from 01.01.1993 to 01.01.2021
Orenburg, Russian Federation
Orenburg, Orenburg, Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
GRNTI 06.35 Учетно-экономические науки
The research topic is determined by the need, provided by law, to implement internal control over accounting and preparation of financial reporting in economic entities subject to mandatory audit. At the same time, one of the goals of internal control is to verify compliance with the requirements of legislative and regulatory acts by controlled persons - accountants (accounting compliance control). The problem lies in the uncertainty regarding the list of regulatory acts, compliance with the provisions of which must be verified, the need to identify areas and segments of verification, the absence of systematized methodological foundations of accounting compliance control. The purpose of the study is to formulate methodological provisions governing the implementation of accounting compliance control in commercial organizations. The following methods were used in the study: logical, monographic, comparison and contrast, expert. As a result, the principles that a compliance controller should be guided by are proposed, legislative and regulatory acts that are the basis for implementing accounting compliance control are classified by regulation levels, requirements for the professional judgment of the controller and the directions for its formation are defined, and a form of a working document for recording the results of the control performed is proposed. The object of the study is the relations arising during the implementation of accounting compliance control, the subject of the study is the methodology and methods of its implementation. The theoretical significance of the study lies in the development of principles for implementing accounting compliance control, identifying characteristic features and determining the areas of application of the professional judgment of the controller. The classified list of legislative and regulatory frameworks that are the criterion for implementing control, certain categories of compliance controllers and the proposed form of the working document are of practical importance.
professional judgment, accounting compliance control, compliance controller, professional ethics
ВВЕДЕНИЕ
Определение бухгалтерского комплаенс-контроля является дискуссионным вопросом в отечественной и зарубежной науке. В широком понимании комплаенс-контроль известен как вид контрольной деятельности, направленной на предупреждение и выявление фактов нарушения законодательства [1]. Но его бухгалтерский аспект затрагивается сравнительно редко и в основном также опирается на целевую направленность (противодействие нарушениям законодательных и нормативных актов) и организационную функциональность - часть системы внутреннего контроля, что отмечено в трудах российских ученых [ 2, 3, 4, 5].
Значимость бухгалтерского комплаенс-контроля и применения этических кодексов в финансовой сфере резко возросла в начале XXI века. Причинами стали экономические кризисы, связанные с недостоверностью финансовой отчетности крупных корпораций, повлекшие существенное нарушение интересов множества инвесторов, положившихся на данные, содержащиеся в отчетности и проверенные внешними аудиторами. А процессы глобализации, выхода международных компаний на мировой рынок ценных бумаг выявили повсеместную необходимость в принятии мер, подобных отраженным в Законе Сарбейнса-Оксли 2002 года. В этом законе впервые в отношении развития внутреннего бухгалтерского комплаенс-контроля были закреплены положения:
- обязывающие руководство корпораций-эмитентов ценных бумаг создать специальную структуру (комитет по аудиту или аналогичное подразделение), которое, помимо прочих функций, касающихся взаимодействия с аудиторскими фирмами, выполняет надзор за процедурами бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности, либо, при отсутствии такой структуры, поручить осуществление такого контроля совету директоров;
- отражающие совокупность нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и составление финансовой отчетности;
- устанавливающие корпоративную ответственность за осуществление внутреннего контроля процедур составления финансовой отчетности и оценку его эффективности;
- вводящие обязательство руководства эмитента по установлению кодекса этических норм для лиц, занимающих высшие финансовые и бухгалтерские должности. Эти нормы должны включать положения, необходимые для обеспечения: этичного поведения; раскрытия информации в отчетности, удовлетворяющего требованиям полноты, понятности, точности и своевременности; и самое главное для комплаенса - соответствия регламентирующим нормам.
