 |
49 |
Мука из зерновых культур, овощных и других растительных культур; смеси из них |
52 |
52 |
57 |
56 |
55 |
58 |
59 |
Крупа |
37 |
38 |
37 |
38 |
43 |
47 |
48 |
Изделия хлебобулочные недлительного хранения |
42 |
42 |
42 |
44 |
43 |
43 |
45 |
Сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок |
95 |
90 |
94 |
89 |
90 |
93 |
90 |
Кондитерские изделия |
61 |
63 |
65 |
63 |
64 |
64 |
66 |
Партнёрство и кооперация государственных и частных производственных структур стимулирует развитие ключевых отраслей и позволяет привлекать дополнительные инвестиции. Обеспечивается модернизация инфраструктуры, повышение доступности услуг и снижение безработицы прежде всего за счет более эффективного использования трудовых ресурсов.
Формирование потенциала развития предприятий любой формы собственности и организационно-правовой формы осуществления производственной деятельности является актуальной задачей в условиях динамично изменяющейся рыночной среды, усиления конкуренции, материализации системных угроз экономической безопасности и перехода к цифровой экономике. Этот вопрос касается способности хозяйственных структур адаптироваться к внешним вызовам, сохранять устойчивость и реализовывать долгосрочные стратегические цели.
Современные рынки требуют постоянного внедрения новых технологий, продуктов и услуг. Формирование потенциала развития производственных подразделений УИС в условиях активизации взаимодействия с представителями бизнес-сообщества позволяет им повышать конкурентоспособность.
Производственные структуры вынуждены адаптироваться к внедрению цифровых технологий, таких как искусственный интеллект, автоматизация, блокчейн и другие. Инвестиции в развитие потенциала помогают избежать технологической стагнации.
В тоже время формирование потенциала развития укрепляет устойчивость предприятий в условиях углубления экономических и финансовых кризисов. Способность быстро реагировать на изменения, такие как колебания спроса, цены на сырьё и валютные курсы, становится важным элементом стратегии активизации развития.
Эффективное использование финансовых, материальных, интеллектуальных и организационных ресурсов повышает общую производительность в условиях активизации взаимодействия с представителями бизнес-сообщества. Основные элементы потенциала развития производственных структур представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Основные элементы потенциала развития производственных структур
Элементы потенциала развития производственных структур |
Сущностные характеристики |
Инновационный потенциал |
Способность разрабатывать и внедрять новые продукты, услуги и технологии |
Кадровый потенциал |
Наличие квалифицированного персонала, готового к обучению и адаптации к изменениям |
Финансовый потенциал |
Достаточные ресурсы для реализации инвестиционных проектов |
Производственный потенциал |
Современное оборудование, технологии и инфраструктура |
Управленческий потенциал |
Эффективные механизмы принятия решений и стратегического планирования |
Проблемы формирования потенциала связаны прежде всего с недостатком инвестиций. Ограниченность финансовых ресурсов может тормозить развитие. Слабое стратегическое управление и отсутствие чётких планов достижения долгосрочных целей также ограничивает возможности для формирования потенциала. В данном случае следует также учитывать такие сдерживающие факторы, как сопротивление изменениям и другие внутренние барьеры (сопротивление сотрудников, бюрократия), которые могут затруднять внедрение новых подходов.
Формирование потенциала развития производственных подразделений УИС в условиях активизации взаимодействия с представителями бизнес-сообщества — это стратегическая необходимость для хозяйствующих субъектов, стремящихся к устойчивости и росту в условиях современных вызовов. Акцент на инновации, кадровое развитие и управление ресурсами позволяет интегрированным структурам адаптироваться к изменениям, повышать эффективность и достигать своих целей.
1. Allahverdiev A.I., Alibekov M.M., Makkaeva R.S.A. Formirovanie sistemy menedzhmenta proizvodstvennogo potenciala predpriyatiya // Zhurnal prikladnyh issledovaniy. 2022. T. 8. № 11. S. 662-667
2. Popova E.S., Petrenko Yu.A. Formirovanie sistemy diagnostiki proizvodstvennogo potenciala predpriyatiya // Evraziyskiy soyuz uchenyh. 2015. № 4-2 (13). S. 149-150
3. Ebaev Z.S.E., Israilova Ya.V., Israilov M.V. Osobennosti formirovaniya potenciala proizvodstvennoy sistemy kompanii v usloviyah cifrovizacii // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2018. № 6-3 (86). S. 224-226
4. Balashova N.N., Erofeeva T.V. Organizacionno-ekonomicheskie napravleniya formirovaniya proizvodstvennogo potenciala // Agrarnyy vestnik Urala. 2007. № 6 (42). S. 92-93
5. Yudenko M.N., Goncharova M.S., Goibov K.A. Rol' proizvodstvennogo potenciala v formirovanii investicionnoy privlekatel'nosti regiona // Vestnik fakul'teta upravleniya SPbGEU. 2019. № 6. S. 82-88
6. Imanov A.L. Principy formirovaniya proizvodstvennogo potenciala v agrarnoy sfere // Vestnik Tadzhikskogo tehnicheskogo universiteta. 2012. № 1 (17). S. 69-72
7. Problemy obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii na regional'nom i otraslevom urovnyah : monografiya / A. A. Buravova [i dr.] ; pod red. A. V. Rodionova. – Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2024. – 233 s.