В Российской Федерации часть перечисленных положений, касающихся состава регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность нормативных актов, ответственность руководства за организацию бухгалтерского комплаенс-контроля, вошла в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года (далее – Закон о бухгалтерском учете). В то же время обязательства создания специальной структуры для бухгалтерского комплаенс-контроля и введения кодекса этики для главных бухгалтеров и (или) руководителей финансовых подразделений в российском законодательстве до настоящего времени отсутствуют. Даже установленные в Законе о бухгалтерском учете требования к главному бухгалтеру ряда экономических субъектов, в число которых входят и эмитенты, касаются только образования, стажа работы и отсутствия судимости по экономическим преступлениям. Но такое положение дел представляется недостаточным для защиты интересов широкого круга стейкхолдеров. Все перечисленные обстоятельства обусловливают проблему определения принципов, а также совокупности законодательных и нормативных актов, которые должны применяться в ходе осуществления бухгалтерского комплаенс-контроля.
ОСОБЕННОСТИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Возможность осуществления профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета и финансового контроля (аудита) во многих странах регулируется с помощью профессиональных организаций. В России саморегулированию подлежит только аудиторская деятельность, а родственная ей деятельность по выполнению функций бухгалтерского комплаенс-контроля не является сферой государственного или профессионального регулирования. Поэтому лица, отвечающие за составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, нормативной базой не обязываются соблюдать требования этических кодексов. Это значительно повышает риски предоставления недостоверной, искаженной информации и требует больших затрат времени и внимания от контролирующих лиц.
Решением данной проблемы может быть инициативное принятие советами директоров или другими исполнительными органами общественно значимых организаций внутренних положений в отношении руководителей финансово-бухгалтерских служб, устанавливающих обязательность выполнения этических требований кодексов этики профессиональных бухгалтеров.
В отношении бухгалтерского комплаенс-контроля, представляется логичным, что данная профессиональная деятельность для соответствия принятым в российской и международной практике этическим требованиям должна соответствовать кодексам:
- Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ);
- Профессиональной этики аудиторов России (КПЭА);
- Саморегулируемой организации «Ассоциация аудиторов «Содружество» (СРО ААС);
- Международной федерации бухгалтеров - International Federation of Accountants (IFAC, МФБ);
- Института внутренних аудиторов - Institute of Internal Auditors (IIA, ИВА);
- Международной комплаенс-ассоциации - International Compliance Association (ICA, МКА) [5].
Кодекс этики МФБ заявлен в качестве основы формирования отечественных кодексов этики бухгалтеров и аудиторов, поэтому его положения стали основой для сравнения требований других кодексов, что представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Краткое содержание этических принципов бухгалтеров, аудиторов и контролеров
Принципы и раскрывающие их ключевые положения |
Наличие положений в Кодексах этики |
|||||
МФБ |
ИПБ России
|
КПЭА |
СРО ААС |
ИНТОСАИ |
ИВА |
|
Честность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+* |
+ |
- прямота (открытость) |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- порядочность (справедливость) |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- соблюдается во всех профессиональных и деловых отношениях |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- правдивость и твердость характера для действий надлежащим образом, невзирая на неблагоприятные последствия для себя или организации |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- приверженность своей позиции в сложных ситуациях |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- критическое отношение к позиции других, если того требуют обстоятельства |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- избегать связанности с информацией, если она неверна, составлена небрежно, содержит неисправленные существенные пропуски и искажения |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Объективность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- применение профессионального суждения вне зависимости от предвзятости, конфликта интересов, чрезмерного влияния третьих лиц |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- избегание отношений, которые могут повлиять на профессиональное суждение |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- раскрытие существенных фактов, которые, будучи нераскрытыми, могут исказить мнение об организации |
|
|
|
|
|
+ |
Профессиональная компетентность и должная тщательность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+** |
- приобретение и поддержание профессиональных знаний и навыков на уровне, обеспечивающее качество оказываемых услуг; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- тщательное выполнение служебных обязанностей в соответствии с техническими и профессиональными стандартами |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- надзор за поддержание соответствующего уровня подготовки и выполнения обязанностей подконтрольными лицами; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- информирование клиентов об ограничениях, присущих оказываемым услугам |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- выполнение только тех услуг, для которых имеются необходимые знания и навыки |
|
|
|
|
|
+ |
Конфиденциальность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+*** |
|
- обеспечение конфиденциальности профессиональной информации; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- проявление осмотрительности в отношении непреднамеренного раскрытия информации, внутри организации и даже за пределами деловых отношений; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- исключение случаев использования конфиденциальной информации для получения личных преимуществ или в интересах третьих лиц; |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
- обеспечение конфиденциальности информации, полученной во время оказания услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
- одновременно с соблюдением конфиденциальности обеспечение необходимой прозрачности информации |
|
|
|
|
+ |
|
Профессиональное поведение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- соблюдение соответствующих законов и нормативных актов; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- поведение в рамках обязанностей профессии; нацеленность на общественные интересы в профессиональной деятельности; |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
- ориентация на цели своей организации и вклад в ее развитие |
|
|
|
|
|
+ |
- избегание дискредитирующих профессию действий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- при рекламе и предложении услуг не преувеличивать квалификацию, опыт, не проводить необоснованных сравнений с другими специалистами и не отзываться о них пренебрежительно |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
* - в Своде этических правил ИНТОСАИ трактуется как моральная добросовестность
** - этот принцип в документах ИВА обозначен как компетентность
*** - в Своде этических правил ИНТОСАИ трактуется как конфиденциальность и прозрачность
источник – составлено авторами на основе материалов по ссылкам 2-7
Во всех кодексах этики приведены совпадающие этические принципы честности, объективности и компетентности. Конфиденциальность и профессиональное поведение напрямую не упомянуты только в кодексе этики ИВА, в то же время в нем при раскрытии других норм упоминаются положения, которые можно отнести к данным принципам: так, внутреннему аудитору предписано остерегаться разглашения информации, которая может нанести вред организации, соблюдать законы и избегать дискредитирующих действий.
Дополнения к положениям принципов этики, изложенных в кодексах бухгалтеров и аудиторов, со стороны ИНТОСАИ и ИВА, отраженные в таблице 1, можно объяснить спецификой профессиональной деятельности в области бухгалтерского учета [5]:
- в документе ИВА отдельным положением выдвигается раскрытие существенных фактов, которые могут исказить мнение о проверяемом субъекте. Это сделано ввиду первоочередного выполнения внутренним аудитором контрольной функции. В бухгалтерском учете на первом месте – информационная функция, и требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности подразумевают ее достоверность и полноту, что обеспечивает раскрытие профессиональным бухгалтером всех существенных фактов, влияющих на мнение заинтересованных пользователей;
- ИНТОСАИ устанавливает в качестве необходимого условия баланс между соблюдением конфиденциальности и открытостью информации, это обусловлено спецификой объектов профессиональной деятельности государственных аудиторов. С помощью реестра бухгалтерской (финансовой) отчетности обеспечивается прозрачность и доступность ее информации, не являющейся конфиденциальной, поэтому данное требование в законодательной и нормативной базе бухгалтерско-аудиторской профессии тоже содержится и обязательно к выполнению.
В нормативных документах МКА в последние годы произошли изменения, связанные с распространением комплаенс-контроля на многие сферы финансово-хозяйственной деятельности, что затрудняет конкретизацию требований к профессиональному поведению. Поэтому в положениях МКА в настоящее время даются общие установки, показывающие, что можно делать членам ассоциации и что запрещается. Учитывая, что разновидности комплаенса выходят за рамки финансового контроля, положения, ранее имеющие подробные описания, в настоящее время обобщены в два раздела: что следует выполнять в процессе профессиональной коммуникации (do’s) и чего делать не рекомендуется (don’t’s)[8]. Этими требованиями предписывается:
- уважать взгляды и убеждения других специалистов и избегать чрезмерной критики и негатива, оскорблений и незаконных действий, что согласуется с положениями принципов профессионального поведения;
- уважать интеллектуальную собственность, не разглашать частных сведений, полученных в ходе коммуникации (частично отражает соблюдение принципа конфиденциальности, предусматривающего сохранение информации, ставшей известной в ходе выполнения услуг и проверок);
- использовать функции коммуникации для профессионального развития, что соответствует одному из требований принципа профессиональной компетентности, и не рекламировать свои услуги напрямую через МКА, что тоже совпадает с целями принципа профессионального поведения.
Таким образом, для осуществления бухгалтерского комплаенс-контроля считаем необходимым соблюдение этических принципов МФБ и ИПБ России, которые в целом шире, чем установки МКА.
Определение круга субъектов, выполняющих функции этого вида контроля, зависит от их принадлежности к конкретной категории согласно классификации видов контроля (внутренний и внешний), а также круга полномочий контролирующих и контролируемых лиц. Базируясь на классификации видов контроля [6], можно предложить следующие категории комплаенс-контролеров:
- сотрудники службы бухгалтерского учета (в порядке самоконтроля);
- внутренние контролеры (сотрудники подразделения внутреннего контроля, главный бухгалтер);
- внутренние аудиторы (работники независимого подразделения, выполняющие функции мониторинга внутреннего контроля);
- внешние контролеры (внешние аудиторы; сотрудники государственных органов, выполняющих функции финансового контроля; представители профессиональных организаций, членами которой являются контролируемые лица и др.).
Следующей проблемой, не имеющей конкретного решения, остается вопрос о требованиях, которые должны выполняться в процессе ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и проверяться в ходе бухгалтерского комплаенса [5], вследствие чего возникает потребность в обобщении и классификации законодательной и нормативной базы, соблюдение положений которой является предметом бухгалтерского комплаенс-контроля (таблица 2).
Предлагается дополнить уровни регулирования бухгалтерского учета, установленные в научно-методической литературе, еще двумя – международным и профессиональным.
Таблица 2 – Классификация законодательной и нормативной базы при осуществлении бухгалтерского комплаенс-контроля
Уровень |
Примеры законодательных или нормативных актов |
Примечания |
Международный |
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), Международные стандарты аудита |
Используются при комплаенс-контроле организаций, составляющих отчетность по МСФО, а также подлежащих обязательному аудиту |
Законодательный |
ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О консолидированной отчетности», Бюджетный кодекс РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О противодействии коррупции» и др. |
Применяются к субъектам в зависимости от вида их экономической деятельности и организационно-правовых форм |
Нормативный |
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету), отраслевые стандарты бухгалтерского учета |
|
Профессиональный |
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России, Кодекс профессиональной этики аудиторов и др. |
Выполняются контролируемыми лицами - членами профессиональных сообществ |
Методический |
Рекомендации и информация (обобщенная практика применения законодательства) Минфина России, рекомендации негосударственных регуляторов (ИПБ России, СРО ААС и др.) |
Применяются в случаях установления их положений в качестве обязательных к применению внутренними регулирующими документами экономического субъекта |
Внутренний |
Учетная политика организации Положение о внутреннем контроле Кодекс этики работников организации Антикоррупционная политика Правила внутреннего распорядка Должностные инструкции и др. |
|
Источник: составлено авторами
Очевидно, перечисленные в таблице 2 уровни законодательного и нормативного регулирования принимаются в качестве императива представителями бухгалтерского комплаенс-контроля в зависимости от круга их полномочий и специфики контролируемого экономического субъекта. Особенности проверки того или иного нормативного акта, равно как и сегменты деятельности, охватываемые контрольными действиями, являются областями профессионального суждения комплаенс-контролера.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СУЖДЕНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Вопросам реализации профессионального суждения в рамках проводимых мероприятий внутреннего контроля, посвящены работы М.А. Азарской [7], Ф. Флугира (F. Frugier) [8], Т. Раутенштрауха (T. Rautenstrauch), С. Ханзайка (S. Hunzike) [9], а также раскрыты в предыдущих статьях авторов [10, 11]. Проведенный обзор современных подходов к организации внутреннего контроля показал, что вопросы бухгалтерского комплаенс-контроля, как отдельного бизнес-процесса, настроенного исходя из профессионального суждения специалиста, требуют дополнительного изучения, описания и уточнения.
Анализ особенностей комплаенс-контроля в бухгалтерском учете позволил выделить следующие характерные черты профессионального суждения [10] в этой области:
- формировать суждение может только независимый специалист, имеющий высокую квалификацию, работающий вне структуры бухгалтерской службы (отдел внутреннего контроля, внутреннего аудита, экономической безопасности, ревизионная комиссия и т.д.);
- главный бухгалтер не должен совмещать функции внутреннего контролера и проводить комплаенс-контроль, несмотря на то, что традиционно этот вид контроля рассматривается как часть внутреннего контроля. Это объясняется неизбежным возникновением конфликта интересов и рисков, особенно при контроле соблюдения этических принципов;
- суждение имеет четкую ориентацию на контроль соблюдения конкретных норм законодательства и принятых этических требований, неопределенность присуща только методологическим аспектам проводимой проверки;
- суждение должно быть сформировано добросовестно, объективно, сделанные выводы должны иметь четкую аргументацию и идентифицировать возможные риски;
- суждение должно основываться на принципах, специально сформулированных для бухгалтерского комплаенс-контроля. Это обосновывается спецификой и относительной новизной данного вида контроля в бухгалтерском учете;
- суждение должно ориентироваться не только на общепринятые и локальные императивы, но и учитывать трудовые функции и должностные инструкции сотрудников службы бухгалтерского учета;
- формируемое суждение должно основываться на принципах этики, специалист должен осознавать уровень ответственности за выносимое суждение.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости выделения профессионального суждения в области бухгалтерского комплаенс-контроля в самостоятельную категорию.
Требования к профессиональному суждению в области бухгалтерского комплаенс-контроля приведены в таблице 3.
Таблица 3 – Требования к профессиональному суждению в области бухгалтерского комплаенс-контроля
Требование |
Характеристика |
Пример области применения |
Недопущение концентрации полномочий контроля |
Профессиональное суждение специалиста, концентрирующего контрольные полномочия в одних руках, может быть недостоверным и сформированным в интересах самого контролера (угроза самоконтроля) или третьих лиц |
- Периодичность контрольных мероприятий; - применяемые процедуры контроля; - виды и уровни рисков. |
Приемлемость методологии комплаенс-контроля |
Профессиональное суждение должно основываться на уместных для данного экономического субъекта программах и методах контроля |
- Политика комплаенс-контроля; - периодичность контрольных мероприятий; - применяемые процедуры контроля; - документальное оформление комплаенс-контроля; - автоматизация процесса комплаенс-контроля |
Надежность |
Профессиональное суждение должно основываться на верифицированных источниках |
- формальная проверка; - проверка по существу. |
Ясность |
Сформированное профессиональное суждение должно быть изложено ясно, четко и конкретно, с использованием общепринятого терминологического аппарата, чтобы не допускать противоречивых интерпретаций |
- результаты комплаенс-контроля; - оценка рисков экономического субъекта |
Источник: составлено авторами
Исследование сущности, нормативного регулирования, а также современных проблем организации комплаенс-контроля позволило выделить следующие области формирования профессионального суждения в отношении бухгалтерского комплаенс-контроля экономического субъекта:
- сегменты экономической деятельности, охватываемые контрольными действиями;
- политика комплаенс-контроля;
- элементы системы комплаенс-контроля;
- принципы комплаенс-контроля;
- процедуры комплаенс-контроля;
- группы рисков и их уровни;
- периодичность проведения контрольных мероприятий;
- эффективность комплаенс-контроля.
Предлагаемые направления формирования профессионального суждения в отношении внутреннего контроля систематизированы в таблице 4.
Таблица 4 – Направления формирования профессионального суждения в отношении бухгалтерского комплаенс-контроля
Область профессионального суждения |
Направления профессионального суждения |
Примеры профессионального суждения |
Сегменты экономической деятельности, охватываемые контрольными действиями |
Подход к определению контролируемого сегмента |
Выбор подхода к комплаенс-контролю (риск-ориентированный, попроцессный, пообъектный и др.). Выбор обособленных подразделений экономического субъекта при формировании плана проверок на основе оценки риска нарушений при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности. Выбор объектов учета, которые необходимо проверить в связи с планируемыми действиями (дополнительной эмиссии ценных бумаг, финансовых вложений, финансовых результатов и т.п.). |
Политика комплаенс-контроля |
Цели и задачи |
Четкая формулировка цели и задач бухгалтерского комплаенс-контроля с учетом специфики экономического субъекта |
Принципы контроля |
Описание принципов, реализуемых в политики конкретного экономического субъекта |
|
Ключевые процессы контроля |
Описание мероприятий по идентификации рисков. Описание средств контроля для предотвращения существующих и потенциальных рисков. Описание процедур мониторинга об эффективности реализуемых средств контроля. Описание процедур устранения трудностей контроля по мере их возникновения. |
|
Отношение руководства экономического субъекта к комплаенс-контролю |
Оценка позиции руководства по отношению к комплаенс-контролю |
|
Элементы системы комплаенс-контроля |
Контрольная среда |
Разработка чек-листов для контроля и самоконтроля сотрудников в части соблюдения действующих императивов в области бухгалтерского учета и этических норм. |
Оценка рисков |
Формирование дифференцированной системы рисков, реально присущих экономическому субъекту в части ведения бухгалтерского учета и возможностей нарушения норм профессиональной и корпоративной этики. |
|
Эффективность контроля |
Разработка четких и понятных критериев оценки качества бухгалтерского комплаенс-контроля. |
|
Принципы комплаенс-контроля |
Превентивность |
Установление сроков проведения проверок с целью предотвращения ошибок и рисков, связанных с невнимательностью сотрудников. |
Дисфункциональность |
Разработка плана проверок для предотвращения снижения мотивации и желания работать сотрудников из-за чрезмерных мероприятий контроля. |
|
Коррективность |
Разработка пакета документов для оформления результатов комплаенс-контроля. Формализация процедур исправления обнаруженных ошибок. |
|
Надежность |
Оптимизация количества, сроков и объемов проводимых контрольных мероприятий |
|
Процедуры комплаенс-контроля |
Проверка по существу |
Для оценки законности проведенной операции определяется объем проверяемых документов, проводится их группировка, выбирается временной охват выборки |
Инспектирование |
Оценка правильности оформления фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. Оценка соответствия сделанных бухгалтерских записей положениям учетной политики и другим нормативным актам. |
|
Повторное проведение контрольных процедур |
Описание условий проведения повторных процедур комплаенс-контроля. |
|
Группы рисков и их уровни |
Система рисков |
Формирование классификатора рисков для целей проведения комплаенс-контроля |
Концентрация рисков |
Формирование карты рисков с указанием риск-аппетита, его категории, причин возникновения, потенциального влияния |
|
Управление рисками |
Разработка шкалы для оценки возможных негативных последствий от реализации рисков |
|
Периодичность проводимых мероприятий комплаенс-контроля |
Ежедневно |
График проведения контрольных мероприятий |
Ежемесячно |
||
Ежеквартально |
||
Ежегодно |
||
Эффективность комплаенс-контроля |
Применяемые методики анализа эффективности контроля |
Разработка внутреннего регламента оценки эффективности бухгалтерского комплаенс-контроля |
Количественные показатели эффективности контроля |
Выбор и закрепление конкретных количественных показателей для идентификации эффекта от контрольных процедур (количество внешних проверок со стороны контролирующих органов; объем полученных штрафных санкций) |
|
Качественные показатели эффективности контроля |
Описание качественных показателей для идентификации эффекта комплаенс-контроля (снижение текучести кадров в бухгалтерии, повышение общего уровня квалификации, исключение случаев возникновения конфликта интересов) |
Источник: составлено авторами
Формирование профессионального суждения, на наш взгляд, нуждается в документальном оформлении. В качестве документа предлагается использовать «Рабочий документ комплаенс-контролера» (рис. 1)
Утверждаю
_________/______________
(Подпись) (ФИО)
______/______/__________
(Дата)
Рабочий документ комплаенс-контролера
Направления комплаенс-конроля в бухгалтерском учете |
Нормативные документы |
Отметка о соблюдении (да/нет) |
Риски |
Внешние нормативные документы |
ФЗ «О бухгалтерском учете» |
|
|
Федеральные стандарты бухгалтерского учета (положения по бухгалтерскому учету), отраслевые стандарты бухгалтерского учета |
|
|
|
План счетов бухгалтерского учета |
|
|
|
Рекомендации и информация (обобщенная практика применения законодательства) Минфина России |
|
|
|
Локальные нормативные документы |
Учетная политика организации |
|
|
Положение о внутреннем контроле |
|
|
|
Антикоррупционная политика |
|
|
|
Правила внутреннего распорядка |
|
|
|
Кодекс этики |
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России |
|
|
Корпоративные нормы |
Кодекс корпоративный этики |
|
|
Должностные инструкции |
|
|
Комплаенс-контролер:
____/_____/____ _________/_________________
(Дата) (Подпись) (ФИО)
Рис.1 – Бланк «Рабочий документ комплаенс-контролера»
Источник: разработано авторами
Аналогичным образом может быть сформирован пакет локальных документов для оформления всех процедур бухгалтерского комплаенс-контроля.
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование возможности формирования профессионального суждения при организации бухгалтерского комплаенс-контроля экономического субъекта, позволяет сформулировать ряд выводов и рекомендаций:
- сравнение применяемых в сфере бухгалтерского учета и финансового контроля принципов профессиональной этики демонстрирует их совпадение по многим позициям, отличия представляют принципы Международной комплаенс-ассоциации в силу универсальности областей, где может осуществляться комплаенс-контроль;
- функции бухгалтерского комплаенс-контроля могут выполняться внутренними и внешними субъектами, при этом следует избегать конфликта интересов и возникновения угрозы самоконтроля;
- в силу особенностей комплаенс-контроля в области бухгалтерского учета и отчетности уровни регулирующих документов предлагается дополнить международным и профессиональным;
- выдвинутые в статье требования к профессиональному суждению комплаенс-контролера позволят соблюсти основополагающие принципы этики в области контрольной деятельности;
- предложенные направления профессионального суждения комплаенс-контролера в сфере бухгалтерского учета и отчетности и форма рабочего документа являются методической основой проведения проверок и способствуют формулировке выводов по результатам контроля.
1. Yakimova V.A., Radomsky V.S. Compliance control as a tool for ensuring the economic security of companies in the field of electronic commerce // National interests: priorities and security. – 2021. – vol. 17, No. 8. – pp. 1491 – 1518. https://doi.org/10.24891/ni.17.8.1491 (in Russ.)
2. Melnik M. V., Suglobov A.E. Modernization of accounting, analytical and control processes in the conditions of digitalization of the economy // Problems of economics and legal practice. – 2021. – vol. 17, No. 2. – pp. 117-126. (in Russ.)
3. Satdarova D.R., Kulikova L.I. External accounting compliance control as an effective tool to combat falsification of financial reporting data // Economics and modern Management: theory and practice. - 2015. – No. 50. – pp. 27-33. (in Russ.)
4. Khoruzhiy L.I., Alborov R.A. Methodology for controlling the reliability of indicators of accounting (financial) statements of an organization // Bulletin of the IPB (professional accountants). – 2019. – No. 4. – pp. 6-14. (in Russ.)
5. Pankova S. V. Contribution of accounting compliance control to the implementation of government strategies / S. V. Pankova // Bulletin of the IPB (Bulletin of Professional Accountants). - 2021. – No. 5. – pp. 30-37. – DOIhttps://doi.org/10.51760/2308-9407_2021_5_30. (in Russ.)
6. Bulyga R. P. Classification and standardization of financial control and audit in the Russian Federation / R. P. Bulyga // Accounting. Analysis. Audit. – 2017. – No. 5. – pp. 10-17. (in Russ.)
7. Azarskaya M.A. The essence of the auditor's professional judgment / M.A. Azarskaya // Audit statements. - 2012. - No. 1-2. - pp. 92-102. (in Russ.)
8. Frugier, F. Die Einrichtung Moderner Interner Kontrollsysteme in Unternehmen. / F. Frugier. - Verlag: Druck Diplomica, Hamburg, 2009. - 101 pp.
9. Rautenstrauch, T. Stärkung des IKS. / T. Rautenstrauch, S. Hunzike. - WEKA Finanzen – Das Schweizer Portal für Rechnungswesen. Controlling und Buchhaltung, 2010. – 27 pp.
10. Pankova S. V., Satalkina E.V. Adaptation of the integrated model of internal control to the activities of non-governmental non-profit organizations // Bulletin of the IPB (Bulletin of Professional Accountants), 2022. - No. 1. - pp. 18-28. (in Russ.)
11. Satalkina E. V., Pilipenko A.V. The principle of prevention in the internal control system of an economic entity // Economics and Entrepreneurship, 2018. - No. 7. - pp. 1029-1032. (in Russ.)